С развитием технологий многие направления человеческой деятельности и творчества уходят в прошлое и забываются. Популярность новых медиа часто вызывает постепенное отмирание старых — только затем, чтобы через несколько (десятков) лет этот цикл повторился.

Долгие годы радиодрамы были важным домашним культурным развлечением. Бывает сложно представить, как жители целых улиц собирались вокруг одного-двух телевизоров, но до появления телевидения центром гостиной становился радиоприемник. Радио быстро начали использовать не только для передачи новостей: сначала его захватила реклама, а потом культура и образование.

Радиоспектакль — театрализованное представление, осуществляемое только с помощью звуков и транслируемое по радио. Кажется, что это довольно своеобразное развлечение, но какое-то время радиоспекталями становилось почти всё, что существовало в культурном поле — пьесы и книги, комиксы и мюзиклы.

Это увлекательная история — жанру радиодрам почти сто лет, и почти шестьдесят из них он вроде бы находится при смерти, затоптанный новыми медиаформатами от телевидения до Твиттера. Тем не менее, радиодрама — важная часть нашей культуры и истории.


Фото liz west / CC BY-SA 2.0

Первые радиоспектакли


До 1920-х годов как таковых «популярных радиостанций» в современном понимании не существовало. По радио время от времени транслировали новости, разговоры и музыку. Расписания не было — эфиры были редкими, длились несколько часов. Самым постоянным был прогноз погоды, его всегда передавали в одно и то же время. Иногда передавали оперы или симфонии — их транслировали прямо из мест, где они исполнялись, реже — «включения» с театральных постановок или спортивных событий.

«Сельская линия об образовании» — небольшой скетч, написанный специально для радио, впервые прозвучал в эфире KDKA (радиостанции Питтсбурга) в 1921 году. Он считается первой радиопостановкой в истории. После этого по радио начали передавать целые бродвейские мюзиклы — их исполняли сами актеры Бродвея. При этом постановку целиком отыгрывали в прямом эфире.

В 1922 году была основана Британская Вещательная Корпорация (British Broadcasting Corporation, BBC). Она занялась разработкой регулярного радиовещания. Уже в 15 января 1924 года по BBC прозвучал первый в европейской истории радиоспектакль — «Комедия опасности», написанный Ричардом Хьюзом (Richard Hughes) специально для радиоформата.

Радиоспектали — интересный опыт культурного потребления. В отличие от кино, в радиспектаклях нет визуального, в отличие от книг — почти нет описательного. Поэтому всё зависит от качества диалогов, музыки, музыкальных эффектов и игры актеров голосом. Слушателю приходится проявлять большую долю воображения, представляя себе персонажей и происходящие с ними события.

Важные радиоспектакли: Война миров


«Война миров» — пожалуй, одна из самых популярных радиодрам в истории.

Герберт Уэллс опубликовал свой культовый роман в 1897 году. В 1938 году его не менее известный однофамилец Орсон Уэллс (режиссер «Гражданина Кейна» и «Леди из Шанхая») поставил радиоспекталь по мотивам романа.

Текст был переработан под нужды формата: события романа описывались в виде новостных выпусков, выступлений ученых и прямых включений с места событий: репортер рассказывал о якобы приземлившихся инопланетянах, государственный секретарь (голосом, подозрительно похожим на голос Франклина Рузвельта) обратился к нации, радиолюбитель прерывал трансляцию, пытаясь связаться хоть с кем-нибудь, а глава национальной гвардии объявил военное положение. В конце Орсон Уэллс напомнил, что всё это — лишь постановка, и поздравил слушателей с Хэллоуином.

Постановку слушали 6 млн человек и многие из них приняли происходящее за реальные новости о нападении инопланетян. Некоторые включились после начала постановки, когда диктор объявил, что это лишь радиодрама. На рекламу постановка не прерывалась. К сороковой минуте, когда диктор вновь напомнил о выдуманности событий, многие уже собирали вещи, чтобы ехать на другой конец страны, и обзаводились оружием. Телефонные линии были перегружены, Нью-Йорк встал в многочасовых пробках.

По сей день история радиоспекталя по «Войне миров» остается примером того, как медиа могут подчинять себе реальность. Постановка Уэллсов стала «матерью» всех фейковых новостей — например, когда радиостанции объявили об атаке на Пёрл-Харбор, некоторые сочли это очередной радиодрамой.

Важные радиоспектакли: Арчеры


В 1951 году на BBC стартовало радиошоу «Арчеры» (The Archers) — оно остается в эфире и по сей день. На данный момент это самая длинная радиодрама в истории — более 18 тыс эпизодов. По сути, это «мыльная опера» в радиоформате, в которой рассказывается о жизни небольшой выдуманной деревушки Амбридж.

Интересно, что изначально передача должна была решать образовательные и социальные задачи — рассказ о жизни британских фермеров был призван пропагандировать здоровую и продуктивную сельскую жизнь (в те годы Британия всё еще страдала из-за нехватки продовольствия).

Сейчас «Арчеры» — важный элемент популярной культуры, совокупная аудитория которого составляет 5 млн человек (кстати, более 1 млн из них слушают передачу по интернету).

Расцвет жанра...


В 1930-х годах радиоспектакли стали очень популярны, особенно в Америке. Выходили сотни программ — мыльные оперы и комедии, триллеры и ужасы. Свою великую писательскую карьеру с радиопостановок начали Ирвин Шоу и Род Серлинг. В сороковых годах в программе эфира шло 8 часов комедийных передач (скетчи, выступления, интервью), 8 часов комедийных драм, 14 часов триллеров и 47 часов драм в неделю.

Британские радиопостановки больше тянулись к классике — в эфире играли Шекспира и классические греческие трагедии, Чехова и Ибсена. Томас Элиот написал для радио «Убийство в Соборе». В конце 30-х годов в Британии появилась Drama Repertory Company — компания, у которой всегда был список актеров, готовых сыграть в радиоспектаклях.

Интересно, что многие радиопостановки так или иначе затрагивали тему полной или частичной потери зрения. Первая радиопьеса Хьюза «Комедия опасности» рассказывала о запертых в горной шахте рабочих. Позже её касались в самых известных радиоспектаклях: «Темной башне» Луиса МакНиса (1946), «Under Milk Wood» Дилана Томаса (1954) и многих других.

Аудиформат накладывает определенные ограничения. Например, если какой-то персонаж некоторое время молчит, но просто забывается, «исчезает» со сцены. Многозначительные паузы, взгляды и язык жестов на радио тоже не работают. Слепота героев — сюжетный прием, который как бы приближает описываемые в пьесе события к слушателю — ведь он тоже не может видеть, а только слышит, что происходит.

Радио часто называют «слепым медиумом» — наша культура считает (и считает себя) преимущественно визуальной. Поэтому аудиоспектакли — это своего рода отклонение от визуальной «нормы», формат, которому чего-то не хватает, чтобы быть хорошим и успешным. Это, конечно, не так — ведь зрение лишь одно из чувств. Одно и то же аудиопроизведение разные люди могут воспринять по-разному. Радиодрамы могут рассказывать глубокие и сложные истории, используя при этом весь спектр человеческого воображения.

… и его закат


В 1960-х широкую популярность начало приобретать телевидение — оно было более «продвинутым» и интересным для аудитории, а значит, и для рекламщиков и корпораций. К концу 60-х американские радиостанции, которые были частью больших вещательных компаний (например, CBS и NBC) отменили большинство регулярных радиоспектаклей.

Изображение оказалось более простым и удобным способом влиять на аудиторию — вызывать эмоции, образовывать и развлекать. Тем не менее, некоторые радиоспектали до сих пор живы (например, вышеупомянутые «Арчеры» и несколько других пьес, которые всё еще идут по ВВС Радио 3 и ВВС Радио 4).

Ещё одна особенность замкнутой медиасреды ВВС — порой не очень популярные телевизионные сериалы могут получить вторую жизнь в виде радиошоу (например, так случилось с сериалом Dad’s Amy). Популярные шоу делают специальные радиовыпуски — например, по «национальному сокровищу» Британии, сериалу «Доктор Кто», вышли десятки аудиопьес.

В Америке производство радиопьес взял на себя American Council of the Blind (ACB) — они регулярно бывают в эфире собственной радиостанции ACB.

Ещё одной формой новой жизни аудиопьес стали подкасты, которые в последние пару десятков лет остаются довольно популярны. О них мы периодически рассказываем в своем блоге, а также выпускаем свой подкаст — «Звук».??

А как вы относитесь к «разговорному» аудиоконтенту: радиопьесам, аудиокнигам, подкастам? Какие преимущества или, наоборот, недостатки, есть у них по сравнению с более привычными нам жанрами? Доводилось ли вам слушать аудиоспектакли? Поделитесь с нами своими впечатлениями.

Комментарии (28)


  1. saboteur_kiev
    18.10.2017 14:12

    IMHO, аудиокниги, начитанные хорошим голосом, а еще лучше несколькими голосами — вполне неплохо живут, имеют свою нишу.
    Даже хочется иметь маленькую «аудио-читалку», с возможностью менять скорость воспроизведения, закладками и подключением к гарнитуре.


  1. mistergrim
    18.10.2017 14:12

    Ещё лет, ну скажем, двадцать назад с удовольствием слушал радиоспектакли по «радио россии» (она же радиоточка). 60 лет? ну, не знаю.


    1. PAE
      18.10.2017 14:59

      двадцать назад с удовольствием слушал радиоспектакли по «радио россии» (она же радиоточка).

      В девяностые (считай, почти 20 лет назад) была такая фишка: оставлять негромко работать "точку", когда все уходили из квартиры. Бытовало мнение, что это отпугивало потенциальных "нежеланных гостей", создавая ощущение, будто бы внутри идёт неспешный разговор. Неизвестно, работало ли это на самом деле, но, как говорится, "every little bit helps".


      1. mistergrim
        18.10.2017 15:56

        Не, я слушал через УКВ, радиоточки никогда не было (упомянул на всякий случай).
        «Барьер»
        «Улитка на склоне» (хотя это в общем-то была аудиокнига)


  1. pesp
    18.10.2017 14:32

    Радиоспектакли — отличное изобретение человечества. Позволяет освободить одно из органов чувств — зрение, и попутно решать другие задачи. Очень и очень подходит для художественных произведений, где гораздо важнее самому рисовать ситуационную картинку, а не ту, что вам нарисовал режиссер, которого «недолюбила в детстве мама».
    Но, к сожалению, их все сложнее найти в хорошем качестве. Все больше многоголосый вариант аудиокниги.


  1. HerrDirektor
    18.10.2017 14:50

    Крайне положительно. Не знаю почему, правда, просто нравится такой формат.


    ЗЫ
    Голосовалку бы вам запилить в тему.


    1. Audioman Автор
      18.10.2017 15:00

      Решили обсуждать в комментариях ;)


  1. pd2
    18.10.2017 15:00

    Один из любимых радиоспектаклей — Пикник на обочине с Караченцевым. Слушается лучше большинства аудиокниг.


    1. igruh
      18.10.2017 16:37

      Немного занудства: с Караченцовым, нехорошо коверкать фамилии любимых актёров.


    1. Twanger
      18.10.2017 17:45

      О! Спасибо за наводку! Не знал о таком!
      От себя добавлю, что очень проникся Солярисом с Джигарханяном.


  1. plastilinko
    18.10.2017 17:54

    На одной радиостанции которая до сих пор есть на УКВ есть хороший подкаст с чтением и радиоспектакли там до сих пор крутят. Звучит весьма недурно и даже свежо, особенно когда надоедает слушать 1-2 часовые музротации на других радиостанциях.


  1. raindel
    18.10.2017 18:03

    На мой взгляд, радио-спектакль это наиболее совершенная разновидность аудио-книг, а аудио-книги я люблю :) Когда текст не просто начитан, а хорошими чтецами (актерами), с нужными выражениями, ди еще и сопутствующими звуковыми эффектами, это ж восторг!


  1. Kpayc
    18.10.2017 18:03

    Трудно быть богом, в постановке радио Эхо Москвы — отличный представитель жанра. Наверняка все кто интересуется давно послушали и не раз, но если вдруг кто-то пропустил — очень рекомендую наверстать.


    1. adson
      20.10.2017 06:40

      Это в прочтении Сорокиной? Да, согласен — одна из наиболее любимых постановок. Женский голос многократно усиливает драматизм произведения.


  1. MMik
    18.10.2017 18:04

    Сразу вспоминаются «Модель для Сборки» и «Радио Фантастики».


    1. tormozedison
      18.10.2017 21:24

      Из того, что передают сейчас — "Впервые после детства".


    1. EMS
      18.10.2017 23:10

      С удовольствием слушал "Модель для сборки" на работе, во время выполнения рутинных работ. Год назад у нас запретили любое прослушивание а также пользование смартфонами...


      1. ZekaVasch
        19.10.2017 02:52

        Какая хорошая работа. А то надоели уже коллеги которых не докричишься, только если кинуть в них чем нибудь.


  1. nehrung
    18.10.2017 19:23

    Очень хорошую школу создания радиоспектаклей наработало Советское радио — до сих пор помнятся некоторые эпизоды из шедевров 60...70-х годов. И ведь наверняка сохранились записи… И наверняка у этого «банка шедевров» есть правообладатель…


    1. adson
      20.10.2017 06:42

      Да, нужна своя Флибуста для этого наследия. Хотя, честно говоря, очень многое бы честно купил. Только, боюсь, кануло все в Лету


  1. legos4
    19.10.2017 11:01

    В середине 80-х, будучи школьником, как-то незаметно, помню, подсел на радиоспектакли, которые шли примерно в 3 часа дня. Даже гулять иногда не хотелось из-за них.
    А еще была Радио-няня…


  1. gfunk
    19.10.2017 11:01

    Раньше на сайте piter.fm была трансляция радиоточки с архивом — вот где раздолье аудиоспектаклей, каждый вечер записи из фондов радио. Но правообладатели возобладали, и прикрыли лавочку.
    Давно хочу USB УКВ приёмник, но два моих заказа с али были не работоспособны.
    Если кто покупал качественный — поделитесь ссылкой)


  1. juray
    19.10.2017 12:13
    +1

    Кстати, недавно вышел эпизод Футурамы именно в формате аудиоспектакля.
    www.theverge.com/2017/9/14/16306650/futurama-podcast-david-x-cohen-audio-drama-nerdist-radiorama


  1. axtrace
    19.10.2017 14:00

    обожаю слушать аудиокниги.
    А радиоспектакли находятся поиском, есть сайты с огромными архивами


  1. OneOfUs
    19.10.2017 16:04

    У меня есть аудиокнига Стругацких «Страна багровых туч»… но чевой-то мне кажется, что изначально эта «аудиокнига» была изначально зачитана на радио. Хоть и один голос, но чтение с паузами, выражением, фортепьянными вставками в начале и конце глав и другими звуковыми эффектами в особо напряжённые моменты. И да, в начале каждой главы «Страна багровых туч. Глава #»


  1. jkmaks
    19.10.2017 20:26

    Азазель с Безруковым просто великолепна.


  1. AlexGLT
    19.10.2017 20:26

    Аудиокниги слушаю с огромным удовольствием. Очень люблю слушать в машине, окружающие пробки почти не раздражают при этом. А радиоспектакли открыл для себя заново лет пять назад, когда очередную книгу искал. Приятное чувство ностальгии и огромное удовольствие от голосов любимых актеров.


  1. adson
    20.10.2017 06:34

    Несколько лет назад вместе с детьми начали слушать сказки, пока далеко ездили на машине. Потом, когда они стали постарше, по дороге на юг, слушали уже вполне себе длинные произведения (преимущественно фантастику, хороши шли Крапивин, и, как ни странно, «Лабиринт отражений» Лукьяненко) — музыка приедалась уже через несколько часов, да и однообразен набор, а вот книга… Но по-настоящему открыл для себя аудиокниги, когда родилась младшая дочь. Пока гулял с ней (с коляской), переслушал уйму разных книг и многие, в том числе невероятный «Град обреченных» Стругацких, прочитанный до этого раз 30, «зазвучали» по-другому, и были заново переосмыслены. Лучшее, что слушал — «Белая гвардия», «Тайная история», «Трудно быть богом». Первые читал Чонишвили (и считаю его лучшим чтецом), последнюю — Светлана Сорокина. А еще была отличная радиопостановка — да, прямо как в детстве, радиоспектакль — «Театральный роман» Булгакова. Скачивать приходится, как ни прискорбно, на рутрекере. В Вконтакте зачастую либо неудачное качество звука, либо обрезанные версии — как, например, «Краткая история времени».