Пока мы смотрим, Apple и Google борются за создание ИИ, а Маск и Хокинг его опасаются, где-то рядом искусственный интеллект уже буквально входит в нашу жизнь с той стороны, где мы и не ждали. Как я, почитывая достаточно широко известный в относительно узких кругах сайт про венчурный бизнес и прочие стартапы, не ждал наткнуться на рекламный вполне себе анонс хакатона торговой сети «М-видео» на ту самую не самую ожидаемую от магазина, продающего утюги и плазмы тему: по разработке чат-ботов для ритейла и использованию искусственного интеллекта в рознице. Будучи, в какой-то мере, энтузиастом темы ИИ, я уже намылился читать, какое применение ему собрались найти в ритейле, но даже на сайте хакатона не удалось найти никакого развёрнутого описания идеи. Сообщается лишь, что десять команд будут бороться за призы, главный из которых, как я понимаю, даже не 150 000? как таковые, а получение от «М-Видео» подряда на доработку их идеи до коммерческого воплощения.

image
Эти девушки уже выглядят, как специально разработанная оболочка для ИИ

Тема хакатона сформулирована довольно размыто: «Агрегация отзывов на сайте» и «Помощник продавца по подбору товаров в магазине» — ни в оригинальной статье, ни на сайте самого хакатона я подробностей не нашёл. От этого стало только интереснее. Что будет делать ИИ-помощник продавца — искать нужные ему модели в базе, что часто занимает столько времени в магазине, когда интересуешься конкретной моделью бритвы? Зачем, например, нужен ИИ для агрегации отзывов на сайте, когда они уже и так жёстко каталогизированы? Только копнув немного Гугл по соответствующим запросам, я нашёл достаточно пищи для размышлений, которые позволили разогнаться моей фантазии уже не на шутку.

Это не попытка угадать, что на самом деле и как будет разрабатываться на хакатоне «М-Видео» — я не в курсе их планов, информации на сайте хакатона об этом нет. Это — свободное эссе по мотивам. Что можно сделать, вооружившись ИИ для решения поставленных задач.

Агрегация отзывов на сайте


По теме «отзывы» и «ИИ» в интернете уже гуглятся какие-то материалы, по мотивам чтения которых, у меня родилось две возможных идеи:

Анализ отзывов с разделением на положительные и отрицательные в автоматическом режиме

Какой магазин не заинтересован в том, чтобы под линейкой товаров были всегда только положительные отзывы? Ручная модерация отзывов обходится слишком дорого в человеко-часах и человеко-деньгах, а любые механизмы пользовательского самоуправления неподконтрольны как раз в смысле защиты от накрутки честного, но неприятного отзыва недовольными потребителями. И тут на выручку интернет-магазину приходит искусственный интеллект, который, анализируя накопленную базу отзывов, научится отделять положительные отзывы от отрицательных, каким бы эзоповым языком ни были написаны последние. Кстати, полезная была бы разработка: представьте себе Хабр, который больше не мучается экспериментами по тонкой настройке механизмов саморегуляции, а просто врубил ИИ, который точно знает, когда пост соответствует тематике ресурса, даже если он в корпоративном блоге, а когда это рекламный буллшит или просто пережёвывание жёваного ради лёгких плюсиков. Которых больше не будет, когда за дело возьмётся ИИ. Он просто сам решит, что нам показывать в соответствии с нашими же запросами на то, какой Хабр — торт. И возможно, одна из команд на хакатоне начнёт писать нечто, что, при регулировке под другую задачу, станет убийцей кармы.

Агрегация отзывов по внешним источникам

Ещё более богатая тема, если подумать, что отзывы на товары оставляются не только на сайтах разных интернет-магазинов, но и в агрегаторах вроде «Яндекс-маркета», и в блогах, и вообще где угодно ещё. А если вспомнить эксперименты Google с нейросетью в переводчике, открываются вообще какие-то невиданные перспективы: один раз облазив весь интернет, ИИ мог бы собрать все релевантные отзывы к конкретному продукту, составив максимально объективную матрицу отзывов на него — если у него будет такая задача. Или максимально полную матрицу положительных отзывов, если задача будет другой.

ИИ-помощник — продавец, от предложений которого никому нельзя отказаться


Дальше — больше. Когда я взял следующую тему хакатона, формулируюущую создание некого ИИ-«помощника продавца по подбору товаров в магазине», то даже моя фантазия вошла ненадолго в ступор. Опять же, описание хакатона не дало вообще никакой информации. И опять пришлось искать вдохновение, загуглив, что в этой сфере уже начали делать другие. И где-то среди традиционного маркетингового буллшита про мобайл фёрст, биг дату и, конечно же, блокчейн, набрёл на следующий намекающий текст:

Облачные сервисы искусственного интеллекта и машинного обучения дают возможность по-новому общаться с покупателями: сделать взаимодействие с ними более адресным и персонифицированным. Свежие идеи участников конкурса, реализованные на базе интеллектуальной облачной платформы Microsoft Azure, помогут «М.Видео» на пути цифровой трансформации.

Подсказку пришла, что характерно, от одного софтверного гиганта: её озвучила Татьяна Делягина, директор по маркетингу технологий обработки данных и облачной платформы Microsoft в России. Кому как не им лучше знать, куда в этой теме копать.

Если отталкиваться от её слов, ИИ будет использоваться не как помощник в поиске каталога, как могло бы показаться из названия категории. ИИ будет говорить продавцу, как продавать конкретному покупателю. Опять же, отпустив фантазию на волю и на всякий случай оговорившись, что к реальным намерениям и постановке задачи хакатона «М-Видео», которые мне просто не известны, она отношения не имеет — при такой постановке задачи вновь можно увидеть море возможностей:

  1. более-менее понятные, вроде обучения ИИ всем приёмам квалифицированного продажника — от оценки состоятельности, интересов, внушаемости человека с последующими методами «впаривания», которые ни один сейлз никогда не освоит на 100%, но ИИ ничего не мешает орудовать полным арсеналом всех людских придумок строго by the book, давая результат продаж близкий к стопроцентному;
  2. и совсем уж в стиле «Чёрного зеркала», когда ИИ будет анализировать бэкграунд покупателя от транспорта, на котором он приехал и попал в камеры наружного наблюдения, до истории публикаций в соцсетях, истории покупок, биллинга и чего угодно. Иными словами, ИИ-помощник продавца можно превратить в идеальную машину продаж, которой ни спонтанные, ни самые осознанные покупатели противопоставить ничего не смогут.

Единственной надеждой сохранить наши деньги (возможно, к тому времени поступающие в наши электронные кошельки по программе безусловного базового дохода — ну кто знает?) на лишнюю секунду между полной раздачей идеальным машинам продаж, в этой ситуации будет разве что их идеальная конкуренция — как ни крути, а даже если идеальный ИИ-продавец Apple как-то поделит мои уши с идеальным ИИ-продавцом Samsung — идеальный ИИ-продавец Xiaomi должен будет как-то уравновесить их всех — в конце концов, уха у меня только два, третий смартфон придётся прикладывать куда-то в другое место уже.

В общем, не забегая сильно вперёд — мне теперь очень интересно, по какому пути пойдут фантазии разработчиков хакатона, что за проект окажется у команды-победителя и что именно они будут разрабатывать для «М-Видео» дальше. До результатов осталось меньше двух недель.

Комментарии (27)


  1. MMik
    12.09.2017 00:18
    +7

    Мне пятьдесят пять лет с хвостиком, и я по-другому воспринимаю потоки информации в современном мире. Но скажите, молодые, вам тоже не нравится навязывание продуктов и услуг?

    Попытки что-то продать мне вызывают у меня раздражение: я сам знаю, что мне необходимо купить. Я читаю и негативные и позитивные отзывы из разных источников. Отказываюсь от излишних объяснений консультантов в магазинах, хотя охотно даю им зарегистрировать на себя продажу и помочь мне вынести купленный товар. Я минимизирую трекинг в браузерах, отключаю таргетирование рекламы, я не желаю, чтобы моё Я (identity) распознавалось камерами наблюдения и сопоставлялось с другой информацией обо мне. Местами я меняю удобство использования технологиями на некоторую потерю анонимности (identity), но делаю это осознанно.

    Да, я немного техногик, и большинство людей, тем более моего возраста, этим не занимаются, но вы, молодые, скажите, как вы относитесь к происходящему? Что вы делаете, чтобы быть за, или быть против устанавливающегося порядка вещей?


    1. LeJay Автор
      12.09.2017 01:33
      +9

      По идее, если вы чувствуете впаривание, то вам просто плохо продают. Идеальный продавец не станет вам навязывать — он просто предложит вам решение вашей собственной потребности, реальной или той, о которой вы только что не подозревали. В конце концов, людям постоянно что-нибудь нужно — одежда какая-нибудь по размеру, для дома что-нибудь — и хороший продавец вам просто даст то, что вам нужно. Ну а гениальный поможет создать потребность, о которой вы не подозревали раньше. Например, смотреть постоянно новые серии «Игры престолов». Никакого навязывания. Продавец-ИИ будет самым ненавязчивым продавцом в мире, вы его не увидите и не услышите, а он вам уже всё продаст.


      1. sic
        12.09.2017 01:52
        +2

        Если он правда будет ненавязчив, продаст только то, что в моих интересах, а еще и за наименьшую из возможных стоимость — то это прекрасно. Только какая в этом выгода для его владельцев?


        1. LeJay Автор
          12.09.2017 01:59

          Выгода в экономии ресурсов на рекламе (=впаривании) того, что не нужно, тем, кому это не нужно. Знаете легендарную поговорку рекламщиков? «Я знаю, что трачу половину рекламных бюджетов впустую. Но я не знаю, какую». Потому что, чтобы найти строго свою ЦА, кому нужен ваш товар, и кто воспримет рекламу не как навязывание, а подсказку, нужно обдать лишним шумом в разы больше ушей. Зачем? Трата денег впустую. ИИ будет таргетировать товары почти идеально, именно тем, кому они итак уже нужны — сильно экономя на рекламных бюджетах, и вдвойне — за счёт исчезновения ручного труда в этом секторе.


          1. sic
            12.09.2017 03:38

            Красивая идея. Но если говорить о ИИ-советнике в рамках кокретной компании, то значит, такие ИИ будут и у других компаний, и, чтобы убедить человека пользоваться именно этой компанией, все равно потребуется какая-то реклама. То есть рекламы товаров может и меньше будет, а рекламы компаний — едва ли (почему?). Если говорить про общего, не привязанного ни к какой компании ИИ, то пожалуй, прекрасно. Но доверия к нему не будет.


            1. Deosis
              12.09.2017 07:05

              ИИ не будут идеальными и одинаковыми, поэтому в некоторых случаях предложение будет от одной компании, в некоторых — от другой.
              Однако, для наилучшего предложения ИИ должен собрать о вас информацию, что многим тут не нравится.
              Скорее в телефон добавят (доработают) цифрового помощника, который и будет искать наилучшие предложения. А вся реклама станет нацеленной именно на ИИ, а не на людей.


        1. vikarti
          12.09.2017 10:12

          Вы купите. А могли бы не купить. Только вот из реальных магазинов которыми я пользуюсь, мне встречался ровно один пример который приближается к этому — рекомендательная система Amazon Kindle Store. Советует то что я захочу купить (и часто покупаю), более менее понятно ПОЧЕМУ был дан конкретный совет, серьезное недовольство вызывала пока всего один раз (связано с тем, что не существует (и техподдержка это подтверждает) способа сказать 'эту книгу мне больше советовать не надо, она уже куплена, не у Amazon'а и на другом языке', ну кроме покупки совсем ненужных иноязычных версий нескольких книг).
          Во всех встречавшихся остальных случаях — система либо несет полнейший бред либо приносит минимальную пользу мне как клиенту, вызывая при этом серьезное раздражение.


      1. 32bit_me
        12.09.2017 11:20
        +1

        Продавцы в м-видео именно впаривают, настолько грубо, что я вообще перестал туда заглядывать.


    1. List1
      12.09.2017 01:33
      +5

      мне 38, я полностью поддерживаю вашу точку зрения. мне не нужна никакая навязываемая мне информация. всю рекламу баню, менеджеров вежливо отшиваю. если мне нужна будет информация я сам попрошу ее мне предоставить.


    1. Samouvazhektra
      12.09.2017 07:08
      +4

      31, такая же фигня


    1. evnuh
      12.09.2017 18:31

      Возрастр не при чём. Вы не такой, зато большинство такое. В онлайне же метрики считаются в риалтайме и продавец видит — что работает, что нет. Прибыльность каждого рекламного блока легко посчитать, даже можно сравнить прибыльность разных алгоритмов подбора сопутствующих товаров. Вы не кликаете по чехлам, когда выбираете телефон на сайте, зато Владимир (48 лет), Маша (23 года) и Ирина (44 года) — кликают.
      Если бы это не работало, бизнесы бы не тратили на это бюджеты. Те, кто считает, что это всё маркетинговый буллщит просто никогда не были по другую сторону баррикад.


  1. sic
    12.09.2017 01:29
    +4

    Не верю я в эти влажные фантазии маркетологов. Очень часто вижу заметки о том, «какие мы крутые и внедрили BigData, облачные вычисления, машинное обучение, нейросети (теперь еще и блокчейн)» и почти ни разу — отчеты о том, что это окупилось.

    При продажах вне Интернет харизма/привлекательность и дар убеждения/расположение консультантов, конечно же играют роль, но это soft skills, как например, я почти уверен, что у девушек с КДПВ больше шансов уговорить кого-то взять что-то дорогое и ненужное, чем у грустного студентика, или навязчивого амбала, и боюсь, что даже идеально работающий ИИ-советник не уровняет их шансов. Так что ИИ должен быть хотя бы дешевле, чем разница между возможными окладами консультантов, во что я пока не верю.

    А вообще, весь этот тренд дико порочный, и балансирует где-то на грани едва-ли-окупаемости и прекрасно способствует потери лояльности, так что, я надеюсь, в скором времени правильные сервисы на блокчейнах (да, вот тут они в тему) с немодерируемыми отзывами, нестираемыми историями смены цен, и даже конкретным списком продаж для каждого продавца — расставят все точки.

    Оцениваю вероятность этого на порядки выше, чем как с сюжете «Чёрного зеркала».


    1. xalkin
      12.09.2017 02:10

      Основная проблема отзывов — их ангажированность (накрутка). И никакой блокчейн тут не поможет, а только усугубит. Если вы видите положительный отзыв к товару, особенно на сайте магазина — 99% что это фейк. Реальные люди практически не оставляют отзывов, если их чем-нибудь не смотивировать. И если отрицательную сторону можно спровоцировать без особого на то старания, то вот в положительную гораздо сложней, и крайне мало кто этим заморачивается.


      1. sic
        12.09.2017 03:29

        Вопрос мотивации решается несложно, олпатой токенами. И чем выше условный пользовательский рейтинг оставляющего отзыв, тем больше ему достанется за каждый следующий отзыв, а чем выше достоверность отзывов всей сети, тем проще повысить стоимость самих токенов. Это как пример, и грамотный выбор модели — здесь самое главное. И действительно, предоставить мотивацию реальным людям выражать отзывы — первоочередная задача, т.к. с накруткой отзывов себе, или негативных конкурентных отзывов бороться довольно сложно, но возможно в рамках одного сервиса.

        Ежели заглянуть в 3017, то обладая еще и сервисом-валидатором покупок и открытой инфраструктурой статистики по возвратам будет очень сложно писать отзыв о поломанной вещи, если ты ее даже не купил, или не пытался вернуть.


        1. xalkin
          12.09.2017 12:06

          Решается, но кто этим заморачивается? Практически никто.


      1. Maccimo
        12.09.2017 09:24

        Если вы видите положительный отзыв к товару, особенно на сайте магазина — 99% что это фейк.
        Не обязательно положительный.
        Как-то давно увидел анонс «через полгода начнётся выпуск такой-то модели смартфона».
        На следующий день на Я.М уже была карточка товара и пачка «отзывов» как положительных, так и вида «пользуюсь уже год, люфтит, скрипит, глючит».


        1. vikarti
          12.09.2017 10:21
          +1

          Вспоминается сайт Торшиной (рекламщика и около, torshina.me) про некоторые проекты своей группы она пишет. Например про то, каким способом bluedio рекламировались (в том числе и на GT), там и методы 'на грани' и такие факты о Bluedio и их истории о которых даже их производитель не знал.
          Ну и про некие неназванные смартфоны — тоже примеры.

          Я вообще на Я.М смотрю (если вообще смотрю там) в первую очередь отрицательные отзывы и с конкретными претензиями а потом оцениваю насколько описанные там проблемы — для меня лично проблемы, и речь не про 'люфтит, скрипит, глючит'.
          Обзоры тоже оцениваю так же.
          По мне — вполне хороший подход.


          1. LeJay Автор
            13.09.2017 03:14

            Вспоминается сайт Торшиной, рекламщика и ололо.


      1. lytchev
        12.09.2017 12:05
        +1

        Конкретно у МВидео за последний примерно год чуть ли не у всех ходовых товаров в отзывах появились преданные поклонники, которые своими словами пересказывают рекламу товара.


  1. Konvergent
    12.09.2017 12:05

    Интересно будет увидеть материальное воплощение ИИ, т.е. в каком образе он будет взаимодействовать с покупателем (например робот-андройд). Если ИИ прогнать ещё через обучение по психологии, т.е. определённые интонации, подбор голоса и прочего, то… результат будет занятный)


    1. LeJay Автор
      13.09.2017 03:14

      На самом деле, ему вообще никакой формы принимать не нужно. Достаточно будет засечь человека и связаться с ним вообще любым способом — отправив сообщение на телефон, например: «Пс-с-с, парень. Не хочешь купить немного сковородок с антипригарным покрытием?»


  1. woomka
    12.09.2017 12:05

    Фильм «Превосходство» что ли пересмотреть?((


  1. martin__marlen
    12.09.2017 12:05

    За исключением Людей, которые используют шоппинг в качестве психотерапии, обычный покупатель уже принял решение что-то для чего-то купить, но не всегда знает, что выбрать. Цель продавца-консультанта в рознице — помочь покупателю остановить бурный процесс сравнительного анализа на том или ином объекте. Для этого нужно создать ситуацию когда:
    1) Объект удовлетворяет покупателя по значению важных для покупателя параметров
    2) Если какой-то важный параметр провален, то недостатки компенсируются другими достоинствами
    3) Продавец знает, какие параметры важны для покупателя
    4) Покупатель доверяет продавцу.

    Первые два пункт описывают товар в терминах покупателя
    третий пункт описывает покупателя в терминах товара
    четвертый пункт описывает продавца в терминах покупателя

    Первые два пункта делают спецалисты и маркетологи
    Третий — ИИ
    Четвертый… не скажу.


  1. valis
    12.09.2017 16:11
    +2

    Сам работаю в ретейле (достаточно крупном чтобы вбухивать миллионы зеленых в ИТ). Скажу так — отношение у бизнеса и у ИТ к подобным вещам не однозначное:
    С одной стороны ML накрывает не автоматизируемые ранее бизнес процессы типа мониторинга выкладки на полках, очередей на кассах и т.д, но с другой стороны как крупному ентерпрайзу нам требуется достаточно зрелый продукт (в смысле — обязательно есть поддержка, наличие документации и курсов, есть история успешного использования и т.д).
    И дело не в консервативности, а в возможностях поддержки и развития. Ну напишет нам какой-нибудь стартап груду скриптов на Python, оно даже может даже идеально стартануть и хорошо масштабироватся на сеть из тысячи магазинов. Но что делать когда слиняет подрядчик, а система перестанет работать или потребуется срочная реализация дополнителньых требований?


    1. LeJay Автор
      13.09.2017 03:02

      Звучит, как окно возможностей для крупных интеграторов. Которые сделают, конечно, на порядок дороже — зато и как подрядчик будут на порядок стабильнее.


  1. sayanlar
    13.09.2017 12:47

    Эта статья — реклама хакатона:)
    Но очевидно же, для задачи сгенерировать индивидуальную стратегию продаж подходит экспертная система.


  1. nikola_sa
    13.09.2017 12:47

    Ох, эти дополнительные требования :)