Хочешь написать бредовую статью? Напиши о чем нибудь, в чем ты далек от темы. Недавняя нашумевшая статья как раз из этого разряда. Не понимаю, зачем писать такие статьи, когда ты не музыкант, не в курсе прошлого и настоящего оборудования, ведущих тенденций и кучи экспериментов. Когда, будучи в курсе этой темы, видишь такую липу, или типа авторитетные рассуждения о том, что дерево электрогитары не влияет на ее звук, руки так и чешутся написать опровержение. И я таки не сдержался.
Постараюсь ужать все в максимально сжатые рамки:
1. Гитарный усилитель это не прибор для усиления звука, вернее это не основная задача. Электрогитарной, и особенно рок музыке усилитель это как бы продолжение гитары, которое продолжает формировать звук до конечного результата. Пренебрежение усилительной частью равноценно пренебрежению качеству резонатора в трубе, сказав, что главное это свисток.
2. Продолжая п.1 фишка гитарного усилителя не в том, чтобы сделать звук громче, а исказить его «правильным» образом, а вернее сделать его таким каким он понравился большинству поклонников электрогитары. Можно конечно использовать и транзисторные усилители, но их искажения не получаются приятными. Так что для этого используют лампу, так же как латунь для резонатора трубы.
3. Гитарные усилители сильно отличаются от обычных. Инженера создающего первокласные HiEnd усилители они полностью собьют с толку. По их мнению это будет полностью неправильный усилитель т.к. они делают усилители так, чтобы искажения звука были близки к нулю, гитарные же усилители делают наоборот, чтобы они искажали звук. В них будут неправильные смещения, неправильные высокие напряжения режим ламп (450Вольт например против значений в 2 раза меньше) и все потому, что такой усилитель заставляют петь, они могут иметь моветонное соотношение сигнал шум, это тоже не важно.
4. Набор проекта Klonz может и интересен, только вот заблуждение в том, что он позволит получить звук любого усилителя. А все дело в том, что на самом деле звук в ламповом усилителе формируется далеко не за счет одних только ламп. Может быть даже главную роль в звуке играет выходной трасформатор — от технологии изготовления и материала железа зависит очень многое. Более того, трансформатор придает индивидуальную окраску звуку, так что как лампами и деталями не крути, что-то постоянное всегда будет в основе.
5. Транзисторы непопулярны не потому, что когда-то не смогли раскрутиться и теперь незаслуженно в тени. Эксперименты с транзисторами разными производителями и так же радиолюбителями гитаристами продолжаются и по сей день. Но пока реально прорывного успеха никто не добился. Есть неплохие результаты, в которых впрочем мало кто видит смысла, т.к. лампа все равно лучше. Но транзистор неплохо в роли «примочек» (подробности уже сами узнавайте)
6. Нюансы типа «вот когда я флажолет делаю такой был отзвук, а тут его нет и всё, уже по-другому звучит» очень важны, ведь из тысячи таких нюансов и составляется конкретная композиция. Конечно если вы играете треш то это все может и не так важно.
7. Для полного понимания нюансов гитарного усиления неплохо бы разбираться и в звукозаписи. Получение конечного звука в гитарном деле это длинная цепочка. В целом это электрогитара — кабель — примочки — усилитель (иногда разделенный на предусилитель и оконечный усилитель) — кабинет (грубо говоря колонки, только узкоспециализированные) — и!!! важно! — микрофон, который звук с этих колонок снимает. Последний пункт тоже очень сильно влияет на звук, но это тот звук который вы будете слышать в конкретной композиции. Но вживую это будет другой звук. Так что, когда люди обсуждают как лучше получить звук, важно понимать — какой именно звук, живой или звук записи.
8. Цифровые процессоры действительно перспективное направление, но есть много проблем.
9. Во-первых эмулировать процессы лампового усилителя не так уж и просто. Что уж говорить, даже все процессоры реверберации сэмулировать нынче признается трудной задачей, что уж говорить про ламповый усилитель. Тем не менее цифровая реверберация многими признается достаточной (при качественном исполнении), но с лампой все сложнее т.к. тут мало кто вообще понимает, что там на уровне физических процессов происходит. Так что делают упрощенную эмуляцию. Да и что говорить, некоторые даже при всей продвинутости цифровой обработки предпочитают порой гораздо более ретроградные эффекты, например кассетный дилей:
10. Во-вторых. Вообще зачем люди ищут альтернативу? Дело не в надежности (ламповые усилки очень даже надежны, все ваши цифровые гаджеты переживут) и не ретроградности. Просто все это громоздко. Ведь это не только большой тяжелый усилитель, который миниатюрнее сделать нельзя (от физики не уйти, трансформатор меньше не сделаешь, некоторые другие детали тоже при уменьшении ухудшают звук), но еще и кабинет, который тоже большой, динамики там должны быть 12 дюймовые, а лучше минимум 2 штуки. Это огромная бандура, но только такая бандура будет звучать по гитарному. Но на этом проблемы не заканчиваются. Ламповый усилитель по настоящему сочно будет звучать только на уже приличной громкости. Для домашнего музицирования это не очень удобно, транспортировать тоже. Так что ищут комфортный вариант. Следовательно процессор должен эмулировать много что: ламповый усилитель, гитарную колонку, снятие звука микрофоном, возможную обратную связь. Нет большого смысла делать процессор, чтобы втыкать в гитарную колонку, ведь для колонки нужен оконечный усилитель, который делать… транзисторным?.. иначе в чем смысл тогда? Все это опять будет громоздким. Нужно делать процессор со звуком уже готовым для записи. Значит, вы лишитесь живого звука, и воткнувшись в непонятные колонки получите непонятно что. У вас получается система с каким то непонятным результатом.
11. В-третьих: отлично, вы делаете процессор, внутри все цифровое, все внутри можно без проблем уменьшить, нарастить мощности, эмулировать процессы. Но! Как принимать исходник, так и выдавать результат вам нужно в аналоговом виде. А качественная аналоговая электроника слабо поддается миниатюризации и удешевлению. И если с выходным трактом может быть не все так страшно, входной тракт очень важен. Ведь все косяки и артефакты могут быть усиленны и слышны очень сильно. Как правило в процессорах стоят простенькие аналоговые части с недорогими ЦАП и АЦП на деталях SMD которые в аналоге вообще считаются моветон, а иначе получаются громоздкие и недешевые аппараты — зачем, если оно все равно будет не 100% аналогом и лишь частичной эмуляцией, когда за дешевле можно купить ламповый аппарат который будет 100% аутентичным. Так что если ищете замену лампе в надежде сэкономить, берете аппарат за 300$ — даже не тешьте себя надеждами — это будет тот еще мусор. Даже в сегодняшнем лидере цифровых процессоров: AXE-FX стоит среднячковый АЦП при том, что аппарат стоит дороже 2000$.
У меня было несколько процессоров. Один из них прогрессивный Vox Tonelab. Фишка данного процессора, в том, что там есть лампа. Но не просто лампа, там построен реальный ламповый тракт с лампой и микротрансформатором. Ввиду того, что трансформатор микро и работает на низком напряжении (в районе 5-12 вольт вроде) ни о каком нормальном ламповом режиме там и речи быть не может. Более того, лампа, которая используется для эмуляции оконечника, в жизни используется для предусилителя. Вот такое жалкое подобие ты получал за 600-700 долларов. С инженерной точки зрения интересная штука конечно. А теперь о практике. Приступая к музицированию каждый день меня коробил его звук. И от этих ощущений я активно принимался крутить 30-60 минут все возможные ручки пытаясь найти то, что было бы более менее приемлемо. Едва находя более менее сносный звук я забивал и пытался заниматься. Ни комфорта ни энтузиазма такая ситуация не давала. Прошло время и я таки купил себе ламповый усилитель в 700$, в разрыв между предусилителем поставил процессор пространственных эффектов G-Major за 300$ (Vox Tonelab в этой роли сильно портит звук, видимо в G-Major имеет аналоговую часть получше) и вы знаете, я просто сел и начал играть. Я перестал крутить ручки для того, чтобы найти хороший звук, т.к. при любом положении звук был по своему вкусен. Более того, ручки эквалайзера действительно меняли сам звук в то время как в процессоре звук хоть и менялся немного, всегда имел какой то одинаковый «привкус». В итоге получается, что процессоры рекламируют эмуляцию гитарного звука нескольких усилителей предполагая богатство звука, а на деле имеют лишь хромые ползвука. Ламповый же, несмотря на то, что вроде бы предлагает один единственный звук самого себя, диапазон богатства этого звука таков, что вполне может заменить несколько усилителей.
Итог: лампа актуальна не потому что это маркетинг, и не потому что люди стремятся к ретроградству, а реальная необходимость. Альтернативы в виде цифровых процессоров не имеют ни практического ни коммерческого смысла, за исключением музыкантов среднего калибра, которым обременительно таскать за собой всю аппаратуру требующую фургон, но нужно гастролировать по всему миру и артефакты в звуке не столь критичны — эдакий компромисс.
Комментарии (271)
SALO-S-KALOM
12.11.2016 00:02+5Схватите этого господина и насильно устройте ему слепой тест.
RafaelRS
12.11.2016 00:06-3Если вы написали этот комментарий, то вы ничего не поняли из статьи. Хотя слепой тест вполне можно было бы устроить, правда я слабо это представляю. С одной стороны будет пищалка с другой стороны динамик в 12 дюймов? По звуку они тоже будут разные. Слишком разные условия теста получаются. Слепой тест удобно делать для HiEnd — там у сравниваемых условия одинаковых категорий.
Shifty_Fox
12.11.2016 01:23Я не поддержу вас. Слепой тест стоило бы провести между ламповым и транзисторным усилителями одинаково высокой ценовой категории. И вряд ли вы сможете угадать где ламповый среди транзисторных.
SALO-S-KALOM
12.11.2016 01:23+17Что, интересно, можно понять из статьи, если она наполнена пенопластом? Ни замеров, ни разъяснений физики процесса и сложностей эмуляции. Всего лишь очередные откровения аудифила, у которого тепло и лампово бомбануло.
То что это какой то там «профессионал», а я диванный гитарист — оставьте. На этой земле, например, живут десятки тысяч таких вот профессионалов, у которых кровь из гортани захлещет в порыве доказать, что звукосниматель — суперважный элемент гитары. Но если обратитесь к Роджеру Майеру, технику ДЖИМИ ХЕНДРИКСА, то он вам скажет, что это обычная индуктивность ризона играться с ней нет. И я поверю, потому что это техник Джими, мать его, Хендрикса.
— Слепой тест можно провести на готовом треке, где будет одна и та же партия, реампнутая через железо и через софт.k0ldbl00d
12.11.2016 01:40Уж не знаю что там считает Роджер Майер, но не верю что инженер мог бы такое ляпнуть. Возможно, во времена Хендрикса разницы действительно не было.
На сигнал, который выдаёт датчик, влияет абсолютно всё — тип магнитов, их форма и расположение, толщина проволоки, количество витков и способ намотки. Если бы это была «просто индуктивность», все бы ляпали их из чего попало. И тем не менее, нет универсальных датчиков. Для агрессивного современного металла (djent/*core) подходят одни датчики, и они же совершенно не годятся для исполнения, например, джаза, как и наоборот. Даже между соседними моделями одного производителя будет заметная разница.jex
12.11.2016 01:51+1Ну по сути тех же эффектов можно достигнуть эквализацией и эксайтером. Хороший звукосниматель всё же должен давать максимально приближенный к оригиналу звук, а дальше — дело примочек. Менять звукосниматели на экстримальные модели — это отказ контролировать звук своими руками.
k0ldbl00d
12.11.2016 02:02Я считаю что нельзя достигнуть. Хотя бы потому, что в формировании звука от перестановки мест слагаемых меняется очень многое, и кроме АЧХ есть ещё динамические характеристики, согласование и многие другие нюансы.
И о каком «оригинале» вы говорите? Если хотите звук, близкий к реальному звучанию древесины и струн — то его нужно снимать пьезодатчиком. Но такой сигнал будет совершенно не похож на привычный гитарный звук, и уж тем более не подойдёт для игры на перегруженном канале.jex
12.11.2016 02:43Оригинальный — терять минимальное количество гармоник. Т.е. чтобы не выделялись сильно какие либо гармоники, не тухли остальные.
Насчет динамики — опять же, надо звукосниматели иметь с максимальной динамикой. Потом это всё можно уже поправить компрессором.
Ещё бы каждый звукосниматель писать в отдельный канал… Тогда творчеству не будет предела. Всё изложенное применяется на практике, но крайне редко. Всё таки инструментальная музыка — очень консервативное течение. Да и время никто не хочет убивать, проще купить разных экстримальных звукоснимателей…evtomax
12.11.2016 13:25Простенький повторитель на операционном усилителе, и высокочастотных гармоник в чистом звуке гитары становится столько, будто через эксайтер пропустили, но при этом звучит всё естественно.
Sadler
12.11.2016 14:22«Каждый звукосниматель в отдельный канал» — это несложно. Поставьте ещё одно гнездо да воткните ещё один переключатель / припаяйте к одному из положений имеющегося. Интереснее датчики, хватающие каждую струну отдельно.
jex
12.11.2016 16:50Да я знаю) Я о том и говорю, что это применяется, но очень редко. Потому что на самом деле эти люди гонятся не за «идеальным» звучанием, а за образом конкретного гитариста или группы. Типо с тем же оборудованием запишут — будет также :) А у гитаристов тех конкретные интсрументы скорее всего были, что они в своё время заключили контракт с производителем.
Про каждую струну отдельно — слышал, что такое делают, но своими глазами не видел такого… Думаю такие звукосниматели хороших денег стоят.
avost
12.11.2016 20:42Датчик на каждую струну :)
Такая идея возникает, наверное, у каждого начинающего гитариста, взявшего любой привычный на акустике аккорд через дисторшн и содрогнувшегося от получившегося ужоса ;). Некоторые даже мотают такие датчики, считая, что первыми додумались до такой гениальной идеи. На самом деле, судя по всему, там нет премуществ либо они годятся для крайне ограниченного применения.Sadler
12.11.2016 21:19Преимущество очевидно: можно в реалтайме и достаточно точно получать частоту и амплитуду колебания каждой струны + отдельные обработки по струнам. И я держал такую гитару в руках.
0xd34df00d
12.11.2016 07:53О, вы, похоже, шарящий товарищ. Посоветуете гитару для всякого квадратного кора в дроп цэ? У меня раньше LTD H-250 была, но я в другую страну переехал и её с собой не взял. Знакомые рекомендовали Kiesel, но я испугался их онлайн-конфигуратора (и цены, 900 баксов всё-таки уже немножко так поддушивает жаба).
Играю дома в наушники через pod hd 300.
Einherjar
12.11.2016 02:46+2Угу, и трек еще в мп3 128 пережать для чистоты эксперимента. Слепой тест проводить есть смысл только вживую сравнивая цепочки:
цифровой преамп — транзисторный мощник — каб
ламповый преамп — транзисторный мощник — каб
ламповый преамп — ламповый мощник — каб
зк — ваш любимый vst — транзисторный мощник — каб
И не на готовом треке а непосредственно на процессе самой игры, просто сделать переключатель входов-выходов и не говорить испытуемому через что он сейчас играет. Все остальное будет слепым тестом для слушателя, которому в общем то и так все равно.
RafaelRS
12.11.2016 14:49Интересно, как в таком слепом тесте мы будем сравнивать реакцию на атаку при звукоизвлечении, и если уж совсем грубо — задержку т.е. скорость реакции. При том, что это будет лишь сравнение записи звука двух аппаратов, но никак не живой звук. Я уже даже молчу про, по вашему мнению, полагаю весьма аудиофильские замашки, то, что я не уверен, что вы запишите это все дело подобающем оборудовании и должном умении, когда вся красота того или иного аналогового аппарата сможет раскрыться, в то время как для цифры все проще — там сэмулировал, как надо, никакого промежуточного оборудования в промежутке нет, которое бы могло испортить результат т.е. практически идеальные условия.
SALO-S-KALOM
12.11.2016 15:50+2Как сравнивать реакцию на атаку при звукоизвлечении на записи? Вот даже не знаю как ответить на такое. Но, пока опустим.
Прошу вас, как истинного профессионала, определить гитару по записи. Мне не нужны такие подробности, как дерево, возраст и производитель инструмента. Меня интересует ТИП КОНСТРУКЦИИ. Ну, знаете, стратокастер, телекастер, леспол…
http://rgho.st/6DWqmfwvV — ссылка
Надеюсь мп3 320 будет достаточно, потому что винил высылать возможности нет.RafaelRS
12.11.2016 18:48Не понимаю, почему все идет в русле звукозаписи. Статья была не об этом, а о рассмотрении усилителя в качестве музыкального инструмента, т.е. в первую очередь важен живой звук. Почему? Читайте чуть ниже.
Для вас профессионал видимо характеризуется тем, что в голове держит эталонные звуки разных гитар и может безошибочно их определять по записи. Т.е. занимается цирком. А это ведь не сильно важно.
Если вы так представляете профессионализм в музыке, то видимо вы не совсем понимаете ее суть. Суть же музыки не в том, чтобы безошибочно угадывать инструменты. А в том, что музыка это прежде всего искусство заключающееся в передаче эмоций. У музыканта определенные переживания, его задача сделать так, чтобы слушатель послушав музыку почувствовал нечто близкое, если не то же самое даже не зная слов песни если они там имеются. Поэтому реакция на манеру игры, атаку, звукоизвлечение здесь являются основными. Должно быть так, чтобы гитарный комплекс слушался музыканта, когда делает определенные действия, чтобы это адекватно и предсказуемо отражалось в результатирующем звуке. Когда нужно выразить гнев, нужен соответствующий злой звук, когда бурю эмоций, нечто яркое, грандиозное, когда нужно напряжение, показать в звуке, что ты еще не взорвался в злой звук, но уже готов сорваться. А не так, гитарист пытается одно, система поет другое что ей захочется, или игнорирует его все потуги. В с этим у процессоров как раз большие проблемы. Часто они игнорируют манерные штрихи в игре гитариста, на них из-за этого даже играть легче, т.к. извлечение каждого звука нужно меньше контролировать (играя на процессоре я отдыхаю :)). Если представить профессионала оценивающего добротность аппарата, то не аппараты вслепую он должен угадывать, а оценивать, насколько широки способности аппарата отражению в звуке художественных приемов. Фактически он должен оценивать аппарат по его способности раскрывать художественный потенциал гитариста.
Поэтому мне странно предложение сравнивать аппараты по записи. Что из них я узнаю? Как я пойму, какие усилия и в какой момент прилагал играющий их музыкант? Может он на твоем аппарате потел как слон борясь с аппаратом пытаясь выжать то же самое, а на лампе сыграл влегкую. Я не знаю так же о квалификации твоего гитариста — может он всю жизнь привык на процессорах играть и в принципе не привык к широкому самовыражению, так что просто лупил как и на процессоре без изысков и даже наоборот — на лампе пришлось напрягаться, т.к. невнимательность к нюансам там вылезает и приходится играть лучше, чтобы это не вылезало.
Это все равно, что предложить мне угадать, где был использован хороший джойстик, а где фиговый по записи полета этими джойстиками. Записи полета может быть и одинаковые, только никто не знает, как пришлось напрячься на фиговом джойстике, чтобы лететь так же.
Добавь к этому, что лишние задержки и неадекватность реакции на звукоизвлечение из-за попытки борьбы с ними лишь излишне напрягают музыканта и никак не способствуют его творческому процессу. Гораздо легче и приятнее, когда реакция на звук моментальна и ты сразу же можешь понять, какой следующий штрих ты сделаешь.
Так что ламповый усилитель кроме «материала» для формирования тембра, упомянутого в статье это еще и гораздо более широкие возможности по самовыражению. Разумеется наличие этих возможностей не означает их обязательную востребованность в полной мере — тут все уже зависит от музыканта, его профессионализма, и стиля его музыки (для треша как уже говорил многое может быть некритично, хотя треш тоже разный бывает).SALO-S-KALOM
12.11.2016 19:01Лыжную мазь ему больше не наливать
на записи акустический gibson hummingbird с датчиком.RafaelRS
12.11.2016 19:25+1Умение отгадывать гитару вслепую никаких практических плюсов не дает. Я видел тонну гитар разных годов выпуска, от 70х, до 2000х, ни разу не видел двух одинаково звучащих гибсонов, стратокастеров, каждый звучит по своему, и каждый по своему вкусно, если это хороший инструмент.
SALO-S-KALOM
13.11.2016 16:17+3Суть в том, что изначально вы заявили о кардинальном отличии лампы от эмуляции лампы, далее пошли уже оговорки, мол вы только о «живом звуке», который, как я понимаю, что то вроде «живой воды». В итоге получается, что вы настолько профессионал, что не отличаете гитары кардинально разных конструкций, ведь стратокастер, помимо толстого не полого тела имеет в своей конструкции пружины, которые и обуславливают то самое «стекло».
И да, все стратокастеры, если они слеплены не из навоза, звучат примерно одинаково.
Для примера https://www.youtube.com/watch?v=A3I2U9NmiRU слепой тест на китайский бездушный скваер и американский делюксовый страт. Звучат тупо одинаково.
Впрочем, как известно науке, аудифилия — болезнь неизлечимая, и даже столь весомые доводы не убедят истинного прафисинала.RafaelRS
13.11.2016 18:39Ваша проблема, что вы сваливаете все в одну кучу и потом не можете в этом разобраться.
И да, все стратокастеры, если они слеплены не из навоза, звучат примерно одинаково.
У вас они звучат примерно одинаково видимо как раз от того, что вы втыкаете их в процессоры. У меня даже датчики нек с бриджем почти не отличались когда процы использовал, я уж молчу про то, что совершенно разные гитары: новенький мексиканский стратокастер (на момент 2005) и Hamer Californian Elite конца 80х звучали практически без различий (я поначалу тогда даже сомневался в то, что покупка последней была стоящей). И многие знакомые тоже не понимали в чем отличие. Когда же появилась лампа, вопрос — отличаются ли вызывал недоумение: «Конечно отличаются, ты вообще о чем?». Впоследствии я перелапал больше сотни самых разных гитар и годов, как продаваемых другом через меня, так и своих знакомых, так и иногда в магазинах (кстати, встречал и даже хорошо звучащего китайца, правда тот, который через меня его заказывал, вылавливал ее полгода на ebay по цене дороже, чем она стоила в рознице, когда продавалась — ibanez случайно сделала хорошую китайскую гитару, но спохватилась, когда поняла, что это убьет продажи корейских и японских более дорогих собратьев).
Есть ли у вас такой живой опыт, или вы только по своим роликам свое мнение составили?
Почему сразу вот такой ролик не привели, где леспол и страт сравнивают?
https://www.youtube.com/watch?v=9AEp4R7v_oc
Сможете найти леспол, раз такой знаток «оригинального звука леспола»?SALO-S-KALOM
13.11.2016 19:59В первом и втором угадал все, дальше не стал слушать. Сам удивлен. При чем, хочу подчеркнуть, что кроме стратокастера и акустики никаких гитар у меня нет и не было.
RafaelRS
13.11.2016 22:30Хорошо, раз так, но все таки, скажите мне одну вещь: как эта способность хорошо угадывать инструменты может помочь вам или другим музыкантам писать хорошую музыку?
SALO-S-KALOM
13.11.2016 23:00Угадывать можно номер в лотерее, а это скорее «слышать». Как минимум, дает понимание звука и помогает накручивать красивый тон. Это как угадывать тенор-баритон-бас. В общем то, какой в этом смысл, но без полного понимания как должен звучать каждый голос петь едва ли научишься. Однажды я понял, что на русском петь то нормально никто и не умеет. Один только цыган вакарчук(почти на русском) научился. *(ещё армянка джамала кое какие звуки могет) Чтоб меня правильно поняли добавлю, что вокалистами я считаю таких людей как Джим Моррисон, Роберт Плант(в самом начале карьеры. потом он перестал петь нормально), Бон Скотт, Боб Марли, Стинг, Фреди Меркури…
Вот зуб даю, вы на лампе своей тон джими не накрутите, а я на плагинах накрутил за дни, пока статья висит. Не идентичен, но очень близко, хотя делал это методом тыка, опытом я не обладаю. Кстати, лишь бесплатные использовал. Единственное — импульс кабинета бассмана у ред вайр упер.
Если захотите померяться пипами — крутите voodoo chile (не child, a chile)
Scorry
14.11.2016 18:31Вы написали много текста, однако в самом начале статьи увязли в ошибочных дефинициях. То, что изменяет звук в процессе усиления нелинейным образом, хорошим усилителем назвать нельзя. Называйте его предысказителем, эффектором с функцией усилителя, но не чистым усилителем. Тогда всё станет на свои места — потому что о вкусах не спорят, и «резонирующий усилитель» перестанут оценивать численными характеристиками и, наконец, начнут оценивать субъективно.
RafaelRS
14.11.2016 18:33Ну усилителем вообще то не я его называю, так что претензии не ко мне. Да и к тому же — почему нелинейный усилитель не может называться усилителем? Он же все таки усиливает. Просто это не аудиоусилитель, в котором и правда искажений не должно быть, а гитарный усилитель. Видимо люди не понимают, что это совершенно два разных мира.
Scorry
14.11.2016 18:44Первый пункт в вашем списке, то есть третий абзац статьи, и далее по тексту — вы не используете термин «усилитель»?
Нелинейным он имеет право быть, конечно же. Судя по вашему изложению, его предыскажения как раз являются характерной и неотъемлемой частью. Так? Или я где-то неправильно прочитал написанное вами же?
Когда вы говорите «два разных мира», вы идёте против Оккама. Всё-таки усилитель должен усиливать, но никак не искажать. А если тракты «гитара---звукосниматель---предусилитель-эффектор», на уникальности которых вы акцентируете внимание, должны вносить искажения определённого рода — может, правильней будет всё-таки рассматривать эти тракты целиком, с гитарой и звукоснимателем? Но тогда о какой-либо объективности вообще придётся забыть ввиду объективной неограниченности комбинаций оборудования. Комплектующие для этих трактов всё-таки производятся отдельно, так?
Я к чему всё это веду. Или вы настаиваете на важной роли предыскажений в гитарном усилителе, как на его неотъемлемой характеристике, или вы всё-таки выделяете эти искажения в отдельный объектный модуль. Каким путём пойдёте?RafaelRS
14.11.2016 22:44Первый пункт в вашем списке, то есть третий абзац статьи, и далее по тексту — вы не используете термин «усилитель»?
Я называю его так, как его называют. Зайдите в каталог любого оборудования, гитарный усилитель там будет называться именно Amplifier. Почему я должен использовать другое не устоявшееся название? Имхо это повод создать еще один холивар.
Всё-таки усилитель должен усиливать, но никак не искажать.
Скажите, где это прописано, что он так должен? Есть где то строгое научное или инженерное определение, что он должен делать так и не иначе. В принципе любой усилитель какие нибудь искажения да вносит. Просто стандарты разные для разных усилителей: для аудиоусилителей особенно стандарта HiFi есть жесткие требования к линейности усиления. Для него даже прописанные стандарты и документы есть, все в цифрах, как вы любите. Подробности тут https://ru.wikipedia.org/wiki/Hi-Fi.
У других типов усилителей другие требования. Гитарные усилители это не аудиоаппаратура, а музыкальная аппаратура, и уж никак не HiFi аппаратура, требований к линейности как в HiFi там нет, более того, часто используется термин того, что мол наш аппарат формирует вот такой вот TONE (оттенок звука) что уже само по себе полностью перечеркивает мысль о любой линейности. Вы где нибудь слышали, чтобы к звуковой карте вам прилагали рекламу мол, эта карта вам подарит новый революционный оттенок звука? Скорее в аудио-оборудовании вы услышите, что эта звуковая карта звучит максимально чисто, без всяких оттенков и примесей.
Насчет тракта, там не все так просто, все таки это единая система, в который каждый элемент должен работать «правильно». Это не так, что сигнал идет только в одном направлении от датчика гитары в усилитель, в котором искажается, потом идет в динамик, который кстати тоже делается так, чтобы искажать звук правильным образом (нужны специальные узкополосные гитарные динамики, широкополосные категорически не пойдут) и вот так линейно и понятно получается звук. Нет, от датчика идет сигнал в усилитель, он там искажается, выдается на трансформатор, выходная катушка трансформатора качает динамик, но часть неизрасходованной энергии возвращается обратно на первичную обмотку насыщая выходные лампы как бы рекурсивно формируя ее поведение и то, какой звук она сформирует. Все это параллельно воспроизводится гитарным динамиком и внезапно резонируется корпусом электрогитары, оттуда передается на струны, а струны формируют снова сигнал на датчике. Получается замкнутая активно взаимодействующая внутри система.
Я понимаю, к чему вы клоните, что мол гитарного оборудования разного много, все это по разному работает, как в такой ситуации можно вообще предсказать конечный результат и сказать, что есть вообще такое понятие как особый гитарный звук, когда можно получить все что угодно. Все достаточно просто. Подобно стандарту HiFi в гитарной индустрии тоже есть свой стандарт гитарного оборудования. Только это не документированный где либо стандарт. Это просто общее понимание как каждый элемент от гитары до динамика должен быть устроен. Там нет точных цифр, все определяет конечный пользователь. Кто нибудь может предложить что нибудь новое и необычное, если это удачно впишется в систему и будет давать хороший звук — это примут. Например, датчики должны быть не широкополосными, динамики тоже, оконечный усилитель ламповым, общераспространенные конструкции известны, динамики 10 или 12 дюймов, кабинет для них определенных размеров и т.п. Все это выведено многочисленными экспериментами различных инженеров за долгие годы, то что прижилось, то и есть стандарт. А экспериментов была огромная куча, MIDI гитары, датчики, преобразующие аналог в MIDI сигнал, электронное регулирование параметров усилителей, модульные преампы, примочки самых разных конструкций, гитарные процессоры совмещенные с ламповыми преампами, куча экспериментов над переосмыслением стандартной конструкции гитар и т.п. Я в принципе потому и критиковал автора статьи по ссылке, потому что он представил все поверхностно, из чего и стиля изложения создавалось впечатление, что приверженность лампе это не более чем случайность, дань традиции и ретроградству, а так по сути давно пора переползать на процессоры, не освещая, что за этим стоит огромный процесс эволюции.
RafaelRS
12.11.2016 18:53Ах да, по семплу, хотя это не так важно и я могу ошибаться, но помоему это стратокастер в нековом датчике. Отпиши, угадал, или нет, даже самому интересно.
creker
12.11.2016 16:24Эм, что-то как-то дискредитировал себя таким мнение этот профессионал, если он это действительно сказал. После усилителя, звукосниматели наверное следующий важнейший элемент в звуковом тракте в плане слышимого влияния на звук электрогитары. Поэтому этих звукоснимателей так много и все они звучат заметно по-разному. И каждый подходит лучше для своих жанров и своих гитар. Ибо не каждый звукосниматель способен адекватно работать с теми же восьмиструнками для злого джента.
markmariner
14.11.2016 11:32Ну мне представляется, что нужно использовать один общий кабинет, а к нему подключать разные устройства:
1. Ламповый предусилитель и ламповый усилитель
2. Транзисторный предусилитель и ламповый усилитель
3. Цифровой преусилитель и ламповый усилитель
4. Ламповый преусилитель и цифровой усилитель
… и так все 9 вариантов
И предложить определить, где ламповый оконечник и где ламповый пред.
Neck
14.11.2016 00:46-1Как гитарист прекрасно понимаю автора. И всю бессмысленность затеи со слепым тестом.
Это все равно что проводить слепой тест между Ford Mustang и Tesla Model S.
В ламповом усилке ты будто крутишь калейдоскоп, и слышишь как хаос и порядок договорились. Чувствуешь что от твоих действий непосредственно что-то зависит. Знаете вот бывает слушаешь практически белый шум радио и кажется что что-то улавливаешь и не знаешь это правда или придумал. Вот где-то там есть размытая граница что это ты специально так сделал впервые и еще хрен знает как это повторить, ощущение открытия.
А в цифре, вот крутишь ручки выбираешь пресеты, вроде бы и что-то похоже. А бывает что хочется что бы между позицией Gain — 35 и 36 было еще что-то, но этого чего-то нет. Как будто играешь в автосимулятор гонок где комп помогает подруливать. Как-то бессмысленно все.
Может это и звучит по аудиофильски, я сам в это не верил, пока не попробовал. Никто не обращал меня в эту веру. Просто довелось посидеть наедине с ламповым усилком. Я несколько часов сидел и дринькал одну и ту же квинту E5 крутил ручки и поражался насколько он богат, непредсказуем и красив может быть.
Что бы все было по честному, нужно не только звук эмулировать, но еще ощущение от обращения с прибором. Тогда возможно от слепого теста и будет толк и от таких процессоров тоже.amartology
14.11.2016 02:17А вы уверены, что у вашего аналогового потенциометра больше 100 витков, и вы можете там накрутить что-то между 35 и 36? Что там не 25 витков, и у вас на самом деле есть только опции 32, 35 и 41 (с неодинаковыми интервалами из-за кривой намотки), а вовсе не «что-то между 35 и 36»?
Einherjar
14.11.2016 02:40+1Можно позанудствовать? Только не записывайте меня в аудиофилы прежде времени. В потенциометрах нет витков, там одна пластина по которой скользит контакт.
amartology
14.11.2016 09:51Вообще — часто есть, особенно там, где какую-то мощность надо регулировать. Но гуглежка показала, что в конкретном случае с гитарами и усилителями вы правы, тут обычно гладкие используются.
zzzmmtt
14.11.2016 09:47Вы с реостатом не путаете?
amartology
14.11.2016 09:52Потенциометры тоже такие бывают, от мощности зависит, как выяснилось. Внутрь гитарного потенциометра я никогда не лазил, а более мощные видел.
vintage
12.11.2016 00:23+1Акустика помещения влияет куда сильнее на «сочность звука», чем все эти ваши «ламповые гармоники», которые в 21 веке ну никак не могут понять, как моделировать, ага.
jex
12.11.2016 00:31+6Самое интересное, что большинство(99%) слушателей вообще не услышат нюансов ни помещения, ни ламповго звука. Потому что слушают музыку через наушники за 500руб. сидя в метро или автобусе.
На концертах чаще всего звук тоже не ахти…
avost
12.11.2016 09:05Любая модель — это какое-то приближение к оригиналу. На то она и модель. Отличаться будет в любом случае. И все эти модели сложные. Реально сложные. До такой степени, что просто разумных вычислительных мощностей перестаёт хватать. Поэтому упрощают. Знаете ли вы чем модель угольного резистора отличается от модели металлоплёночного? А модель бумаго-маслянного конденсатора от полипропиленового. А они РАЗНЫЕ. А в гитрриге, скорее всего, используется простейшая из учебника.
В этом смысле прикольная история про квакушку — край бэби, по-моему. Её давно сделали и все к ней привыкли. А когда стали делать новодел, оказалось, что звучит она совсем не так, как у Хендрикса. Вроде схема та же, и тут что-то про якобы техника Хендрикса говорили — «простая индуктивность»… Детальные разборки показали, что дело именно в этой " простой индуктивности". Она там есть в схеме. И инженер-разработчик педали, когда её делал взял первую подходящую ему по индуктивности. А была она весьма паршивого качества сама по себе (да, бывают бракоделы и в америце). Но, по совокупности характеристик получился именно тот звук, который мы слышим у Хендрикса. А потом, со временем, брак на производстве устранили или к другому поставщику обратились, в общем получили качественные катушки. А магия исчезла — звук стал другой. Объективно. Хотя стандартные измеряемые параметры катушки — индуктивность, сопротивление по постоянному току,… остались прежними. Такие дела.
Так вот уверены ли вы, что мат модель этой кваки в гитарриге, биасе, эйксе учитывает ВСЕ значимые для звука параметры той бракованой катушки? ;) и это только один компонент, а в тракте их сотни. Какой нужен объём вычислений, чтобы промоделировать всё это в рилтайме и какова стоимость? А какой в этом смысл, если можно просто взять ту бракованую катушку и… ну, вы поняли :).vintage
12.11.2016 09:54А вы уверены, что хоть в какому-то ламповом усилителе сейчас есть «та самая бракованная катушка Хендрикса»?
avost
12.11.2016 11:10+1В усилителе нет. А квакушек этих полно. Вы можете сравнить цены на старые квакушки с бракованой катушкой и современные с «нормальной». Там разница в порядок. Если не болльше. Кстати, педали те вовсе не ламповые, а очень даже транзисторные.
Похожая, но не такая занятная, история с ибанез тьюбскримером. Старые модели звучат иначе. И они, несмотря на «тьюб» тоже транзисторные. Ламп я даже не касался :).
ЗЫ математические модели элементов действительно довольно приближённые и очень сильно упрощенные и обобщеные. Стандартная модель той же катушки индуктивности — это сферический конь в вакууме, это индуктивность, ёмкость и сопротивление. А что в реальной катушке? При рыхлой намотке при перемагничивании витки сдвигаются и колеблятся друг относительно друга. Получается уже нелинейные и зависящие от частоты искажения. Плюс микрофонный эффект — «хендрикс» на атаке даванул педаль, динамика изменилась. Это только малая часть только одной катушки.
Я не говорю, что это всё нельзя учесть и смоделировать. Можно! Я о том, что это до сих пор не сделано и почему именно до сих пор не сделано. Дорого, хлопотно и непрактично.mickvav
13.11.2016 11:34Что-то мне подсказывает, что большая часть людей, пытающихся это все «смоделировать» таки не доучились до старших курсов института или большую часть времени таки тратили не на мат. моделирование а на что-то другое…
Но да, построить качественную модель нелинейного объекта, описывающую реальный физический объект с точностью в пределах погрешности доступных измерительных средств — задача, требующая времени и денег.
mwizard
Забыли написать, что у теплого лампового звука есть DUSHA и бархатные низы, а вот у мертвой холодной мерзкой цифры никакой DUSHA нет и быть не может, и даже не пытайтесь.
RafaelRS
Предпочитаю не вдарятся в метафизику. Все можно понять итак обладая набором базовых знаний по физике и электронике и поварившись в обсуждениях тех кто эту технику конструирует. Лампа это не более чем «материал», который удобно " резонирует". Вот и все, никакой магии.
sevikl
не надо метафизику. жду статью «гибсон наше всё, эпифон наше ничто» или что-то подобное.
простите, но я человек радикальный и негибкий в этих вопросах, может быть дадите ссылочку на творчество? а то заводы стоят, кругом ламполюбы
amartology
Базовый набор знаний по физике говорит, что цифровой сигнальный процессор, АЦП и ЦАП могут сэмулировать что угодно, в том числе и ламповый звук. Причем сэмулировать с такой точностью, что никто никогда не отличит.
GarryC
При соблюдении двух условий:
Не уверен, что в реальной жизни оба условия соблюдаются.
amartology
Почему неограниченные ресурсы? Нужные ресурсы вполне конечны и, скорее всего, нормально оцениваются. Более того, разные программы способны на одном и том же хардваре симулировать разные ламповые девайсы.
А вот «вы точно знаете, что моделируете» — это несколько сложнее. Хотя тут тоже стоит заметить, что современные микроэлектронные САПР прекрасно и очень точно моделирует на порядки более сложные аналоговые схемы, чем ламповый гитарный усилитель. А что можно смоделировать в САПР — то можно оцифровать и сэмулировать при помощи процессора, АЦП и ЦАП.
GarryC
Вы говорили про теоретическую возможность я про нее и ответил.
В теории для создания модели аналогового устойства без уточнения его параметров нам потребуется бесконечная частота оцифровки с бесконечным же разрешением.
Конечными требуемые ресурсы становятся только по мере введения предположений о характере поведения моделируемого устройства, а насколько они соотносятся с истиной, остается вопросом.
Wizard_of_light
«Ламповый гитарный звук в тридцать строк на джаве».
vintage
Не джаве, а джаваскрипте ;-)
PULT
Кто сможет на php реализовать?:)
markmariner
Я не знаю, как это работает, но когда я играю в ламповый или транзисторный гитарный усилитель и приближаю гитару к динамику, у меня получается добиться эффекта, когда всё «заводится», а этот эффект я использую в композициях очень часто. Происходит это даже на средней громкости.
Когда я подключаю гитару к внешней звуковой карте, потом Гитар Риг, потом мониторные колонки со встроенным усилителем, то даже на большой громкости эффекта нет. Уже поэтому я не могу использовать этот вариант на концертах.
В чём же дело? Как это работает?
amartology
Дело в положительной обратной связи, которая возникает из-за того, что у лампового или транзисторного усилителя фиговый частотный диапазон. Сымитировать такое в цифре вполне можно, если задаться такой целью.
RafaelRS
Тут вы ошибаетесь. Как вы можете сымитировать обратную связь чисто цифрой вообще? Вы же получается должны анализировать, что идет с гитары и не совпадает ли это с отголосками звука, который был выдан динамиком. Без учета гитары и без динамика при записи в линию вы как это будете эмулировать? Попросту выдадите фонящий звук от балды, в то время как допустим гитарист с обычным усилителем будет поворачиваться к усилителю то спиной то лицом, увеличивая, уменьшая бы обратную связь?
Можно даже упростить задачу, воспроизводить все в динамик, чтобы гитара действительно ловила звук с него и это можно было обнаружить и в реальном времени реагировать, воспроизводя нужные трансформации звука. Но опять же, чтобы создавать правильный резонанс гитары динамик должен быть определенных параметров на хорошей громкости. А это именно гитарный динамик 12 дюймов с кабинетом. Чтобы это дело раскачать, нужен нормальный оконечный усилитель, с которым динамик будет тоже правильно взаимодействовать, чтобы при обратной связи получились правильные искажения. Ладно, допустим мы поставим обычный настоящий HiFi усилитель для достижения максимальной линейности, а степенью взаимодействия сможем управлять через искажения сигнала на процессоре. Что в итоге мы имеем? Опять бандуру динамик нехилых размеров и стоимости, HiFi усилитель, тоже не спичечный коробок, тем более для хорошей линейности там должен быть хороший громоздкий БП и стоить это будет тоже некислые деньги, хороший проц с АЦП и ЦАП с качественной обвзякой, с продвинутыми алгоритмами эмуляции всего этого, что видимо тоже будет стоить некислых денег. А теперь если мы захотим это записать, надо так же ставить микрофон перед кабинетом, микрофон тыкать в качественный предусилитель и городить остальной огород прелестей звукозаписи. У меня два вопроса:
1. А смысл, когда получается опять громоздкая конструкция, да еще скорее всего более дорогая раза в два-три, при этом весь бенефит от процессора будет в том, что просто он сможет сделать разные эмуляции, но при этом не факт, что это будет не хуже оригинального аналога. Вы будете платить за что-то в два три раза больше денег и создавать больший дискомфорт не будучи уверенным в результате?
2. Вы где нибудь видели гитарный процессор заточенный под использование в такой схеме? Уверенны, что кому нибудь будет интересно и резонно создавать специально такой и он будем иметь коммерческий смысл с учетом п.1?
Какая то странная вера во теоретическое всесилие цифровых технологий без учета конкретики.
Alexeyslav
Положительная обратная связь. В аналоге — тракт сквозной, поэтому она легко возникает, при цифровой обработке от этого эффекта стараются избавиться поскольку неконтролируемая ПОС в условиях концертных масштабов может вынести людям уши и спалить усилители. Кроме того, ЦОС не представляет что такое сквозной тракт — информация обрабатывается исключительно порциями, а значит необходим минимальный буфер входящих и выходящих данных, а может и на промежуточных этапах — это даёт задержку передачи сигнала между выходом и входом. Если она достигнет величины 10мс, то автоколебания в такой системе станут возможными только на частотах ниже 100Гц, что может принудительно фильтроваться полосовыми фильтрами и рубит даже саму возможность такого эффекта на корню.
Кроме того есть ещё один приём борьбы с возникновением ПОС — сдвиг частотного диапазона на 10-20Гц, на слух это незаметно а условия возникновения ПОС исчезают.