честное государство заботится об интернет-предпринимателях

Если в России принят закон, это ещё не значит, что он работает. Если же закон вроде как работает, это ещё не значит, что всё будет так же через полгода. Поэтому к каждому закону лучше готовиться чисто по-студенчески или по-русски — в самый последний момент или даже чуть позже. Давно известно: поспешишь — людей насмешишь. Но в случае с 54-м законом поспешили не те, кому нужно, а посмеялись не люди, а государство и особенно кассовые олигархи. К слову, некоторых из этих представителей людьми можно назвать действительно с натяжкой.

Речь пойдёт об одной интернет-компании. Персонифицировать её не будем, условно назвав как-нибудь по-залихватски — “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни”, например. Это собирательный образ. Подобных компаний и предпринимателей в России тысячи. У всех первое полугодие-2017 было одинаковым.

Онлайн-кассы и выбор


Итак, в марте в “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни” (ЭРДГК), ещё конь не валялся. В апреле чуть прилёг да повернулся на бок. В мае его всё-таки запрягли по полной. А вместе с конём и юриста. И он начал пахать и искать оптимальные предложения по онлайн-кассе.

В том же мае Атол.Онлайн наконец-то вышел на рынок с первым в своём роде конкретным предложением по аренде кассы как сервиса. Почти сразу ЭРДГК (не путать с Эрдоганом и РДГК-10 — оба примера про давление газа) остановилась на Атол. Но приличия ради изучала конкурентов. Причём у каждого конкурента, кого ни возьми, предложения были выгоднее. Но всё чего-то не хватало.

Старрус — аналогичное Атолу решение по кассе как сервису — было чуть дешевле, но стало доступным только в июле, уже после вступления в силу закона-54. От Iretail так и не добились возможности бесчекового аппарата, то есть на чистый онлайн-бизнес они тогда, видимо, не рассчитывали. Может, сейчас что изменилось. Касса24.Онлайн — штрихофские партнёры — были самые привлекательные и дешёвые, но они слишком поздно начали. Да и не предлагали они той же онлайн-аренды кассы. Только купить Штрих и установить себе рядом с компьютером. И маяться с тех.обслуживанием. Были ещё многочисленные посредники, интегрированные все как один с Атол.

Поэтому, как ни хотелось идти к дорогому и важному Атолу, но пришлось. Да ещё раскошелиться на несколько касс, хотя ЭРДГК не такая большая компания, по обороту вполне хватило бы и одной.

Определились, протестировались с горем пополам и подключились. Надвигался июль. За неделю до него Минфин всех обнадёжил отсрочкой исполнения приговора для лиц, освободившихся по УДО (Уже Договору Оформленному). В ЭРДГК, а заодно и во всей стране с облегчением выдохнули и ушли в отпуск. Но то было после первого июля. А ещё был день до…

Онлайн-кассы и дышло


Надо сказать, что в апреле и мае компания консультировалась с местным отделением налоговой. Спрашивала, как ей быть, кто из клиентов и в каком случае должен подключать онлайн-кассы, а кто нет. Ответ был один — по закону каждый предприниматель обязан использовать при расчётах кассовую технику. Вот каждый и должен подключать. И всё это приятным женским голосом. То есть если компания-владелец маркетплейса работает с предпринимателем, то касса должна быть подключена и компанией, и предпринимателем. Как в этом случае разделять платежи от покупателей, было не понятно. То есть каждая операция дублем должна пройти через две кассы? Продавца-принципала и компании-агента (работали они с клиентами по классическому агентскому договору)? На эти вопросы в налоговой никто чёткого ответа не давал, потому как для них ФЗ-54 был тоже неожиданностью. А интернет пестрил противоречивыми диспутами.

Вокруг в это время то и дело проскакивали тревожно-позитивные новости о ходе подготовки к закону: “Более половины предпринимателей уже обзавелись онлайн-кассами, а для другой половины их не хватает из-за отсутствия фискальных накопителей, которых уже произвели в 2 раза больше, чем кассовых аппаратов, но они непонятно куда делись в руки спекулянтов, то есть нас. В связи с этим предварительные итоги перехода по закону-54 можно назвать не только удовлетворительными, но и оптимистичными, хотя одна треть предпринимателей не успеет перейти на онлайн-кассы к первому июля и будет оштрафована, несмотря на отсрочку”. Как-то так, если сдобрить винегретом.

Надвигался июль. 30 июня ЭРДГК решила уточнить, не изменилась ли позиция местной налоговой по проблеме двойной кассы. На всякий случай — мало ли — даже мысль налоговой может быть скоротечной. И чудо! Приятный женский, но теперь жестоко звучащий голос сообщил: если ЭРДГК является агентом по агентскому договору, то платежи за товары она должна принимать через свою кассу. Принципал-предприниматель, реализующий товары через эту компанию, подключать кассу абсолютно не обязан.

А через пару недель до простых смертных дошло разъяснительное письмо Минфина как раз по агентскому договору. По дате было издано 26 июня, но в и-нете появилось только к середине июля. Согласно этому письму почти официальная позиция налоговой следующая:

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Учитывая изложенное, при реализации товаров агентом ККТ применяется в обязательном порядке.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В таком случае ККТ применяется принципалом.

Почему позиция “почти” официальная?

Потому что письмо носит разъяснительный характер и не влечёт за собой появление правовых норм. Что налоговая прямо там и указывает, намекая вообще на абсолютную демократию в России (фантастика!):
… направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

На деле это значит, что если у вас другое понимание закона-54, то налоговой придётся объяснять его в судебном порядке в случае возникновения конкретных разногласий. Поскольку для сотрудников налоговой мнение руководства имеет больше чем нормативно-правовой характер. Скорее даже, подобострастный нормативно-правовой характер. И они будут отстаивать именно это мнение.

Всё бы ничего — это ж даже отличная новость для клиентов. Ведь не придётся выкладывать полтинник на свою кассу. Да только ЭРДГК, так же, как и государство, настоятельно советовала клиентам подключить свою онлайн-кассу до 1 июля. И были среди них в том числе самые сознательные, которые пошли и сделали, как закон велит. Да к тому же на интернет-площадке ЭРДГК уже было реализовано несколько решений для различных касс — зачем, спрашивается, если с 1 июля такой вот поворот — и достаточно только одной — своей? Пришлось в спешном порядке отзывать предложение и извиняться, объясняя преимущества нового варианта. А также менять вариант интеграции на соответствующий.

На минуточку задумайтесь. Если в одной компании столько клиентов-предпринимателей, которые купили ненужную кассу, то сколько их по всей стране? И почему данный вариант стал широко доступен и почти официально разрешён аккурат перед первым июля?

Онлайн-кассы и жизненная неопределённость


В то же время в сети стали появляться аналогичные варианты с агентским договором от малоизвестных, но набирающих популярность на форумах сервисов. Потому как желание всё-таки уйти от дорогого закона-54 вполне понятно. И на данный момент есть несколько небесспорных вариантов, чтобы избежать подключения онлайн-касс:

  1. Про агентский договор уже сказали (не путать с ним отношения с платёжным агентом — это уже другая история и даже закон — 161). Кратко схема выглядит так: предприниматель -> агентский договор -> платформа-агент -> касса -> покупатель.
  2. Через систему выставления счёта на примере сервиса Нэкстпэй. Очень широко обсуждается и так же критикуется. Суть в избавлении продавца от такого важного элемента, как момент оплаты. То есть продавец выставляет счёт, покупатель оплачивает его через банк любым способом, чек не нужен, т.к. момент оплаты продавцу не известен. В скором времени данная схема обещает быть признана незаконной.
  3. Работа с курьерскими службами. Это частный вариант первого. Только здесь исключаются все виды доставки, кроме курьерской. А со службой доставки заключается уже агентский договор. И момент оплаты переносится на момент вручения.
  4. И всё-таки самый популярный, судя по критике закона, — “Залечь на дно в Брюгге (Гдове, Ржеве, Мценске, Ленске…)”. И самый рискованный. Но половина страны именно так и живёт. Только если оффлайн вести теневой бизнес относительно просто, то онлайн-предпринимательство с каждым переподвыподвертом Роскомнадзора всё сложнее.

Сейчас в “Эх-растянись-душа-в-гармошку-компэни” вроде всё хорошо. Клиенты до сих пор спрашивают, в чём подвох, и почему им не нужно подключать интернет-кассу? Не верят своему счастью. Не верит и ЭРДГК. И вариант с интеграцией в систему кассы каждого клиента всё же держит про запас. Потому что в декабре Минфин обещал сформировать поправки к закону-54. Ждёт ЭРДГК декабря и мучается простыми сложными вопросами: кому в этой ситуации больше всего смешно? И много ли наварилось власть имущих за счёт втюхивания ненужных аппаратов, дорогих флэшек-ФН-ок, а также спекуляции законом?

А ответ возникает хоть и невпопад, но, так сказать, риторический, не требующий дальнейших вопросов: “Это Россия. Бизнес”.

Комментарии (22)


  1. Daar
    24.08.2017 21:09
    +2

    Читал и дрожь шла… сам по подобным граблям ходил, и слушал милый женский голос который не мог ничего сказать толком.


    1. pokupo Автор
      25.08.2017 04:06

      Да, милых женщин из налоговых можно признать одними из самых опасных существ в мире. В свете фз-54, во всяком случае.


  1. Survtur
    24.08.2017 23:49
    +1

    Суть Некспея не в «моменте оплаты», тем более, что они вполне себе уведомляют вас отправкой запроса с данными о платеже по https. Суть (по их словам) в том, что:

    1. Это не является электронным средством платежа, так как у получателя платежа с ними нет никаких договоров и комиссия берётся с плательщика.
    2. Это вообще банковский платёж, который не регулируется законом о ККТ.


    Да, это у вас на сайте написано, но не в статье, так что решил уточнить это здесь в комментариях.


    1. pokupo Автор
      25.08.2017 03:30
      +1

      Почему же? Момент оплаты — главный момент, ведь по закону в течение 5 минут после оплаты должен быть отправлен чек. И Некстпэй разделяет для продавца момент заказа товара и момент оплаты. И делает это как раз с помощью выставления счёта, который, как вы правильно сказали, является банковским платежом, не регулируемым фз-54. Впрочем, про банковский платёж надо дополнить, тут вы правы.

      Изначально мы хотели сделать что-то подобное для клиентов. Но всё-таки выглядит это искусственно. По-хорошему, покупатель должен брать счёт и идти в банк (хоть бы и онлайн), и самостоятельно оплачивать. Но это неудобно. А через Некстпей уже выглядит суррогатно.


      1. Survtur
        25.08.2017 11:49
        +1

        Но ведь момент оплаты я.кассы от некспея ничем не отличается. Обе системы информируют получателя об оплате сразу же. А деньги в обоих случаях приходят на счет потом.


        1. pokupo Автор
          25.08.2017 18:15

          вот тут не подскажем, в чём отличие, извините. я.кассу изнутри не изучали.

          но кстати говоря, на я.кассу многие обижались, что они не хотят взять на себя обязанность по обработке платежей через кассу, а зазывают подключать свои кассы.


  1. shurupkirov
    25.08.2017 07:42
    +2

    Потратили 10 дней, чтобы подключить Атол к Яндекс.Кассе для ИМ. Основные проблемы были в увязке скидок и доставки в чеке. В остальном проблем не возникло. Пока что..


    1. pokupo Автор
      25.08.2017 08:02

      В июле были жуткие проблемы с Яндекс.Кассой, потому что были проблемы у самого Атола. Из-за нагрузки его техподдержка молчала по несколько дней. Сейчас всё, конечно, должно устаканиться.


      1. shurupkirov
        25.08.2017 08:07

        мы окончательно подключили 2 июля, проблем с Яндекс.Кассой не наблюдали, подключили живую кассу, а не Атол.Онлайн
        большая проблема была: как сформировать покупателю ссылку на онлайн-чек,
        потому что каждый ОФД выежился и придумал свой набор параметров для генерации чека, вместо единого API


        1. pokupo Автор
          25.08.2017 08:16

          Живая касса — думаю — чистыми интернет-предпринимателями избегается. Вы герои) Не пиара ради скажите, какую модель подключили, с чеком/без? и как будете обслуживать?


          1. shurupkirov
            25.08.2017 08:27
            +1

            Насколько я ознакомился с продукцией атола, то у них у всех касс с поддержкой онлайн есть возможность отключения печати чека.
            У нас АТОЛ30Ф
            Пока тестировали — печать чека оставляли, чтобы понять все ли печатается и правильно ли.
            Сейчас печать чека отключена, касса печатает на бумаге только Z-отчеты, которые я отдаваю на всякий случай бухгалтеру.
            Про обслуживание не думали даже, тут вроде нечему уж ломаться, но тьфу-тьфу-тьфу )))


            1. pokupo Автор
              25.08.2017 08:32

              Это «тьфу-тьфу-тьфу» да на весь бы закон)) Потому как боязно за Минфин и его грядущие поправки. Да и в целом за ветреную позицию налоговой.


              1. shurupkirov
                25.08.2017 08:34
                +1

                А вот это, очень напрягает. У Минфина и ФНС порою весьма разное и несогласованное мнение. А все их ответы


                имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


  1. grafstroganov
    25.08.2017 11:58
    +1

    regulation.gov.ru/projects#npa=67215
    regulation.gov.ru/projects?type=Grid#npa=68314
    на самом деле для агентского договора у ФНС есть проекты методических указаний (их нет на сайте/форуме ФНС, но по факту они есть). Так вот… то что они там пишут. в корне отличается от требований приказа ФНС о ФФД, даже есть противоречие. На мой вопрос — почему так? ответ — «если так не сделать, то налогооблагаемую базу — наша и принципала — не разделить». при этом же, если комиссия по договору формируется в момент расчета, то мы должны отдельной строкой!!! указать «товар — цена», «агентское вознаграждение- сумма», а не всегда есть желание это делать, особенно при продажи товаров по договорам комиссии, ибо это вознаграждение есть ничто иное как наша наценка.
    Т.е. по сути работы с агентами с точки зрения ФЗ-54 не подработана.


    1. pokupo Автор
      25.08.2017 13:47

      ценное замечание, спасибо!


    1. lehha
      25.08.2017 15:21

      кстати, возьмите пример счет-фактуру у Агентов — они рисуют свои агентские отдельной строчкой. Вот и разделение. В ККТ сделают так же, чтобы видно было всем))


      1. grafstroganov
        25.08.2017 16:12

        Так ФНС и говорит — надо делить:

        Из методических указаний ФНС пример
        image
        image
        image
        image


  1. andy-avi
    25.08.2017 18:02
    +1

    Т.е. в качестве ККТ для интернет-магазина можно использовать любую online-кассу, отключив у нее печать чеков на бумажном носителе (по желанию и если такая функция предусмотрена) и отправляя покупателю по email ссылку на онлайн-чек?


    1. pokupo Автор
      25.08.2017 18:11

      Да, вы правы. Любую кассу, где предусмотрено отключение печати чека. Например, в компании iretail (или как их, не помню) нам говорили, что у них невозможно отключить принтер чека. Но они на оффлайн заточены, может, и не пытались. А у штрихофцев и атоловцев — вполне и доступно отключить почти на каждом даже старом аппарате (только он должен быть перенастроен на онлайн, тут уж не знаю как именно). Ну и ссылку на чек через ФН и ОФД.
      К слову, многие предприниматели так и спасались к 1 июля. Т.к. чистых онлайн-касс очень мало.


      1. andy-avi
        25.08.2017 19:02
        +1

        Тогда прошу уточнить, печать чека обязательно должна быть отключена или закон этого не требует и печать можно отключается по желанию?


        1. grafstroganov
          25.08.2017 19:13
          +1

          при отправке чека в электронном виде печать чека на любой кассе, в т.ч. и в магазине стоящей, не обязательно. но повторюсь, только если указан номер телефона или е-мейл перед регистрацией чека, и ОФД этот чек вышлет по указанным реквизитам


        1. pokupo Автор
          26.08.2017 05:01

          конечно, вы можете оставить печать чека. Только это лишний расход на обслуживание принтера.