Начиная с конца 80-х в машинах подороже начали появляться HUD (Head-up display) – прозрачные дисплеи, которые водитель наблюдает, глядя вперед через лобовое стекло. А еще ранее (незадолго до начала второй мировой войны), в рудиментарном виде – на самолетах, для отображения прицельной марки без параллакса с дальнейшим развитием до современных HUD.

Технологии создания HUD всегда были на острие прогресса: начиная от простых фиксированных прицельных марок из проволоки или нарисованных на стекле, до CRT дисплеев, затем ЖК и наконец DLP и голографических, с лазерной подсветкой. Именно тут, когда стали коммерчески доступны все необходимые компоненты и технологии — появился WayRay со своим продуктом Navion – каких-нибудь 7 лет назад сделать все это было бы просто невозможно: не было ни материалов, ни подходящих лазеров, ни пространственных модуляторов, да и электроника обошлась бы на порядок дороже.

Введение. Зачем вообще нужны HUD?


Собственно, цели и на самолетах и в автомобилях одни и те же: во время управления движущейся техникой каждая миллисекунда отвлечения водителя на вес золота и увеличивает шанс аварии.

Когда водитель переводит взгляд на приборную панель – водителю нужно не только физически повернуть глаза, но и «перефокусироваться» на близко-расположенный предмет, адаптироваться к существенно отличающейся яркости.
HUD привлекают возможностью вывести изображение впереди автомобиля и таким образом радикально уменьшить время отвлечения водителя. А каждая сэкономленная миллисекунда — это жизни водителей и пассажиров.

Классическая реализация HUD и её ограничения


2 основные части HUD – коллиматор и комбайнер. Коллиматор формирует изображение, кажущееся расположенным на некотором удалении. Коллиматор фактически является своего рода большим окуляром.

Комбайнер – в первом приближении полупрозрачное зеркало, совмещающее изображение реального мира и виртуальное изображение, сформированное коллиматором.

В самых примитивных системах коллиматором может быть всего одна линза или одно сферическое зеркало – но качество изображения таких систем уже достаточно плохое, чтобы это можно было заметить глазом при езде в ночное время. Почему в первую очередь в ночное? Зрачок ночью расширяется, и становится видно гораздо больше оптических аберраций. В качестве наглядной демонстрации можно показать изображение прицельной марки в простейшем коллиматорном прицеле (тоже своего рода рудиментарный HUD):

Слева — на F11 («маленький зрачок»), справа — на F2.8 («большой зрачок»):



Следующее очевидное ограничение — угловой размер изображения остается небольшой (порядка 4x2° для автомобильных систем разумного размера) и дистанция до виртуального изображения зачастую также порядка 1.5-2.5м, что все еще заставляет перефокусироваться. Расстояние приходится ограничивать также из-за габаритов — неполная коллимация позволяет сделать систему заметно меньше.

Небольшой угловой размер изображения означает, что нормально отобразить можно только очень небольшой объем информации – скорость, тип следующего маневра и расстояние до него – вот, пожалуй, и все. Классическая схема реализации HUD с большими коллиматорами, зеркалами и комбайнерами – занимает довольно большой объем и потому может быть установлена только на заводе. Все это оставляет пространство для следующего шага по улучшению HUD.

Обзор существующих технологий


Плоский комбайнер:
Классическая «самолетная» схема – коллиматор с линзами большого диаметра формирует изображение «вдали». Это изображение отражаясь от плоского полупрозрачного комбайнера — совмещается с окружающей действительностью и наблюдается пилотом. Главные недостатки – перед пилотом огромные куски стекла, оптика больших габаритов = все это очень тяжело и дорого.


Источник: Wikipedia — PZL TS-11 Iskra

Поверхность лобового стекла как комбайнер:
По этой схеме сделаны HUD в большинстве автомобилей, оснащенных такой системой на заводе. Здесь коллиматор имеет зеркальные элементы, а вместо комбайнера – специальное покрытие на лобовом стекле, чтобы отражение было только от одной его поверхности (в противном случае будет видно двоение изображения).

Среди недостатков такой схемы – схема должна компенсировать фактическую кривизну лобового стекла, достаточно большие габариты и все еще достаточно скромные угловые размеры формируемого изображения (порядка 4x2°).


Источник: Denso

Такая система в частности стоит и в некоторых моделях BMW, и с подачи журналистов — нас с ней теперь любят сравнивать. Основные отличия: угловой размер изображения (у этой классической системы он существенно меньше), расстояние до виртуального изображения (2.5м против наших 10м и более), изображение существенно ниже дороги, и не позволяет отрисовывать элементы дополненной реальности т.е. навигация по-старинке, схематической стрелочкой маневра и расстоянием до него — turn-by-turn навигация (такой режим конечно есть и у нас, если кому-то он покажется привычнее).

Дополнительный сферический комбайнер:
Пытаясь уйти от непредсказуемости формы лобового стекла, и при этом выиграв что-то по габаритам – первое что приходит на ум – заставить комбайнер быть частью коллиматора, т.е. выполнять часть оптической работы по формированию изображения вдали, а не только отражать свет. В самом простом случае – достаточно коллиматор сделать сферическим (или если чуть сложнее — внеосевым сегментом параболоида).

Так (может быть будут) сделаны aftermarket продукты Navdy, Пионер, и новое поколение встраиваемых на заводе систем Bosch.

Главная проблема тут – водителю теперь нужно смотреть через 2 стекла + уменьшающееся фокусное расстояние (при тех же габаритах) не позволяет иметь большое угловое поле.


Источник: ee-times.com, Bosch

Без коллиматора (изображение «вблизи»):
Самые примитивные системы: фактически это экран, наблюдаемый в отражении лобового стекла. Если на стекло не наклеить отражающую пленку – изображение будет двоиться (т.к. отражение будет и от передней, и от задней поверхности лобового стекла).

Эта система состоит из недостатков чуть более чем полностью: угловой размер изображения крошечный, яркость изображения – недостаточна для поездок днем (т.к. стекло отражает от 5% само по себе и до ~25% с пленкой с пропорциональным снижением прозрачности). Изображение остается «вблизи» — глазу все равно придется перефокусироваться при переводе взгляда.

Впрочем, есть и большое достоинство — такие системы дешевле и проще всего. Из самых известных примеров – продукты Garmin, и просто телефоны, который кладут экраном вверх:


Источник: techradar.com

Наконец подход WayRay Navion — голографический комбайнер:
В Navion часть оптической системы вынесена непосредственно на лобовое стекло автомобиля, и реализована в виде голографического оптического элемента. Это позволяет выжать по максимуму все, что возможно из габаритных ограничений автомобиля – и дает самый большой угловой размер изображения, который только возможен в проекционных системах при тех же заданных габаритах. По площади формируемое изображение получается от 4 до 10 раз больше, чем в классических HUD. Также из-за того, что система не так сильно страдает от ограничения габаритов — мы можем выводить изображение на бОльшем расстоянии (в классических HUD очень часто лучи коллимируются не полностью — расстояние до изображение получается порядка 2.5 метров).

Это резкое увеличение углового размера изображения – позволяет выводить изображения, совмещенные с реальным миром: аннотации к объектам, и самое главное – нарисовать маршрут движения непосредственно на дороге, чтобы сделать навигацию максимально естественной.

Это уже не фантастика, и с лета 2015 года вовсю тестируется на улицах России и Европы. Впрочем, от рабочего прототипа до серийного продукта – объем работ очень большой, так что купить Navion пока еще нельзя.

Из других особенностей – Navion также может управлять расстоянием до формируемого изображения. Варианты использования этой возможности мы также сейчас отрабатываем на дороге.

Прототип 2016 года сделали летом, чуть больше 1300 деталей:



При отладке в офисе — выглядит так:


А на дороге:


В массы пойдет версия 2017 года — она будет несколько меньше по габаритам и технологичнее в производстве.

Несколько часто задаваемых вопросов:


Для начала кратко о компании. Сейчас в WayRay работает более 80 человек. БОльшая часть работает в главном офисе разработки — в Москве. Также есть отделения в США, Швейцарии и Китае. За свою историю существования компания привлекла более 10 млн долларов инвестиций. У нас полная вертикаль разработки: от механики, оптики, электроники и драйверов до софта верхнего уровня под Android, дизайна (да и ролики вроде этого кому-то надо делать). Есть своё опытное производство, где на ЧПУ станках мы производим физические прототипы быстрее Китая

3 года назад, в 2013 году — была только идея, и было непонятно как её вообще можно реализовать (и можно ли).
В 2014 — получили первые голографические оптические элементы, и проверили работоспособность идеи на стационарных стендах. Когда стало понятно, что это может работать — скорость работы и количество людей начало расти экспоненциально.
В 2015 — разработали и собрали 2 итерации прототипа на колесах, открыли свою голографическую лабораторию и цех опытного производства.
В 2016 — резко уменьшили размеры, и система существенно приблизилась к тому, как мы её видим в коммерческой эксплуатации. Также началась активная работа напрямую с автопроизводителями. Перешли от модулей к полностью своей электронике, способной запускать нашу же сборку Android.

А не будут ли случайно ваши стрелочки закрывать окружающий мир и мешать водителю?
Любые проекционные системы в принципе не могут ничего закрыть по определению — они не могут сделать мир за стеклом темнее. Т.е. любые элементы интерфейса в любом случае остаются прозрачными. Этот принцип сразу «раскрывает» обман фотографий всяких инновационных проекционных часов, у которых есть магические проекторы черного цвета.

А мне не нравится как двигаются стрелочки в вашем прошлогоднем прототипе
На то он и прошлогодний. Итерации в софте идут гораздо быстрее, чем железо, и мы постоянно пробуем разные варианты реализации интерфейса. Есть конечно и классический режим, с информацией о маневрах.

Резиденты Сколково? Пилите небось?
WayRay за более чем 3 года своего существования государственных денег не получала, так что пилить было нечего. Тем не менее, от Сколково у нас налоговые льготы (что позволяет, например, не переживая платить белые зарплаты) и недавно нам наконец удалось воспользоваться таможенной льготой – импортировать Фурье-спектрометр с компенсацией существенной части таможенных расходов (хотя это уже не такие большие деньги). Также мы работаем и с центром интеллектуальной собственности Сколково — патентные исследования и подача заявок.

Когда Navion можно будет купить?
По плану – в 2017 году.

Надеюсь эта статья была вам интересна, и будет повод продолжить. Задавайте вопросы – и мы попробуем ответить, если не распнут за разглашение коммерческой тайны :-)
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (57)


  1. k102
    06.09.2016 11:47
    +5

    Время отвлечения может и уменьшится, но вот такого размера ящик над приборами сильно сокращает обзор


    1. BarsMonster
      06.09.2016 11:59
      +8

      К счастью, мы точно знаем где и сколько он закрывает, и где не закрывает: мы сделали 3D сканы всех популярных машин на целевых рынках, с типовыми водителями — положение и размеры ящика получаются не от балды. При расчетном положении он закрывает только обзор капота.


      Но конечно есть отдельные неудобные модели, куда "ящик" ну никак не впихнуть. Там смогут нормально работать только встроенные на заводе системы (которые мы тоже делаем — они соответственно не торчат вообще).


  1. ivan01
    06.09.2016 11:55
    +2

    Вот это уже нормальная статья, а не то что у вас было в прошлый раз, где были только слова «голография».


    1. BarsMonster
      06.09.2016 11:59
      +5

      Там журналисты писали, им простительно :-)


      1. Nuwen
        06.09.2016 12:32
        +7

        Тем не менее, принцип работы «голографического оптического элемента» раскрыт по журналистски, то есть никак.


        1. Maximuzzz
          06.09.2016 13:34
          +2

          Предполагаю, что «светить» детали «голографического оптического элемента» пока рано — разработка, патенты, конкуренты. Хотя я тоже в том числе за техническими деталями зашёл в пост. Придётся видимо подождать выхода коммерческой версии, а потом уже смаковать детали реализации.


          1. Nuwen
            06.09.2016 13:57

            А я предполагал, что патенты как раз для того и нужны, чтобы избежать подобного. Насчёт технических деталей, достаточно посмотреть видео, где демонстрируется работа. В очень хорошем случае, это будет дисплей по принципу голографического коллиматора: метки, обычный экранчик, через систему линз проецирующий метки, которые отражаются лобовым стеклом с наклеенной патентованной плёночкой. Никакого тридэ в стиле голографического интерфейса «Железного Человека» или «Аватара». Единственное отличие от положенного на приборную панель телефона — то, что метки визуально будут восприниматься не на уровне стекла, а чуть дальше. Но это ещё в лучшем случае.
            Помимо технических деталей, «патенты» видимо требуют скрывать и сам принцип работы. В ролике даже не было продемонстрировано то, что это действительно коллиматор, а не простое отражение от жк-экранчика. Снимали с фиксированной в салоне камерой (додумались же), так что параллакс разглядеть никакой возможности.


        1. Wizard_of_light
          06.09.2016 14:35
          +1

          Можно, в принципе, выдвинуть предположения. Основная проблема этих приборов в том, что габариты оптики и комбайнера по размеру примерно равны. Поэтому всегда витает, а иногда и воплощается, идея о том, чтобы комбайнер сделать последним фокусирующим элементом, а остальную оптику резко уменьшить. Могу предположить, что оптическая мысль дошла до отражающего аналога линзы Френеля. Поскольку упоминается голография, то возможно речь идёт о более тонкой структуре. У этих голографических элементов, правда, есть один фатальный недостаток — хроматизм, то есть точная фокусировка возможна только для одного цвета. И совсем не представляю, как эта штука на просвет может не вносить искажений. Возможно, товарищи превратили недостаток в достоинство — отражение идёт только в узком спектральном диапазоне, искажения тоже происходят только там, и на многоцветной картинке реального мира в глаза не бросаются.


  1. Sergei2405
    06.09.2016 12:37
    +4

    Михаил! Честно ожидал больше фотографий, это же гиктаймс, мы начинаем любить глазами!
    Каков принцип? Линзочки, разврточка, частота сканирования, моторчики итп…
    Стенды для отладки? платки? объемы кода?


    1. BarsMonster
      06.09.2016 13:01
      +1

      Не передать словами, как я вас понимаю :-)
      Ничего подробнее по оптике и голографии, связанного именно с продуктом показать к сожалению не позволят до выхода.
      По электронике и софту — думаю возможность есть, будем работать )


      1. IbhSvenssen
        08.09.2016 20:15

        А SLM юзаете от них HOLOEYE Spatial Light Modulators?
        Уж очень знакомые картинки
        image


  1. lonelymyp
    06.09.2016 12:47
    +1

    На видео в прошлой записи чётко видна плёнка наклеенная на лобовое стекло,
    неужели вам удалось сделать прозрачную плёнку которая при этом отражает свет?

    Как к этой плёнке отнесутся в ГИБДД, будет ли соответствовать лобовое стекло с этой плёнкой ГОСТу?
    Современные лобовые стёкла с заводской тонировкой и так уже на грани ГОСТа.


    1. BarsMonster
      06.09.2016 13:03
      +1

      Да, пленка получилась очень хитрой. Прозрачность лобового стекла с/без пленки постоянно контролируем, проблем пока не было ни в одной стране — но вопрос потенциальных "претензий" постоянно контролируют.


  1. ivan01
    06.09.2016 12:50
    +1

    Кстати, HUD по русски это ИЛС (индикатор на лобовом стекле).


    1. lonelymyp
      06.09.2016 13:14
      +1

      Где в названии «Head Up Display» идёт речь о лобовом стекле? =)


      1. ivan01
        06.09.2016 13:24
        +2

        Оба эти термина описывают одно и то же с этим вам придется смириться.
        Вопрос только в стилистике, в русском тексте русские термины имеют предпочтение.
        И потом по человечески, что красивее «индикатор на лобовом стекле» или «дисплей не опуская голову»


        1. lonelymyp
          06.09.2016 13:40
          +4

          Я к тому что HUD это более широкое понятие, для HUD даже автомобиль не нужен, не то что лобовое стекло, банальный пример HUD в контрстрайке, или HUD в FPV квадрокоптерах.
          HUD это просто индикатор перед головой, безотносительно лобового стекла.


          1. ClearAirTurbulence
            06.09.2016 18:29

            Оно так. Только здесь речь таки об ИЛС, хотя, если честно, лично мой мозг расшифровывает HUD мгновенно, а «ИЛС» расшифровывает с существенной задержкой ввиду паразитного взаимодействия с аббревиатурой ILS и существенно более низкой частоты упоминания ИЛС по сравнению с HUD.


          1. ndiezel
            07.09.2016 17:58

            А монитор это не лобовое стекло?


            1. ivan01
              07.09.2016 18:31
              +1

              Это смотря во что играть, если в симулятор самолета или машины то лобовое, если в ворд, то лист бумаги, а если в майнсвеппера то вообще минное поле!


            1. lonelymyp
              07.09.2016 18:45

              Вы серьёзно затрудняетесь отличить компьютерный монитор от лобового стекла автомобиля?

              В качестве HUD может использоваться любая прозрачная поверхность от которой при этом может частично отражаться свет.
              лобовое стекло автомобиля, ветровое стекло, компьютерный монитор, шлем лётчика/мотоциклиста, специальный шлем наподобие гололенс майкрософта, отдельный кусок стекла который стоит перед лобовым стекло, да хоть пар можно использовать для HUD.

              Лобовое стекло это просто одна из многих поверхностей которая может использоваться для HUD.


              1. ivan01
                08.09.2016 11:54

                Вы тем не менее подтверждаете то что HUD в данном случае не очень то и подходит, видите какое широкое понятие. А тут именно лобовое стекло, термин ИЛС, очевидно лучше и точнее.


                1. lonelymyp
                  08.09.2016 12:25

                  Любой ИЛС можно назвать HUD, но не каждый HUD это ИЛС.

                  А если в следующей версии сделают парктроник и систему контроля слепых зон, придумывать новые названия?
                  «ИЗС» Индикатор на Заднем Стекле или «ИСЗЗВ» Индикатор на Салонном Зеркале Заднего Вида
                  «ИБС» Индикатор на Боковом Стекле или «ИБЗЗК» Индикатор на Боковом Зеркале Заднего Вида


                  1. ivan01
                    12.09.2016 16:01

                    Ну тогда и HUD надо переименовывать, в HBD, HLD, HRD и т.д.


  1. schroeder
    06.09.2016 13:04
    +2

    В ролике у вас все что угодно кроме демонстрации продукта.


    1. dmitryredkin
      06.09.2016 14:04
      +2

      Проблема похоже просто в том, что показать особо нечего, кроме дрожащих неясно очерченных стрелочек.
      собираются конкурировать с лучшими HUD системами, а возможностей реализовано с гулькин хвост.
      Можно ж было бы тыщу штук напридумать!


  1. dtBlack
    06.09.2016 13:06
    +1

    Нынешние габариты устройства смущают. Особенно без фото «из глаз» водителя. Но учитывая озвученное уменьшение габаритов, это еще не недостаток.

    Сильней заинтересовала возможность данной системы быть установленной с завода.
    Уже были переговоры и есть предварительные договоренности с автопроизводителями? Где мы сможем увидеть эту систему в «базе»?


    1. BarsMonster
      06.09.2016 13:09
      +1

      Договоренностей много и разного уровня. Но детали раскрыть не могу до официального анонса.


  1. enclis
    06.09.2016 13:11
    +3

    <quote.>… 7 лет назад сделать все это было бы просто невозможно: не было… подходящих лазеров… </quote.>
    Каких таких лазеров не было для ваших задач 7 лет назад?


    1. ivan01
      06.09.2016 13:25
      +1

      Наверное дешевых.


    1. BarsMonster
      06.09.2016 13:25
      +3

      Физически они быть может существовали в лабораториях или могли быть созданы в мелкой серии, но не в серийном производстве.


      Например одномодовые и/или одночастотные диодные лазеры в видимом диапазоне заметной мощности (>50-100mW), с коммерческими ценами.
      С одночастотными лазерами в диапазоне 630-645нм с мощностью 0.5Вт и более и сейчас ситуация напряженная (ионные криптоновые в расчет не берем).


      1. enclis
        06.09.2016 18:24

        Я так понимаю у вас всё равно одноцветный вариант на 532нм (или планируется полноцветный? вот это действительно будет круто!). Ширину линии вам меньше чем 0.5-1ГГц не надо. 8 лет назад активно пользовался дешёвым китайским одномодовым лазером на 400мВт с полушириной линии где-то 800МГц.


  1. KrohaEnot
    06.09.2016 13:28
    +1

    Я может не тем местом смотрел… Но где демонстрация на фото или роликах?


    1. BarsMonster
      06.09.2016 13:45

      Видео "тестируется на улицах России и Европы", и ниже по тексту — добавил 2 фотографии "вида из глаз".


      1. ProLimit
        06.09.2016 14:19

        Как-то маловато информации на табло — одина цифра и бегущие стрелочки. Так и не понял, это и есть цель работы прибора, или просто отладка вывода изображения?
        На стекло нужно клеить специальную пленку для формирования картинки?


        1. BarsMonster
          06.09.2016 17:48
          +2

          Тут уже может быть все, во что софт горазд — вариантов интерфейса много.


          Если обычный навигатор пишет вам тип поворота и расстояние до маневра — мы можем нарисовать прямо на дороге куда вам повернуть нужно. Этот режим чаще всего в городе и отлаживается.


          "Специальную пленку" на стекле в видео о тестировании в Москве видно. Пленка может быть на стекле, или внутри стекла.


          1. lamoss
            07.09.2016 09:47

            Я не разработчик HID, но как водитель могу с уверенностью заявлять — стрелочки на лобовом, показанные в ролике, совершенно неинформативны. Человек — не робот и ездит не по цифрам, а по ориентирам. Когда я смотрю на карту с маршрутом навигатора, то читаю её как «На светофоре направо, потом первый перекресток налево», а дальше лишь иногда сверяюсь с маршрутом. С представленным вариантом мне нужно постоянно смотреть на указатель движения, но мне некогда — у меня еще зеркала, мертвые зоны и вообще на дорогу смотрю. Когда же зеленая ёлка перед моими глазами начинает наклоняться в сторону, как бы намекая что мне пора повернуть, хотя я ехал прямо — это очень неожиданно и чревато. Или рисовать поворот заранее? Опять же вопрос в том, что вместо целого маршрута у меня череда неожиданностей и мне нужно постоянно следить за указанием стрелки.
            Про себя могу сказать — я бы этим девайсом не пользовался. Но это личное — я и кубики на зеркало не вешаю, потому что не могу сосредоточиться когда что-то постоянно перед носом болтается. Так и с этим. Кому-то нравится, кто-то купит, но прорыва не будет.
            Что будет круто — траектория движения, как в гоночных симуляторах, причем, которая будет рисоваться «под объектами» на дороге, а не поверх них, перекрывая обзор.


            1. ivan01
              07.09.2016 12:24

              В том то и дело, что это не перед носом, а на дороге стрелочки. Сто раз уже объясняли и похоже, что без толку, если человек не видел хотябы коллиматора представить видимо тяжело.


              1. lamoss
                07.09.2016 12:42

                По другим пунктам замечаний нет?
                Проблема кубиков не в расстоянии до лица, а в наличии препятствия, физически находящегося на линии между глазами и объектами на дороге. Как и с проекцией. Первое что видит глаз — зеленая ёлка поверх ТС впереди, а потом — само ТС.


                1. dtBlack
                  07.09.2016 13:20

                  Дело в том, что по факту фотографии тут почти бесполезны. Например, когда я упоминал фотографии из глаз я рассчитывал увидеть зону обзора водителя, а не изображение.

                  Дело в том, что картинка, что мы видим на фото и то, что увидим глазом две больших разницы.
                  Это похоже на фото ЭЛТ монитора, когда мы видим все четко, а на фото искажений куча.

                  Я практически уверен, что елочка с фото визуально будет тоньше чем выглядит на фото.

                  В идеале должно быть удобно так же как с данными в области прицела в некоторых компьютерных играх.
                  Ну и отображаться там будет не только стрелка, как уже говорилось выше, BarsMonster'ом, стрелка это один из вариантов использования.


                1. ivan01
                  07.09.2016 13:49
                  +1

                  И какая проблема в ТС? Стрелка имеет перспективу на нее не надо перефокусироваться или переводить взгляд, она должна восприниматься как объект в окружающей среде, а не перед носом и она не для пробок, а больше для скоростного движения по шоссе, это такой апгрейд и очень нехилый апгрейд обычного навигатора и вообще всех приборов авто в перспективе, она не заменяет навигатор с экраном и с картой а очень сильно дополняет.


                  1. Maximuzzz
                    07.09.2016 17:41
                    +2

                    Как мне кажется, вы не совсем улавливаете то, что имеет ввиду lamoss

                    Накидал очень грубый пример теми инструментами, что были под рукой). На левой картинке «как должно быть», на правой то, как скорее всего будет.
                    image

                    Даже если предложеный вариант интерфейса в ральности выглядит более тонкими, прозрачными и четкими линиями, все равно это закрывает полезную информацию.

                    А в примере с прицелом, который упомниался выше, такое перекрытие есть необходимость — пуля «прилетит» как раз в ближайший объект.

                    Поэтому я согласен с lamoss — либо должны учитываться объекты и картинка рисоваться с их учетом, либо как в автосимуляторах в поле зрения водителя, но не закрывая «рабочую зону»


  1. gsaw
    06.09.2016 15:04

    Про черный свет смешно, видел тоже такие концепты. Но теоретически же должно быть возможно создать специальную поверхность, которая при облучении светом определенной длинны волны темнела бы. Ну не знаю, в микрокапсулах в стекле запаять какое нибудь вещество, которое обычно мелкое, расширялось бы при облучении инфракрасным светом или ультрафиолетом и так блокировало бы светопередачу стекла. А до кучи бы отражала бы больше света от лазера.

    Химики и физики столько знают о материалах, казалось бы уже можно на компьютерах расчитать и подобрать любой материал.


    1. SHVV
      06.09.2016 15:12

      Проблема-то не столько в материале, сколько в параллаксе.
      Изображение формируется не на стекле, а за стеклом. И его взаимное положение относительно стекла зависит от положения глаз водителя, которых вообще не один, а целых два.
      Так что сформировать чёткую маску на стекле под изображение за стеклом не возможно в принципе.


      1. gsaw
        06.09.2016 15:50
        -1

        В какой то книге читал, там автор посмотрел за окно и ему показалось, что какое то чудовище бежит по холму за окном, а это оказалась муха бугущая по стеклу.

        То-есть в принципе можно обмануть мозг. Положение зрачков и направление взгляда определять помойму могут уже давно. Подсвечивать зрачки инфракрасным светом. Осталось мелочь, хитрым образом сформировать на стекле изображение для левого и правого глаза. :)

        Вообще, стекло пережиток прошлого, пора заменить его экраном монитора.


    1. dtBlack
      06.09.2016 15:22

      Я вам даже больше скажу, научились затемнять уже давно и вовсю используют это.
      Например сварочные маски хамелеоны.

      Но к данной технологии это не применимо.

      PS: Только сейчас до меня дошло — а при чем тут хамелеон? :)


      1. gsaw
        06.09.2016 15:41

        Автор упомянул, мне просто интересно стало.


  1. ToSHiC
    06.09.2016 16:27

    Можете привести схематичный рисунок, как ваш девайс должен располагаться относительно лобового стекла? Под каким углом, на каком расстоянии. Скажем, можно ли его расположить за приборным щитком, если там достаточно места? А расположить его вертикально внутри торпедо?

    И было бы круто ещё второй рисунок, на фотографии «из глаз» (настоящий вид, когда край капота тоже в кадре) обвести примерно область, куда может выводиться картинка. А то вы про угловой размер всё говорите, что он больше, а какой — не говорите :)


  1. ViGilant
    06.09.2016 16:41
    +1

    Прочитал по диагонали, так и не понял, зачем это может быть надо. Какая-то цифра и стрелочки, но зачем они?..


  1. rroyter
    06.09.2016 20:03

    Очень здорово выглядит! А в США можно будет купить?


  1. Alaniyatm
    07.09.2016 16:20

    https://www.youtube.com/watch?v=TGgOrUqxSSA


  1. redial
    07.09.2016 17:59
    +1

    Стрелочки — это тестовый вариант для разработчика? Я сомневаюсь, что видео сможет передать то, насколько удобно пользоваться этим устройством. Можно ли где-нибудь в Москве живьем это пощупать (после выпуска)?
    Интересно будет увидеть функционал устройства в beta варианте. Ранняя альфа не впечатлила. Стрелки в этом варианте навязчивы, отвлекают, это маркетинг. И очень большой вопрос по использованию HUD ночью за городом.
    Для меня важнее следить за кучей знаков, текущим разрешенным скоростным режимом (город, трасса, ), запрещенными обгонами и другими дорожными опциями.
    Во всяком случае — это интересно, жду новостей о разработке!


  1. Lagman
    07.09.2016 17:59

    Т.к. все идет к тому что скоро будут самоуправляемые автомобили то Вам останется выводить на стекло мысли робота, что он захочет сделать через 10 метров, начнет ли поворачивать или тормозить, а если нет то человек сможет вмешаться и попасть в аварию (по мнению производителя Теслы).


  1. road_t
    07.09.2016 17:59

    А не боитесь, что с приходом гибких OLED-экранов на массовый рынок, 60, если не 80% вашей работы окажется ненужной? Гораздо проще наклеить такой экран на стекло, блок управления спрятав под торпедой, чтобы не мешать обзору и получить любое изображение.


  1. godmode_on
    07.09.2016 20:41

    Не думаю, что будет удобно на многополосной дороге, когда едешь в левом ряду, а повернуть нужно направо.
    Ибо если я полагаюсь на эти стрелочки на дороге, то считаю, что они верно всё покажут и меня довезут. И тут появляется проблема точности позиционирования.
    Т.о. мне кажется, что стрелочки будут условными.
    На счёт того, что они могут мешать обзору — говорить рано, надо смотреть живьём.

    А от навигатора мне не хватает более продвинутых подсказок. Не «через 250 метров направо», а, например, «на следующем перекрёстке направо», или «за мостом направо». Но тут уже слишком много на софт ложится.


    1. izobr
      12.09.2016 00:51
      +1

      Ситигид такое говорит: через 150 метров поверните налево, после моста. Т.е. я проезжаю под железнодорожным мостом и сразу поворачиваю налево.
      Наверное у вас после Яндекс-навигатора сложилось впечатление, что такое невозможно.


  1. freuser
    14.09.2016 18:12

    Отслеживается ли положение головы (в идеале зрачков) водителя? Или заранее настраивается на уровень подголовника?

    То, что «черного цвета» не существует, это понятно. Но тем не менее вот эти стрелки — они закрывают часть дорожного полотна именно за счет своей яркости. То есть выбоину/котенка/лежачего полицейского они могут засветить до неразличимости. Хотя при хорошем софте и с учетом п.1 могут и подсветить.

    А про применимость — спидометр, температура и в сложных случаях типа http://bash.im/quote/431655 именно стрелочки. Ну и кино показать, если автопилот включили (пока монохромное, если я правильно понял).