Российская компания Hoversurf разработала пилотируемый ховербайк – летательный аппарат, по своей конструкции схожий с мотоциклом. Вместо колес у летающего «мотоцикла» встроен привод, создающий эффект воздушной подушки. Версия Scorpion-3 напоминает гигантский квадрокоптер, которым можно управлять как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Идея совместить мотоцикл и квадрокоптер вылилась в создание платформы, которую можно было бы использовать в экстремальных условиях. По сообщению производителей, Scorpion-3 работает на специально созданном программном обеспечении, которое контролирует высоту и скорость движения транспортного средства и тем самым обеспечивает безопасную езду.
Начиная с самой первой версии ховербайк позиционируется как аппарат для экстремального пилотирования. Создавая конструкцию аппарата, инженеры вдохновлялись формами тяжелых спортивных мотоциклов. Scorpion-3 – это уже второй и последний прототип компании. Предыдущая версия ховербайка Scorpion-1 была представлена летом 2016 года. Тогда разработчики продемонстрировали базовые возможности и работоспособность ховербайка – человек в седле смог подняться в воздух и успешно приземлиться. Согласно расчетам, Scorpion-1 способен разгоняться до 100 километров в час, а находиться в воздухе на одном аккумуляторе он может около получаса.
Пока не известно, какие технические улучшения были разработаны для Scorpion-3. Если визуально сравнивать обе версии, можно отметить, что роторы ховербайка располагаются несколько выше, чем у самого первого прототипа. За счет этого улучшения аппарат стал более устойчивым и, соответственно, безопасным.
Некоторые скептически относятся к ховербайкам от Hoversurf по одной, но очень веской причине. Главная проблема аппарата – незащищенность роторов – перекочевала от Scorpion-1 к новой версии. Одно неосторожное движение седока – и он может лишиться конечностей.
Пока не очень понятно, какова вероятность того, что Scorpion-3 будут массово производить. Вполне возможно, что дизайн нового аппарата изменится до официального запуска, и тогда воспользоваться таким летательным аппаратом захочет не только отъявленный экстремал, но и среднестатистический человек.
Помимо ховербайков компания Hoversurf проектирует и продает грузовые дроны, которые пригодятся для различных целей – мониторинга, грузоперевозок, ледовой разведки, а также для спасательных и эвакуационных операций. Технологии, разработанные в компании, позволяют создавать дроны грузоподъемностью от 90 кг до 2,5 тонн. Кроме того, компания выпускает отдельные элементы для создания транспорта будущего – двигатели, аккумуляторы, пропеллеры и многое другое.
Однако главная цель создателей – разработка транспортной системы будущего, в которую войдет не только ультрасовременный транспорт, но и необходимая для его успешного функционирования инфраструктура. По сообщению компании, уже совсем скоро состоится презентация летающего такси – еще одного ключевого направления.
Ранее различные компании уже представили свои прототипы ховербайков. Так, например, британская компания Malloy Aeronautics в 2015 году спроектировала и выпустила прототип ховербайка Malloy, а исследовательская лаборатория Армии США провела его успешные испытания. Предполагается, что ховербайк будет доставлять боеприпасы, участвовать в разведывательных операциях и перевозить военных на поле боя.
Другая разработка принадлежит компании Aerofex. Идея и первые технологические решения были придуманы еще в 60-х годах прошлого века, но в то время не удалось довести эти идеи до совершенства. Сейчас конструкторы доработали прототип Aero-X и испытали его. Коммерческая модель аппарата должна выйти уже в этом году по цене около 85 тысяч долларов США. К слову, заявленная стоимость Scorpion-1 в свое время составила почти в три раза меньше – 34 тысячи долларов.
В 2015 году британский изобретатель Колин Ферз продемонстрировал возможности ховербайка, который он сконструировал и построил сам при поддержке компании Ford. Каркас ховербайка он сварил из алюминиевых труб, а в качестве двигателей использовал моторы от мотопараплана.
Комментарии (45)
Mistrail
22.02.2017 12:20+2Что сказать… Глядя на конструкцию первое что приходит в голову (помимо отсутствия защиты роторов) — высокий центр тяжести. Значительно выше плоскости роторов. Сие вызывает некое сомнение в устойчивости аппарата при «экстремальном пилотировании». Субъективно — аппарат с последнего видео внушает гораздо больше доверия.
hokum13
22.02.2017 13:18+3К вопросу защиты роторов они подошли творчески: нафиг сетку на сам ротор, просто ограничим ноги в движении. У них спереди и сзади дуги безопасности стоят.
Правда не понятно, как поможет мне эта защита если я вдруг потеряю равновесие и кувыркнусь с этого аппарата или влечу в кого-нибудь/что-нибудь.
У Колина и на самом деле неплохо получилось, при том что собрал в гараже.
General_Failure
22.02.2017 15:15Если смотреть с точки зрения раззвиздяйства, то немного логики в повышении центра тяжести есть
Ну поднимут они винты — так при аварии тогда будет срезать голову, а в нынешнем варианте — всего лишь ноги :)Mistrail
22.02.2017 15:56Однако, обратная ситуация — поднять плоскость винтов до уровня «под пятой точкой» и сделать номинальные отбойники со стороны пилота. И отстойчивость лучше и спокойнее пилоту.
Ограничивать ноги как сейчас — решение, но так себе.
DmitryO
22.02.2017 15:58Вы недооцениваете мощность двигателей — в нынешнем варианте в фарш превращается весь пилот, а если поднять винты — только верхняя его часть. А ноги летят себе дальше.
Kelsink
22.02.2017 18:03Ну для гоночного квадрика высокие цт — это не так плохо. Наоборот ЦТ ниже плоскости роторов добавляет излишнюю вялость управлению и теряется скорость. Как тут дела обстоят — не знаю.
А вот с защитой… один из моих 250 квадриков пластиковым винтом перерубил 1см ветку. С тех пор я стал бояться их еще больше. Да и что может натворить отлетевшая деревянная лопасть. Хотя лучше бы защита была. Хотя бы сетки.
zheka2
22.02.2017 12:20+6Пока больше похоже на пилотируемую мясорубку. Почему не добавлена защита, лишний вес?
dimm_ddr
22.02.2017 15:49+2Может быть именно в этом была их цель? Создать пилотируемую мясорубку? К моменту серийного производства как раз ИИ подтянется...
Mad__Max
28.02.2017 01:33Тогда с летающей мясорубкой они немного опоздали: https://nplus1.ru/news/2016/04/04/saw-drone
dr_begemot
22.02.2017 12:20+3Почему нельзя сделать ховербайк на принципе фена Dyson?
mortimoro
22.02.2017 18:33В авиастроении используется система NOTAR, основанная на этом принципе (эффект Коанда). Так что не исключено, что и производители ховербайков к ней обратятся со временем.
GarryGaGarry
22.02.2017 12:21+1Больше удовольствия получил от ознакомления с Колином Ферзом, чем от самой статьи. Ох уж поистине безумный изобретатель) Испытывает свое изобретение в рубашке и галстуке! Орет и заряжает нереальной мотивацией, что-то изобретать!
Gugic
22.02.2017 13:25+2Канал просто потрясающий.
Рядомproton17
22.02.2017 12:55Я понимаю, что создатели Scorpion-3 экономили каждый грамм, но отсутствие защиты винтов, а точнее от винтов, весьма напрягает… Туда может попасть как нога пилота в нештатной ситуации, так и кто-нибудь рядом стоящий.
Dum_spiro_spero
22.02.2017 13:05А можно обойтись без экстремального пилотирования? Так… скромно чтоб. Вышел из дома, надел шлем и ну и там ранец с парашютом. Сел на сиденье, завел двигатель и полетел. Ну еще хорошо бы координаты ввести — куда движемся. А скажем при необходимости облета небоскреба или встречного аэробайка — действуем в соответствии с правилами воздушного движения.
ThunderCat
22.02.2017 13:14+10Scorpion-3 – это уже второй и последний прототип компании. Предыдущая версия ховербайка Scorpion-1 была представлена летом 2016 года.
Не доверяю инженерам плохо владеющим арифметикой )hp6812er
23.02.2017 23:34+1С учетом того, что на защите винтов экономят, может это и не плохое владение арифметикой, а банальная опечатка.
Попробуйте левой рукой и всего тремя пальцами…
Fayon
22.02.2017 15:10О, очередные изобретатели мега-квадрокоптера. «пока не очень понятно, какова вероятность того, что Scorpion-3 будут массово производить» — никакой. Потому что оно бессмысленно и бесполезно.
redmanmale
22.02.2017 17:13Видео отвратительно снято.
Постоянно меняется угол обзора, рывки. Ощущение нарезки удачных моментов.
mortimoro
22.02.2017 18:03Крутяцкие игрушки! Опасные, несовершенные, но уже крутяцкие. Первые самолеты тоже не шибко летали (это было всего столетие назад), а сегодня это самый безопасный вид транспорта. Так что ховербайки в будущем тоже найдут свою нишу — в этом я уверен.
rfvnhy
23.02.2017 04:37Пока они «допилят» ховеры я боюсь уже будут первые версии телепортов =)
ЗЫ ну слишком мало 4 винта, хотя бы 8+ надо для нормальной надежности.
И желательно на пол-метра над головой. Или нормальную защиту.
Подозреваю что защиты нет из-за снижения аэродинамики, а не лишнего веса.
Если все так плохо и защита резко ухудшает управляемость — так может еще просто рано на них летать? Стоит подождать допиливания управления?
nzamb1
22.02.2017 18:04Почему до сих пор такие штуки не выпускают массово? По сути тот же квадрокоптер только больше.
Использовать, например, можно в местах где другие ТС использовать нельзя. Например для спасательных работ в горах.rfvnhy
23.02.2017 04:42В горах?
1. более разряженные воздух — значит винты больше, мощность двигателей выше, топлива (аккум если они на электроэнергии) с собой больше…
2. для минимальной спас. операций надо оборудование как минимум (те + десятки килограмм и возможность сброса этой массы в определенную точку)
3. А для нормальной спас. операции еще и грузоподъемность нужна как минимум +150+ кг плюс лебедка…
Учитывая что ховеры пока на стадии исследований и массового выпуска нет вертолет будет просто дешевле… каким бы дорогим он сейчас не был…
Лет через 10-20 может что-то и будет, но для гор придется разрабатывать что-то сильно другое. Боюсь цена будет совсем невменяемой ближайшие лет 30+ в версии «для гор».
sinc_func
22.02.2017 18:04Такое ощущение, что у этого варианта ометаемая площадь винтами меньше, чем у аналогов, и соответственно энергозатраты на единицу тяги выше…
sachok
22.02.2017 18:04Надеюсь это глубокий прототип и авторы хоть раз видели как могут разрушиться вращающиеся винты. Допустим установят они круговую защиту на лопасти, но все-равно, с точки зрения безопасности само решение разместить пилота в плоскости вращения винтов и выше — это не есть правильный путь.
REN1986
22.02.2017 18:04Возрождение — ИЖ Юпитер 2000)))), на такой мясорубе я бы даже винты бы не начал раскручивать, тем более передвигаться. хотя бы один винт повредиться и вы падаете, потом из за того что центр тяжести выше — переворачиваетесь, попутно теряя кожный покров на своем лице, шлем не спасет
FernandoAlfonso
22.02.2017 18:04Возможность разрушения ротора создатели не рассматривают принципиально?
TinyElectronicFriends
22.02.2017 21:33Для безопасности, роторы хорошо было бы прятать в трубы из лёгкого композита. Выдержит ли труба разрушение винта? Если она крепко армирована, по крайней мере, не даст разлететься убойным осколкам. И наверняка снизит вероятность столкновения ротора с посторонним предметом. Другой вариант — корзина вместо сплошной трубы.
perfektsionistor
22.02.2017 23:45При всём уважении, там нет «эффекта воздушной подушки». Только тяга винтами. И, да, почему защита от ротора? От винтов, сами по себе роторы двигателей опасности почти не представляют.
alex_vesna
23.02.2017 07:48Может кто в курсе, — такая схема расположения роторов, сильно влияет на устойчивость? Особенно для оси ролла? По сравнению со стандартными икс и крест образными компоновками? (даже не знаю как это обозвать, сплющенный икс? :))
И в догонку, на видео американьцев, CCW и CW плоскости вращения разнесены вертикально, в этом есть какой либо сакральный смысл, кроме общего уменьшения размеров девайса? Очень любопытно как это влияет на аэродинамику…
GarryC
Любой сбой софта и эта штука мгновенно переворачивается ?
ProLimit
Вариантов много на самом деле. Сбой софта, сбой мотора, разрушение винта, сбой питания — все это приводит к фатальным последствиям, в отличие от вертолета и самолета, где есть все таки некоторый шанс сесть.
Вообще, это ж просто игрушка для экстремалов, и ребята говорят, что рассматривают этот проект только так.
Spaceoddity
Для вертолета на авторотации этот шанс довольно велик))
lubezniy
Смотря какая высота.
TinyElectronicFriends
Думаю, более перспективны мультикоптеры с избыточным числом двигателей и, как минимум, двумя идентичными системами питания и управления. Тогда при сбое одного привода, датчика, контроллера или батареи вторая система сможет стабилизировать аппарат и обеспечить безопасное приземление.
kibergus
Для квадракоптеров существует алгоритм, ужерживающий в воздухе при потере одного винта. Но там такая закрутка начинается, что человек не усидит.