Здравствуйте. Разрешите представиться: я – рядовой автор блога компании Huawei, размещенного на Хабре, и я в печали. Что послужило причиной? Элементарно: я ознакомился с результатами исследования российского и мирового рынков мобильной связи. В связи с этим негодования пост!

Диагноз


Для начала предлагаю взглянуть на цифры, а потом уже перейдем к рассуждениям. Итак, согласно последним данным GSMA, в третьем квартале 2016 года в России количество соединений по мобильным сетям достигло 250,1 млн (исключая мобильный М2М), среди них количество соединений стандарта 2G составило 134,4 млн, 3G – 87,9 млн, а 4G – 27,8 млн.

Таким образом, уровень проникновения мобильной связи (количество соединений / население) превысил 170% и стал одним из самых высоких в мире. Статистика выглядит радужно и позитивно, если не вдаваться в детали, в которых обычно и кроется дьявол. Остановимся подробнее на том, о чем нам говорит столь высокий уровень проникновения мобильной связи.

Говорит он ровно о двух вещах:

  1. Российский рынок перенасыщен данной услугой;
  2. Дальнейшего значительного прироста абонентов ждать не приходится.

Из этих двух пунктов следует вполне логичный вывод: доходы операторов связи от традиционных услуг передачи речи перестают расти и даже начинают падать, а основной статьей доходов операторов видятся услуги мобильного широкополосного доступа. И мировые тенденции развития рынка мобильной связи незатейливо намекают на истинность данного вывода.

Выходит, что развитие услуг мобильного ШПД (а именно развитие сетей 3G и особенно сетей 4G) становится для операторов приоритетной задачей. И тут мы приходим к самому интересному! Согласно данным той же GSMA, проникновение сетей 4G в России (количество соединений по сети 4G / общее количество мобильных соединений) составляет всего 11,11%. И это не что иное, как замедленное развитие услуг мобильного ШПД в России.

Для сравнения давайте взглянем на статистику по другим странам:



Осознание


Коммерческий запуск сетей 4G в России произошел в декабре 2011 года – 5 лет назад. В 2011 году сети 4G были запущены и в Америке, Японии, Южной Корее и других странах, где их уровень проникновения уже достиг 60%-80%. В том же Китае, где уровень проникновения сетей 4G составляет около 50%, коммерческий запуск сетей 4G был произведен только три года назад, в конце 2013 года.

В России же сети 3G широко распространены и уже перегружены, а сети 4G недостаточно загружены. Это свидетельствует о том, что спрос российских абонентов на услуги передачи данных высок, при этом использование сетей 4G ведется неэффективно.

Логичный вопрос: за счет чего Китай достиг таких показателей? Ответ довольно прост: количество абонентов 4G в Китае растет очень быстро, а эффективным шагом для этого роста стало продвижение операторами смартфонов с поддержкой 4G.

С самого начала коммерческого использования сетей 4G операторы связи в Китае в собственных магазинах, сотрудничая с магазинами электроники и через другие каналы продаж, активно популяризировали 4G-смартфоны. Согласно данным Китайской академии информационно-коммуникационных технологий (CAICT), структура рынка мобильной электроники стремительно меняется с 2014 года: доля 4G-смартфонов быстро растет, а доля 3G-смартфонов резко падает. Доля 4G-смартфонов, составлявшая в начале 2014 года около 10%, к концу 2014 года достигла 70%, а на сегодняшний день составляет 90%. А быстрое распространение 4G-смартфонов естественным образом изменило потребности абонентов.



Если для сравнения взглянуть на статистику продаж мобильных устройств в России в первые семь месяцев 2016 года, то из исследования GFK мы увидим, что доли смартфонов 2G, 3G, 4G приблизительно равны (1/3), что, естественно, не способствует росту количества абонентов сетей 4G.


Назревает ставший традиционным для нас вопрос: что делать?

Рецепт


Собственно, в рецепте также ничего нового: чтобы добиться быстрого роста абонентов 4G, российские мобильные операторы должны способствовать изменению структуры рынка мобильных устройств.

Какие для этого есть инструменты?

Во-первых, операторам необходимо увеличить количество рекламы 4G, с помощью которой они смогут донести до абонентов, в чем превосходство сетей 4G перед сетями 3G. К тому же стоимость услуг, предоставляемых по сетям 3G и 4G, одинаковая, однако сети 4G значительно повышают пользовательский опыт, а также позволяют увеличить трафик данных абонентов.

Во-вторых, если покупатель не знает, в чем разница между этими стандартами, в магазине он, конечно, выберет более дешевый вариант, несмотря на то, что разница в цене незначительна, и не думая о том, покупает ли он 4G-смартфон. Все флагманские модели смартфонов поддерживают 4G, и если покупатель выбирает 3G-смартфон, это значит, что он нуждается в услугах мобильной передачи данных, но его средства ограничены. В собственных магазинах и интернет-магазинах операторы могут предложить таким покупателям более доступные модели 4G-смартфонов как альтернативу 3G-смартфонам. Цены на 3G- и 4G-смартфоны почти одинаковые, и если оператор сможет простимулировать покупателя (например, предложит ему более выгодный тарифный план), то покупатель выберет смартфон с поддержкой 4G.

В-третьих, операторы также могут развивать тесное сотрудничество с независимыми компаниями – продавцами мобильной электроники или производителями мобильных устройств: совместно продвигать устройства стандарта 4G (например, вместе с производителями проводить анализ наиболее популярных моделей и размещать их в собственных магазинах или магазинах розничной торговли).

В-четвертых, одновременно с продвижением 4G-смартфонов операторы должны распространять SIM-карты с поддержкой 4G, корректировать тарифные планы и предпринимать прочие действия, направленные на предоставление беспрепятственного доступа абонентам к сетям 4G.

Вскрытие покажет?


Думаю, для многих очевидно, что распространение 4G-смартфонов непременно увеличит проникновение сетей 4G, и это будет способствовать развитию услуг мобильного широкополосного доступа.

А пока производители смартфонов (в том числе и Huawei) бросают все силы на производство смартфонов с поддержкой 4G, я поехал к своему мобильному оператору за SIM-картой 4G.

Кстати, активные пользователи 4G-сетей имеются? Как вам?
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (11)


  1. hydropony
    02.02.2017 19:15

    В вашем диагнозе есть лишняя часть про падение доходов от голоса. Действительно из 1 (это маржинальность) и 2 (объем) следует, что доход не может расти или не падать при помощи тех же средств, что применялись ранее. Но доход от голоса (традиционные услуги) падает не из-за 1 и 2, а из-за того, что абоненты находятся в таких условиях, когда выгодно пользоваться пакетным сервисом для передачи голоса. Такими условиями является условный безлимит (т.е. у абонента больше трафика, чем нужно, т.е. в пределе он не отличает этот объем от бесконечности =) и достаточное для абонента покрытие (т.е относительно часто можно звонить через пакетку голосом не встречая проблем с покрытием). Это переводит к перетеканию той части расходов (ARPU), которая не была ограничена сверху (в теории, т.к. есть направления на которые тратят линейно длительности разговоров) в ту часть, которая ограничена сверху затратами (пакет трафика стоит фиксированную сумму), но не ограничена в пределах потребности абонента объемом. В результате абонент может пользоваться «традиционной» услугой больше чем раньше, при той же или меньшей стоимости, при этом не разгружа оборудования за счет эфективности, а скорее наоборот нагружая, так появляется возможность выбрать качество голоса получше, а не кодек 12.2.

    Теперь, имея ввиду указанные соображения, хочется понять каким образом оператору станет выгодно (а зачем ему это еще делать) форсировать развитие LTE? Ситуация сложилась такая, что уменьшающаяся доля тарифов с учетом потраченного трафика приводит к тому, что ARPU не вырастет обычными средствами от роста потребления. Так зачем оператору инвестировать в технологию, увеличивающую потребление? Получился такой замок тот кто первый потратит миллиарды на широкомасштабное LTE (например на широкий спектр и плотную сеть), тот больше проиграет в краткосрочной перспективе, т.к. только малая доля энтузиастов платит больше (за доп услуги и «сверх» скорость), остальные абоненты будут платить столько сколько привыкли. Собственно это к тому, что в вашем рецепте, что к быстрому росту абонентов нужно сделать то-то, не вполне экономически оправдана часть про рост доли (если вы говорили о доле) абонентов LTE. LTE абоненты не нужны операторам. В этом взаимодействии главное не быть слишком первым и не совсем опоздать, поэтому все так тянут резину.

    А что бы вы предложили мне как оператору вы как вендор, чтобы заинтересовать форсированием проникновения LTE?


  1. worldxaker
    02.02.2017 21:39

    юзаю 4г от yota уж пол года, и это прям супер, можно спокойно смотреть ютуб в hd, но тут пришлось поехать в места где нет 4г и это прям печаль. по 3г даже в вк сидеть сложно, не говоря уже о ютубе.


    1. Dageron
      03.02.2017 06:05
      +1

      В 3G, увы, многие операторы шейпят медиаконтент, то есть намеренно еще больше замедляют и без того не сильно быстрый канал. Причина как всегда «избыточная нагрузка на сеть».


  1. zte189
    03.02.2017 00:13

    Использую МТС, живу в Вологде. Так вот — LTE тут пока что кусками, и работает, собака, только на улице почти везде, где я его видел. В помещениях валится на Н+. В одном из микрорайонов вообще горит Е. МТС год назад обещал модернизацию, но пока подвижек нет. В Центральном офисе МТС — 4G прекрасен. Когда я там покупал ребенку смартфон, мне предложили тариф — в сетях LTE доступ бесплатно. Стал читать условия — при переключении в более медленную сеть — капает денежка. И на кой мне такой тариф? В общем — рад бы гонять LTE, да пока оператор сам не дает это сделать. Хотя, Н+ — работает весьма и весьма достойно.


  1. Dageron
    03.02.2017 05:44

    В-четвертых, одновременно с продвижением 4G-смартфонов операторы должны распространять SIM-карты с поддержкой 4G, корректировать тарифные планы и предпринимать прочие действия, направленные на предоставление беспрепятственного доступа абонентам к сетям 4G.

    Золотые слова. Только вот операторы при всей доступности LTE дружно отказываются от безлимита интернета (где он таки когда-то был), давая пользователю смешные 5-7 гб в месяц и при этом придумывая красивые сказки о том, что «мы посчитали это среднее потребление трафика по стране и считаем оптимальным» (как на новой линейке хваленой Yota).

    И далее по списку. Если безлимит, то не раздавить, или возиться с правкой или фиксацией ttl, если p2p, то скорость вдруг становится как у EDGE и юзайте VPN, ах вы юзаете VPN, давайте влезем в ваш трафик и через DIP посмотрим что вы там юзаете, вообще вы использовали слишком много трафика нашего безлимита, давайте мы вам скорость сделаем как у WAP какая была 15 лет назад.

    Не хотят операторы давать нормальный интернет даже по LTE. Не хотят, и в этом сплошь солидарны друг с другом. В итоге форменный бардак, вчера есть безлимит, сегодня его нет, завтра он есть только на бумаге и т.п. А все нормальные тарифы (которые «как бы» корпоративные или для сотрудников) как всегда только на серых форумах и авито, да на базаре у торгашей.


    1. pwrlnd
      03.02.2017 06:09

      давайте влезем в ваш трафик и через DIP посмотрим что вы там юзаете

      Поясните, каким образом DPI позволит узнать содержание трафика при инкапсуляции в l2tp или в openvpn с использованием полноценного шифрования с авторизацией по ключам?


      1. Dageron
        03.02.2017 06:31

        Увы, но использование VPN сотовые операторы различают достаточно активно. В основном, по адресам, к которым обращается пользователь и откуда «подозрительно» много «подозрительного» трафика. На 4pda таких историй очень много. L2TP и другие дополнительные трюки — да, могут помочь, не отрицаю. Vidalia и TOR тоже часто очень помогают, судя по отзывам.

        Но ведь почему же пользователь должен этим заниматься, вот в чем главный вопрос. Обходить ограничения и все время думать о совокупности тех методов, которые он использует для банальной по сути цели просто пользоваться интернетом.


  1. artsb
    03.02.2017 12:09

    Я бы может и пользовался 4G, но батарейки не напасешься...(


  1. defmasta
    03.02.2017 12:09

    Все четыре пункта в «Рецептах» — мимо кассы.
    Не на рекламу надобно деньги тратить, не на продвижение смартфонов, не на договоры с продавцами и не на распространение сим-карт. Всего этого уже и так переизбыток, по всем каналам «гроссен тройкен» наперебой рассказывает о том, насколько их 4G быстрее и безлимитнее, а уж с контрактным телефоном/модемом — так вообще халява и FTL.
    Вот только этот самый 4G заканчивается там же, где обозначается окончание крупных населенных пунктов.


  1. bik
    03.02.2017 12:09

    Huawei_Russia

    Спасибо за статью.

    Скажите пож., есть ли у Вас данные статистик Германии?


  1. mrak_san
    06.02.2017 11:05

    непонятно почему статься называется " распространение сетей 4G в России и в мире", уж лучше написать распространение сетей 4G в Москве и в мире ибо остальной части россии даже 2г не везде работает