Многие разрабатывают беспилотные автомобили (self-driving car). На различных сайтах подробно описаны отдельные разработки. Но чтобы получить полноценное представление об активности в этой сфере лучше собрать их все вместе в одной статье. Ниже представлены все основные игроки и успехи, достигнутые ими на середину 2016 года. Но сначала очень краткая история.

Очень краткая история


В 2004 году DARPA объявила о первом соревновании полностью автономных автомобилей. Машины должны были проехать трассу в 230 километров без вмешательства людей (1). До финиша тогда не добрался никто. С тех пор многое изменилось. В 2005 у гонки был первый победитель (команда Стенфорда) и на сегодняшний день разработкой беспилотных машин занимаются все крупные автопроизводители, стартапы и значительное число IT-компаний. Например, …

Легковые автомобили


Renault-Nissan



Масштабный подход к созданию беспилотных машин применяет корпорация Renault-Nissan. Она планирует создание 10 автомобилей с функциями автономного вождения до 2020 года. К 2018 году они будут способны ехать без водителя и менять полосы движения, а к 2020 самостоятельно пересекать перекрестки двигаться в пробках.

Tesla



Конечно беспилотные автомобили разрабатывает и компания Тесла. С помощью программного обновления она ввела в своих машинах автопилот (2). Он работает ещё не везде и игнорирует светофоры, но по обычной дороге способен ехать без водителя. Илон Маск обещает, что они сделают автомобиль полностью беспилотным в течение двух лет, к 2018 году.

Google car



Беспилотные автомобили компании Alphabet были самыми первыми и на сегодняшний день проехали более 2.2 млн. километров. За последние 5 лет тестирования была информация лишь об одном ДТП вызванной машиной в феврале 2016 года. (3) Пока не ясно каким образом и когда компания собирается продавать эти автомобили людям.

F 015 Luxury



Представленный корпорацией Мерседес?—?F 015 Luxury уже используется чтобы катать восторженных журналистов. Массовый релиз, однако только к 2030 году.

Faradey future



Faradey future?—?очень необычная компания. Объявив о своем существовании в 2015 году этот «стартап, работавший в стелс режиме» анонсировал гиперкар, строительство фабрики в Неваде за 1млрд долларов и пообещал создать совершенно новую систему перемещения людей

Ключевым элементом системы будут беспилотные автомобили, которыми сможет пользоваться любой человек, а не только владелец. Это крайне амбициозные планы, но компания получает значительное финансирование из Китая и ходят слухи что ниоткуда взявшийся «стартап» это лишь фасад для компании Apple.

Delphi drive



Автомобиль крупного производителя автокомпонентов Delphi drive проехал через всю Америку на 99% автономно. Его создатели запечатлели это в виде веб-серии и считают, что войдут в историю с этим достижением

Baidu/BMW



Сочетание из поисковика и автопроизводителя, похоже, является оптимальным для проекта беспилотного автомобиля. По крайней мере крупнейший китайский поисковик Baidu и BMW в конце 2015 начали тестирование беспилотной машины. Они заявляют, что не собираются делать его полностью автономным и оставят водителю возможность взять управление, когда он захочет.

Peugeot-Citroen



Беспилотные автомобили французской корпорации Peugeot-Citroen самостоятельно доехали из Парижа в Амстердам. Компания планирует внести элементы автономности в свои автомобили к 2018 году, и сделать их полностью беспилотными (как и все остальные) к 2020 году.

Audi



С целью выделится на фоне других проектов компания Audi сделала свой автомобиль?—?Audi RS7 скоростным и тестирует его на гоночных треках. Уже сейчас он идеально проходит трассу и разгоняется до 240 километров. Некоторые даже опасаются, что это конец для автогонок (4). Первым же серийным компании автомобилем с автопилотом (но не полностью автономной) станет модель Audi A8, и она будет представлена в 2017 году.

General Motors/Lyft



General Motors и Lyft (конкурент Uber) тоже собираются совершить революцию в транспорте. С помощью беспилотных машин они планируют убедить людей отказаться от владения автомобилями и тем самым избавить города от пробок и сделать транспорт быстрее и безопаснее (та же идея что у Faradey future). Надежные автомобили должны быть готовы к 2020, а изменение транспортной системы зависит не только от технологий.

Uber



Компания Uber (приложение по вызову такси и самый дорогой в мире стартап) надеется сделать то же самое в одиночку. Для начала он планирует избавить свои такси от водителей. Для этого он массово нанимает специалистов и начал тестирование машин весной в 2015м.

Ford



Ford имеет столь же большие планы на беспилотные машины как и на электромобили. Корпорация тестирует свои машины в сложных условиях (снег, ночь, гололед) и рассчитывает выпустить их в 2019 году.

Volvo Concept 26



Volvo собирается внедрить в свой Concept 26 систему для стрима сериалов и откидное сидение. Надо же чем-то заниматься пока автомобиль будет ехать. Уже в 2017 году сто volvo машин будут тестироваться на дорогах.

Kia motors



Kia motors объявила о программе Drive wise в рамках которой планирует беспилотный автомобиль позже других к 2030му. Но уже к 2020 будут введены отдельные элементы автономного вождения.

Honda



Honda стала десятой компанией получившей разрешение на тестирование своего беспилотного автомобиля в Калифорнии. Элементы автономности будут внедрены уже в следующую модель автомобиля корпорации.

LeEco



LeEco?—?это попытка китайской компании имитировать Тесла. При поддержке Aston Martin стартап планирует создать беспилотный электрокар к 2020 году. Пока что его способности к автономному перемещению были продемонстрированы только на презентациях.

Bosch



У немецкой корпорации Bosch есть ясное видение развития автономных автомобилей до 2020 года. Оно включает не только беспилотное вождение, но и touch screen для отправлений сообщений, просмотра онлайн-видео и.т.п. Компания тестирует свои беспилотные автомобили в Германии с 2013 года, а над разработкой элементов автономного вождения в корпорации работают 2000 человек

Comma.ai



Американский хакер-вундеркинд Джордж Хотц взломал Iphone в 16 лет, в 25 лет самостоятельно построил в гараже автомобиль, способный ехать без водителя. Но неизвестно пока насколько надежно автомобиль будет ездить во всех случаях. В 2016 году хакер основал стартап Comma.ai, и нанимает специалистов. На презентациях Джордж Хотц уверяет, что его проект значительно дешевле и лучше всех остальных разработок беспилотных автомобилей, но ему вообще свойственна крайняя самоуверенность.

Volkswagen



Volkswagen только в 2016 году объявил разработке беспилотных автомобилей. Тем не менее его руководители заявляют, что компания построит надежные автономные автомобили «быстрее чем это сделают конкуренты»

Toyota



Усилия университетов, стартапов и даже IT-корпораций окажут малый эффект если это движение к созданию беспилотных машин не будет поддержано крупными автопроизоводителями. Крупнейшим автопроизводителем в мире является компания Toyota (5), и она долго игнорировала эти тенденции. Только лишь в конце 2015 года японская корпорация вложила $1 млрд. в лабораторию по исследованию технологий беспилотного вождения и теперь рассчитывает представить полностью автономный автомобиль в 2020 году

Грузовики


Камаз



На проект беспилотного Камаза выделяются средства в рамках гос. программы «Автонет». Уже сейчас существует прототип. Камаз
рассчитывает доработать беспилотную модель к 2022 году и вывести его на дороги общего пользования к 2025–2027 году. В целом на развитие беспилотного транспорта в России выделят 10 млрд руб в ближайшие четыре года

Mercedes-Benz Future Truck



Проходят тестирование на дорогах и грузовики Mercedes. Судя по лого мерседес рассчитывает начать продавать их в 2025.

Otto



Отделившаяся от Google команда разработчиков в середине 2016 года основала стартап Otto нацеленный на создание беспилотных грузовиков. Руководители компании убеждают что автоматизация именно грузовиков принесет наибольшую экономическую выгоду. Компания не планирует строить собственные грузовики, а лишь модернизировать существующие для самостоятельного перемещения.

Komatsu trucks



Японская компания Komatsu ещё в начале 2010х представила шахтные грузовики, работающие без людей. Их внедрение позволяет отказаться от затрат на водителей и к тому же они могут работать круглые сутки. В последние годы добывающие компании массово закупают их.

Такси


Японские такси



К олимпиаде в Токио в 2020 году Япония рассчитывает внедрить беспилотные такси, которые будут перевозить спортсменов. Тестирование этих машин начнется уже в 2016.
NuTonomy



Ещё одна служба беспилотных такси должна появиться в 2018 году в Сингапуре

Snuber



В сеульском университете тоже сделали беспилотное такси, оно проходит тестирование и подвозит студентов куда им надо.

КБ Аврора



Беспилотные автомобили ближе чем кажутся. Например, Петербургская компания Грузовичкоф заключила договор с резидентом Сколково КБ Аврора чтобы разработать и внедрить возможность автономного вождения на своих газелях. Сроки внедрения пока не названы, но тестирование газели уже проходят.

WePod



Автобусы


Беспилотные автобусы WePod проходят тестирование в Нидерландах и уже вышли на дороги общего пользования. Их максимальная скорость пока, к сожалению, только 25 км/ч. В ближайшие годы компания собирается начать перевозить пассажиров по всей стране.

BestMile



Швейцарская компания BestMile весной 2016 выпустила на дороги общего пользования свои беспилотные автобусы. Их скорость пока также всего около 20 км/ч.

Yutong bus



Китайцы не стали создавать отдельный автобус, а просто переделали обычный пассажирский автобус в беспилотник. Не факт, что они хотя бы предупредили пассажиров. Пока что он тестируется на 32километровой трассе и разгоняется до 68 км/ч.

Volgabus



Кроме этого, отечественный производитель автобусов Volgabus планирует представить первый беспилотный автобус к концу 2016, а к чемпионату мира по футболу в 2018 году обеспечить успешное перемещение своих беспилотных автобусов в городских условиях.

CityMobil2



Даже не поражающие уровнем технологического развития страны, такие как Греция тестируют беспилотные автобусы на дорогах общего пользования. В одном автобусе до 10 человек и скорость до 30 км/ч. Есть пространство для улучшения.

Olli



Автобусы Olli от американского автопроизводителя Local Motors обладают всеми новомодными достоинствами. Их основные элементы распечатаны на 3д принтере, они электрические и беспилотные. Кроме того, в каждом автобусе установлено программное обеспечение суперкомпьютера IBM?—?Watson. Watson будет успокаивать пассажиров, обеспокоенных отсутствием водителя и отвечать на вопросы. В планах компании произвести более 100 автобусов до конца 2016 года и начать тестировать их в нескольких городах

Pod Zero



В рамках Британской программы по развитию беспилотного транспорта в городе Милтон-Кинс в 2018 году будут выпущены на дороги 40 вот таких беспилотных «шаттлов»?—?Pod Zero. Компания RDM Group, производящая эти машины, также собирается продавать их частным заказчикам.

Ростсельмаш



В ближайшие 5 лет будет вложено 15 млрд. рублей в создание беспилотного комбайна для ростсельмаша. Отвечающая за это компания Cognitive Technologies надеется разработать их до 2018 года. В итоге 4 проекта беспилотного транспорта в России (газель, автобус, комбайн и камаз). Больше чем можно было ожидать.

Полноценное внедрение беспилотных автомобилей почти полностью разрешит 2 крупнейшие проблемы человечества. В ДТП каждый год гибнет 1.25млн. человек (7) и это число растет с ростом обладателей автомобилей. В пробках проводят часы многие жители всех крупных городов.

Реализация идей разработчиков автономных машин позволит покончить с этим. Однако это потребует некоторого обновления инфраструктуры и разрешения множество правовых и даже философских вопросов (должен ли автомобиль сброситься с моста вместо того чтобы врезаться в автобус с детьми? Может ли он кого-то задавить если это «оптимальное» решение?). В США Обама выделил на работы над этим $4 млрд. Новые трассы в Европе строятся с расчетом на эти автомобили.

Внедрение технологии не обойдется без побочных эффектов. Беспилотные грузовики не будут «помогать дальнобойщикам передохнуть на дороге» как уверяют основатели Otto. Вместо этого они будут выполнять работу дешевле, оставляя водителей грузовиков жить на пособие. То же самое будет грозить таксистам, водителям общественного транспорта, машинистам метро (8) и капитанам судов (9). Плата за технологичесий прогресс.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (35)


  1. glushak
    27.06.2016 15:58
    -1

    Мне все же кажется, что ни одна компания не будет слишком спешить выпустить любой из выше перечисленных прототипов просто по причине того, что любой провал дискредетирует эту самую компанию на многие годы вперед — поэтому будет обкатка, обкатка и еще раз обкатка (а жаль). Вдобавок надо будет переписывать законодательство (не юрист, но предполагаю).
    К тому же стоимось датчиков не очень низкая, поэтому вряд ли удастся всех так уж сразу пересадить обычныз водителей.
    А вот с дальнобойщиками совершенно другое дело — будет интересно посмотреть на то, как будет развиваться ситуация. Слышал, что можно будет сократить простои грузовика до времени ТО (около 3 часов в день), что очень сильно снизит расходы.


    1. Pasha4ur
      27.06.2016 16:03
      -1

      Еще появится проблема, что делать с большим количеством водителей, ставших безработными.


      1. ierofant
        27.06.2016 16:37

        Очевидно же! Говнокодить автопилот для очередного камаза. :)


      1. MxMaks
        27.06.2016 20:53

        Делать тоже, что и с кассирами в магазинах.


      1. hokum13
        28.06.2016 14:31

        Коллективизация в начале века позволила крестьянам вырабатывать за троих. Угадайте что стало с теми крестьянами, которые остались без работы?

        Повышение КПД временно приводит к росту безработицы, но в средней и дальней перспективе ведет к колоссальному экономическому росту. Профессии всех здесь собравшихся — результат такого процесса!


      1. singeorange
        28.06.2016 23:46

        Да вон, в Европе уже деньги раздают.


    1. StjarnornasFred
      27.06.2016 20:53

      Честно говоря, очень сомневаюсь в том, что в ближайшие 5 лет удастся создать полноценно автопилотируемый автомобиль: уж больно много факторов на дорогах общего пользования, которые надо учитывать. (Да хотя бы: дорога провалилась после дождей и яма наполнена водой до краёв: живой водитель видит, что явно что-то не так, а вот поймёт ли беспилотник, почему другие машины стоят на обочине и не едут вперёд? В регионах с муссонным климатом — тот же ДВ — не редкость)

      А вот где точно полноценно будут внедрены автопилоты, так это в метро. Там только тормозить, разгоняться, открывать двери — и всё. Вместо светофоров — датчики на рельсах, двери/объявления/движение полностью автоматически, сложностей минимум. По-моему, уже лет через 10 всё метро мира полностью перейдёт на автопилот.


      1. lingvo
        27.06.2016 23:54

        А я не сомневаюсь. Уже сейчас есть полноценные автопилоты — в той же Тесле. Я сам катался по немецким автобанам на адаптивном круизе с лейн-ассистом — можно не смотреть на дорогу. Технологии в наличии
        Инфраструктура в европе полностью есть, как и надлежащее качество дорог — это вам не Россия.
        Поэтому это вопрос только времени и 4-х лет вполне достаточно. Но опять же — в России не будет автопилотов еще лет 20.


        1. Incognito4pda
          28.06.2016 00:23
          -1

          Видели бы Вы, как обстоят дела с дорогами на периферийной местности США — весь свой дисидентский спич относительно качества дорог в России, пришлось бы с извенениями забирать обратно.


          1. lingvo
            28.06.2016 10:55

            С точки зрения автономного вождения периферийные дороги в США интересуют мало кого. Сколько там автомобилей в час будет проезжать? 0,1? Поэтому будет там работать автопилот или нет — дело 25-ое. Другое дело — трехполосная автомагистраль в центре европы с транзитным транспортом и пр — 3000 машин в час или больше. Вот где нужна автономность, чтобы повысить пропускную способность. Там автомагистраль вылизана. Все есть — разметка, знаки, ограждения. Часто противоположные направления отделены зеленым заграждением, чтобы можно было двигаться с дальним светом ночью и не слепить встречников. Движение по таким дорогам даже со скоростью 130км/ч превращается в рутину. А вы видели пробки на автобанах? Представляете, там о пробках в городах по радио не говорят, я самые большие пробки, оказывается, находятся на автомагистралях. Можно легко потерять 3 часа времени, двигаясь с пешеходной скоростью.


            1. glushak
              28.06.2016 12:32

              Пробки по немецкому радио — сказка. Я когда жил там, все никак не мог привыкнуть, что об этом после всех новостей говорят.


  1. Pasha4ur
    27.06.2016 16:02

    Еще немного и отмазка перед ГАИшниками «Это не я. Оно само» будет катить как правдивая. :)


    1. MaxAlekseev
      27.06.2016 16:24

      Так уже во всю… тут несколько статей было как тесловоды утверждали, что автомобиль сам въехал в витрину/автомобиль/дерево.


  1. pasetchnik
    27.06.2016 17:57

    Не знаю, почему, но фразы «Беспилотный КАМАЗ» + «10 млрд» внушают гораздо меньше доверия, чем присутствующие тут же Волга-Бас и Аврора-Газель.
    Видимо потому, что у последних есть какое-то конкретное назначение и конкретные заказчики.

    Это же не секретный проект. А информации почти нету. Только пара роликов и новости про «разметку для беспилотников»


    1. Klukonin
      28.06.2016 09:38

      Зря. Даже на хабре были статьи по этой теме от разработчиков решений. Там реальная работа и реально решаются технологические задачи.


    1. ra3vld
      28.06.2016 14:24
      +1

      Волгабас, в общем-то, таже Аврора и делала.
      Весной забавно было наблюдать, как он по Сколково катался.


  1. pullover
    27.06.2016 18:11

    Геохота забыли упомянуть. (engadget)


    1. InnovationCat
      27.06.2016 21:05

      Да этот хакер — колоритный персонаж. Спасибо)


  1. Roboserv
    27.06.2016 20:53

    Не хватает еще Bosch. VW тоже этим занимается.


    1. InnovationCat
      27.06.2016 21:07

      Они скорей как поставщики компонентов. Свой автомобиль они делать не пытаются вроде


      1. Roboserv
        27.06.2016 21:09

        Ну VW точно автомобили делает. Uber в статье указан, но своих он не делает. Бош создает полную систему автономного вождения, не просто сенсоры или контроллеры.


        1. InnovationCat
          27.06.2016 23:53

          У VW действительно серьёзные намерения, как то забыл про него. Что uber не делает своих то это касается и google. Отредактирую добавлю ещё 2 или 3. Будет 36 проектов)


  1. ITMatika
    27.06.2016 20:53

    Глядя на беспилотные самосвалы, вспоминается анекдот про носорога и его плохое зрение.
    При его размере и весе все проблемы не столько его, сколько окружающих )


  1. traktorist1976
    27.06.2016 20:53

    Рос_т_сельмаш, не россельмаш. На картинке, кстати, не их комбайны, ростсельмашевские — красно-белые.


    1. InnovationCat
      27.06.2016 21:08

      спасибо, глупая ошибка)


  1. youree
    28.06.2016 04:34

    Интересно, все эти беспилотные авто работают на рукодельных алгоритмах или на машинном обучении?
    Что будет, когда беспилотник, обученный на базе данных с обычных дорог, окажется на дорогах с другими беспилотниками?
    Мне кажется, будет огромная проблема взаимодействия беспилотных автомобилей, особенно, с учётом зоопарка производителей.
    В другой стране, например, некоторые особенности поведения водителей поначалу обескураживают. Но человек способен быстро обучаться на единичных примерах. Нейросети так пока не умеют.


    1. lingvo
      28.06.2016 23:39

      Зачем тут машинное обучение, когда есть правила дорожного движения? Это и есть основной закон на дороге, которому должны подчинятся автопилоты. Если все будут соблюдать ПДД, количество аварий значительно уменьшится.
      Тут как раз человек является раздражающим фактором. Я думаю как только автопилоты запустятся в серию, буквально через очень небольшой промежуток появятся дороги «только для автопилотов», чтобы человеческая непредсказуемость не создала панику на дороге.
      Ведь у робота и реакция быстрее — на таких дорогах можно держать меньшую дистанцию при большей скорости, и скорость обработки информации и возможности связи с другими машинами — человек так не может.


      1. youree
        29.06.2016 03:40

        Самое интересное — это как раз переход от пилотируемых автомобилей к беспилотным. Вряд ли удастся быстро избавиться от водителей в автомобилях. И дороги только для автопилотов тоже трудновато будет выделить. Так что смесь пилотируемых авто и беспилотных от кучи разных производителей будет долго вариться на дорогах.

        Машинное обучение там всяко должно быть, как минимум, для распознавания на дороге объектов. Не думаю, что настанет эра связи между машинами, и они как-то там электронно, через оповещения будут знать дорожную обстановку вокруг. Остро-теоретически такое возможно, но на практике масса излучателей будет просто адски фонить. Боюсь, даже всякие акустические, инфракрасные и прочие локаторы в куче беспилотных автомобилей окажутся бесполезными, так как будут обманывать друг друга.

        Если бы всё делал один производитель, с жёсткими внутренними требованиями, протоколами, стандартами, то дело могло бы выгореть. Но зоопарк технологий ещё очень долго будет утрясаться на экспериментальных полигонах.

        Как верно здесь заметили, вряд ли кто-то рискнёт репутацией и массово выпустит своих франкенштейнов на дороги. Просто процесс анонсирования и обкатки продлится неопределённо долго. А если когда-то и выпустят, то как раз начнётся самое интересное — переходный процесс. Вот и интересно, будет ли он гладким.


    1. cyborg-researcher
      29.06.2016 14:53

      1. youree
        30.06.2016 04:03

        Ну я и говорю, что один производитель с жёсткими стандартами способен делать рой беспилотников. А в зоопарке производителей с этим гораздо, гораздо хуже.


        1. cyborg-researcher
          30.06.2016 04:11

          А, что мешает автоконцернам, под присмотром гос-ва, объединить усилия для разработки стандартов, правил и протоколов взаимодействия для ии беспилотников?


          1. youree
            30.06.2016 04:39

            Конкуренция, права на интеллектуальную собственность, амбиции, идеологии, тупо бюрократия и т.д. Я не удивлюсь, если уже существуют какие-то международные комитеты, пытающиеся вести стандартизацию в этой сфере. То есть объединиться им, в принципе, ничто не мешает, но выработанные стандарты окажутся, как обычно, нечёткими и в постоянной доработке, а полнота и точность реализации будут как раз таки сильно плавать под влиянием указанных выше факторов.
            Если, например, в сотовой связи критерии весьма чёткие (пропускная способность, радио-покрытие, защита данных и т.п.), и то там не всё гладко со стандартами и деталями их реализации, то в вопросе выпуска на дороги огромных опасных роботов дело, пожалуй, будет двигаться гораздо хуже.


            1. cyborg-researcher
              30.06.2016 04:48

              Зря Вы так думаете.
              В авиапромышленности думаете конкуренция слабее?
              Ничуть. Тем не менее, процесс стандартизации по многим вопросам (безопасность, электронника, алгоритмы автопилотов и пр.) отлажен и не останавливается.
              Здесь будет то же самое, так как всем нравится есть этот большой пирог, а правила по его поеданию пишут не производители, а регуляторы.
              Так, что, всё будет хорошо и довольно скоро :)


  1. super-guest
    28.06.2016 05:11

    Интересно, что как только сумма инвестиций указывается в рублях, хоть и в «млрд», мне сразу становится всё понятно. Ну и примитивные же технологии используете, товарищи, чтобы хоть как-то дотянуться до старшего заграничного брата в глазах народа.

    Например, 15 млрд. рублей = 228,5 млн. американских долларов. Не солидно. Вот и решили в «млрд.» писать…
    тьфу.


  1. zikher
    30.06.2016 11:04

    Не успели написать статью, как уже сообщают о начале тестов volgabus-а: