Работу автопилота и сенсоров можно намеренно нарушить при помощи специального оборудования




В США еще идет разбирательство по делу аварии Tesla Model S со смертельным исходом в мае этого года. Тогда идущий с превышением скорости электромобиль врезался в прицеп грузовика. Ни водитель, ни автопилот не увидели препятствие на фоне яркого неба. У экспертов по информационной безопасности возник вопрос — а что, если попробовать воспроизвести схожие условия искусственно? Получится ли обмануть сенсоры машины и саму компьютерную систему?

Объединенная команда исследователей Университета Южной Каролины (США), Чжэцзянского университета (Китай) и китайской компании Qihoo 360, работающей в сфере компьютерной безопасности, смогла научиться манипулировать автопилотом Tesla Model S. Для этого исследователи работали с оборудованием разного типа: излучающего радиоволны, звуковые сигналы и свет. В некоторых случаях автопилот Tesla начинал «верить», что впереди препятствий нет, хотя они были, и наоборот — что впереди есть объект, с которым можно столкнуться, хотя перед автомобилем ничего не было.

Как оказалось, для того, чтобы обмануть компьютерную систему управления Tesla Model S, нужно приложить значительные усилия. Целью команды ученых было доказать, что условия, которые привели к аварии в мае, можно воспроизвести намеренно. «Худший вариант развития событий для автомобиля, едущего под управлением Autopilot — это неработающий радар. В этом случае машина не сможет определять наличие препятствий впереди», — говорит один из представителей команды ученых, проводивших исследования.

Autopilot, работающий в электромобилях Tesla, определяет наличие препятствий при помощи трех основных способов: радара, ультразвуковых сенсоров и камер. Исследователи атаковали все три типа систем. В результате удалось определить, что лучше всего поддается «обману» именно радар. Для искажения его показаний исследователи использовали две системы. Первая — это генератор сигналов от Keysight Technologies стоимостью в $90 000. Вторая — VDI умножитель частоты, цена которого еще выше. Обе системы использовались для глушения сигнала, излучаемого радарной системой электромобиля. Когда специалисты глушили сигнал, автомобиль, находившийся спереди Tesla Model S, пропадал для автопилота и более не отображался на дисплее.



Как только включался «антирадар», помеха спереди исчезала. По мнению авторов работы, такой метод может применяться на трассе злоумышленниками, которые по той либо иной причине могут захотеть устроить аварию с участием электромобиля Tesla. Ученые говорят, что для удачной атаки на радарную систему Tesla необходимо правильно установить глушитель, что на дороге не так-то просто сделать.

Более простой и дешевой атакой является ультразвуковая система, при помощи которой специалисты решили воздействовать на ультразвуковые сенсоры машины. Они обычно используются для автоматической парковки и «призыва» машины к водителю. В этом режиме она может самостоятельно выехать из парковки и приблизиться к владельцу. Для обмана ультразвуковых сенсоров исследователи использовали ультразвуковой преобразователь и генератор сигналов на основе Arduino для создания электрических сигналов с определенными характеристиками. Такая система стоит существенно меньше — всего $40. В этом случае удалось обмануть систему автоматической парковки, и автомобиль не хотел парковаться, считая, что спереди есть препятствие. При помощи той же системы удалось «убедить» систему парковки в том, что спереди нет препятствия, хотя оно было.


Профессор компьютерных наук Веньянь Сюй (Wenyuan Xu) демонстрирует ультразвуковой девайс на основе Arduino Uno (Источник: Andy Greenberg)

Самый простой способ воздействовать на компьютерную систему управления Tesla — это нанести на сенсоры специальную звукопоглощающую пену.

На камеры ученые тоже пробовали воздействовать, но эта система оказалась наиболее надежной. Единственное, что удалось сделать — это ослепить систему направленным светодиодным лучом или лучом лазера. Но разработчики Tesla предусмотрели такой вариант, и Autopilot просто отключался, передавая управление водителю. Как выяснили эксперты, автопилот может быть ослеплен и ярким солнечным светом при определенном стечении обстоятельств. Возможно, именно такая ситуация возникла в мае.

В руководстве по эксплуатации электромобиля говорится, что Autopilot может не определить некоторые объекты. Говорится и о том, что технология «создана для удобства во время движения, но это не система ухода от препятствий или предупреждения столкновений».

По мнению некоторых сторонних специалистов, изучивших результаты описанной выше работы, следующим этапом исследования должна быть ситуация на дороге, а не в стационарных условиях. Для подтверждения эффективности способов воздействия на Autopilot и сенсоры электромобиля необходимо опробовать сделать то же самое в полевых условиях. «Они должны сделать немного больше, чтобы узнать, действительно ли автопилот позволит машине врезаться в препятствие. Вы мне можете сказать до этого момента, работает автопилот или нет», — говорит Джонатан Петит, представитель Университета Корка (Jonathan Petit).

Авторы исследования считают, что Autopilot и сенсоры подвержены воздействию извне и уязвимы, хотя использовать эту уязвимость не так и просто. По мнению ученых, компания Tesla должна защитить свои электромобили от злоумышленников, которые могут попытаться нарушить нормальную работу компьютерной системы машины. «Если уровень шума очень высокий, или обнаружены какие-то отклонения, радар должен уведомить управляющую систему о возможном сбое», — говорит один из исследователей.

Пока что, признают ученые, методы, использованные ими не слишком практичны — их использовать и сложно, и дорого. Но с течением времени оборудование дешевеет, а методы работы злоумышленников усложняются и совершенствуются. И через некоторое время может оказаться, что кто-то научился обманывать компьютерную систему Tesla без использования систем ценой в $100 000.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (49)


  1. nazarpc
    08.08.2016 02:35
    +14

    И что? Обычному водителю прожектором в глаз посветить и ситуация будет не сильно лучше, а стоит гораздо дешевле.


    1. ssneg
      08.08.2016 11:15
      +13

      Да, машины, например, сильно уязвимы к кирпичу в лобовое стекло. Учитывая, что кирпич дешевле Ардуины, можно ожидать эпидемию таких атак.


    1. selivanov_pavel
      08.08.2016 12:48
      +6

      Люди способны гибко реагировать на угрозу. Обычный водитель поймёт, что происходит что-то плохое, и постарается остановится.

      А автопилот теслы в нынешнем состоянии, увидев, что бетонный блок справа мгновенно «испарился», а слева и спереди наоборот мгновенно появились новые, уверенно свернёт направо.

      В автопилоте должна быть система определения, что с ним самим или с окружающей дествительностью что-то сильно не так. Это исследование показывает её необходимость.


    1. ximaera
      08.08.2016 12:52
      +2

      Обычный водитель после этого, в соответствии с ПДД и здравым смыслом, примет меры к снижению скорости вплоть до полной остановки, а затем примет меры к поиску источника света и, вероятнее всего, к содержательной дискуссии.

      Напротив, Tesla Autopilot, если я правильно понял статью, тормозить не будет и морду набить обидчику не сможет.


      1. eugenius_nsk
        09.08.2016 15:05
        +1

        и морду набить обидчику не сможет.
        Существенная недоработка!


      1. BubaVV
        16.08.2016 18:39

        морду набить обидчику не сможет.

        Думаю, это до поры — до времени


    1. Alexmaru
      08.08.2016 13:01
      +1

      Обычный водитель всё-таки постарается нажать на тормоз после этого, а Тесла, как я понимаю — ещё не научилась полностью понимать что делать со всеми данными, которыми она располагает.

      Кстати, в плане Солнца — это всё-таки не фонарь, его положение строго регламентировано: есть GPS данные, есть простой и дешёвый гироскоп (точность которого можно легко увеличить дублированием), есть таблица расчёта, где будет солнце в любую секунду. Даже угловой размер на фиксированном объективе никогда не изменится. И даже есть данные, действительно-ли по этим координатам приходит дикое FFFFF. Можно же делать физический фильтр в виде плёнки-экрана, который будет включать тёмную область на нужном месте (такие экраны используются, например, для видеоискателей), и препятствовать лишним бликам. В этом случае, любую информацию вокруг можно считать более достоверной, а то, что камера не одна — уберёт это слепое пятно вообще из расчётов. Наземные объекты несколько камер одновременно вряд-ли смогут ослепить.


      1. trapwalker
        08.08.2016 14:12
        +3

        Не то, чтобы я с вами спорил, но солнце-то конечно всегда понятно где находится, однако точное положение грузовика со стеклопакетами в кузове, от которых зайчик полтора на три с четвертью аккуратно засветил все сенсоры теслы прямо перед светофором…
        Нет, я не против теслы и даже считаю, что автопилотом ее круиз-контроль зовется правильно, понятно и вполне закономерно, то есть по аналогии с авиационным автопилотом. И тут всё ок, разве что самолет с автопилотом доступен не каждому, кто готов побаловаться. Выше правильно сказали, что нужно развивать механизмы непрерывной самодиагностики и самоконтроля в таких системах, да и вообще во всех smart-системах. Тесла — это первая ласточка. Я удивлён даже, что она взлетела так рано. Мне казалось человечество гораздо консервативнее в плане всех этих моторизованных повозок.


        1. simki
          08.08.2016 15:10

          Первая ласточка Google, полный автопилот, без участия человека. В отличие от Tesla.


          1. trapwalker
            08.08.2016 15:17
            +3

            Да все они в чем-то первые. Я имел в виду, что Тесла первая вышла на рынок с продуктом для людей. Эдак можно Бостон Динамикс вспомнить и говорить, что у нас уже есть самоходные чемоданы. Нет, первой ласточкой в той нише будет первая контора, которая начнет продавать доступные и относительно практиченые чемоданы.


      1. simki
        08.08.2016 15:09

        1. Не надо переоценивать всех водителей. Есть водители что впадают в панику и ведут себя глупее автопилота.

        2. Автопилот после пары таких случаев может получить обновление, что делать при умышленных помехах. Да хотя бы вызвать полицию, предоставив им всю телеметрию. Лазер в глаз это не шутки. И как было отмечено, Тесла переносит лазер лучше человека. Сам пытался сжечь камеру тестовую, самую дешевую, лазером зеленым на 2Вт, бесполезно, засвечивает, но после отключения лазера картинка восстанавливается. А вот глаз не восстановится.
        Думаю очевидно, что разработчики Тесла прочитали отчет о создании помех, и уже включили обновление как в ПО, так и аппаратно в датчики. Великолепный тест проведен.

        3. Тут предлагают устраивать самосуд. Иногда это не лучшее решение. Может пострадать как водитель, так и остальные. Например дети в машину снежок запустили, их что, убивать за это? А кого-то может и «переклинить», инстинкты они такие. Например водитель накричал на детей, рядом появился отец детей, кто-то не так что-то понял и готов очередной случай бытовых разборок, каких в год сотни тысяч.


    1. DanNsk
      09.08.2016 21:06

      За такие деньги можно купить вертолет и уронить с него рояль, хотя бы выглядеть прикольно будет.


  1. DanNsk
    08.08.2016 04:11

    Это они за ардуину, HC-SR04. и повербанк заплатили 40 баксов? Ребята на алиэкспрессе это могли за ~10 всё вместе взять и поддержать отечественного прозводителя.

    Ну не суть — таким образом не только теслу а любую машину можно с датчиками парковки обмануть я думаю.
    Так же впрочем и с радаром — уже множество машин его еспользуют.


  1. xxvy
    08.08.2016 07:44

    «Профессор компьютерных наук» — ух ты. Даже не знал, что так можно. У нас, интересно, такое звание можно получить?


    1. Abiboss
      08.08.2016 09:25
      -3

      Секция информатики и кибернетики Российской академии естественных наук, согласно данным с сайта организации, имеет некоторое количество действительных членов и член-корреспондентов.

      А если серьезно, у нас этому примерно соответствует «доктор технических наук, профессор». Доктор — это звание, а профессор — должность. Соответственно, можно скомбинировать, если название структуры «кафедра компьютерных наук» — то будет «профессор кафедры компьютерных наук». А отдельного образования по computer science с прямо таким названием в нашей стране, кажется, нет.


      1. IronHead
        08.08.2016 10:09
        +5

        lurkmore.to/РАЕН
        или
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA
        РАН и РАеН — это абсолютно разные вещи. Вторые — могут дать хоть звание «Магистр йода»


        1. hokum13
          08.08.2016 15:42

          Товарисч как всегда забыл тэг сарказма/иронии проставить


          1. Abiboss
            09.08.2016 09:42

            Я думал, люди увидят фразу «а если серьезно». Зря я так думал.


      1. st1373
        09.08.2016 09:21

        кандидат таких-то наук, доцент, профессор, академик — это звания (рядовой-лейтенант-генерал), завхоз, завлаб, заведующий кафедрой, проректор, ректор и декан — должности (старшина (ага это и звание и должность, но в реалии это в звании прапор на должности старшины или вариации зависимости мнения командира вч), зампотех, замполит, комвзода, комроты итд) за которые и платят конкретные деньги. Профессор — не должность, это «состояние души + добавка к зарплате за должность и +1 комната к нормам жилья»


  1. lamoss
    08.08.2016 10:07
    +3

    Итак, друзья, есть у меня одна история, которая начинается примерно так: Хакер приходит в общественную столовую.
    А если серьезно — можно кусачками тормозную магистраль повредить, например, которая никак снаружи от этого не защищена, а потом злоумышленникам нужно будет просто ждать пока владелец поедет и устроит аварию. Но кто-нибудь на полном серьезе считает что это уязвимостью?


    1. Bluewolf
      08.08.2016 10:16
      +3

      Современная машина будет при этом настойчиво оповещать водителя, что ехать нельзя и с тормозами проблема. Если утечка жидкости начнется в движении, то на некоторое количество торможений после сообщения о проблеме ее все равно хватит. Собственно от автопилота нужно примерно это же — чтобы не препятствие впереди «исчезало», а машина сообщала, что данные сенсоров недостоверны, рулите руками.


      1. lamoss
        08.08.2016 10:50

        Возможно загорится сигнальная лампа АБС (которая желтого цвета как правило, а не красного) и согласно мануалу водитель должен будет незамедлительно проследовать в сервисный центр. А вот после первого же нажатия на тормоз вся жидкость из бачка расширительного вытечет и тогда-то и загорится красная лампа, сигнализирующая о низком уровне тормозной жидкости.

        А по поводу сообщения о данных сенсоров — есть ли какие-либо способы отличить погашенную волну интерференцией от отсутствия сигнала?


        1. isden
          08.08.2016 11:47

          > А по поводу сообщения о данных сенсоров — есть ли какие-либо способы отличить погашенную волну интерференцией от отсутствия сигнала?

          Можно комбинировать данные от сенсоров.
          Например, данные с радара и с камер дают сильно разные результаты по поводу препятствия — сообщаем водителю, что что-то не так, пусть смотрит глазами и рулит руками.


          1. lamoss
            08.08.2016 11:59

            Я к чему про хакера в столовой-то сказал — там всё точно так же начиналось. Я согласен с вами, что пресловутый автопилот (который на самом деле никакой не автопилот, а всего лишь контроль полосы и скорости) требует постоянной доработки и усовершенствования, это факт. Но подобные изыскания магистров компьютерных наук — излишне и проходят не в том ключе, который был бы полезен. Ну будут комбинировать данные, опять азиаты придут с двумя интерферометрами и лазером, посветят и скажут — вот, уязвимость. И так до бесконечности.


            1. laronov
              08.08.2016 15:51
              +1

              Если разработчики будут, действительно, реагировать на все изыскания об уязвимостях, то мир устройства (в т.ч. автопилоты) будут все лучше и лучше. А пользователям и их окружающим — профит.


        1. Bluewolf
          08.08.2016 13:52

          После первого нажатия она не вытечет, ее довольно много. При этом, как только уровень снижается в бачке, например, у Пежо начинает мигать красная лампа «Stop» на приборке, красная лампа значка тормоза, появляется непрерывный писк и надпись «Braking Fault» на центральном экране. Более чем достаточно, чтобы понять и остановится (тем более есть еще торможение двигателем и ручником в качестве резерва).


        1. trapwalker
          08.08.2016 14:17

          А вот после первого же нажатия на тормоз вся жидкость из бачка расширительного вытечет

          тут, конечно, классическое противостояние брони и пули, но по-хорошему нормальный автопилот, как и нормальный водитель, ИМХО, должен «попробовать» тормоза в безопасной обстановке и время от времени аккуратно повторять проверку.


    1. selivanov_pavel
      08.08.2016 13:10

      Меня всегда сильно удивлял этот анекдот. Для решения проблемы достаточно убрать солонки со столов и выдавать вместе с едой, и не использовать их содержимое повторно(как и остальную еду, которую не доели). А там таких ужасов нагородили.


      1. lamoss
        08.08.2016 13:15

        Так было же, выдавали вместе с едой, оказалось что любой может стырить солонку.


        1. selivanov_pavel
          08.08.2016 13:37

          Да пусть тырят, главное посетителей отравить не могут, а хищение посуды — уже менее критичная проблема.


        1. hdfan2
          08.08.2016 15:49

          Надо просто выдавать не солонки, а одноразовые пакетики с солью.


          1. lamoss
            08.08.2016 16:57
            +1

            Сколько итераций солевого режима потребовалось бы директору, чтобы дойти до пакетиков с солью?


  1. Zergos_Z
    08.08.2016 10:52
    +4

    Как мне кажется, сейчас идет серьезная волна антирекламы Теслы, за которой вполне вероятно стоит кто-то из авто-производителей. Когда серьезные авто-концерны вроде VW обвинили в том что они НАМЕРЕННО обманывали клиентов, занижая уровень выбросов в атмосферу, или же когда GM скрывали проблему с зажиганием, которая приводила к аварии и довольно часто к смерти, то такой шумихи в прессе не было. Все это наоборот замыливалось. Но когда появились конкуренты, которые лучше абсолютно по всем параметрам, то находятся малейшие проблемы к которым можно придраться и раздуваются до проблем вселенского масштаба.
    Если серьезно кто-то захочет устроить аварию на дороге, он устроит ее. И не нужно будет покупать не то, что антирадар за $90 000, даже адруино не нужен. Достаточно купить моток проволоки и сделать ежей и набросать на дорогах. И это не определят никакие сенсоры, никакой водитель в движущемся автомобиле не заметит.
    Проблема с тем, что сенсор не увидел фуру, могла случиться и с обычным водителем, которого ослепило солнце. Все это высосано из пальца, а потом раздуто в прессе, а пресса как известно кругом честная и неподкупная (сарказм).


    1. saboteur_kiev
      08.08.2016 12:25
      +2

      Проволка и ежи — явная диверсия.
      Заглушить радар перед поворотом — можно списать на глюки автопилота.

      Думаю эти исследования полезны, чтобы дать понять — автопилоты уязвимы к подставам. Как минимум все надо логировать, разрабатывать детектор глушилок, вводить в алгоритм функции, что если была машина и вдруг пропала — сразу пищать водителю, что что-то не так, возможно глушат или сбой.


      1. Zergos_Z
        08.08.2016 16:00

        Я имел ввиду, что подобную «уязвимость» можно найти в любом приборе, в том числе и в самих светофорах, которые можно хакнуть.
        Меня больше волнует не сам факт уязвимости, а факт усиленного поиска этих самых уязвимостей. Так скоро начнут писать о том, что если в лобовое стекло Теслы бросить камень, то сенсоры его не заметят и не среагируют (особенно если камень будет белого цвета).
        Всё это — попытки потопить конкурента и ничего более. Создать абсолютно безопасную систему невозможно, особенно в плане намеренного вмешательства. Большая часть аварий на дорогах происходит от невнимательности, плохой видимости, не возможности среагировать вовремя. Эти проблемы автопилот решает. Но он не должен решать проблему того, что вас кто-то пытается намеренно убить. Он не для этого предназначен.


        1. saboteur_kiev
          08.08.2016 19:47
          +1

          на самом деле факта усиленного поиска нет. Просто сама Тесла — раскрученное явление, и активность вокруг нее тоже раскручивается. Уверен, что подобные вещи есть для всего. Если погуглить — полно случаев про глушилки телефонов, сигнализаций, еще чего-то. Просто всем пофиг. Парочку раз промелькнуло в новостях, когда заглушили уж очень много народу, или в каком-то кафе хозяин сделал пассивную клетку и все. А про Теслу тут же набегает куча народу почитать.


    1. simki
      08.08.2016 13:00

      Скорее всего, это просто вирусная реклама.


  1. yukon39
    08.08.2016 10:58
    +2

    «Работу автопилота и сенсоров можно намеренно нарушить при помощи специального оборудования»

    Сдается мне, что работу чего угодно можно нарушить при помощи специального оборудования. В любом случае такие исследования полезны, т.к. позволяют понять границы допустимых диапазонов эксплуатации и уточнить действия на случаи различных нештатных ситуаций.

    В общем, больше тестов хороших и разных.


    1. tmin10
      08.08.2016 12:52
      +1

      Особенно, если учесть, что оборудование для обмана радара стоит как тесла… Явно хулиганы не будут этим баловаться.


  1. olgerdovich
    08.08.2016 10:59

    любопытно, можно ли организовать некую автодиагностику, которая будет определять работоспособность радара и ультразвукового датчика, как-то детектировать их ослепление? Ведь в указанных случаях они фактически не были работоспособны, хотя это никак не определялось.

    Например, условно говоря, на углу поля зрения этих систем на расстоянии нескольких сантиметров — десятка-другого сантиметров держать искусственный мелкий объект (да хоть монетку на бампер — или где там эти датчики располагаются? — наклеить), который будет служить для контроля систем: детектируется — работает, не детектируется — не работает, и показаниям системы верить нельзя вовсе.

    С условной монеткой, наверно, могут быть проблемы из-за длины волны излучения, но общий принцип простой — держать на краю поля зрения объект, который должен достоверно детектироваться, и при отсутствии сигнала от него бить тревогу. С ультразвуковыми датчиками посложнее (можно что угодно обернуть одеялом, глушащим звук, и тогда именно это «что угодно» станет «невидимым», к работе системы это отношения не имеет), а вот ослепление радара так, как будто, вполне можно обнаружить


    1. lamoss
      08.08.2016 12:38
      +1

      Нельзя, монетка будет видна пока между монеткой и датчиком не возникнет источник интерференционного сигнала. При этом «снаружи» монетки можно все сигналы погасить словно они и не отражаются, а между монеткой и приемником всё так и будет работать. Думаю, если уж говорить о злоумышленниках, то есть смысл заморочиться и сделать изменяемую длину волны. Тогда интерферометр будет бесполезен. По крайней мере, пока злоумышленники не начнут использовать специальное оборудование которое будет подстраиваться под изменяемую длину волны.
      Но тогда уже нужно детектировать и этот момент и отключать автопилот при обнаружении того самого «остающего» сигнала — когда передатчик теслы уже сменил частоту, а в приемник попадает еще прошлая частота (из оборудования, которое не успело сменить её).Военные технологии уже какие-то, честное слово.


      1. olgerdovich
        08.08.2016 13:46

        Эээ… я вовсе не специалист в данной области, сужу из общих соображений, поэтому заранее признАю возможную ошибочность. Однако, кажется, есть контраргумент.

        во-первых, если «монетка» отбрасывает полную тень от источника интерференционного сигнала на датчик — то да, она будет видна, а все остальное — уже под вопросом. Однако если датчик будет только в полутени, то тогда отклик от «монетки» уже будет искажен. Поскольку штатный сигнал от «монетки» должен быть очень хорошо известен (постоянный объект в постоянном расположении по отношению к радару), то, вероятно, можно детектировать сравнительно малые искажения штатного сигнала. Расположение «монетки» так, чтобы датчик оказывался в полутени (и вообще возможность этого добиться) — это уже вопрос конкретных геометрических параметров, но общий ход мысли, мне кажется, вполне возможный.

        во-вторых, можно разместить две «монетки» по противоположным краям поля зрения. Если источник вмешивающегося сигнала не слишком далеко удален, то на такой базе вполне может быть заметный параллакс, чтобы хотя бы одна «монетка» отбрасывала полутень, по которой детектировалось бы вмешательство.

        Ну а про «Военные технологии уже какие-то, честное слово.» — интересно поразмять мозги, как можно преодолеть — пусть и довольно искусственно созданный — баг системы. Может, и без военных технологий обойдется, решение-то от постановки задачи зависит. Мне кажется интересным сам по себе вопрос, как контролировать работоспособность радара Теслы вне лабораторных условий.

        Для человека есть же какие-то способы различения реалистичного сна и обычного бодрствования (посмотреть на руки, на часы), наверно, что-то подобное есть и про зрительные галлюцинации (вспоминается что-то про совет надавить на глаз, но толком не помню и не уверен, что это не байка). Что-то такое интересно думать и про опосредованное через приборы восприятие — как можно убедиться в достоверности картинки, которая выглядит как достоверная?


  1. Varkus
    08.08.2016 12:43
    -2

    Новость с канала Рен-ТВ: о ужас!!! автопилот Тесла можно обмануть взрывом водородной бомбы на пути следования!
    А по теме: чтобы злоумышленники устроили аварию достаточно всего лишь…
    Правильно, кинуть банку краски с серебрином с обгоняющей машины в морду Тесле: лобового обзора нет, камер нет, ультразвуковых радаров нет.


  1. dimm_ddr
    08.08.2016 13:01

    > Более простой и дешевой атакой является ультразвуковая система, при помощи которой специалисты решили воздействовать на ультразвуковые сенсоры машины. Они обычно используются для автоматической парковки и «призыва» машины к водителю. В этом режиме она может самостоятельно выехать из парковки и приблизиться к владельцу.

    Гораздо интереснее было бы не препятствия убирать/добавлять во время парковки, а заставить машину приехать к злоумышленнику — тогда угнать ее будет гораздо проще. Более того — едет ли машина к хозяину, если хозяин перемещается и насколько долго она может так ехать?


    1. MaximChistov
      08.08.2016 14:06

      >тогда угнать ее будет гораздо проще
      Теслы бесполезно угонять :)
      https://tjournal.ru/p/vancouver-tesla-hijack


      1. dimm_ddr
        09.08.2016 10:50

        Ну если подойти к делу подготовившись — выбрать нужное время, найти место не сильно далеко и поставить там оборудование чтобы быстро например разобрать машину или просто заглушить от нее сигнал. Я уверен что это все вполне возможно. Этого пока что не делают скорее всего просто из-за того что угнать обычную машину выгоднее — меньше затрат и проще получить прибыль.


        1. MaximChistov
          09.08.2016 12:23

          Этого не делают потому что нету спроса на разборки для тесла ) И скорее всего его еще очень долго не будет, если не никогда


          1. simki
            09.08.2016 21:50

            Аккумуляторы имеют ценность сами по себе. С Toyota Prius воруют именно аккумуляторы.


  1. igorkozinov
    09.08.2016 13:49

    Давайте лучше подпишем петицию:

    https://www.change.org/p/elon-musk-help-us-elon-musk-you-re-our-only-hope