Вероятно, я не единственный, кто задает себе следующий вопрос: что будет с моей профессией лет через пять? Так как в стремительном распространение облачных технологий я вижу экзистенциальную угрозу моему профессиональному будущему. Возможно есть простой ответ на мой вопрос, который я не знаю или же я — неисправимый пессимист?

Disruptive Technologie


Существует понятие разрушительной технологии (Disruptive Technologie). Данный термин чаще всего описывается следующими словами: «разрушительная (подрывная) технология — это инновация, которая может полностью вытеснить существующие технологии, продукт или услугу».

Итак, небольшой экскурс в наше недавнее прошлое. Еще около 30 лет назад в каждом бюро можно было увидеть множество пишущих машин. За свою достаточно долгую историю (более 170 лет) пишущие машины прошли путь от полностью механических до электронно-механических. Но кто из нас может вспомнить название моделей и их производителей? В настоящее время мы используем компьютер для написания текстов и принтер для их печати. Что впрочем, более не современно и не отвечает интересам защиты окружающей среды. Безбумажный офис — наше будущее. Офис… кто сегодня говорит об офисе? Да ведь это тоже не современно. Home Office is our future, не правда ли?

Но давайте продолжим разговор о разрушительных технологиях. Для кого из нас слово ткач воспринимается как реальная профессия? Для большинства – это распространённая фамилия.

Профессия, представители которой кормили свои семьи в течение многих тысячелетий, была рационализирована с внедрением ткацких станков.

Автомобильная индустрия


На мой взгляд, в ближайшем будущем разрушительная технология сильнее всего ударит по автомобильной индустрии. Около ста лет назад автомобиль успешно заменил повозку (карету). Некоторым производителям повозок даже удалось на какое-то время стать производителем автомобилей. В течении достаточно короткого времени производство автомобилей превратилось в одну из ведущих отраслей экономики, по-прежнему дающей работу миллионам людей по всему миру.

Давайте еще немножко поговорим об автоиндустрии. Изобретение сборочного конвейера произвело революцию в производстве автомобилей, но также вызвало за собой первое небольшое сокращение рабочих мест. Использование сборочного конвейера позволило сократило затраты, снизить себестоимость и увеличить объёмы производства. Ставшие ненужными сотрудники были сохранены и задействованы на других сегментах производственной цепочки.

Однако внедрение роботов на разных этапах производства позволило сократить количество рабочих мест. С моей точки зрения, лучшие времена автомобилестроения уже позади.
Распространение электромобилей коренным образом изменит всю отрасль (до тех пор, пока сырье для производства батарей будет достаточным). Сильнее всего пострадают различные поставщики комплектующих.

Из скольких частей состоит среднестатистический автомобиль с двигателем внутреннего сгорания? В зависимости от комплектации, из более чем 10 000 деталей. А электрический автомобиль? Даже «классические» механические тормоза в будущем больше не нужны, поскольку они мешают идее автономного вождения. Кстати, а не автономное ли вождение имеет цель заменить водителя компьютером?

Представьте себе цепочку поставщиков, последнее звено которой поставляет двигатель внутреннего сгорания в качестве конечного продукта. Все начинается с добычи сырья, его переработки, разработки и производства отдельных компонентов, сборки отдельных компонентов в более сложные блоки и, в конце этого длинного пути детали собираются в двигатель. А теперь вся производственная цепочка с высоты птичьего полета. Представьте огромную сеть малых и крупных предприятий. Каждое предприятие — это гораздо больше, чем производственные мощности, офисные здания и их оснащение. Ведь это и пекарня, и продуктовый магазин, и почта, и врачи, и автобусная компания и все другие поставщики услуг поблизости. Все они являются звеньями одной цепи, которая разрывается.

Но не волнуйся. Вначале распространение электромобилей создаст новые дополнительные рабочие места, а не уничтожит уже существующие. Пока показатели продаж «классических» автомобилей остаются постоянными, а «детские болезни» электромобилей не излечены, автомобильная промышленность и далее будет оставаться одним крупнейших работодателей.

Четвертая индустриальная революция 4.0


Мы постепенно приближаемся к нашей основной теме. Следующий пример деструктивной технологии, — это так называемая четвертая индустриальная революция. Как и революции прошлого она не вызывает у меня бури положительных эмоций. Революции всегда сопровождались значительными потерями, как финансовыми, так и человеческими.

Индустрия 4.0 — это автоматизация, доведённая до совершенства. Это попытка как можно глубже автоматизировать производственные процессы по всему их циклу, начиная от разработки и заканчивая логистикой и маркетингом.

Индустрия 4.0 — это еще большее слияние ИТ-Технологий и различного производственного оборудования. При этом роль ИТ должна стать ведущей. Использование технологии искусственного интеллекта позволит еще больше повысить эффективность производства. В идеале производства будущего — это заводы без привычных нам сотрудников, стремящихся к проходной. Место же человека в индустрия 4.0 — это обслуживающий персонал для машин и высококвалифицированный штат IT-специалистов.

Я практически уверен, что уже сегодня можно во многих случаях заменить человека машиной. Но не делается это лишь по двум возможным причинам:

— многие рабочие места будут сохраняться до тех пор, пока создание автоматизированной замены человеку не будет рентабельной.
— вторая возможная причина, — это искусственное торможение внедрения новых технологий, дабы избежать массовых увольнений и связанных с ними негативных социальных последствии. До тех пор, пока фирма рентабельна и акционеры довольны, делать этого не стоит.

Cloud


На одном из информативных мероприятий одного из ведущих игроков на рынке облачных технологий, меня очень удивили высказывание одного из посетителей. Он задал вопрос о том, можно ли сконвертировать и перенести всю локальную инфраструктуру своего клиента в облако данного поставщика? Получив положительный ответ, он был невероятно обрадован возможностью избавится от неудобного клиента. Признаюсь, меня удивила подобная реакция сотрудника очень маленького системного интегратора. Может быть, при возникновении проблем с клиентом необходимо найти правильный подход к нему, а не пытаться от него избавиться. Как можно так разбрасываться клиентами, они ведь не растут на деревьях? Если все клиенты подобных маленьких IT-фирм перейдут в облако, то чем планируют заниматься их сотрудники в будущем?

Сами по себе облачные вычисления не являются абсолютно новой технологией, но технологией безусловно полезной и завернутую в довольно привлекательную упаковку.

Обсуждение различных вариантов облачных сервисов выходит за рамки данной статьи, скажу только что речь пойдет об IaaS и SaaS.

IaaS


Цель внедрения облачных технологий – это перенос (с маркетинговое точки зрения) задач из вашего дата-центра в дата-центр размещённый у провайдера.

С точки зрения провайдера, Вам больше не нужно заботиться о поддержании физической инфраструктуры в работоспособном состоянии. Все что находится под оболочкой операционной системы (в варианте IaaS) более не является вашей головной болью. С вас снимается вся ответственность за все, что связано с физической инфраструктурой (исключая сеть), а это следующие позиции и связанные с ними специальности:

1. Физическая безопасность вычислительного центра, контроль доступа
2. Система охлаждения вычислительного центра (Datacenter)
3. Бесперебойная подача питания (USV)
4. Сервера
5. Системы хранения данных (storage)
6. Network (частично)
7. Информационная безопасность

Переход в облако позволяет значительно, а по определённым позициям и полостью сократить операционные (OPEX) и капитальные расходы (CAPEX) по вышеназванным пунктам.

Итак, если Ваша компания не находится в списке ведущих компаний мира, то скорей всего ваша инфраструктура значительно уступает серьёзному провайдеру по любой из вышеназванных позиций.

После перехода в облако, у вас навсегда исчезнет необходимость в поиске, тестировании и закупке нового оборудования. Так как, в облаке у вас всегда есть возможность получить железо, соответствующее Вашим требованиям и возможностям. Каждая из вышеназванных позиций, — это не только физическое оборудование, но и сотрудники, нанятые для его обслуживания.

SaaS


SaaS – представляет не меньшую угрозу для специалистов, связанных с управлением различных платформ, таких как Email, CRM, ERP Системы. В облаке вы получите желаемою функциональность без необходимости заботится о Back-End.

При этом, ваша система всегда актуальна, как с точки зрения регулярных обновлений, так и с точки зрения перехода на новые версии. (Evergreen IT)

Меня не перестаёт удивлять восторг некоторых коллег относительно внедрения облачных технологий. Клиент переведённый в облако, — это уже не ваш клиент, а клиент провайдера. Перенос клиентской инфраструктуры в облако лишает системного интегратора так называемого возвращаемого оборота (recurring revenue). Уважаемые коллеги, Вам больше не придётся продавать новое железо, по истечении гарантийного срока старого. Обновление на новою версию также произойдёт автоматически, без вашего участия. Мне довилось поучаствовать в проекте по переносу всей локальной инфраструктуры в облако. В конечном итоге, работу потеряли десятки сотрудников IT-отдела. К сожалению, переквалифицироваться на новою профессию удастся далеко не всем.

Резюмируя, можно лишь сказать, что будущее обещает быть безусловно интересным, а для кого-то возможно даже трагичным. Хотелось бы услышать Ваше мнение, дорогие коллеги.

Комментарии (40)


  1. acyp
    26.11.2017 17:44

    В качестве основного контраргумента я предложу пусть не свою, но таки имеющее право на оглашение мысль-тезис: «Облако — это всего-лишь чужие компьютеры (сервера)».
    Далее по пунктам:
    1. Электромобиль — это просто перенос точки загрязнения с улиц «развитых городов» в «центры выработки энергии». Последние могут быть угольными, газовыми или атомными, но сути вопроса это не меняет. Мне довелось бывать в Китае, в промзоне электростанций. Впечатления: «тихий ужас». Смог там — это нормальное состояние атмосферы. Помним также, что производство батарей — далеко не безвредно для экологии. И реально экологичными они (производство батарей и выработка электроэнергии) станут когда по-настоящему уйдем в космос (но это новые рабочие места, как минимум на этапе запуска проекта).
    2. Облачные сервисы и инфраструктуры. Вернемся к тезису «чужого компьютера». Мой опыт внедренца 1с (прошу не смеяться, что есть то есть) подсказывает, что многие РОССИЙСКИЕ компании внедряют ERP-, CRM- и бухгалтерские системы НА СВОИХ МОЩНОСТЯХ. Часто — закупая для этого оборудование. И не исключение — народец, имеющий отношение к «голубому топливу», но не ГазПром, зачительно мельче (не по наслышке говорю, а по факту работ). Менталитет знаете ли. Допускаю, что это отставание от Запада, но может все-таки правильно? Особенно в свете «тезиса»…


    1. playnet
      27.11.2017 03:18

      «Облако — это всего-лишь чужие компьютеры (сервера)». И инженеры.

      1 — перенос генерации позволяет поставить более экологичные источники, включая ветряки, солнечные панели, ГЭС и прочее, а также (порой существенно) увеличить КПД.
      2 — очень удобно для мелких компаний, да и для более крупных — вынос непрофильных вещей. Почта, телефония итд — одним нужно просто чтобы было, другим — все плюшки облачных атс и недорого (этот пункт отметает серьёзные атс за много сотен килобаксов). Плюс — на них не нужно держать специалистов. Риск — утечка данных.
      Не путаем с приватными облаками.


      1. acyp
        27.11.2017 03:37

        Про ветряки была замечательная статья. Затраты энергии на производство ветряка не окупаются до момента прихода последнего в ремонтно-непригодное состояние. Если потребуете пруф, то понятно надеюсь, что найду.
        Ну и в целом по дискуссии: Я не против новых технологий. Я против необоснованного их применения. Необходимо понимать, что «серебряной пули» не существует в текущих условиях. Если в конторе о 5 компах фаил с базой 1с на компе МарьВанныГлавБуха у которой права админа из-за чего систематически ловит вирей, а разруливает это дело мальчик «о 10 тыс в месяц где-то тут я есть», то понято, что выгода перехода в облако очевидна. И «отобъется» (кстати немаловажный фактор для «реального бизнеса») примерно за 5-6 мес вместе с работами по переносу.
        Более серьезной конторе надо задать себе вопрос «а зачем? какие проблемы мы решаем этим? какие проблемы приобретаем? что можно переносить, что не стоит?» и, опять же, «сколько будет стоить (в т.ч. в динамике) и когда затраты по-сроку пойдут вниз». Если последний критерий не очевиден, то могу подробнее изложить, но позднее, я сейчас завтракаю и на работу собираюсь.
        Так что в целом я не ретроград. Я против «вороньего подхода» (О! Блестит! Работаем!).


  1. acyp
    26.11.2017 17:59

    Еще один аргумент против «облаков» — сегодняшняя статья на хабре, У Uber украли данные. И уже давно., а именно:

    Как мы узнали на этой неделе, год назад у Uber украли огромную базу данных с именами, номерами телефонов и адресами электронной почты клиентов. Оказалось, что в целях оптимизации эти данные хранились не где-нибудь, а на GitHub и Амazon S3.


    1. romxx
      26.11.2017 18:58

      Вы это так говорите, будто хранение данных локально гарантированно уберегает их от кражи или утечки.
      Вообще-то это совершенно не так. Во многих случаях локально вы имеете куда менее квалифицированную с точки зрения ИБ команду, чем в облачном провайдере, для кого это — «основной бизнес».


      1. acyp
        26.11.2017 19:43

        промахнулся, ответ ниже по ветке.


  1. acyp
    26.11.2017 19:42

    Как говорили в дни моей юности: «100% гарантии могут дать только морг и госстрах. Да и те в 90-х хроманули: госстрах развалился, а со справками из морга куча народа гуляет».
    Приведу доступную аналогию: ящик с вещами у Вас дома и камера хранения на вокзале. Оба места имеют как свои достоинства, так и недостатки. Домашний ящик вы можете контролировать самостоятельно, камера хранения под присмотром специально обученных людей. Профан с возможностью постоянного присмотра и профи, для которого это всего лишь работа. Ну не знаю, но события последней недели в Москве (банковские ячейки) тоже особого оптимизма к последнему варианту не лобавляют.


    1. romxx
      26.11.2017 20:20

      «Плохая аналогия — хуже никакой аналогии».
      Есть компания, для которой IT, и, в частности, инфобез не являются основными областями деятельности, куда компания вкладывает средства. Таких на рынке — большинство.
      И есть IT-компания, для которой IT, хранение данных, и их безопасность являются основными видами деятельности, от успеха которых зависит напрямую репутация и успех компании на рынке. Как вы думаете, у кого из них двоих будет возможность нанять квалифицированных по инфобезу специалистов, и вкладываться в аудит?

      А аналогия «у меня у соседа грабанули дом, несмотря на замок и железную дверь, поэтому фигня все эти ваши замки!» — плохая, негодная.


      1. geher
        26.11.2017 21:09
        +1

        Как всегда, есть нюансы.
        Конечно, хорошо, когда вещиданные находятся под охраной специально обученных людей, но когда эти вещиданные постоянно перемещаются от владельца к месту хранения и обратно по дорогам общего пользованияобщедоступным сетям — жди беды.
        А если вещи чувствительно-конфиденциальные, то лучше иметь у себя одну копию, которую можешь сам завсегда уничтожить, чем неизвестное количество копий у специально обученных людей без гарантии их уничтожения по инициативе владельца.


  1. geher
    26.11.2017 21:17

    Но кто из нас может вспомнить название моделей и их производителей?

    :)
    Производитель — Ундервуд.
    Модели (не связаны с названным производителем): Консул, Ятрань.
    Названного производителя знают все, кто читал некоторые весьма популярные художественные произведения.
    Первую из моделей знают все, кто интересовался историей вычислительной техники, ибо самый популярный терминал к первым ЭВМ серии ЕС.


    Даже «классические» механические тормоза в будущем больше не нужны, поскольку они мешают идее автономного вождения.

    Механические тормоза никуда не исчезнут. Это единственный способ экстренно остановить автомобиль с отказавшим (на любом участке, от управления до кардана или редуктора) приводом.


    Я практически уверен, что уже сегодня можно во многих случаях заменить человека машиной. Но не делается это лишь по двум возможным причинам:

    Пожалуй, в современной экономике важнейшей ценностью рабочих мест является не само производство, завязанное на лицо, занимающее это место, а создание платежеспособного спроса на продукцию.


    1. Alexeyslav
      27.11.2017 11:26

      Насколько я помню, у теслы механические тормоза не способны автономно остановить автомобиль в любых условиях. Из-за динамического торможения механические тормоза имеют вспомогательную функцию — они работают только на низких скоростях когда динамическое торможение неэффективно. Если там использовать только имеющиеся механические тормоза они быстро перегреются и откажут.


      1. brickerino
        27.11.2017 16:34

        Может они не работают постоянно, но в случае экстренного торможения думаю должны сработать. Насколько я знаю, к автомобилям есть требование, что если нажать обе педали в пол, машина должна тормозить.


        1. Alexeyslav
          27.11.2017 17:40

          Пока скорость вращения колёс достаточно высока смысла применять механические тормоза нет — блокировка колеса может сделать ещё хуже — возникнет проскальзывание и колесо тормозить будет неэффективно(если вообще будет, резина закипит от трения и колесо пойдёт как по льду). По мере сброса скорости в ход могут вступить механические.
          Это если ручник дёрнуть, тогда сработают механические безусловно.


          1. geher
            27.11.2017 18:58

            Механические тормоза при правильном применении вроде как и не блокируют колесо.
            Были даже рекомендации по применению старых добрых механических тормозов, когда других просто не было, в смысле не давить сразу тапок в пол, а прерывисто жать и что-то там дальше (ни разу не автомобилист, инструкцию видел мельком). А скорости уже тогда были недурственные, особенно на гоночных авто.
            И естественно, что торможение электродвигателем эффективнее. Но что будете делать, когда означенный двигатель вообще никак не работает (как вариант, по причине отказа тонкой электроники управления). Вот на такой случай и оставят чисто механические тормоза, причем просто обяжут не заменять их чем-то особенным.


            1. Alexeyslav
              28.11.2017 00:22

              Тут понимаешь какое дело… в автомобилях максимально стараются облегчить неподресоренную массу, чтобы повышать устойчивость авто на дороге на скорости, а мотор-колёса и так выходят слишком тяжелыми, и туда ещё ставить полноценные тормоза способные поглотить энергию торможения груженого авто на полной скорости? А если ещё затяжной спуск? Эти чертовы компромиссы… эти неудобные законы физики… вот бы отменить их!
              Вообще, даже на бензиновых авто тормоза уже не связаны непосредственно с педалью, из-за пресловутой системы ABS электроника может частично отменить торможение! Поэтому при выходе электроники из строя… могут отказать и механические тормоза в равной степени с моторами.


              1. geher
                28.11.2017 08:51

                А кто сейчас мотор-колеса использует?
                Если не ошибаюсь, то даже у Теслы один мотор все колеса крутит.
                А остальные производители вообще просто берут обычное авто и вместо ДВС с КПП ставят электродвигатель с редуктором (разве что не на то же место).
                А механический тормоз должен иметься хотя бы для стоянки, чтобы после полной разрядки аккумулятора авто не укатилось под уклон, если уж торможение ими в движении компромиссы не допускают.
                Про "электронную" педаль тормоза вообще слышал мнение, что это зло, ибо в случае отказа электрики авто лишается тормозов напрочь.


                1. Alexeyslav
                  28.11.2017 10:21

                  Конечно, только размеры колодок сильно отличаются. для того чтобы держать на стоянке много не надо, а вот остановить автомобиль на полной скорости маленькие врятли смогут — расплавятся.


  1. DenMMM
    26.11.2017 22:04

    «Облака» пока беспокоят только только в контексте балого бизнеса, у которого админ был приходящий. Но даже так, ПО настраивать на арендованном сервере кто-то должен. Как и минимум техники в офисе.
    Большая опасность со стороны SAAS: клиенту не нужны ни сервера, ни IT-персонал вообще.

    А пока мы с Америкой меряемся бое_головками, все это ерунда.
    Да и личная практика показывает, что чужое облако часто дороже своего. И надежность не всегда на обещаном уровне.


  1. KorP
    26.11.2017 22:47

    Уважаемые коллеги, Вам больше не придётся продавать новое железо, по истечении гарантийного срока старого. Обновление на новою версию также произойдёт автоматически, без вашего участия.

    А клиент всё-таки будет этому очень рад.

    Не перестаю ловить себя на мысли, что благодаря цифровым технологиям наш мир в последние годы меняется, очень стремительно и очень сильно. Нужно меня и наше отношение к «традиционным» вещам. Те, кто смогут это сделать — и работу найдут в будущем и вообще будут в плюсе, а кто не сможет… ну есть же у нас староверцы, кто до сих пор и от электричества то отказывается, не говорят уже об интернете, телевидении, телефонии и тд


  1. Hokum
    26.11.2017 23:17

    Думаю, просто провайдеры IaaS и SaaS будут укрупнятся и сокращение штата IT сотрудников в непрофильных компаниях, частично (а может и полностью), нивелируется расширением провайдеров и аутсорсинговых компаний. Как итог — рост минимальных требований к IT сотрудникам, уменьшение их зарплаты и уменьшение стоимости использования IaaS и SaaS для конечных пользователей.
    На полностью собственной инфраструктуре останется гос. сектор (хотя логичнее появление специального облака), оборонная промышленность и некоторое количество очень крупных IT компаний (аутсорсеры, производители коробочного ПО), а остальные частично или полность перейдут на IaaS и SaaS.
    Но опасатья, что IT специалисты останутся без работы — преждевременно. Опять же рост исследований в IT сфете бубет создавать, как научные, так и инженерные вакансии.


  1. rg_software
    27.11.2017 02:19

    Не совсем понятно, в чём конкретно состоит ваша профессия, поэтому сложно сказать, насколько это всё для вас угроза.
    Однако в широком смысле технологии исторически не создавали особенных проблем в трудоустройстве. Да, «ткач» — это редкая (в нашей стране) профессия, но что, на улицах полно безработных ткачей? Да нет, конечно: уничтожая одно рабочее место, новые технологии создают два новых, потому что за счёт оптимизации и автоматизации становятся возможными такие проекты, которых раньше просто не существовало, а проекты всё-таки требуют людей.
    В узком смысле тоже страхи преувеличены. IT — это про автоматизацию, и «автоматизация автоматизаторов» — это последнее, о чём я бы беспокоился. Думаю, вы если и стоите в очереди на сокращение, то место ваше где-то ближе к хвосту.


    1. acyp
      27.11.2017 03:49

      Полостью с Вами солидарен. Наличие технологии не гарантирует правильность ее применения без специалиста, безотносительно где это специалист находится. Важный вопрос только в квалификации и компетенции последнего по внедрению и применению этой новой технологии.


    1. artmmslv
      27.11.2017 15:13

      Если автоматизировать тупую работу, останется одна сложная. Для ее исполнения надо больше толковых людей. Надо лучше учиться: мотивировать учителей, учеников. Продлевать обучение в школе, институте. Потому что толпа дебилов будет неспособна конкурировать с роботами.


      1. rg_software
        27.11.2017 15:39

        Это несколько упрощённый взгляд на вещи. Как только автоматизировали производство стульев, тут же выяснилось, что ценятся вручную сделанные стулья, как у прабабушки. Посмотрите на индустрию handmade.
        Не очень умные люди всё равно смогут прокормиться руками или в сфере услуг.


    1. ctacka
      27.11.2017 18:15

      Недавно прочитал (кажется, тоже на хабре, но ссылку быстро найти не смог) про исследование, котрое данное утверждение развенчало. Новые технологии сейчас не создают новых рабочих мест вместо старых, и большинство людей, замененных на работе автоматами, вынуждены переходить в менее выгодные работы (теряют в деньгах, в комфорте и т.п.).
      Другое дело, что в перспективе общество постепенно переходит к ситуации, когда работа не является единственным способом прокормиться.


      1. rg_software
        28.11.2017 01:17

        Вот я бы почитал это исследование, потому что если посмотреть графики безработицы в наиболее развитых (и, стало быть, автоматизируемых) странах, там всё неплохо, либо скачет на достаточно низком уровне. В Японии (казалось бы) безработица вообще в рамках статистической погрешности.


        1. acyp
          28.11.2017 01:53

          1. rg_software
            28.11.2017 02:18

            Да, в этой статье много разумного, но всё же она однобокая и алармистская. Начиная с того, что они несколько раз пишут про эти злосчастные нефтяные вышки — ну так очевидно, что рабочие места в рамках конкретных задач будут схлопываться, и людям придётся менять профессию и индустрию.

            (Я понимаю, что аргумент плох, но всё же — та статья слишком насыщена риторическими вопросами в воздух, чтобы воспринимать её как серьёзное исследование, авторы которого не стали бы писать «доколе??»).

            Проблемы есть, особенно психологические, связанные с поиском новой работы, возможным переездом и т.п. Но ведь если производство не уходит роботам, оно уходит китайцам, так что какая разница? Проблема не в роботизации, а в структуре экономики, и надо некоторое перераспределение доходов и труда воспринимать как должное. По сути дела промышленный рабочий Америки получал некий сверхдоход за счёт того, что его зарплата была выше зарплаты китайца при равном труде. А теперь цены выравниваются, и роботы — лишь одна, небольшая составляющая этого паззла.


            1. acyp
              28.11.2017 04:34
              +1

              Так я и не спорил с Вами по этому поводу. Просто товарищ ctacka упомянул о ней, но сказал, что не помнит ссылку. А я на свою беду имею хорошую память и тоже читал эту статью.
              Так что ответить надо скорее товарищу, чем мне :).


              1. rg_software
                28.11.2017 04:40

                Спасибо:)


        1. geher
          28.11.2017 08:58

          Про Японию слышал байки, что там вообще увольнять народ после сокращения рабочих мест не сильно принято (особенности национального менталитета, дух корпоративной лояльности и т.п.)
          В качестве примера обычно приводится история про сокращенных в метро, которых поставили проверять билеты перед автоматическими турникетами, чтобы дать им возможность спокойно доработать до пенсии.


          1. rg_software
            28.11.2017 09:51

            Не обсуждая реалистичность этого примера, можно сделать вывод, что причины не в роботах и не в китайцах, а в особенностях национального ведения бизнеса, получается.


  1. paranoya_prod
    27.11.2017 10:44

    Не задаю себе вопроса о том, что будет с моей профессией ни через пять, ни через десять лет.
    Всё как было, так и остается. Облачные провайдеры бывают разные и не следят они за ИТ-инфраструктурой клиента.
    IaaS — не выбрасывает за борт местных айтишников, потому как IaaS-провайдер предоставляет только часть ИТ-ресурсов (физические), а все остальное по настройке ИТ-инфраструктуры и её поддержке (не сдувание пыли с сервера) отдаётся тем, кто этим занимается. То есть, системные администраторы, архитекторы, техподдержка как были, так и останутся. Или может я отстал и IaaS-провайдеры предлагают развернуть/мигрировать с физики или другого провайдера/настроить централизованную авторизацию AD/LDAP клиентам? Вводить юзеров, блокировать их, создавать группы и вести прочую операционную деятельность?
    AD/LDAP привёл как самый простой пример того, чем занимаются обычные айтишники.
    SaaS — Всё то же — миграция на/с этого провайдера, настройка и поддержка бекапов, потому как доверяй провайдеру, но бекапы делай в другое место. Консультирование никуда не денется.


  1. anatoli_cologne Автор
    27.11.2017 15:03

    Спасибо за интересные комментарии. Я работаю консультантом в крупнейшем независимом ИТ-Интеграторе Германии. Моей позиции в настоящее время ничто не угрожает, надеюсь так будет в дальнейшем, благо всегда есть новые перспективные и востребованные технологии, да и количество проектов пока только увеличивается. Но некоторые наши проекты приносят клиентам приятные бонусы в виде сокращения персонала, особенно когда речь идет о консолидации инфраструктуры…


  1. habromask
    27.11.2017 15:13

    И что? Какая мне разница что люди будут организовывать свою инфраструктуру в облачных провайдерах? Какая разница сисадминам? Ну перейдут они от обычных работодателей, к работодателям в области IaaS. Минусов как таковых нет, не вижу причин не радоваться.


    1. anatoli_cologne Автор
      27.11.2017 15:14

      Многие сисадмины останутся за бортом, т.к. для серьёзного провайдера они не достаточно компетентны. Наблюдение из собственного опыта


      1. habromask
        27.11.2017 15:34

        Ну, это уже проблемы сисадминов:)
        В любом случае хороший специалист без работы не останется, имхо


      1. paranoya_prod
        28.11.2017 10:36

        Без работы останутся уборщицы, так как не с чего будет пыль сдувать. :)
        А админы как поднимали раньше сервера, так и будут их поднимать в дальнейшем, только виртуальные. Провайдеры поднятием и настройкой серверов не занимаются. Да и вряд-ли будут в дальнейшем, так как это не их бизнес.


  1. ReadMeDude
    27.11.2017 15:13

    Спасибо за введение, тоже не раз задумывался о разрушительной технологии. Могу сказать так, человек адаптируется со временем ко всему, а к чему не смог адаптироваться к тому смутируется :) раб терминатора это тоже работа :))


  1. arthur_veber
    27.11.2017 16:48

    Вы пропустили криптовалюту. Вот это действительно будет новое будущее.
    Распознавание лиц: не будет, как минимум, продавцов.

    Электромобили мне лично нравятся за то, что они тихие. Это hdd vs ssd.
    Облакам уже не один год, 100 раз бы уже все переехали, а сейчас есть полупустые ЦОДы.