Сфера применения технологии блокчейн сегодня расширяется, выходя за пределы экономики. Самый известный пример ее использования — сеть bitcoin. Однако в ней доступна ограниченная информация — отправитель «монет», их количество и адрес получателя.
Один из проектов, которым занимаются сотрудники и студенты Университета ИТМО, использует блокчейн и применяет технологию в другой сфере — управлении беспилотниками. Подробнее об этом расскажем в нашем материале.
Christopher Michel / Flickr / CC
Проект основан на использовании платформы Ethereum. Ее основное отличие от остальных систем электронных денег — внутренняя валюта («эфир») тут не является эквивалентом монет, а питает узлы сети, которые работают друг с другом по «умным контрактам».
Например, один узел отправляет «эфир» по определенному адресу, и эта информация заносится в блокчейн. В ответ на это другой узел начинает исполнять код. Таким образом, можно создать сеть, в которой за корректным исполнением инструкций будут следить сами роботы.
После создания контракта по найму (для чего нужно указать координаты базы) и передачи транзакции в сеть Ethereum, дрон получает координаты и рассчитывает расстояние и стоимость полета. Затем пользователь совершает оплату, а робот приступает к выполнению задания. Разработчики уверены, что такая платформа может лечь в основу системы взаимодействия участников рынка интернета вещей.
Конечной целью проекта является создание массового сервиса дронов, которые будут самостоятельно и децентрализованно управляться, обмениваясь инструкциями. Такая необходимость обусловлена тем, что в использовании дронов-беспилотников задействованы разные участники: конечные пользователи, страховые компании, Интернет-провайдеры, автономные базы дронов, компании, предоставляющие топографические данные и так далее. А децентрализация управления обеспечивает высокий уровень безопасности.
Первые испытания были проведены еще в 2015 году. А в апреле этого года команда проекта в лице Сергея Лоншакова, ассистента кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО Александра Капитонова, выпускника Университета ИТМО Александра Крупенькина и студента Университета ИТМО Семена Павлова проверили систему на способность самостоятельно корректировать маршруты. Всего было задействовано четыре дрона, маршруты которых специально пересекались. Эксперимент оказался успешным:
Ведущий разработчик проекта Сергей Лоншаков впервые представил проект широкой общественности этим августом на Drone Expo Show. А 28 октября проект был включен в интерактивную сессию V ежегодного Форума «Открытые инновации», который прошел в технопарке «Сколково». Сергей отметил рост интереса к применению этой технологии, что было заметно по количеству человек, присутствовавших на демонстрации «Дрона-сотрудника».
Еще один разработчик высоко оценил перспективы проекта в интервью с интернет-порталом ForkLog: «Бизнес-модель этого проекта представляется крайне жизнеспособной для 2016 — 2018 годов. С учетом того, что проект сочетает в себе две крайне высокотехнологичные и молодые стороны — криптовалютные технологии с использованием умных контрактов и применение фреймворка ROS для общения с доном».
/ Фото itmo.news
Деятельность участников команды на этом не ограничивается, у них есть опыт работы и с другими технологиями. Например, Александр Капитонов работал в группе исследователей под руководством зав. кафедрой систем управления и информатики Университета ИТМО Алексея Бобцова над внедрением LEGO MINDSTORMS NXT в обучение студентов основам адаптивного управления. Проект является образовательным, включает изучение способов вовлечения студентов в работу и нацелен на создание продуктивной атмосферы для развития теоретических аспектов адаптивного управления.
Кроме того, в составе другой группы Александр разрабатывал систему управления мобильными роботами с применением кинематической модели. Команда остановилась на изучении роботов с роликонесущими колесами из-за их маневренности и опробовала разработанную систему на практике.
Проект, созданный на базе Университета ИТМО, отлично вписывается в концепцию Национальной технологической инициативы. НТИ разработана с учетом ожидаемых глобальных изменений на рынке технологий и нацелена на развитие в России подходящей среды для формирования достаточного количества высококвалифицированных и заинтересованных кадров, создание площадок для их обучения и роста и разработку новых технологий.
Согласно концепции, в течение 10-20 лет возникнут новые крупные мировые рынки в области технологий. И благодаря поэтапному внедрению НТИ, Россия сможет быть достойно представлена на этих рынках.
Экспертами были определены приоритетные области развития (они же будущие технологические рынки), одна из них — Аэронет (AeroNet) — предполагает развитие сегментов рынка беспилотных авиационных систем. Агентством стратегических инициатив (регулятором НТИ) была разработана дорожная карта, согласно которой к 2020 году планируется «разработка технологий полетов БВС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемой авиацией и технологий для создания систем автоматической самоорганизации множеств БАС» (см. пункт 1.7. в таблице «План реализации дорожной карты» тут).
/ Изображение АСИ
В рамках проекта «Дрон-сотрудник» уже сегодня реализуется возможность организации одновременного полета нескольких дронов без участия человека (как раз то, что в НТИ «запланировано» на 2020 год). Безусловно, это только малая часть концепции, которая помимо этого пункта включает использование беспилотников, например, на орбитах и даже в качестве транспорта. Но успехи проекта показывают, что НТИ может существовать не только на бумаге и создавать климат для исследователей и разработчиков.
Соавтор проекта НТИ Дмитрий Песков в своем выступлении в Университете ИТМО, сказал, что, по его мнению, одним из основных трендов в технологической сфере является «блокчейнизация», то есть отказ от посредников во всех областях, что, в свою очередь, связано с очень высоким темпом развития технологий. (См. пункт «Технологическая сингулярность и “олдфаги”» в источнике). Это, возможно, объясняет повышенный интерес к проекту «Дрон-сотрудник» – его создатели попали в тренд и смогли разработать технологию на стыке нескольких и без того популярных систем.
В Университете ИТМО разработкой в области БПЛА занимается не только команда Сергея Лоншакова. Например, в Университете была разработана модульная платформа для построения беспилотников различной конфигурации. Можно выбрать различные варианты компоновки модулей в зависимости от желаемых характеристик аппарата, кроме того, аппаратная система нацелена на работу именно с отечественными компонентами. В систему входит и бортовой компьютер на ОС Linux.
Целая команда Университета ИТМО (в лице Алексей Маргуна, Константина Зименко, Дмитрия Базылева и других) разработала алгоритм управления БПЛА на основе метода линеаризации обратной связью (подробнее об исследовании читайте тут). В работе сравниваются два метода управления квадрокоптером с робототехническим манипулятором. В результате на основе построенных моделей, ученые приходят к выводу, что новый предложенный ими способ управления позволяет беспилотнику более четко и эффективно следовать заданной траектории, чем классический подход (на основе пропорционально-дифференциального регулятора).
В Университете ИТМО большое внимание уделяется и технологии блокчейн как таковой. Например, работу блокчейн на базе платформы Ethereum, которая была разработана российско-канадским программистом Виталиком Бутериным и запущена (официально) всего около года назад (именно на ее основе работает проект «Дрон-сотрудник»), с этого года могут изучать студенты магистерской программы «Математическая физика и теория информации».
Еще один пример исследований в этой области – проект «умного города», в котором сотрудники Университета ИТМО работают совместно с европейским проектом bIOTope. А студенческое конструкторское бюро (RED) от кафедры систем управления и информатики, интегрируют мобильные робототехнические системы в сеть Ethereum. (Подробнее о деятельности этого бюро мы уже писали тут).
Один из проектов, которым занимаются сотрудники и студенты Университета ИТМО, использует блокчейн и применяет технологию в другой сфере — управлении беспилотниками. Подробнее об этом расскажем в нашем материале.
Christopher Michel / Flickr / CC
Как работает «Дрон-сотрудник»
Проект основан на использовании платформы Ethereum. Ее основное отличие от остальных систем электронных денег — внутренняя валюта («эфир») тут не является эквивалентом монет, а питает узлы сети, которые работают друг с другом по «умным контрактам».
Например, один узел отправляет «эфир» по определенному адресу, и эта информация заносится в блокчейн. В ответ на это другой узел начинает исполнять код. Таким образом, можно создать сеть, в которой за корректным исполнением инструкций будут следить сами роботы.
После создания контракта по найму (для чего нужно указать координаты базы) и передачи транзакции в сеть Ethereum, дрон получает координаты и рассчитывает расстояние и стоимость полета. Затем пользователь совершает оплату, а робот приступает к выполнению задания. Разработчики уверены, что такая платформа может лечь в основу системы взаимодействия участников рынка интернета вещей.
Конечной целью проекта является создание массового сервиса дронов, которые будут самостоятельно и децентрализованно управляться, обмениваясь инструкциями. Такая необходимость обусловлена тем, что в использовании дронов-беспилотников задействованы разные участники: конечные пользователи, страховые компании, Интернет-провайдеры, автономные базы дронов, компании, предоставляющие топографические данные и так далее. А децентрализация управления обеспечивает высокий уровень безопасности.
Первые испытания были проведены еще в 2015 году. А в апреле этого года команда проекта в лице Сергея Лоншакова, ассистента кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО Александра Капитонова, выпускника Университета ИТМО Александра Крупенькина и студента Университета ИТМО Семена Павлова проверили систему на способность самостоятельно корректировать маршруты. Всего было задействовано четыре дрона, маршруты которых специально пересекались. Эксперимент оказался успешным:
Ведущий разработчик проекта Сергей Лоншаков впервые представил проект широкой общественности этим августом на Drone Expo Show. А 28 октября проект был включен в интерактивную сессию V ежегодного Форума «Открытые инновации», который прошел в технопарке «Сколково». Сергей отметил рост интереса к применению этой технологии, что было заметно по количеству человек, присутствовавших на демонстрации «Дрона-сотрудника».
Еще один разработчик высоко оценил перспективы проекта в интервью с интернет-порталом ForkLog: «Бизнес-модель этого проекта представляется крайне жизнеспособной для 2016 — 2018 годов. С учетом того, что проект сочетает в себе две крайне высокотехнологичные и молодые стороны — криптовалютные технологии с использованием умных контрактов и применение фреймворка ROS для общения с доном».
/ Фото itmo.news
Деятельность участников команды на этом не ограничивается, у них есть опыт работы и с другими технологиями. Например, Александр Капитонов работал в группе исследователей под руководством зав. кафедрой систем управления и информатики Университета ИТМО Алексея Бобцова над внедрением LEGO MINDSTORMS NXT в обучение студентов основам адаптивного управления. Проект является образовательным, включает изучение способов вовлечения студентов в работу и нацелен на создание продуктивной атмосферы для развития теоретических аспектов адаптивного управления.
Кроме того, в составе другой группы Александр разрабатывал систему управления мобильными роботами с применением кинематической модели. Команда остановилась на изучении роботов с роликонесущими колесами из-за их маневренности и опробовала разработанную систему на практике.
Почему проект «опережает время»
Проект, созданный на базе Университета ИТМО, отлично вписывается в концепцию Национальной технологической инициативы. НТИ разработана с учетом ожидаемых глобальных изменений на рынке технологий и нацелена на развитие в России подходящей среды для формирования достаточного количества высококвалифицированных и заинтересованных кадров, создание площадок для их обучения и роста и разработку новых технологий.
Согласно концепции, в течение 10-20 лет возникнут новые крупные мировые рынки в области технологий. И благодаря поэтапному внедрению НТИ, Россия сможет быть достойно представлена на этих рынках.
Экспертами были определены приоритетные области развития (они же будущие технологические рынки), одна из них — Аэронет (AeroNet) — предполагает развитие сегментов рынка беспилотных авиационных систем. Агентством стратегических инициатив (регулятором НТИ) была разработана дорожная карта, согласно которой к 2020 году планируется «разработка технологий полетов БВС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемой авиацией и технологий для создания систем автоматической самоорганизации множеств БАС» (см. пункт 1.7. в таблице «План реализации дорожной карты» тут).
/ Изображение АСИ
В рамках проекта «Дрон-сотрудник» уже сегодня реализуется возможность организации одновременного полета нескольких дронов без участия человека (как раз то, что в НТИ «запланировано» на 2020 год). Безусловно, это только малая часть концепции, которая помимо этого пункта включает использование беспилотников, например, на орбитах и даже в качестве транспорта. Но успехи проекта показывают, что НТИ может существовать не только на бумаге и создавать климат для исследователей и разработчиков.
Соавтор проекта НТИ Дмитрий Песков в своем выступлении в Университете ИТМО, сказал, что, по его мнению, одним из основных трендов в технологической сфере является «блокчейнизация», то есть отказ от посредников во всех областях, что, в свою очередь, связано с очень высоким темпом развития технологий. (См. пункт «Технологическая сингулярность и “олдфаги”» в источнике). Это, возможно, объясняет повышенный интерес к проекту «Дрон-сотрудник» – его создатели попали в тренд и смогли разработать технологию на стыке нескольких и без того популярных систем.
Кто еще в Университете ИТМО исследует эти сферы
В Университете ИТМО разработкой в области БПЛА занимается не только команда Сергея Лоншакова. Например, в Университете была разработана модульная платформа для построения беспилотников различной конфигурации. Можно выбрать различные варианты компоновки модулей в зависимости от желаемых характеристик аппарата, кроме того, аппаратная система нацелена на работу именно с отечественными компонентами. В систему входит и бортовой компьютер на ОС Linux.
Целая команда Университета ИТМО (в лице Алексей Маргуна, Константина Зименко, Дмитрия Базылева и других) разработала алгоритм управления БПЛА на основе метода линеаризации обратной связью (подробнее об исследовании читайте тут). В работе сравниваются два метода управления квадрокоптером с робототехническим манипулятором. В результате на основе построенных моделей, ученые приходят к выводу, что новый предложенный ими способ управления позволяет беспилотнику более четко и эффективно следовать заданной траектории, чем классический подход (на основе пропорционально-дифференциального регулятора).
В Университете ИТМО большое внимание уделяется и технологии блокчейн как таковой. Например, работу блокчейн на базе платформы Ethereum, которая была разработана российско-канадским программистом Виталиком Бутериным и запущена (официально) всего около года назад (именно на ее основе работает проект «Дрон-сотрудник»), с этого года могут изучать студенты магистерской программы «Математическая физика и теория информации».
Еще один пример исследований в этой области – проект «умного города», в котором сотрудники Университета ИТМО работают совместно с европейским проектом bIOTope. А студенческое конструкторское бюро (RED) от кафедры систем управления и информатики, интегрируют мобильные робототехнические системы в сеть Ethereum. (Подробнее о деятельности этого бюро мы уже писали тут).
Поделиться с друзьями
riot26
ZOXEXIVO
Да, ребята, вы перебарщиваете уже со своим блокчейном
Cobolorum
Было нано, теперь блокчейн новомодный тренд?
polym0rph
Да, давайте хранить блокчейн в блокчейне, а еще сделаем для обратной связи между ними сайдчейн, поднимем SegWit и лайтинг сеть для микротранзакций, плюс смартконтракты на тьюринг-полном языке, которые можно писать боту для телеграма, а для финансирования всего этого проведем ICO. Финтех ми-ми-ми)
Ну а если серьезно, то пусть вкручивают куда вкручивается, потом посмотрим, где он реально пригодится, свои ниши явно займет, а что по нему хайп сейчас, так это нормлаьно, всегда какие-то тренды есть.
SADKO
Адаптивное управление на LEGO MINDSTORM :-) С точностью-то леговских датчиков и топорностью языка?
(ну бюджет освоить, я ещё понимаю, но не настолько-же, что бы в ВУЗ наборы для школьников закупать)
Ребята, это просто за гранью реальности, а каков будет следующий шаг, раздать студентам сортеры\погремушки\соски и наконец горшки!
Arastas
Опыт показывает, что ни характеристики леговских датчиков, ни особенности языка не препятствуют использованию адаптивного управления. Да и почему, собственно, должны препятствовать?
Касательно погремушек — наборы лего используются, если мне не изменяет память, в рамках знакомства студентов первого курса со специальностью. Может kap2fox уточнит.
bnytiki
А зачем для этого блокчейны?
1. Роботы и так тебя не надуют.
2. Если злоумышленник пожелает — роботы будут игнорировать блокчейны.
Основано то на добровольности и принудительности.
Человек принимает правила игры экономики — потому что работает, получает деньги, затем отдает деньги, получает блага.
Роботу-то все равно.
shalomman
На самом деле все просто, так как провайдеров сервиса и заказчиков будет много, то блокчейн защитит от мошиннечества отдельных игроков рынка.Ну и как бонус — бесплатный трекинг.
Мне всеравно не верится, что эта модель заработает глобально без регулятора, но видимо я не до конца все понял.
И да, обманывают не роботы, а их владельцы.
Spiritschaser
ДРОНЫ! БЛОКЧЕЙН! БОЛЬШЕ!
> конечные пользователи, страховые компании, Интернет-провайдеры, автономные базы дронов, компании, предоставляющие топографические данные и так далее. А децентрализация управления обеспечивает высокий уровень безопасности.
Собственно, высокий уровень безопасности описываемая разработка обеспечивает
А вот «децентрализованное управление» с оптимизацией матриц логистики полёта сразу всех дронов хотя бы на уровне задачи коммивояжёра — вот самая мякотка всех транспортных систем — не раскрыта.
mikkab
«Контракт» все же не непосредственно с дроном заключается, а обрабатывается на уровне ground station где и делает общий расчет пересечения траекторий и тд? те тут скорее диспетчерская, тк в Solo/Dronekit программируемый полет по точкам доступен из коробки.
На видео не заметил погодной станции, погода и пр внешние условия не обрабатываются?
как реализована «передача управления над дроном пользователю»? просто покрутить камерой или управление передаете?