Пару дней назад вышла полностью обновлённая версия svg-sprite-loader — webpack лоадера для создания SVG спрайтов. Внутри я подробно рассскажу о том как он работает и чем облегчает жизнь разработчику.
Изображение как модуль
Для webpack любой файл — модуль. Следуя этой концепции svg-sprite-loader, настроенный на обработку SVG, при импорте вида:
import twitterLogo from './logos/twitter.svg';
сделает следующее: содержимое изображения будет трансформировано в <symbol>
и передано в модуль, который сгенерирует клиентский код для работы с символом и спрайтом. Этот код будет вызван во время исполнения программы как обычный модуль. Полученный код выглядит примерно так:
// Импорт класса, в который будет обёрнуто содержимое изображения после преобразования в <symbol>
import SpriteSymbol from 'svg-sprite-loader/runtime/symbol';
// Импорт объекта-синглтона, который представляет собой SVG спрайт и играет роль глобального хранилища символов
import globalSprite from 'svg-sprite-loader/runtime/browser-sprite';
// Создание экземпляра класса символа
const symbol = new SpriteSymbol({ /* symbol data */ });
// Добавление символа в спрайт
globalSprite.add(symbol);
// Модуль возвращает созданный экземпляр класса SpriteSymbol
export default symbol;
Таким образом SVG файл, будучи изначально простым текстом, превращается в объект с полями id
, viewBox
и content
, на который в дальнейшем можно сослаться разметкой <svg><use xlink:href="#id"></svg>
. Однако, чтобы такая ссылка работала, спрайт со всеми символами должен быть частью страницы. Помните объект-синглтон globalSprite, который хранит в себе все символы? Его код выглядит примерно так:
import BrowserSprite from '…';
const sprite = new BrowserSprite();
document.addEventListener('DOMContentLoaded', () => {
sprite.mount(document.body);
});
export default sprite;
То есть спрайт автоматически вставится в страницу как только произойдёт событие DOMContentLoaded
. Одной строкой импорта изображения мы преобразовали его в объект и создали спрайт, который сам отрисуется когда и куда надо. Удобно. Однако ссылаться на символ всё ещё приходится руками.
Решить эту проблему можно используя шаблонизатор. На примере React создадим компонент, который отрисовывает символ спрайта:
// icon.jsx
export default function Icon({glyph, viewBox = '0 0 16 16', className = 'icon', …props}){
return (
<svg className={className} viewBox={viewBox} {…props}>
<use xlinkHref={`#${glyph}`} />
</svg>
);
}
В сочетании с лоадером его использование будет выглядеть так:
import Icon from './icon.jsx';
import twitterLogo from './logos/twitter.svg';
<Icon glyph={twitterLogo.id} viewBox={twitterLogo.viewBox} />
Удобно. Однако всё ещё приходится указывать id символа и viewBox. А что если при импорте SVG возвращать не объект символа, а компонент использующий этот символ для отрисовки? Это возможно благодаря опции runtimeGenerator
, которая указывает путь к Node.js модулю генерирующему обвязку над SVG изображением. Пример такого генератора можно посмотреть тут. Он произведёт следующий код:
import React from 'react';
import SpriteSymbol from 'runtime/symbol';
import globalSprite from 'runtime/global-browser-sprite';
import Icon from './icon.jsx';
const symbol = new SpriteSymbol({ /* symbol data */ });
globalSprite.add(symbol);
export default function TwitterIcon({…props}) {
return <Icon glyph={symbol.id} viewBox={symbol.viewBox} {…props} />;
}
И тогда импорт изображения уже вернёт React-компонент с предустановленными свойствами:
import TwitterLogo from './logos/twitter.svg';
render(
<div>
<TwitterLogo width="100" />
<TwitterLogo fill="red" />
<TwitterLogo fill="blue" style={{width: 600}} />
</div>,
document.querySelector('.app')
);
Удобно. И всё это одной строкой импорта.
Server side rendering
Создавать спрайт на лету в браузере конечно удобно, но что делать если код отрисовывающий ui работает на сервере? Там нет DOM и браузерных событий, как тогда спрайт отрисует сам себя? Для этих целей svg-sprite-loader предлагает использовать изоморфный вариант спрайта, работающий в любой среде исполнения. Он ничего не знает про окружение, поэтому вызывать отрисовку нужно вручную. Пример отрисовки страницы на сервере:
import template from 'page-view.twig';
import globalSprite from 'svg-sprite-loader/runtime/sprite';
// Конвертируем массив символов спрайта в объект где ключами выступают id символов
const symbols = globalSprite.symbols.reduce((acc, s) => {
acc[s.id] = s;
return acc;
}, {});
// Конвертируем спрайт в строку вида '<svg><symbol id="…">…</symbol>…</svg>'
const sprite = sprite.stringify();
const content = template.render({ sprite, symbols });
В для отрисовки спрайта нужно вывести переменную sprite
, а для вставки символа использовать объект symbols
:
// layout.twig
<body>
{{ sprite }}
// pages/about.twig
<svg viewBox="{{ symbols.twitter.viewBox }}">
<use xlink:href="#{{ symbols.twitter.id }}" />
</svg>
</body>
В случае с React всё будет работать также как в браузере, с возможностью скомпилировать компонент при импорте.
Спрайт как отдельный файл
Но что если использование конструкции <svg><use … /></svg>
в разметке не возможно или требует больших переделок? Все уже привыкли к использованию SVG в качестве background-image, ведь если вы не пишете SPA, то интерфейсные изображения логичнее импортировать из стилей, чем из разметки.
Для такого случая предусмотрен специальный режим, который работает совсем по-другому и требует наличия дополнительного плагина (идущего в поставке с лоадером). Предположим имеется такой импорт:
.logo { backgroung-image: url(./logos/twitter.svg); }
Лоадер в комбинации с плагином сделают следующее:
Все изображения будут конвертированы в
<symbol>
и помещены в спрайт, который будет создан в виде отдельного файла (sprite.svg по умолчанию).
- Все импорты изображений будут заменены на путь к спрайту с id символа на конце:
.logo { backgroung-image: url(sprite.svg#twitter); }
Такой подход позволяет применить технику SVG стеков, которая поддерживается всеми браузерами кроме Safari (мобильным и десктопным) и Android browser вплоть до 4.4.4. Но как всегда есть полифилл.
Автоконфигурирование
Лоадер обладает достаточными знаниями об окружении, чтобы понять главное:
- Extract-режим — если SVG импортируется из CSS/SCSS/LESS/Stylus/HTML — спрайт будет создаваться в виде отдельного файла.
- Окружение — если код собирается webpack'ом под браузер (target: browser), будет использован модуль спрайта для браузера. В противном случае — его изоморфный вариант.
- Формат экспорта модуля — для webpack 1 лоадер генерирует такой экспорт
module.exports = …
, для webpack 2 и старшеexport default …
.
Это значит что в большинстве случаев стандартной настройки лоадера должно хватить:
// для webpack 1
module: {
loaders: [
{
test: /\.svg$/,
loader: 'svg-sprite-loader'
}
]
}
// для webpack 2
module: {
rules: [
{
test: /\.svg$/,
loader: 'svg-sprite-loader'
}
]
}
Что ещё
- Если настроить лоадер на растровые изображения (png или jpg), он закодирует их в base64 и обернёт в
<svg><image xlink:href="base64data"></svg>
. Это удобно при разработке, когда векторная версия логотипа/иконки ещё не отрисована, а показать результат уже надо. - Рантайм модуль для браузера решает многие проблемы работы с SVG спрайтами под капотом. Смотрите его конфиг и исходный код.
- В extract режиме лоадера есть возможность создать сколько угодно спрайтов или по спрайту для каждого чанка.
justboris
В статье не хватает объяснения, зачем вообще нужны svg-спрайты и почему не подходит стандартный подход вебпака с инлайном в data-uri
AiZen_13
По-моему svg-спрайты не нуждаются в представлении
justboris
А я вот с ходу не смог найти, почему вынесение иконок в отдельный файл лучше, чем инлайн их в css через data-uri.
Если вы знаете, поделитесь информацией, пожалуйста.
AiZen_13
1) возможность раскраски а-ля иконочный шрифт
2) от data-uri css-ник разбухнет
justboris
Так понятнее. Спасибо!
qtuz
возможности раскраски ограничены всего 2 цветами, но для одноцветных иконок подходит, очень удобно.
нет, если их не кодировать в base64, а вставлять как есть, экранировав специальные символы. Так делает svg-url-loader. Тогда объём будет меньше, браузер быстрее парсить такой контент, да и гзипится оно лучше.
Aingis
На самом деле то, что тут используют, не является привычным спрайтом. Это больше похоже на SVG-библиотеку, из которой используются изображения по идентификаторам. За счёт отдельной загрузки SVG файла, рендеринг не блокируется, можно раскрашивать и т.п., но без JS они не будут отображаться.
А без JS это не только выключенные скрипты у примерно 1% пользователей: он может не загрузиться, сломаться, быть заблокирован расширением или даже оказаться на забаненном Роскомнадзором CDN — таких в какой-то момент может оказаться весьма много.
qtuz
Я сам больше за использование SVG из CSS, но поддержка в Safari и Android до 4.4 не позволяет полностью насладиться этой элегантной красотой :)
Aingis
SVG поддерживается в Андроиде с версии 4.0. И какие проблемы в Safari?
qtuz
Я имел ввиду использование SVG-стеков из CSS (ссылаться на символ в спрайте по его id —
.logo {background-image: url('sprite.svg#logo')}
), сейчас это невозможно из-за Safari и Android Browser. Но есть js-полифиллы.