Всем привет. Меня зовут Артур Арсёнов, я Product Design Lead в Garage Eight. За 20 лет в продуктовом дизайне я успел поработать дизайнером, арт-директором, владел собственной компанией и стал дизайн-лидом. 

Десять лет назад я был одним из тех дизайнеров, кто говорил: «Давайте исследовать, давайте тестировать, давайте разбираться как можно глубже». И вот спустя десять лет и 200+ проектов я могу сказать, что исследования из решения превратились в проблему. Как так вышло и что с этим делать, разбираю в статье. Если в вашей компании из-за бесконечных исследований цикл разработки продукта растянулся на месяцы и годы, то го читать. 

Что такое карго-культ исследований и откуда он взялся

Чаще всего сегодня на рынке встречается два основных типа компаний. Первые вообще ничего не исследуют и тратят ресурсы, делая продукты вслепую. Вторые превращают исследования в культ, поклоняясь им так же, как островные племена поклонялись грузам, сбрасываемым во время Второй мировой. 

Исследование из банального инструмента, который помогает быстро проверить гипотезу, в какой-то момент стало самоцелью. Вместо того чтобы взять на себя ответственность и сказать: «Ребят, мы делаем что-то не то», мы стали говорить: «А давайте это исследуем». 

Сверяться с пользователями стало модно, а исследователи стали очень востребованной кастой. Мы стали забывать, что, как у любого другого инструмента, у исследований тоже есть свои проблемы. Во-первых, пользователи врут, стараясь казаться лучше, так что даже глубинные интервью не всегда позволяют выявить реальные боли во взаимодействии с продуктом. Во-вторых, мало кто умеет нормально интерпретировать результаты. Раньше самой большой проблемой было то, что мы делали продукты для себя. Сегодня на смену ей пришла новая: мы топорно интерпретируем результаты и пытаемся сделать ровно то, что говорит нам коллективный пользователь. В итоге вместо того чтобы опираться на свою экспертность, мы поддаемся синдрому самозванца и начинаем по каждой мелочи сверяться с пользователем. В профессиональном плане это выглядит как попытка снять с себя ответственность и ничего не решать. 

Исследований много [не] бывает 

Еще десять лет назад потребность в исследованиях объяснялась очень просто: невозможно сделать что-то по-настоящему классное, если ты не понимаешь, что и для кого ты делаешь. То есть у исследования была конкретная цель — быстро проверить гипотезу. 

Сейчас у нас в распоряжении десятки методов, которые позволяют выявить предпочтения пользователей: от фокус-групп и глубинных интервью до А/В-тестов.

исследовательское бинго
исследовательское бинго

Мы настолько увлеклись исследованиями, что на одном и том же продукте пытаемся использовать все виды сразу

Я много раз видел, как сначала компании проводили бесконечное количество глубинных интервью, за которыми потом следовали фокус-группы. По результатам фокус-групп устраивали экспертные интервью, воркшопы, строили Customer Journey Map и прототипировали. На основе прототипов делали сценарные исследования, запускали А/В-тесты и проверяли в вебвизоре. И всё это только для того, чтобы поменять расположение кнопки.

В моей практике был случай, когда 200 участников продуктовых команд два года не могли договориться, на чьих экранах будут точки входа и ключевые элементы продукта, которым регулярно пользуются клиенты. 

Я на собственном опыте понял: когда мы хотим сделать что-то классно, достаточно одного качественного исследования и небольшой группы участников. Если у вас есть пять человек, которые реально пользуются вашим продуктом, и вы нормально проводите интервью, то на основе этих данных уже можно делать выводы. 

Чем больше берешь респондентов, тем больше вероятность, что начнешь копать не туда. Каждый из респондентов будет давать плюс-минус похожую информацию, и на этапе интерпретации ты, скорее всего, сломаешься. Вместо этого при грамотной выборке из пяти человек можно провести глубинное интервью и построить базовые гипотезы. Да, здесь всегда есть место для ошибки. Но ошибка — это тоже результат, и нужно уметь правильно ее интерпретировать. 

Интервью тоже может стать циклом поставки. В методологии Continuous Discovery и Customer Driven Development интервью клиентов — это процесс валидации, который постоянно обновляет требования и с каждым новым интервью увеличивает понимание потребностей и снижает риски. И по-другому тоже можно, важно с умом.

Мы сами всё усложнили 

Исследования стали отдельной субкультурой со своим языком. Мы на каждом шагу применяем специальные аббревиатуры и термины. Возьмем для примера кастдев. На западном рынке такого понятия вообще не существует. Это просто глубинное интервью, которое мы обернули новым словечком и стараниями одной известной личности превратили в стандарт рынка.    

Сам язык, на котором мы говорим, усложнился. Вместо «предположения, которое нужно проверить» у нас теперь есть «гипотеза интерфейса», «гипотеза решения» и еще с десяток других разновидностей гипотез. Кастдевы, воркшопы, АВСД/МВТ-тесты: никто, кроме нас самих, уже не понимает, о чем речь, когда мы используем сложные термины, которые изобрела исследовательская и продуктовая субкультура. 

Мы усложнили само понятие исследований, чтобы стоить дороже и казаться умнее. Но главная проблема даже не в том, что мы стали сложно разговаривать. Культ, сложившийся вокруг исследований, увеличил цикл поставки решений. 

Мы не только говорим сложным языком — мы откладываем принятие решений, потому что не исследовали вопрос достаточно. Я думаю, многие знакомы с подходом Double Diamond. В компаниях, где синдром самозванца слишком разыгрался, можно встретить тройной и даже четверной Diamond. То есть они бесконечно прогоняют циклы исследований, чтобы добавить какую-нибудь маленькую фишечку в продукт.

Здесь важно вовремя вспомнить: мы не исследовательская, а производственная компания, и наша задача — как можно скорее поставить пользователю конечный продукт.

Так что теперь, отказаться от исследований?

За 20 лет работы с цифровыми продуктами я прошел все стадии отношений с исследованиями и на собственном опыте проверил разные постулаты, которыми теперь пользуюсь. 

Всё что угодно можно сделать за три месяца

Эту идею я позаимствовал у Стива Джобса, и она реально работает. Когда я это понял, мне стало хватать трехмесячного цикла производства, чтобы довести любую идею до выпуска.

Весь фокус в том, что я ограничил период исследований: на любом проекте это две недели — не больше. Этого времени оказалось достаточно, чтобы собрать предпочтения пользователей. На выходе получаю три документа, которые помогают мне разобраться, что и как делать дальше. Один документ — про рынок, второй — про пользователя, третий — про бизнес. Оставшегося времени хватает, чтобы довести продукт до пользователя и уложиться в три месяца. 

Невозможно застраховаться от ошибок на 100%

Есть замечательная методология под названием ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которую придумал наш советский ученый Генрих Альтшуллер. Мы очень часто используем ее в своей повседневной работе: итеративный подход, анализ ошибок, построение гипотез. В этой теории зашита одна очень важная мысль: вы можете проводить бесконечное количество итераций, но если вы не ошибаетесь, то, скорее всего, вы просто ничего не делаете. 

Без выпуска готового продукта любые предположения так и останутся предположениями, и даже А/В-тест не спасет вас от ошибки. 

Как показало исследование Pendo, компании тратят 29,5 млн долларов на выпуск фич, которые потом никогда не используются или используются крайне редко. 

Спасибо Григорию Кузнецову за ссылку на исследование
Спасибо Григорию Кузнецову за ссылку на исследование

Выкатить фичу в продакшн и проверить, насколько она будет востребованной, куда эффективнее, чем месяцами проводить опросы пользователей, а в итоге всё равно сделать мимо. 

Исследования не решают проблем на 100%. Они могут лишь задать вектор. И только выпуск продукта и реакция реальных клиентов позволяют провести аналитику и понять, насколько вы попали в цель.

Как противостоять карго-культу в своей компании

Приведу ретроспективный опыт. У нас была серьезная проблема с двухлетним циклом поставки продукта. Мы долго мучились, пытаясь понять, как осчастливить пользователя. А потом как-то раз собрались вместе с коллегой-лидом и за один вечер нарисовали то, что нам самим понравилось, во что мы поверили. 

К тому моменту мы оба были большими экспертами в своей области и сделали 100500 интерфейсов. Мы сразу принесли нашу идею на заключительный этап — количественное исследование. Пользователи итогово подтвердили наши гипотезы, и мы получили прирост в метрике удовлетворенности пользователей ×2. Весь цикл занял две ночи против двух лет, а ключевые метрики этой идеи на 40% превышали все предыдущие. 

На мой взгляд, это единственный способ саботировать карго-культ исследований: быть уверенным в себе и уметь доказывать свою экспертность. Ничему не верить и бесконечно исследовать можно, но это попахивает синдромом самозванца.

Не надо превращать нашу деятельность в бесконечный набор сложных тезисов, терминов и инструментов, которые должны избавить от всех проблем и снизить риски. Нужно как можно быстрее поставлять продукт в продакшен, как можно быстрее доставлять ценность до пользователей. Да, иногда нужно пойти и поговорить с клиентами, чтобы понять, что болит. Но иногда достаточно сделать продукт для себя, чтобы получилось что-то настолько крутое, что изменит мир.

Комментарии (0)