![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/932/04c/0a8/93204c0a820ed00f1306b4dc33c8cd19.png)
В 2011 году два алгоритма, оставленные без присмотра, подняли цену книги до 23 миллионов долларов
Amazon начал как книжный магазин в 1994 году, но к настоящему времени превратился в настоящего монстра интернет-торговли. На площадке продаётся что угодно. Самое удобное — там можно сравнить цены разных продавцов и выбрать наиболее подходящее предложение. Более того, алгоритм Amazon выполняет такое сравнение за нас и находит «оптимальное предложение» (“Buy Box”), остаётся только нажать кнопку «Добавить в корзину».
Никто не знает, как работает алгоритм Amazon: формула включает в себя не только цену, но и количество положительных отзывов, и что-то ещё. Проблема в том, что торговцы активно манипулируют алгоритмом Amazon, чтобы попасть в заветный “Buy Box”. Причём задача торговца — не только попасть на оптимальную позицию, но и продать товар по максимально возможной цене, не теряя позицию. Наблюдать за битвой торговых ботов на Amazon с постоянными рывками цен весьма забавно: такое исследование провели специалисты из Северо-Восточного университета (США), pdf.
Знаете про диктатуру дефолтных настроек? Этот закон действует везде: абсолютное большинство пользователей всегда довольствуются настройками по умолчанию в системе и не меняют абсолютно ничего. То есть формально предоставляя пользователю выбор, на практике можно управлять действиями абсолютного большинства пользователей, просто изменяя настройки по умолчанию в нужную сторону.
Тот же закон действует на Amazon. Формально каждый покупатель может потратить несколько секунд, чтобы сравнить цены разных продавцов, но на практике 82% продаж Amazon происходит через дефолтное окошко “Buy Box”.
![](https://habrastorage.org/files/cc2/a35/a92/cc2a35a9248f4a859d5afdc0b439cb3d.png)
“Buy Box”
Поэтому продавцам очень важно туда попасть, они готовы на что угодно. Более того, появились специализированные фирмы вроде Sellery, которые разрабатывают свои боты, чтобы попасть в “Buy Box” с оптимальной ценой. Разработчики продают этих ботов торговцам на Amazon.
![](https://habrastorage.org/files/8ef/fc7/d5a/8effc7d5a01548e49c5d3b047b7195e3.png)
Самое интересное начинается, когда боты начинают подстраиваться и реагировать на действия друг друга. В этом случае цены товаров на Amazon автоматически меняются сотни раз в день.
Исследователи из Северо-Восточного университета регистрировали цены 1641 товара из списка популярных на Amazon. Каждые 15 минут регистрировалась цена этого товара на позиции в “Buy Box”, а также цена у 20 других продавцов, и их рейтинги.
Вот типичные скачки цен, из опубликованного исследования.
![](https://habrastorage.org/files/52c/731/a26/52c731a26c9f4ddb85d91f8d7470981b.png)
Подстройка цен товара в “Buy Box”
![](https://habrastorage.org/files/f37/e98/cac/f37e98cac431440ba434c2bd7fea0bf9.png)
Частота изменений цены
Исследователи попытались изучить неизвестные факторы, которые влияют на попадание в “Buy Box”, и определили несколько комбинаций факторов. Главным образом, это сочетание конкурентоспособной цены и большого процента положительных отзывов.
Но такая система имеет врождённый недостаток: ведь попадая в “Buy Box”, товар получает больше положительных отзывов. Как же получить эти отзывы, если товар не раскручен? «Это петля обратной связи, — говорит Христо Уилсон (Christo Wilson), доцент Северо-Восточного университета, один из авторов научной работы. — Если компания использует алгоритмы, это даёт ей преимущество перед конкурентами, потому что она может реагировать быстро и получить больше продаж. И потом они получают больше отзывов на эти продажи, и это положительный сигнал, который позволит им сохранить позицию «лучшего» товара в будущем. Я не думаю, что Amazon беспокоит использование алгоритмических продаж — они получают свои деньги в любом случае».
Алгоритмическая подстройка цены даёт эффект: примерно 60% всех товаров в “Buy Box” продаются по цене выше конкурентов. В этом смысл: максимизировать продажи при сохранении максимально возможной цены.
По оценке исследователей боты для изменения цен используют примерно 2-10% продавцов на Amazon, но им принадлежит почти треть позиций «лучших» товаров в “Buy Box”.
Вообще, войны ботов на торговой площадке — вполне нормальное явление. Продавцы оптимизируют свои цены, конкурируя друг с другом. Правда, иногда это приводит к курьёзным последствиям. Например, в 2011 году два оставленных без присмотра алгоритма умудрились поднять стоимость научной книги по биологии до $23 698 655,93 (плюс $3,99 за доставку).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/932/04c/0a8/93204c0a820ed00f1306b4dc33c8cd19.png)
Раз в день profnath устанавливал цену в 0.9983 раз от цены bordeebook. Цены оставались в таком положении несколько часов, пока bordeebook не «замечал» изменение цены profnath и не поднимал свою цену в 1.270589 раз от максимальной цены profnath [примечание: скорее всего, у bordeebook не было в наличии этой книги, а продавец надеялся заработать на её перепродаже в случае получения заказа]. В таком порядке события продолжались в том же порядке всю следующую неделю.
Больше всего в этой ситуации удивляет бесконечное количество возможного хаоса и проблем. Вряд ли мы наткнулись на единственный пример постоянно восходящей спирали цен — и всё что для неё потребовалось это два продавца, изменяющие свою цену в соответствии с ценой другого в пропорции, в итоге приводящей к общему увеличению цены. И хотя это может быть труднее просчитать, можно придумать другие странные сценарии, которые могут произойти если количество участвующих продавцов станет больше двух.
Так что за такими алгоритмами нужен присмотр, а то они ещё натворят дел…
Комментарии (15)
Equin0x
06.06.2016 17:34+1На собеседовании в амазон, один из частых вопросов — ваши действия, если вы обнаружили массированный data scraping на распределенном кластере веб серверов. При этом амазон сам шерстит веб магазины аж пыль стоит — куда там тому гуглу. Одному клиенту даже пришлось забанить все адреса амазона — мол нехрен ботам амазона знать наши цены. Так что тут война не на на одном фронте )
jazzl0ver
06.06.2016 20:08интересно, и какой ответ они ожидают услышать? :)
Equin0x
06.06.2016 21:42+2Я не работаю в амазон, но собеседовался туда по телефону и лично в ихнем офисе. Едва ли можно получить ответ на этот вопрос в публичном форуме — и сотрудники и собеседуемые подписывают весьма длинный и строгий NDA ) Подобные вопросы задаются не с целью получения конкретного ответа (да и невозможно ответить, не зная внутреннюю технологию) а для оценки спобности копать в нужном направлении. Вообще, уровень собеседующих меня разочаровал. Они едва могли оторваться от экрана компа, выискивая вопросы и видя ответы. Я ожидал нормального разговора профессионала с профессионалом, а в итоге видел, что вопрошающий не всегда понимал о чем я собственно, потому что этого не было у него на экране. Видимо это было так явно написано на моем лице, что мне отказали ) По правде, я и сам колебался, соглашаться или нет — настолько мне там не понравилось, был уверен что возьмут ибо вместо 30 минут меня допрашивали больше часа, пытаясь узнать границы моих знаний хыхы )
Zempik
06.06.2016 20:57+1Как-то меня не сильно волнует эта тема, но случайно прочитал всю статью. Поэтому, будьте добры, расскажите как amazon борется с этими ботами.
Rampages
07.06.2016 09:24IMO: Amazon получает прибыль в любом случае, а так как конкурентов у него нету, то затрачивать силы на борьбу с ботами будут в последнюю очередь.
2PAE
07.06.2016 07:06+2Как покупателю, мне более интересно, как можно этим воспользоваться, и получить товар по минимальной цене?
Impuls
07.06.2016 08:52+2Ответ в начале статьи. Смотрите всех продавцов, продающих этот товар, сортируйте по возрастанию цены. Вот и весь алгоритм.
Еще один вариант — это давить на продавца в BuyBox чтобы он снизил цену (а вот я нашел по дешевле. Сбрось цену, или куплю у него), а после того, как он ее снизит потупить пару часиков и дождаться когда ее снизят конкурирующие боты и купить у конкурента с минимальной ценой.2PAE
07.06.2016 09:22+2Первый вариант это понятно и так. А вот второй… Второй намного интереснее. :)
Нужен бот который будет сбивать цены. Вот и вариант небольшого сервиса.
1 шаг. «Скинем цену на товар за 50% от разницы цен». Договор с покупателем.
2 шаг. «Вернём 25% от скидки на товар». Договор с продавцом.
3 Profit! в размере 25% от суммы скидки:)))
AnatoliD
07.06.2016 09:23-4в представлении авторов, Америка — страна идиотов…
… много лет, возможно 10, покупаю только на Амазон, кроме продуктов конечно. Поскольку не отношусь к идиотам, каковыми представляют авторы американцев, покупаю только то что мне нужно, после тщательного отбора…
все остальное не комментирую… как и комментарии относительно Амазона, давно сделал Амазоно — подобный сайт, некоторое время там было размещено, что — то до 10 000 000 items и прекрасно знаю как они работаютRampages
08.06.2016 09:51Последний абзац не получается понять…
Amazon нынче похож на какой-то Aliexpress, но дороже, конечно есть на нем и хороший, уникальный товар, но приходится долго искать его среди клонов товара с Aliexpress'a.
eldarmusin
07.06.2016 09:30Если я не ошибаюсь то такие системные манипуляции являются молчаливым картельным сговором. Достаточно показать взаимосвязь цен за определённый период времени.
hdfan2
В данном случае просто свинство брать деньги за доставку.
dmitry_ch
Хорошо, что они за доставку не указали, скажем, 1% от стоимости вещи )))