Привет, Гиктаймс! В мире звука немало известных имен, однако, «золотая десятка» остаётся неизменной уже несколько лет. Истинные ценители назовут ее представителей без особого труда, одним из которых является Fostex — компания с 40-летней историей, специализирующаяся на производстве профессионального звукового оборудования. Мы уже знакомились с ее премиальным устройством — Fostex TH-610, но сегодня решили рассказать о более доступной линейке устройств компании, которая, несмотря на это, заслуживает место как в студиях звукозаписи, так и на офисном или домашнем столе.
Новая серия профессиональных динамических наушников под названием TR была представлена в этом году и горячо принята не только поклонниками девайсов Fostex, но и аудиофилами со всего мира. Линейка состоит из трех моделей: TR-70 (открытые), TR-80 (закрытые) и TR-90 (полуоткрытые), которые отличаются акустическим оформлением. При этом каждая представлена в двух вариантах: с импедансом — 80 и 250 Ом.
Вообще, не каждый производитель аудиотехники может похвастаться такой историей, как у Fostex. Изначально компания создавалась как дочерняя Foster Electric Company аж в 1973 году, причем ориентирована была преимущественно на японский рынок. Ценителей звука в этой стране хватает, причем иногда аудиофилия граничит с сумасшествием: так, например, японец Такео Морита утверждал, что «плохое электричество» негативно влияет на качество его мелодий. Взял и в этом году установил уличный столб электропередач примерно за $10000 со своим собственным трансформатором. Тёплым ламповым, естественно :)
Именно Fostex в 1975 году запатентовала Regular Phase — особую технологию производства диафрагм, с которой становится возможным излучение звуковых волн без изменения фазы. Технология активно развивается, и буквально через пару лет компания представляет миру одну из своих легендарных линеек — T10, T20, T30 и T50. Новинки быстро стали популярны среди профессиональных музыкантов: T20 особенно любил сам Майкл Джексон, для которого они оказались единственными наушниками, способными выдержать нужную исполнителю громкость воспроизведения.
Теперь, спустя много лет, Fostex не перестает радовать новыми шедеврами в мире звука, которые благодаря использованию современных технологий, стали доступнее без ущерба звуковым характеристикам. И линейка TR — как раз серьезная заявка на успех: корпуса чашек, 40-миллиметровые динамики и другие элементы наушников были разработаны полностью с нуля. Разработчиками была проделана колоссальная работа по оптимизации — они стремились не просто сделать хороший продукт, а добиться «наивысшего качества звука», как утверждает производитель. При этом наушники должны быть максимально комфортными при носке.
Один из приятных бонусов серии TR — все три модели наушников комплектуются двумя парами сменных амбушюр: одна пара стандартной толщины, другая — утолщенная. Помимо этого, в комплекте с Fostex TR-70, TR-80 и TR-90 идут два съемных кабеля (прямой и витой) длиной три метра каждый с позолоченными штекерами типа миниджек, хотя в комплекте также идёт переходник на 6,3 мм.
Производитель позиционирует Fostex TR-90 как старшую модель линейки. Полуоткрытое акустическое оформление обеспечивает высокий уровень насыщенности звука, а также отличную детализацию. Fostex TR-80, напротив, динамические наушники закрытого типа, отличающиеся хорошо сбалансированными частотами и превосходным звучанием. Младшей, но не по значению, является TR-70 — открытое акустическое оформление и естественный звук.
Невзрачная на первый взгляд картонная коробка скрывает хороший набор аксессуаров. Помимо самих наушников, здесь два вида кабелей (витой и прямой) длиной по 3 м. Необходимая для профессионалов вещь — переходник с 3,5 мм на 6,3 мм (вдруг вы все растеряли), плюс различная документация и небольшой мешочек из эко-кожи — мелочь, а приятно.
Однако отдельного внимания заслуживают дополнительные подушки для амбушюров увеличенной толщины. Так ли сильна будет разница при прослушивании? Скоро узнаем.
Поскольку наушники более доступные, чем те же TH-610 или TH-900, материалы у линейки TR тоже попроще: амбушюры и оголовье из искусственной кожи, корпус пластиковый, хотя и выполнено все очень качественно — взять ту же строчку на оголовье. Ощущается явное наследие Страны восходящего солнца: сделано всё со вкусом.
По конструкции TR-70 сильно напоминают T40RP MK3, за исключением разного акустического оформления. Несмотря на то, что диаметр мембраны составляет 40 мм, нижнюю границу диапазона частот инженеры Fostex все равно смогли опустить до 5 Гц. Во всей серии TR компания применяет динамические драйверы собственной разработки. Кабель съемный с фиксацией: с одной стороны удобно, с другой — немного осложняет покупку запасного провода. Но это, пожалуй, мелочи.
По бокам наушников расположена сетка, прикрытая и оформленная в «авиационном» стиле. За счет сеток наушники пропускают шумы в обоих направлениях, обеспечивая более естественный звук. Да, в общественном транспорте, метро или в самолете с ними будет проблематично, но зато дома, в офисе или в студии им не будет равных. Кроме того, за счет более низкого звукового давления, характерного для открытых наушников, TR-70 не «давят» на уши.
Хотя многие больше ждали от линейки планарный драйвер, нежели динамический, Fostex все равно пошла по пути, так сказать, «наименьшего сопротивления». Хотя как наименьшего — 250 Ом это отнюдь не мало. Выбор высокоомных наушников в качестве представителей серии очевиден — работа усилителя с меньшим уровнем искажений. Кроме того, если использовать наушники в качестве студийных, высокий импеданс отлично подойдет для стационарной техники за счет отсутствия низкого ограничения по напряжению последней. Это позволяет получить достаточную мощность.
80 или 250 Ом? Ответ на этот вопрос прямо зависит от того, как вы собираетесь использовать наушники. Если планируете подключать их к смартфону и домашней стереосистеме, модель с сопротивлением 80 Ом станет отличным выбором. С низким импедансом наушники будут звучать громче, если подключать их к таким же устройствам. Для тех же, кому нужно высокое качество и более «чистый» звук, однозначно нужны высокоомные наушники. Как мы уже сказали, при использовании стационарной техники это must have.
Для наглядности — если взять единую чувствительность в 96 дБ/мВт (как у тех же TR-80) и подать на наушники ровно 1 мВт, уровень звукового давления будет равен 96 дБ SPL. При этом для моделей с разным сопротивлением необходимо подать разные соотношения напряжения и тока. Разница лучше всего прослеживается, если сравнить низкоомную модель (например, 32 Ом) и высокоомную (600 Ом).
Проще говоря, для низкоомной модели нужно низкое напряжение, но при этом высокое значение уровня тока. У высокоомной же все наоборот: высокое напряжение, низкий уровень тока.
Сначала хотели сравнить наушники с Fostex T-7, но потом пришли к выводу, что больше подойдет аналогия с теми же T40RP MK3. По сравнению с ними вся линейка TR играет ярко и вовлекающе и даже TR-70, несмотря на открытое акустическое оформление. Про воображаемую сцену, объем инструментов и глубокие басы с вашего позволения говорить не будем, лучше обратим внимание на то, влияет ли сопротивление и смена амбушюр на качество звука (кстати, для замены штатных на утолщенные нужна некоторая сноровка).
По субъективным ощущениям — с толстыми амбушюрами звук поинтереснее и басистее, независимо от того, к чему подключать наушники. Может, сказывается то, что утолщенные мягче и комфортнее, да и уши чувствуют себя в них более просторно. Кто-то говорит, что вокал надо слушать только на штатных — мол, голос становится «глухим». Не заметили. Лучше прослушивать самостоятельно, желательно сразу сравнивая с другими моделями.
Конечно, к обычному смартфону подключать наушники с импедансом 250 Ом нет смысла (мы уже говорили, почему). Поэтому сразу откладываем свои айфоны в сторону и берем в руки плеер, тот же OPPO HA-2. Наушники сразу играют по-новому, и это заметно. Однако наиболее впечатляющего эффекта можно достичь при подключении наушников к стационарной системе. Не зря вся линейка TR позиционируется больше как студийная.
С сопротивлением вроде бы разобрались, что же с акустическим оформлением? Здесь каждый опять же подбирает наушники под свои потребности. Да, закрытая конструкция устройства более практичная и удобная в эксплуатации, в то же время открытые наушники выдают более естественный звук. Так что все зависит больше от того, где вы будете использовать TR-70, TR-80 или TR-90.
Не может не радовать, что в Fostex смогли найти оптимальный баланс между звучанием наушников, их внешним видом и ценой — теперь слово «студийные» не вводит многих в ступор. По сути, как мы сказали в начале, все три представителя линейки подойдут и для профессионального, и для личного пользования. Главное — правильно выбрать акустическое оформление и сопротивление.
Новая серия профессиональных динамических наушников под названием TR была представлена в этом году и горячо принята не только поклонниками девайсов Fostex, но и аудиофилами со всего мира. Линейка состоит из трех моделей: TR-70 (открытые), TR-80 (закрытые) и TR-90 (полуоткрытые), которые отличаются акустическим оформлением. При этом каждая представлена в двух вариантах: с импедансом — 80 и 250 Ом.
Вообще, не каждый производитель аудиотехники может похвастаться такой историей, как у Fostex. Изначально компания создавалась как дочерняя Foster Electric Company аж в 1973 году, причем ориентирована была преимущественно на японский рынок. Ценителей звука в этой стране хватает, причем иногда аудиофилия граничит с сумасшествием: так, например, японец Такео Морита утверждал, что «плохое электричество» негативно влияет на качество его мелодий. Взял и в этом году установил уличный столб электропередач примерно за $10000 со своим собственным трансформатором. Тёплым ламповым, естественно :)
Именно Fostex в 1975 году запатентовала Regular Phase — особую технологию производства диафрагм, с которой становится возможным излучение звуковых волн без изменения фазы. Технология активно развивается, и буквально через пару лет компания представляет миру одну из своих легендарных линеек — T10, T20, T30 и T50. Новинки быстро стали популярны среди профессиональных музыкантов: T20 особенно любил сам Майкл Джексон, для которого они оказались единственными наушниками, способными выдержать нужную исполнителю громкость воспроизведения.
Теперь, спустя много лет, Fostex не перестает радовать новыми шедеврами в мире звука, которые благодаря использованию современных технологий, стали доступнее без ущерба звуковым характеристикам. И линейка TR — как раз серьезная заявка на успех: корпуса чашек, 40-миллиметровые динамики и другие элементы наушников были разработаны полностью с нуля. Разработчиками была проделана колоссальная работа по оптимизации — они стремились не просто сделать хороший продукт, а добиться «наивысшего качества звука», как утверждает производитель. При этом наушники должны быть максимально комфортными при носке.
Один из приятных бонусов серии TR — все три модели наушников комплектуются двумя парами сменных амбушюр: одна пара стандартной толщины, другая — утолщенная. Помимо этого, в комплекте с Fostex TR-70, TR-80 и TR-90 идут два съемных кабеля (прямой и витой) длиной три метра каждый с позолоченными штекерами типа миниджек, хотя в комплекте также идёт переходник на 6,3 мм.
Характеристики Fostex TR-70, TR-80 и TR-90
Fostex TR-70 |
Fostex TR-80 |
Fostex TR-90 |
|
Тип наушников |
Динамические |
Динамические |
Динамические |
Акустическое оформление |
Открытые |
Закрытые |
Полуоткрытые |
Диаметр мембраны |
40 мм |
40 мм |
40 мм |
Сопротивление |
80 Ом / 250 Ом |
80 Ом / 250 Ом |
80 Ом / 250 Ом |
Чувствительность |
93 дБ/мВт |
90-96 дБ/мВт |
90-92 дБ/мВт |
Диапазон частот |
5 — 35.000 Гц |
5 — 35.000 Гц |
5 — 35.000 Гц |
Максимальная входная мощность |
100 мВт |
100 мВт |
100 мВт |
Вес |
298 г / 304 г |
292 г / 298 г |
302 г / 308 г |
Длина кабеля |
Прямой и витой, 3 м |
Прямой и витой, 3 м |
Прямой и витой, 3 м |
Штекер |
3,5 мм + переходник 6,3 мм |
3,5 мм + переходник 6,3 мм |
3,5 мм + переходник 6,3 мм |
Производитель позиционирует Fostex TR-90 как старшую модель линейки. Полуоткрытое акустическое оформление обеспечивает высокий уровень насыщенности звука, а также отличную детализацию. Fostex TR-80, напротив, динамические наушники закрытого типа, отличающиеся хорошо сбалансированными частотами и превосходным звучанием. Младшей, но не по значению, является TR-70 — открытое акустическое оформление и естественный звук.
Комплектация
Невзрачная на первый взгляд картонная коробка скрывает хороший набор аксессуаров. Помимо самих наушников, здесь два вида кабелей (витой и прямой) длиной по 3 м. Необходимая для профессионалов вещь — переходник с 3,5 мм на 6,3 мм (вдруг вы все растеряли), плюс различная документация и небольшой мешочек из эко-кожи — мелочь, а приятно.
Однако отдельного внимания заслуживают дополнительные подушки для амбушюров увеличенной толщины. Так ли сильна будет разница при прослушивании? Скоро узнаем.
Внешний вид
Поскольку наушники более доступные, чем те же TH-610 или TH-900, материалы у линейки TR тоже попроще: амбушюры и оголовье из искусственной кожи, корпус пластиковый, хотя и выполнено все очень качественно — взять ту же строчку на оголовье. Ощущается явное наследие Страны восходящего солнца: сделано всё со вкусом.
По конструкции TR-70 сильно напоминают T40RP MK3, за исключением разного акустического оформления. Несмотря на то, что диаметр мембраны составляет 40 мм, нижнюю границу диапазона частот инженеры Fostex все равно смогли опустить до 5 Гц. Во всей серии TR компания применяет динамические драйверы собственной разработки. Кабель съемный с фиксацией: с одной стороны удобно, с другой — немного осложняет покупку запасного провода. Но это, пожалуй, мелочи.
По бокам наушников расположена сетка, прикрытая и оформленная в «авиационном» стиле. За счет сеток наушники пропускают шумы в обоих направлениях, обеспечивая более естественный звук. Да, в общественном транспорте, метро или в самолете с ними будет проблематично, но зато дома, в офисе или в студии им не будет равных. Кроме того, за счет более низкого звукового давления, характерного для открытых наушников, TR-70 не «давят» на уши.
Технические особенности
Хотя многие больше ждали от линейки планарный драйвер, нежели динамический, Fostex все равно пошла по пути, так сказать, «наименьшего сопротивления». Хотя как наименьшего — 250 Ом это отнюдь не мало. Выбор высокоомных наушников в качестве представителей серии очевиден — работа усилителя с меньшим уровнем искажений. Кроме того, если использовать наушники в качестве студийных, высокий импеданс отлично подойдет для стационарной техники за счет отсутствия низкого ограничения по напряжению последней. Это позволяет получить достаточную мощность.
80 или 250 Ом? Ответ на этот вопрос прямо зависит от того, как вы собираетесь использовать наушники. Если планируете подключать их к смартфону и домашней стереосистеме, модель с сопротивлением 80 Ом станет отличным выбором. С низким импедансом наушники будут звучать громче, если подключать их к таким же устройствам. Для тех же, кому нужно высокое качество и более «чистый» звук, однозначно нужны высокоомные наушники. Как мы уже сказали, при использовании стационарной техники это must have.
Для наглядности — если взять единую чувствительность в 96 дБ/мВт (как у тех же TR-80) и подать на наушники ровно 1 мВт, уровень звукового давления будет равен 96 дБ SPL. При этом для моделей с разным сопротивлением необходимо подать разные соотношения напряжения и тока. Разница лучше всего прослеживается, если сравнить низкоомную модель (например, 32 Ом) и высокоомную (600 Ом).
Сопротивление, Ом |
32 |
80 |
250 |
600 |
Напряжение (при 1 мВт), мВ |
179 |
283 |
500 |
775 |
Ток (при 1 мВт), мА |
5,6 |
3,5 |
2 |
1,3 |
Проще говоря, для низкоомной модели нужно низкое напряжение, но при этом высокое значение уровня тока. У высокоомной же все наоборот: высокое напряжение, низкий уровень тока.
Звук
Сначала хотели сравнить наушники с Fostex T-7, но потом пришли к выводу, что больше подойдет аналогия с теми же T40RP MK3. По сравнению с ними вся линейка TR играет ярко и вовлекающе и даже TR-70, несмотря на открытое акустическое оформление. Про воображаемую сцену, объем инструментов и глубокие басы с вашего позволения говорить не будем, лучше обратим внимание на то, влияет ли сопротивление и смена амбушюр на качество звука (кстати, для замены штатных на утолщенные нужна некоторая сноровка).
По субъективным ощущениям — с толстыми амбушюрами звук поинтереснее и басистее, независимо от того, к чему подключать наушники. Может, сказывается то, что утолщенные мягче и комфортнее, да и уши чувствуют себя в них более просторно. Кто-то говорит, что вокал надо слушать только на штатных — мол, голос становится «глухим». Не заметили. Лучше прослушивать самостоятельно, желательно сразу сравнивая с другими моделями.
Конечно, к обычному смартфону подключать наушники с импедансом 250 Ом нет смысла (мы уже говорили, почему). Поэтому сразу откладываем свои айфоны в сторону и берем в руки плеер, тот же OPPO HA-2. Наушники сразу играют по-новому, и это заметно. Однако наиболее впечатляющего эффекта можно достичь при подключении наушников к стационарной системе. Не зря вся линейка TR позиционируется больше как студийная.
Что выбрать?
С сопротивлением вроде бы разобрались, что же с акустическим оформлением? Здесь каждый опять же подбирает наушники под свои потребности. Да, закрытая конструкция устройства более практичная и удобная в эксплуатации, в то же время открытые наушники выдают более естественный звук. Так что все зависит больше от того, где вы будете использовать TR-70, TR-80 или TR-90.
Не может не радовать, что в Fostex смогли найти оптимальный баланс между звучанием наушников, их внешним видом и ценой — теперь слово «студийные» не вводит многих в ступор. По сути, как мы сказали в начале, все три представителя линейки подойдут и для профессионального, и для личного пользования. Главное — правильно выбрать акустическое оформление и сопротивление.
Поделиться с друзьями
Комментарии (13)
makser1
28.12.2016 21:53+2Сильно удивляет нынешнее положение дел в аудиофилии.
Раньше АХЧ на колонках рисовали со шкалой в дб,
а сейчас даже не считают нужным указывать в характеристиках полосы пропускания по какому уровню приводится, не говоря уже об не равномерности внутри ее, что гораздо важнее, чем эфимерные «высокий уровень насыщенности звука, а также отличную детализацию».Garbus
29.12.2016 06:31Да, нынче найти в документации не то что результаты тестов с АЧХ и прочим, даже просто более менее подробные характеристики удается не часто. И ладно бы только к наушникам относилось (уши и вкусы разные), так у большей части техники пишут что-то невнятное или вообще слегка «приукрашенное».
Bratak
Жесть.Опять торговцы теплой ламповой радостью отжигают))Ни графиков, ни таблиц с АЧХ ушей, ни подробного ТТХ.К самим наушникам ни грамма претензии, только вот статья… Особливо такой классный момент про 5 герц. Жесть.Что-то все хуже и хуже, то «аудиомания» отжигает, то вы ребята выдаете перлы.Пойду поищу ценник на продукт: более чем уверен, что стоят более 1000 зеленых банкнот.
GeMir
Порядка 230 € (14540 ?) за TR-70/80.
axbogdanov
Ага, 10-15 тысяч рублей.
Trixon
Очень хочу найти хорошие наушники с ценником до 10к рублей. Пересматриваю обзоры, статьи. Все говорят разное. Может, кто здесь посоветует?
GeMir
Может, стоит начать с описания того, какими именно особенностями должны обладать «хорошие» в вашем понимании наушники? Цена — не единственный параметр.
У всех разное представление о «хорошем», именно поэтому все говорили, говорят и будут говорить разное.
kid1972
Ну, по моему глубокому убеждению выбирать наушники по обзорам это тоже самое что выбирать жену исходя из мнения дворника Никифора. :)
Уши у всех разные, восприятие музыки разное, музыка любимая разная. Да что там, банально наушники могут оказаться не удобными чисто анатомически, и тогда как бы они не звучали слушать вы их не сможете. Так что идите в хороший магазин, желательно со своим плеером и своей музыкой и слушайте. И не надо торопиться. Не уверены, уйдите, подумайте, потом вернётесь и продолжите.
Assargin
Охохо, вы в начале пути, я там был примерно полтора месяца назад.
Если коротко, то правильно в этой ветке говорят: надо изыскать возможность послушать наушники, со своей музыкой и на тех устройствах, на которых вы её будете слушать.
Если сравнивать многие наушники, то звук чисто субьективно может казаться лучше или хуже, но объективно — он просто другой. Вот тот же мониторный звук — насколько я понимаю, он отнюдь не всем нравится, а ведь этот звук является самым честным, у мониторов стараются делать как можно более ровную АЧХ. Ну, это всё вы и без меня знаете, если уже не первый день смотрите обзоры и статьи.
Никогда не был особо прихотлив к звуку, хоть и музыку слушаю часто. Но вот, с подачи девушки, которая захотела осчастливить меня годными наушниками, я начал выбирать себе новые. Решили остановиться в ценовой категории до 5-6 тысяч рублей.
Перво-наперво я взял послушать те наушники, которые были у моих коллег. Названий всех моделей не вспомню, среди них были Sennheiser HD 215, какие-то AKG за 7к, и ещё 2 модели с ценой около 1-2к. Можно сказать, что сенхи были первыми хорошими наушниками, которые я послушал в жизни. И первое впечатление — «wat??». Нет, реально, я слушал и думал, что это вообще такое?! Знакомые треки различных жанров электронной музыки звучали совершенно по-другому, баса, казалось, не хватало, верхи — превышают все мыслимые пределы. И лишь небольшой участок коры головного мозга приказывал терпеливо слушать и привыкать. И да, спустя буквально час я понял, что вот он, видимо, более-менее нормальный звук, а не тот за 500 рублей, что я слушаю. До аудиофилии мне, конечно, как до Китая Почтой России, но я понял, что я слышу гораздо больше деталей, плюс ещё потом я подробно прочитал про мониторный звук, и понял, почему он мне сначала не понравился. Другие наушники коллег впечатления не произвели, даже спустя время. Надеюсь, это был не синдром утёнка :)
Параллельно, изучая теорию, потихоньку выяснял для себя, насколько это возможно без прослушивания, какие именно мне уши нужны: по типу (накладные, полноразмерные, затычки), по акустическому оформлению (открытые, закрытые, полуоткрытые), по импедансу (мало — раскачиваются любым устройством, мало деталей в звуке, много — раскачиваются не всеми устройствами, зато звук детализированнее и сочнее) и т.д. Смотрел и сравнивал реально долго, заморочился реально, вплоть до длины и отсоединяемости кабеля и типа штекера на нём (Г-образный или нет). Искал и сравнивал на Маркете, составив список из примерно 12 моделей.
Далее были походы в Медиамаркт и DoctorHead, где наушники можно слушать. В Докторхэде, кое-как на ломаном аудиофилийском объясняя свои хотелки и впечатления, переслушал множество наушников. И всё время мне что-то не нравилось: то перекос низких или высоких частот в звуке, то чрезмерная громоздкость наушников, то чрезмерная хлипкость их конструкции. Кстати да, не могу понять производителей, которые делают чисто пластиковые наушники за 4000 и более. В итоге, подуставший консультант Докторхэда вручила мне наушники Sony MDR 7506, и тут я понял, что это любовь. Они и с телефоном моим отыгрывали замечательно, а уж с выданным мне консультантом hi-fi плеером — я вообще улетел.
Проблема была только одна — эти уши стоили почти 9к. Я ушёл в раздумьях. Взвешивал за и против, пытаясь уговорить себя, что они не очень мне подходят. Но нет, уж слишком они мне понравились, несмотря даже на очень длинный витой провод, едва ли пригодный к портативному использованию, плюс к этому меня душила жаба. Спустя пару дней я понял, что не готов к компромиссам, и уже был готов пойти и купить их, но тут мне сказочно повезло: я наткнулся на eBay на аукцион, где эти наушники, совершенно новые, продавал поляк. Аукцион я выиграл за много меньшую сумму, чем рассчитывал — эти уши вместе с доставкой вышли мне в 5000 рублей.
В настоящее время я заканчиваю следующий этап этого пути — подобрал и заказал себе портативный hi-fi плейер :)
Gutt
Fostex T50RP. Изодинамические, так что весьма тяжёлые. Для использования на улице не очень подходят. Если нужны для портативной техники, то Etymotic HF3, HF5 (они для вставления глубоко в уши, так что комфортны не для всех).
Fuzzy_Waters
ath m50 попробуй — удобно ли на голове сядут. Достаточно чистый звук, качают нормально при этом.
За 10к рублей по характеристикам нет смысла выбирать, только слушать самому. Использую уже 3 года — ничего не сломалось, звук не поменялся.