Недавно мы рассказывали о технологии Dolby Atmos (более подробно ее мы обсуждали в нашем подкасте), которая дарит новые аудиоощущения при просмотре фильмов. В этой связи стоит рассказать еще об одной технологии, которая является второй составляющей Dolby Cinema — Dolby Vision.

Фотография OgreBot / CC

Dolby Vision — это стандарт для видео с широким динамическим диапазоном (HDR). Суть HDR-видео не в высоком разрешении; реалистичность заключается в более точной передаче цветов и контрастности в сравнении со стандартным динамическим диапазоном (SDR). То есть изображение становится ярче, но только в нужных местах.

О том, чем отличается данная технология от HDR-фото можно почитать тут. Но если вкратце — для получения широкого динамического диапазона на фотографии нужно несколько снимков, сделанных с разными настройками. В ситуации с видео акцент идет на более детальном отображении картинки одновременно в ярких и темных местах.

Что еще есть из HDR-видео


Существуют и другие стандарты, разработанные разными компаниями. В целом их можно разделить на две основные подгруппы: PQ (Perceptual Quantizer) и HLG (Hybrid Log Gamma) — последняя разрабатывается совместно британской BBC и японским телевещателем NHK. Технология Dolby Vision, а также стандарты Prime Single (от Technicolor и Philips) и HDR10 относятся к первой группе — PQ.

HDR10 и Dolby Vision поддерживают технологию электронно-оптической передаточной функции (EOTF), которая была разработана Dolby. Общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) стандартизировало технологию PQ под названием ST.2084.

Технология HLG используется для телевещания, так как может объединять SDR и HDR в один канал, а нужный сигнал будет использоваться в зависимости от того, какой приемник стоит у конечного пользователя. Подробнее о технологии HLG можно почитать тут, а о других видах HDR и способах их применения мы уже писали в нашем блоге.

Но как соотносится технология Dolby с другими стандартами? В 2016 году в UHD Alliance разработали новый стандарт UHD Premium. Телевизоры, соответствующие этому стандарту, поддерживают 4К-видео, могут давать яркость не менее 1000 нит и т.д. Эта спецификация обуславливает использование разных стандартов, в том числе SMPTE ST.2084 и 2086, но вот какая именно технология будет использоваться — зависит от выбора производителя. Телевизоры, поддерживающие технологию Dolby Vision, должны быть маркированы специальным логотипом. Список конкретных устройств представлен на сайте Dolby на вкладке Products.


Телевизоры


Для того, чтобы увидеть HDR-изображение, нужно устройство, поддерживающее этот формат. SDR-телевизоры ограничены стандартом Rec.709, и изображение на них выглядит бледнее. Дисплеи LCD и OLED могут отражать кинематографический стандарт DCI-P3, который используется HDR10. А вот Dolby Vision поддерживает стандарт Rec.2020, который делает цвет еще более объемным (конечно, это субъективная оценка).

Теоретически дисплей, полностью отвечающий этому стандарту, смог бы воспроизвести полную насыщенность цвета, которая составляет 75% от видимого цветового спектра. Только вот телевизоров, способных полностью передавать такое цветовое пространство, пока нет. И сегодня телевизоры с Dolby Vision, как и с HDR10, поддерживают только примерно 90% широкой цветовой гаммы по стандарту DCI-P3 (что составляет 42% от видимого спектра).

Так какие дисплеи больше подходят для Dolby Vision? Однозначного ответа на этот вопрос нет. У OLED-телевизоров есть одно неоспоримое преимущество — идеальный уровень черного, что помогает добиться желаемой контрастности. На LCD-дисплеях черный выглядит более светлым. Кроме того, на них сложно было получить насыщенный цвет, из-за используемых фильтров, которые просто делали цвет темнее, а не ярче. Но в современных LCD-телевизорах добиться более широкого цветового диапазона (WCG) получилось благодаря «квантовым точкам» (хотя на данный момент это скорее маркетинговое название), поэтому технология Dolby Vision вполне совместима с этими двумя видами дисплеев.

Но другое отличие, которое вполне можно заметить на имеющемся оборудовании, это разница в пиковой яркости. Dolby Vision может использовать яркость до 10000 нит, а устройствам с HDR10 достаточно яркости в 4000 нит. Dolby Vision может подстраиваться под экран любого уровня яркости, но получается, что по характеристикам пиковой яркости и цветового спектра эта технология является более перспективной.

Еще немного о цветопередаче и яркости. На обычных телевизорах для каждого из трех основных цветов доступно 256 оттенков (8 бит). В HDR используется дискретизация 10 бит, что равно 1024 оттенкам для каждого цвета. А глубина цвета изображений Dolby Vision достигает 12 бит, хотя для домашнего просмотра рекомендуется все же 10-битная дискретизация. Именно за счет этого яркие участки начинают выделяться и воспринимаются как более реалистичные. Сравнить изображение HDR10 и Dolby Vision на примере кадра из «Безумного Макса» можно тут.

Контент


Но все же главное отличие этих двух форматов не в том, какие устройства требуются для их передачи. Технология Dolby встраивается на всех этапах от производства контента, до момента воспроизведения на конкретном экране. Во время создания видео-контента над ним отдельно работает режиссер и колорист, чтобы добиться нужных цветов. И сложность с HDR-телевизорами в том, что они могут менять палитру по своему усмотрению (в зависимости от алгоритма). И угадать, какую картинку увидит конечный зритель практически невозможно.

Dolby Vision решает эту проблему так: при создании видеоконтента колористы могут использовать контрольный монитор, разработанный Dolby. Позже, вместе с сигналом на телевизор, поддерживающий данную технологию, передаются метаданные, которые подсказывают телевизору, какой должна быть картинка.

Подходящего контента, к сожалению, пока не так много, но как мы уже говорили, в основе Dolby Vision и HDR10 лежит один стандарт ST.2084. Поэтому производители контента могут сначала создавать видео в HDR10, а потом добавлять динамические метаданные для Dolby Visio.

О том, как технологии Dolby повлияли на «Звездные войны: Пробуждение силы»:


Но совсем необязательно дожидаться выхода новых картин. Многие фильмы, снятые за последние 10 лет, обладали гораздо более широким динамическим диапазоном в сравнении с тем, что были способны отображать телевизоры. Поэтому даже старые фильмы на новых устройствах могут «заиграть новыми красками».

Многие стриминговые студии уже поддерживают Dolby Vision, например, Amazon Prime Videо, Netflix и Vudu. А в 2017 году будет выпущен UHD Blu-ray-плеер с поддержкой технологии Dolby Cinema. Узнать, какие фильмы были сняты с поддержкой Dolby Vision и Dolby Atmos можно тут, а выбрать, что посмотреть на стриминговых платформах, можно сразу на сайте Dolby на вкладке Movies&TV.

P.S. Еще один свежий материал в нашем блоге на GT — Занимательная музыка: Число 5 и немного о том, как «видят» музыку юзабилист и программист.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (12)


  1. saintp16
    01.02.2017 11:57
    +1

    Что-то прям для меня открытием стала доступность долби вижн на стриминговых сервисах. В этом плане всегда жалею, что iTunes не поддерживает hi-res аудиоформаты


    1. Audioman
      01.02.2017 12:01
      +1

      И в этой ситуации есть пара хитрых ходов (1 и 2), ну или посмотреть в сторону использования портативных Hi-Fi плееров.


      1. SADKO
        01.02.2017 13:41
        +1

        Ой, способность так или иначе воспроизвести DSD не есть DSD!
        Так что китайские аудиофилы рулят, но есть и другая сторона медали, всё чаще попадаются hi-res издания музыки, некогда сведённой на DAT магнитофон (встроенный конвертер которого стоил 25$) таки стоит ли овчинака выделки?


        1. dmitrykabanov
          01.02.2017 13:43

          48 кГц / 16 бит?


          1. SADKO
            01.02.2017 22:05
            +2

            Не, студийные таскамы (и наверное не только) умели ещё 44.1 тк были частью экосистемы производства компакт дисков. Мне даже «посчастливилось» некогда заниматься монтажом мастер кассет для отправки на завод, там лента с самого начала в соответствии с красной книгой размечалась ибо матрица делалась тупо с этой кассеты…
            (сказявые ямахи и сидиары в кэдди, были уже потом, но они стоили денег и не каждый завод их брал, так-что разметки ручками и на мой век перепало)

            PS.Самое гадкое, что на пост советском пространстве (и не только) сводиться на дат было модно (за ето с продюсеров брали денег, хотя разумнее было-бы свестись на обычную ленту), и хорошо ещё, если Бог давал ума звукорежиссёру поставить между пультом и магнитофоном компрессор…

            PPS. Но некоторые умники, сводили в 48 ибо это круче чем 44.1 :-) это была отдельная статья дохода.


  1. kolu4iy
    01.02.2017 12:31
    +2

    Мне так нравится, что древняя технология, которая применялась для звука (компрессия) начала применяться сначала в фото, а потом в видео… Причем если для фото это действительно небольшое виртуальное «расширение» динамического диапазона, то для видео это его фактическое сжатие. Кстати, я не очень понимаю зачем это делать технологически, если как и для звука можно данные эффекты просчитать заранее и подать уже должным образом скомпрессированный сигнал на телевизор: при мастеринге и нормальных вычислительных мощностях это всяко проще сделать. Правда, будут жаловаться на «тёмную» картинку в целом.


  1. JTG
    01.02.2017 13:04

    В презентациях маркетологов всё всегда красиво, а на деле получается маркетинговый булшит. Революционная технология Dolby Atmos на двух пищалках в ноутбуке, революционная технология Bravia Engine на так-себе-IPS, выгорающем за полгода, революционная технология Triluminos, революционная технология X-Reality Engine, революционный апскейл, революционные артефакты.


    1. MurzikFreeman
      01.02.2017 13:11
      -3

      Революционный маркетинг же.


      1. dmitrykabanov
        01.02.2017 13:40
        +1

        на двух пищалках в ноутбуке

        Ага, выкидываем домашние кинотеатры и все смотрим кино на ноуте теперь. Спасибо, доктор :)


  1. SADKO
    01.02.2017 13:28
    +1

    Технология Dolby встраивается на всех этапах от производства контента, до момента воспроизведения на конкретном экране. Во время создания видео-контента над ним отдельно работает режиссер и колорист, чтобы добиться нужных цветов. И сложность с HDR-телевизорами в том, что они могут менять палитру по своему усмотрению (в зависимости от алгоритма). И угадать, какую картинку увидит конечный зритель практически невозможно.


    В действительности всё проще, цветокоррекция фильмов чаще всего делается по определённым правилам, в соответствии с демонстрируемой на экране сценой, ибо наверное с момента появления цветного кинематографа, операторы постановщики компенсируют цветовым контрастом не достаток контраста яркостного, да и физиологично это и естественно, типа ночь в синий, очаг — тёплые оттенки, итд.
    Логика на самом деле очень простая и житейская, по этому системы динамического контраста редко ошибаются и все эти Hi-Fi видео проекторы с прыгающей диафрагмой имели смысл для просмотра кино ещё со времён DVD…
    Таким образом Dolby Vision, не то что бы специально кем-то поддерживается, это происходит по умолчанию, подобно матричному разложению звука в ProLogic, вы можете слушать ранние стерео-записи авторы и продюсеры которых понятия не имели пяти-шестиканальном звуке…

    Иное дело, зачем это надо в кинотеатре, спецэффект лупануть по глазам, он куда более стрёмный чем стереоскопия. Вы из кожи лезете вон, планируя сцены так, что бы максимально вовлечь зрителя в историю, и тут по глазам бац: «добро пожаловать в наш дерьмовый мир обратно» :-)


  1. madf
    01.02.2017 15:41
    +1

    Узнать, какие фильмы были сняты с поддержкой Dolby Vision и Dolby Atmos можно тут

    Ну толку может быть от этого мало потому как:


    • диск который мы покупаем, может быть уже изначально обрезан в хар-ах нашими посредниками и самими киностудиями (не раз попадалась лицуха, которая скажем в 3Д проскакивают глюки в местах соединения с черными полосами (проскальзывают белые полоски в одном из каналов и дергание/наезд полосы на информацию);
    • система Долби — это не только картинка или звук — это целая экосистема, которую ты должен повторить для передачи задуманного и малейший отход от этого — другой эффект (не имеющий ничего общего с задуманным).

    зы: ну а про тему передачи полного свето/цвето спектра — выглядит фантастикой, т.к. маркетинг тут задавит ВСЁ, уже давно делают чипы/системы экономя на всём, что приводит к тому, что элементарно на снеге не видно структуры/рельефа неровности поверхности (теней/отражений), т.е. не воспроизводятся полутона, которые видит глаз, информация есть в цифровом носителе, а выходит упрощенка. Я в свою время даже под эту тему вызывал инженера из Панасоника и он признал, что этот факт имеет быть на обычных системах, т.е. если покупать технику, то с головой (рассматривая все мелочи/тесты).


    1. stepik777
      02.02.2017 01:05
      +1

      Есть сайты, скажем TFT Central, где очень основательно тестируют мониторы на цветопередачу, яркость, время отклика и кучу других параметров, так что если есть желание, выбрать хороший монитор можно.