Привет, Хабр! Меня зовут Елена Грицай, почти полгода я работаю тестировщиком в Fix Price IT. Хочу поделиться наблюдениями о том, как быстрее влиться в новый проект: поговорим и про процессы, и про личные качества, и про командную культуру.

О софт-скиллах и мышлении 

Безусловно, про софт-скиллы написано много, но, поскольку они остаются ключом к успешной адаптации, я решила вспомнить о том, что помогло мне быстро решить возникшие проблемы, эффективно встроиться в рабочий ритм и найти общий язык с командой. Сразу хочу отметить, что без чётко выстроенных процессов эффективная работа невозможна — это фундамент, софт-скиллы не работают в вакууме. Никакая коммуникация не заменит чёткую постановку задач, эффективное планирование, конкретные сроки. Открытая документация, правила, инструкции — опора, благодаря которой нет хаоса, а общение лишь дополняет их.

Практически в каждом проекте есть пробелы, а у каждого новичка есть преимущество — Beginner's Mindset, особый, свежий способ мышления, с которым каждый приходит на проект. Новый сотрудник не принимает имеющиеся процессы как данность — он задаёт множество вопросов, подсвечивая проблемные места. Не бойтесь показаться глупыми: помните про эффект Даннинга – Крюгера! Настоящий эксперт прекрасно осознает, что, погружаясь в каждую тему (а в любой IT-компании алгоритмы разнятся), требуется изучить много нового. Да, надо признать, что вы чего-то не знаете — именно это и дает вам буст, ведь так можно заметить то, что уже скрыто от глаз опытных коллег — несостыковки, избыточные или же недостаточные процессы.

О рабочей стратегии

Первое, чего мне не хватило — это, конечно, документации. Приходилось задавать кучу вопросов, отрывая от работы коллег. Информация была, но в разных местах; что-то устарело, а чего-то не хватало. Так было принято решение создать стратегию тестирования по каждому проекту, основу которой подготовил наш тимлид. Это живой документ с подходами, правилами и нюансами. Мы постоянно дополняем и обновляем его, если видим возможность улучшить содержание.

Стратегия включает в себя:

  • флоу работы с задачей;

  • инструменты, применяемые на проекте;

  • инструкции* к этим инструментам;

  • шаблон баг-репорта;

  • шаблон для описания задачи аналитиком (если тестировщик видит, что задача описана неясно, то есть не в соответствии с требованиями, можно отправить ее на доработку), ссылки на важные разделы в Confluence. 

Там же у нас есть свое пространство, где находится:

  • информация для онбординга (список информационных систем, особенности входа, ссылка на дейли, корпоративный портал, личный кабинет, календарь событий); 

  • тестовые данные;

  • протоколы встреч и прочее. С помощью гиперссылок собираем в одном месте всё, что точно будет полезным и пригодится в работе всем.

*В этом помогает практика обучающих встреч, организованная нашим тимлидом: разработчик демонстрирует работу с каким-то инструментом (например, Lens, MailCatcher, Git), мы составляем инструкцию, которая обязательно подвергается ревью членов команды — чтобы всем было понятно.

Благодаря этому документу, стало проще ориентироваться в большом пространстве, исчезли мелкие повторяющиеся вопросы, что в конечном итоге разгрузило команду. Этот этап важен ещё и тем, что определяет общую цель: не процесс ради процесса, а реальную ценность — скорость и качество, за которые не стыдно. Мотивирующая цель для QA — понимание того, что наш вклад в общую работу помогает делать продукт надёжнее и удобнее для пользователей. И никто кроме нас не сделает нашу работу удобной и качественной — это зона нашей ответственности.

Об основах успешной коммуникации

Дальше мне было нужно не просто разобраться в системе, но и установить контакт с командой, без чего адаптация невозможна. Здесь выручили простые практики: слышать коллег, не бояться проявлять активность и выстраивать диалог. Коммуникабельность, честность, умение сглаживать углы, готовность помочь, попросить помощи и обязательно благодарить — то, что помогает стать «своим», а значит быстрее понять систему и начать приносить пользу. Это особенно значимо для QA: мы «вытаскиваем» из всех участников процесса разработки нюансы и логику, чтобы качественно протестировать функционал и смежные модули системы, а на демо ответить на все вопросы заказчика. (О, эта тонкая грань между хорошей, качественной проверкой и тотальным перфекционизмом!)

Как добиться качественной коммуникации? Прописные истины: благодарность, предупреждение, позитив, общение, забота. Проявление заботы — это понятные баг-репорты (с логами, скриншотами) и уважение к чужому времени. И ещё одно важное правило: любая культура или человечность ломается, если человек не соблюдает договорённости; срываешь сроки, подводишь команду, не выполняешь обещания — никакая атмосфера не спасёт. Самодисциплина — это уважение к людям, которое они считывают мгновенно. 

Кроме рабочих форматов общения, есть ещё один важнейший слой командной культуры — человеческий. Мне кажется важным, чтобы любой член команды привносил что-то в общее дело. Лично я на процессы смотрю так: если что-то важно/нужно/полезно для команды и я могу это сделать — надо делать!

Я поняла, что мне не хватает общения с ребятами вне рабочих вопросов, да и коллегам, как мне показалось, тоже хотелось бы немного выйти за рабочие рамки. Отсюда выросла такая традиция: по пятницам (примерно раз в полтора месяца) мы с QA-командой общаемся через «мягкие» активности. Чтобы климат в команде был живой и доброжелательный, проводим квизы (участие только по желанию!). В практическом смысле это улучшает коммуникативные навыки, развивает критическое мышление, гибкость ума, когнитивные способности и эрудицию. А ещё такое неформальное общение помогает снять стресс и взглянуть на коллег иначе, укрепляет межличностные отношения, на основе чего создаются доверие и эмоциональная связь, а проще говоря — ощущение того, что мы вместе.

Для этого я выбрала платформу https://myquiz.ru/. Вопросы придумываю сама, исходя из наших общих тем — это и специфика работы (QA и технические нюансы), и герои любимых мемов (а я думала сова!), и мультики Никелодеон, и грамматика, и музыкальные вопросы (никто не будет равнодушен, услышав One desire - jakarta). Важно учитывать, конечно, средний возраст команды, подбирая такие задания, которые были бы актуальны для большинства. Начинать подобную практику лучше с нейтральных тем, отслеживая реакцию и собирая обратную связь, постепенно добавляя такие вопросы, которые поймут не только лишь все :) Победителям отправляем призы.

Ещё одна важная составляющая, которая делает работу человечней — чат для флуда, а также мемы и локальные шутки! Ничего не сближает тебя с человеком так, как возможность перекинуться каламбуром на общую тему. «Любовь наш меч, юмор наш щит», — писал Бернар Вербер. И действительно, в такой атмосфере даже на ошибку можно указать с доброй иронией — человек поймет, сделает выводы, и пойдёт дальше не со стрессом, а в нормальном рабочем настроении. Юмор снижает градус напряжения, делает совместную работу теплее и проще, его не надо бояться, ведь это еще один инструмент для выстраивания контакта.

Любой рабочий процесс подразумевает ошибки, недоработки, упущения, и это нормально: невозможно предусмотреть всё, каким бы сильным и опытным ни был специалист. В любой команде иногда что-то идёт не по плану, и это тоже естественная часть развития. И одна из основ плодотворного сотрудничества — честность. Умение сказать правду, но аккуратно, без колкости, так, чтобы человек услышал суть проблемы и после разговора нашёл силы и желание её исправить — один из самых сложных навыков. Такой же сложный, как умение выдержать эмоции собеседника и найти рациональное зерно, давая понять, что мы не ищем виноватого, а только исправляем ошибки и вместе идём дальше.

На этом и держится команда — не на идеальности, а на общих целях, которых можно достичь благодаря дисциплине, стремлению хорошо выполнять свои задачи, адекватной коммуникации, открытости и гуманности. И это неизменно влечёт за собой повышение качества рабочих процессов.

Комментарии (0)