В этой статье мы бы хотели обратить внимание разработчиков приложений на такой неоднозначный механизм продвижения, как фичеринг в магазинах мобильных приложений (AppStore и Google Play). Да, нашему редактору тоже не нравится слово «фичеринг» (featuring), но адекватного русского аналога нет, поэтому будем использовать кальку с английского.
Apple или Google featuring – это методика, когда сам Apple или Google выбирает приложения, соответствующие текущим маркетинговым приоритетам этих компаний. Такие приложения выделяются на определенный период с помощью внутренних маркетинговых инструментов App Store/Google Play (прежде всего, это размещение баннера на главной странице App Store/Google Play, или размещение в тематичиской подборке на «видном месте»).
Для участия в фичеринге приложение не только должно соответствовать ряду требований, которые предъявляют Apple/Google – таким, как качество продукта, уникальность, польза, эксклюзивность, актуальность, но и пройти ручной отбор редакторами App Store/Google Play.
Фичеринг бесплатен, так как таким образом Apple/Google «рекомендуют» самые интересные продукты своим пользователям и помогают разработчикам приложений найти новых пользователей и выйти на новые рынки.
Какие бывают фичеринги и как в них попасть? Мы выделили две большие категории. Подробнее о них — ниже.
Когда делаются подборки и, зачастую, скидки на приложения в определенных регионах, посвященные каким-то событиям (чаще всего национальным праздникам). Как пример можно привести фичеринг Google Play под названием «Празднование полной луны», в котором мы участвовали с приложением ABBYY TextGrabber в сентябре в некоторых азиатских странах: Японии, Корее, Тайване, Гонконге.
Для попадания в подобный фичеринг необходимо, прежде всего, поддерживать в своем приложении локализацию на языки тех стран, которые заявлены для промо-акции, а также снизить стоимость приложения или докупок внутри него до уровня, который требует магазин на период акции. В акции «Празднование полной луны» идея Google была предложить пользователям самые качественные бизнес-приложения по цене зубной щетки, тем самым повысить популяризацию бизнес-приложений и снять с них имидж дорогостоящий инструментов, которые может покупать только ограниченная аудитория.
Для попадания в подобный фичеринг необходима номинация приложения сотрудником Apple/Google, а также тщательный отбор и проверка на соответствие критериям фичеринга редакторской командой Apple/Google.
Когда в подборку попадают приложения определенной категории: образование, бизнес, фотографии на память, головоломки и т.д. Внимание редактора магазина привлекают именно те приложения, которые стремятся быть лучшими в своей категории, вносят постоянные изменения в продукт, получают высокие оценки и хорошие отзывы от пользователей.
В эту же группу попадают фичеринги, которые посвящены серьезным технологическим изменениям на платформах Apple/Google Play. Примером может быть запуск iOS 9 и те основные технологические изменения, которые приложения стали предлагать пользователям в связи с запуском новой операционной системы, а именно: мультизадачность (Split view), умный поиск (Spotlight Search), 3D Touch (трехуровневая система измерения давления). Для попадания в подобные фичеринги разработчики должны внимательно следить за последними новостями платформ и первыми воплощать все технологические изменения.
Немного о фичеринге ABBYY TextGrabber, который попал в подборку Apple «Amazing Apps & Games for Tier 1 Price» летом прошлого года. Textgrabber извлекает тексты небольшого объёма из любых печатных источников и переводит их, а также позволяет делиться как угодно результатами.
Во время фичеринга действовала специальная скидка на приложение: цена была снижена для Мексики, Китая, Индонезии, Индии, России, Турции и ЮАР до минимального уровня (в России это 15 руб.), в остальных странах стоимость приложения упала с 4,99 долларов до 0,99. Акция началась 15 и закончилась 31 июля 2015.
С началом акции резко возросло количество ежедневных скачиваний, что не удивительно. По нашим оценкам, эта цифра возросла более чем в сорок раз! Особо заметным стал рост загрузок в Китае, России и США.
Вместе с количеством скачиваний росло и число положительных отзывов. И снова, наиболее активно выступали пользователи Китая, России и США.
Положительный эффект от двухнедельного фичеринга трудно было переоценить. Громадное количество скачиваний и положительных отзывов в Китае недвусмысленно намекали на очередной успех наших OCR-технологий в Поднебесной. Китайские пользователи неизменно приходят в восторг от распознавания иероглифов программами ABBYY. Об этом свидетельствовали многочисленные демонстрации китайским партнерам наших мобильных продуктов на разных презентациях. Теперь с таким объемом скачиваний становилось понятным, что для наших мобильных приложений открываются новые рынки Китая и других стран (например, Индии или Бразилии, где в силу специфики экономики при старой цене о таком взлёте скачиваний нельзя было даже мечтать; мы не говорим уже о США, ввиду сильнейшей конкуренции на этом рынке).
Должны отметить, что когда акция закончилась, приложение ушло из топа, и количество продаж упало столь же стремительно, как и выросло.
Что мы получили?
• новых пользователей
• большое количество положительных отзывов
• опыт работы с фичерингом от Apple
• кратковременный рост продаж при условии значительного снижения стоимости приложения
• а самое важное – понимание, на какие рынки далее стоит обратить наше стратегическое внимание.
И здесь основными выводами для нас были следующие:
1. Как правильно сохранить позиции в ТОПах магазина, которые мы так волшебно получили? Очень важно быстро с помощью аналитических систем оценить положение своего приложения в магазине, и какое количество загрузок требуется, чтобы удержать подобные позиции, и так же стремительно реагировать дополнительным привлечением пользователей. Самое время закупить рекламный трафик. Эффект от фичеринга в таком случае может быть продлен. Будучи на высоких позициях в магазине приложение получает много «органических», хороших пользователей, которые выбирают ваш продукт сами и осознанно. При этом удержание позиций, на которые приложение уже забралось, может быть не очень дорогим и однозначно выгодным.
2. Так как фичеринг проходит в нескольких странах, есть возможность оценить платежеспособность аудитории этих стран и, соответственно, степень вашей дальнейшей заинтересованности них. Для этого рассчитываем ARPU (average revenue per user = доход от покупок / количество установок) по каждой стране и оцениваем данный показатель в сравнении со стоимостью привлечения пользователя в этой стране (CPI). Данный подход эффективен и практически ничего не стоит разработчику, чтобы определить дальнейшую стратегию выбора иностранного рынка для продвижения приложения.
3. Фичеринг работает, прежде всего, на узнаваемость приложения, а большое количество скачиваний и положительных отзывов поднимает приложение в общем рейтинге. Прежде всего, этот инструмент интересен для разработчиков, которые хотели бы продвигать свой продукт на другие рынки, так как выход на новые рынки самостоятельно – тема дорогостоящая, хотя и очень интересная, особенно в текущих экономических условиях. С помощью подобных фичерингов Apple/Google приложение может определить перспективные для себя страны, а также какие-то особенности местных потребителей: как используют продукт, платежеспособность, оптимальную цену, востребованность дополнительных платных функций.
Ну и, повторимся, получить приглашение Apple или Google Play на фичеринг – это признание качество вашего продукта со стороны ведущих мировых магазинов мобильных приложений.
Наталья Фролова,
департамент продуктов для мобильных платформ
Apple или Google featuring – это методика, когда сам Apple или Google выбирает приложения, соответствующие текущим маркетинговым приоритетам этих компаний. Такие приложения выделяются на определенный период с помощью внутренних маркетинговых инструментов App Store/Google Play (прежде всего, это размещение баннера на главной странице App Store/Google Play, или размещение в тематичиской подборке на «видном месте»).
Для участия в фичеринге приложение не только должно соответствовать ряду требований, которые предъявляют Apple/Google – таким, как качество продукта, уникальность, польза, эксклюзивность, актуальность, но и пройти ручной отбор редакторами App Store/Google Play.
Фичеринг бесплатен, так как таким образом Apple/Google «рекомендуют» самые интересные продукты своим пользователям и помогают разработчикам приложений найти новых пользователей и выйти на новые рынки.
Какие бывают фичеринги и как в них попасть? Мы выделили две большие категории. Подробнее о них — ниже.
Сезонные фичеринги
Когда делаются подборки и, зачастую, скидки на приложения в определенных регионах, посвященные каким-то событиям (чаще всего национальным праздникам). Как пример можно привести фичеринг Google Play под названием «Празднование полной луны», в котором мы участвовали с приложением ABBYY TextGrabber в сентябре в некоторых азиатских странах: Японии, Корее, Тайване, Гонконге.
Для попадания в подобный фичеринг необходимо, прежде всего, поддерживать в своем приложении локализацию на языки тех стран, которые заявлены для промо-акции, а также снизить стоимость приложения или докупок внутри него до уровня, который требует магазин на период акции. В акции «Празднование полной луны» идея Google была предложить пользователям самые качественные бизнес-приложения по цене зубной щетки, тем самым повысить популяризацию бизнес-приложений и снять с них имидж дорогостоящий инструментов, которые может покупать только ограниченная аудитория.
Для попадания в подобный фичеринг необходима номинация приложения сотрудником Apple/Google, а также тщательный отбор и проверка на соответствие критериям фичеринга редакторской командой Apple/Google.
Тематические фичеринги
Когда в подборку попадают приложения определенной категории: образование, бизнес, фотографии на память, головоломки и т.д. Внимание редактора магазина привлекают именно те приложения, которые стремятся быть лучшими в своей категории, вносят постоянные изменения в продукт, получают высокие оценки и хорошие отзывы от пользователей.
В эту же группу попадают фичеринги, которые посвящены серьезным технологическим изменениям на платформах Apple/Google Play. Примером может быть запуск iOS 9 и те основные технологические изменения, которые приложения стали предлагать пользователям в связи с запуском новой операционной системы, а именно: мультизадачность (Split view), умный поиск (Spotlight Search), 3D Touch (трехуровневая система измерения давления). Для попадания в подобные фичеринги разработчики должны внимательно следить за последними новостями платформ и первыми воплощать все технологические изменения.
Личный опыт
Немного о фичеринге ABBYY TextGrabber, который попал в подборку Apple «Amazing Apps & Games for Tier 1 Price» летом прошлого года. Textgrabber извлекает тексты небольшого объёма из любых печатных источников и переводит их, а также позволяет делиться как угодно результатами.
Во время фичеринга действовала специальная скидка на приложение: цена была снижена для Мексики, Китая, Индонезии, Индии, России, Турции и ЮАР до минимального уровня (в России это 15 руб.), в остальных странах стоимость приложения упала с 4,99 долларов до 0,99. Акция началась 15 и закончилась 31 июля 2015.
С началом акции резко возросло количество ежедневных скачиваний, что не удивительно. По нашим оценкам, эта цифра возросла более чем в сорок раз! Особо заметным стал рост загрузок в Китае, России и США.
- Китай +4000%
- Россия +2600%
- США +2000%
Вместе с количеством скачиваний росло и число положительных отзывов. И снова, наиболее активно выступали пользователи Китая, России и США.
Положительный эффект от двухнедельного фичеринга трудно было переоценить. Громадное количество скачиваний и положительных отзывов в Китае недвусмысленно намекали на очередной успех наших OCR-технологий в Поднебесной. Китайские пользователи неизменно приходят в восторг от распознавания иероглифов программами ABBYY. Об этом свидетельствовали многочисленные демонстрации китайским партнерам наших мобильных продуктов на разных презентациях. Теперь с таким объемом скачиваний становилось понятным, что для наших мобильных приложений открываются новые рынки Китая и других стран (например, Индии или Бразилии, где в силу специфики экономики при старой цене о таком взлёте скачиваний нельзя было даже мечтать; мы не говорим уже о США, ввиду сильнейшей конкуренции на этом рынке).
Должны отметить, что когда акция закончилась, приложение ушло из топа, и количество продаж упало столь же стремительно, как и выросло.
Что мы получили?
• новых пользователей
• большое количество положительных отзывов
• опыт работы с фичерингом от Apple
• кратковременный рост продаж при условии значительного снижения стоимости приложения
• а самое важное – понимание, на какие рынки далее стоит обратить наше стратегическое внимание.
И здесь основными выводами для нас были следующие:
1. Как правильно сохранить позиции в ТОПах магазина, которые мы так волшебно получили? Очень важно быстро с помощью аналитических систем оценить положение своего приложения в магазине, и какое количество загрузок требуется, чтобы удержать подобные позиции, и так же стремительно реагировать дополнительным привлечением пользователей. Самое время закупить рекламный трафик. Эффект от фичеринга в таком случае может быть продлен. Будучи на высоких позициях в магазине приложение получает много «органических», хороших пользователей, которые выбирают ваш продукт сами и осознанно. При этом удержание позиций, на которые приложение уже забралось, может быть не очень дорогим и однозначно выгодным.
2. Так как фичеринг проходит в нескольких странах, есть возможность оценить платежеспособность аудитории этих стран и, соответственно, степень вашей дальнейшей заинтересованности них. Для этого рассчитываем ARPU (average revenue per user = доход от покупок / количество установок) по каждой стране и оцениваем данный показатель в сравнении со стоимостью привлечения пользователя в этой стране (CPI). Данный подход эффективен и практически ничего не стоит разработчику, чтобы определить дальнейшую стратегию выбора иностранного рынка для продвижения приложения.
3. Фичеринг работает, прежде всего, на узнаваемость приложения, а большое количество скачиваний и положительных отзывов поднимает приложение в общем рейтинге. Прежде всего, этот инструмент интересен для разработчиков, которые хотели бы продвигать свой продукт на другие рынки, так как выход на новые рынки самостоятельно – тема дорогостоящая, хотя и очень интересная, особенно в текущих экономических условиях. С помощью подобных фичерингов Apple/Google приложение может определить перспективные для себя страны, а также какие-то особенности местных потребителей: как используют продукт, платежеспособность, оптимальную цену, востребованность дополнительных платных функций.
Ну и, повторимся, получить приглашение Apple или Google Play на фичеринг – это признание качество вашего продукта со стороны ведущих мировых магазинов мобильных приложений.
Наталья Фролова,
департамент продуктов для мобильных платформ
rogrom
Как происходит процесс фичеринга с технической стороны? С Вами просто связываются (по почте, например) и вы скидываете требуемые ассеты, указываете стоимость приложения, и тд. или в консоли разработчика временно открываются "расширенные" возможности?
luciana
Да, именно так, с нами связываются и запрашивают ассеты (это промо-баннер). Это случай, когда фичеринг с баннером. Никаких гарантий на фичеринг при этом не дают. Как правило, в течение 1-2 дней надо прислать этот баннер. Если есть требования по цене, то да, если мы хотим участвовать в фичеринге, в том же письме подтверждаем, что в указанные даты фичеринга поставим требуемую цену.
Если мы просто попадаем в подборку (например New & Noteworthy) то тогда нам ничего не пишут, мы уже по факту видим, что оказались в подборке.