Всем привет! Меня зовут Артём Русов, уже 5 лет я развиваю личный бренд вокруг курсов по QA на Stepik и других платформах. Сейчас у меня больше 100 тысяч студентов на бесплатных уроках и 10 тысяч на платных. Главное, что хочу сказать: в 2025 году большинству авторов нужно активно заниматься самопродвижением. Надеяться на алгоритмы платформ нельзя.
Как и почему я начал строить личный бренд
Я попал в тестирование в 2019 году после курсов. До этого у меня было 4 года работы в связанной отрасли — обеспечении качества (QA). В марте 2020-го случилась пандемия, все перешли на удалёнку, появилось больше свободного времени. Тогда как раз был бум ИТ-курсов, и я решил сделать бесплатный продукт, который по сути повторял бы то, что дают в платных школах. При большом желании можно было его пройти и сразу идти в профессию.
Это было начало 2020-х, и попасть в ИТ было намного проще, чем сейчас: на белорусском рынке нужно было знать английский язык, но на российском рынке и без английского можно было спокойно работать ручным тестировщиком.
Изначально у меня не было цели монетизировать контент. Скорее, я хотел дополнительно проявить себя и сделать продукт, который был бы доступен для всех: на тот момент это не было сильно распространено. Было много платных материалов и школ вроде Skillbox или Skillfactory, которые стоят достаточно дорого, а Stepik на тот момент ещё не был мощной площадкой с платными продуктами, которые закрывали бы все потребности студентов.
Так что я сделал блог, опубликовал первые ролики на YouTube, начал постить в LinkedIn, Telegram, Instagram1 и ВК. Начался прилив трафика из соцсетей, заработало сарафанное радио, и в итоге это превратилось в большой блог с курсами, который развивается до сих пор.
Каналы продвижения: что реально работает
YouTube я веду с 2020 года. Раньше он перформил очень хорошо, было по 50–100 тысяч просмотров на видео, но с тех пор этот канал сильно просел. Сейчас обычные полноформатные видео (не уроки) могут месяцами собирать по 1 000 просмотров. С шортсами ситуация лучше, но это тоже максимум 5–10 тысяч просмотров.
Моя статистика по источникам трафика на YouTube за год и отдельно по внешним источникам


Я уже давно не записываю длинные видео на регулярной основе, а вот короткие стараюсь делать. Это обычно занимает 2–3 часа в неделю: записываю одно большое видео, разрезаю его на части и потом выкладываю в течение месяца-двух. Сейчас короткие видео дают максимум трафика, поэтому советую всем делать на них упор.
Выстреливают триггерные темы: «Ты не будешь получать 1 000 долларов со старта», «Накрути себе опыт и найдёшь работу», «Почему ты не найдёшь работу», «Почему не все станут тестировщиками». Но вообще я не люблю кликбейт, у меня больше видео рекомендательного и обучающего характера, поэтому они не заходят на широкую аудиторию.
Telegram — это площадка № 1, где я ежедневно публикую посты. Оттуда приходит много людей, плюс там можно размещать рекламу. У меня несколько больших каналов: на 22 и 28 тысяч подписчиков. Это регулярные 3–4 тысячи просмотров в первые дни после публикации.
LinkedIn я тоже веду достаточно сильно. Посты из Telegram повторяются в LinkedIn и перемешиваются между собой: кейсы, теория, боли, личные истории.
Прогревы я не делаю. Мне больше нравится делать нативно, а если есть акция, то сразу про неё пишу и всё. Иногда бывают серии постов — например, подборки по теме собеседований, есть рабочие мини-курсы, симулятор собеседований, интенсивы.
Лид-магниты. Главное — это два больших курса, которые опубликованы на Stepik. Кроме того, у меня есть шпаргалки, тренажёры, подборки тестовых заданий. В декабре традиционно выходит адвент-календарь. Плюс есть два бесплатных мини-курса на Udemy, а также хорошо индексируется гайд для новичков в Notion.
Хабр. Эта площадка отлично индексируется, у меня есть статьи на 80–100 тысяч просмотров. Но я не планирую её развивать и уже давно ничего не пишу.



Есть статьи с подборками бесплатных материалов, которые хорошо себя показывают, потому что людям всегда интересно найти что-то полезное бесплатно. Но Хабр сильно не любит, когда в материале много ссылок на ресурсы автора, потому что это пахнет рекламой. Попасть же в хаб «Я пиарюсь» я ещё не могу (нужна карма от 30), поэтому стараюсь делать максимально безопасные подборки, чтобы не триггерить аудиторию.
ВКонтакте. Это чисто фановый канал, который появился сильно позже других. Не самая интересная площадка, потому что там очень плохо работает поисковая выдача: студенты не могут найти мои видео даже при полном соответствии запроса названию. Поэтому я изредка закидываю туда посты из других каналов и видео или короткие ролики просто на всякий случай, «чтобы было».
Продажи на Stepik: что влияет на конверсию
На платформе важно максимально подробно рассказывать о курсе в описании и демоуроках, чтобы у покупателей не было завышенных ожиданий, и они точно понимали, что получат в итоге. Я сейчас добавил гифки, которые в мини-формате показывают, что уже есть в курсе. Мне кажется, это интересно людям — сразу увидеть, с чем они будут работать.
Поисковая оптимизация (SEO) — 100%-ный мастхев. Важно, чтобы встречались все популярные ключевики: «тестирование ПО с нуля», «как стать тестировщиком» и так далее. На Stepik хорошо работает органика, потому что мой курс отлично индексируется поисковиками, да и на самой платформе Stepik его показывают, например, в разных подборках.

Полезно разработать свой яркий визуальный стиль, общий для разных платформ. Например, у меня есть маскот-артишок, который работает на узнаваемость моих курсов на платформе и в целом везде, где я работаю.
Я периодически смотрю, что работает у конкурентов, и несколько раз в год меняю описания курсов. Впрочем, зачастую люди просто не читают описания, не смотрят демоуроки и приходят с вопросами: «Что за курс, чем отличается, что там есть?» Приходится объяснять в личке.
Особенности ценообразования
Монетизировать курсы я начал в конце 2021 года на разных платформах. Бесплатный курс на Stepik появился в 2023 году, а платные курсы там в 2025.
Понимание, как работать в онлайн-образовании, дала мне платформа Udemy. Изначально я продавал там курсы по 20–25 долларов. Потом понял, что даю гораздо больше материала, чем другие, и поднял цену до 75 долларов.
Даже для Udemy это было дорого, но мои курсы покупали. Мне удалось правильно подсветить дополнительную ценность, и уже работал личный бренд. Тогда платформа Udemy ещё была доступна в России, и это была хорошая площадка.
Потом я начал продавать курсы напрямую со своего лендинга на Boosty. Какое-то время всё шло успешно, но потом я понял, что лендинги просто так не работают: их нужно интегрировать в систему онлайн-рекламы, это сложно. Какое-то время я сопротивлялся, но потом пришёл на Stepik, разобрался, как подключить оплату, и в итоге сейчас хорошо продаю.
На Stepik курсы стоят дешевле, установить цену в 100 долларов не получится. Разве что за счёт онлайн-поддержки, но и продажи будут не такие большие. Плюс у меня на платформе уже есть конкуренты, которые продают похожие курсы в два раза дешевле, ещё и с обратной связью. Сейчас у меня курс в зависимости от объёма стоит от 1,5 до 5–6 тысяч рублей.
Нужно изучать, сколько стоят курсы конкурентов, чтобы понимать, предлагаешь ли ты то же самое или больше. Плюс работает профессиональный бренд, репутация, доверие. Это даёт возможность повысить цену в 1,5–2 раза.
Скидки, реклама, продвижение
Акции на Stepik реально работают — например, хорошо сработала «Чёрная пятница».
Что касается рекламы, то я почти не использую платные каналы. У меня больше идёт акцент на органическое продвижение и сарафанное радио. Деньги впустую я пока ещё никуда не потратил. Иногда могу забросить до 100 долларов на продвижение в TikTok, но это все.
То же самое с продвижением в Telegram. Чтобы не потратить деньги впустую, нужно размещаться в небольших авторских каналах, так конверсия будет гораздо выше. И, конечно же, проверять, где вы рекламируетесь, не стоит закупать всё подряд.
Самая большая ошибка авторов в том, что они боятся выходить за рамки платформ. Они не понимают, что привычные схемы в 2025 году уже не работают. Чтобы был результат, нужно создавать профессиональный бренд и работать с ним в соцсетях. Какой бы хороший у тебя ни был курс, пока ты не начнёшь его продвигать, никто о нём не узнает.
Не стоит надеяться только на обучающую платформу, где ты размещаешься. Да, там есть инструменты для продвижения, но если на курсе у тебя всего 20 человек, и никто о нём не знает, то платформа не станет тебя продвигать. Нужно выполнять комплексную задачу и продвигать себя в соцсетях и других каналах.
Выводы и рекомендации
1. Самое главное — быть честным, заинтересованным, вовлечённым в то, что ты делаешь. Когда я записывал ролики на YouTube, то старался отвечать на все комментарии, приходил с поддержкой. Сейчас уже понизил градус активности, но всё равно стараюсь максимально помогать людям, если это не вопрос, который задавали уже 100 раз.
То же касается и Stepik: нужно быть максимально вовлечённым. Ты должен создать вокруг себя правильную атмосферу, быть открытым и честным по отношению к своим студентам. Неважно, пришли ли они на бесплатный или платный курс. Это будет работать в любом году.
2. Важно правильное позиционирование. Я не обещаю лёгких денег, не гарантирую работу, я могу дать конкретные знания и навыки. Это самое главное — выстроить для себя правильную стратегию, как ты будешь себя продвигать, и придерживаться её. И быть человеком в первую очередь, а не просто бизнесменом, который зарабатывает деньги.
3. Нужно выстраивать профессиональный бренд вокруг курсов. Например, создаёте бесплатный курс, привязываете к нему Telegram-сообщество, где происходит основная коммуникация. Дальше к этому сообществу вы привязываете Telegram-канал, где публикуете авторские посты, может быть, проводите дополнительные активности, связанные с курсом, чтобы люди подписывались.
Постепенно вокруг курсов создаётся сообщество. Люди понимают, что ты там есть, ты помогаешь, даёшь пользу, и зовут других людей. Начинается индексация, ты появляешься в поисковой выдаче, работает сарафанное радио. В итоге это первый триггер, с которым можно работать.
4. Длинный формат сейчас — не сильно рабочий вариант, а вот короткие видео стоит делать. Их можно размещать на всех площадках: YouTube, Instagram1, TikTok, ВК. Не нужно много ресурсов: одно видео, четыре площадки. Можно выработать стратегию: сел один раз на выходных, записал за пару часов, потом месяц-два публикуешь.
Конечно, это зависит от того, насколько ты привык к камере, насколько сложный у тебя монтаж, можешь ли ты всё рассказать с первого дубля. Но это приходит с опытом. Я тоже раньше тратил по 8–10 часов на видео. Сейчас я могу записать 20 роликов подряд без лишних склеек или дублей.
5. Не нужно делать полноценный бесплатный курс, как я сделал на YouTube и потом на Stepik: с заданиями, тестами и даже обратной связью, который хорошо себя показывает, люди находят работу. Лучше ужать материал, который вы даёте бесплатно, чтобы потом у людей не возникало непонимания: «Окей, а что у тебя тогда на платном курсе, что мне нужно его купить?» Потому что сейчас многие не видят ценности в платном обучении у меня, ведь есть большой бесплатный курс.
Возможно, вообще не стоит делать большие курсы, а лучше дробить на части, чтобы человек сам мог собрать, что ему нужно, как в конструкторе, и не покупал большое обучение. Если сделать каждую такую часть дешевле, они будут лучше продаваться. Сейчас все любят короткие форматы, потому что так проще сделать выбор.
Я сам к этому постепенно прихожу и планирую сделать ещё как минимум один продукт в следующем году. Это будет не большой фундаментальный курс, а конкретный набор материалов под определённую цель для развивающихся специалистов.
На этом всё! Если интересно, загляните на мой сайт или профиль на Stepik.
1Социальная сеть Instagram запрещена на территории РФ.
kompilainenn2
Хорошо, что ты поздно это понял, спасибо