Рынок в IT переполнен различного рода «профессионалами» в области интернет-маркетинга, часто с включением чего-либо абсурдного, вроде, «создам лендинг с гарантией конверсии», или «настрою директ с огромным CTR». Никто уже не задумывается над значением этих слов, и я думаю, что их владелец — невероятных высот умелец и практик. Я вообще не отношу себя к умельцам. Ну, вот ни к каким. Мне кажется, что мне в этом деле надо ещё очень долго учиться, поэтому могу лишь отчасти отнести себя к практикам, которые, на собственном опыте понимают, что далеко не всё так легко, как «лиды задаром» и прочее.

Пришла работать в компанию я довольно быстро, и уже на собеседовании поняла, что Руководитель отдела Маркетинга, в принципе, ничего не смыслит в интернет-маркетинге, ибо он начал задавать вопросы, вроде: «Мы бы хотели писать SEO статьи, Вы умеете? Пришлите, пожалуйста, примеры»… Как оказалось, SEO статьями назывались статьи, которые «ищутся» в поисковиках по определённому запросу…

Который, может, даже не быть на сайте… Когда я пришла на рабочее место, поначалу стало даже немного страшно от того, насколько совдеповским был подход к интернету в этой компании. И это, несмотря на то, что была целая туча побочного персонала, имелся полностью укомплектованный IT-отдел (который, правда, «не отвечал за сайт»), но вот аналитика считалась не в виде стандартной интернет-воронки, а просто, если откровенно, непонятно как.



Масштаб трагедии


Складывались все звонки с сайта и все заявки с него же (ничего не проверялось и вычиталось, просто складывалось), и получалась некая картинка, которая должна быть. У нас должно было быть 2500 заявок. Ок! KPI. Ок! Ну что ж, вперед!

Начнем с того, что сайт на битриксе был «перепрошит» текущими разработчиками, чтобы api- шнуться с программкой для распределения людей в различные клубы. Я обрадовалась, наивно предполагая, что мы могли бы рассылать клиентам каждого клуба письма лояльности, работать с текущей аудиторией и аудиторией бывших клиентов. Оказалось, не тут-то было. API могло предположить только переброску какой-то текстовой заявки с сайта в какой-то конкретный клуб. В любом другом случае, клиент мог только позвонить на горячую линию, и дальше его распределяла менеджер с ресепшн. К слову, компания вела обслуживание не только в Москве, поэтому недюжинная часть звонков проваливалась «в никуда», ибо этот менеджер был единственным! На 20 московских филиалов и остальные российские!

Колтач решили убрать – кто-то догадался поставить его до моего приезда, а потом решили не портить номера телефонов… В итоге были клубные номера, номер горячей линии, и номера смежных сфер, которые нас не интересовали. Конечно, как полагается API-шной программке, которая стоит сейчас в каждом фитнес-клубе, можно было только позавидовать. Конечно, она не могла ни отправлять клиенту смс, ни зачислять оплату через он-лайн в каждый конкретный клуб, она вообще ничего не могла. Разработана она была в 1992 году, и, судя по всему, не претерпевала регулярных изменений, поэтому по уровню удобства реализации оставалась глубоко внизу — www.a2company.ru.

Конечно, все трудятся по принципу – «работает — не трогай», но здесь никто ничего не хотел менять – это и понятно, поднять такой пласт работы, это Вам не шутки! И осознав, что пока с этим бороться бесполезно, я продолжила вникать в «бизнес-процессы». Продолжала радоваться текущему положению дел: благодаря «перепрошивкам» сайта, стало практически нереально работать с техническим SEO — делить регионы на поддомены, или хотя бы, менять у региона тайтл, — всё было в одном (модуль определения местоположения так и не был согласован). Продвигалось всё настолько тяп-ляп, что я просто диву давалась, и еще думала: «Ну, неужели они не видят, что в САМАРЕ, написано ФИТНЕС МОСКВА, и никто из самарских туда, в принципе, не щелкнет?» Выход был один: Директ и Гугл. Фух; ну, думаю, хоть что-то выяснили. Но не тут-то было! С директом вообще приключилась особая «ситуация», — был проведён тендер, при котором выбрали подрядчика, но ценой стоял не результат, а средняя цена клика. То есть, было плевать, сколько можно в месяц открутить рекламы — на 1 800 000 тысяч, или на 3 000 000 – «всё, как в договоре прописал» — улыбаясь, подчёркивал свою важность коммерческий директор компании, приезжающий на встречу.

Ладно, пока потерпим. Попытаемся увеличить конверсии и разгрести вообще всё это.

Постановка целей


Первая цель — увеличить конверсию, не прибегая к различным изменениям юзабилити, не прибегая к сбору заявок с лендинга, вообще ни к чему не прибегая. В отчаянии, я попробовала включить колбекхантер и поподключать различные источники рекламы (скажу вам, что там и до сих пор не работает ни баннерка google adwords, ни ретаргетинг), близкие к целевой аудитории.

Первый ощутимый результат мне принёс колбекхантер. Люди нихрена не понимали, где искать стоимость абонемента, задавали вопросы и оставляли заявки. Это пошло на ура. НО! Конечно, заявки прямиком приходили мне, и заявки с почты обрабатывала я же, потом уже пересылая их нашей ресепшн-девушке. А вот она сразу позвонила директору с сообщением, что я подключила какой-то «шайтанский» сервис, идет слишком много звонков, поступают какие-то письма, она «ничо не успевает», так что «пусть они сразу приходят в клуб» и так далее.

Одним словом, подключение колбекхантера стало единицей смысла для этой компании. Мы внесли его с трудом в KPI, и я начала готовить новое тендерное условие, в которое также был включён колбекхантер.



Вторым действием стала попытка доработки сайта для возможностей нормального СЕО. Третьим этапом стало моё личное создание рабочих процессов интернета в bitrix24 — до этого все работы и отчёты велись в Excel.

Четвёртой ступенью была попытка наладить конверсии в метрике, ибо они были настроены совершенно криво, — как попало, и, видимо, кем попало — стояли разные буквы, разные кавычки, считалось не так и не то… Был тихий ужас. Как-то я с этим справилась, и наладила, в первую очередь, Гугл Аналитикс.

Пятым шагом я пыталась общаться с ребятами, которые проводили нам две почтовых рассылки за 70 тысяч в месяц – узнавала, делят ли они как-то аудиторию. Конечно, как-то они делили. Но именно «как-то». Я хотела назначать пользователям user ID, и тогда мы делили бы её намного более грамотно, но руководство вообще решило отказаться от емеил-рассылок, и поэтому я сама проводила их своими силами.

Шестым действием я однозначно должна была выдворить женщину 51 года, которая вела соц. сети. Не подумайте, что я противница пенсионерок в фитнес-клубах, именующих себя premium класса, но посты формата картинки «Фрекен Бок» — Пора бы похудеть – это уже перебор. Маленький пример имиджа к моему посту:


Всячески старалась вовлечь аудиторию:


Маленький пример имиджа к её посту:


Таким образом, SMM тоже перешёл на меня. Да, я забыла про SERM, так как, кроме приходящих новых клиентов, были разъярённые старые, которые вполне заслуженно жаловались отвратительное отношение к клиентам, и увы, всё так и было, несмотря на высокую стоимость абонемента (средний чек)… Пришлось ооочень трудиться, чтобы «замыть» что нибудь, вроде такого:


Задач было нереально много. Подключились предложенные мною лендинги, выдуманное руководителем мобильное приложение, на которое я искала подрядчика. Я уходила с работы в 22 часа. Иногда даже плакала, но все равно чувствовала, что моя работа РЕАЛЬНО приносит плоды.

Разобравшись чуть-чуть со всеми каталогами, картами, баннерами, расписанием постов, размещением всего остального, я старалась опрашивать подрядчика, как ведётся контекстная кампания, смотрела качество заявки и т. д. Однозначно, компания была незамотивирована, они просто тупо откручивали деньги. И лишь копаясь в глубинах кампаний, я нашла косяки, которые позволяли тратить основную сумму денег, не принося целевых клиентов. А именно: они ставили объявления, к примеру, на название какого-то тренажера, которые использовался и в машинах тоже. И искали его машинники, скликивающие огромное количество реальных денег. В основных кампаниях в директе я находила до 10 таких «косячных» объявлений. К тому же, у нас всегда был неразрешимый конфликт c оплатами. Они могли выставить счет только в конце месяца, наша бухгалтерия могла оплатить только в начале нового месяца, вследствие чего у меня была вечная «пляска», ведь мы пытались сохранить позиции по каждому месяцу.


Провал


Провал с ключевиками меня сильно напряг, я и так понимала, что мы сливаем бюджет, но не хотелось ровно сидеть и смотреть, как это происходит. Я смогла слить кампании на свой аккаунт, и пока рассчитывались с предыдущей компанией, разрабатывала новый тендер с новым KPI по заявкам (там уже был включён колбекхантер), и вела самостоятельно все кампании (см. ноябрь). К сожалению, налаживание мною работы было недолгим, ибо нашего руководителя уволили и посадили на его место новую женщину, которая хотела полностью руководить всем, и даже тем, в чём разбиралась плохо. И именно поэтому она предложила вообще убрать контекстную рекламу и оставить только «фейсбучные» заявки, и туда увеличить бюджеты. Нас сильно это просадило. Очень сильно. В табличке это видно. В новый год мы выползли с количеством заявок только благодаря бренду.

И… я ушла. К сожалению, я ушла от этого моего детища, но до сих пор меня не забывают, даже новый сотрудник звонит и просит о помощи, звонят мои подрядчики, звонят партнёры, присылают подарки. И в этом, наверное, и есть показатель моей работы — возможность продемонстрировать, как это было до моего прихода, как все это исправлено и должно работать, и то, что есть сейчас — лендинги, слепленные на бесплатной платформе, убранная аналитика… Но я до сих пор продолжаю видеть результаты своего труда. И это вдохновляет! Как жаль, что не удалось реализовать всё то, что так хотелось.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. VYakushev
    11.09.2016 14:41

    Главное не отчаиваться! Желаю вам найти место, где опять из такого бардака дойти до конечной цели и, чтобы все это смогли оценить.


  1. dom1n1k
    11.09.2016 15:14
    +2

    были разъярённые старые, которые вполне заслуженно жаловались отвратительное отношение к клиентам, и увы, всё так и было, несмотря на высокую стоимость абонемента (средний чек)… Пришлось ооочень трудиться, чтобы «замыть» что нибудь, вроде такого:
    я ушла от этого моего детища
    А нафига оно нужно, такое детище? Если сервис IRL отвратительный, то в онлайне можно хоть на голове стоять, лучше он не станет. Зачем этот сизифов труд?


    1. GeraDL
      11.09.2016 17:17
      -1

      Затем, чтобы почувствовать свою значимость.
      Маргарита, Ваш труд похож на героизм.


  1. bosenok
    11.09.2016 16:28
    -1

    Надеюсь вы получали за свою работу не меньше 150k. Потому что вляпываться в такое «Г» за сумму хоть на рубль меньшую — это просто трата нервов и драгоценного времени.


    1. margarita_free
      11.09.2016 18:58

      Не совсем :) и самое интересное, что был даже штраф в размере пяти тысяч рублей от зарплаты, от того, что каталог, который размещал информацию о клубе, не обновил актуальный телефон!
      Вообщем, досталось мне сполна, больше не хочу.


  1. Terras
    11.09.2016 17:19
    +2

    Если продукт убогий, то любые усилия по его продвижению закончатся на этапе новаторов.

    Нужно помнить, что задача специалиста по продвижению заключается в том, чтобы донести до человека мысль о том, что есть такой-то продукт, у него есть такие-то сильные стороны, что его можно приобрести и решить определенную проблему. Если продукт не решает проблем, либо его конкуренты гораздо лучше, то все равно тебя ждет провал (если, конечно, мы не осваиваем новый рынок, где нет конкурентов).


    1. hitman47h
      11.09.2016 21:49

      Вот в этом и есть главная проблема 99% маркетологов!!! Задача маркетолога убедить руководство в том, что продукт фуфло(если это так), и помочь создать новый продукт и потом его двигать! А не приходить и двигать фуфло, которое дают.


  1. bagiroff777
    11.09.2016 22:32

    Хабр уже не торт


    1. rockin
      11.09.2016 22:53

      Также хотел употребить эти слова, но меня опередили.
      Я вообще не понял, в чём тут соль. Нет, смысл статьи абсолютно понятен, никаких новых терминов не узнал, но… соль-то где?
      Это же примерно как «сисадмин пришёл админить, а там ад и боль, сервера и компы лохматого года, юзеры глупые, директор самодур — сисадмин попробовал разгрести, что-то стало лучше, но в итоге сисадмин ушёл». Вот. Что сделает правильный сисадмин? Не пойдёт туда вообще.

      И можно аналогию провести практически с любым видом деятельности.


      1. margarita_free
        12.09.2016 07:30
        +1

        Я объясню, почему это здесь. Именно потому, что это реальный кейс, с реальными цифрами, и реальным результатом. Дело вовсе не в новой терминологии. Кроме того, здесь указаны каналы, на которые был сделан упор в продвижении, примерный бюджет подрядчиков. И мне кажется, в любом случае. любой опыт, в разрезе подобных кейсов может быть интересен. Даже в том, колбекхантер вошел у них в kpi. В моей новой компании колбекхантер не работает вообще.


        1. Terras
          12.09.2016 08:59

          Я тоже сейчас заметил, что многие стали отказываться от callbackhunter — можете подсказать, почему он не работает. Ваше мнение?


          1. margarita_free
            12.09.2016 11:36

            В связи с вселенским внедрением лендингов в страницы обычных компаний, человек может задать интересующий вопрос в любом триггере лендинга, уже минуя любые надоедающие всплывающие окна. Так что, сайты, на которых уже внедрён механизм того же Calltouch, и есть триггерные формы для того, чтобы оставался лид, обречены сказать колбекхантеру «прощай».


  1. shvedan1
    13.09.2016 09:50

    Спасибо за статью! Было интересно узнать о подобном проекте с такой точки зрения. Строки задели за живое — 1.5 года занимался доработкой сайта фитнес клуба и интеграцией с продуктом a2company.ru


    1. margarita_free
      13.09.2016 09:50

      Спасибо! Вы меня точно понимаете))