Работая в IT, есть большой соблазн сэкономить время на качестве email переписке, отправляя письма «как придется». Однако, для больших компаний это часто приводит к ухудшению коммуникации и снижению эффективности работы над проектом (ввиду большого количества лиц, вовлеченных в принятие решений).
Чтобы избежать этого, предлагаю следующую подборку рекомендаций по email переписке, выбранных мной из дюжины источников. Сразу отмечу, что один из критериев эффективности email коммуникации — получить желаемое при минимальном отвлечении других коллег.
Итак, общее:
- Сроки ответа, по умолчанию, ожидается не позже 24 часов.
- Если вы отправили два письма, а ответа нет — позвоните. Если созвон не решает вопрос, назначьте встречу.
- Если не можете ответить, отпишите сразу что ответите тогда-то ХХ.ХХ.
- Если письмо не вам, то ответьте «скорее всего вы ошиблись адресатом». В противном случае человек будет ждать ответа и потеряет время, надеясь на вас.
Адресаты:
- По возможности не тяните всех в копии. Ставьте других в копию, если:
- они сами тебя об этом попросили;
- они должны получить это письмо.
- Если вопрос явно решается с одним из людей в копии, то ответьте всем, что решите его с ним и сообщите всем только финальный результат. Помните, что чем больше людей в цепочке, тем меньше ощущение ответственности отвечать на него.
- Но будьте готовы к тому, что почти никто не читает письма, где они поставлены в копию.
Тема письма:
- Одна тема — одно письмо. Если в результате переписки тема письма изменилась — измените тему и заголовок письма.
- Краткая суть сразу: В теме сразу пишите, что хотите получить.
- Добавьте в тему письма статусные теги. [Info], [Action_required], [Не срочно], [Документы], «FYI» — для писем которые не требуют действий от получателя. Экономьте его время.
Цепочки писем (треды)
- Смена треда. Не «воруйте» тему переписки, вклиниваясь в переписку с другими темами для обсуждения. Просто создайте новый тред (цепочку писем) с вашей темой.
- Исключение адресатов. Если вам нужно обсудить какой-то вопрос только с некоторыми адресатами, исключите остальных, и добавьте в начале письма отдельной строчкой "- Семен, Игорь", чтобы адресаты поняли это изменение.
- Также если кто-то уже не требуется в переписке, то можно его поставить в BCC (скрытую копию) и уведомить его об этом:
@Иван, спасибо за участие в обсуждении, я ставлю тебя в BCC, чтобы не отвлекать тебя
- Добавление адресатов. Аналогично, не забудьте в начале письма указать «+ Алексей».
- Пользуйтесь принятыми кодами EOM или NNTR. Добавляя в тему сообщения символы EOM (= End of message) вы говорите, что обсуждение закрыто. А NNTR (= No need to respond) — что отвечать не обязательно. Это экономит и получателя и ваше время и вы не получите еще одного письма с вопросом вроде:
Так, а от меня что нужно-то?
- Ответы в чужих письмах:
Отвечайте в теле письма ставя инициалы в начале ответа, чтобы не запутаться:
Вы согласны с изменением макетов?
[А. С.]: Да, согласен.
Также можно менять цвет/шрифт (но у некоторых адресатов возможно отключено форматирование писем и им виден только plain text!) - Не тяните всю переписку хвостом. Многие переписки затягиваются и вырастают огромные хвосты прошлых писем. Не тяните их. Только представьте, что предстоит новоприбывшему в СС коллеге или партнеру. Лучше оставьте 3-4 последних ответа и перескажите своими словами прошлые договоренности.
Письмо:
- Суть: То, о чем вы просите или что предлагаете, должно быть в первых 15 словах в теле письма. Также указывайте сроки когда вам нужен ответ — задача без срока выполняется вечно.
- Контекст: В начале длинного письма опишите контекст одним предложением, и одним предложением, о чем пойдет речь ниже. Особенно для первого письма или при добавлении человека, который не в курсе переписки.
- Будьте конкретны. Избегайте открытых абстрактных вопросов, задавайте закрытые вопросы. Если у вас есть вопрос, то, чтобы максимально быстро получить ответ, предложите адресату возможные решения:
Есть такая-то проблема, предлагаем следующие варианты решения:
- Решение А
- Решение Б
- Требует обсуждения
Протокол встречи:
Первыми пишите дальнейшие действия, потом – выводы и договоренности, так как они менее важны и до них могут не дочитать.
Вложения в письма:
- При ответе на письмо не пересылаются аттаченные файлы. Используйте «переслать/форвард».
- Сообщайте о вложениях в тексте письма (в Mac OS аттачи в письмах легко не заметить).
- Большие файлы (более 5 Mb) заливайте в dropbox или google drive и предоставляйте по ссылке. Кроме того, картинки в теле письма часто выкидываются из истории письма почтовыми программами, поэтому ссылка на облако опять выигрывает.
Подпись:
Не делайте размашистую подпись с картинками, которая часто занимает больше места чем ваше сообщение. Это неудобно скролить. Да и картинки прикладываются к письму в виде аттачей, и их постоянно требуется проверять – не приаттачено ли чего важного.
Перед отправкой:
- Перечитайте и проверьте орфографию до отправки.
- Сложные / эмоциональные письма – напишите, отложите на час, потом перечитайте и, если уверены, отправляйте.
- Можно настроить правило в MS Outlook, которое задерживает любое отправленное письмо на N минут в специальной папке «Исходящие». Во время этих N минут вы можете отменить/отредактировать письмо, тем самым подстраховаться от ошибок.
Комментарии (8)
Initio
29.02.2016 14:242.Краткая суть сразу: В теме сразу пишите, что хотите получить.
Но не слишком усердствуйте. Есть много индивидуумов, которые ВСЕ пихают в тему, и в итоге приходит пустое письмо, иногда даже без подписи.
beaverBox
Наверное, все-таки исключить остальных
При ответе не пересылаются. А форвард и переслать — одно и то же.
А наш cio таких соловей-то не знает. Зато всех приучает к "д.у.х.н"...
lostpassword
А что это?
Artodoks
спасибо, первые два комментария — согласен. Третий — да, мало распространены теги. Но кажется, что "д.у.х.н" — еще меньше. Что это?)
beaverBox
Интрига =)
Для затравки: д.у.х.н., д.д.х.н., д.в.х.н.
Расшифруйте цепочку. Вечером дам правильный ответ ))
Artodoks
интересно, но сложно расшифровать (что кстати уменьшает шансы для данного сокращения стать общепринятой нормой).
Так что же это?)
Initio
Первая часть аббревиатур понятна: доброе утро / добрый день / добрый вечер. Вторая часть у всех одинакова, но в голову приходит только Хава Нагила или Хвала Нерзулу :) Вполне вероятно это общепринятое именно в данной компании приветствие или обрусевшая фраза.
beaverBox
Хорошего Настроения, чего всем и желаю =)