Доктор Хосе Карлос Рубио [Jose Carlos Rubio] из мексиканского университета UMSNH создал цемент, из которого можно изготавливать светящийся бетон. Бетон с фотолюминесценцией может накапливать энергию Солнца днём, а затем отдавать её ночью в течение 12 часов. Изобретатель утверждает, что прочности такого бетона хватит на 100 лет использования.
Хосе Карлос начал работу над своим цементом 9 лет назад. По его словам, он понял, что в мире не существует подобных материалов, в основном потому, что бетон непрозрачен, и не позволяет свету проникать через него.
При добавлении цемента в воду происходит процесс гидратации, при котором образуется гель (структурированная система, состоящая из высокомолекулярных и низкомолекулярных веществ). Но кроме этого в материале начинают образовываться хлопья кристаллов, являющиеся побочным продуктом. Изобретатель работал над тем, чтобы устранить образование хлопьев.
Если полученный Рубио цемент пройдёт необходимые проверки, то изготовленные из него стены, здания и даже дороги (в тех климатах, которые это позволяют) способны будут накапливать световую энергию в течение дня, а затем светиться ночью, экономя таким образом огромное количество электроэнергии.
Рубио утверждает, что в отличие от фотолюминесцентных пластиков, которые разлагаются от ультрафиолета, его цемент солнцеустойчивый и может служить целых сто лет. Он уже получил материал двух цветов, голубого и зелёного. Кроме всего прочего, максимальную яркость материала можно контролировать при его изготовлении – чтобы, например, светящаяся дорога не слепила водителей.
Изобретатель запатентовал свой цемент в Мексике. Изобретением уже заинтересовались в фонде Ньютона, основанном Королевской инженерной академией наук Великобритании. Проект проходит стадию коммерциализации. Автор исследует возможность создания светящейся штукатурки на аналогичном принципе.
Комментарии (37)
Hellsy22
08.05.2016 01:26+2чтобы, например, светящаяся дорога не слепила водителей.
Да куда уж там. Оно же светится как полудохлый светлячок, причем яркость падает довольно быстро.tormozedison
08.05.2016 07:20Это если старый люминофор ZnS:Cut, а если новый SrAl2O4:Eu, то и ярче, и дольше.
igruh
08.05.2016 09:49+3Немного занудстваТаки не ZnS:Cut, а ZnS:Cu. А то какие-то обрезки вместо активаторов получаются.tormozedison
08.05.2016 11:27+1А за это скажите разработчикам словаря для экранной клавиатуры
Ilyasyakubov
08.05.2016 15:39-2словарь за вас на кнопку Отпр. нажал? :)
tsukasa_mixer
11.05.2016 11:40На windows phone он иногда подменяет слова с некоторой задержкой, т.е. вы успеете проверить, перейти с экранной клавиатуры (или не выходя с нее) и нажать отправить.
AYrm
08.05.2016 11:42+1Сильно зависит от производителя. К примеру я привык, что китайские лайстики светят минут 30 и довольно тускло. Потом мне попались американские и они реально 12 часов светят. И очень ярко.
bonsai
09.05.2016 17:36У меня сейчас кроссовки светящиеся — при даже довольно несильном облучении вечерними фонарями, в тёмной прихожей святятся ощутимо в течение 4х часов.
Но максимальный вау-эффект срабатывает после яркого солнца в баре или в «квест-комнатах».
Учитывая пользу от «а где тут вообще обочина?» можно делать бетонные поребрики и прочее для предотвращения ДТП в неосвещённых местах
К сожалению, там где у нас нет фонарей ночью, зачастую и бордюров тоже нет.loly_girl
10.05.2016 02:32Для предотвращения ДТП лучше светоотражающую краску типа катафотов. Все автомобили снабжены фарами, надо использовать их источник света.
iShrimp
09.05.2016 17:53Светящаяся дорога — это, конечно, красиво (например, в освещённом городе), но очень неудобно (за городом, при отсутствии фонарей). Свет падает на автомобили снизу, почти не светит сбоку и нисколько не освещает обочину, да ещё и мешает восприятию рельефа дороги. Представьте себе тёмные силуэты машин с фарами на тускло-зелёном светящемся фоне.
Лучше покрасить бордюры и отбойники (и, может быть, нанести разметку) фосфоресцентной краской
loly_girl
08.05.2016 07:32-1Но ведь цемент непрозрачный, большая часть люминофора будет скрыта от света. Надо бы такое же, только в стекле или в чём-нибудь полупрозрачном, типа мрамора или кварцита.
maxzhurkin
08.05.2016 09:25+1Про это есть в тексте.
ABy
08.05.2016 19:07Прозрачный бетон — это даже круче светящегося, можно днем сильно экономить на освещении помещения. Так что остаются некоторые сомнения в том, что удалось получить прозрачный бетон. Хотя может он прозрачен на несколько миллиметров.
maxzhurkin
08.05.2016 19:15Про полную прозрачность нигде не сказано. IMHO, человек, осознающий ценность фотолюминисцентного бетона способен оценить и ценность прозрачного бетона.
А вы тоже текст не читали?
loly_girl
09.05.2016 00:15Там не сказано, решена ли проблема.
maxzhurkin
09.05.2016 00:22В заголовке слово «придумал», а в первом предложении слово «создал».
В тексте говорится, что изобретатель работал над этим 9 лет, то есть, я хочу сказать, что новость не о том, что кто-то 9 лет работал и неизвестно сколько ещё будет работать над созданием фотолюминисцентного бетона.
224bk
09.05.2016 17:35Где именно в тексте описано, как удалось преодолеть непрозрачность материалов (песок, щебень) из которых на 80% состоит бетон? Если заменить цемент прозрачной эпоксидкой и сделать кирпичик, то наружная поверхность получится из песчинок покрытых слоем «глазури» в пару миллиметров. Много ли накопит-отдаст энергии этот тонкий слой? Может кто-то объяснить, что за светящиеся отдельные кусочки на фото? Спасибо.
maxzhurkin
09.05.2016 17:521. Я ничего не утверждал о преодолении непрозрачности песка. IMHO, песок в достаточной степени прозрачен для нужд освещения на основе фотолюминисцентного бетона.
2. Щебня может не быть в бетоне (совсем).
3. Фото со светящейся велосипедной дорожкой не имеет отношения к новости (см. первый комментарий к статье).
stalinets
08.05.2016 08:46-1Концепт отличный, и мне хочется, чтобы побыстрее это появилось и у нас. Только мало какие крутые концепты становятся массовыми, увы. В этом случае хотелось бы, чтобы стал. А если сюда добавить ещё и флуоресцирующие деревья, которые когда-то планировали вывести генетики — было бы вообще отлично. Сколько удалось бы экономить на уличном освещении!
batman12345
08.05.2016 09:55ничего на освещении не съэкономишь — оно потребляет ничтожно мало в сравнении с промышленностью.
cyberly
08.05.2016 11:47На фото выглядит как замена ночнику или дежурному освещению (чтобы мимо двери не промазать). Оно и так почти не потребляет. На самом деле есть 2 вопроса к этой технологии:
1) насколько такой бетон дороже
2) какой может быть цвет и фактура поверхности (если только «бетонной», это может сильно ограничить применение, потому что, например, не все хотят дома «черновые» стены)
AFakeman
08.05.2016 12:05Разве такой бетон осветит что-то вокруг него? Больше похоже на то, что он сам просто будет светиться, и не очень сильно.
DrZlodberg
08.05.2016 13:40+1Вовремя увидеть неосвещённый поворот (да, это решается светоотражающими знаками) или пешехода в тёмной одежде (чёрный силуэт) уже вполне неплохо.
DaveDee
08.05.2016 20:21А я бы не отказалсяekspogran
09.05.2016 17:51Пробовали добавлять люминофор в тротуарную плитку (вибропресс), сыпали мало, т.к. дорого. Едва заметное свечение наблюдалось, то есть на большой площади эффект «светящейся» дороги возможен. Освещение из этого не получится-это однозначно, даже если снаружи все покрыть лаком с люминофором. объект виден будет, освещения не даст Нужен не бетон «прозрачный», а дешевый люминофор.
MadRabbitZ
09.05.2016 17:54Он наверное будет дороже обычного раз в… цать.
С другой стороны — можно сделать «вечную» разметку на мощеной дорожке, с помощью кирпичей из этого бетона.
Которая будет светиться в темноте)
Romiro_Orimor
09.05.2016 17:55Это стоило ожидать после «прозрачного» бетона.
habrastorage.org/files/e84/230/cb7/e84230cb77164a90b0ffc68ab980e54c.jpg
ARD8S
09.05.2016 17:56Думаю такой бетон будет очень дорогим. К тому же, влияние изъятия «хлопьев» на конструкционные свойства нужно очень тщательно изучать.
Наверное, самое оптимальное применение такого бетона не дороги, а бетонные ограждения, столбы и другие препятствия у этих дорог. Если бы столбы целиком подсвечивались вместе с отбойниками, то было бы проще контроллировать дорогу в дополнение к свету фар. А вот если вся дорога будет постоянно светиться, то от этого будет рябить в глазах у водителя, а в пасмурные дни, привыкшие к светящейся дороге будут испытывать дискомфорт от её отсутствия.
Можно ещё использовать для высоких набережных и дорожек/сооружений в частных домах (дизайнеры оценят, однозначно).
Но в стране, где цемента ложат столько, чтоб лишь бы песок не рассыпался после дождика думаю не взлетит.
Darth_Biomech
Только как к мексиканскому светящемуся цементу относится Нидерландская велосипедная дорожка на первых картинках?
http://www.mirkrasiv.ru/articles/svetjaschajasja-velodorozhka-v-chest-vinsenta-van-goga-van-gogh-roosergaarde-yeindhoven-niderlandy.html
Lertmind
В оригинальном источнике было http://www.alphagalileo.org/ViewItem.aspx?ItemId=163844&CultureCode=en, но там не говорится, что на фото его работа, скорее всего просто иллюстрация.
Нашёл статью на испанском, где похоже его достижение (синие квадраты) http://www.conacytprensa.mx/index.php/tecnologia/materiales/3264-crean-cemento-emisor-de-luz-para-la-construccion
Здесь похоже один из переводов новости того времени на английский http://www.theapricity.com/forum/showthread.php?188899-Mexican-researcher-creates-innovative-light-emitting-cement