Инженер НАСА Нетти Рузебум (Nettie Roozeboom) проверяет модель ракеты-носителя, окрашенную чувствительной к давлению краской, которая светится в синем свете. Модель закреплена в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса НАСА в Калифорнии
Вот уже более 25 лет НАСА использует для испытаний моделей в аэродинамической трубе краску, чувствительную к давлению — Pressure-Sensitive Paint (PSP). С помощью этой ярко-розовой краски инженеры собирают информацию о давлении воздуха на отдельные элементы конструкции. Распределение давления по корпусу во время движения в воздухе — крайне важная информация, её зачастую невозможно получить никаким другим способом, только с помощью PSP.
В прежние времена давление на корпусе модели измеряли с помощью измерительных микрофонов и специальных штуцеров, которые ввинчивали через маленькие отверстия в ключевых местах корпуса, где нужно снять показания. Проблема была в том, что внутри модели иногда не хватало места для размещения электроники и трубок. Да и если просверлить в корпусе ракеты слишком много дырок, то он сам превратится в один сплошной штуцер. А в последнее время появилась ещё одна проблема. В ходе тестирования дизайна чрезвычайно узкого крыла с подпорками будущего самолёта Subsonic Ultra Green Aircraft Research (SUGAR) выяснилось, что некоторые части модели крыла настолько узкие, что вставить штуцер невозможно — измерить давление воздуха в этих местах способна только краска.
Концепт самолёта SUGAR Volt с газовой турбиной, электромотором и складными крыльями
Сейчас самолёты будущего проектируют и новые ракеты испытывают с помощью краски на люминофорах, идея которой родилась более 80 лет назад у знаменитого австрийского химика Ханса Каутского, первооткрывателя флуоресценции хлорофилла и синглетного кислорода. Идею воплотили в жизнь спустя много лет: в 80-е годы компания «Боинг» впервые применила её для обдува моделей в аэродинамической трубе.
Как работает PSP, общая схема:
- На модель с помощью аэрозоля напыляется слой краски толщиной около 0,0015 мм, краска должна высохнуть.
- Модель устанавливается в аэродинамической трубе, стенки которой оборудованы синими светодиодными лампами и специальными чёрно-белыми камерами.
- Во время обдува модели различные её части подвергаются разному давлению воздуха. Синий свет светодиодов возбуждает люминофоры в краске, заставляя её флуоресцировать.
- В то же время благодаря химическому составу краски молекулы кислорода гасят люминофоры. Под высоким давлением воздуха реакция протекает активнее, так что в этих местах краска хуже светится. В областях низкого давления меньше кислорода, там краска светится ярче.
- Изменения в яркости краски снимаются на видео во время теста, а видеоматериал потом обрабатывается. Интенсивность градаций серого преобразуется в цветовую шкалу, которая соответствует разным уровням давления.
Краска PSP используется и с целью уточнения моделей в компьютерных программах вычислительной гидродинамики (CFD), которые использует НАСА.
Чувствительную к давлению краску НАСА начало использовать с 80-х годов вслед за компанией «Боинг». В 1989 году была разработана первая формула PSP — той краски, которая практически без изменений использовалась до настоящего времени. Тогда же в Исследовательском центре Эймса оборудовали первую трубу с освещением и камерами. Сейчас у НАСА три такие оборудованные трубы в разных исследовательских центрах.
Недавно руководство НАСА выделило грант на разработку новой версии PSP, которая отличается меньшей стабильностью и способна изменять яркость в масштабе микросекунд (чувствительность краски к кислороду повысили за счёт увеличения её пористости и, как следствие, площади контакта с окислителем). Новую краску назвали Unsteady PSP, то есть «нестабильная PSP».
Инженер НАСА Нетти Рузебум измеряет шероховатости поверхности модели ракеты перед покраской и тестами в аэродинамической трубе
Новая краска даёт гораздо более точную информацию в интерактивном режиме об изменении давления на разные части ракеты. Например, её использовали во время обдува ракеты Space Launch System (SLS) — будущей тяжёлой ракеты на 105 метрических тонн, которая сможет вывести в космос космический корабль Orion с экипажем и грузом до Марса. Предварительные расчёты показали, что бафтинг в полёте может оказаться настолько велик, что требуется изменение отдельных элементов конструкции. Для предварительной оценки бафтинга и испытаний новой краски примерную модель SLS покрасили нестабильной PSP и прогнали через трубу.
Симуляция бафтинга за несколько мгновений перед достижением скорости звука, более качественное видео
В ноябре 2015 года инженеры провели один раунд тестирования примерной модели SLS на бафтинг в аэродинамической трубе. Повторный тест с дополнительной камерой планируют провести позже в этом году. А в более отдалённом будущем новая краска от НАСА может пригодиться специалистам по вычислительной гидродинамике в других отраслях промышленности, кроме авиастроения и ракетостроения.
Комментарии (31)
3aicheg
31.01.2017 03:49+19Сперва показалось, что на КДПВ Нетти Рузебум не ракету проверяет, а погружается в дополненную порнореальность…
trapwalker
31.01.2017 08:59+2Вот та же мысль пришла… Новыми красками начинает играть выражение rocket-science
ustaspolansky
31.01.2017 10:27+8Стеснялся о подобных мыслях, но зайдя в комментарии немного полегчало.
pnetmon
31.01.2017 06:45+2Вот только на фото не SLS, сейчас https://www.nasa.gov/ames/image-feature/chaotic-airflow-over-rocket-measured-in-groundbreaking-test или в ранних оригиналах нету упоминания SLS например http://www.space.com/33715-nasa-paints-rockets-aircraft-pink-photos.html
igor_kuznetsov
31.01.2017 11:52+2У меня вопрос — сейчас же вроде есть для расчета чего угодно.Физика же описана? Почему не считают и нужно делать обдувку?
TedBronson
31.01.2017 13:23+2Возможно обдувка позволяет проверить модель. Или это оказывается быстрее/дешевле. Последняя гифка в посте как раз показывает симуляцию.
ivan01
31.01.2017 14:56Она показывает не симуляцию, а результаты эксперимента с краской, неплохо бы подправить подпись.
TedBronson
31.01.2017 15:10Действительно, спасибо. Интересно было бы увидеть сравнение с компьютерной моделью. Я видел только симуляцию, которую SpaceX выполняло, и это выглядит чертовски сложной математикой.
engine9
31.01.2017 13:30Слышал от человека, который этим занимается, что симуляция и продувка дают расхождение результатов почти всегда.
donvictorio
31.01.2017 13:48+2дают, но всё зависит от количества переменных влияния и разрешения моделирования, которое, в свою очередь ведёт к необходимости в вычислительных мощностях и времени. но в 90% и более попасть почти всегда возможно.
дуть на краску проще, быстрее и скорее всего дешевле.
upsilon
31.01.2017 14:14+1Есть математические модели, но они не гарантируют 100% точности. Да и для многих областей они лишь разрабатываются.
ivan01
31.01.2017 15:01+1Есть только одна группа методов расчета, которые могут дать нормальный результат — подсеточные нестационарные навье стокса (LES, WMLES, DES, DDES, IDDES, SBES). Пффффф, с таки огромным числом рейнольдса (огроменная ракета, субзвуковая скорость) разрешать вихри подсеточными методами пусть даже только те что важны для бафлинга будет стоить неимоверных компьютерных мощностей. Вот и причина эксперимента.
Psychopompe
31.01.2017 18:57+2Сразу вспомнился фольклор ХАИ:
На лекции по конструкции самолетов преподаватель рассказывает студентам о бафтинге:
— Товарищи, для наглядности приведу сравнение: представьте себе, что во время полета на конце крыла сидит мужик и сильно стучит по крылу самолета. Вот это и есть бафтинг. Понятно?
Голоса из аудитории:
— Да что-то не очень.
Преподаватель:
— Ну ка же. Все просто: сидит мужик и сильно стучит по крылу самолета. Вот это и есть бафтинг. Понятно? А теперь вопрос: как бороться с бафтингом?
Голос из аудитории:
— Надо мужика с крыла сбросить.
IRI
У нас на кафедре такое делали ещё в конце восьмидесятых.
Klok
У нас на жидких кристаллах делали такую краску, а тут люминофоры. Не знаю, в чём принципиальные преимущества «новой» краски, может оно и имеет смысл.
trogg
Если сравнить жидкие кристаллы и люминофор то разница думаю во времени реакции.