Всем привет. Просмтотрев хабы, с удивлением не обнаружил статьи о платформе 3DO, поэтому постараюсь это досадное упущение исправить.
В статье пойдет речь об истории компании 3DO Company, самих консолях 3DO от Panasonic, Goldstar, Sanyo и не только, аппаратной начинке с фотографиями внутренностей и даже единственной для этой платформы Demo, поэтому прошу под кат.





Основателем компании The 3DO Company принято считать Трипа Хокинса (Trip Hawkins), который также является основателем Electronic Arts. Созданная в 1991-м году компания ставила задачу вывести на рынок 32-битную консоль нового поколения с контентом на CD. На тот момент на рынке уже были 16-битные дисковые системы Sega Mega CD и Philips CDi.

Первая модель Panasonic FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer вышла в октябре 1993 года по цене 599$.



Видеореклама консоли



На момент выхода на рынке уже были две модели приставок 5-го поколения FM Towns Marty и Amiga CD32

Приставка имела выдающиеся для того времени технические характеристики:
  • Основной 32-битный RISC процессор ARM60 с частотой 12,5 МГц
  • Математический со-процессор для ускорения матричных вычислений, также работающий на частоте 12,5 МГц
  • Два графических со-процессора, работающих на частоте 25 МГц. Такая видеосистема могла просчитывать 9-16 миллионов пикселей в секунду с поддержкой масштабирования, поворотов и текстурирования. Для текстур поддерживалось сжатие, прозрачность, полупрозрачность и цветное освещение.
  • Видеобуфер 1 Мб, Разрешение 320х240, 24-битный цвет. При выводе интерполировалось до 640х480
  • Цифровой сигнальный процессор для обработки звука CD качества
  • Оперативная память RAM — 2 Мб
  • ПЗУ ROM — 1 Мб
  • Энергонезависимая память SRAM — 32 кб для хранения сейвов
  • 36 каналов DMA
  • Все компоненты связаны через шину с пропускной способностью 50 Мб/с


Архитектура системы:


Приставка также имела полноценную многозадачную операционную систему, которая должна была загружаться с CD вместе с игрой или приложением.
В сети есть руководство разработчика, подробно рассказывающее об архитектуре ОС. Programming the 3DO Portfolio System

Фотография платы FZ-1


Кроме CPU VLSI ARM VY86C060-20FC можно также рассмотреть две ASIC микросхемы, в которых и содержатся сопроцессоры. Это 6sc700hf101 — MADAM и 6sc800hf103 — CLIO


Фото FZ-1 с установленным приводом CR-560B:


В ноябре 1994 года вышла более компактная и дешевая модель Panasonic FZ-10 R·E·A·L 3DO Interactive Multiplayer



Первые версии FZ-10 в аппаратной части были похожи на FZ-1, в них использовались те же чипы MADAM и CLIO


Однако в более поздних версиях MADAM и CLIO заменили на общий ASIC под названием Anvil



Есть также версия Panasonic 3DO Robo, которая разрабатывалась для установки в отелях. Консоль была с CD-ченжером на 5 дисков.
image
3DO Robo 5-Disk Game Changer Panasonic


Кроме Panasonic, 3DO также выпускали Goldstar, Sanyo и Samsung.
У Goldstar была как модель на MADAM+CLIO GDO-101M, которая называлась Alive, так и модель GDO-202P на Anvil



Part list of Goldstar 3DO Interactive Multiplayer
Part list of Goldstar 3DO Interactive Multiplayer
— X1 = 50.0000 MHz KONY 95-08 50.0000 KCH089C
— X2 = 59.0000 MHz KONY 95-21 59.0000 KCH089C (NTSC would use 49.09MHz)
— IC303 BOB = 3DO BOB ADG 00919-001-IC 517A4611 — 100 pins
— IC1 ANVIL = 3DO Anvil rev4 00745-004-02 521U5L36 — 304 pins
— IC302 DSP = SONY CXD2500BQ 447HE5V — 80 pins
— IC601 ADAC = BB PCM1710U 9436 GG2553 — 28 pins
— X601 16.934MHz = 16.93440 KONY
— IC101/102/103/104 DRAM = Goldstar GM71C4800AJ70 9520 KOREA — 28 pins
— IC105/106/107/108 VRAM = Toshiba TC528267J-70 9513HBK — 40 pins
— IC3 ROM = Goldstar [202M] GM23C8000AFW-325 9524 — 32 pins
— IC4 SRAM = Goldstar GM76C256ALLFW70 — 28 pins
— IC2 ARM = ARM P60ARMCP 9516C — 100 pins
— IC6 = Philips 74HCT14D 974230Q — 14 pins
— IC301 u-COM = MC68HSC 705C8ACFB 3E20T HLAH9446 — 44 pins


Позже вышла GDO-203P, названная Alive II

К сожалению, у меня пока нет этой модели, поэтому внутренности показать не могу.

Существует также 3DO от Sanyo
image

Плата Creative 3DO Blaster, обзор которой был в статье 3DO или потерянное звено, и версия от Samsung, о которой есть только слухи и легенды.

В мае 1995 года компания анонсировала выход консоли нового поколения 3DO M2 c еще более впечатляющими характеристиками
image
3DO/Matsushita M2 Technical Specifications
CPU: IBM/Motorola Power PC 602 Dual CPU @ 66MHz
RAM: 8MB
Cache Menory: 32KB
BUS: 520 MB/second, Dual 33MHz
Graphics: High-Speed Texturing, High Quality Filtering, MIP Mapping, Z Buffering, Anti-Aliasing, Alpha Channel: 128 degrees or transparency
Resolution: 640 pixels x 480 pixels, 24-bit colour
Polygons: 1 000 000 per second (textured triangles)
Pixels: 100 000 000 per second
FMV (Full Motion Video): MPEG 1 (VHS Quailty)
Media: 4X CD-ROM
Storage: Memory Card 128KB — 32MB
Expansion: PCMCIA (modem, etc)
System Development Status: Prototype
System Release Status: Unreleased

Существует очень небольшое количество этих консолей с кодами FZ-21 и FZ-35S
Полный комплект последней есть сейчас на ebay всего за $2999 :)

Аксессуары для 3DO

От Panasonic есть 2 геймпада: FZ-JP1X с выходом для наушников и более простой FZ-JP2X. Геймпад от Goldstar маркировался как GPA-111P

На всех консолях есть всего один порт для подключения геймпада, однако это не означает, что в играх не было мультиплеера. На геймпадах также были порты для подключения, таким образом в цепочку можно было собрать до 8 геймпадов.

Сами геймпады, судя по платам, делала Mitsumi



Еще существуют мышь FZ-JM1, адаптеры для проигрывания VideoCD FZ-FV1Aи FZ-FV10, модуль памяти на 256 кБ FZ-EM256, позволяющий делать больше сохранений в играх, а также караоке-миксер FZ-AK1


Геймпады выпускали также и сторонние компании.

Под 3DO было выпущено довольно много игр, на youtube можно найти видеообзоры наиболее популярных.

Существует также одна Demo 3DO teaser trailer, на момент публикации статьи у видео было всего 330 просмотров :)



К сожалению, не смотря на амбициозные планы, 3DO Interactive Multiplayer признана неудачной платформой, просуществовавшей всего 3 года. В 1996-м году компания The 3DO Company распродала железные наработки и полностью переключилась на создание видеоигр выпустив такие известные игры, как Army Men и Heroes of Might and Magic. Однако и это не спасло компанию от банкротства в 2003-м году.

Так выглядели биржевые акции The 3DO Company


Благодаря web.arhcive.org можно посмотреть как выглядел сайт компании 3do.com в разные годы:
Сайт 3do.com в разные годы

1996


1997


1997


1999


2000


2002


в 2013-м 3do.com уже не имел никакого отношения к The 3DO Company и был посвящен интернет-казино

Судя по whois, домен 3do.com был зарегистрирован 22 декабря 1992 года и действителен до 21 декабря 2017
whois data
Domain Name: 3DO.COM
Registrar: REGISTER.COM, INC.
Sponsoring Registrar IANA ID: 9
Whois Server: whois.register.com
Referral URL: www.register.com
Name Server: DNS010.D.REGISTER.COM
Name Server: DNS078.B.REGISTER.COM
Name Server: DNS086.A.REGISTER.COM
Name Server: DNS118.C.REGISTER.COM
Status: clientTransferProhibited icann.org/epp#clientTransferProhibited
Updated Date: 29-oct-2015
Creation Date: 22-dec-1992
Expiration Date: 21-dec-2017
>>> Last update of whois database: Sun, 19 Jun 2016 15:56:05 GMT <<<

Полезные ссылки:

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (28)


  1. tormozedison
    20.06.2016 06:16

    Помню, помню! Поиграть не удалось ни разу, но смотрел много раз.
    Интересно, если там ОС грузится с диска вместе с игрой/программой, значит, кто-то писал и другие ОС? И есть ли в этой платформе защита от homebrew?
    А вот CD-I покрутить-повертеть удалось один раз. По тем временам — впечатлило.


    1. tormozedison
      20.06.2016 06:57

      А ещё из необычных CD-форматов тех лет — Kodak Photo CD. Он давно забыт, а его поддержка в некоторых DVD-плеерах имеется до сих пор. И даже для DOS какая-то программка для просмотра была, вроде.
      Ещё раньше был CD+G.


      1. tormozedison
        20.06.2016 07:05

        Был специальный модуль для Sega Mega Drive. Пристыковывался сбоку, позволял играть на том же железе в игры, записанные не на картриджах, а на дисках. Побочная функция — просмотр CD+G.


        1. alk0v
          20.06.2016 09:04

          Это и есть Sega Mega CD, на нее есть ссылка в начале статьи, также, если смотрели рекламный видеоролик 3DO под спойлером, ее можно увидеть улетающей в коробку вместе с SNES. У меня пока только вторая версия, как раздобуду первую, тоже можно будет написать обзор и фотки сделать получше :)



          1. Rascko
            20.06.2016 12:48

            Я Вам больше скажу — был ещё один веселый модуль, в итоге получалось вот так:

            image


            1. alk0v
              20.06.2016 12:56

              Да, Sega 32x — тоже занятный агрегат, могла работать без Sega CD. Свой формат картриджей, такой штукой тоже пока не разжился :)


              1. Rascko
                20.06.2016 16:21

                Ещё было несколько игр, которые требовали и то, и другое.


            1. ustaspolansky
              20.06.2016 20:22
              +3

              Простите не удержался и бросил деньги в монитор.


          1. tormozedison
            20.06.2016 22:57

            А SNES улетает зря. Платформа с харизмой. Порой лонгплей на 3DO непросто отличить от лонгплея на SNES, если не знать, на чём он.


    1. troosh
      21.06.2016 15:44
      +1

      Нет, другие ОС при официальной жизни для данной консоли никто не делал, низкоуровневые особенности консоли не разглашались, все работали с использованием SDK от 3DO. (Это на Sega Dreamcast кроме родной ОС была портирована WinCE).

      В консоле обязательном порядке был чип с массочным ROM на 1Мбайт, где хранился простеший загрузчик ОС. Он проверял цифровые подписи (до двух MD5+RSA512), как при загрузке ОС с ROM, так и с CDROM. Ключи эти факторизовали двумя разными способами примерно в одно время (используя BOINC проект и какой другой способ, вероятно на базе ботнета). Так что сейчас проблем с homebrew нет, впрочем это слабо помогло появлению подобного контента под 3DO консоль. Хорошо хоть выпушенные игры удалось собрать и сохранить.


      1. alk0v
        21.06.2016 15:45

        А откуда такая информация о загрузчике? Есть первоисточник?


        1. troosh
          21.06.2016 22:38
          +2

          Я и есть «первоисточник» или, если так угодно, информация от дизассемблера (при определенной желании можно найти базы и распечатки).
          Не знаю по какой причине Вы указали только один эмулятор данной консоли «4DO», может действительно не знаете историю эмуляторов этой консоли?..
          Тогда так: в начале был проект FreeDO, где я проделал основную работу по реверс инжинирингу этой консоли. На каком-то этапе были выпущены в свет исходники ядра эмулятора, и вот уже эти исходники (и эти), послужили основой таких проектов как 4DO. Сам же FreeDO возродился стараниями Максима Гришина в проект «Феникс» и как его дальнейшее развитие существует проект эмулятора 3DO на Android (Real3DOPlayer, бета версия тут).

          P.S. Тут есть ссылка на архив с приватными RSA ключами, где-то и готовый софт для подписи дисков гуглится.


          1. alk0v
            22.06.2016 00:36

            Да, с историей эмуляторов и правда не знаком, не было особой необходимости. Пробовал феникс и 4DO, последний как-то повеселее работал. Круто, что удалось раскопать все это!


  1. Coffin
    20.06.2016 08:39

    Играл в версию Panasonic FZ-10 R·E·A·L 3DO Interactive Multiplayer в RoadRush, NFS и соников всяких, после Dendy конечно бомба, а не графа, но правда когда в компе заимел видеокарточку 3dfx Voodoo — то графа ваще не сравнить какая была, в NFS даже листики летали :)) Во были времена, не то, что сейчас :)


    1. troosh
      22.06.2016 02:07

      Для консоли 3DO основным форматом было 240x320 пикселей, с глубиной 16 бит на точку. Но там был хитрый экстраполятор до 480x640 пикселей ТВ картинки, — до двух бит из этих 16-ти могли использоваться для уточнения куда должен больше был «перетечь» цвет пикселя (вверх/вниз, вправо/влево). Это позволяло для статических картинок субъективно поднять качество изображения, например, позволяло сделать менее заметными ступеньки на изображении.


  1. amdf
    20.06.2016 10:29
    +2

    У меня в наличии Goldstar 3DO модель GDO-202P со сломанным джойстиком.



    В ней, в отличие от других моделей, есть защита от пиратских дисков. Есть способ обхода защиты — метод ватной палочки. На втором фото Gex с обыкновенной болванки, который я запустил этим методом. Нужно вначале, когда диск начинает читаться, следить за светодиодом чтения диска. Снача он делает три коротких мигания, потом один длинный. В этот момент, когда идёт длинное чтение, нужно остановить диск в приводе, прижав его ватной палочкой. Чтобы это можно было сделать, нужно предварительно снять переднюю панель с лотка привода. Она не привинчена и не приклеена, просто снимается.


    1. alk0v
      20.06.2016 10:55

      Да, есть такой способ, но я, честно говоря, не готов убивать приставку ради этого, найти потом привод может оказаться большой проблемой.


      1. amdf
        20.06.2016 10:59

        По этому принципу можно сделать мод-чип, который будет не диск останавливать, а в нужное время сбрасывать привод сигналом reset.


  1. Lure
    20.06.2016 13:33

    Эх, ностальгия. Владел вариантом Panasonic FZ-10 R·E·A·L 3DO Interactive Multiplayer. Безумно нравились некоторые игры, в частности — Killing Time. Помню как расстроился, прочитав в журнале, что компания сворачивает приставку.


    1. troosh
      22.06.2016 01:56

      Меня как-то мало интересовали игры (ну разве что Gex и Casper), а вот именно игра Killing Time в версии под 3DO больше всего мотивировала моего напарника по проекту FreeDO, Феликса Лазарева.


  1. rakhinskiy
    20.06.2016 17:48

    Отличная была приставка, у меня до сих пор валяется и вроде даже работает.
    Panasonic FZ-10 R·E·A·L 3DO Interactive Multiplayer
    Единственное, что геймпады были безпроводные с ИК портами (не уверен что родные)
    Очень много времени было потрачено на
    Killing Time, Road Rush, NFS, Captain Quazar, Wolfenstein, Battle Sport, Gex, Return Fire, Samurai Showdown, The Horde


  1. hzs
    20.06.2016 21:16

    А мне нравятся игры постарее.
    Буквально полчаса назад мы с другом, дядьки с седыми волосами, рубились в танчики на клоне NES, причём специально на маленьком трубчатом телевизоре, через антенный вход.
    Ощущения, прямо как 10-15 лет назад. У меня подрастает смена, сыну меньше 3 лет, а он упрашивает поиграть в приставку, правда в танчики он пока что играет за противника, постоянно растреливая штаб :0))
    Ещё есть новодел SEGA, HAMY SD с входом для карточек памяти, так что с играми вообще проблем нет.
    А вот самой дорогой для меня приставкой является оригинальная SNES, пригнанная из Японии, только под неё я не смог найти достаточно хороший блок питания, на современных телевизорах всё норм, а вот на трубчатых телеках, прыгает изображение, что глаза начинают вываливаться, как только БП прогревается. Хочется для неё взять FLASH картридж, чтобы записыапть на него игры, но вот стоит это дело не сильно доступно для меня.


    1. sup
      29.06.2016 10:23

      У меня SNES питается от того же блока, что и AV Famicom 9V 1A, брал в чип и дип. А флеш картридж для неё на Ali стоит не так уж дорого.


  1. alex_uzao
    21.06.2016 09:19

    Были и fz-10 и gold star — шикарные аппараты! Отлично помню драйвовый Quarantine и фантастически красивую музыку в Lost Eden.


    1. troosh
      22.06.2016 01:50
      +3

      Музыку к 3DO играм чаще всего использовали готовую, записанную в студиях звукозаписи.

      DSP был собственной разработки (CISC система команд, 16-ти битный с 20-ти битным аккумулятором), применялся в основном для распаковки звука, наложения эффектов, микширования, хотя можно было бы при желании творить чудеса с синтезом звука. Ещё при помощи DSP пытались ускорять декодирование видео.

      Алгоритмы сжатия звука использовали простые, никаких MP3: ADPCM для речи (до 4 раз сжатие) и собственный формат SDX2 (сжатие в два раза). Так для распаковки SDX2 брался очередной байт и его 7 бит возводили в квадрат и удваивали, если младший бит был нулевой, то это и давало выходное 16-ти битное значение (знаковый бит байт давал знак результата), если младший бит был ненулевой, то в качестве результата использовалось это значение плюс предыдущий 16-ти битный отчет.

      Треков в CD качестве в играх вроде не было (CD-ROM был медленный, другие ресурсы тогда бы не успевали подгружать), и точно не было треков в виде отдельных дорожек на диске, — всё хранилось в одной файловой системе на CD. Как правило почти во всех играх музыка лежала в виде отдельных файлов формата AIFF (сейчас под linux такие файлы уже должны поддерживаться плеерами, специальных конвертеров уже не нужно, достаточно извлечь файлы такими программами как OperaFS[De]Compiller).


      1. alk0v
        22.06.2016 09:32
        +1

        Не задумывались над тем, чтобы опубликовать в виде статьи технические подробности архитектуры 3DO? Или может где-то публиковали уже?


  1. Silver13
    21.06.2016 12:54

    Эх, ностальгия, в 95 году была 3DO Goldstar с кучей игр, особенно нравились RoadRash, Doom, Cyberia. А потом у нее полетел CD привод, достать новый было негде, так и валялась в чулане, потом хотел прикрутить к ней привод от компьютера, но ничего не вышло, а спустя лет 15 выкинул во время ремонта дома. Зря наверно, но теперь уже не вернешь.
    На PC можно поставить эмулятор и играть в игры сделав ISO образ с оригинального диска, причем эмулятор идет и под wine в linux.
    По тем временам обладенная вещь была, прям воспоминания теплого детства автор затронул :)


    1. alk0v
      21.06.2016 12:55

      Да, голдстар Вы зря выкинули :) Они более редкие, чем Panasonic. Я за своим год гонялся.