Такое ощущение, что Джефф Безос вообще не спит. У его компании каждую неделю появляются новые сумасшедшие идеи. То она заявляет патент на гигантские «ульи» для дронов в городах, то начинает проектировать летающие дирижабли для доставки товаров. А на днях магазин запустил новую соцсеть Spark – что-то вроде гибрида Pinterest и Instagram. На Amazon приходится 55% всех покупок через нас в Америке, поэтому мы пристально следим за развитием этой компании. На наш взгляд, соцсеть Amazon не только станет финансово успешной, она – симптом и катализатор нового тренда.



Если вы активно сидите в Фейсбуке и Инстаграме, вы могли заметить, как эти соцсети постепенно начинают превращаться в магазин. Они делают всё, чтобы компании продавали и рекламировали товары через их платформу. Но Spark – один из случаев обратного процесса, когда магазин хочет превратиться в соцсеть.


Конечно, новых социальных сетей каждый год вырастает, как грибов после дождя. Это go-to стартап для тех, кто хочет изменить мир или быстро заработать миллиард, продавшись Цукербергу. И у 99,99% из них, конечно, нет никаких шансов. Даже Nimses, уникальная соцсеть с виртуальной валютой, получившая огромную медийную поддержку, сдулась уже спустя полтора месяца после запуска.


Но здесь мы говорим о Джеффе Безосе, новом самом богатом человеке мира, и об Amazon, IT-корпорации, которая, по мнению профессора Нью-Йоркского университета Скотта Гэллоуэя, скоро обгонит Apple и Microsoft, и первой станет стоить больше $1 трлн. Даже самые бредовые идеи такой компании заслуживают внимания. А Spark, на самом деле, идея вполне интересная…

Как работает Amazon Spark


Соцсеть ориентирована прежде всего на покупателей интернет-магазина. Пользователи могут публиковать фотографии, собственные описания и идеи, связанные с теми или иными продуктами и товарами. Подписчики комментируют посты и ставят «лайки». А главное – смотрят, что за продукты изображены на фотографиях. И сразу же, в один клик, покупают их, если что-то очень понравилось.


Все соцсети сейчас идут в этом направлении. Facebook в своих «Страницах» открывает две новые секции, «Шоппинг» и «Сервисы». Он хочет дать фирмам новые кнопки, включая Call Now, Contact Us и Send Message, чтобы им стало удобнее общаться с клиентами. Facebook и Instagram позволяют пользователям добавлять информацию о товарах, показанных на фото. Даже «Одноклассники» в этом месяце запустили рекламу с активными кнопками призыва к действию – и интегрировались с сервисом Mail.Ru «Юла», бесплатной службой объявлений, предлагающей товары в непосредственной близости.




Amazon пошла по этому пути еще дальше, и открыто заявила: да, мы делаем соцсеть для покупателей, и главная наша задача – подтолкнуть пользователей к новым покупкам. Мы хотим сделать так, чтобы они сами друг другу давали рекомендации, делились фотографиями красивых/полезных товаров.


Сначала новый пользователь Spark указывает от 5-ти интересных ему категорий. Это могут быть «Книги», «Технология», «Мода и стиль», «Дизайн интерьера», «Игрушки», «Видеоигры», «Фитнес», «Барбекю» – и еще десятки других. На основании этой информации Amazon дает клиенту фид с релевантным контентом – фотографиями, загруженными другими пользователями. Интерфейс в мобильном приложении очень-очень напоминает Instagram, почти полная копия.


На тех, кто делает полезные и информативные посты, можно подписываться. Можно оставлять комментарии или нажимать кнопку с улыбкой (аналог сердечка/лайка). Главное отличие от других соцсетей в том, что если тапнуть по фото, можно сразу купить любой изображенный на нем продукт. С одной стороны – понятно, чего Amazon этим хочет добиться. Покупайте, покупайте, покупайте! Вещизм и общество потребления во всей красе. С другой стороны – на самом деле, получается очень интересно. Обычно покупатель магазина выбирает себе одежду или рюкзак, ориентируясь на стандартное фото от производителя. Вылизанное, на белом бэкграунде. По нему слабо ясно, как всё это будет смотреться в реальной жизни. А так люди видят, что получилось у их виртуальных «друзей», на которых они подписаны. И могут принять более осознанное решение.


TechCrunch считает, что Spark – очень хитрая надстройка над стандартной системой «отзывов». С одной стороны, людям интереснее смотреть на реальные фотографии, они больше им доверяют. А с другой, по мнению TechCrunch, – в атмосфере социальной сети сложнее рассказывать о том, что ты «опростоволосился» и купил вещь, которая тебе резко не нравится. Так что если сейчас на Amazon под каждым продуктом в комментариях найдутся разные мнения, то на Spark о товарах будут рассказывать в основном в положительном ключе. Гениально, блин.




Новый формат делает профиль пользователя очень важным. Если у тебя много подписчиков, ты – ценный человек для фирм, желающих пропиарить свои товары, особенно на платформе, где их можно напрямую купить. Рекламные посты с хэштегом #sponsored уже вовсю начали появляться на Spark. Если у вас есть талант рассказывать о вещах – вот она, возможная будущая карьера.


Чтобы начать работу с соцсетью, нужно использовать мобильное приложение Amazon. Читать фид могут любые пользователи, а вот возможность публикации постов и комментариев доступна только подписчикам сервиса Amazon Prime. О том, что это за программа и как на неё можно бесплатно подписаться, мы подробно рассказывали вот здесь.

Есть ли потенциал?


Идея у соцсети – не такая уж дурацкая. На базе китайской «Алиэкспресс» уже три года работает сервис iTao, по дизайну отдаленно напоминающий Pinterest, только с обязательной ссылкой на товар в конце поста (в чем и весь его смысл). Пользователи с 10+к подписчиков там уже давно бесплатно получают товары, чтобы потом их пропиарить. Если посмотреть на посты, негативных отзывов там нет как класса. А даже если он и появится, пользователи его не залайкают. Никому не нравится смотреть на фотографию «так себе юбки» или посредственного гаджета. То есть, на Востоке идея Spark себя уже оправдала.




А на западном рынке «социальную сеть для покупок» недавно впервые испытывал Instagram. В 2016-м фирма открыла тестирование для 20 брендов, чтобы упростить им продажи. Товары отмечаются на фото так же, как и люди. Пользователь может кликнуть на них, просмотреть их цену, почитать описание, а потом – перейти на сайт ритейлера, чтобы купить вещь себе. А месяц назад, в конце июня, Instagram и Nike заявили, что начнут продавать новые кроссовки непосредственно в ленте, чтобы противостоять волне нового китайского контрафакта. Nike – самый успешный коммерческий бренд в Instagram, и логично, здесь он станет первопроходцем. Марк Паркер, глава фирмы Nike, даже говорит, что это для них приоритет перед оффлайн- и онлайн-магазинами.


У Amazon Spark перед Instagram в сфере продаж есть очевидные преимущества. Соцсеть интегрирована в магазин Amazon, это две части одной экосистемы. Если для покупки в Instagram надо нажимать на всплывающий рекламный тэг, а потом переходить на сторонний сайт Nike, чтобы закончить покупку, у Spark всё происходит в пределах одного приложения. Не нужно никуда переходить, не нужно открывать дополнительные программы, и даже окружающий интерфейс не меняется. Да, у Instagram на несколько порядков больше пользователей, и это вряд ли изменится, но Amazon тоже имеет свои козыри в рукаве. Чистой победы, как у Facebook над MySpace, тут выйти не должно.




Американский Amazon каждый месяц посещает 150 миллионов клиентов. Подписчиков Amazon Prime насчитывается 80 миллионов. Рост их числа – на 40% к 2016 году (для сравнения, Facebook вырос на 18%). Сервис Amazon Prime является платным, за него отдают по $10,99 в месяц или $99 в год, и при этом 55% американских домохозяйств – к нему подключены. На одних подписках Prime фирма зарабатывает $8 млрд в год. Для сравнения, популярная кабельная сеть HBO, на которой выпускается «Игра Престолов», в год с подписчиков получает в полтора раза меньше, $5 млрд.


Amazon давно поняла, что чем лояльнее пользователь – тем больше денег он дает вам, и тем меньше смотрит в сторону конкурентов. Вместо того, чтобы, как в России, задавать поиск на «Яндекс.Маркете» – и покупать там, где увидели дешевле, каждая вторая американская семья просто идет на Amazon, и потом ищет себе что-то в пределах магазина. Это фактически монополизм, но плюсы у него есть. Потом не приходится разбираться с разными службами доставки, с незнакомым интерфейсом, с проблемами при возврате товара. Ну а самые выгодные предложения и самая быстрая доставка доступна только подписчикам Prime, и Amazon не забывает об этом напоминать. Хочешь – не хочешь, а со временем подпишешься.


Стратегия работает: увидев, что цены стали ниже, а доставка сделалась быстрее, клиенты еще сильнее привязываются к магазину. По данным CIRP, средний подписчик Prime тратит на «Амазоне» $1300 за год – почти в два больше, чем обычный пользователь ($700).




Следуя за Amazon, другие интернет-ритейлеры в США тоже вовсю стараются ввести свои большие программы лояльности. Бонусы за частые покупки, за большие заказы, за наличие карты… Скидки, подарки, специальные праздники для клиентов (по аналогии Prime Day в июле). И даже систему подписки Prime копируют, называя её своими именами (Canvas, Grey Card и т.д.). Теперь Амазон хочет вывести это на новый уровень. Человек, активно завязанный на соцсеть Spark, будет тратить еще намного больше. По крайней мере, в этом идея.


Если Spark наберет примерно столько же пользователей, сколько и Prime, она будет примерно 20-й соцсетью в мире. Не очень впечатляет. Но смысл в том, что люди больше покупают и никуда не смотрят, кроме вашего магазина. Они напрямую вовлечены в продажи, а каждый созданный ими контент – бесплатная реклама. Кроме того, у Amazon огромный каталог из 400 млн товаров. Клиентам бывает сложно найти новые продукты – те, о существовании которых они сами не подозревают. Аналитик из Jefferies подметил, что «Если не вбить чего-то в поисковую строку – его как бы и нет». Рекомендации через Spark устранят эту проблему.


Если эксперимент Amazon окажется успешным, его, как и все другие начинания фирмы, со временем подхватят другие американские ритейлеры, от Walmart и Sears до Staples и eBay. Это ли не мечта каждого магазина: чтобы клиенты сами себя развлекали, рассказывая о ваших товарах.

P.S. Стать пользователем Amazon Prime на месяц можно бесплатно. Мы недавно написали подробный обзор того, что для этого нужно, и чем выгоден этот сервис. Ну а если вам понадобится что-то заказать с Amazon в Россию – сделать это можно при помощи Pochtoy.com. Достаточно зарегистрироваться и ввести промокод GEEKTIMES, чтобы получить $7 на свой счет для доставки любых товаров из США.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. hekke
    29.07.2017 11:11
    +3

    апофеоз консьюмеризма


  1. Wolframium13
    29.07.2017 11:33
    +4

    Напомнило рассказ здесь, на ГТ, где в будущем парень сидел в соцсети, главная фишка которой отображение того, что пользователь купил за день.


    1. Alaunquirie
      29.07.2017 22:20

      Ссылочкой не поделитесь?



  1. san-x
    29.07.2017 16:11
    +1

    Ну что, когда копикэт от Озона? Ставлю на четное… т.е. на 2018й.


  1. zim32
    29.07.2017 16:27
    +1

    В итоге все это превратся в кучку распиареных обзорщиков, которые будут пиарить распиареный товар. Как в таком случае получать честные отзывы и рекомендации на платформе которая заинтересована в объеме продаж?


    1. tmin10
      29.07.2017 19:27

      Подписываться на своих друзей и знакомых, у них вероятнее всего не будет проплаченных фото.


  1. erwins22
    29.07.2017 17:44

    свою соцсеть что ли запилить? будем в нем я и Я!


    1. pavelpromin
      29.07.2017 18:10

      Кип Дрорди! Перелогинься!


    1. Oplkill
      29.07.2017 19:23

      Свой месседжер не забудь создать


      1. OKyJIucT
        29.07.2017 19:37

        И браузер


        1. SkyPhantasm
          29.07.2017 20:01

          И всё это для своего смартфона.


    1. Areso
      30.07.2017 08:50

      примерно по такому же принципу я запилил свою игру)


  1. Dmitry_5
    29.07.2017 19:58
    +6

    Офтопик: не пользуйтесь почтой.комом, у меня была посылка, она месяц нигде не отображалась, эти уроды заявление на розыск отказались подавать. Хорошо посылка нашлась, уже на обратном пути в Америку на таможне поймал


  1. darcyxa
    29.07.2017 23:44

    Как по мне перспективы у неё не очень яркие


  1. Ilia001
    29.07.2017 23:44
    +1

    почему выкуп товара стоит так дорого?
    8% при цене товара от 501 до 1000 долларов.

    Сделали бы спец.предложение для телефонов. Например, $10 за выкуп.


  1. Quiensabe
    30.07.2017 01:12
    +1

    imho, надо еще туда привязать реферальную систему, чтобы если кто-то купил вещь кликнув по твоей фотке — тебе на счет в системе падал % от покупки. Выводить деньги не обязательно, их можно тратить на свои покупки.
    Это бы сподвигло людей заливать туда фото, а то пока неясно зачем оно надо рядовому пользователю?


    1. Vilgelm
      30.07.2017 02:13
      +1

      И такое уже придумал ebay, называется ebaysocial.


  1. Vilgelm
    30.07.2017 02:12
    +1

    Если сделать себе акк новый, без заказов, взять на него Prime и заказать что-то на адрес в США, то внезапно акк банится (без возможности отключить прайм), а деньги за него списываются и единственный способ отписаться — заблочить карту\заблочить онлайн операции по ней и ждать аж почти 2 месяца, пока они пришлют письмо типа «мы не можем с вас списать денег, поэтому через две недели прайм будет отключен».
    Будьте аккуратнее.


    1. nidalee
      30.07.2017 07:03
      +1

      Это анти-фрод система срабатывает скорее всего из-за отличающихся billing и shipping адресов. Хотя буквально месяц назад делал заказ там с Prime доставкой и оплачивал российской картой — никаких проблем.
      Думаю, достаточно было просто написать в саппорт. Я с ними общался по другому вопросу и никаких проблем мое заявление о том, что я из России и заказываю доставку в США не было.


    1. nidalee
      02.08.2017 15:56
      +1

      Дополняю пост: получилось повторить Ваш бан! Виноват в моем случае, как оказалось, Сбербанк. Отклонили операцию, как подозрительную, и прислали смс с предложением звонить в банк. Амазон таких выкрутасов терпеть не стал и сразу заблокировал аккаунт с требованием дказать, что не верблюд прислать набор документов по факсу.
      Вывод я сделал для себя: не нарывайтесь на подтверждения от сбера. Сразу выясните лимиты и проводите выходящие за них операции с карт других банков. Как я понял, эту «защиту от дурака» отключить нельзя.
      Сейчас буду писать в суппорт.


  1. ozonar
    31.07.2017 10:31

    В сети существует аналог iTao, в котором есть и негативные обзоры. Читать такие обзоры действительно неинтересно, потому что ты тратишь время на то, что покупать ты не намерен, а единственная годная цель негативного обзора — предупредить о плохом товаре — рушится благодаря тому, что единичные негативные записи совершенно не запоминаются, через месяц месяц ты уже не вспомнишь, что покупать стоило, а что нет и руководствуешься уже новыми и положительными обзорами.

    Так что структура и Amazon сети и iTao и кучи других сервисов по поиску товаров по принципу пользования ничем принципиально не отличается, показать плюсы и минусы хорошего товара вместо того, чтобы искать их в заведомо плохом, лучше и для потребителей и для магазинов.