Размышляя о своих действиях в будущем, мы склонны пренебрегать ограничениями, которые будущее принесёт с собой.

image
Открытка 1909 года:

Грузом совести легли
Все обещания мои.
Их нарушить не сложнее,
Чем полопать пузыри


И так каждый раз. Год за годом, каждый раз с огромной уверенностью мы выбираем цели, которых будем стремиться достичь в следующем году. В следующем году мы будем питаться правильнее, больше ходить в спортзал, не будем проверять почту перед сном. Почему у нас появляются завышенные ожидания от нас самих?

Чтобы понять, почему следующий год выглядит таким многообещающим, полезно рассмотреть, почему обещания прошлого года остались невыполненными. Конечно же, в любой момент мы с удовольствием начнём наш день с питательного и вкусного смузи на завтрак. Но у кого найдётся время на очистку манго или мытьё блендера? Да, было бы здорово попасть в спортзал по пути с работы домой. Но кто захочет тащить сумку для спортзала на работу? Да, нет ничего лучше, чем вечернее расслабление! Но точно ли всё готово для завтрашней презентации? Проблема поставленных на этот год целей в том, что их всегда ограничивает досадная сиюминутная действительность.

И к счастью, или, к сожалению, эта сиюминутная действительность редко приходит нам в голову, когда мы планируем будущее. В нашем новом исследовании, которое вскоре появится в журнале Social Psychological and Personality Science, показано, что сама перспектива перевернуть страницу календаря уже помогает планирующему забыть о препятствиях, ограничивающих его стремления. Цели выглядят более привлекательно с другой стороны календаря.

В одном из наших исследований, проводившихся 31 июля, мы просили группу людей, собирающихся сесть на диету, представить, что с завтрашнего дня они начнут есть более полезную пищу. Они записывали приходящие им в голову мысли, и мы разделили их ответы на категории. Мы смотрели, связаны ли их мысли с достижением желаемого результата, или же с ограничениями, препятствующими достижению целей. Мысли вроде «у меня будет больше сил» и «я хочу сбросить вес» попадали в категорию результатов. Мысли типа «манго тяжело чистить» и «ненавижу мыть блендер» попадали в категорию препятствий.

С половиной испытуемых мы оперировали понятием дней недели, а не месяцами, подразумевая, что «завтра» окажется на этой же неделе. В этом случае мыслей о результатах было меньше, чем мыслей о препятствиях. На каждые две мысли о результатах приходилось почти три мысли об ограничениях. С другой половиной испытуемых «завтра» было обозначено как «первое августа», что подразумевало наступление нового месяца. В этом случае испытуемые придумывали гораздо меньше препятствий. На каждые две мысли о результатах приходилось лишь 1,2 мыслей о препятствиях. Будто бы мысли о следующем дне как части отдельного временного периода помогали исчезать сомнениям садящихся на диету людей. Они не отрицали наличие сомнений, просто эти сомнения не приходили в голову в первую очередь. Отчего так?

Психологам уже давно известно, благодаря работе Ниры Либерман [Nira Liberman] из Тель-Авивского университета и Якова Троупа [Yaacov Trope] из Нью-Йоркского университета, что цели выглядят по-разному, в зависимости от того, ставятся они в ближайшем или далёком будущем. Три месяца назад, резервируя свой отпуск, в своей голове, скорее всего, вы прокручивали абстрактные мысли типа «время, проводимое всей семьёй», «расслабление» или «приключение». Накануне отъезда у вас, скорее всего, были более приземлённые проблемы: «как это всё влезет в чемодан?» и «найду ли я такси в 4:45 утра?» Люди думают о более отдалённых целях более абстрактно. Только при их приближении они начинают думать о них конкретнее. Наше исследование показало, что если цель расположена на другой странице календаря, кажется, что она находится в более отдалённом будущем.

Чтобы определить, влияет ли это на планы людей, мы провели другой эксперимент, во вторник, в конце февраля. Мы попросили людей, собирающихся сесть на диету, рассказывать о своих ожиданиях по поводу предстоящей диеты каждый день, со среды 27 февраля до вторника, 4 марта. Некоторым испытуемым выдали календарь с датами, а другим – с днями недели. Участники, работавшие с датами, немногого ждали 27 и 28 февраля, но от 1 марта и последующих дней их ожидания были велики. Наоборот, участники, работавшие с днями недели, мало чего ожидали от четырёх первых дней, с четверга по воскресенье, но для понедельника и последующих дней их ожидания возросли. Что будет считаться началом нового периода и новой возможностью, зависит от перспективы.

Какой из этих меняющихся перспектив можно сделать вывод? Хорошо ли, что всегда есть новая возможность начать всё заново? Или же плохо, что всегда есть новая возможность отложить изменения? Простого ответа нет. Всё зависит от условий, в которых планирующие будущее люди смотрят в будущее. Мы записали одну из возможных опасностей смены перспектив в итоговом исследовании, в котором изучалось, как люди используют абонементы в фитнес-клуб.

Исследование проводилось в Швейцарии, где работает доктор Хеннеке [Dr. Hennecke]. В качестве награды за участие в опросе, участники разыгрывали в лотерею один из десяти абонементов популярной швейцарской программы поддержания здоровья eBalance. Это нечто типа Weight Watchers в США [продукты и услуги для избавления от лишнего веса – прим. перев.]. Это платный сервис, пытающийся помочь людям сбросить вес, обеспечивая подсчёт калорий, работу с наставником, советы по диете и другие формы поддержки. Абонементы стоили по $78.

После опроса, проведённого в середине августа, мы просили участников выбрать дату начала занятий в случае, если они выиграют абонемент. Вне зависимости от их выбора, абонемент заканчивался 30 ноября. Половине участников предложили выбрать начало курса через одну или две недели. В этом случае 60% людей выбрало самое раннее начало. Другой половине предложили тот же самый график, но выдали две конкретные даты: 25 августа или 1 сентября. В этом случае только 40% участников решили начать в первый возможный день. Перспектива начать занятия с нового месяца так их привлекала, что люди отказались от дополнительной недели ценной программы.

Пока мы можем лишь заявить, что потеря недели была «потенциально» опасной. Мы не знаем, как участники повели себя на длительных сроках. Возможно, что тем, кто дождался 1-го числа, начать было легче. В перспективе это может быть выгоднее, если только их не остановят ограничения, которых они заранее не предусмотрели.

Вопрос, на который продолжаются поиски ответа – как с помощью этого явления поощрять начало изменений и поддерживать их постоянство. Бывает очень сложно преодолеть инерцию бездействия или плохих привычек, но положительные ожидания от «следующей недели», «следующего месяца» или «следующего года» могут помочь людям не останавливаться. Действительно, исследователи обнаружили, что люди делают, по меньшей мере, первый шаг к новой жизни. У поисков в Google информации, связанной со здоровьем, пик наступает в понедельники, а пики посещения спортзалов приходятся на начало месяца, недели, года и других выраженных временных периодов. Пропустили автобус на этой неделе – неважно, скоро подойдёт следующий.

Проблема в том, чтобы помочь людям не бросать их деятельность после первых шагов. По определению, раз поиски, связанные со здоровьем и посещения спортзалов испытывают максимумы в начале временных периодов, после этого они становятся меньше. В эти моменты результаты могут отражать плохие новости. Ожидания от наступления новых периодов времени высоки, поскольку люди не думают о возможных ограничениях. В перспективе это может привести к проблемам, поскольку люди вряд ли добьются успехов в достижении долгосрочных целей, если не смогут адекватно распланировать преодоление препятствий, с которыми они столкнутся.

Представляя себе цели на 2017 год не забывайте, что «следующий год» в итоге превращается в «текущий», и он принесёт с собой всё те же ограничения. Воспользуйтесь преимуществом того, что следующий год кажется более благоприятным для начинаний временем, но примите твёрдые решения, учитывающие ваши ограничения. Не решайте просто питаться лучше, запишитесь на кулинарные курсы. Не обещайте просто посещать спортзал чаще, запишитесь на курс тренировок, совместимый с вашим графиком. Не обещайте отказаться от чтения почты в постели, сделайте так, чтобы ваш wi-fi отключался в определённое время.

Если у вас что-то не получится, не откладывайте всё на 2018-й. Нацеливайтесь на ближайший понедельник.

Ссылки


• Trope, Yaacov, and Nira Liberman. «Construal-level theory of psychological distance.» Psychological review 117.2 (2010): 440.
• Ayers, John W., et al. «What’s the healthiest day?: Circaseptan (weekly) rhythms in healthy considerations.» American journal of preventive medicine 47.1 (2014): 73-76.
• Dai, Hengchen, Katherine L. Milkman, and Jason Riis. «The fresh start effect: Temporal landmarks motivate aspirational behavior.» Management Science 60.10 (2014): 2563-2582.
• Gollwitzer, Peter M., et al. «Planning promotes goal striving.» Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications 2 (2011): 162-185.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (4)


  1. yul
    13.01.2017 18:15
    +3

    Если вы дали обещания (одинаковые) двум людям, и один из них вас простит, а второй — накажет, которое обещание вам будет проще нарушить?
    Обещание, данное себе, не влечет последствий, поэтому его так просто давать и еще проще — нарушить. Вы, конечно, можете дать себе обещание сурово наказывать себя за нарушение собственных обещаний, но сможете ли вы себя наказать, если его нарушите?


    1. Teemon
      14.01.2017 09:46
      +1

      Отлично написали!
      А может быть как раз, угроза наказания самого себя (ну или признание самому себе неспособности выполнить обещание) — это и есть препятствие к обещанию? Эдакая рекурсия: не обещаю самому себе похудеть потому, что если не похудею то мне придётся наказывать самого себя, но я не хочу быть наказанным))


  1. leggiermente
    13.01.2017 20:25

    Это Вы ещё не встречали ультраперфекционистов, беспощадных к себе.


  1. napa3um
    14.01.2017 15:22

    Похоже на самоназвание некоторых личностей с Богатым Внутренним Миром™. [упс, промахнулся с веткой ультраперфекционистов]