Если преподавание помогает развить навыки, то создание образовательного курса с нуля — по-настоящему проверяет на прочность.
Меня зовут Вова Тарасов, я программный эксперт курса «Мидл Java‑разработчик» в Яндекс Практикуме, в прошлом — разработчик в Яндекс Маркете. В этом материале я расскажу, как мы создавали курс, какую роль в этом процессе играл я и почему я рекомендую поучаствовать в создании учебных программ каждому, кто давно в разработке и верит в свои силы.
Как мы создавали курс — и зачем нужен программный эксперт
За каждым курсом в Практикуме стоит сильная команда: авторы, методисты, редакторы, наставники и ревьюеры. Задача программного эксперта — собрать для всего этого систему: выстроить логику курса, задать уровень сложности, определить последовательность тем, выделить акценты и продумать практику.
Кроме того, если вы учились в Практикуме, то знаете, что каждый курс предполагает автономное обучение. Студенты не просто «слушают лекции», а самостоятельно проходят путь с поддержкой наставников и ревьюеров. Программный эксперт делает этот путь понятным, последовательным и ориентированным на рабочие задачи.
Работа над курсом состоит из нескольких этапов, и на каждом у программного эксперта свои задачи.
1. Создание структуры
Всё начинается с высокоуровневой проработки программы. Строится каркас:
модули — блоки, из которых состоит программа;
спринты — небольшие отрезки обучения, из которых состоят модули;
темы;
проектные работы.
Проще говоря, программный эксперт определяет вектор курса, фиксирует, что в нём будет и в каких объёмах. На этом этапе не требуется подробная детализация, но цена ошибки особенно высока, ведь от изначальной проработки зависит, какой получится программа курса.
Программный эксперт продумывает структуру не один. Например, мы делали это с методистом — вместе составили список модулей и продумали образовательные результаты
Образовательные результаты — это набор знаний и навыков, которые должны появиться у студента после прохождения темы, спринта или модуля. Они расписываются в формате: «что студент умеет», «что студент знает», в этом есть свои тонкости. Чтобы образовательные результаты были достаточно подробными и на них можно было строить требования к материалу, как раз и нужен методист — не специалист в IT, но эксперт в обучении.
2. Набор авторов
Следующий этап — это поиск авторов. От их компетенций, опыта, глубины знаний и умения объяснять сложное простыми словами зависит, какими получатся уроки и практические задания.
Я составил список технических навыков, которыми должны обладать авторы, и придумал тестовое задание. В первой его части проверялись хардскилы, а во второй нужно было написать урок. Мы с методистом оценивали, на что обращают внимание кандидаты, как они проектируют образовательные результаты, какие придумывают вопросы и квизы в конце урока
Также на некоторых курсах программный эксперт помогает искать ревьюеров, которые будут проверять практические задания, и наставников, которые будут отвечать на вопросы студентов, проводить встречи и помогать разобраться с темами.
3. Создание контента
Разработка материалов — длительный и трудоёмкий процесс. В это время эксперт погружается в конкретные задачи: вместе с авторами прописывает формулировки, помогает создавать контент, который ляжет в основу курса, и проводит ревью уже написанных уроков.
На этом этапе также включается методист. У нас было так: чтобы урок ушёл в продакшн, он должен получить два «ОК»: от меня — я проверял техническую часть материала; и от методиста, который смотрел, покрывает ли материал образовательные результаты
После одобрения редакторы дорабатывают написанные уроки и продумывают сторителлинг, иллюстраторы дополняют материалы изображениями. Потом весь контент загружается на платформу. Когда уроки будут готовы, можно открывать доступ для студентов.
4. Доработки и рефакторинг
Когда студенты первых потоков приступают к обучению, команда курса проводит ретроспективу: собирает обратную связь, обсуждает, что можно было сделать лучше, и начинает планировать рефакторинг — плановое обновление курса.
Студенты нашего курса обратили внимание на сложность, в итоге мы упростили и сократили некоторые детали без ущерба образовательным результатам. Также мы внесли небольшие правки: добавили пропущенные моменты и убрали повторы
Доработки в процессе — это нормальная практика для любых курсов. Во-первых, команда действительно может допустить недочёты, а во-вторых, рынок постоянно меняется, и программа может частично отстать от него уже через несколько месяцев.
Какими навыками и качествами должен обладать программный эксперт
Как видно, программный эксперт играет важную роль на каждом этапе работы над курсом. Это требует большой ответственности и особенных навыков.
Хардскилы в профессии. Программный эксперт — это главный технический специалист курса, поэтому ему необходимы глубокие знания в предметной области.
В моём случае пригодилось знание Java и Spring, навыки DevOps, распила монолита на микросервисы… В общем, всё, что я освоил за долгие годы в разработке. Мы делали курс для мидлов, но требования ко мне и авторам были, скорее, синьорскими
Рабочая практика. Опыт помогает «держать» контент приземлённым к реальным кейсам. Здорово, если у программного эксперта за плечами пять-шесть лет опыта работы во многих местах — чем больше технологий и проектов в портфолио, тем шире экспертиза.
Опыт в образовании. По факту он не требуется, но без него сложнее. Конечно, с образовательными моментами помогают методисты, но и программному эксперту важно понимать, где студент может споткнуться и потерять темп, а где наоборот, вдохновиться и ускориться.
Я четыре года учился в аспирантуре и преподавал на кафедре мехмата в вузе, уже составлял учебные планы и формировал образовательные результаты. Поэтому мне было проще, чем просто опытному разработчику
Навык коммуникации. Программный эксперт взаимодействует с авторами, методистами и продюсером («заказчиком» курса). Когда возникают разногласия, нужно быстро находить компромиссы.
Умение воспринимать критику. Каким бы курс ни был продуманным, критики не избежать. Важно помнить, что она помогает исправлять ошибки и делать продукт лучше.
Почему мне понравилось участвовать в создании курса
Программный эксперт — одна из ключевых фигур в разработке курса. На нём лежит большая ответственность. Он должен держать темп, не понижая планку качества, при этом часто совмещая разработку курса с основной работой. Но при всей сложности — это того стоит.
Во-первых, помогая учиться другим, программный эксперт учится сам. Он вынужден погружаться в материал максимально глубоко и вникать в нюансы, которые легко упустить в работе. Также разработка курса помогает систематизировать знания.
Я углубился в архитектурные решения и технологии, с которыми ранее почти не сталкивался. Например, в реактивное программирование и Spring WebFlux. И это очень помогает в основной работе
Во-вторых, создание курса помогает освоить самые разные софтскилы, от умения работать в режиме цейтнота до навыка общения в команде.
Но, в чём сходятся многие программные эксперты, главное, что даёт участие в разработке курса, — это удовлетворение от проделанной работы.
Приятно чувствовать, что ты даёшь знания, которые пригодятся в практике, что к этому приложил руку именно ты. Делиться знаниями — это очень круто
Возможность поучаствовать в создании курсов часто возникает у опытных разработчиков, тестировщиков, аналитиков и других IT-специалистов. Если столкнётесь перед выбором и поймёте, что готовы, дерзайте — будет сложно, но интересно и с максимальной пользой для будущей карьеры.
Начать можно со страницы вакансий в Практикуме — например, сейчас мы ищем программных экспертов курсов «LLMOps» и «DevOps», авторов курса «Специалист по Data Science» и ревьюеров на курс «Продвинутая разработка на C# и .NET».
AlexandrPirogov
Уважаемый автор, если у вас есть контакты с командой практикума, то, пожалуйста, донесите до них, что качество курсов становится все хуже и хуже с точки зрения пользователей/студентов.
Например, с чем связано желание построить повествование материала на диалогах/комиксах? (Такое положение дел в курсах Go-продвинутый и DevOps, за Java ничего не утверждаю). Читать это скучно, а перечитывать - невозможно. Все, что делают диалоги - делают видимость, что материал объемный. И да, от главы к главе объемность материала меняется.