Для создания миссии, целей и принципов своей фирмы можно воспользоваться готовыми решениями. Однако подумайте, будут ли при этом такие миссия, цели и принципы принадлежать именно вашей компании.
Понятие миссии и цели, я уверен, вы встречали не раз при попытке создать свой бизнес. И всегда, скорее всего, вы сталкивались с неким обязательством этих понятий: "… придумайте миссию, без нее не существует фирмы...", "… только исходя из выбора миссии компании вы будете развиваться по нужному направлению...". Звучит как угроза, не правда ли? Так что же такое миссия и цели фирмы?
МИССИЯ
На самом деле миссия существует у любой организации, вновь создаваемой: если она не сформулирована, это еще не значит, что ее нет. Для того, чтобы сказать хотя бы самому себе, какая миссия у моей фирмы, стоит ответить на несколько простых вопросов.
- Что я хочу делать?
- Будет ли деятельность моей фирмы полезна?
- Принесет ли мой бизнес прибыль, достаточную для своего существования и развития?
- Что может дать моя фирма обществу и государству?
Приведу пример. Спросите у своих знакомых, есть ли у кого из них желание открыть свое дело. Конечно же, найдутся такие люди, кто скажет: это сложно, требуются большие затраты и т.п. Но вы уточните у них: если бы создание своего дела было бы просто, как поход в кино, вы бы создали свой бизнес? Я уверен, ответ будет «Да». Вот после этого задайте им вышеуказанные вопросы, и вы увидите, как миссия их вновь придуманной фирмы рождается прямо у вас на глазах.
Что я хочу делать? Я хочу открыть стоматологию.
Будет ли деятельность моей фирмы полезна? Да, стоматология очень востребованная отрасль медицины. Потенциальные клиенты — все категории населения.
Принесет ли мой бизнес прибыль, достаточную для своего существования и развития? Услуги хорошего стоматолога будут всегда оплачиваться и приносить доходы. Необходимо лишь грамотно распределить свой денежный поток, а именно доходы всегда следует сопоставлять с расходами.
Что может дать моя фирма обществу и государству? Хорошая стоматология поднимет уровень оказываемых услуг населению (здоровая конкуренция), даст новые рабочие места городу, принесет налоги в казну государства (и так далее).
Откроем, для примера, стоматологию «Улыбка». Рассмотрим несколько вариантов миссии стоматологии:
- Миссия нашей компании — открывать новые грани в области медицины.
- Или так: Миссия нашей фирмы — сделать мир красивее улыбками счастливых людей.
- Или третий вариант: Миссия нашей фирмы — дарить комфорт и радость людям. (Просто и правда)
Вы можете заметить, что миссия фирмы очень похожа на ее слоган. Не спорю, совпадения могут иметь место: слоган может совпадать с миссией.
ЦЕЛИ
С целью фирмы все немного проще и практичнее. Правила формирования целей деятельности любой фирмы можно описать одним предложением: что мне надо сделать, чтобы моя фирма успешно существовала и развивалась (я же хочу делать людей счастливее). Для этого мне нужно чтобы у меня:
- Были клиенты
- Я мог удовлетворить их спрос
- Были возможности для развития моей фирмы
Результат:
- Чтобы у меня были клиенты, наша фирма должна быть известной и узнаваемой
- Чтобы люди оставались довольным качеством наших услуг, мы должны нанимать только квалифицированных специалистов, мы должны иметь хороший инструмент и соблюдать все требования законодательства.
- Для развития моей фирмы мне надо всегда совершенствовать качество предоставляемых услуг путем обучения персонала, закупки нового оборудования и усиленной рекламы на рынке.
Цели стоматологии «Улыбка»:
- Стать известной и узнаваемой фирмой на рынке стоматологических услуг.
- Иметь в своем арсенале только профессионалов своего дело и самый современный инструмент.
- Постоянно инвестировать в развитие своих возможностей.
ПРИНЦИПЫ
При разработке этого пункта помните, что принципы есть у всех. Принцип в общем смысле — это правило, модель поведения того или иного субъекта. То есть в действии любого человека или организации всегда присутствуют закономерности. Для юридического лица (фирмы) принципы — это некий кодекс чести, моральные правила поведения.
Декларируя и соблюдая свои принципы, компания будет выигрывать от того, что с ней будут сотрудничать, так как есть уверенность, что поведение вашей фирмы упорядоченно, закономерно и не принесет неприятных сюрпризов для тех, с кем вы сотрудничаете (клиенты, поставщики, инвесторы и прочее).
При создании принципов компании можно использовать общечеловеческие принципы поведения, отредактированные под коммерческое предприятие.
- Честность и доверие
- Пунктуальность и своевременность
- Гарантия качества и прочее, что вы считаете своими положительными качествами.
Составьте самостоятельно те принципы, которыми вы гордитесь в себе, и перенесите их на свою фирму.
P.S. Стоит добавить, что миссии, цели и принципы могут меняться, добавляться, удаляться, дописываться, редактироваться и переосмысливаться.
Комментарии (26)
RudkoDmitry
03.04.2015 14:24+1Извините, сразу скажу, что не силен в теории и возможно не с того угла посмотрел на вопрос. Вызывает диссонанс сама постановка вопроса — выглядит так, будто у нас компания и ее форма главенствует над всем. Будто у стоматолога есть варианты открывать не стоматологию.
Поясните, пожалуйста, для кого этот туториал? Т.е. типа для бизнес-плана, если вы никогда еще не чем не занимались и вам нужно обосновать что-то? Или это по-уму так нужно свой бизнес оформить, чтобы ясность была в том что делаешь и к чему идешь?
Искренне не понимаю! Извините, если что не так сказал.lexnekr
03.04.2015 14:31Присоединяюсь.
Не достаточно «реальной цели» кормления хозяев бизнеса? Зачем эти документы? Что с ними должно быть сделано? Вот выше я привёл пример цели, которая неразрывно связана с реальной. Там всё понятно. И эта цель нигде курсивом не писалась. Просто все кто надо о ней знали.argent00m Автор
03.04.2015 14:41Могу поинтересоваться: верно ли утверждение, что бизнес-план для создания своего дела серьезно отличается от бизнес-плана для расширения бизнеса? Если нет, то что мешает создать новую цель? Тем более я приписал
P.S. Стоит добавить, что миссии, цели и принципы могут меняться, добавляться, удаляться, дописываться, редактироваться и переосмысливаться.
lexnekr
03.04.2015 17:06Простите, я не понимаю как бизнес-план связан с «целями» и «миссией».
Всё что вы обозначили в статье — красивые шильдики и пафос, коих я навидался. И ни разу таковые не относились к реалиям бизнеса.
Выше описал реальную цель, которая вполне может согласовываться с планом. Но план без неё прекрасно будет работать.
А вот цель без плана — пустая трата букв.
Поэтому повторяю — зачем такие сущности вообще вам потребовались? В чем их суть? Чем не хватает просто цели зарабатывания средств?
А когда бизнес станет «чем-то больше», то цели и миссии разве сами не придут?S_A
04.04.2015 06:45Простите, я не понимаю как бизнес-план связан с «целями» и «миссией».
План это то, как цели будут достигаться. Миссия — это обоснование целям.
зачем такие сущности вообще вам потребовались? В чем их суть? Чем не хватает просто цели зарабатывания средств?
«зарабатывание средств» — это зарабатывание средств, а для чего эти средства — на это отвечает миссия.
В вашем подходе, миссия — это обогащение собственников. Стандартная, вобщем-то, для наших российских реалий. Но я думаю будь вы бизнесом, и у вас был бы выбор между компанией А, которая поставляет качественные товары для удовлетворения нужд клиентов, и компанией В, которая поставляет товары для обогащения собственников, я даже не знаю что бы вы выбрали (скажем для долгосрочного сотрудничества). Или представьте что вы как возможный сотрудник выбираете компанию (где все работают «на дядю» или все же «для довольных клиентов»).
Слово миссия уже нагружено в нашей стране, и все считают этот концепт симулякром :) Давайте назовем миссию «смыслом дела» (бизнеса), и всё станет на свои места. Обогащение собственников может быть смыслом дела компании, и даже строго говоря, рост капитала собственников в рыночной экономике это та самая цель, которая продвигает экономику в целом, только вот капитал собственников это стоимость компании, а не тупо деньги в карман. Стоимость — это посчитанные и приведенные (к настоящему моменту) её будущие денежные потоки. И для их получения миссия, или смысл всего предприятия — основной инструмент, из которого вытекает остальное. Миссия — это и послание всем организационным доменам (внутреннему, ближнему и дальнему окружению) о том, зачем компания создана, и описание того, как бизнес будет устроен.
То что у нас в стране не умеют готовить бизнес по таким рецептам — не секрет. И говорить что «рецепт туфта потому что туфта» тоже у нас в стране распространено. Поэтому у нас в стране и нет пока нормальных ТНК.
Pushistik
15.04.2015 09:16Очень просто связан.
Пока ты не будешь знать, к чему твоя компания будет стремиться — ты не сможешь понимать, что тебе потребуется в работе вообще.
И я не имею в виду, что если ты поставил цель сделать самую большую стоматологическую практику в городе, тебе срочно надо брать кредит на 100500 миллионов и покупать самый шикарный особняк в центре. Просто после такого решения ты уже можешь четко делать план развития своей компании, пока неясный и примерный, но что мешает сделать их не в одном варианте?
ncix
03.04.2015 14:35Вы так пишите, как будто всякий стоматолог может взять и создать успешный стоматологический бизнес, просто будучи стоматологом.
RudkoDmitry
03.04.2015 14:40А если он составит план по туториалу, то построит успешный бизнес?
argent00m Автор
03.04.2015 14:43Пойдем от обратного: насколько рискованно создание бизнеса без плана?
ncix
03.04.2015 14:45Нет к сожалению. Но если он никакого плана не составит и не обозначит для себя цели — я могу с 95% вероятностью сказать, что максимум что ему удастся — это еще один маленький стоматологический кабинет, каких тысячи.
argent00m Автор
03.04.2015 14:38Хороший вопрос!
типа для бизнес-плана
Все верно. Я планирую создать свое предприятие, и в ходе поиска информации постоянно сталкиваюсь с противоречивыми суждениями. Поэтому пробую создать «свой» способ создания своего дела. Он не претендует на совершенство, и возможно, созданный таким образом бизнес не будет успешным, но я на данный момент придерживаюсь теории «Любой отрицательный результат уже результат», что неразрывно связано с «Бездействие хуже поражения».
Почему я публикую свои статьи здесь? На этом сайте присутствует немалое количество профессионалов с опытом, спросить совета у которых я могу и я это делаю. То есть когда мой бизнес будет успешным, или наоборот, у меня будет неудачное предприятие, я скажу, что начинал это именно таким образом. Создать свой блог в виде отдельного сайта у меня нет возможности (финансовых и интеллектуальных), а Мегамозг довольно перспективный ресурс для получения перспективной критики.
Ответил ли я на ваш вопрос?RudkoDmitry
03.04.2015 14:43-1Теперь вполне. Спасибо большое!
Теория чистой воды от человека без опыта.
Мой вам совет — не тратьте время на теоретизирование, это опасно.argent00m Автор
03.04.2015 14:45+2Теория. Согласен. Однако меня часто спрашивают: есть ли у тебя деньги для старта? На что я задаю вопрос, а сколько мне нужно? И понимаю, что не могу в данный момент озвучить эту цифру. При планировании появляется конкретика, а план без теории невозможен. Поправьте меня, если я не прав.
p.s. кое-какой негативный опыт у меня есть, но об этом я пока не вижу смысла рассказывать
ncix
03.04.2015 14:50Мой вам совет — не тратьте время на теоретизирование, это опасно.
Ну я бы не был столь категоричен. Просто грызть рынок и пробивать головой метро — тоже не лучший путь. Важно регулярно останавливаться и спрашивать себя, что ты сейчас делаешь, чего хочешь достичь и можно ли этого достичь иначе.
S_A
04.04.2015 06:29-1Если человек получил высшее образование и не видит разницы между теорией и практикой, то все что он показывает употреблением слова «теория» в контексте, подобном вышесказанному — это то, что он не знает как применять теории. Если человек не получал высшего образования, то тогда ему простительно.
Касательно поста. Не совсем у вас, автор, способ создать бизнес «свой», но подход ясен. Все это хороший и важный (о чем откомментирую выше) кусок бизнес-плана. Правда в них в основном смотрят числа. А по содержанию на мой взгляд всё ок.
Есть кстати книга, Фридаг и Шмидт, про сбалансированную систему показателей. 2006 что ли года — она конечно больше для действующих бизнесов, но все понятия разделяет очень хорошо, и в ней есть куча полезных мыслей о миссии, целях и планировании и управлении. Всю может читать и не порекомендую, но интересного в ней выудить можно кучу.
lexnekr
03.04.2015 17:10О_о
Человек без опыта в «subject» пишет статью с пометкой «tutorial»…
А представьте, что
а) вы не правы
б) кто-то прочитал вашу заметку, решил, что так и надо сделать (ибо это «учебник», а не «мысли вслух») и пошёл делать по описанной схеме
P.S. с сайтом-блогом можно и помочь. Это не проблема. Были бы идеи.
jasiejames
03.04.2015 14:40Самым главным должно быть понятие, отвечающее следующему утверждению:
если бы не было моей фирмы, мир был бы хуже, потому что…
Вот это и будет миссией.
ncix
Цели — это то, чего нужно(и можно) достигнуть, верно? Тогда возникает первая проблема — как определить что вы достигли этой цели? Изначально должна быть метрика какая-то. Чтобы точно сказать — вот сегодня мы достигли цели.
Чпок — шампанское.Второе — цель нужно ограничить по времени, иначе вы к ней будете стремиться на бесконечности.
Третье (ваш п.3) — инвестировать ради инвестирования?
Может быть вам будет полезна моя статья или принцип SMART-целей.
argent00m Автор
Обязательно прочитаю вашу статью, но немного позднее. С вашей стороны прошу ознакомиться со статьей про желание и цели, в которой я говорю про желания, задачи и цели. В данной публикации миссию можно представить в виде желания. Тогда ответы на ваши вопросы не заставят себя ждать:
1. Цель обязательно должна исчисляться? Допустим, публикация в известном журнале. Это — цель. А желание — быть известным.
2. Ограничение по времени в моем понимании существует в виде «еще вчера». Но спасибо за совет про временные рамки. Однако это больше относится к вопросу прикладного планирования.
3. Да, именно так. И если проводить параллели с моей предыдущей статьей про эгоизм, то в первую очередь удовлетворение собственных желаний позволяет делать открытия и развиваться.
ncix
Уже кажется читал, судя по цвету ссылки в моем браузере :)
1. Не исчисляться — измеряться. В примере с журналом цель измерима, можно сказать, двоичным значением. Журнал со статьей вышел? Вышел. Значит достигли.
1.1 Если же цель «стать известной фирмой на рынке» — как вы определите что достигли её?
1.2 Да, согласен, цели появляются из желаний.
argent00m Автор
1.1 Могу предположить, что по объему оказываемых услуг. Проще говоря, доля рынка. Взять уже существующую стоматологическую фирму, допустим, Челябинска, которая обладает определенным показателем продаж своих услуг.
ncix
Это и должно быть прямо отражено в цели: хотим за два года занять 30% рынка стоматологии Челябинска.
Имея такую формулировку куда проще начать делать первые шаги и контролировать результаты.
lexnekr
Однажды довольно давно я услышал цель, которую обозначил Rizhikov:
Потом правда цель была слегка скорректирована и было добавлено слово «коммерческих».
Может быть эта цель никогда и не декларировалась как цель компании, я не знаю, меня такая фигня не заморачивает. Но Партнёрам о ней говорили примерно раз в полгода.
Пока однажды с грустным выражением лица Сергей на зимней конференции как-то не сказал:
Я к тому, что цель должна наверное быть достижимой, но и ОЧЕНЬ АМБИЦИОЗНОЙ. Иначе это не цель, а план.
=)
В остальном согласен.
ncix
А чего он собственно расстроился. Цель достигнута. Очевидно что после этого нужно ставить новую цель, и так до бесконечности.
lexnekr
На самом деле это была своего рода игра с публикой. Начать грустно, а завершить весело.
Я просто привёл пример реальной цели, которая не писалась в специальном разделе сайта или уставных документах. Но про которую знали «кто надо». И которую удалось достичь (но очень не скоро), хотя возможно и не очень ожидалось. И после которой стала возможной постановка новой цели.
ncix
Да, я с вами согласен, писать цель вовсе не обязательно. Важно чтобы все о ней помнили постоянно. Кажде принятое решение должно вести к поставленным целям.
Часто бывает что учередители и топы собрались, пригласили бизнес-консультанта, придумали классные цели, миссию и разошлись счастливые. А через год оказывается что все помнят цели по-разному, а кто-то вообще принимал решения без оглядки на цели.
Мне вот недавно партнер по бизнесу на вопрос какой прогресс с поставленными целями, с обидой и возмущением выдал, дескать какого черта я от него требую, он занят зарабатыванием денег для фирмы. А ведь некоторое время назад за поставленные цели и план достижения все проголосовали единогласно
Зафиксированная каким-то образом цель хотя бы будет аргументом в разборе полетов за отчетный период.