Генеральный директор вздорного производителя умных часов объясняет, что пошло не так, и почему Fitbit отхватил себе компанию


image

Если следовать мифологии Кремниевой долины, то Эрик Мигиковски должен кипеть от возмущения. Ведь он провалился. Последние девять лет он круглосуточно проводил время, и творил время в Pebble, компании, производящей умные часы, начатой им, когда ему было 21 год. Тогда молодой Эрик учился за границей, в городе Делфт в Нидерландах, славящемся больше потреблением марихуаны, чем технологиями. Его жизненный путь поистине легендарен: не особо успешный стартап в Y Combinator, герой Kickstarter, создатель своей платформы и продавец более чем двух миллионов умных часов. Выглядит круто, но этого оказалось недостаточно. Pebble теряла деньги, а прибыли не было видно.

Так что 6 декабря Мигиковски продал копанию, включая всю интеллектуальную собственность, Fitbit, которая обещала нанять 40% от текущих работников Pebble. В 30 лет он впервые будет взрослым, не имеющим звания генерального директора. И в культуре, сделавшей провал своим фетишем, он заслужил высшую награду: разбившийся и сгоревший стартап.

Но он не кипит от возмущения.

И не плачет, и не рыдает. Когда я встретил этого долговязого, двухметрового, бородатого канадца на прошлой неделе в закусочной в Пало Альто, Мигиковски был всё тем же радостным и внимательным парнем, которого я знал в более перспективные времена, хотя наше общение и получилось необычно сдержанным. Ведь мы встречались в тот день, когда была закрыта сделка с Fitbit.

Мигиковски согласился встретиться со мной, потому что я вёл периодические хроники его компании. Я брал у него интервью во времена, когда это был одинокий железячный стартап в Y Combinator (тогда компания называлась Alerta, и они разрабатывали часы InPulse). За последние два года наше издание наведывалось к нему несколько раз, и мы делали серию статей «Приключения Pebble». Я специально поехал к нему на следующий день после анонса Apple собственных умных часов. Мигиковски сказал, что Pebble выиграет от такого признания носимых продуктов. Я видел раннюю версию очень клёвой модели Pebble Time Round. А в этом году я радостно наблюдал за расширением продуктовой линейки безэкранным гаджетом, который должен вешаться на кольцо для ключей и передавать музыку, одновременно оценивая качество вашей пробежки. И когда мы договаривались о встрече, он озвучил мои мысли: я буду писать о последнем приключении Pebble.

«В поисках приключений» – так можно описать текущий год Pebble. 2016-й начался в кризисе. За год до этого компания, когда-то прибыльная, ушла в красную зону, и встретила вторую половину года, не выполнив плана продаж. Pebble не суждено было стать прибыльной. В марте 2016 Мигиковски уволил четверть сотрудников из 160, почти одновременно с тем, как компания переехала из тесного лофта в Пало Альто в просторный сверкающий офис в пригороде Редвуд Сити. Они оптимистично арендовали два этажа, а сейчас уже умещаются на одном.

Оказалось, что Pebble – как и Apple – неправильно оценили рынок носимых гаджетов. Идея носить iPhone на запястье не прижилась. Единственным классным приложением для наручных устройств, судя по всему, остаётся фитнес. Активным людям нравится использовать гаджет, считывающий биометрические показатели и отслеживающий занятия. Упор Apple на моду, а Pebble – на продуктивность и инновации третьих лиц оказались дорогими отклонениями. Рынок умных часов укоренился в здоровье и фитнесе. «Мы слишком поздно это поняли, и Apple сейчас тоже это понимает», говорит Мигиковски. Он признаёт, что уведомления – возможно, вторая ключевая особенность умных часов. «Мы не поняли этого в 2014 – если бы мы тогда позиционировали себя, как умные часы для фитнеса, то возможно, всё было бы по-другому».

В её пользу скажем, что Pebble быстро подхватывала изменения. В этом году Pebble анонсировала продукты, концентрирующиеся на фитнесе, в частности, Pebble Core, тот самый гаджет для кольца с ключами. Отметим, что второе поколение Apple Watch также нацелено на любителей фитнеса. Pebble также представила новые часы с оптимизацией для приложений, связанных со здоровьем, и с отслеживанием пульса. В апреле на Kickstarter анонс собрал более $12 млн.

Но всё это пришло слишком поздно, и у Pebble не получилось собрать продажи, способные спасти компанию. Core стал продуктом-призраком, отличный прототип, который так никогда и не получат 24000 покупателей с Kickstarter (им обещают вернуть деньги).

image

Но в апреле Мигиковски не сказал мне, что возвращение Pebble на Kickstarter для рекламы Core было вызвано невозможностью найти финансирование. «После увольнений сложно было найти деньги. Это был тормозящий фактор», говорит он сейчас. «Поэтому мы и пошли на Kickstarter. После Kickstarter мы вновь попробовали найти финансирование, и у нас ничего не вышло».

Весной и летом Мигиковски пробовал всё, чтобы оставить компанию на плаву, особенно активно действовал летом, а затем его попытки потеряли скорость ввиду наступления неудачного сезона праздников. Новые продукты задерживались, график выхода переполз на 2017 год. «В сентябре была настоящая лихорадка,- говорит он. – Я летал по всему миру, был в Китае, пытался продавать лицензии на операционку, беседовал с инвесторами – а это были уже совсем не те инвесторы, с которыми ты разговариваешь на других этапах стартапа». Он посещал не самых крутых венчурных инвесторов, а частные акционерные компании, семейные инвестиционные предприятия – компании, находящиеся вне технических кругов.

Он придумывал разные альтернативы, даже размышлял над краудсорсинговым финансированием. Но из-за критики за слишком частые выходы на Kickstarter этот вариант был отброшен. Как и другие варианты развития, включая такой пожарный, как «уволить всех, кроме десятка человек, и посмотреть, что будет».

В октябре Мигиковски принял окончательное решение о том, что Pebble утонула. Настало время продавать то, что есть, оставляя в приоритете защиту потребителей, радея за разработчиков и делая всё, что можно, для сотрудников. Как ни странно, поворотный момент зарядил энергией его и всех директоров компании. «Когда в октябре решение было принято, дальше всё было прямолинейно,- вспоминает он. – У нас была миссия, и нам надо было продать компанию».

Лучшим покупателем оказалась Fitbit, лидер в производстве носимых устройств для фитнеса, недавно зашедшая на рынок умных часов.

Мигиковски говорит, что в Fitbit его привлекло (несмотря на скромную компенсацию, которую Bloomberg Business Week оценила в $40 млн) согласие компании не избавляться от разработчиков и пользователей Pebble. Хотя неясно, как всё повернётся – будут ли в будущем часы Fitbit работать на ОС от Pebble? – Мигиковски даёт понять в своём блоге, что сделка может расширить пользовательскую базу данных Pebble с двух миллионов до 50 миллионов. " Fitbit делает всё возможное для поддержки разработчиков", говорит Мигиковски.

Хотя все подробности сделки не разглашаются, из анонсов в блогах компаний ясно, что сделка представляет собой продажу активов, включающих софт Pebble, прошивки, патенты – но не само железо или другие физические активы. Pebble отвечает по своим долгам. Несколько сотрудников Pebble, или, как их называют, пеблеров, присоединятся к Fitbit; в большинстве это инженеры. Мигиковски подтвердил, что остальные получат выходное пособие.

Часы Pebble продолжат тикать, и Fitbit сначала продолжит поддерживать Pebble, хотя гарантия уже действовать не будет. Создатели приложений и аддонов пока ещё могут продавать их уменьшающемуся сообществу любителей Pebble. Заказчикам продукции с Kickstarter вернут деньги.

У Fitbit есть свои проблемы – в прошлом месяце они урезали прогнозы продаж, а стоимость акций упала до исторического минимума – но дополнение в виде опыта инженеров Pebble и патентов на некоторые их инновации, возможно, улучшат будущие продукты Fitbit. Забавно, что в прошлом апреле Мигиковски приводил Fitbit как пример компании, раньше других понявшей, что фитнес станет основной функцией носимых часов, и работала с упором на это. «У них есть график перехода от здоровья и фитнеса на более универсальные часы», сказал мне он. «У нас обратная ситуация, мы начали с часов общего назначения, и нам пришлось разобраться с тем, что здоровье – одна из тем, интересующих пользователей Pebble». Он, конечно, не подозревал, что Fitbit попробует осуществить этот переход при помощи остатков его собственной компании.

Пресс-релиз от Джеймса Парка, генерального директора и сооснователя Fitbit, поддерживает эту теорию: «В то время, как носимая электроника умнеет, а умные часы добавляют возможности работы со здоровьем и фитнесом, вы видим возможность на основании наших сильных сторон расширить наши лидирующие позиции в категорию носимой электроники».

Мигиковски не пойдёт работать в Fitbit. Он не подтверждает и не опровергает слухи о работе в Y Combinator. В любом случае он не уходит из Pebble богатым человеком. «Это не такая сделка,- говорит он. – Она в основном касается пользователей, сотрудников и продавцов».

Сожаления?

«Я бы мало что поменял,- говорит он. – Всё шло не точно по плану, но так вообще редко бывает. Мы попробовали. Мы создали отличный продукт, мы его выпускали, запустили рынок… И не смогли сделать следующий шаг».

А что насчёт этого знака отличия от Кремниевой долины, известного, как провал? Мигиковски не считает, что ему полагается такой знак. «Я не следовал мантре 'быстрого провала' », — говорит он о своей девятилетней одиссее. Но для него целью этой продажи было сохранение – возможность продолжения взращивания построенного им сообщества. «Это не огромное сообщество, но думаю, что достаточно крупное: два миллиона человек по всему миру», говорит он.

Как по мне, Эрик Мигиковский достиг очень многого для своего возраста, до 30 лет. И не смотря на внезапное завершение, Pebble была инновационной и расширяющейся компанией, предлагавшей качественные продукты своим пользователям и благодарное сообщество для разработчиков. Это был глоток свежего воздуха в том пространстве, где большие компании соревнуются с мрачной и не всегда верной решимостью. Ему всего 30, и у Мигиковски ещё полно времени для будущей славы. И полно оставшихся часов для отслеживания этого времени.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. Forest_Gump
    14.12.2016 03:52
    +8

    «Я тебя породил, я тебя и убью». Мне кажется эта фраза довольно точно передает случившвееся. Один из отзывов сотрудников компании Pebble в начеле 2016 о своем опыте:

    «Great Product. Horrible Company.»

    Former Employee — Anonymous Employee in Redwood City, CA
    Doesn't Recommend
    Negative Outlook
    Disapproves of CEO

    I worked at Pebble full-time (More than 3 years)

    Pros

    — Great product
    — Free snacks
    — Great location

    Cons

    Poor planning, an undefined reporting structure, unqualified managers, spineless leadership, bad communication across departments, politics and gossip. This place is heading down hill FAST unless they make some serious changes.

    Advice to Management

    Stop trusting the amateurs, do some serious planning and open the communication across departments


  1. Segmentq
    14.12.2016 09:24

    какое-то странное послевкусие от стиля написанного.


  1. tmnhy
    14.12.2016 10:05
    +4

    Гениальный краудфандинг, получается, не равно финансовый успех. Pebble продержались 8 лет.
    Есть примеры успешности других проектов, стартовавших с коллективного финансирования?


    1. doom369
      14.12.2016 12:37

      Oculus?


  1. lavmax
    14.12.2016 10:36

    Грустный итог.
    Немного оффтопик, но есть ли реальная альтернатива Pebble Core на рынке? Этот продукт мне жаль больше всего.


    1. Killy
      15.12.2016 03:00

      В реддите pebble собрали табличку.
      (Универсальной альтернативы нет, но может кто-то что-то найдёт для себя.)


  1. yadem
    14.12.2016 10:40
    +2

    Блииииииииин! Я пользуюсь Pebble Steel еще первых выпусков, вот как раз посматривал на что-то с датчиком пульса и на тебе ((((
    Очень жалко, в Pebble меня всегда привлекала батарейка на неделю работы с кучей уведомлений и какой-ни-какой самобытный дизайн.
    Good Night Sweet Prince!


    1. chaynick
      14.12.2016 12:10

      Если смотреть именно фитнес-часы то можно найти много чего подобного. Правда совсем другой вопрос возникает — цена. http://www.garmin.ru/watches/catalog/fenix/fenix3-sapphire-hr/


    1. DenimTornado
      14.12.2016 16:15

      Посмотрите в сторону второго Mi Band, да, значительно проще, но основное всё есть. И уведомлялки, и датчик пульса, и длинная батарея.


      1. yadem
        14.12.2016 16:47

        chaynickDenimTornado трекеры это да, но тут именно были часы, именно обычные часы (правда да, с настраиваемыми циферблатами), которые не нужно вместе с смартфоном каждый день заряжать, как основной функционал + как очень нужное дополнение это уведомления и т.п.
        за MiBand2 спасибо, возможно как трекер и возьму, но пока я от Steel отказываться не собираюсь, т.к. не вижу теперь им альтернативы в покупке (((


        1. DenimTornado
          14.12.2016 16:49

          У второго мибенда таки есть часы) И именно этого я от них ждал от самой первой версии. Теперь смысл во всех этих смарт часах пропал лично для меня.



  1. vilky
    14.12.2016 10:47
    +10

    Тогда молодой Эрик учился за границей, в городе Делфт в Нидерландах, славящемся больше потреблением марихуаны, чем технологиями.

    Хрень какая-то. Технический университет Делфта то и дело мелькает в новостях об открытиях и изобретениях.


    1. dzzh
      14.12.2016 12:02
      +10

      Это лучший технический университет Нидерландов, в рейтинге Таймс на 59 месте среди лучших университетов мира. МГУ в нем на 188 месте.


      1. artoym
        14.12.2016 17:49

        Возможно в рейтинге курения марихуаны он на 58 месте.


      1. vsapronov
        15.12.2016 23:58

        Мои менеджеры в США знают, что такое МГУ, МФТИ и СПбГУ, хотя в России никогда не были, а вот что такое Делфт — не знают, специально сейчас проверил.

        Фуфло эти рейтинги, обсуждалось уже много раз. Там один из значительных критериев — публикации в зарубежных журналах, который в России не нужны особо, если только не собираешься преподавать за бугром.


        1. Ipeacocks
          16.12.2016 03:04

          Каждый верит в то, во что хочет верить. А найти доказательства — дело второе.


          1. vsapronov
            16.12.2016 05:00

            Ну да, так и есть: кто-то хочет верить рейтингам Таймс…


    1. ingumsky
      15.12.2016 15:00

      Я уверен, что это некорректный перевод. Слово «славящийся» относится к «Нидерланды», а не к «Делфт».


      1. GreyhoundWeltall
        15.12.2016 15:43
        +3

        Знаете, что такое «переводянин»?
        А я покажу, следите за руками:

        For the past nine years, he spent time and made time?—?24/7?—?with Pebble, a smartwatch company he started as a 21-year old whelp while studying abroad in the Netherlands city of Delft, known more for pottery than technology.

        ТРРРУН!
        Тогда молодой Эрик учился за границей, в городе Делфт в Нидерландах, славящемся больше потреблением марихуаны, чем технологиями.


        И ведь ладно, я был бы необразованным бичем, который не может в сленг или язык, это было бы нормально! Но ни при каких условиях не получается найти сравнение (даже с учетом сленгового слова pot!) с этим продуктом через это слово. Даже — крайне своеобразный для переводчика — urban dictionary не дает такого варианта (подсказывая определенное действие сексуального характера).


        1. ingumsky
          15.12.2016 15:53
          +2

          Ой-вей, всё ещё хуже, чем я думал. Спасибо за находку! :)


        1. GreyhoundWeltall
          15.12.2016 15:56
          +2

          Стереотипы животворящие.
          Все остальные сомнения поможет развеять статья. Отвлекся и не успел отредактировать исходный ответ.


        1. Welran
          19.12.2016 15:48

          Всё дело в том что это именно керамика, а не сленговое обозначения для курения марихуаны. А роспись делфтского фарфора была предшественником гжельской росписи.


  1. tmin10
    14.12.2016 10:52
    +1

    Жаль, думал взять их часы попозже, сейчас и дизайн уже стал нормальный.


  1. kAIST
    14.12.2016 12:17
    +5

    Заказал себе pebble time, и на следующий день появилась новость о продажи компании.
    На форумах pebble видел много жалоб как раз таки, что pebble двигается в сторону фитнес трекеров, а людям хочется функционала умных часов в первую очередь.
    Сейчас уже неделю пользуюсь часами, поигрался с SDK, оно прекрасно (пользовался облачным SDK, хотя нашел даже способ установить его на windows без virtualbox)! Даже успел написать первое приложение (клиент для instagram), хотя опыта программирования на С у меня практически нет.
    По мне, именно такими должны быть умные часы — показывать время всегда, не разряжаться к вечеру (мне нужно в них именно спать, а не ставить на зарядку), мини приложения, которые делают именно то, что нужно, и не жрут сотни мегагерц процессора и сотни мегабайт оперативки.

    Им бы еще с самого начала задуматься о локализации. А то когда гуглил обзоры, все писали что нет поддержки русского языка, это очень отпугивало.


  1. NetBUG
    14.12.2016 13:41
    +1

    Чёрррт.
    У меня Time, и я ждал Time 2 с пульсометром.
    В браслетах Fitbit не хватает удобства уведомлений — то, ради чего я вообще брал умные часы — чтобы не доставать телефон за рулём и на совещаниях.

    По ходу, больше устройств, способных работать неделю на руке, не будет :(


  1. mu4a4o
    14.12.2016 15:32

    Подарил несколько месяцев назад жене Pebble Time. Сам немного попользовался, и очень понравилось. У самого были постепенно умирающие после 3-х лет использования Sony Smartwatch 2. Решил подождать выхода Pebble Time 2, но теперь придётся взять Pebble Time Steel, пока ещё есть в продаже. В ближайшие времена по совокупности цены и качеств ничего сопоставимого, к сожалению, не предвидится.


  1. Gluck666
    14.12.2016 15:32
    +1

    Искренне жаль. Я, как раз, тот потребитель, которому прежде всего нужна была «нотификация». И совсем не нужен фитнесс.


  1. MErocle
    14.12.2016 15:32

    FYI: деньги с Kickstarter уже вернули на карту :( точно не дождусь свои PT2


  1. iRupert
    14.12.2016 16:25

    Понятное дело, что Fitbit покупает Pebble после того, как новая линейка Garmin уделывает их в пух и прах. Vivoactive, Vivoactive HR, Fenix 3, Vivosmart почти везде хиты продаж.
    Вот и приобрели их в надежде догнать Garmin по таким статьям как аналог трансфлективного дисплея, магазина приложений, нормальных уведомлений и т.д.


  1. Ipeacocks
    14.12.2016 18:57

    Вообщем много букв, а суть в том, что рынок подобных устройств переоценили и взлетают в основном фитнес-трекеры.

    Я сам был владельцем двух Фитбитов. Неплохие, но очень недолговечные. Сейчас использую Withings и очень доволен.