Несколько месяцев назад наши коллеги и партнёры из компании «Ямбокс» решили развернуть свои бизнес процессы в сторону работы с малыми интернет-магазинами и на этом пути столкнулись с одной забавной проблемой…
Проблема эта: общее, иррациональное недоверие малых интернет магазинов к аутсорсингу своей логистики. Забавным в этом случае является то, что при работе с крупными ИМ эти проблемы не возникают практически никогда, да они задают больше вопросов, но панического ужаса перед услугами фулфилмента никто из них не испытывает. С одной стороны, это понятно, в сегменте крупных магазинов к фулфилменту уже чуть-чуть попривыкли. Но всё же стоит отметить, что у «малышей» — это привыкание происходит значительно сложнее.
«Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот»
Кобаяси Исса
Как известно для того чтобы понять причину страха нужно попробовать поставить себя в то самое положение в которой находится изучаемый объект. Что мы и попробуем сделать в этой статье.
Знакомьтесь — это Пётр Иванович житель г. Саратова, будущий серьёзный интернет предприниматель, а сейчас просто менеджер по продажам в некой компании ооо «Рога и копыта».
Пётр Иванович давно решил «взять жизнь в свои руки», а как всем известно одно из распространённых заблуждений на этот счёт заключается в том, что для этого нужно открыть своё дело.
Занятие в общем то не хитрое, к тому же, довольно логичным выбором является открытие своего дела на просторах интернетов, этому сопутствует множество факторов, которые я не буду перечислять в этой статье.
И вот, одним прекрасным днём Пётр Иванович решил открыть свой интернет-магазин.
Решение принято. Теперь надо определится с тем, что же этот магазин будет продавать.
Что обычно для этого делают настоящие самураи российского бизнеса?
Долго ищут, чего же миру не хватает, формулируют гипотезы, проверяют их общаясь со своими вероятными клиентами, экономику продукта считают, общаются с другими предпринимателями работающими в выбранной области чтоб они им про возможные грабли рассказали… В общем ничего необычного, но это требует времени.
А времени у Пётра Ивановича как раз нет, ведь он уже принял решение. Вы же помните это суицидальное выражение «что тут думать, прыгать надо» или вот это «мужик сказал, мужик сделал». Ну вот, примерно так и думает наш герой, Он же настоящий мужик, поэтому если он «сказал» то будет обязательно «прыгать» и «не думать», ничего что с моста, и нестрашно что без парашюта. Поэтому, поразмышляв пару часов или пару дней, он решает продавать шторы.
Да и бог сними. Идея действительно на первый взгляд хорошая, шторы они ведь всем нужны.
Конечно желательно бы в этом хоть как то убедится, но чем чёрт не шутит может и получится.
Сколько же книжек и статей было написано в том числе и вашим покорным слугой что бы начинающие предприниматели не совершали, вот таких идиотских прыжков в вечность.
Ну что же делать, русский человек вообще на органическом уровне не переваривает всяческих инструкций. Чтоб убедится в этом факте достаточно понаблюдать как большинство людей собирают мебель из Икеи.
Ну вернёмся к нашему несчастному, конечно мы все понимаем, что без знания рынка, экономики продукта, без понимания того есть ли вообще спрос на его товар, у него шансов не больше чем у только что вылупившейся черепашки доползти до моря среди стаи голодных чаек, но наш герой пока этого не знает и отчаянно бросается штурмовать фриланс, в поиске дешёвого таджикского программиста, который сделает ему супер-магазин за три копейки.
Конечно этот магазин должен быть с авторским дизайном и какими-нибудь адскими супер-фичами, которые никогда не пригодятся, но откуда об этом знать нашему герою, ведь им движет вдохновение. В данный момент он не предприниматель, а «творец своего будущего».
Конечно же найденный фрилансер начинает медленно поедать его мозги и деньги, кормит завтраками и послезавтраками в общем, раскручивает динамо-машину на полную.
Пётр Иванович мог бы потратить пару дней и создать простенький шаблонный магазин на коленке самостоятельно, используя одну из множества платформ которые дают такую возможность. Но он не глуп и думает о будущем, ведь никто не знает, что случится с этой платформой когда к нему на сайт зайдут 100500 посетителей алчущих штор, к тому же это слишком просто и дёшево, а значит не может быть хорошо и ещё что-нибудь в этом духе. В общем по какой-нибудь важной причине он считает что деньги, которые он тратит на собственный навороченный ИМ это не трата, а инвестиция.
И вот через полтора года и пару сот тысяч спустя, он получает наконец свой кривенький недоподлинный, но такой родной ИМ. Для него это настоящий семейный праздник, его супруга, лишённая отпуска в этом году из за растрат на «Будущее семьи», смотрит на своего мужа с нескрываемым восторгом, «какой же он у меня молодец, всё таки добился, сделал, теперь быстренько раскрутимся и…»
Особенность этой ситуации заключается в том, что так как они не черта не знают о том, чем собираются заниматься, мечты начинают расти как слоёное тесто в духовке. В их мечтаниях они уже стали повелителями маленькой шторной империи, у них есть свой личный самолёт, небоскрёб в Нью-Йорке, дом на багамских островах, вечная молодость и ещё бог знает что. Вот только не надо говорить, что с вами такого никогда не происходило. Бизнес он вообще для мечтателей по большей части, и чем меньше вы знаете, тем о большем мечтаете, это закон.
Ну так вот, намечтавшись вдоволь Пётр Иванович всё-таки решил взяться за дело и тут началось…
Рассказ об этом будет долгим, поэтому перенесёмся сразу на год вперёд.
За этот год он узнал что SEO не всегда работает. Какое-то время думал, что Яндекс Директ создан в лаборатории дьявола специально чтобы мучить и грабить несчастных интернет предпринимателей. Пробовал лить трафик из социальных сетей и снова слил кучу денег. За этот год он постарел лет на пять, стал до болезненности подозрительным, потерял веру в людей, наконец начал читать книжки, переделал свой ИМ ещё два, три раза, а может вообще снёс и сделал всё заново. И у него наконец начало, что-то получаться.
Бинго! Барабаны! Литавры! Пётр Иванович стал настоящим самураем, об него теперь можно лом сломать, и он даже не поморщится.
Его дела немного налаживаются, с магазина льётся небольшой ручеёк заказов так по 5-7 в день. И он носится как ошпаренный угорь по адресам на своём личном автомобиле, развозя шторы. Сам общается с клиентами, сам комплектует и упаковывает, в какой-то момент к нему присоединяется его жена, сын, дочь, тёща. Получается настоящий семейный подряд, прям как в сказке про репку помните.
И вот выросла репка большая пребольшая. Его магазин теперь достаточно большой, чтобы сожрать полностью его время и время его семьи.
И он принимает решение перейти на «другой уровень», взять сотрудников и арендовать нормальный склад. Всё это он делает своими руками, всему этому он учится ночами, так как днём он занят и всё это жрёт деньги, глючит, косячит и не работает по праздникам.
Самым ценным ресурсом становится время. Самым расходуемым материалом нервы.
Смешно, но для многих владельцев ИМ, именно вот этот переход на другой уровень становится причиной краха… Потому что они сталкиваются с новыми проблемами для решения которых, накопленный ранее опыт, абсолютно бесполезен.
Они снова становятся в начало пути, на котором микромагазин должен стать нормальным работающим предприятием, со своей вертикалью власти и отстроенными бизнес-процессами. Эта задача осложняется полным отсутствием времени.
Вот тут как говорится клиент созрел, именно на этом этапе фулфилмент операторы, могут быть наиболее полезны, потому что они могут дать предпринимателю столько времени сколько ему нужно, предложить уже готовую, отстроенную систему логистики, сократить расходы на склад, на сотрудников, на отправления, да практически на всё. На этом этапе ценность фулфилмента достигает своих 100% и по идее единственный вопрос, который должен возникнуть у предпринимателя это «с каким оператором начать сотрудничать?»
Что же происходит на самом деле?
Да ничего не происходит. Этот магазин слишком дорого достался, там кровь, пот, куча потраченного времени, потерянная вера в людей. Это даже не бизнес, это религия, религия пресвятых штор. Предложение в один момент перестать, заниматься всем тем на что человек до сего дня тратил почти всё своё время и при этом сэкономить, звучит для нашего героя как призыв вложить все свои деньги в акции АО МММ. Вот и носится наш Пётр Иванович день и ночь пытаясь заново придумать велосипед, потому что жизнь она вообще сложная штука.
Пётр Иванович, не надо так, вот вам сайт наших друзей yambox.net заходите к ним в гости, приезжайте к ним на склад, у них в команде 500 человек которые каждый день пытаются сделать вашу жизнь проще. Ну или выберите другую компанию, их слава богу есть десяток, конечно не все компании предлагают что-то действительно интересное но ведь у вас есть выбор.
С уважением команда generate.club
Комментарии (9)
DrPass
12.03.2016 12:13+3Зашел в ожидании увидеть статью про проблемы аутсорсинга логистических услуг для SMB. А вместо этого попался на фельетон из двух страниц сарказма на пустом месте (причем в отношении бизнеса потенциальных клиентов), и с концовкой «Покупайте изделия Главрезинхимтреста!».
bigvasya
12.03.2016 12:40Фельетон это не самый плохой жанр. :-) Насчёт отсутствия описанной проблемы я позволю себе с вами не согласится. "Сарказм в отношении потенциальных клиентов", это не совсем верное утверждение, потому что лично моими клиентом "Пётр Иванович" не является, к тому же он вообще не является чьим либо клиентом так как это вымышленный персонаж, который создан исключительно в целях иллюстрации проблемы. Пожалуйста не нужно себя с ним ассоциировать, как вы сами сказали что жанр этой статьи "фельетон" а основными инструментами этого жанра являются обобщение, сарказм и гипербола. Кстати забавный факт, вы всё таки читали мой фельетон до конца :-)
haviras
12.03.2016 20:56+1Я например себя увидел в какой то мере, хоть у меня и не ИМ и доставка мне не требуется вообще, но свой маленький но гордый бизнес. Грабли то общие.
PapaBubaDiop
13.03.2016 00:38+1Хороший текст. И Петр Иванович сначала был несимпатичен, а в миттельшпиле очень дже ничего.
webinside
13.03.2016 16:57>> И он принимает решение перейти на «другой уровень», взять сотрудников и арендовать нормальный склад
Всегда задавался вопросом: начиная с каких доходов и оборотов целесообразно переходить на «другой уровень»?
На кого вы сами позиционируетесь? само занятость, нано-бизнес, микро-бизнес, малый бизнес?
Artima
14.03.2016 22:27У крупных компаний и возвратов гораздо больше. Как раз за счет ошибок на последнем шаге. То принесут не то, то нагрубят, то опоздают, то сдачи не найдут и т.д. и т.п. Маленький магазин такой халатности не может себе позволить.
miksoft
«заходите к ним в гости, приезжайте к ним на склад»
Хабраэффекта не боятся? :)
Реально можно взять и приехать без никаких обязательств?
bigvasya
А по чему нет, вы же когда в булочную заходите вас насильно хлеб покупать не заставляют :-)