В последние годы опубликовано несколько научных исследований, которые доказывают положительное влияние видеоигр на психическое и умственное развитие детей. Видеоигры развивают память, внимание и сообразительность, улучшают высшие когнитивные функции, в том числе способность выполнять несколько задач одновременно и др.

В журнале Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology опубликована ещё одна научная работа c результатам исследования тысяч детей возрастом от 6 до 11 лет в шести странах Евросоюза. Учёные выяснили, что компьютерные игры не только коррелируют с более высоким интеллектом, но и делают детей общительнее. При этом они никак не влияют на психическое здоровье.

Исследование показало, что из 3195 детей около 20% играют в видеоигры более 5 часов в неделю. На количество игровых часов влияют разные факторы: возраст, пол, размер семьи, личность матери. Дети малообразованных, одиноких, безработных или психологически страдающих матерей проводят меньше времени за компьютерными играми. Все эти факторы учтены при анализе данных.

Количество игровых часов сообщали родители, информацию об академической успеваемости брали у учителей в школах, психологическое здоровье детей оценивалось учителями и родителями по опроснику Strengths and Difficulties Questionnaire, а также детьми по самостоятельному тесту Dominic Interactive.

После нормализации выборки по возрасту, полу, размеру семьи, возрасту матери и её семейному статусу получен результат: у детей, много играющих в компьютерные игры, в 1,75 раза выше вероятность высокого интеллектуального развития и в 1,88 раза выше вероятность отличной академической успеваемости. У этой группы детей не отмечено каких-либо отличий в психическом здоровье — ни в результатах опросников родителей и учителей, ни в самостоятельных тестах.

В то же время, у «геймеров» меньший показатель проблемности в межличностном общении.

Учёные делают вывод, что видеоигры могут позитивно влиять на детей в раннем возрасте, хотя механизм положительного влияния на детское развитие ещё нужно дополнительно исследовать.

Дети по своей природе любят играть друг с другом. Это учит их командной работе, что пригодится во взрослой жизни. «Видеоигры часто становятся видом совместной деятельности для школьников, — говорит профессор Кэтрин Киз (Katherine Keyes), одна из авторов исследования. — Результаты указывают на то, что дети, которые часто играют в видеоигры, могут быть более социально сплочёнными со сверстниками и лучше интегрируются в школьное сообщество».

Комментарии (63)


  1. magamos
    18.03.2016 14:33
    -6

    >>>
    у детей, много играющих в компьютерные игры, в 1,75 раза выше вероятность высокого интеллектуального развития и в 1,88 раза выше вероятность отличной академической успеваемости. У этой группы детей не отмечено каких-либо отличий в психическом здоровье — ни в результатах опросников родителей и учителей, ни в самостоятельных тестах.

    В то же время, у «геймеров» меньший показатель проблемности в межличностном общении.
    <<<

    Ага, а компьютерная зависимость и асоциальность — это все выдумки (сарказм).
    И самой статьи снова нет в ссылках, как обычно.


    1. dfgwer
      18.03.2016 14:43
      +2

      Все хорошо в меру


    1. iShatokhin
      18.03.2016 16:42
      +7

      Ага, а компьютерная зависимость и асоциальность — это все выдумки (сарказм).

      Мне кажется, что в данном случае причинно-следственная связь обратная: склонность интровертов к компьютерной зависимости не означает, что все геймеры — интроверты.


      1. u010602
        18.03.2016 16:49
        -4

        Рост процента интровертов разве не показатель? Раньше был стимул для пограничных случаев развивать навыки общения. Корреляции с интеллектом у геймеров в доту и прочие ммо я вообще не замечаю. Зато знаю множество людей которые плюнули на карьеру в студенческие годы из-за линейки и вов.
        Игры играм рознь, если ребенок играет в Цивилизацию, Героев, шахматы или го — то пусть играет сколько угодно. А если в контру и танчики — то до 30ти с родителями жить будет.


        1. LoadRunner
          18.03.2016 17:11
          +1

          Забавно, но я не люблю контру и танчики, и обожаю пошаговые стратегии. Цивилизацию, Герои, шахматы, го — во всё это играл. Жил с мамой и младшей сестрой до 26 лет (но не по той причине, что подразумевается выше).

          Так что игры играм рознь, но они не показатель асоциальности.


        1. Newbilius
          18.03.2016 18:00

          А ссылку на статистику дадите, что рост процента интровертов? Скорее всё больше "выходит из тени", быть интровертом становится не зазорно.


        1. vaslobas
          18.03.2016 18:15
          +2

          Нифига подобного. Я интроверт и пока не принял себя как интроверта, то велся на все эти заебывания окружающих, которые постоянно пытались втянуть меня в большие компании людей. Толку от этих компаний было 0 целых 0 десятых. Как я не получал кайфа от больших компаний, так я и не стал его получать.
          Приняв себя интровертом, жить стало проще и понятнее стало, что это не у меня какие-то проблемы, что мне нравится быть с людьми маленькими компаниями или тет-а-тет и спорт я предпочитаю не командный.


          1. u010602
            18.03.2016 22:30
            +1

            Споры на ГТ чреваты, потому не виду смысла продолжать. Я не утверждал что интроверты хуже или чем либо ущербны. Но интровертам сложнее, им нужно быть более талантливыми чтобы привлечь других людей, сейчас модно принимать себя как ты есть до того как ты чего-то достиг, в итоге люди не воспитывают в себе качества, которыми можно перевесить свои особенности. Маленькие компании это очень даже здорово, но у многих детей геймеров нет вообще ни каких компаний, к ним на день рожденья приходят только родственники, с которыми он не общаются. И после смерти родителей они остаются совсем одни, ну скажем это дает очень плохие шансы на успешную жизнь. Но каждому свое, и каждый родитель сам решает как воспитывать детей.
            Я и сам интроверт, если не социофоб, и после того как меня избили толпой в дет саду за просто так, я понял что с людьми нужно контактировать не ради удовольствия, а ради выживания и безопасности. Собственно сама эволюция нас к этому привела, общество у нас не ради удовольствия, а ради увеличения приспосабливаемости. Этого я и желаю своим детям, уметь плавать даже если воду не любишь. Когда смогут сами платить за свой комфорт и изоляцию, тогда пусть и принимают себя как есть, а до тех пор марш во двор учиться жить среди людей.


            1. sim31r
              19.03.2016 14:21

              Марк Цукербрег, Билл Гейтс и Уоррен Баффет интроверты если что. Экстравертов они нанимают, для связей с общественностью. И наоборот, успешные экстраверты нанимают интровертов, им так удобнее.
              То что на вас оказали какие-то события детства столь сильное внимание, вероятно особенности генетической программы, усиленный вес отрицательных обучающих примеров, при формировании программы поведения. В жизни можно привести множество примеров, когда люди по разному реагируют на опасность, у одних фобия на всю жизнь, для других малозначительное событие. Например падание в ДТП, с травмами, машина в хлам и более тяжелыми последствиями. Наблюдал после этого разные варианты реакции психики. Человек покупает новую машину и через сутки уже снова на тех же дорогах. И развитие фобии перед транспортом до конца жизни. Так же и с детскими драками, для кого-то это малозначительное событие, для кого-то просто смена картины мира, развитие фобий всевозможных.
              У меня, например, особенность боязнь микробов, с раннего детства, ни кто не пугал, но если при мне кто-то откусит мою еду или дотронется рукой уже не ем. Если без меня, тогда нормально, причем всегда знал, что производство продуктов не стерильное изначально, принципиально ничего мое поведение не изменит, но откуда-то взялся именно такой шаблон поведения, не типичный ни для кого из сверстников.


              1. u010602
                19.03.2016 20:29

                У меня нет фобий подобного рода, драка прошла для меня довольно просто, я просто не испытал ни боли ни испуга, я даже не понял что произошло, мне только дома мама рассказала что такое насилие и что надо давать сдачу. Собственно на сл день я все расставил на свои места тем же способом. Суть в том что одиночек всегда атакуют потому что они кажутся уязвимыми. По этому в школе и университете я уже выстраивал связи так, что-бы меня ни кто не подумал тронуть, хоть я и был отличником и любимцем учителей. Эти же связи я использовал что-бы останавливать агрессию к более слабым интровертам. Я не могу расчитывать что у моих детей будет такой защитник, так что это они должны стать этими защитниками себя и других подобных. Опять же это не ради удовольствия, это ради моральных принципов.
                Я с того и начал что для интроверта нужен талант и трудолюбие, что-бы занять выгодную позицию в соц иерархии, возможность закрыться и не ощущать свою слабость в ранние годы позволит забить на саморазвитие и компенсацию недостатков. Опять же не интровертность является недостатком, но у интровертности есть недостатки и есть сильные стороны.
                И к теме фобий, если бы я не боролся с ними, не считал их зазорными, боялся бы до сих пор и темноты и высоты и даже пауков. А вот мой дв брат на подколы на тему арахнофобии говорит мол ну ни чо я просто такой, и это прогрессирует, он уже и муравьев боится и в подвал спуститься не может. А все потому что его мир это он, мама и игры. И все трое его любят и зачем развиваться? Именно негатив развивает людей, заставляет становиться сильнее. Я хочу чтоб дети были счастливы, но они счастье должны заработать, а не нахаляву отматать первые 10 лет а потом страдать остальные 70.


        1. Keyten
          20.03.2016 00:54
          +1

          Поделюсь своей историей.

          Примерно в возрасте 11-12 лет я случайно попал в мморпг-браузерку, сейчас уже мейловскую. Тогда распространённость доната была гораздо меньшей, да и я как-то вовремя решил, что принципиально не буду донатить (она с тех пор сильно испортилась, но до сих пор её атмосфера иногда завлекает поностальгировать по детству и заглянуть пообщаться со знакомыми, за все 8 лет донат был всего пару раз, да и то ~ 100-200 рублей, чисто потестить некоторые новые фичи).
          Это и близко не стратегия, скорее как раз на уровне "танчиков" (геймплей кардинально другой, но по уровню развития — примерно тот же, как мне кажется). Но несомненный плюс игры — она построена на общении. Как там говорят, это такой чат, где в верхнем окошке можешь получить за то, что сказал в нижнем.

          Что она мне дала? По пальцам рук не перечислить. Самое то, что на поверхности:

          • Вовремя поняв, что большая часть игровой аудитории — "взрослые", которые, например, играют на работе вместо работы (очень немалое количество таких), я решил сильно не афишировать свой возраст. Вы видели ребёнка, который пытается создать впечатление, что ему 20-25? Во всяком случае, по-моему, это очень важный этап моего развития :)
            Ах да, на хабр я попал в 15 лет, написав статью в песочницу и получив инвайт от НЛО. Посмотрите и скажите, выглядит ли она на 15 лет?
            До этого у меня был свой блог (недавно я его реанимировал с не слишком понятной целью), вот, например, статья, написанная в 14 лет. Имхо, она таковой очень сильно не выглядит (можно ещё отметить роль "врождённой грамотности", проснувшейся у меня, насколько помню, классе в 5).
            Считаю, что роль этой игры в этом очень немалая.
            P. S. Сейчас мне 19.

          • В этой же игре пара людей на форуме научили меня писать стихи. Вот просто взяли, и научили. Перед этим привив любовь к ним (старательно убитую школой), просто показав, насколько потрясающе могут писать они…
            Не скажу, что у меня получается хорошо, но неплохо. И мне это нравится.

          • К слову об интровертах. Долгое время я был довольно-таки замкнутым и не слишком общительным человеком (возможно, так и должно быть у человека, в 12 лет пишущего статьи о javascript? впрочем, единственное интересное мне общение тогда было лишь на тему моих хобби).
            Года 3 назад администрация игры решила, что в чатах локаций слишком мало общения (что является прямым следствием убийства игры обязательным требованием доната), и решила создать его искусственно. "Набираются творческие люди на новую должность в игре". Я туда попал одним из первых. Должность — по сути, помощники соц. админа игры. Помогают в проработке конкурсов, некоторые другие вещи…
            И да: создание общения в чате локации. Как это выглядит? Приходит человек и пытается расшевелить игроков, занимающихся своими делами (вроде добычи ресурсов). Самое тупое, что можно сделать (впрочем, я такой вариант поюзал лишь однажды, он мне не очень понравился): открыть какой-нибудь паблик вк и начать копировать оттуда шутки, очень быстро хоть кого-нибудь расшевелит, создаст взаимодействие, а дальше можно поднять или подхватить какую-нибудь тему, и…
            Можно найти кого-нибудь знакомого в локации, начать с ним общение и попытаться привлечь в разговор других игроков (разговор 2 людей в чате локации — по умолчанию общественный, любой имеет полное право в него влезть присоединиться).
            В общем, к немалым плюсам этого пункта отношу неслабую прокачку коммуникационных навыков, которые мне затем более-менее успешно удалось перенести в жизнь (хоть и не полностью).


          1. u010602
            21.03.2016 13:57
            +2

            Наверняка есть люди которым подобные игры помогают, а также есть те которым они не сильно мешают, но есть и те которым они портят жизнь. Вполне возможно сами люди при этом оценивают это совершенно иначе. Вопрос в оценке рисков, по моим личным скромным наблюдениям риск очень велик.
            Например мой дв брат (между 20 и 25), играет в танки, кораблики и самолетики. Работает токарем за 100уе в месяц. Друзей и девушки нет, кроме коллег по цеху возрастом более 50 лет и алкогольной зависимостью. Навыки общение как у дикаря, часто шутит невпопад, сам смеется, громко кричит, фразы до конца не договаривает. В 16 он был лучше.
            Его отчим играет в то-же, за столом может высидеть не более часа, потом уходит играть. Друзей нет ни одного. ДР не отмечает. До игр был тусовщиком, любил кафешки и танцевать. Его жена собственно все еще тусовщится и находит с кем тусовать, если вы поняли о чем я. Работает сис админом.
            Мой университетский друг, играл в Рагнарок, состоял в клане довольно серьезно. Последние года 3 вернулся в игре и растерял всех друзей, к нему на др ходят друзья его жены. Работает программистом.
            Знакомый из университета, остался на кафедре писать кандидатскую, за 3 года не написал ни строчки, работал лаборантом в аудитории с компами и резался все время в линейку.
            Мой младший брат (13 лет) играл целый год с друзьями в шутеры, на др их тусовка сидит в телефонах, оскорбляют постоянно друг друга, особенно если играют, заработал себе нервный тик, регулярно гонит поток кровожадности в стиле «убить всех людей» и «все дебилы». Запретили шутеры — за пол года тик уменьшился, вспышки негативных эмоций научился контролировать и гасить. Вся тусовка учится очень плохо, любимых предметов нет, не смотря на постоянные разговоры и репетиторов.
            Еще один ребенок знакомых, играет в ммо рпг с человечками, не знаю в какие, регулярно его банят т.к. «его ненавидит 73% сервера» по его словам. Реальных друзей нет. Периодически бросается с кулаками, один раз даже с ножом на людей. Истерит, плачет, учится на чистую 3ку. Возраст 13 лет.

            Влияют ли доступные простые альтернативы на выбор людей? Очевидно что да.
            Кому может быть полезно общение онлайн? Я считаю оно может быть полезно в качестве заместительной терапии, когда норм общение не доступно.
            Остальные юз кейсы надо рассматривать отдельно.

            А насчет взрослых людей 25 лет для подростков, сам возраст в таком случае добавляет авторитетности, а это может быть совсем не обосновано. Потому общение с такими сверстниками я считаю не желательным для ребенка, дети должны само развиваться, а не впитывать опыт случайных людей. Наставники конечно нужны но их не должно быть много и они должны быть отобраны. Поясню на примере, в школе часть одноклассников тусовались с более старшими детьми, считали их крутыми. Хотя те были ни чем не лучше, учились плохо, курили пили и хулиганили. Однокласники от них переняли это все да еще и в более раннем возрасте.


            1. sim31r
              22.03.2016 02:04
              +1

              Согласен, это жуткие симптомы, как у наркоманов. Хотел бы написать безвредные, но нервный тик симптом разрушения нервной системы.
              С другой стороны, примерно такое же поведение может быть и без компьютера, в компании дворовых алкоголиков. Пример вот знакомый, год назад получал под 130 тыс. работая менеджером, сейчас умер как личность, пишет системно бред в смс сообщениях всем знакомым (у него огромный круг знакомых со всех работ и даже ученики со времен преподства) типа займи 500 рублей, с виду то ли наркоман, то ли алкоголик.
              Дворовые пацаны, что росли без компьютеров, кто уже спился к 30 годам, кто сидит за бытовое убийство по пьяни. Компьютеры или дворовая тусовка, как говорится смена «шило на мыло».
              Причиной странного поведения может быть изначальный дефект психики, склонность к чему-либо, дефицит внимания, либо наоборот, склонность к аутизму, шизофрении, и некоторые факторы подстегивают к усилению симптомов…
              Положительные примеры здесь от людей с высочайшим интеллектом. Они бы и без компьютеров бы проявили себя, решая возникающие вокруг проблемы, интересуясь сложнейшими процессами. Компьютеры позволили просто раскрыть себя раньше, сначала через игры, потом читы и отладку кода, комп был искрой просто, в нужное время. Все мои знакомые примерно так же развивались, увлечение компьютерами, потом освоили понемногу смежные области и работают или программистами, или сисадминами, причем весьма инициативными, но у них и потенциал мощный, вплоть до нескольких коллег с золотыми медалями и красным дипломом.


  1. Rikkitik
    18.03.2016 14:44
    +4

    Нет информации о типе игр. Очевидно, что одиночные и командные, головоломки и стрелялки будут нравиться разным детям и оказывать разное воздействие.


  1. Goodzonchik
    18.03.2016 15:26
    +3

    Немного странный вариант акцентуации на матери ребенка или же опыт проводился в неполных семьях, так как при воспитании ребенка участвует как мать, так и отец. Так же хотелось бы узнать какие игры использовались по жанрам, так как если ведется общение, то это какой-нибудь майнкрафт или террария, потому что трудно представить проведения опыта с детьми, которые играют в Counter-Strike1.6 с целью выявления его умственных способностей.


    1. Kanut79
      18.03.2016 20:27

      Как я понял на матерях сконцентрировались потому что часть детей были из семей с матерью-одиночкой, а детей из семей с отцом-одиночкой не было.
      В какие конкретно игры дети играли не указано. Даже по жанрам. Хотя это было бы тоже интересно.


  1. olvin_hh
    18.03.2016 15:26
    +5

    > компьютерные игры коррелируют с более высоким интеллектом
    Коррелляции ещё не обозначают причинно-следственную связь


  1. Kanut79
    18.03.2016 16:39
    +4

    Ну компьютерные игры несколько демонизированы в обществе и считаются скорее чем-то негативным. Сама по себе корреляция о многом не говорит, но интересно что установлен сам факт её наличия. И возможно это даст толчок к тому чтобы рассматривать компьютерные игры более «бесстрастно» и нейтрально чем это делается сейчас.

    И на самом деле интересно было бы посмотреть на всю статью целиком, а не только на краткое содержание.


  1. NLO
    18.03.2016 17:05

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


  1. Neuromantix
    18.03.2016 17:14
    -1

    Мне кажется, стоит отличать «компьютерную игру» как именно игру и «компьютерную игру» как некий вид задротства, игрой не являющийся. Потому что игра по определению все же вид осмысленной деятельности, а всевозможные гриндилки типа большинства ММО и всякие контр-страйки больше являются либо борьбой с рандомом (выпадет-не выпадет) либо оттачиванием каких-либо специфических навыков в узкой ситуации (контр-страйк). Лично мне ни то, ни другое никогда интересно не было; как только игра сводилась к «забей очередного босса 100500 раз в надежде, что тебе выпадет что-то» или к «придется выучить карту наизусть и рассчитывать действия с точностью до микросекунд» интерес к ней пропадал сразу и обычно навсегда (исключение — дьябла 2, и то я там не гриндил, и интерес был исключительно ради драйва). А игр немало пройдено — от «Марс» на каком-то древнем компе середины 80-х до последних, правда из последних интерес уже мало что вызывает. Почему — это уже совсем другая история.


  1. sm00ther
    18.03.2016 17:33
    +2

    Главное своих детей на правильные игры заинтересовывать. Особенно хорошо при этом учить иностранные языки — приятное с полезным.
    Любой инструмент можно использовать как во благо, так и наоборот.


    1. Sonikelf
      18.03.2016 20:45

      Кстати про иностранные языки.

      Вспоминаю времена из своего опыта, когда wow появился и был только английский… Да и русских там было полпроцента (времена диалапа и первых ADSL, отсутствия поголовных кредиток и вообще коробку тогда с игрой хрен-достанешь было, скачать не вариант).

      Соответственно все квесты, интерфейс, настройки, — всё на чужом языке, которого, естественно, не знаешь (в школе тогда «учил» немецкий, который знаю до сих пор никак и хуже английского). Попав в такую игру, за счет пытливости юного ума и новизны, хочешь — не хочешь, но приходилось сидеть со словариком (онлайн-переводчики тогда тоже были не ахти), переводить разные скиллы, квесты и прочее (баз данных с тем как всё проходить не было, а те статьи и прочее, что были, — тоже англ). И так далее, по накатанной: выполняя групповой квест или попав в гильдию, приходилось хоть как-то осваиваться с «разговорным», пусть и на уровне таджикского, выпустили новость — сиди переводи. И тд и тп.

      Так что, согласен про инструмент и правильный ракурс.

      PS: С другой стороны во что только не играли и ничего. В какой-то момент оно просто, что называется отваливается и, если играешь, то так, по выходным и в сюжетку. Как в кино сходить.


  1. slavapro
    18.03.2016 17:51
    +2

    Как уже отметили другие комментаторы не указан класс игр, на которых проводилось тестирование. Одно дело — головоломки, другое — бегущий человечек, собирающий монетки. Современные школьники при наличии смартфона режутся непрерывно и учеба от этого страдает. Яркий мир игр — это как усилитель вкуса в гастрономии. Вроде бы и вкусно, но потом ничего другого уже есть не можешь.


  1. Dimonnn
    18.03.2016 17:51
    -1

    Какие бы компьютерные игры не увлекали ребёнка, они отнимают у него физическую активность — ведь вместо подвижных игр и нормального живого общения со сверстниками он становится дебилоидом — только тыкает в кнопки, деградируя как физически, так и морально. Видел таких деток у знакомых. Пипец — весь смысл жизни — провести время вместе с любимым гаджетом, теряя деньги, время и здоровье. Моральные уроды без интереса к нормальной жизни.
    Видимо, цель вышеупомянутой статьи — убедить родителей оплачивать своим детям платный доступ к командным играм.


    1. meider
      18.03.2016 17:54
      +1

      А вам не кажется что это от родителей зависит? И что именно родители суют гаджеты — лишь бы отвязалист


    1. Kanut79
      18.03.2016 18:20
      +1

      Но точно так же у ребенка физическую активность "отнимают" книги. Получается эффект от книг такой же: "вместо подвижных игр и нормального живого общения со сверстниками он становится дебилоидом — только перелистывает страницы, деградируя как физически, так и морально".

      Почему книга, вне зависимости от её содержания, это по умолчанию хорошо, а компьютерная игра, вне зависимости от её содержания, это по умолчанию плохо?


      1. Dimonnn
        18.03.2016 19:00

        Когда человек читает, он начинает представлять и домысливать прочитанное, думает, а не просто "перелистывает страницы" — или Вы не знаете этого и никогда не получали удовольствия от чтения? Чтение бумажной книги слабее нагружает глаза, а чтение с экрана вредит здоровью гораздо больше. К тому же книги не дают такого "наркотического эффекта", когда ребёнок становится злым, если его отнять от его "соски" — гаджета. Некроторые скандалят, есть случаи убийства родителей за то, что не дали поиграть! То есть с головой уже явно не в порядке. Вряд ли найдётся так много высокоразвитых детей, которые так же будут подолгу читать, а уж после общения с гаджетами детей вообще трудно заставить жить нормальной жизнью. Книги учат жизни, передают опыт и знания. А игры, как правило, развивают однотипную моторику и реакцию на вымышленные игровые ситуации, имеющие мало чего общего с реальностью.


        1. Kanut79
          18.03.2016 19:46
          +1

          Ещё раз сформулирую свой тезис: почему чтение книги по умолчанию лучше чем играть в компьютерную игру?

          Я получаю удовольствие от чтения книг(но далеко не всех) и точно так же получаю удовольствие от игр(и тоже далеко не от всех). И как раз будучи ребенком я, увлекшись интересной книжкой, вполне мог читать часами, забыв и про еду и про сон.

          И в моём понимание важно не то читает человек или играет в принципе, а качество книг или игр. И по мне если ребенок поиграет в какую-нибудь "The Incredible Machine", то это даст ему на порядок больше чем прочтение "Гарри Поттера". А "Rome:Total War" на мой взгляд однозначно полезнее чем какие-нибудь "Сумерки".


        1. yea
          18.03.2016 20:02

          Честно говоря, я уверен, что большинство написанных человечеством книг ничем не полезнее большинства игр. Огромный пласт литературы — беллетристика, стопроцентно развлекательное чтиво, служащее жевачкой для мозга. Такие книги ничему научить и никакой опыт передать не могут. Сам собой напрашивается вывод, что просто нужно следить за тем, что читает ребенок. Но для игр этот вывод тоже настолько же справедлив.


        1. Sleepwalker_ua
          18.03.2016 23:28
          +1

          Вот на счет наркотического эффекта — лет в 7-8 я мог серьезно обидеться, а сверстника даже пнуть или стукнуть, если меня отвлекали от любимых книжек-энциклопедий и прочего детского худлита.

          Со зрением тоже весьма и весьма спорный вопрос, подростком по 5-6 часов проводил за ЭЛТ-экраном (который, правда, был выставлен опытным сисадмином в оптимальное разрешение и частоту 85Гц), потом ЭЛТ сменился на чуть более продвинутый ЭЛТ с разверткой уже в 105Гц. Зрение 1.0 1.0, максимум чем страдаю — после долгой работы с активным использованием глаз, неважно за компом или нет, слезы "то густо, то пусто", но это редко проявляется.

          Ну и опять-таки, про фантазию и однотипную моторику. Мусье пробовал соорудить замок в том же майнкрафте или террарии? Может быть вы в КСП на Айк слетали без использования вязанколета? Или с модом РеалСоларСистем хотя бы до суборбитального полета доросли? А в Циве четвертой пробовали на самом хардкорном уровне пройти до конца? А в героях меча и магии играть один против трех ИИ высокого уровня? Что на счет попытаться поиграть в Машинариум или Crazy Machines и пройти их до конца?

          Во всех этих играх не получится "работать по сценарию" и заниматься "тупокликерством" (хотя майнкрафт все-таки заставляет фармить блоки часами, но кто мешает играть в креатив или пользоваться чит-кодами???), а вынуждает проявлять логику, фантазию, применять простейшую математику, физику, геометрию, развивает эстетическое чувство прекрасного в конце концов.


          1. Dimonnn
            21.03.2016 16:24

            Увидел в Вашем ответе много новых неизвестных мне слов:) Но ничего не значащих в реальной жизни. Из стратегий играл только в UFO. На остальное стало жаль тратить время. Но дети не умеют контролировать своё время, считая игры — занятием, самым главным в жизни. Когда игры нормальные и полезные для развития — подвижные (во дворе) или обучающие чему-то нужном для жизни — это одно, а когда нужно подстраиваться под виртуальные придуманные правила — это совсем другое, не нарабатываются нужные для жизни навыки. Взрослых, может, развлечёт и не навредит, а ребёнок постепенно с катушек съедет.


            1. yea
              21.03.2016 16:57

              Немного удивляюсь упорству, с которым вы утверждаете, что игры "в реальной жизни" ничего не дают — и более того, неотвратимо превратят игрока в "дебилоида". Вам привели множество примеров: логика, воображение, английский язык, всё что угодно! Более того, лично у меня есть все основания полагать, что без увлечения играми в детстве я бы не стал тем, кем мне посчастливилось стать. Возникает ощущение, что вы знакомы только с одним, самым казуальным классом игр — всяческими аркадами, которыми завалены рынки мобильных приложений. С тем, что это — мерзость, спорить трудно. Но обобщать на всю индустрию вот так, с плеча, не стоит.


            1. Sleepwalker_ua
              21.03.2016 17:20

              Подсадите на "правильную" игру, вот и все. Личный пример подайте, что ли. Заинтересуйте.
              Вот тот же KSP — Кербал спейс программ — аркадосимулятор полетов в космос. В принципе порог вхождения низкий, достаточно иметь некоторое представление о ракетах (ступени, основные компоненты) + иметь под рукой калькулятор и примерно понимать, что такое масса, ускорение, относительная скорость и аэродинамика (хотя бы в базисе — пулька аэродинамичнее кирпича, кирпич аэродинамичнее смятой в комок бумаги).
              Еще желательно английский в базе, но есть и русики, правда кривоватые, но есть.
              А дальше все просто — собираете из "запчастей" ракету и запускаете ее. С парой аддонов можно еще собирать самолеты, автомобили и прочую технику. Ребенок старше 12-14 лет в принципе и без помощи разберется, с киндерами помладше можно играть вдвоем, понемногу отпуская в "свободное плавание", и через полгода он уже точно будет знать, сколько тонн на практике выведет аналог Сатурн-5 на траекторию к Марсу и почему нельзя ставить солнечные панели и ритеги впритык по мощности.
              Crazy Machines тоже занятная игра, советую. Там и лет в 6-8 в принципе можно самостоятельно играть, развивает логику, понятие о механике базовые дает, ну и опять же — она полностью русифицирована и довольно-таки мультяшная. Сами тоже попробуйте, я на каком-то уровне в районе 80-85-го сильно обломался в свое время, дня три убил пока прошел.


        1. Goodkat
          19.03.2016 23:29

          Чтение бумажной книги слабее нагружает глаза, а чтение с экрана вредит здоровью гораздо больше.
          Вы можете поделиться подтверждающими ваши слова результатами исследований или это из той же оперы, что и защищающие от компьютерного излучения кактусы, наклейки на мобильные телефоны и заряжающий воду мужик из телевизора?


          1. Rikkitik
            20.03.2016 03:33

            Читалки на электронных чернилах были разработаны специально для того, чтобы сделать экран менее вредным для глаз: в них нет активной подсветки и нет мерцания. Погуглите проводившиеся при этом исследования насчёт оптимальной контрастности, яркости и прочего.


            1. Dimonnn
              20.03.2016 11:16

              Ключевая фраза — "менее вредным". Но всё же — вредным! Проходящий свет действует на глаза хуже, чем отраженный. А тратить лишние деньги на дополнительные устройства для чтения — по-моему не рационально. В библиотеках книг навалом, и забесплатно. Берёшь в руки книгу — и уже всё оптимально :)


            1. vc9ufi
              21.03.2016 08:49

              У современных мониторов килогерцовый ШИМ.
              Активная подсветка светит в глаза слабее чем белый лист в солнечный день.


              1. Chamie
                22.03.2016 15:11

                Активная подсветка светит в глаза слабее чем белый лист в солнечный день.
                Ну ещё бы! Белым листом размера А4, на который падает прямой солнечный свет, можно осветить помещение площадью метров 20.


          1. Dimonnn
            20.03.2016 11:27

            Если Вас это интересует, то полно статей на данную тему, всё давно известно — так же как и про вред курения. А лучший критерий — сами попробуйте почитать и сравнить — большинство моих знакомых может больше прочитать с бумажного носителя, чем с экрана. Есть технологии, например E-ink, которые уменьшают вред для глаз, но зачем его вообще причинять, если есть обычные бумажные книги?


            1. Goodkat
              20.03.2016 17:35

              полно статей на данную тему
              Но вы не приводите ссылок ни на одну из них. Видимо, потому что статей о таких исследованиях нет, или вы о них не знаете.

              сами попробуйте почитать и сравнить
              У меня e-ink-читалка уже лет пять или больше, планшеты — с момента выхода первого айпада, смартфоны уже лет десять, у всех есть плюсы и минусы, но при прочих равных разницы для глаз не вижу.

              Вред для глаз одинаков у книги, светящихся экранов и e-ink, и он не от свечения экрана, а от того, что глаза длительное время сфокусированны на одном и том же расстоянии.


              1. Dimonnn
                21.03.2016 15:32

                http://zdorovie.com/health/18-mifov-o-zrenii/20710
                http://www.the-village.ru/village/city/city-news/169501-eyes
                Про вред и повышенную нагрузку на глаза при чтении с экранов гаджетов известно давно — и очень странно, что Вы до сих пор не осведомлены об этом факте. Играет фактор мелкое пиксельное изображение букв, низкая (по отношению к бумажному носителю) контрастность, непонятный цвет фона — явно не белый, а сероватый, блики от экрана. Поскольку я пока не склонен считать Ваши убеждения рекламными, попробую разобраться сам с современными читалками — присмотрюсь в транспорте или схожу в М-Видео. То, что я наблюдал в прошлом году, я могу охарактеризовать как ужас — тёмные низкоконтрастные экраны с пиксельными буковками недостаточно чёрного цвета.


                1. Goodkat
                  21.03.2016 20:53

                  Результатов исследований нет ни в обной из статей, так, сборник советов разной степени полезности.

                  Вот это понравилось:

                  нужно держать на столе бутылочку с водой, обязательно надо пить в течение дня воду, не меньше чем 2–2,5 литра в день. И почаще моргать. Дело в том, что изображение, которое появляется на мониторе, не отражённое, а в книге — отражённое, поэтому читать с книги проще, чем с экрана.
                  В книге изображение отражённое, а на мониторе — не отражённое, поэтому нужно держать бутылочку на столе читая с монитора.

                  Под исследованиями я понимаю что-то такое: взяли несколько сот человек, замерили их зрение, потом в течение нескольких месяцев посадили их читать по нескольку часов в день, одних — бумажные книги, других — электронные со светящихся экранов, потом снова замерили зрение, и выявили, что...


            1. Rikkitik
              21.03.2016 17:54

              E-ink постоянно улучшают, приближая по параметрам к реальным книгам, и это радует.

              Почему я использую читалку? Например, чтобы не печатать pdf на полтысячи страниц и не таскать с собой. Всегда при себе пара десятков книг по специальности, в том числе, редких и старых, плюс собственные наработки — это гораздо удобнее, чем ездить в другой город в библиотеку и переписывать (если повезёт — фоткать) единственный доступный экземпляр.

              А ещё читалка — это колоссальная экономия места. Книги просто выселяют меня из дому: я отдаю их в библиотеку, раздариваю, даю друзьям почитать на полгода — а всё равно ставить некуда. В читалке помещаются сотни, да ещё таких, что ни в библиотеке, ни в магазине нет.

              Последний плюс: читалка весит 180 граммов и занимает места в рюкзаке/сумке меньше, чем средняя книжка, а читать я с неё в этот момент могу хоть энциклопедию.


    1. maldalik
      21.03.2016 09:03

      Опять же смотря какие. Шурин как то nintendo wii притащил, так там даже теща прыгала, в теннис играла.


      1. Dimonnn
        21.03.2016 15:59

        Так это уже не назовёшь компьютерной игрой, по факту — это тренажёр: естественные движения рук, не однообразные, всё тело занято эмуляцией реальной деятельности, полученные навыки имеют отношение к настоящей, не виртульной, жизни.


  1. moveax3
    18.03.2016 18:20
    -1

    один источник данных «исследований» — сайт, специализирующийся на обзорах игр, по второй ссылке предлагают купить доступ за 39.95$
    где собственно научные исследования? Кем проводились? Кто то из социологов эти исследования подтверждал?
    желтая пресса


    1. Kanut79
      18.03.2016 18:26
      +1

      Это вообще-то на данный момент стандартная практика публикации научных работ. То есть работа публикуется издательством (в данном случае Springer) и доступ к полной версии только за деньги. Таковы нынешние реалии :(


      1. moveax3
        19.03.2016 11:44
        -1

        Да ладно? Либо плати издательской компании, либо верь наслово? Это НЕ наука, это херня какая то.
        Вот тут http://www.scientific-publications.net/en/ наука или вот тут http://ispub.com, а данные «исследования», вместе со статьей — херня и жёлтая пресса.


        1. Ohar
          21.03.2016 01:18

          > Это НЕ наука, это херня какая то.
          Согласен с вами, но таковы сегодняшние реалии (https://geektimes.ru/post/272690/)


  1. lostmsu
    18.03.2016 19:30

    Про детей уже не интересно. Надо про взрослых такое же исследование.


  1. Dimonnn
    18.03.2016 19:35

    Со взрослыми ситуация получше — они уже могут контролировать своё поведение (хотя некоторые не совсем), уже есть жизненный опыт, стандартные поведенческие функции отработаны. Они воспринимают игры как развлечение, а не как смысл жизни. Они знают, что в жизни есть и другие формы отдыха, а здоровье ценится больше, чем в юном возрасте.


  1. Dum_spiro_spero
    18.03.2016 20:09

    Обращу внимание на это:
    "Возрастом от 6 до 11 лет". В это время мозг еще формируется и наверняка дополнительная стимуляция полезна.
    Но опять таки — где причина, где следствие. Хорошо помню детей которых не интересовала никакая мозговая активность связанная с усидчивостью — ибо шило в одном месте — т.е. компьютерные игры их бы тоже скорей всего не заинтересовали. Это ж надо разбираться как играть, и т.п…
    Минус любых игр — что это ИГРЫ — т.е. жестко заданы правила. Помогает ли навык шахмат например в тактике ведения боевых действий? Не факт. Идея типа "Здесь жертвуем коня" неэквивалентна идее "Посылаем всадника чтобы он забросал всех гранатами и отвлек внимание".
    Опять таки производителям игр надо чтобы в игру играли, а вопрос развития — как-то не ставится. Возвращаясь к шахматам — (просто нет опыта в компьютерных играх), не вижу корреляции между научными успехами (работаю в исследовательском институте) и любительской шахматной игрой.


  1. RAD_VA
    18.03.2016 20:45
    +1

    Как отец двух несовершеннолетних отпрысков со всей ответственностью заявляю — пагубное воздействие на ребятёнка оказывает любое чрезмерное развлечение! Как активные игры на улице, так и домашние посиделки с компьютером etc.

    Товарищи выше правильно заметили — всё хорошо в меру!


  1. phiill
    18.03.2016 20:45
    -1

    Трекмания (особенно nations) наверно лучший пример, там и мозги и реакция и нервы и скорость принятия действий работают на максимуме.
    Ну и фифа 07-10 для пк тоже отличный пример.
    Все остальные игры, в которых я играх, а их было очень и очень много заточенные в основном на и сюжет и имеют простенький геймплей (разве что в гирях прикольная штука с мини игрой в перезарядку, очень сильно добавляет драйва), а в случае с онлайн тупо в основном на реакцию, скилл и знания


  1. Hidon
    19.03.2016 01:21

    Видеоигры или компьютерные игры? у нас вроде они — синонимы, но на западе это совсем разные вещи. первое — консольные игры. чтобы в них поиграть — нужна игровая консоль и телевизор, отличается простотой использования(вкл-выкл).
    второе — ПК.
    более пяти часов в неделю… так это может быть и 6, а может и 300(0).
    короче, извините, но туфта это, а не исследование.


  1. sim31r
    19.03.2016 14:01
    +1

    Добавлю коммент как практик.

    Мы ограничили игровой сессии ребенка (1й класс), до 15 минут, иначе краснеют глаза, ну явно же побочный эффект. Сам ставит таймер и играет, если разрешает мама, «законопослушный» ребенок, в этом плане повезло.

    По моим наблюдениям, и точно таким же наблюдениям друзей, если ребенок сидит за компьютером дольше 30 минут, он на некоторое время становится неадекватным, рассеянным и тормозит, уходя в свой мир. Такая реакция очень настораживает, мультики влияют меньше.

    Тут хвалили стратегические игры, я их как-раз все снес с компьютера, Total Annihilation, Zero-K, ничего они не развивают, образно говоря, просто засасывают в себя разум, внимание ребенка. Много информации интересной, легкой для усвоения, но бесполезной. Потом ребенок зацикливается на игре, перевозбуждается, и все его мысли только об игре и роботах боевых, спрашивая каждые 5 минут, можно ли поиграть, какой робот самый мощный, и так целый день и со всеми, других тем для беседы нет. Отгоняя от компьютера со стратегией ребенок может впасть в истерику (хотя спокойный всегда), все интересы другие пропадают, даже запустить квадракоптер не интересно, интересно играть.

    После запрета «тяжелых» стратегий как-то увлеченность ими прошла, играет во флеш игру «герои ударного отряда», она особой зависимости не вызывает как-раз в силу своей простоты. Гонки, контрстрайк, головоломки типа сапера не интересны вообще, поиграл несколько раз и забросил.

    В свободное время рисует на листах (часто роботов, танки и новые уровни для игр, иногда придумывает шифры (меняются буквы на свои символы), возможно из «Смешариков пин код» и прочего идея), ну явно же рисование лучше развивает, чем игра. Может поиграть с собакой, погулять, тренировки спортивные, школа и т.п. баланс в целом найден.

    Был обратный пример, с соседским ребенком постарше. Мать наркоманка, жил один с бабушкой. Ребенок лазил сутками на улице, состоял на учете в милиции. Возраст может 10-12 лет. Помогли ему купить чисто игровой компьютер, чтобы забрать с улицы, помогло. Стал больше дома сидеть, очень быстро разобрался с играми (этому как-раз нужны были стрелялки типа контры), с новыми друзьями погрузился в игровой мир, в принципе бабушка за него спокойна стала. Может игровая зависимость и присутствует, но это, похоже, меньшее из зол, так как «улица» в городе хорошему не научит. Постепенно разобрался с работой на компе, может сам настроить что-то, польза явно присутствует.


    1. Ohar
      21.03.2016 01:27

      > сидит за компьютером дольше 30 минут, он на некоторое время становится неадекватным, рассеянным и тормозит, уходя в свой мир
      Это называется «состояние потока».
      Нормальное человеческое состояние глубокого погружения в интересную деятельность, которая ему нравится. Его ещё часто ассоциируют со счастьем. Реакция у человека, которого окружающие пытаются из этого состояния вытащить такая же, как у человека, которого будят, когда он хочет спать — он злится и сопротивляется.
      Пример: http://alexthunder.livejournal.com/290612.html
      Почитать про поток можно у Чиксентимихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания» (http://voznjak.com/sites/default/files/commonfiles/Potok,%20Mihay%20-%202011_1.pdf).


      1. Dimonnn
        21.03.2016 15:47

        Сродни наркозависимости.


        1. Ohar
          21.03.2016 15:50

          Смотря как сравнивать.
          А то так можно сказать про любое человеческое занятие, которым человек увлечён.


          1. Chamie
            22.03.2016 15:14

            Такой же точно будет реакция человека, читающего интересную книгу или смотрящего фильм.


  1. Arseniy_Karelin
    21.03.2016 12:53

    Ага, вижу какие общительные дети, сливающие катки тимейтов cs go. Достаточно посмотреть на младшего сына моих соседей сверху. Поздоровался с ним один раз в лифте и попросил музыку делать тише, он меня обматерил и побежал из лифта.


    1. sim31r
      21.03.2016 13:36

      Это тоже разновидность общения. Может строителем станет, на стройке без этого никуда )