Это, наверное, самая крупная по габаритам консоль из всех существующих. Она реально больше всего, что я когда либо видел из игровых консолей. Для сравнения, Atari 5200 и Sony Playstation 1. Отчасти, такой размер объясняется наличием под крышкой отделения для хранения джойстиков, но запихивать их туда очень неудобно.
Несмотря на то, что 5200 (2600*2) предлагалась на смену 2600, архитектурно она совсем другая и не имеет прямой совместимости с 2600. Позже был выпущен специальный адаптер для возможности запуска игр с Atari 2600 на платформе 5200.
Архитектурно Atari 5200 практически полностью повторяла существующие 8-битные компьютеры Atari 400 и Atari 800, что позволяло легко переносить на нее игры с этих компьютеров, однако c момента выхода на рынок в ноябре 1982 года для Atari 5200 официально было выпущено всего 69 игр и только 3 из них после окончания продаж консоли в 1984-м году.
Центральным процессором Atari 5200 был все тот же MOS 6502, наверное самый популярный процессор того времени, он же стоял в Atari 2600, Nintendo Famicom/NES, Apple II. В Atari 2600 использовался специализированный чип Television Interface Adapter — TIA. который отвечал за графику, звук и устройства ввода. Памяти там было всего 128 байт, а максимальный размер флеш-картриджа — 4 кБ. В Atari 5200, несмотря на практически тот же процессор (в 2600 стоял MOS 6507), аппаратные возможности были куда выше. За графику отвечали чипы Alphanumeric Television Interface Controller — ANTIC и Graphic Television Interface Adaptor — GTIA. Графическая подсистема поддерживала 6 текстовых и 8 графических видеорежимов. Максимальное разрешение было 320х192 пикселя, правда, в таком режиме было только 2 цвета на экране. В режимах с более низким разрешением поддерживалось до 16 цветов на строку пикселей из палитры в 256 цветов. Оперативная память была 16 кБ, а максимальный размер картриджа — 32 кБ. На плате также стоял чип Pot Keyboard Integrated Circuit — POKEY, отвечающий за звук и джойстики. В первой версии консоли можно было подключить до 4 джойстиков, в более поздней модификации — только 2. В верхнем левом углу также виден слот расширения, который на корпусе закрыт малозаметной крышкой. Но он так и не был задействован.
В джойстике CX-52 тоже было несколько инноваций: кнопка Reset была выведена на джойстик, также это первая консоль, в которой появилась кнопка Pause. Сам джойстик был аналоговым (внутри находятся два резистора переменного сопротивления, которые через рычаги поворачиваются рукояткой джойстика). Конструкция джойстика запатентована.
На джойстике также была циферная клавиатура, а к играм шли в комплекте специальные накладки (overlays) с подписями, какие кнопки за что отвечают.
Конструкция джойстиков оказалась весьма неудачной, они часто ломались.
Кроме джойстиков, к консоли также можно было подключить трекбол CX-53, очень хардкорная и практически неубиваемая вещь.
Размер шара чуть меньше бильярдного. Внутри стоят оптопары на подшипниках. Играть на нем довольно необычно и прикольно.
При включении консоли с картриджем, показывается анимация, демонстрирующая цветовую палитру:
Сам картридж выглядит довольно просто, 2 микросхемы ПЗУ, ничего лишнего.
Сравнение графики Atari 5200 и Atari 2600:
Pac Man
Pitfall
На 5200 также выпущено некоторое количество Homebrew игр.
В целом, консоль оказалась неудачной и Atari 2600, выпущенная в 1977-м году, успешно ее пережила, более того, в 1986-м году вышла обновленная Atari 2600 Jr (slim edition, как популярно говорить сейчас), которая выпускалась аж до 1992 года.
Причинами неудач называют низкую надежность джойстиков, несовместимость с Atari 2600, специфический адаптер для подключения к телевизору (там был специальный внешний блок, в который подключалась антенна, блок питания и кабель от консоли, в более поздней версии от такой схемы отказались), а также нежелание Atari как-то мотивировать создателей игр для этой платформы.
Есть много эмуляторов этой платформы, я использовал для демонстрации MAME.
Живая консоль тоже работает, но картинка через RF выход ниже среднего. Возможно, попробую добавить в консоль композитный видеовыход.
Реклама Atari 5200 с Джиммом Кэрри ;) Спасибо sith за наблюдательность.
Благодарю за внимание!
О чем написать следующий обзор? Варианты:
1. Sinclair QL
2. Sega CD + Sega 32x
3. Silicon Graphics O2
4. КГ/АМ, не надо ничего писать ))
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (42)
makaroff
22.01.2017 18:57+1Всё хочу! Аффтар писчшы исчё.
У самого в кладовке Atari 65XE c приставкой XCA12, ZX Spectrum 48 («резинка») и японская Nintendo Famicom.
QuaziKing
22.01.2017 19:43+4Давайте начнем с SG O2, потом Sincler QL, потом Sega,
потом КГ/АМ, потом. Простите, увлекся. :)
sith
22.01.2017 20:36Сначала подумал, что мне показалось, но нет. В этой рекламе действительно снимался совсем ещё молодой Jim Carrey. Вот ещё ролик с ним:
https://youtu.be/WPMbYFThBxogrcool
23.01.2017 15:39Не думаю, что это он. Нос в ролике Atari 5200 совсем другой. Во втором ролике вообще никак не похож. Да и информации, подтверждающей это, я нигде не нашел.
r9laj
22.01.2017 23:14+1Какая-то нездоровая тенденция (в хорошем смысле) происходит. Пару дней назад я совершенно случайно наткнулся на eBay на новенький (в упаковке) Atari 130XE и таки купил его. На такой машинке в 1989-м году в г. Брянске я учился программить на BASIC-е и даже немного на языке Ассемблера. Решил вот тряхнуть стариной и тут как раз ваша тема. Похоже, что движение Retro Fun-ов набирает обороты.
Кстати, вокруг Atari 800XL/XE в свое время была сильно развита демо сцена — выпущенны сотни демок, электронных журналов, копировальщиков (читай — крэкеров) и т.д. Некоторые фанаты и сейчас пишут демки для этой машинки. Если моя покупка в целостности и сохранности дойдет до меня и мне удастся её запустить (а там есть ряд проблем со стыковкой с современными телевизорами), то попытаюсь сделать софтовый обзорчик, с кусками кода на асм-е :-).alk0v
22.01.2017 23:20Да, демосцена — отдельная крутая тема, кстати, на Atari 5200, как ни странно, ни одной демки нет, специально искал перед написанием обзора, хотя на 2600 — полно.
r9laj
23.01.2017 00:08На сколько мне не изменяет склероз, не смотря на идентичное железо, игровая консоль Atari 5200 в программной части не совместима с популярным в то время бытовым компьютером Atari 800XL/XE для которых большинство демок и было написано (там для нескольких регистров были изменены адреса). Так же есть некоторые различия между PAL и NTSC версиями всех машин Atari. Многие демки от одной версии не могут работать на другой и наоборот. Точнее, работать то они работают, но спецэфекты не отображаются так как задумано автором.
alk0v
23.01.2017 12:21Да, речь не шла от том, что любую программу с Atari 800 можно запустить на 5200, но и там и там использовались одинаковые чипы, и перенос программ на Atari 5200 требовал очень незначительных усилий.
pzhivulin
22.01.2017 23:19У меня был комп Atari 65XE
r9laj
23.01.2017 00:22Везунчик. В конце 80-х в СССР о такой машинке в домашних условиях можно было только мечтать. Не смотря на то, что в то время было много игровых салонов по разным злачным местам (вокзалы, аэропорты), я имел достук к Atari 65GS (это 65XE с отстегивающейся клавиатурой) только на кружке программирования во Дворце Пионеров. В игровых салонах за 15 минут игры на Atari новоиспеченные предприниматели драли с пионеров по 1 рублю (при зарплате инженера в 100 руб это было просто адово). Тем не менее, мы находили способы получить доступ к заветной машинке. Помню «подмазывались» к владельцам игровых салонов, помогали им загружать игры с кассет, приносили и копировали новые игры и т.д., за что нам в недозагруженное время давали немного «поиграть в Бейсик». :-)
pzhivulin
23.01.2017 12:20Еще помню был с ним дисковод 5.25" Double Density, диски еще дыроколом дырку пробивал, чтобы переворачивать и использовать с другой стороны (т.е. Double Side)
А также кассетник — с него игры друзей на диски перегонял, тк с кассетами очень долго ждать загрузки и надежность низкая.r9laj
23.01.2017 12:59Да да. У Atari был свой фирменный цифровой мафон управляемый софтверно (где-то читал, что там был встроенный АЦП и ЦАП). Игры и компилятор MAC/65 мы загружали с кассет. Гимор страшный. Ждешь целый час, прислушиваешься к каждому писку, с неизвестным исходом. О наличии дискового привода для Atari я узнал на много позже, тогда это уже было не актуально. Дискеты 5.25" дырявили и для PC тоже. :-)
Пару лет назад нашел в кладовке на квартире у родителей свои старые кассеты с поделками для Atari, думал было восстановить исходники, для истории. Глянул на ленту, а она вся обсыпалась. :-(
KiraVergil
23.01.2017 08:58В голосовалке нет варианта, так что всё же добавлю от себя — Atari 2600. Родился я чуток так позже, но в тот же Pitfall на ней поиграть успел (ну или на чём-то внешне похожем), так что было бы интересно посмотреть.
Barsuk
Я за статью о 3. Silicon Graphics O2