Осенью 2014 года Сбербанк предложил своим маленьким клиентам воспользоваться конфетоматом. Аппарат, наполненный сладостями, Сбербанк разместил в своем отделении на Тверской. Терминал был доступен для посетителей до апреля этого года. Общую концепцию проекта, включая софт и железо, разработало агентство Deluxe Interactive Moscow. По задумке с помощью устройства дети, пришедшие вместе с родителями в банк, могли освоить функции банкомата в раннем возрасте.
Процесс использования конфетомата предполагал игровую механику. Сотрудник банка выдавал ребенку карточку (аналог пластиковой карты), с помощью которой можно было воспользоваться конфетоматом. Вставив карту в картоприемник, маленькому пользователю предлагалось указать возраст и выполнить набор заданий соответствующего уровня сложности. Тема вопросов и задачек — финансы. За правильные решения терминал выдавал детям конфеты. Отвечая на вопросы, маленькие юзеры взаимодействовали с игровым персонажем Дракошей.
По поводу принципа работы конфетомата нам удалось взять комментарий у digital-директора агентства Deluxe Interactive Moscow Ивана Степанова:
«Приложение делалось на Flash. В картоприемнике стояла оптопара, которая выводила приложение из режима скринсейвера (проигрывающееся видео) и запускала меню. Когда ребенок выигрывал в игру, активировался диспенсер прозрачных пластиковых шаров, в которых были запакованы конфеты. Без шаров механизм выдачи бы сильно осложнился. Диспенсер был поворачивающимся кругом с круглыми отверстиями. Затем шар по жолобу выкатывался в лоток. Связующим звеном между софтом и механизмом стала платформа Arduino».
Идею обучения пользованию классическим банкоматом можно подвергнуть сомнению из-за развития финтех-решений (платежных кошельков, технологий NFC на мобильных и носимых устройствах, систем идентификации за счет сканирования сетчатки глаза и так далее), делающих пластиковые карты ненужными. Все тот же Сбербанк разработал биометрический сервис «Ладошки». Решение позволяет детям оплачивать питание в столовой за счет сканирования узора вен на ладонях. Технология может также служить биометрическим пропуском в школьное здание.
Система не предполагает использования наличных средств — все платежи происходят в электронном формате. Такой подход позволяет родителям контролировать траты своих отпрысков, отслеживая историю платежей в личном кабинете. Решение позволяет контролировать и процесс распределения школьным руководством бюджетных средств на питание.
В конце августа этого года власти Москвы предложили школам электронные браслеты. С помощью аксессуаров ученики могут расплачиваться в столовой, а также использовать браслеты в качестве электронного пропуска. Носимые гаджеты доступны для школ, в которых работает система «Проход и питание». Учащиеся могут получить браслет любого из 11 цветов. Платежные аксессуар изготовлен из гипоаллергенного силикона и фиксируется на руке с помощью алюминиевой застежки.
Платежный и пропускной функционал браслета дублирует функционал электронной карты школьника, которая после ребрендинга стала называться «Москвёнок». Система позволяет родителям узнать о посещаемости своих детей и их расходах на еду с помощью московского портала госуслуг, по электронной почте или за счет push-уведомлений в мобильном приложении «Госуслуги Москвы». При этом неважно, пользуются ли дети электронной картой или браслетами. Система «Проход и питание» функционирует не только в школах, но и в детских садах.
ВТБ24 пошел дальше и вместо отдельных технологических решений построил 3 полноценных банковских отделения для детей в «Центральном детском магазине на Лубянке» на территории детского города профессий «КидБург», в подмосковном ТРЦ «Зеленопарк» и в ТРЦ «Ривьера». В отделении «Детского банка» маленькие посетители могут пройти инструктаж и получить возможность в игровой форме обслуживать клиентов банка: управлять электронной очередью, пересчитывать деньги в счетных машинах и проверять купюры на подлинность.
Рассмотрим западные кейсы. Мобильное платежное приложение для iOS и Android, представленное стартапом Osper на рынке Великобритании в 2014 году, нацелено на повышение финансовой грамотности у молодого поколения. Все платежи через сервис проходят под контролем родителей. Решение Osper предназначено для пользователей в возрасте от 8 до 18 лет. Набор функций, как и во «взрослых» мобильных сервисах, привязан к предоплаченной карте: расчеты в магазинах, покупки онлайн и снятие денег в банкоматах. Функционал приложения позволяет родителям устанавливать лимиты и с помощью уведомлений оперативно узнавать о каждой операции несовершеннолетних пользователей.
Похожее на Osper решение в 2013 году реализовал польский банк Bank Polski. Финансовая организация открыла для маленьких клиентов до 13 лет «детские счета». С помощью банковских аккаунтов с момента появления сервиса дети могли копить карманные деньги, полученные от своих родителей. На сумму до 2500 польских злотых Bank Polski начислял 4,5% годовых. Пользователь «детского счета» может оформить личный кабинет по своему вкусу за счет соответствующих фоновых изображений и звукового оформления. Функционал аккаунта также предполагает постановку целей накопления средств. Все действия ребенка, пользующегося счетом Bank Polski, контролируются родителями. С помощью аккаунта отпрыск может получать бытовые задачи и вознаграждение от родителей по результатам их выполнения. Процесс обучения финансовой грамотности поддерживали робоэдвайзеры.
PFM-сервис Yodlee. Функционал решения предназначен для финансового менеджмента, а также для сбора и предоставления в едином интерфейсе депозитных, кредитных, ипотечных, инвестиционных и других данных. Решение Tandem, разработанное Yodlee, позволяет настраивать разные уровни доступа к счетам пользователей, в том числе родители могут отслеживать траты своих детей.
Продолжайте следить за обновлениями блога компании PayOnline, специализирующейся на автоматизации приема онлайн-платежей, и узнавайте первыми о новинках в финансах и технологиях.
Комментарии (10)
k102
10.10.2016 14:23+2в игровой форме обслуживать клиентов банка: управлять электронной очередью, пересчитывать деньги в счетных машинах и проверять купюры на подлинность
Как же это должно быть весело…andrrrrr
11.10.2016 14:47да дети вообще играют в странные игры с точки зрения взрослых.
вот что весёлого в воспитании ребёнка, кормлении? а ведь играют же в «дочки-матери»
или что забавного в войне, убийстах? а дети играют в «Казаки-разбойники» или «фрицы-и-наши».
они просто смотрят что делают взрослые, и повторяют, играют.
так что играть в банк, так же весело как и в остальное, при этом же необязательно правильно считать, писать отчеты, выслушивать начальство, не грозит увольнение и лишение зарплаты и тд. весело же.
S_A
10.10.2016 17:36+1Понравился материал. Но на самом деле, уважаемый PayOnline, конфеты это хорошо, а (оффтоп) — где SDK для Xamarin? :) Дело явно несложное, даже пакет в нугет. Заказчики хотят чтобы пользователи платили, а не они за разработку софта :) Кстати в любом случае молодцы, что делаете мобильные SDK.
ns5d
блRть, куда катится этот мир…
lsf
Google простил школьнику долг в 100 тысяч евро.
lzb_j77
скорее всего они обучают людей пользоваться более удобными методами оплаты всего и вся, нежели чем хождение на Почту и в банки для оплаты коммунальных услуг.
ns5d
обучают? чему там обучать, это высшая математика или нравственная составляющая личности человека? вы че ебанулись что ли, этому он всегда успеет научится. это блять ребенок, и не надо делать из него очередного раба общества уже с детства, пусть хотя бы школу закончит что-ли…