
Привет, Хабр! На связи Артур Арсенов — Product Design Lead международной компании Garage Eight. Наша компания создает финансовые продукты для международного рынка — торговые, инвестиционные и образовательные.
Я веду стримы о ведущих русскоговорящих дизайнерах, которые внесли вклад в развитие культуры дизайна и всего такого. А для тех, кому больше нравится читать тексты, дублирую здесь. Если пропустили первый выпуск — переходите по ссылке. Сегодня расскажу о людях, благодаря которым русский дизайн стал таким, каким его знают в мире.
Илья Михайлов
Многие дизайнеры из студии Лебедева не очень медийны, но в профессиональной среде они знамениты. Один из них — Илья Михайлов, он создал более 200 проектов в области веба, айдентики, промышленного и средового дизайна. Интересный факт: большая часть наград студии Артемия принадлежат его работам, например сайту отеля «Феликс Завойский».
В 2012 году Илья присоединился к Сбербанк-Технологиям, а после стал дизайн-директором Яндекса. Сейчас он отвечает за концепции интерактивных систем, промышленный и средовой дизайн в SberDevices.
Как повлиял на дизайн-культуру
Илья продвинул русский дизайн до статуса одного из лучших в мире. У его работ тщательно выстроенная композиция, невероятная любовь к деталям и колористика. Он четко понимает цвет, свет, форму и то, как они должны работать вместе. Можно сказать, Михайлов объединяет цифровое с нецифровым и дает на выходе сильный технический дизайн.
У Ильи требовательный подход к работе: он не пропускает посредственность и всегда доводит проект до идеала. Этому учит и других дизайнеров, которые масштабируют его визуальные подходы и любовь к детализации. Всё это прослеживается в продуктах, которые экспортируются на международный рынок и популяризируют русский стиль.
Всё, что выпускают SberDevices, — это работа Михайлова и его коллег. Ребята буквально создают повседневную дизайн-культуру через гаджеты: умные колонки, телевизоры, медиацентры и розетки.

Почему за ним стоит смотреть
Илья стоял у истоков индустрии в России и об этом рассказывает в своих интервью. Начинающим дизайнерам это поможет выстроить общий взгляд на профессию и найти свой путь. Особенно интересно будет тем, кто хочет развиваться в промышленном дизайне и понять, что происходит на рынке, какие есть тенденции и на чём сконцентрироваться в своей работе.
Начинающим дизайнерам будет полезно попробовать творческий подход Ильи: рисовать прототипы не в Фигме, а руками на бумажном листе, строить физические макеты или рисовать шрифты кистью и тушью. Так вырабатывается понимание взаимодействия разных форм и цветов и, как результат, способность создавать нетиповой продукт.
Что почитать (посмотреть) и где следить:
Портфолио: проекты в студии Артемия Лебедева.
YouTube: Как создают девайсы будущего, Промышленный дизайн: как создавать крутые продукты и строить карьеру, Дизайн-взаимодействия — человеческий опыт превыше пользовательского.
LinkedIn — актуальные роли.
Ждан Филиппов
Еще один «выпускник» студии Лебедева Ждан Филиппов пришел в продуктовый дизайн из сферы верстки. Если посмотреть его портфолио, то можно найти много интересного: оформление книг для издательства «Эксмо», обложки компакт-дисков, в том числе группы «Агата Кристи», работа над фирменным стилем брендов, например Гослото.
Кроме того, Ждан успел поработать в Яндексе на позиции дизайн-директора направления. Жил в Китае и занимался мобильной разработкой: на его счету платформа по изучению китайского языка и приложение о еде.
Дальше Филиппов попал во всем известный международный визуальный сервис Pinterest. Как продуктовый дизайнер он добавил в платформу больше контекста и возможностей. Теперь это не просто галерея пинов, а полноценный глубокий продукт с монетизацией: на карточках появилась подробная информация о товаре, ссылки и возможность оставлять комментарии.
Как повлиял на дизайн-культуру
В свое время Ждан был партнером Димы Барбанеля в его Мастерской, и вместе они создали много ярких проектов. Например, сверстали книгу, которую знает каждый уважающий себя дизайнер, — Школьный энциклопедический словарь. Кроме того, выделяется в череде работ «Горьковский ампир» — уникальное издание об исторических моделях Горьковского автомобильного завода.
В момент, когда дизайнеры работали на одних и тех же гайдах, пользовались готовыми элементами и экономили время и ресурсы, Ждан пошел своим путем и во многом определил веб, который мы делаем сейчас. Это видно на примере мобильного приложения «Глазарий языка» — еще одного выдающегося творения Ждана. По сути, он перенес принципы книжной верстки в веб-дизайн, и на выходе получился крутой неординарный продукт.

Почему за ним стоит смотреть
Ждан удивляет своей самобытностью, в его работах вы не найдете стереотипов и привычных шаблонов. И именно таких ребят забирают с руками и ногами международные компании.
Он призывает смотреть на вещи глубже, работать с ассоциациями и учитывать чувства от взаимодействия с продуктом. Только так можно избежать очевидных ходов и увидеть в элементе новое старое — то, что всегда было здесь, но оставалось за кадром.
Что почитать (посмотреть) и где следить:
Портфолио: проекты в студии Артемия Лебедева, на платформе Behanсe.net.
Pinterest: Zhdan Philippov, о создании дизайна Школьного энциклопедического словаря.
Вадик Мармеладов
Вадик начинал с повторения знаковых проектов студии Лебедева и британской студии Hi-Res и так нарабатывал насмотренность. Сразу после школы устроился в Park, где работали выходцы компании Артемия, из заметных работ — сайт MTV и дизайн напитка Red Devil. После участвовал в создании издания Look At Me и пробовал создать студию Bowyer. Кроме того, Вадик придумал новый логотип Яндекс Музыки и успел поработать с Канье Уэстом.
Многие знают Вадика в первую очередь благодаря яркому девайсу Lapka, который измеряет разные показатели пищевых продуктов: уровень радиации, влажности, нитратов. Это был по-настоящему безумный проект с необычной концепцией, который всё же выстрелил. Позднее он продал проект компании Airbnb и сам поработал там какое-то время.
Второй уникальный продукт Мармеладова — сервис подписки на одежду, аксессуаров и гаджетов LOT2046. За определенную сумму в месяц пользователь получает бокс с набором вещей для гардероба и ванной. А сейчас это нечто новое и весьма инновационное решение про человека и его бытие.
Как повлиял на дизайн-культуру
Вадик в первую очередь опирается на философию, а не на суперочевидные метрики. У его проектов есть концепция, вокруг которой строится целая вселенная, при этом он всегда доводит продукт от авангардной идеи до понятной физической формы.
Мармеладов — это революционер в мире дизайна, он пытается построить свое цифровое государство. Со своей командой во времена работы над Lapka и другими проектами Вадик сильно вышел за рамки привычного. Например, проект LOT2046 стал ответом дизайнера на ситуацию в мире, когда все страдают от передозировки информации и событий. По задумке готовые боксы с необходимыми аксессуарами упрощали жизнь и освобождали время для других задач.

Почему за ним стоит смотреть
Работа Вадика Мармеладова — это хороший пример умения создавать новые продукты со своей концепцией. Такие проекты объединяют людей и становятся мейнстримом. Например, идею LOT2046 подхватили другие, и скоро у нее появились аналоги. Стоит изучить его подход, если хотите создавать нечто большее, чем качественный продукт и научиться упаковывать идеи в лаконичную форму.
Что почитать (посмотреть) и где следить:
Vc.ru: большое интервью о Lapka, работе в IT-корпорациях и с Канье Уэстом.
YouTube: Лекция для Яндекс Академии о LOT2046, выступление про ребрендинг Яндекс Музыки.
Medium / UX Collective: пост о LOT2046.
Хороший пример того, как Вадик Работает: питч метафоры бренда Яндекс Музыки.
Мердан Агаев
Я уже больше 20 лет слежу за творчеством Мердана: вначале перерисовывал его иллюстрации, носил одежду бренда с его авторскими принтами. Агаев делал обложки альбомов для музыкальных групп, работал в сфере ecommerce. Кроме этого, Мердан был кофаундером стартапа, который запускал проект по уходу за пожилыми и тяжелобольными людьми.
Особое место в работе Мердана занимает приложение по покупке авиабилетов Corner. Сервис не просто бронировал поездку по запросу, а помогал выбрать направление, а уже потом дату и время.
Однако собственный путь сам Мердан отсчитывает с момента, когда попал к Ире Волошиной в Афишу, о ней я рассказывал в первом выпуске дайджеста. Сейчас Мердан работает арт-директором медиасервисов Яндекса, отвечает за Кинопоиск, Музыку, Афишу, Плюс и Букмейт.
Как повлиял на дизайн-культуру
Мердан с командой сформировал целую визуальную цифровую культуру, с которой вы соприкасаетесь каждый день в своем смартфоне. Например, когда слушаете музыку, смотрите фильмы и ищете расписание концертов в городе. И если его иллюстрации очень узнаваемы, то влияние на сервисы Яндекса не такое прямолинейное. Скорее оно ощущается в простой, понятной и приятной коммуникации с продуктом: удобные кнопки, четкий подбор рекомендаций, прозрачные настройки.
Мердан смотрит прицельно и вглубь: убирает привычные клише и вытаскивает суть продукта. Например, в Кинопоиске больше нет стандартных ассоциаций с кинотеатром — попкорна и мягких кресел. Всё потому, что, по его мнению, люди хотят посмотреть фильм из дома, а значит, надо использовать другие смыслы.

Почему стоит за ним смотреть
Мердан определяет, что сегодняшний дизайн — это повседневное явление, с которым мы сталкиваемся постоянно. У него есть стиль, знание среды, насмотренность, связи и понимание, что нужно миру прямо сейчас.
Как руководитель он умеет привлекать к работе нужных людей: например, тот же Мармеладов работал с Яндексом по его приглашению.
Что почитать (посмотреть) и где следить:
Портфолио: Merdan Agayev на Behance.net, Merdanchik на flickr.com.
YouTube: интервью для AvitoTech, беседа о дизайне в Яндексе.
Интервью на Bang Bang Education: об эстетике и функциональности, «детях и внуках» на работе, попкорне и любви к баскетболу.
Гоша Рубчинский
Рубчинский — не веб-дизайнер, но смог повлиять на визуальную культуру сильнее многих профессионалов. Он начал творческий путь в качестве стилиста, позже запустил бренд Gosha Rubchinskiy. Его образы с отсылкой к уличной, футбольной и скейтерской культуре быстро привлекли внимание, а партнерство с японской компанией Comme des Garçons вывело его на мировые подиумы.
Рубчинский успел попробовать многое — от фотографических проектов до запуска бренда RASSVET и участия в международных коллаборациях, например с Kappa, Fila и Adidas. Но в первую очередь мы знаем Гошу благодаря его линейке одежды для Канье Уэста.
Как повлиял на дизайн-культуру
Рубчинский популяризировал стиль нормкор — простые, но комфортные вещи, которые можно назвать совершенно обычными, но при этом они выглядят как сознательный выбор. Благодаря ему западные зрители начали иначе смотреть на постсоветский визуальный код: не как на экзотику или «провинциальность», а как на самобытный стиль со своей философией.
Его символы — от мрачной эстетики до знаменитых «ЧЕРНЫХ ПСОВ» — проникли в современную культуру и способствовали новой волне интереса к русской кириллице в США. Футболки Гоши со словами «Спаси и сохрани» и «Русский ренессанс» носили Кендалл Дженнер, Рами Малек и Джастин Бибер.

Почему стоит за ним смотреть
Несмотря на то что Рубчинский — изначально человек из другой сферы, его творчество стало важным ориентиром и для цифрового дизайна. Подобно тому как в свое время это сделал Денис Симачёв, он неожиданно оказался частью визуальной среды, формируя ее язык и настроение.
Так разные направления дизайна постепенно перетекают друг в друга, перемешиваясь и превращаясь в нечто целостное и узнаваемое. Именно поэтому для развития вкуса и насмотренности не обязательно ограничиваться примерами в своей профессии. Смотрите шире и вдохновляйтесь яркими работами в смежных областях: архитектуре, искусстве, фотографии и мире моды.
Что почитать (посмотреть) и где следить:
Интернет-магазин: ГОША РУБЧИНСКИЙ.
YouTube: интервью о дизайне одежды, фотографии и кинопроизводстве, интервью с редактором SHOWstudio.
Заключение
Все эти ребята за 20–30 лет сформировали очень высокий уровень требований и качества, который сейчас сопровождает русский дизайн. Получается, большую часть работы по развитию этой сферы сделала небольшая группа людей, в свою очередь, на их работах выросла плеяда других крутых специалистов. И если мы не хотим терять самобытность и качество нашего дизайна, стоит изучать творчество этих ребят, пробовать повторить знаковые работы, чтобы потом сформировать свой собственный узнаваемый стиль.
Ну и конечно, стоит отметить главного ценителя русского дизайна Канье, он-то точно знает толк в крутых штуках.
* Принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена» — в частности, такую формулировку использует Коммерсантъ. И вот такой можно: «Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит указанная соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ
ВАЖНОЕ: Ребята, в комментариях, я приглашаю обсудить кто еще является культовым дизайнером или иконой нашего диджитала, а я их заберу в следующие дайджесты.
Комментарии (8)

ramil_trinion
11.12.2025 12:09Во первых не русские, а российские дизайнеры.
Во вторых на мир они не повлияли. Это слишком громко сказано. С селебрити очень слабый пример.
В третьих нет такого понятия "русский дизайн".Все как всегда.
- Верно ли, что Петр Васильевич выиграл «Волгу» в лотерею? - Все верно. Только не Рабинович, а Иванов. И не «Волгу», а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл. (с)
looi Автор
11.12.2025 12:09Ну чет такой себе спор выходит, но на одном из древних лет так 6 назад дрибл митапов было голосование чей дизайн по регионам круче / лучше и восточно-европейски и российский (хотя в чем для вас разница) я не оч понимаю, выиграл.
Для меня это показательный момент. Таких ребят оч много и они работают уже не в рф. Именно потому что прослеживается общая школа и культурный контекст сформировавший такой дизайн, я его люблю и обзор.
А Канье - это немного иронии так то.
Но если копнуть поглубже, русскоговорящих дизайнеров можно много где найти и они все очень круты и их вклад мало кто ценит.

ramil_trinion
11.12.2025 12:09Но если копнуть поглубже, русскоговорящих дизайнеров можно много где найти и они все очень круты и их вклад мало кто ценит.
Так копайте. А пока что ваша статья просто кликбейт.

looi Автор
11.12.2025 12:09Мне супер любопытно, почему вы так агрессивно реагируете?
те ребята о которых я пишу, они реально лучшие в индустрии и вы пользуетесь скорее всего результатом их работы, но вам от этого больно?
Насмотренность сама не растет, ее надо развивать, и я вот вкладываю в это время.
Вас заголовок задел или просто настроение плохое?

ramil_trinion
11.12.2025 12:09Мне супер любопытно, почему вы так агрессивно реагируете?
Где вы увидели агрессию?
те ребята о которых я пишу, они реально лучшие в индустрии и вы пользуетесь скорее всего результатом их работы, но вам от этого больно?
Голословное утверждение
Вас заголовок задел или просто настроение плохое?
У меня к вам встречный вопрос - такой же: Перестали вы пить коньяк по утрам?

looi Автор
11.12.2025 12:09Я не пью алкоголь. А вы хотели выпить?

ramil_trinion
11.12.2025 12:09Вот вы же вроде культурный человек, а иронию, насколько я могу судить, не поняли.

looi Автор
Блин сори я грохнул коммент - про Артемия скучно делать обзор. Он сам о себе говорит и много и хорошо.