В 2011 году два алгоритма, оставленные без присмотра, подняли цену книги до 23 миллионов долларов

Amazon начал как книжный магазин в 1994 году, но к настоящему времени превратился в настоящего монстра интернет-торговли. На площадке продаётся что угодно. Самое удобное — там можно сравнить цены разных продавцов и выбрать наиболее подходящее предложение. Более того, алгоритм Amazon выполняет такое сравнение за нас и находит «оптимальное предложение» (“Buy Box”), остаётся только нажать кнопку «Добавить в корзину».

Никто не знает, как работает алгоритм Amazon: формула включает в себя не только цену, но и количество положительных отзывов, и что-то ещё. Проблема в том, что торговцы активно манипулируют алгоритмом Amazon, чтобы попасть в заветный “Buy Box”. Причём задача торговца — не только попасть на оптимальную позицию, но и продать товар по максимально возможной цене, не теряя позицию. Наблюдать за битвой торговых ботов на Amazon с постоянными рывками цен весьма забавно: такое исследование провели специалисты из Северо-Восточного университета (США), pdf.

Знаете про диктатуру дефолтных настроек? Этот закон действует везде: абсолютное большинство пользователей всегда довольствуются настройками по умолчанию в системе и не меняют абсолютно ничего. То есть формально предоставляя пользователю выбор, на практике можно управлять действиями абсолютного большинства пользователей, просто изменяя настройки по умолчанию в нужную сторону.

Тот же закон действует на Amazon. Формально каждый покупатель может потратить несколько секунд, чтобы сравнить цены разных продавцов, но на практике 82% продаж Amazon происходит через дефолтное окошко “Buy Box”.


“Buy Box”

Поэтому продавцам очень важно туда попасть, они готовы на что угодно. Более того, появились специализированные фирмы вроде Sellery, которые разрабатывают свои боты, чтобы попасть в “Buy Box” с оптимальной ценой. Разработчики продают этих ботов торговцам на Amazon.



Самое интересное начинается, когда боты начинают подстраиваться и реагировать на действия друг друга. В этом случае цены товаров на Amazon автоматически меняются сотни раз в день.

Исследователи из Северо-Восточного университета регистрировали цены 1641 товара из списка популярных на Amazon. Каждые 15 минут регистрировалась цена этого товара на позиции в “Buy Box”, а также цена у 20 других продавцов, и их рейтинги.

Вот типичные скачки цен, из опубликованного исследования.


Подстройка цен товара в “Buy Box”


Частота изменений цены

Исследователи попытались изучить неизвестные факторы, которые влияют на попадание в “Buy Box”, и определили несколько комбинаций факторов. Главным образом, это сочетание конкурентоспособной цены и большого процента положительных отзывов.

Но такая система имеет врождённый недостаток: ведь попадая в “Buy Box”, товар получает больше положительных отзывов. Как же получить эти отзывы, если товар не раскручен? «Это петля обратной связи, — говорит Христо Уилсон (Christo Wilson), доцент Северо-Восточного университета, один из авторов научной работы. — Если компания использует алгоритмы, это даёт ей преимущество перед конкурентами, потому что она может реагировать быстро и получить больше продаж. И потом они получают больше отзывов на эти продажи, и это положительный сигнал, который позволит им сохранить позицию «лучшего» товара в будущем. Я не думаю, что Amazon беспокоит использование алгоритмических продаж — они получают свои деньги в любом случае».

Алгоритмическая подстройка цены даёт эффект: примерно 60% всех товаров в “Buy Box” продаются по цене выше конкурентов. В этом смысл: максимизировать продажи при сохранении максимально возможной цены.

По оценке исследователей боты для изменения цен используют примерно 2-10% продавцов на Amazon, но им принадлежит почти треть позиций «лучших» товаров в “Buy Box”.

Вообще, войны ботов на торговой площадке — вполне нормальное явление. Продавцы оптимизируют свои цены, конкурируя друг с другом. Правда, иногда это приводит к курьёзным последствиям. Например, в 2011 году два оставленных без присмотра алгоритма умудрились поднять стоимость научной книги по биологии до $23 698 655,93 (плюс $3,99 за доставку).



Раз в день profnath устанавливал цену в 0.9983 раз от цены bordeebook. Цены оставались в таком положении несколько часов, пока bordeebook не «замечал» изменение цены profnath и не поднимал свою цену в 1.270589 раз от максимальной цены profnath [примечание: скорее всего, у bordeebook не было в наличии этой книги, а продавец надеялся заработать на её перепродаже в случае получения заказа]. В таком порядке события продолжались в том же порядке всю следующую неделю.



Больше всего в этой ситуации удивляет бесконечное количество возможного хаоса и проблем. Вряд ли мы наткнулись на единственный пример постоянно восходящей спирали цен — и всё что для неё потребовалось это два продавца, изменяющие свою цену в соответствии с ценой другого в пропорции, в итоге приводящей к общему увеличению цены. И хотя это может быть труднее просчитать, можно придумать другие странные сценарии, которые могут произойти если количество участвующих продавцов станет больше двух.

Так что за такими алгоритмами нужен присмотр, а то они ещё натворят дел…
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (15)


  1. hdfan2
    06.06.2016 16:56
    +7

    В данном случае просто свинство брать деньги за доставку.


    1. dmitry_ch
      07.06.2016 09:26

      Хорошо, что они за доставку не указали, скажем, 1% от стоимости вещи )))


  1. Equin0x
    06.06.2016 17:34
    +1

    На собеседовании в амазон, один из частых вопросов — ваши действия, если вы обнаружили массированный data scraping на распределенном кластере веб серверов. При этом амазон сам шерстит веб магазины аж пыль стоит — куда там тому гуглу. Одному клиенту даже пришлось забанить все адреса амазона — мол нехрен ботам амазона знать наши цены. Так что тут война не на на одном фронте )


    1. jazzl0ver
      06.06.2016 20:08

      интересно, и какой ответ они ожидают услышать? :)


      1. Labunsky
        06.06.2016 20:13

        Начать парсить новых конкурентов в ответ?


      1. Equin0x
        06.06.2016 21:42
        +2

        Я не работаю в амазон, но собеседовался туда по телефону и лично в ихнем офисе. Едва ли можно получить ответ на этот вопрос в публичном форуме — и сотрудники и собеседуемые подписывают весьма длинный и строгий NDA ) Подобные вопросы задаются не с целью получения конкретного ответа (да и невозможно ответить, не зная внутреннюю технологию) а для оценки спобности копать в нужном направлении. Вообще, уровень собеседующих меня разочаровал. Они едва могли оторваться от экрана компа, выискивая вопросы и видя ответы. Я ожидал нормального разговора профессионала с профессионалом, а в итоге видел, что вопрошающий не всегда понимал о чем я собственно, потому что этого не было у него на экране. Видимо это было так явно написано на моем лице, что мне отказали ) По правде, я и сам колебался, соглашаться или нет — настолько мне там не понравилось, был уверен что возьмут ибо вместо 30 минут меня допрашивали больше часа, пытаясь узнать границы моих знаний хыхы )


    1. Zempik
      06.06.2016 20:57
      +1

      Как-то меня не сильно волнует эта тема, но случайно прочитал всю статью. Поэтому, будьте добры, расскажите как amazon борется с этими ботами.


      1. Rampages
        07.06.2016 09:24

        IMO: Amazon получает прибыль в любом случае, а так как конкурентов у него нету, то затрачивать силы на борьбу с ботами будут в последнюю очередь.


  1. 2PAE
    07.06.2016 07:06
    +2

    Как покупателю, мне более интересно, как можно этим воспользоваться, и получить товар по минимальной цене?


    1. Impuls
      07.06.2016 08:52
      +2

      Ответ в начале статьи. Смотрите всех продавцов, продающих этот товар, сортируйте по возрастанию цены. Вот и весь алгоритм.
      Еще один вариант — это давить на продавца в BuyBox чтобы он снизил цену (а вот я нашел по дешевле. Сбрось цену, или куплю у него), а после того, как он ее снизит потупить пару часиков и дождаться когда ее снизят конкурирующие боты и купить у конкурента с минимальной ценой.


      1. 2PAE
        07.06.2016 09:22
        +2

        Первый вариант это понятно и так. А вот второй… Второй намного интереснее. :)

        Нужен бот который будет сбивать цены. Вот и вариант небольшого сервиса.
        1 шаг. «Скинем цену на товар за 50% от разницы цен». Договор с покупателем.
        2 шаг. «Вернём 25% от скидки на товар». Договор с продавцом.
        3 Profit! в размере 25% от суммы скидки:)))


  1. AnatoliD
    07.06.2016 09:23
    -4

    в представлении авторов, Америка — страна идиотов…

    … много лет, возможно 10, покупаю только на Амазон, кроме продуктов конечно. Поскольку не отношусь к идиотам, каковыми представляют авторы американцев, покупаю только то что мне нужно, после тщательного отбора…

    все остальное не комментирую… как и комментарии относительно Амазона, давно сделал Амазоно — подобный сайт, некоторое время там было размещено, что — то до 10 000 000 items и прекрасно знаю как они работают


    1. nikitastaf1996
      07.06.2016 11:09

      Amazon Fresh?


    1. Rampages
      08.06.2016 09:51

      Последний абзац не получается понять…

      Amazon нынче похож на какой-то Aliexpress, но дороже, конечно есть на нем и хороший, уникальный товар, но приходится долго искать его среди клонов товара с Aliexpress'a.


  1. eldarmusin
    07.06.2016 09:30

    Если я не ошибаюсь то такие системные манипуляции являются молчаливым картельным сговором. Достаточно показать взаимосвязь цен за определённый период времени.