Друзья, сегодня мы расскажем, как над нашими головами совершенно бесшумно техника сделала небольшой шаг вперед, или как один Петербургский подвал внезапно разработал линейку чиллеров.



Итак, в любом новом или хорошо отремонтированном старом здании, имеется система центрального кондиционирования. Она поддерживает микроклимат и вместе с системой вентиляции обеспечивает пригодную для работы людей и машин атмосферу.

Ключевой элемент такой системы – чиллер.

Чиллер (Водоохлаждающая машина) — аппарат для охлаждения жидкости, использующий парокомпрессионный или абсорбционный холодильный цикл. После охлаждения в чиллере жидкость может подаваться в теплообменники для охлаждения воздуха (фанкойлы) или для отвода тепла от оборудования. В ходе охлаждения жидкости чиллер создает избыточное тепло, которое должно быть отведено в окружающую среду.

Wiki — чиллер

Чиллер работает следующим образом:

1. Во фреоновом контуре (зеленый) газообразный фреон попадает в компрессор, который его сжимает в несколько раз.
2. Сжатый, но еще газообразный фреон проходит через конденсатор, где к высокому давлению прибавляется еще и пониженная температура, в результате чего фреон конденсируется в жидкую фазу (поэтому конденсатор называется конденсатором).
3. Жидкий фреон проходит через терморасширительный вентиль, который по сигналам датчика регулирует его подачу.
4. Жидкий фреон попадает в испаритель, где принимает теплоту от циркулирующей воды (она поступает от потребителя холода, например, офисного кондиционера или системы охлаждения станка). Получив достаточное количество теплоты от воды, фреон испаряется, и все повторяется снова: вода от потребителя охладилась, а фреон полетел дальше.

Схема


Эта схема холодильной установки стара как вся промышленность и ничего более изысканного человечество так и не придумало. Все известные на данный момент тепловые циклы умещаются в цикл Карно. Так что, как и автомобильная промышленность, «холодилка» работает над деталями: совершенствуются конденсаторы, испарители, компрессора и пр. Причем это небольшое количество деталей дало довольно большое множество схем и типов холодильных машин, каждые из которых нашли свою область применения.

В данной статье мы говорим о тех больших машинах, которые устанавливаются на крышах офисных зданий, заводов, ЦОДов и т.д. Такие машины имеют мощность от 0,5МВт и до 2-3МВт. Дальше имеет смысл строить полноценные градирни.

В классическом виде такие машины выглядят вот так:


На нижнем ярусе мы видим два винтовых компрессора (зеленые). За компрессорами видно кожухотрубный испаритель (фото ниже, окрашены в черный). На втором ярусе расположены V-образные градирни, которые играют роль конденсатора. Ну и, разумеется, электрошкаф с силовой электроникой и блоком управления.



А теперь предисловие.

Год назад в наше бюро обратилась компания Felzer, которая на тот момент успешно производила чиллеры различных мощностей, модификаций и назначений. Ситуация обстояла так, что у компании было много разнопрофильных заказов, под каждый из которых нужно было выбирать машину из имеющихся линеек и слегка «допиливать» контуры, металл и прочее. Компоненты заказывались под каждую машину отдельно, металл производился по стандартной документации, но с учетом корректировок.

Руководством компании было принято решение разработать линейку чиллеров, которая бы охватывала наибольший диапазон заказов, при этом свести количество уникальных для каждой машины деталей к нулю, ну и, конечно, чтобы она хорошо выглядела. Хотелось иметь ряд стандартных компонентов прямо на складе, выбирать то что нужно и собирать заказанную модель.

Конструкторский отдел компании был загружен текучкой. Если нанимать новых конструкторов, то их нужно сначала обучать всем техническим нюансам, потом контролировать процесс проектирования, после чего, либо поставить на текучку, либо уволить. Было решено отдать эту задачу на аутсорсинг нам. Так сложилось, что главный конструктор и генеральный директор учились у профессора Бариловича (проф. Барилович) в Политехе, поэтому тематика холодилки и теплотехники в целом была более, чем знакома.

Наше бюро, начав глубокое изучение темы, выяснило, что, во-первых, да, везде стоят винтовые компрессоры, а, во-вторых, на ответственных объектах их часто резервируют, то есть ставят дублеры.

Винтовой компрессор выглядит вот так:


А работает он вот так:


Тут все понятно: роторы вращаются, захватывают объем газа, проталкивают его вдоль оси, при этом рабочая камера геометрически уменьшается, сжимая газ. Мощность таких компрессоров регулируется геометрией роторов и мощностью электродвигателей, которые приводят их в действие. Широкий диапазон одна модель не охватывает. Ставить нужно один-два плюс резерв, так что особую модульность не построить.

Какая же есть альтернатива?

Спиральные компрессоры. Они работают по схожему принципу, только вместо винтов в них используются концентрические спирали.
Одна спираль остаётся неподвижной, а другая — совершает эксцентрические движения без вращения, благодаря чему обеспечивается перенос рабочей среды из полости всасывания в полость нагнетания.
Wiki — спиральный компрессор.

Схема работы:


На таких компрессорах строятся младшие машины (меньшей мощности) компрессоры объединяются в сборки по два (duo), три (trio) и четыре (quatro) агрегата. Это связано с тем, что самые мощные компрессоры ограничены высотой самих спиралей. Если мощность электродвигателя, который приводит в действие одну из спиралей, можно повысить, то с самой спиралью есть некоторые проблемы. Спирали бОльшей высоты довольно сложно производить, и связано это целым узлом проблем с прочностью, мехобработкой, контролем и пр.

Для машины мощностью 250кВт можно применить сборку из таких компрессоров, а вот для машины мощностью 1МВт пришлось бы заставить компрессорными сборками весь нижний ярус, так что не осталось бы места даже для испарителя, пришлось бы выращивать машину вверх, а нельзя. Модульность есть, но ее не хватает для всего диапазона линейки.

Но именно в то время, когда мы приступили к разработке, произошло интересное: компания Copeland (производитель спиральных компрессоров, подразделение компании Emerson) анонсирует новость о том, что им удалось наладить выпуск спиралей бОльшей мощности, причем если раньше старшим компрессором был агрегат мощностью 30 лошадиных сил, то теперь — 60 лошадиных сил (страница Copeland про компрессоры 60л.с.).

И тут мы поняли: вот оно! Начались активные согласования с конструкторами заказчика, предварительные расчеты и прикидки компоновки.



Одним из ключевых аргументов в пользу этого решения был вопрос резервирования. Если машина на винтовых компрессорах нуждалась в резервировании, то ставился дополнительно такой же компрессор, а это, к слову, один из самых дорогих компонентов чиллера. В нашем случае можно было поставить в резерв меньшее количество компрессоров, т.к. вероятность выхода из строя одного из двух винтовых компрессоров выше, чем вероятность выхода из строя шести из двенадцати компрессоров одновременно.

Совместно с руководством заказчика приняли решение делать именно так, и постепенно начала рождаться линейка AirPlus. Здесь хорошим подспорьем оказалось то, что в Felzer пришел заказ на чиллер той мощности, который попадал в диапазон нашей линейки, поэтому появилась отличная возможность «откатать» нашу конструкторскую документацию в условиях реального производства.

Здесь мы сделаем ремарку о том, что связь с производством была только по скайпу, сам завод находится в Риге на базе Рижского Вагонострительного Завода (RVR). У нас имелся список производственного оборудования, набор «хотелок» технического директора, видение конструкторов заказчика и куча историй о том, как делать не надо.

Началась рутина и для нас: чиллер строили, мы получали feedback, вносили корректировки в конструкторскую документацию.



Идея нашей линейки не была новой. Мы выращивали чиллер от младшей машины к старшей через удлинение машины. Тут надо было поймать баланс между длиной стандартного листа, рабочим полем листогиба, габаритами транспортных контейнеров, прочностью всей конструкции и прочими факторами.

Пробную машину построили и отгрузили, после чего пришел заказ на две почти самые мощные машины линейки. Именно те, о которых мы переживали, что они прогнутся при траверсировании, что рама «пойдет винтом» и прочее. Конечно, мы произвели необходимые расчеты, но даже самое точное моделирование методом конечных элементов не всегда дает результат, описывающий реальное положение дел.

Вот эти машины:

Монтируется первый ярус: видны компрессорные сборки, два пластинчатых испарителя



Распаиваются патрубки градирен:



Монтируются компоненты электрошкафа:



Машина в сборе:



Эпилог.

К своему разочарованию, мы обнаружили, что не были первопроходцами в этой области. Множество компаний, которые имеют большой R&D блок, уже держали руку на пульсе и выпустили подобные линейки или расширили старые почти параллельно вместе с нами. Но, как бы то ни было, оказалось довольно приятно находиться на передовой.

> Страничка с фотографиями на сайте бюро FORMA
> Страничка с другими работами в области промышленности
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (18)


  1. alexhott
    26.02.2017 20:13
    +1

    жаль только что нет ничего Российского


    1. Boriskin
      26.02.2017 20:20
      +5

      Да. Только мозги наши, а компоненты, к сожалению, зарубежные.


      1. G0rDi
        26.02.2017 21:06
        -11

        Мозгов много не надо в лего все играли.


      1. ManPavel
        07.03.2017 10:39

        Будете еще делать — напишите, познакомлю с надежными отечественными производителями компонентов


    1. KiloLeo
      26.02.2017 21:46
      +5

      Добавленная стоимость российская процентов на 50, не меньше


  1. Osel_Ia
    26.02.2017 21:10
    +1

    А на сколько процентов набор из 12 спиральников дороже 2 винтовых компрессоров? Включая коммутирующую аппаратуру, запорную арматуру, трубопроводы и дополнительное место. Необычное решение, по своему опыту, оптимальная схема по цене/надежности для насосов, компрессоров по 1 категории надежности 2+1, т.е. с 50% резервом.


  1. AMIluvatar
    26.02.2017 21:12
    +1

    Приятно почитать что-то, связанное со своей специальностью. Сам учился в Политехе, в т.ч. и у Бариловича. Но все больше по ЦБК, да и мощности на порядки выше.


  1. KiloLeo
    26.02.2017 21:41

    То, что Вы называете «чиллером» в русском языке называется холодильником. Есть ещё более общее название — «тепловой насос».
    И Ваша первая схема ни что иное как схема обычного бытового фреонового холодильника. Бытовые кондиционеры аналогично устроены.


    1. maxpsyhos
      27.02.2017 04:08
      +2

      Чисто по термодинамике — да, этот тот-же самый парокомпрессионный цикл, что и в обычном бытовом холодильнике, об этом сказано в самом начале. Только назначение сильно другое, поэтому и название используют другое. Да и в английском это изначально 2 разных слова «refrigerator» и «chiller», а у нас одно на всё «холодильник».

      А с обычным кондиционером у него общего только рабочий цикл, но конструктивно — это сильно разные штуки. Кондиционер (сплит) — это одноконтурная система, компрессор во внешнем блоке, испаритель во внутреннем и между ними трубка для фреона. А здесь 2 контура — всё холодильное оборудование с фреоновым контуром сосредоточено в чиллере, а до потребителя разводится контур с охлаждённой водой. На больших объектах сильно проще и с монтажом и с обслуживанием.


    1. max_bma
      27.02.2017 10:25

      В российских вузах давно прижилось название чиллер.


  1. Retifff
    27.02.2017 09:45

    Судя по отелям на курортах Европы (да и по московским офисам, впрочем-то), система центрального кондиционирования для конечного пользователя, далеко не самая приятная вещь.


    1. Goron_Dekar
      27.02.2017 10:57

      Если её сделать по уму, будет гораздо приятнее сплита. Тут главное, нормальную регулировку в каждую комнату сделать. И такие варианты в тех же офисах Москвы я тоже встречал.
      Вся беда в том, что индивидуальная регулировка — это статья, на которой владельцами офиса принято экономить.


  1. vlivyur
    27.02.2017 10:36

    А откуда пошло делать «отражение в полу» отражением исходной картинки? Это ж ни капли не похоже.


    1. Goron_Dekar
      27.02.2017 10:58
      +1

      Из рендереров в CAD'ах. Там это один из стандартных элементов.


      1. vlivyur
        28.02.2017 12:58
        +1

        Весьма странно, ибо рендерер в CAD'е должен быть способен просчитать как будет выглядеть отражение — у него все данные по взаиморасположению об'ектов есть, где находится пол он так же знает. А такое получается, когда есть только jpg и надо чтоб снизу пусто не было.


        1. Goron_Dekar
          28.02.2017 18:07

          Должен быть способен. И должен быть способен не удваивать время рендера только ради реалистичного отражения. И оператору должен быть предоставлен выбор, ждать ещё часик, или и так сойдёт.


  1. HiMem-74
    27.02.2017 16:14

    Я почему-то считал, что сначала делается R&D, затем опытный образец, его трясут всяко-разно, гоняют на закритических режимах, чтобы понять пределы мощности конструкции, в частности ваше «не пойдет ли рама винтом» и только потом выпускают линейку продуктов.
    Продавать не обкатанные решения сразу конечникам кажется мне… м-м-м… даже негуманным…


    1. Osel_Ia
      27.02.2017 18:38

      Дайте бабки на полноценный ОКР и пжалста… только вот в этом сегменте мелкий бизнес не имеет такой возможности, вот на клиентах и тренируемся.