Рынок объявлений о продаже и покупке автомобилей, недвижимости и предложений о вакансиях сегментирован — на нем много региональных игроков, и оценивать его сложно, говорит гендиректор компании «Пронто Медиа» Николас Дадиани. «Предположим, что за пределами Avito они создают рынок приблизительно еще на 3 миллиарда рублей, тогда общий размер рынка объявлений в Рунете в 2015 году составит около 12 миллиардов рублей», — предполагает Дадиани.
Аналитики Goldman Sachs в своем исследовании прогнозируют, что к 2020 году Avito станет лидером российского рынка в категории general classifieds, в которой будет занимать 98% рынка. Но этот сегмент будет самым незначительным в финансовом выражении: его объем составит $61 миллион (около 4,3 млрд рублей), в то время как весь российский рынок онлайн-классифайдов вырастет почти в 4 раза – до 47 миллиардов рублей ($667 млн), считают в Goldman Sachs.
Сегмент онлайн-объявлений о недвижимости в 2020 году эксперты Goldman Sachs оценивают в $242 миллиона (17 млрд рублей), автомобильных объявлений и объявлений о работе — по $182 миллиона (около 13 млрд рублей) каждый.
Новые успехи Avito
17 августа стало известно, что выручка компании Avito AB, которой принадлежат российский сервис онлайн-объявлений Avito.ru и сайт объявлений недвижимости domofond.ru, увеличилась на 86% и составила 2,9 миллиарда рублей ($45,6 млн). Первым об этом сообщил шведский инвестфонд Vostok New Ventures, который является акционером Avito.
В конце прошлого года южноафриканский медиахолдинг Naspers купил 50,5% Avito, увеличив свою долю до 67,9% с 17,4%. В рамках этой сделки компания была оценена в $2,7 миллиарда, включая средства на счетах в размере примерно $240 миллионов. В декабре Avito распределила среди акционеров в качестве дивидендов почти все наличные средства — $230 миллионов.
Vostok New Ventures не участвовал в сделке и сохранил 13,3% в капитале Avito. Стоимость Avito на конец июня оценивалась в $2,48 миллиарда.
Вся выручка получена от российского сайта Avito.ru. Показатель EBITDA во II квартале 2016 года составил 59,7%, или 1,7 миллиарда рублей ($27,2 млн), против 50,5%, или 794 миллионов рублей, годом ранее.
Количество просмотров страниц сайта Avito достигло 30 миллиардов, 56% пришлось на просмотры с мобильных устройств.
В прошлом квартале выручка компании также выросла на 86%, до 2,249 миллиарда рублей.
«Юла»
10 августа Mail.ru Group впервые официально сообщил о развитии собственного сервиса онлайн-объявлений «Юла». Это произошло спустя 9 месяцев после его фактического запуска. «Юла» ежемесячно собирает более 2,5 миллиона пользователей мобильных устройств. Об этом изданию «Коммерсант» сообщили представители компании. MRG надеется развивать сервис за счет наработанной ранее пользовательской аудитории. Поэтому компания готова инвестировать большие суммы в свой новый проект, чтобы достойно конкурировать с Avito в перспективе.
«Юла» предлагает пользователям способ продажи и возможность покупки товаров в непосредственной близости от покупателя и продавца. «Мы фокусируемся на мобильном рынке, потому что смартфон — универсальное устройство, которое помогает фотографировать, созваниваться и писать, а также позволяет определять геолокацию в отличие от десктопа, — объясняет руководитель проекта «Юла» Егор Абрамец. — При этом mobile — это фильтр для выкладки оригинальных фотографий, так как в персональном компьютере гораздо проще скопировать чужую картинку с сайта и разместить ее в объявлении».
Продавец может зарегистрироваться в приложении через аккаунт в социальной сети или по номеру мобильного телефона, загрузить фото товара и заполнить описание — и объявление появится в ленте. В сервис интегрированы внутренний мессенджер и телефонные звонки, которые позволяют уточнить все вопросы и договориться о встрече.
Пока «Юла» бесплатна для покупателей и продавцов. «Сейчас перед нами стоят аудиторные цели», — говорят в Mail.ru Group, не раскрывая статистику по загруженным объявлениям.
Отличительная черта «Юлы» — показ объявлений с учетом местоположения пользователя и его интересов, обращают внимание в Mail.ru Group. «Юла» на основе геопозиции пользователя показывает ближайшие предложения, так как во время создания объявления фиксируется и геопозиция товара, говорит господин Абрамец. По его словам, SDK соцсетей позволяет получать социально-демографические характеристики пользователя, если он разрешил доступ. «На основе соцдема мы предлагаем релевантные его интересам категории», — рассказал он.
Ставка на мобильность дает ряд конкурентных преимуществ — оптимальное предложение по геолокации, что значительно экономит время поиска, поэтому она «абсолютно оправданна», считает акционер Run Capital Андрей Романенко. «Это должно позитивно сказаться на конверсии. У проекта есть все шансы на успех, учитывая принадлежность к Mail.ru Group и ее большую пользовательскую аудиторию, ведь классифайд в линейке продуктов компании был недостающим звеном», — полагает он. По данным TNS, в июне совокупная аудитория проектов, входящих в Mail.ru Group, составила 56,1 миллиона человек.
Пока безусловным лидером на российском рынке является онлайн-классифайд Avito. Но вместе с тем, Avito – это еще и позитивный пример для российского интернет-рынка. Осенью 2015 года компания была оценена в $2,7 миллиарда в рамках сделки по покупке 50,5% акций компании холдингом Naspers. Это примерно половина всей капитализации MRG. Naspers также является и акционером Mail.ru Group.
Первая версия приложения «Юла» была запущена 15 октября 2015 года, следует из сообщения компании. По данным источника на рынке, MRG достаточно активно использовала ресурсы принадлежащих ей сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», чтобы привлечь аудиторию для нового сервиса. Несмотря на это, «Юла» отстает от Avito почти в 10 раз, если верить данным Avito. Последняя со ссылкой на данные Фонда «Общественное мнение» утверждает, что ее аудитория составляет 20 миллионов человек.
«Яндекс.Вертикали»
В январе 2016 года «Яндекс» выделил в отдельные структуры два подразделения, приносящих ему нерекламный доход, — «Яндекс.Такси» и сервис объявлений «Яндекс.Вертикали». Выделение сервисов поможет диверсифицировать риски и снизить рекламную долю в структуре выручки «Яндекса», которая сейчас составляет почти 99%.
В «Яндекс.Вертикали» войдут все сервисы объявлений «Яндекса» — «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия». «Яндекс.Вертикали» планирует составить конкуренцию лидеру российского рынка Avito.
Вот что по этому поводу рассказывал РБК генеральный директор сервиса «Яндекс.Вертикали» Антон Забанных:
В 2010 году открылись агрегационные сервисы «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость». Их цель была «запылесосить» все объявления в интернете внутрь себя и давать по ним удобный поиск. Таким образом, партнеры получали трафик, а мы монетизировались за счет рекламы. Теперь мы от этой модели постепенно уходим — рынок меняется, его участникам становятся интересны другие форматы._________________________________________________________________________________________
С покупкой «Авто.ру» мы ушли от предыдущей модели совсем: мы раздаем не трафик, а покупателей и звонки, и уже не агрегируем объявления. С «Яндекс.Недвижимость» та же история: первоначально сервис был агрегатором объявлений, но в декабре 2014 года мы начали принимать объявления напрямую. Правда, при таком подходе есть масса проблем, но мы их решаем.
Ключевая — качество информации. Знаете, вообще все, чем мы занимаемся, — это очень неудобные для людей сферы. Допустим, вы хотите купить машину. Казалось бы, покупка нового автомобиля — более комфортный сценарий, чем попытка найти хорошую подержанную машину. Однако, определившись с маркой, вы нигде не сможете посмотреть, какие машины сейчас есть в салонах в наличии. Придется объезжать эти салоны, общаться с менеджером, который будет деловито зачитывать список опций каждого автомобиля, не называя цену.
С подержанными автомобилями все еще хуже. Есть объявления, которые вроде о каких-то объектах из физического мира, но насколько они правдивы — вообще никому непонятно. Мы хотим эту непрозрачность, этот хаос, устранить. Мы не хотим быть просто досками объявлений, хотим стать объективным средством выбора.
Тем не менее, пока Avito входит в число самых популярных сайтов рунета. Однако после введения на этом сервисе платных объявлений ситуация может в какой-то степени измениться.
P.S.
К концу 2015 года месячная аудитория Рунета достигла 83 миллионов человек — столько россиян старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. По данным Фонда «Общественное мнение», проникновение составило 67%; группа TNS зафиксировала 68%. Города-миллионники достигли потолка, здесь аудитория почти перестала увеличиваться, следует из исследования «Яндекса».
В среднем за неделю с одного устройства просматривается примерно 13 различных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. «Яндексу» удалось выделить 28 сервисов, которые востребованы пользователями Рунета вне зависимости от географии. На них приходится треть просмотров страниц из каждого города.
Самыми популярными сайтами являются соцсеть «ВКонтакте», онлайн-классифайд Avito, портал Mail.ru, соцсеть «Одноклассники», видеохостинг YouTube, а также китайский интернет-магазин Aliexpress.
Комментарии (40)
sajtpro
23.08.2016 19:22Молча радуюсь. Монополия, с выгодными только А. условиями, будет нарушена. Может быть.
dom1n1k
23.08.2016 19:31+6И Авито, и Домофонд, имхо, неудобные. Но они активно рекламировались по ТВ, что позволило им откусить большой кусок «обычной» аудитории.
iLLuzor
23.08.2016 20:48+7Оно не просто неудобное. Это фактически помойка, заполненная непонятно чем и кишащая мошенниками всех уровней. При этом само авито ничего с этим делать даже не пытается. Сервис не развивается годами (разве что появляются новые платные услуги).
iwonz
23.08.2016 22:24+1Я там ниже как раз комментарий оставил. А тут дополню. Да-да, именно так. Это помойка, которая запиарилась по ТВ и существует очень давно. Они ничего не делают с сайтом. В отличии от тех, которые я описал в комментариях, к примеру. Лично знаю, что на Белка.com сейчас идут переделывания крупные. Меняется и структура сайта и отношение к пользователю. Проводятся исследования рынка, вплоть до комментария на тематических ресурсах. Ведётся учёт что людям не нравится в авито и прочих ресурсах и всё для того чтобы сделать удобный интрумент действительно. Никто не скрывает что и для заработка тоже. Но, блин, когда у вас по 10 лямов рублей в день капает, можно же хотя бы поиск релевантным сделать или нет?
yokotoka
25.08.2016 16:46Да пусть хотя бы простейший фильтр по цене прикрутят (от — до), а то ищешь ноутбук по модели, а оно высыпает в нагрузку в 10 раз больше хлама — запчастей от ноутбуков, автотоваров и т.п. по копеечной стоимости.
immaculate
23.08.2016 20:10+4От Авито немного устал. Допустим, ищу запчасти на машину: Mercedes A200 W169. Вбиваю в поиск, например, «шрус mercedes w169». В результатах куча спама, в частности, потому что многие дают объявления, приписывая в конце:
«Audi A100, Volkswagen Polo, Mercedes A200, Mercedes A180, BMW X1, BMW X5» и т.д.
То есть перечисляют все марки и варианты кузовов.
Та же петрушка с мотоциклами. В итоге, приходится перерывать горы спама, надоело уже…neko_nya
23.08.2016 21:40+1А вы ставьте галочку «искать только в названиях», и будет вам.
Еще удобна возможность отделить объявления частников от магазинов, если вы ищете вещи б/у.
moooV
24.08.2016 07:23Если в восточной части россии — то farpost.ru и japancar.ru
Больше всего — владивосток и хабаровск.
Временно здесь тусуюсь (я петербуржец) — ни кто про авито и не слышал. Только фарпост (для всего-всего, полный аналог авито) и джапанкар (запчасти).quantum
24.08.2016 10:27Если разместить объявление на авито по Хабаровску, то в течении дня позвонят из фарпоста и предложат скопировать это объявление к ним
script88
23.08.2016 21:22+3Avito просто необходима здоровая конкуренция. Сервис монополизировал рынок и просто по свински относится к своим клиентам.
Объявления банят по любым причинам и при этом ТП не может адекватно объяснить, либо указать пункт правила которое пользователь нарушил. С поиском отдельная песня, т.к. объявления с ключевыми словами в описании они тоже банят.neko_nya
23.08.2016 21:41+1>объявления с ключевыми словами в описании банят
И правильно делают.script88
23.08.2016 22:42+2Правильно делать они начнут после того, когда оптимизируют поисковую выдачу и найдут более-менее адекватный способ монетизации.
Nizametdinov
24.08.2016 00:00+1Обычно я бы согласился, но не в случае с Авито.
У них не работает поиск по частичному совпадению.
Простой пример — ищу Sony Z13 — в поиске раздел ноутбуки вбиваю Z13 — три ноутбука.
Вбиваю конкретную комплектацию — z13z9r — два ВООБЩЕ ДРУГИХ ноутбука. WTF???
Я уже не говорю, что на том же ebay можно:
1) подписаться на новые лоты по поисковой строке.
2) есть рейтинг и отзывы!!, я вот на авито уже лет 7 чего то продаю из старья, все по честному. А для посетителя — я и вчера зарегистрированный Петя вызывают один уровень доверия. Обидно.
Incognito4pda
24.08.2016 14:48Не соглашусь, любой бан в моём случае чётко описывал причину. Чаще конечно, не верная категория.
iwonz
23.08.2016 22:20+1Ребят, я понимаю что под конкурентами подразумевают каких-то крупных игроков, но, есть ещё:
Белка.com
Из рук в руки
И прочие доски объявлений. Да, некоторые из них в итоге закроются, но это не значит что они сейчас существуют впустую. Некоторые из них смогут тоже хорошую долю рынка хапнуть. Статья настолько депрессивная, что если ей поверить то уже сейчас всем кто планировал создавать доски объявлений можно забыть эту идею и смириться перед «монополией» avito и Яндекса. В статье упомянули, но я повторюсь, на авито сейчас выстраивается политика, при который обычная домохозяйка всё меньше и меньше захочет что-то там размещать. Про Яндекс я вообще молчу.
В 2010 году открылись агрегационные сервисы «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость». Их цель была «запылесосить» все объявления в интернете внутрь себя и давать по ним удобный поиск. Таким образом, партнеры получали трафик, а мы монетизировались за счет рекламы. Теперь мы от этой модели постепенно уходим — рынок меняется, его участникам становятся интересны другие форматы.
Что в переводе на простой язык означает «Мы подумали и решили поджать всё под себя, сначала делая вид что мы же для людей». Кого этим обманешь?
Всё что описано выше — ИМХО. Просто люто подгорело от этой статьи.
t80
24.08.2016 01:08+5Авито такой интересный сервис, который позволяет какому-то мужику зарегистрировать аккаунт с моим мылом без подтверждения и через час забанить его за спам (вместе с моим мылом). А затем, когда по доброте душевной указываешь на эту дыру, этот сервис косит под дурака и сообщает, что проблем не обнаружено, дело закрыто. Хорошо мужик перевозками торговал, а не героином.
akamajoris
24.08.2016 11:17Что случилось со «Сландо»?
iwonz
24.08.2016 11:39+1март 2013 года — Было объявлено об объединении российской версии Slando (архивная версия) и двух других сайтов бесплатных объявлений — OLX и Avito — под единым брендом Avito.
Источник: ВикипедиЯ
unhega
24.08.2016 13:19У нас, в Красноярске, активно развивался аналог молотка — 24au, благодаря ему о авито слышал лишь косвенно. Парни, вроде, хотели вылезть на всероссийский рынок, но сил пока не хватает даже на мобильный клиент.
pinkpony
27.08.2016 20:37После количественных ограничений лотов, неадекватно монетизации и авторитарной модерации, они начали сливаться в УГ, забитое «магазинным» барахлом.
IronHead
24.08.2016 13:19+1Забыли написать про слив номера с авито. Стоит опубликовать хоть одно объявление — как тут же начинается гора звонков от фирм, торгующих товарами похожего содержания + куча смс с предложениями на тему объявления от мелких контор.
bopoh13
24.08.2016 15:46К сожалению, денег на личной инфе сейчас не прочь поднять даже авторитетные конторы (у меня подозрения на Сбербанк, либо МТС — потому как номер больше нигде не светился). Слив происходит повсеместно.
Sokol666
24.08.2016 19:32Имхо авито использую исключительно с телефона. Их приложение вполне удобно. А мошенники они будут везде. В данном случае идея монополии мне нравится. Больший шанс найти нужное. Благодаря авито недавно купил стол по смешной цене. Сам регулярно избавлялся от ненужных вещей которые выкинуть жалко, а так сами приехали, забрали, ещё и заплатили. Беда авито в том, что пользователи не закрывают объявления, ну и цена, у многих в голове тезис за сколько купил за столько и продам. Особенно в плане пк железа. Поэтому я дефицитную sodimm ddr1 брал с eBay а не с авито на авито они золотые
Taller
25.08.2016 06:30Как мне видится — региональные барахолки будут еще какое-то время очень популярны, ибо гео-теггинг у них по-умолчанию. Т.к. скорее всего продавец и покупатель находятся в одном регионе, а то и городе. Плюс сыграет роль знание местной специфики.
А «с доставкой» — можно и из крупных интернет-магазинов заказывать.
StasBor
25.08.2016 16:43Есть еще мелкие типа аналоги Авито (AYU.RU, SelSee и тд) но по посещаемости до авито им как Обаме до Майкла Джексона
DarkOrion
А в какой момент avito стало «старым» игроком? Без году неделя на рынке. Я бы понял, если бы про молоток.ру такое написали.
delvin-fil
Мои аккаунты на авито и молотке различаются в два года. Так кто старше?
ArtK_hab
У молотка другая концепция(была), онлайн аукцион, не тоже самое, что бесплатные объявления, которые для рядового пользователя значительно проще. Ну и Avito уже 9 лет будет, так что без году неделя, не про них.