Из-за «не следует копипастить на Geektimes тексты, которые ранее были опубликованы на других ресурсах (даже если вы — автор такого текста)» в правилах писать про подробности переделки каждой модели камеры я тут не могу, эти статьи уже опубликованы в других местах. Зато могу написать общие рекомендации, справедливые для большинства таких камер.
Для начала, зачем вообще переделывать камеру под ИК? Затем, что в ИК-диапазоне можно делать весьма необычные фотографии. Традиционно это пейзажи:
Но можно снимать и портреты:
Хоть селфи!
Можно даже увидеть собственное тепловое излучение предметов, если они нагреты до температуры в районе 300 градусов или выше:
Но зачем именно переделывать, есть же ИК-фильтры, ставишь на обычную камеру — и снимаешь?
Затем, что пейзаж вверху снят при выдержке 1/320. Чтобы получить такой кадр на стандартной камере с ИК-фильтром потребовалась бы выдержка где-то в районе 3,2 с…
Почему именно беззеркалки? Потому, что с ними вы сразу видите, как будет выглядеть кадр, автофокус и экспонометр работают правильно без лишних «танцев с бубном» и т.д. С зеркалкой всё будет куда сложнее. Ну или её нужно будет использовать в режиме LiveView, а тогда непонятно, зачем зеркало.
И так, вы решили, что хотите снимать инфракрасные фотографии, купили для этого б/у беззеркалку (ну не будешь же переделывать камеру, которая ещё на гарантии). С чего начать?
Для начала нужно разобрать камеру. Почти для любой камеры в интернете есть инструкции по разборке. ВАЖНО: при разборке не забудьте разрядить через резистор конденсатор вспышки, сразу же, как доберётесь до него! Иначе можете получить «заряд бодрости на весь день».
Разбираете вы камеру чтобы добраться до модуля матрицы. Выглядят он примерно так:
Теперь нужно удалить фильтры, установленные перед матрицей.
Важно помнить, что фильтров обычно два:
— достаточно толстая склейка из антимуарового фильтра и фильтра, снижающего чувствительность камеры к жёлтому, красному и ближнему ИК излучению
— тоненькое «тепловое зеркало» («Hot-Mirror»), которое отражает основную часть ультрафиолетового излучения и практически всё (99,9%) инфракрасное излучение
Выглядят они так:
Можно заметить, что ультразвуковой «пылетряс», очищающий матрицу от пыли, установлен на тепловом зеркале. Увы, в большинстве случае вам придётся смириться с потерей этого полезного устройства.
Теперь вам предстоит определиться, что вы хотите:
- получить камеру чисто для инфракрасной съёмки, которая в принципе не будет способна снимать ни в каком другом;
- получить мультиспектральную камеру, которая сможет, в зависимости от установленных на объектив фильтров, снимать в ультрафиолетовом (сразу предупреждаю: найти нужный фильтр очень сложно), видимом или инфракрасном диапазоне, либо же сразу во всём спектре примерно от 360 до 1000 нм.
В первом случае вам ещё во время переделки понадобится инфракрасный светофильтр для объективов. Его легко купить в фотомагазинах или заказать на AliExpress.
Рекомендую брать фильтр с граничной длиной волны 720 нм или около того. Хотя такой фильтр формально пропускает часть видимого красного излучения, все инфракрасные эффекты вы с ним получите, при этом вы сможете получать цветные фотографии. При настройке баланса белого по листу белой бумаги на ваших фотографиях голубые оттенки будут соответствовать относительно далёкому ИК, а жёлтые — самому краю видимого красного. В случае чего, всегда можно будет установить дополнительный фильтр на объектив, убрав видимый спектр полностью.
Из фильтра нужно обычным стеклорезом (если не имели с ним дела — потренируйтесь на ненужном куске стекла) вырезать кусочек с такими размерами, как у склейки фильтров фотоаппарата, и установить вместо этой склейки. В зависимости от конструкции, фильтр нужно будет либо просто вставить в рамочку, либо приклеить вместо оторванного от неё родного фильтра. У вас должно поучиться что-то подобное:
Теперь просто соберите камеру назад. Она сразу будет давать прекрасные инфракрасные фотографии!
Во втором случае покупка фильтров может и подождать. Но, зато, переделки фотоаппарата оказываются сложнее…
Вам нужно измерить толщину как минимум склейки фильтров, а лучше склейки и теплового зеркала вместе.
Теперь разделите это число на три — получите минимальное расстояние, на которое нужно приблизить матрицу к объективу чтобы камера могла правильно фокусироваться. Именно на такое расстояние (если считать их коэффициент преломления равным примерно 1,5) фильтры оптически приближали матрицу к объективу.
Как переместить?.. Напильником! Точнее — надфилем. Придётся примерно на 0,5-1,0 мм, в зависимости от толщины фильтров, сточить посадочные места под крепёжные винтики и, возможно, некоторые другие элементы. Сточить нужно максимально одинаково, контролируя процесс штангенциркулем с точностью не хуже 0,05 мм, т.к. перекос матрицы приведёт к разной дистанции фокусировки в разных участках кадра.
Работа требует максимальной аккуратности не только из-за требуемой точности, но и из-за риска повредить саму матрицу или окружающие её элементы. Разумеется, по окончании работ надо тщательно очистить модуль матрицы от металлической пыли.
Ну вот и всё, теперь можете собирать фотоаппарат назад и радоваться прекрасным снимкам во всех диапазонах!
Комментарии (75)
Linebrell
22.11.2017 12:43Сделал себе две конверсии зеркалок — 350D под 760нм и 1000D под 590нм. Кому будет интересно — есть фото процесса. Теперь вот о нюансах:
-В более старой модели нет пылетряса и фильтрующая склейка толстая. Толстый ИК-фильтр подошёл идеально, нет проблем с фокусом и углами. Тут еще зависит от объектива, но в целом качество отличное.
-На новой с пылетрясом, вибрирующий элемент с пьезоэлементом тоже, внезапно, фильтрует ИК-спектр. Отключить шлейф нельзя — ругается при запуске, пришлось заворачивать его при сборке в свободное место. 590нм фильтр оказался тонким, как и сам фильтрующий элемент перед матрицей, но всё разница есть. Сейчас уже не помню в какую сторону дело было. На практике это выливается в мутные углы на широкоугольной оптике, где-то с 30мм+ углы приходят в норму.
-Снимать на 760нм можно в любую погоду, камера всегда даёт диапазон за пределами обычного спектра. А вот с 590 — только в яркий день, захватывается значительная часть красного спектра и уже в пасмурный день соотношение яркостей красный/ближний ИК перевешивает значительно в область первого. Грубо говоря, всё выглядит как через красное стекло ( собственно коим фильтр и является).
-Большую роль играет оптика. Некоторые зумы стабильно дают яркое пятно по центру — хотспот, у части точка фокуса (особенно на широкоугольных) выезжает за пределы физической фокусировки объектива ( при положении на бесконечность, наводится на 0.5-2 метра максимум).egigd Автор
22.11.2017 12:53у части точка фокуса (особенно на широкоугольных) выезжает за пределы физической фокусировки объектива ( при положении на бесконечность, наводится на 0.5-2 метра максимум)
Такого не может быть.
Сдвиг точки фокуса идёт в обратную сторону. Т.е. очень близко сфокусироваться не получится, а вот с далью проблем нет, можно сфокусироваться дальше бесконечности.
Это, судя по «590нм фильтр оказался тонким, как и сам фильтрующий элемент перед матрицей, но всё разница есть», неправильно расположена матрица. У некоторых объективов хватает «перелёта за бесконечность» чтобы это скомпенсировать, а у других — нет. Если матрицу переместить ближе, то всё будет нормально.Linebrell
22.11.2017 13:33Что получалось на практике:
-Sigma 10-20 не может дать чёткую картинку на бесконечности ни в каком режиме. Видно, что фокус находится примерно в 0.5-0.7метрах при положении на бесконечность, выставляя дистанцию ближе становится только хуже, при перебеге за бесконечность видно, что фокус приближается, но малого перебега всё еще недостаточно.
-Samyang 8mm фокусируется примерно на 30-40см в положении на бесконечность. Выставляем фокус ближе — картинка еще более замыливается.
Я не менял/снимал/добавлял юстировочные подкладки под матрицу, наведение идёт по отдельному фазовому сенсору. С зеркалками перемещение матрицы вероятно не поможет, если не корректировать и модуль автофокуса, или же потом снимать только с в режиме Live View.victorghost
22.11.2017 14:48на некоторых объективах есть метки для ИК съемки. Например, стоит там белая метка на 1м и рядом красная метка. автофокус будет фокусироваться на 1м, потом нужно вручную довернуть фокус.
а сигма 10-20 еще и по световому пятну не подходит для ик, если верить этому спискуLinebrell
22.11.2017 15:10Видел еще на многих мануалах ИК-метки, с неавтофокусной оптикой почти не снимал на конверсию, точно не скажу. Судя по тому, как ведут себя объективы на разных тушках, толщина стекла фильтра и изначального hot-mirror блока влияют на процесс. Токина 10-17 выдаёт отличный результат на конверсии под 760нм, но весьма смазанные углы на 590нм( где заменяемые элементы отличались толщиной, хотя там возможен и перекос самого фильтра).
Да, на сигме был хотспот. Другого широкоугольника у меня тогда всё равно не было:3 На токине слишком уж выдавались фишайные искажения.
Мне больше всего понравился Canon 40mm STM — никаких проблем в ИК, даже на открытой диафрагме сохраняет резкость, попадал в фокус точно. Sigma 30A / Tamron 60 / Tamron 70-300 VC / Tokina 100 / Canon 50 STM показывали весьма неплохие результаты.
egigd Автор
22.11.2017 15:28Ещё раз: у вас матрица не там, двигайте её. Объективы тут ни при чём. И никаких юстировочных прокладок там нет.
Автофокус — забудьте. И съёмка только через LiveView. Я же написал, что потому и нужно брать беззеркалку, что зеркалки только в LiveView и работают.Linebrell
22.11.2017 15:53Я вас понимаю. Когда гора не идёт в Магомету… В вашем случае линзоблок перемещается ближе к плоскости формирования изображения, в данном случае поднимается сама матрица, когда сам объектив не способен провести фокусировку. Писал выше именно про последнее, когда при сохранении рабочего отрезка не хватает штатного диапазона уже у самого объектива. Приблизив объектив — сфокусируем картинку дальше, отдалив — ближе, к этому принципу вопросов нет.
Никоим образом не критикую рабочий процесс, указываю на этот нюанс. Фазовый автофокус в зеркалках крайне проблемно регулируется в домашних условиях, поэтому подогнать его под необходимое изменение рабочего отрезка проблематично. А в некоторых случаях, как и в моём, использование LW просто невозможно по причине его отсутствия. С другой стороны вся оптика с умеренным углом и уже работает и без этого адекватно.
Юстировочные шайбы-пластинки есть, дома найду фотографию с 1000D, местами фотографировал процесс.egigd Автор
22.11.2017 17:15Заменив фильтры вы оптически отодвинули матрицу от объектива, увеличили рабочий отрезок. Никакого «при сохранении рабочего отрезка» у вас нет и близко. Потом-то и нужно переместить матрицу, как раз чтобы вернуть штатный рабочий отрезок.
Совершенно верно: фазовый автофокус фактически невозможно настроить дома под новый рабочий отрезок (как ни старайся, а всё равно он хоть на 0,05 мм да будет отличаться от исходного), потому и говорю, что забудьте про него.
А ещё именно поэтому говорю, что зеркалки смысла переделывать никакого, надо беззеркалку брать.vconst
22.11.2017 17:26Народ очень успешно переделывал никоновские зеркалки из разряда «которые не жалко» типа D50. Насколько я помню — никаких проблем не было, автофокус работал нормально.
Linebrell
22.11.2017 17:47+1Не очень вас понимаю. Матрица остаётся на своём месте, от извлечения накладки фильтров перед нею, положение не меняется ни на долю. Возможно есть отличия в конструкции, что было в моём случае:
Рамка с фильтром просто висит внутри рамы перед затвором. А уже сама матрица непосредственно сидит на металлической пластине, которая через тонкие юстировочные шайбочки (овальной формы, на фото ) зажимается на установочном месте.
egigd Автор
22.11.2017 17:54ОПТИЧЕСКИ приближается!
Посмотрите в ведро с водой и без воды. С водой его дно видно так, как будто бы оно стало ближе. Это от того, что коэффициент преломления воды 1,3 а воздуха — 1,0.
Точно тоже самое и с фильтром. Только коэффициент преломления у него около 1,5 — ещё больше. Если у вас расстояние от опорной поверхности байонета до матрицы 45 мм, а на пути света стоит 3 мм фильтр, то рабочий отрезок получается не 45, а 44 мм. И именно под него рассчитаны объективы. Но как только вы убрали фильтр, рабочий отрезок становится равным 45 мм. Матрица физически никуда не двигалась, но оптически стала дальше на миллиметр. И это нужно компенсировать её физическим перемещением на миллиметр вперёд.
Вы, конечно, установили фильтр взамен исходного, но сами же пишите, что новый фильтр тоньше старого, а от того приближает матрицу меньше, чем родной. Вот и получается у вас рабочий отрезок немного больше нужного.Linebrell
22.11.2017 19:30Преломление крайних лучей — это другая тема. Для лучей, идущих по оптической оси и близким к ним разницы в толщине фильтра не будет никакой. Матрица всё равно плоская, и добиваясь совпадения с краёв, с исходной плоскости уходит центр. Рассматривая всё так, можно предположить что зажимая диафрагму, большая часть лучей с края начинает падать под более косыми углами, что еще дальше изменяло бы ход этих лучей. Но на практике качество картинки улучшается (до дифр.предела).
Не берусь утверждать как сделано точно, мне кажется, что это нивелируется уже самой структурой микролинз на фильтре Байера(там уже не сколько важно получить точный фокус прямо на линзе, сколько направить всё на пиксель). Иначе был бы огромный разброс в качестве углов на объективах с выдающимся вглубь или имеющим большой диаметр задним элементов. На практике всё снимают более-менее одинаково даже на камерах с разной структурой фильтрующей прослойки.Mogwaika
22.11.2017 20:26Попробуйте снять и увидите, что фокусировка на бесконечность пропадёт на большинстве объективов.
egigd Автор
23.11.2017 03:19Для лучей, идущих по оптической оси и близким к ним разницы в толщине фильтра не будет никакой.
Перечитайте себя же, блин:
590нм фильтр оказался тонким, как и сам фильтрующий элемент перед матрицей, но всё разница есть
Разная толщина фильтров = разный оптический путь.
igruh
22.11.2017 12:49Если кто-то не хочет возиться сам, то на мировой барахолке можно поискать готовое решение по словам Infrared converted camera. Цена, правда, от 10т.р и выше.
bfDeveloper
22.11.2017 13:12-1Во многих астрономических магазинах есть разнообразные фильтры, в том числе те, которые ставятся сразу на матрицу. В основном ориентированы на пропускание линии водорода 656нм. Соответствующий раздел астрофорума в помощь. Обычно это проворачивают с зеркалками Canon, так как они лучше подходят для астрофото, но та же беззеркалка Canon EOS M из поста матрцей не отличается от зеркалки 650D.
glycol
22.11.2017 15:31Я когда-то снимал IR снимки без модификации камеры, была Pentax *istDL, у нее фильтр слабый. Можно было с рук снимать (насколько помню, выдержки в солнечный день были около 1/50 — 1/30), автофокус и экспозамер работал, хотя ничего разглядеть через фильтр было нельзя. Может проще такую или похожую поискать? Примеры моих картинок с той камеры:
Картинки
egigd Автор
22.11.2017 15:32Снимать только в солнечный день (против возможности снимать с рук и в самую пасмурную погоду), ничего не видеть в видоискатель — и это чтобы сэкономить пару часов работы?..
glycol
22.11.2017 15:41Зато камера остается полноценной, да и не у всех руки прямые для такого рода переделок. Мне кажется, что ИК съемка это больше баловство, никакой реальной пользы от съемки в ИК дипазоне нет. Покупать и курочить для этого камеру лично я не вижу смысла. Для начала, я бы советовал просто купить ИК фильтр, нацепить на имеющююся камеру и поснимать со штатива, на длинных выдержках (встроенный фильтр мало, но все-же пропускает ИК). Если увлечёт и результат понравится, можно задуматься о переделке. Лично я за пару съемок наигрался, фильтр уже много лет пылится где-то в шкафу.
Да и в статье стоило бы больше написать о том, что все фото потом подлежат обработке, замена цветовых каналов, настройка ББ, а фото без обработки выглядят немного по другому:
egigd Автор
22.11.2017 17:11Так потому и наигрались, что ничего толком не снимешь, куча мороки, результат слабо предсказуем.
Про баланс белого я писал: «При настройке баланса белого по листу белой бумаги на ваших фотографиях голубые оттенки будут соответствовать относительно далёкому ИК, а жёлтые — самому краю видимого красного».
Оба портрета, например, получены именно так, из обработки только увеличение насыщенности цветов в RAW-конвертере.
Linebrell
22.11.2017 17:54Авто баланс белого постоянно выдает красные снимки в ИК. Я чаще всего брал по серой карте, популярными также являются ББ по яркой листве или небу, в зависимости от этого результат будет немного отличаться. При обработке можно заметить, что один канал получается крайне зашумлённым (зеленый или синий, давно не снимал уже в ИК) — его лучше частично убрать через channel mixer, оставив на 20-30%, нежели сразу делать chanel swap — будет чуть меньше шумов. Еще момент, что не все raw-конвертеры позволяют выставить ББ. На конверсии 590нм лайтруму не хватало диапазона и выбранная точка всё равно оставалась цветной, а вот родной проявщик, Capture One, DxO Optics Pro вполне справлялись.
egigd Автор
22.11.2017 17:58Повторюсь, что отлично работает установка баланса белого прямо в камере по листу белой бумаги. После этого можно спокойно снимать в RAW, родной конвертер подхватит эту настройку.
Шумит синий, т.к. он ловит только дальний ИК, а остальные каналы ловят всё.
AllexIn
22.11.2017 16:50Хм. На заметку желающим получить камеру глубины:
Это же оно и есть.
Ставим в дополнение ИК прожектор и получаем кастомную камеру глубины.
Красота.
Спасибо!egigd Автор
22.11.2017 17:11Что такое «камера глубины»?
AllexIn
22.11.2017 17:27Камера дающая вот такие изображения(в идеале):
А по факту такие:
Из самых известных — kinect.
В последнем iPhone есть.egigd Автор
22.11.2017 17:32А при чём тут переделка под ИК?..
Это ведь делается с помощью стереосъёмки.AllexIn
22.11.2017 17:43Нет. Это делается с помощью ИК камеры и ИК прожектора.
egigd Автор
22.11.2017 17:45И каким образом ИК камера с ИК прожектором может определить расстояние?..
AllexIn
22.11.2017 17:56Есть несколько разных вариантов.
Например дешевые варианты — вспышками освещают изображение и смотрят на яркость пикселей. Подходит для детекта движений, например. А для сканирования не подходит, т.к. способно отличать слои, но не способно точно считать глубину.
Более дорогие варианты — проецирование сложного паттерна и считывание его с помощью стерео съемки двумя ИК камера.
Или — проецирование паттерна, считывание его одной камерой и анализ искажения паттерна.
Вариантов масса, но все более менее распространенные/доступные основаны на работе ИК камер.egigd Автор
22.11.2017 18:01Например дешевые варианты — вспышками освещают изображение и смотрят на яркость пикселей.
Яркость пикселей определяется не только расстоянием, но и коэффициентом отражения, который может меняться от 2 до 98%.
Более дорогие варианты — проецирование сложного паттерна и считывание его с помощью стерео съемки двумя ИК камера.
Ну так я и говорил, что стереокамера…
Или — проецирование паттерна, считывание его одной камерой и анализ искажения паттерна.
Это нужен проектор, а не прожектор — очень разные штуки.
Вариантов масса, но все более менее распространенные/доступные основаны на работе ИК камер.
Все описанные вами варианты будут одинаково работать что в ИК, что в видимом диапазоне.AllexIn
22.11.2017 18:02Конечно будут. Вам охото сидеть перед проектором который противно мерцает вам в лицо? :)
NickKazakov
22.11.2017 17:58Чем ближе объект, тем ярче он освещен испускаемым рядом с прожектором ИК светом. Таким образом получаем карту ИК-освещенности, приблизительно соответствующую карте глубины.
egigd Автор
22.11.2017 18:01Повторю то, что написал выше:
Яркость пикселей определяется не только расстоянием, но и коэффициентом отражения, который может меняться от 2 до 98%.AllexIn
22.11.2017 18:04Для отделения слоев друг от друга не мешает в рамках бытовых задач.
egigd Автор
23.11.2017 03:07У вас есть чёрные пиксели и белые.
Как вы определяете, какие из них — другой слой, а какие — рисунок на том же объекте?AllexIn
23.11.2017 09:34Сравню с фоном.
Простите, мне не особо интересно обсуждать технологии, которые в интернете расписаны подробно. Поэтому я пожалуй прекращу учавствовать в этом обсуждении.
Еще раз спасибо за инфу о том, как в домашних условиях получить ИК камеру.
DrZlodberg
23.11.2017 14:41Вообще кинект замеряет непосредственно время прохождения сигнала от импульсного прожектора. Но простые варианты да, стерео + хитрая подсветка.
quartz64
22.11.2017 17:36У меня на удивление легко получилось сконвертировать NEX-3. Штатный фильтр срезал, вместо него ничего вклеивать не стал. Убрал две металлических прокладки из крепления матрицы. Особенности конструкции не помню сейчас и связанный с ней эффект (приблизил или отодвинул матрицу от объектива), но главное результат — камера наводится нормально, в т.ч. на бесконечность в 720 нм ИК и при мультиспектральной съемке (без фильтра на объективе).
Wizard_of_light
22.11.2017 18:01У старой соневской мыльницы DSC-V1 есть штатный «ночной» режим, в котором ИК-фильтр убирается.
Mogwaika
22.11.2017 20:20Повторюсь, но я вырезал из ненужного защитного фильтра кусочек по размеру фильтра и поставил назад, бесконечность сохранилась, а фильтры разные удобнее накручивать на объектив…
А можно и хот-миррор прикрутить, если захотелось снова снять всё в человеческом цвете.
vconst
Напишите конкретную модель камеры, плиз.
egigd Автор
Какой именно камеры?
vconst
Которую переделывали на картинках.
egigd Автор
Тут на картинках переделки трёх камер…
vconst
О… Интересное уточнение.
Ну хоть для ориентировки — скажите какие именно, что бы представлять порядок цен на Авито и тп. Я совершенно не в теме беззеркалок, портить свою зеркалку не хочется, а результат в статье очень прикольный получился, и вообще интересно сделано. Может я сподвигнусь на покупку БУ и переделку, а может нет…
Дело еще и в том, что у разных матриц — разная чувствительность к ИК, на некоторых почти нет смысла с этим заморачиваться.
egigd Автор
Вы могли бы прочесть модели в подписях к картинкам…
Более того, смотреть эти модели на Авито нет никакого смысла, т.к. тут «общие рекомендации, справедливые для большинства таких камер».
У всех матриц чувствительность к ИК очень большая. Да, какая-то камера может быть на стоп чувствительнее, чем другие, или на стоп хуже, но вы этого и не заметите, пока их рядом не поставите.
Но если так хочется, то Panasonic GF1, Nikon 1 J1 и Canon EOS M.
vconst
Еще раз просмотрел статью, не нашел подписей с названиями. Но спасиб, пойду погуглю — стоит ли овчинка вылеленки.
egigd Автор
Подводите курсор к любой картинке — вылазит подпись. В половине случаев — с указанием камеры.
На картинках со спектрами так и вовсе сразу написано название камеры.
AnykeyMan
Подписи появляются если навести курсор на фото.
vconst
Ясно, но не очевидно, на смарте вообще ничего не появляется.
victorghost
дешевле всего — сони некс 3 (например, в Самаре его продавали за 3 тысячу б/у). Я решил поснимать без переделки (ибо мороки много), поэтому купил старенький никон д70 (с китовым 18-75 все вместе обошлось в 6 тыщ), на который можно днем снимать в ИК с рук (ну да, там иногда исо до 800 поднимать надо, но все ж выдержки в 1/60-1/30 — это уже терпимо).
п.с. уже вторая статья про ИК, но в обеих нет ни одного упоминания об объективах и о том, как некоторые нехорошо засвечивают кадр… правда, об этом в инете полно инфы и есть даже таблица «совместимости» (для стекол под никон точно видел)
egigd Автор
Странно, что Nikon D70 пропускает так много ИК… У меня днём выдержка даже при ISO-800 получалась ближе к 1/3 на всех камерах.
Ни разу не сталкивался с таким эффектом. Да, про него пишут в интернете, но что ни установишь — всё даёт хорошую картинку. Так о чём же мне в такой ситуации тут писать?..
victorghost
почему странно? у него просто ик-фильтр тонкий, вот и пропускает. с 720нм фильтром эффект не оч интересный, зато можно снимать с рук, с 850нм выдержки уже по 5-20 секунд.
статей много, в том числе и с разбором того, чем снимать. например древняя статья об этом или на хулиганствующем элементе еще больше инфы.
я пробовал снимать еще на canon 5D + 50/1,4 + 720нм фильтр и в центре кадра получал засветку (ну и выдержки там были дикие просто...), а на canon 70-300 ее не было уже.
vconst
Зеркалки не очень наглядны в данном случае, хотя если приспособиться — то ими тоже можно снимать.
Nikita_64
А на д70 Вы снимаете без переделки с фильтром? Не подскажете, с каким?
victorghost
да, прям так можно. марку фильтра не помню (что-то китайское с алиэкспресс, скорей всего fotga), но есть два: на 720 и 850нм.
п.с. гораздо удобней снимать на камеру с live-view (или переделанную бзк)! в видоискатель зеркалки не видно вообще ничего
egigd Автор
Есть ещё 760 и 780, вроде и 830 попадались.
Но если не убирать родной фильтр камеры, то брать однозначно 720.
Вот если камера модифицирована — там да, можно и «суровый» фильтр накрутить. Цветную ИК-фотографию с ним уже не сделаешь, зато будет меньше шумов и выше разрешение, т.к. все цветовые каналы куда равномернее задействованы будут.
Nikita_64
Спасибо Вам и victorghost, у меня как раз д70, переделывать не хочу, т.к. вполне рабочий, а попробовать хочется.