Принято считать, что советский автопром в целом был весьма скуден по всем фронтам. Советскому автолюбителю чаще всего доставались однотипные, штампованные машины, которые не могли похвастаться ни изысканным дизайном, ни технической составляющей. Но действительно ли это так? Мало кто знает, что иногда на советских автозаводах создавались действительно интересные модели, которые по каким-то причинам не были запущены в серийное производство.
С другой стороны, периодически появлялись новости, что кто-то собрал у себя в гараже автомобили, который способны конкурировать или даже превосходили иностранные концепты той эпохи. Как и многое в Советском Союзе эти события чаще всего оставались в тени, и только недавно в сеть стали попадать фото концептуальных советских автомобилей тех времен, которые смогли отразить подлинные масштабы этого явления.
Кто этим занимался?
И если в странах Запада пользовался популярностью тюнинг уже имеющихся автомобилей, советские «самоделы» предпочитали создавать уникальные машины с нуля. Чаще всего такие умельцы создавали эксклюзивные автомобили самостоятельно или в команде с единомышленниками для личного пользования. Конечно, были и такие, кто старался пропагандировать свои творения, устраивая показательные заезды, тем самым поднимая культуру советского автопрома. Такие заезды не оставались без внимания — в транзитных городах следования таких машин собирали сотни восторженных зрителей. В какой-то степени это было похоже на современные автошоу и выставки.
Тех, кто не желал привлекать широкое внимание общественности, и мастерил автомобили исключительно для личного пользования, было значительно больше. Практически в каждом более или менее крупном советском городе можно было встретить одну, а то и несколько легковушек, которые не имела аналогов в мире. Создавали такие автомобили обычные граждане, которые часто даже не являлись автомеханиками. Для того чтобы с нуля сделать собственный автомобиль человек должен был быть как минимум талантлив и технически хорошо подкован. Но главное, что двигало таких умельцев, была сама идея реализовать свой творческий замысел. Но и плата за это была весьма велика — несколько лет проведенных в гараже и солидные затраты на комплектующее. Чаще всего такие конструкторы имели подробный технический проект, которого они старались придерживаться на протяжении всего производства. В свою очередь, многие технические узлы и детали часто дорабатывались «на ходу».
В целом власть достаточно лояльно относились к подобной деятельности, тем не менее, существовали официальные «Технические требования к легковым автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке», которые требовали использовать основные технологические системы, такие как тормоза, рулевое устройство, светотехнику исключительно советского производства.
Как они создавались?
Главной проблемой при создании самодельных автомобилей было отсутствие мастерских. Большинство из создателей эксклюзивных машин были среднестатистические люди, которые жили в квартирах. Но и это не было для них преградой — одна из комнат переоборудовалась в мастерскую, и в ней по отдельности создавались различные технические узлы, а то и целые кузова. На фоне этого спуск готового автомобиля с балкона квартиры казался пустяком. Известны случаи, когда машины спускали на землю с помощью канатов (спортивный автомобиль братьев Щербиных), иногда использовался автокран (концепткар Генриха Матевосян из Еревана).
Кто касалось технической части самодельных машин, то здесь тоже можно было где развернуться. Установить на шассе Жигулей эксклюзивный кузов было слишком скучно, поэтому конструкторы создавали собственную ходовую часть. Иногда заказать готовый двигатель из магазина было слишком долго и накладно, поэтому мастера создавали собственные двигатели. Так в 1980-е г. появилась невзрачная с виду машина «Весна» конструктора Владимира Миронова, которая имела невиданную на то время в СССР автоматическую трансмиссию с клиноременным вариатором собственного производства. Конечно, подобная технология уже давно применялась в легковушках DAF, но в Советском Союзе об этом мало кто знал, а попользоваться автоматической коробкой передач хотели многие. Кузова собственного производства обычно изготавливались из стеклопластика, пропитанного эпоксидной смолой. Детали кузова клеились на болванку из дерева или гипса, и в редких случаях в матрицу. Матричная технология была надежнее и позволяла тиражировать кузова мелкими сериями.
После того, как машина была создана и готова к использованию, ее естественно надо было зарегистрировать, получить техпаспорт и номера. Для этого необходимо было предоставить в ГАИ заключение технической комиссии о безопасности построенного транспортного средства. Обычно такие заключения выдавала Всесоюзное Добровольное Общество Автомотолюбителей. Кроме этого надо было приложить чеки всех приобретенных технических деталей и материалов, подтверждающих законность их приобретения. Впрочем, на это нередко закрывали глаза, и регистрация проходила без особого труда.
После того, как автомобиль получал номера, он часто подвергался дальнейшему рестайлингу. Известны случаи, когда на базе одного автомобиля создавался абсолютно новый, благо к тех паспорту не прилагалась фотография транспортного средства. Как бы там ни было, из-за того, что подобные автомобили создавались с любовью, некоторые из них до сих пор находятся на ходу или покоятся в музеях, сохраняя достойное техническое и внешнее состояние.
«Победа-спорт», 1950 г.
В 1948 г. вышло специальное постановление правительство СССР о запрете использования зарубежных автомобилей во внутрисоюзных автосоревнованиях. Так, в 1951 г. на базе кузовов и агрегатов серийного автомобиля «Победа», производимых на Горьковском автомобильном заводе группа инженеров под руководством А. А. Смолина изобретает три спортивно-гоночных автомобиля «Победа-Спорт» под кодовым названием «ГАЗ-20-СГ1» для кольцевых соревнований. Данные модели стали первыми по-настоящему удачными советскими спортивными автомобилями. На них были установлены двигатели с роторными нагнетателями мощностью 105 л. с. За счет чего машина могла развивать скорость 190 км/ч. За шесть лет было создано еще два экземпляра спортивной «Победы». В общей сложности на машинах «Победа-Спорт» было выиграно три чемпионата СССР (1950, 1955 и 1956 гг.).
«ЗИС-112», 1951 г.
Одновременно с «Победой-спорт» на заводе имени Сталина создавался еще один интересный спортивный автомобиль — «ЗИС-112», который увидел свет в 1951 г. Из-за специфической формы передка он также неофициально назывался «одноглазкой» или «циклопом». Кузов-родстер автомобиля был разработан конструктором Валентином Ростковым, которого вдохновил дизайн Бьюика Х90. Кроме того «ЗИС-112» стал первым советским автомобилем, в котором кузов был изготовлен из стеклопластикового материала. Первая модель не была допущена к участиям в гонках, так как имела длину шесть метров и вес почти три тонны, из-за чего в дальнейшем несколько раз модифицировалась.
«Труд» 1964 г.
Самодельный автомобиль под символическим названием «Труд» был создан московским инженером О. Кучеренко в 1964 г. Главной особенностью автомобиля стал металлический кузов, который поражает трудоемкостью работы. Все округлые детали мастер составлял из тщательно подогнанных, а затем сваренных кусочков листовой стали. Инженер не стал дожидаться двигателя из магазина и установил на «Труд» 3-ех цилиндровый мотор собственного производства.
Москвич 408 «Турист», 1964 г.
В 1964 г. увидел свет очень популярный в то время «Москвич» серии 408, некоторые экземпляры которого встречаются на дорогах до сих пор. Но одновременно с классической моделью была выпущена также вариация 408-ого под названием «Турист». Автомобиль был выполнен в необычном для советского человека стиле купе-кабриолете. Главным недостатком «Туриста» стало то, что складываемая крыша полностью не помещалась в багажник, из-за чего ее приходилось отсоединять и хранить отдельно. Основные производственные мощности «Москвича» были направлены на производство классической 408-й модели, а модель «Турист» вышла всего в двух экземплярах и в дальнейшем так и не поступила в серийное производство.
«ГТЩ», 1969 г.
Пожалуй, один из самых известных советских «самавто», в названии которого зашифрована фамилия братьев-создателей — «Гран Туризмо Щербининых». На автомобиле был установлен 2,45 л. двигатель от ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который разгонял «ГТЩ» до скорости 150 км/ч. Раму автомобиля Анатолий и Владимир Щербины сварили во дворе многоэтажного дома, после чего подняли на седьмой этаж квартиры и постепенно обшили панелями, выклеенными из стеклопластика. После того, как кузов был готов, автомобиль снова спустили во двор и полностью укомплектовали его силовыми агрегатами, подвеской, элементами интерьера и т.д. Потерпев два рестайлинга, автомобиль в достаточно хорошем состоянии сохранился до наших дней.
«Панголина», 1980 г.
Еще один культовый советский автомобиль, демонстрирующий полет фантазии тогдашних инженеров. А построил этот необычный автомобиль Александр Кулыгин на базе ВАЗ-2101. Футуристический, но в то же время сравнительно простой дизайн кузова позволял вклеивать кузовные панели на фанерной болванке. Машину решили назвать «Панголина» из-за отдаленного сходства с броненосцем. Автомобиль имел ряд новшеств, которые в то время были в диковинку советскими людям.
Так, роль дверей выполняла поднимающаяся с помощью пневмопривода крыша вместе с боковыми и лобовыми стеклами, а двигатель запускался с помощью цифрового кода. «Панголину» Кулыгин строил на протяжении года в родном городе Ухта вместе с группой учеников-пионеров из кружка технического творчества. Готовую машину пришлось транспортировать в Москву по железной дороге, так как плохие дороги северного города не позволяли это сделать ей самостоятельно.
«Меркурий», 1982 г.
В начале 1980-х. г группа энтузиастов из трех человек: художника, скульптора и слесаря решила создать эксклюзивный автомобиль на базе ВАЗ-2106. Слесарь, Владимир Иванович Мищенко, который возглавил проект, уже имел опыт в постройке самодельных автомобилей. В 1982 г. на свет появился самодельный легковой автомобиль «Меркурий». Всего было построено пять экземпляров автомобиля: три в Москве и два в Тбилиси. Первая опытная модель была построена в одном из московских подвалах, а один из наиболее сохранившихся экземпляров «Меркурия» недавно был переделан в электромобиль.
«Лаура», 1985 г.
В 1981 г. в Ленинграде проходил очередной заезд самодельных машин, организованный журналом «Техника-молодежи». Впечатленные этим зрелищем двое товарищей Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов решают создать собственные автомобили. Последующие три года друзья провели за работой в сарае на окраине города, и вот — в 1985 г. были созданы две практически одинаковые машины, которые получили общее название «Лаура».
Изюминкой автомобилей стала самодельная подвеска типа McPherson и футуристический кузов, с несущим каркасом из водопроводных труб, оклеенный сэндвич-панелями из стеклопластика и пенопласта. Двигатель для «Лауры» был взят от ВАЗ-2105, ШРУСы использовали от Нивы, а КПП от Запорожца перевернули задом-наперед. Расчеты прочности товарищи выполняли с помощью ЭВМ одного из ВУЗов под видом лабораторной работы.
«Тритон», 1985 г.
«Тритон» — это уникальный в своем роде автомобиль-амфибия, созданный московским инженером Д. Кудрячковым. Автомобиль одновременно был зарегистрирован в ГАИ и в Госинспекции маломерных судов. На «Тритоне» был установлен двигатель от Волги ГАЗ-21, а трансмиссия от Запорожца ЗАЗ-968. Автомобиль отлично себя чувствовал как на суше, так и на воде. На шоссе он отличался устойчивостью и плавностью хода. Для движения по воде конструктором был взят водомет, позволяющий двигаться по мелководью со скоростью 50 км/ч. Во время движения по воде колеса поднимались вверх вдоль бортов тросовой лебедкой.
«Охта» 1987 г.
В 1986 г. начала работу Ленинградская Лаборатория Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ, где должны были создаваться советские прототипы автомбилей-будущего. Заведующим лаборатории стал Дмитрий Парфенов, а его заместителем тот самый создатель «Лауры» Геннадий Хаинов. Стартовым проектом лаборатории стало создание перспективного минивэна под названием «Охта».
Уже спустя год первый опытный экземпляр был завершен. Семиместный салон автомобиля мог трансформироваться — передние сидения могли разворачиваться на 180?, а средний ряд мог модернизироваться в столик. Из-под переднего бампера на больших скоростях для увеличения прижимной силы выдвигался спойлер. К сожалению, массовой постройки автомобиля так и не суждено было случиться из-за скорого развала СССР.
Комментарии (64)
ARD8S
27.10.2017 19:07+2Раньше в «за рулём» очень много концептов (в т.ч. официальных автозаводов) описывали. Некоторые весьма таки ничего. Но они так и остались в тени безликих тазов, козлов и буханок.
Проблема в том, что нужен был рынок сбыта, иногда нехватало запчастей и гражданские авто стояли месяцами без колёс или двигателей. люди хотели бы покупать без очередей, но плановой системе это было не нужно, также как и повышать качество покраски и запчастей. Зато «кормили полмира», все удачные экземпляры отправлялись на экспорт, а то что слепии из остатков и отбраковки- на внутренний рынок (всё равно купят, выбора нет). В целом, нужно было унифицировать и делать небольшой рестайлинг. Отличный пример Нива. Япошки взяли, купили, покумекали, запилили на основе конструктива кучу моделей, постоянно дорабатывая. Но где японский автопром и где наш. Нива (уже 40 лет) производится без значительных перемен. Удачный тазик, но нынешняя её цена совсем уже не соответствует образу утилитарного компактного внедорожника.FreeManOfPeace
27.10.2017 19:59Ну я бы назвал основной проблемой Нивы двигатель, при сравнительной бюджетности всего остального имеем всего один вариант двигателя, который является расточенной версией двигателя от «классики» и выдаёт всего 80 л.с. но при этом расход топлива от 8 литров на трассе, а при использовании по прямому назначению может доходить до 15-20 литров на 100км (проблему не решила даже установка инжектора). Плюс при использовании по всё тому же прямому назначению Нива требует регулярного обслуживания, и качество запчастей временами удручает.
То есть получается что Нива это скорее машина для фанатов, чем что то утилитарное.ClearAirTurbulence
28.10.2017 01:35Фиг с ним с двигателем, но вот раздаточная коробка… И скопление воды в корпусе, попадающей через вентотверстия на задних стойках…
Idot
27.10.2017 19:13А где советский электромобиль, показанный в «Это Вы Можете»?
Очень красивый и с огромным блоком аккумуляторов, находящимся позади двух сидений (электромобиль был двухместный).
XDred
27.10.2017 20:31+1Есть у меня книга «Я строю автомобиль». В ней были статьи про все машины, описанные здесь, и даже больше. Помню листал её и тоже хотел что-нибудь своё собрать, вот только самоделку зарегистрировать в ГАИ сложновато.
pnetmon
27.10.2017 21:04Готовую машину пришлось транспортировать в Москву по железной дороге, так как плохие дороги северного города не позволяли это сделать ей самостоятельно.
Скажем проще. Из Ухты дороги позволяющей доехать до Сыктывкара, столицы Республики откуда была дорога, летом даже для простой легковой автомашине такой дороги не было, а зимой только зимники и тоже не под эту машину.
Sly_tom_cat
27.10.2017 21:47Прикольно!
Пара Лаур (правда тогда никто не знал, что они Лауры, никаких надписей на машинах не было) стояли у меня во дворе. Мы просто долго не могли понять, что это да как. Машины были чуть разные, но похожие на серийные, хотя местами вылезали явно самодельности. Допустим у одной из них заднее стекло было из огстекла и без рамки, просто лежало по краям на кузове (по краю там уплотнитель стоял).
Потом авторов по телевизору показывали — была тогда передача про самодельщиков…dom1n1k
27.10.2017 22:02+1Вообще, машины имели персональные имена — Лаура и Колеакри (не спрашивайте, что это значит, я не знаю).
Но как-то так получилось, что Лаура стала гораздо более знаменитой. Может по выставкам больше ездила, может просто имя удачнее.Sly_tom_cat
27.10.2017 22:39Ну нам, подросткам, никто названий не сказал. Что там авторы в передаче говорили — уже не вспомнить…
Но машины были красивые. И появившиеся позже зубилы (2109) почему-то немного на те машины смахивали…
tormozedison
27.10.2017 22:28Девайс, похожий на "Тритон" (но не он) снимался в фильме "Путешествие будет приятным".
googlodrocher
27.10.2017 23:33«Тритон» я щупал, и беседовал с хозяином.
Так вот, при длительных водных путешествиях колёсики могли легко сниматься, чему способствовали разработанные автором «сухие разъёмы» тормозной системы, что-то вроде байонетного соединения и 2 резиновые мембраны.
Tippy-Tip
28.10.2017 02:40В журнале «Моделист-Конструктор» была серия статей по постройке самодельного кемпера (который тоже засветился в передаче «Это Вы можете») с чертежами и инженерными расчетами. Насколько помню, обшивку кузова там предлагали делать из авиационной фанеры.
bobcatt
28.10.2017 19:49Если под боком было авиационное производство, как у меня в Таганроге, дельта-древесина была вполне доступна. Хотя и добывалась нелегально.
Но нелегальность не мешала расцвести массовому катеростроению, всех размеров и видов. Встречались просто уникальные экземпляры, был например один с предельно облегчённым камазовским дизелем, дополнительно фрезерованным блоком и заменой шпилек и болтов на титановые. Параллельно было налажено полуподпольное мелкосерийное производство литых алюминиевых охлаждаемых выпускных коллекторов, поворотно-откидных колонок, гребных винтов. Благо в городе были пром предприятия подходящих профилей и даже секретность производств не мешала.
ns3230
28.10.2017 03:56А ведь тогда не только самоделкины в штучных экземплярах пытались сделать что-то интересное. Конструкторские отделы при заводах тоже экспериментировали, разрабатывали и испытывали новые машины. Конечно, вот такие "порше-ламбо-феррари" в серию бы наверняка не пошли, но что-то поинтереснее, и более передовое как по дизайну, так и технической части, чем серийные машины тех времен, вполне могло сходить с конвейеров. Но, так уж сложилось, что тот же Поляков, и же с ним прочие руководители советского автопрома, или родной ВАЗ защищиали, или просто не желали экспериментировать. Как итог, "квадратно-гнездовая" классика, уже по меркам 70-х устаревшая, с чередой доработок выпускалась не только до конца СССР, а еще и почти два десятилетия после его распада. А те же, например, Иж Старт или Москвичи С-серии на свое время практически не уступали всяким БМВ. Но, советское руководство решило, что советскому человеку буржуйские излишества ни к чему, и лучше уже освоенные машины дальше делать, слегка модернизируя. Не срослось, и в итоге угловатые жигульки и москали 412 (потом 2140, но не суть важно) и после появления "зубил" делали еще не один год.
andy_p
28.10.2017 09:36В СССР не надо было заморачиваться с экспериментированием, поскольку люди считали за счастье купить любую машину. Очередь на покупку на много лет вперед стояла.
ns3230
29.10.2017 00:18Так то оно было так, но талантливые инженеры были, и исследования велись. Но так как стимула не было (сейчас люди, покупая Мерс, не испытывают такой радости, как тогда от получения долгожданного Москвича), то некоторые новые разработки часто не шли дальше пары прототипов.
Ilyasyakubov
28.10.2017 04:50Парни на последней фотке выглядят так как будто записали лучший инди-альбом года.
Zmiy666
28.10.2017 07:11А как обстоит дело с самодельными авто Сейчас? Мастера то никуда не делись, есть еще люди, склонные делать авто сами… как сейчас проходит регистрация самоделок, что для этого надо и тд?
DrZlodberg
28.10.2017 10:18Не знаю, что на счёт регистрации, а самоделок полно (благо с запчастями и инструментами сейчас сильно проще). Правда большая часть — это внедорожники/гусеничники и т.п. техника. Даже в ближнем подмосковье порой попадаются любопытные пепелацы.
Ну и под заказ сейчас людям с деньгами порой делают весьма оригинальные эксклюзивы (хотя САМОделкой их уже не назвать)
OldGrumbler
28.10.2017 18:04Насколько знаю, сейчас самоделку не зарегить от слова «вообще». А жаль. Мои родственники когда-то в начале 70х сделали самодельную машину с компоновкой «Запорожца». Кузов деревянный (бруски, фанера, оклейка стеклотканью) на моторной раме. Проходила до середины 2000х, когда рама доржавела до потери прочности…
DMGarikk
28.10.2017 20:49пытался вентилировать эту тему в конце 2000х… оказывается существует целый рынок автокитов для производства самоделок, двигатели коробки кузов, подвеска… даже вин-номера имеют
но наше законодательство как раз в те годы полностю перекрыла возможность растаможки подобных штук, и ценник на получение одобрения для дальнейшей регистрации такой что дешевле и проще себе корвет привезти из США и растаможить… будет дешевле и быстрее
народ говорил что в НАМИ прямым текстом говорят что есть указание не одобрять такое авто (в конце 2000х… сейчас незнаю но скорее также)Zmiy666
31.10.2017 10:08а насколько можно переделать авто, чтоб оно осталось авто? То есть вот например взять раму с винномером и сделать вокруг свой корпус? Вроде как это все еще будет считаться авто с регистрацией и прицепится не к чему, если соблюдать правила установки световых сигналов и тд.
DMGarikk
31.10.2017 10:28Так нужно регистрировать внесение изменений.
Совсем недавно стали придираться к тем кто ставит фаркопы/лебедки/глушители… а это ерунда по сравнению со своим корпусом.
maaGames
28.10.2017 07:15Запорожец 1951 года выглядит шикарно. Можно в Fallout без изменений пихать.)
Dr_Dash
28.10.2017 07:19Принято считать, что советский автопром в целом был весьма скуден по всем фронтам. Советскому автолюбителю чаще всего доставались однотипные, штампованные машины, которые не могли похвастаться ни изысканным дизайном, ни технической составляющей. Но действительно ли это так?
Да, действительно, все эти вкусные разработки шли как-то мимо советского автолюбителя.
serafims
28.10.2017 09:08Эх, жалко Москвич, у них как-то всё перспективнее было в головах. Но не у тех, кто принимал решения…
Сейчас что-то похожее на Туриста имело бы внимание…
justhabrauser
28.10.2017 12:18Я от «Панголины» в детстве просто кипятком.
И да, примечания:
* на КДПВ — тоже «Панголина». Она была несколько раз перекрашена (самая красивая раскраска была многоцветной);
* у «Лауры» главная особенность — передний привод. В связи с чем на передний мост ребята нагрузили около 60% массы машины.dom1n1k
28.10.2017 14:07А мне нравится темно-синяя. Разноцветная какая-то игрушечная слишком, особенно на тех колёсиках.
Вообще, мне кажется, именно она была главным символом советских автосамоделок. Было ещё около 5-7 машин, которые приближались к ней по уровню известности. И несколько десятков относительно малоизвестных, но тоже интересных. Но Панголина была непревзойдённая.justhabrauser
28.10.2017 20:38«А мне нравится темно-синяя. Разноцветная какая-то игрушечная слишком»
Ну да — темно-синяя с тремя яркими полосками на боках наискосок.
Игрушечка.
PS. кстати — на «Лянча-Стратос» немного похожа.dom1n1k
28.10.2017 20:42Ну общепринято считать, что Кулыгин вдохновлялся Lamborghini Countach, с поправками на доступные ему технологии.
justhabrauser
28.10.2017 21:53* Дизайнер кузова в обоих случаях — Бертоне.
* но так слизать дизайн без всяких интернетов из одних мыльных фоток поверх рамы из водопроводных труб…
Rumlin
28.10.2017 14:43Много изображений авто было в журнале Моделист-Конструктор
P.S. Заброшенный гараж
KiloLeo
29.10.2017 14:41Тритон и Панголина реально круты, даже по современным меркам. Особенно Тритон. Жаль, что остались в единичных экземпляров. Себестоимость у Тритона мизерная, а конкурентов почти нет.
olekl
30.10.2017 11:36Эх блин, эти бы концепты да в массовое производство… Но в стране где за предпринимательство был положен срок, это было невозможно, увы :(
А еще помнится, у АЗЛК был концепт «Истра», могущий ездить на рапсовом масле…
ru_vlad
Бала такая передача на ТВ "Это Вы Можете" (кто помнит не забудет) все эти самодельные модели там были представлены, и авторы отвечали на вопросы. Там много чего еще было, жаль что выпусков ее не сохранилось.
andy_p
Как-же, помним, помним.
Там еще мужик был такой толстый, очень громко дискутировал.
ru_vlad
Это который Захарченко? глав. ред. Техника молодежи или Гулиа?
andy_p
Нет, из зрителей.
singeorange
Приглашали на съёмки этой передачи регулярно вместе с коллегами. Ради упомянутого Тритона даже устраивали выездную сессию, чтобы продемонстрировать его на воде.
Статья, к сожалению — никакая. Бессистемно надёрганы факты, многократно повторяющиеся в инете в последние десятилетия.
Rumlin
По-моему в этой передаче один из участников показывал автомат по изготовлению оладьев. Впечатление детства.
ru_vlad
Да, там даже было две версии, одна для массового изготовления, вторая для домашнего (на одну штуку)
Rumlin
Я помню что там было что-то вроде горизонтального подогреваемого вращающегося диска. На край диска дозатор наливал смесь, а в конце полного оборота готовые оладьи падали в приемник.
jazator
Передача из детства. Помню такой момент, дяденька представлял свою самоходную модель, что приводилась в действие от электродрели. Потом отец с кем-то обсуждал эту передачу в таком ключе, что если бы была возможность приобрести хотя бы электродрель в домашнее хозяйство, то можно было бы наделать и не таких «машинок». Я запомнил и ждал, что как только купят дрель, так отец сделает мне такую машинку )) Тогда я не понимал, что купить электроинструмент в личное пользование не такая простая задача в СССР.
DMGarikk
Ну это вы уже совсем преувеличиваете. что относительный дефицит был да, но не до такой степени
Dr_Dash
Нет, просто ещё была дифференциация по регионам. Москва получала намного больше благ, чем Челябинск. Помню ездили в Москву не столько город посмотреть, сколько купить дефицит. Даже кетчуп из ГУМа у нас был дефицит, стояли в очереди, чтобы втроём по два бутылька в руки купить.
DMGarikk
Не до такой степени что дрель купить было нельзя
другое дело что она довольно дорого стоила чтобы её незадумываясь на развлечения пускать
Dr_Dash
Именно до такой степени, к сожалению. А если брать мой родной город (3 категории или как-то так по их номенклатуре) в ближнем подмосковье Челябинска, всё было ещё хуже.
DMGarikk
Ну во времена СССР съездить в крупный областной город за техникой никогда особой проблемы не составляло, транспорт ходил гораздо удобнее и стоил дешевле и это была не проблема о которой стоит задумываться…
P.S. Это дико кажется сейчас, когда в каждой деревне от перфоратора до бетономешалки с газонокосилкой всё купить можно
Dr_Dash
Дико. Тем более в крупном областном центре это также, как правило, не лежало на витринах, ( во всяком случае то что было реально нужно — те же дрели), а просто «выбрасывалось»(термин даже такой специальный был, представляете), тут же по всему городу шёл слух «в магазине выбросили то-то», все кто мог отпрашивались с работы, и кто не успел тот опоздал. Согласитесь, что при таком раскладе
не совсем верно, и дело тут не в транспорте а в скорости, ведь жителям областного центра такие товары были нужны точно так же.DMGarikk
конечно представляю, я помню как родители за колбасой ездили в Москву
В те годы скорость всего была не та что сейчас, обычных телефонов у большинства людей дома не было. по меркам тех времен это было нормой, люди переписывались письмами, ответ надо было ждать неделю, в соседний город звонили с переговорных пунктов
но они были доступны, пусть и сложным путем
jazator
Не забывайте ещё такой факт, что определёнными «покупками» и вещами в личном пользовании можно было привлечь к себе ненужное внимание чекистов. Специально ездили в Москву за дрелью, ещё и других инструментов купли… Зачем вам электроинструмент в личном пользовании? Извлекать нетрудовые доходы! У отца на заводе один из цехов занимался капитальным ремонтом автобусов. Однажды, для обшивки автобусов завезли оцинкованные листы, но они оказались слишком толстыми для обшивки, 2 или 2.5 миллиметра, я уже точно не помню. Была возможность совершенно легально купить эти листы в домашнее хозяйство. Дед у меня жил в частном доме, так вот отец с дедом долго решали, купить или нет для перекрытия крыши на доме эти листы или нет. Крыша могла стать почти вечной и служить всю жизнь. Потом решили не покупать, от греха подальше и зависти соседей. Кто-то мог банально стукануть решив, что украли. Хотя очень хотелось, и рассматривали разные варианты, к примеру — взять и покрасить, а потом покрывать крышу, тогда могут и не понять соседи. Но всё же отказались от затеи… хотя всё было легально.
Rumlin
Это какие-то местные заскоки. Менталитет. Из детских воспоминаний помню, что ездили за хозтоварами на авто по дороге на море — заодно заехать в сельский магазин или универмаг. Ярко отпечаталось обилие всяких необычных вещей на полках, в частности, запомнились ряды мотоциклов на первом этаже сельского универмага.
jazator
Ага, в Спорттоварах стояли новенькие «Жигули», только талончик нужен был специальный, что вы в очереди на работе отстояли 10 лет на машину и вот наступил счастливый момент. А в магазине Мелодия можно было купить магнитофон Бердского радиозавода 2-3 класса, а Радиотехника уже не для всех. Но это, что было на виду. Вы видимо не бывали на закрытых складах КООП, там было очень всё хорошо.
DMGarikk
Чекисты? за дрель? смеётесь чтоли?
Я слышал реальную историю про покупку слесарем-электриком Волги на деньги за премию за изобретение УКВ антенны для ЖД вагонов. вот там были проблемы. но это автомобиль!!! да ещё и волга! А дрель стоила явно меньше половины месячной зарплаты и вообще рекламировалась в книгах типа «домоводство»
С листами всё понятней, их не продавали через розничную сеть, и достать такую оцинковку легальным способом для большинства (не работающих на профильных предприятиях) было проблематично и появление такого материала логично вызывает вопросы у завистников которые пишут куда надо… а учитывая что в те годы был популярен принцип «тащи с работы каждый гвоздь» можно было поиметь бюроктатической нервотрёпки.
Dr_Dash
это называлось не чекисты а ОБХСС а в остальном очень похоже на правду. видимо это не местные заскоки, как пишет автор выше, — такая удручающая атмосфера беспросветности и страха непонятно перед чем. а то что
это было не от желания нажиться нетрудовым путём, а от того, что реально всё было в дефиците.bobcatt
Согласен полностью какие то местные загоны и забитость населения. Оцинковку всё же можно было купить и официально, сам с батей в начале 80-х ездил на лесоторговую базу за ней. И дрель дома была и не одна. )
Про популярность принципа «все вокруг колхозное, всё вокруг моё» — у него был сосед, друг детства, крайне оборотистый. С его помощью можно было с авиазавода, производящего Ту-95МС и Ту-142, вывезти любое полезное в хозяйстве барахло. Лишь бы оно из-за бортов Газона не высовывалось.
jazator
Именно до такой степени, что ничего не было. Это было в 80х годах, в это время отец работал начальником моторного цеха на Бийском авторемонтном заводе (ремонт двигателей КАМАЗ), затем начальником производства завода, но вот дрели у нас не было, да ничего толком не было, кроме гвоздей, гаек и изоленты. Ниже вам правильно заметили, что в Москве, возможно и были возможности, но не по стране. По стране было всё очень плохо…
Rumlin
Страна большая, не только в Москве хорошо было, и не только в Бийске плохо.
jazator
Звучит как 50/50. На деле, думаю, что 1/9… в лучшем случае.