Автор иллюстрации: John Kenn Mortensen

Стадное чувство или инстинкт — при прочтении этих слов в голове возникают образы леммингов и толп людей. На самом деле лемминги не совершают массовых суицидов при миграции, а люди верят в такое поведение, так как сами подвержены влиянию толпы. Яркий пример — Джонстаун и «Храм народов».

1978 год, США, Джонстаун


Джим Джонс — основатель и лидер «Храма народов». В 78-году он был обвинен в неуплате налогов, после чего собрал всех своих последователей и отвез в Гайану, где они основали Джонстаун. И все было вроде неплохо, но вскоре он получил обвинения в жестоком обращении с детьми и пытках, а потом решил, что надо отравить всех жителей общины. Кто-то, конечно, сопротивлялся, но они сдались социальному давлению и последовали общему примеру. Как итог: тела нашли, держащимися за руки.

Вот один из примеров социального влияния и проявление стадного чувства. В этой статье я попробую на основе фактов и исследований осветить тему социального давления. Приступим!

Основные формы социального влияния



Найдите десять отличий между беременными китаянками.

Существует две основные формы социального влияния:

Информационная — когда большинство думают или поступаю определенным образом, то их действия подают нам пример для подражания.

Давление окружения — если кого-то заботит мнение окружающих, то лучше не выделяться из толпы и повторять действия остальных, иначе можно вызвать гнев группы.

Из примеров:

  • Ожирение заразно — если ваш друг набрал лишнего веса, то и у вас повышается шанс располнеть.
  • Медиа-копирование — когда большинство каналов, групп в соцсетях и новостных ресурсов транслируют примерно одинаковый контент.
  • Единогласное судейство — на соревнованиях, после судейского обсуждения, большинство судей будет поддерживать одну точку зрения.
  • Массовая беременность — чем чаще девушка встречает беременных сверстниц, тем выше шанс ее беременности.

Причина проста: большинство людей склонны подстраиваться под окружение.

Повторение


Многие знакомы или слышали о тесте социального психолога Соломона Аша по измерению влияния группы на мнение испытуемого. Группе из шести человек дали простое задание — к линии на большом белом листе необходимо подобрать равную по длине черту из трех, спроецированных на экран.

Тест проходит гладко и безошибочно пока каждый отвечает самостоятельно. Но как только пять подставных испытуемых допускают ошибку, отвечая по очереди перед реальным подопытным, то и он может допустить ошибку, пойдя на поводу у группы вместо ответа, который подсказывают ему органы чувств. Самое интересное, так происходит достаточно часто — более трети испытуемых повторяют ошибочный ответ.

Две причины уже знаем: давление окружающих и нежелание вызвать неодобрение группы, а также информация, которая воспринимается из ответов других. Но есть еще одна причина — люди легче поддаются влиянию других, если знают, что их ответы будут известны окружающим. Так при анонимных ответах количество ошибок ниже.

Не шутите с Техасом




Суровые техасцы, а точнее мужчины от 18 до 24 лет, в 70-х сильно мусорили на шоссе, и для сохранения чистоты правительство проводило рекламные кампании, но безуспешно. Призыв «не мусорить» жители Техаса восприняли как вызов от бюрократов и мусорили еще больше.

Тогда чиновники решили обратиться прямолинейно и в соответствии с «истинным духом гордого Техаса» — напрямую к самой неотзывчивой аудитории.

Для этого администрация привлекла к рекламе футболистов команды «Dallas Cowboys». В рекламных роликах они собирали и сминали жестяные банки, а после — выбрасывали в урны со словами «Не шутите с Техасом!».



Позже появилось множество товаров с этим лозунгом, к рекламе были привлечены певцы и другие звезды. А в 2006 году «Не шутите с Техасом!» был выбран лучшим слоганом Америки.

Но самое главное — за шесть лет от начала кампании количество выброшенного мусора сократилось на 72%, а в 2017 году акция празднует свое тридцатилетие.

Подробности можно узнать на тематическом сайте.

Прожектор и его эффект




Многие люди тратят время и усилия на соответствие моде из-за уверенности в том, что они находятся в центре внимания. Что и продемонстрировал эксперимент Томаса Гиловича «Эффект прожектора»:

Для начала путем голосования был определен самый немодный певец, победил — Барри Манилоу. Затем одному студенту предложили надеть футболку с принтом Барри и присоединиться к группе коллег, которые участвовали в определении немодного певца.

Где-то через минуту участника в футболке забрали из комнаты и спросили, сколько человек, по его мнению, узнали певца на футболке. Предположения студента  — до 46%. В действительности, певца узнали только 21% участников эксперимента.

Вывод: люди обращают на нас намного меньше внимания, чем мы думаем, но мы считаем, что находимся в центре внимания и стараемся соответствовать предполагаемым ожиданиям.

Непредсказуемость популярности


----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------

Часто люди считают, что популярность певца, книги, актера, музыканта или публикации на Хабре неизбежны с учетом таланта автора или участников, но это не так. В доказательство эксперимент Мэтью Салганика:

Для эксперимента был создан музыкальный сайт, на котором зарегистрировалось 14 341 человек. Участникам предлагался список песен неизвестных групп и фрагмент для прослушивания, после прослушивания они должны были выбрать — скачивать или нет песню, а потом поставить ей оценку.

Половина участников принимала решение независимо от выбора других, основываясь только на своих предпочтениях. Другая половина была разделена на восемь независимых групп («круг»), в каждой из которых участники видели количество скачиваний внутри его «круга». Цель эксперимента — определить, подвергаются ли люди влиянию других, и будет ли от этого зависеть популярность различных песен в «кругах».

Как показал эксперимент, во всех восьми «кругах» испытуемые чаще скачивали песни, которые загружались другими много раз, и намного реже — непопулярные. При этом предсказать популярность песен было невозможно. Песни, популярные внутри одного «круга», были не замечены в другом, а часто скачиваемые в контрольной группой — могли как стать популярными в некоторых «кругах», так и быть не востребованы в других.

Во всех группах, за исключением контрольной, большинство песен становились популярными независимо от других «кругов» на основании количества первых скачиваний. Знакомо?

О социальном влиянии неплохо рассказал на TED’e Николас Кристакис:



На этом я закончу статью, а если у вас есть какие-то дополнения или вопросы — добро пожаловать в обсуждения в комментариях.



Литература:

«Nudge. Архитектура выбора»
Авторы: Талер Ричард, Санстейн Касс
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
ISBN: 978-5-00100-785-2

Комментарии (27)


  1. mwambanatanga
    28.11.2017 04:25

    Не шутите с Техасом

    Фраза "Don't mess with Texas" это игра слов на местном слэнге, использованная в кампании против мусора.


    1. Knjazh Автор
      28.11.2017 04:38

      Все верно, но других вариантов перевода на русский не представляю.


      1. 2PAE
        28.11.2017 08:40

        «Не связывайтесь с Техасом»?


        1. Rumlin
          28.11.2017 08:52

          Man reading sign: Don't mess with Texas.
          Other guy: What the fuck does that mean?
          Man: I'm not sure, but I don't think we should be throwing these dead bodies here by the look of this sign. It says littering is a $500 fine.

          Urban dictionary


          1. 2PAE
            29.11.2017 06:06

            Эээ? Вроде вопрос был о переводе фразы «Don't mess with Texas» на русский. Что вы хотели сказать своим сообщением? Я вас не понял. :(


            1. Rumlin
              29.11.2017 08:54

              Это о том, что фраза сейчас имеет широкое распространение и глубокий подтекст. И использование фразы может быть далеко от перевода дословно.
              «Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений» (к/ф «Бриллиантовая рука»).
              Вот пример еще одного известного слогана:
              image


              1. 2PAE
                29.11.2017 09:11

                Ещё раз. Разговор был о переводе.
                Вы можете сделать перевод на русский с комментарием широкого распространения и глубокого подтекста?


                1. Rumlin
                  29.11.2017 09:57

                  Urban Dictionary, Google, Wikipedia, но лучше по таким вопросам говорить с носителями языка и культуры.

                  References in popular culture
                  On July 19, 1986, four members of the New York Mets baseball club, in Houston for a series versus the Astros, were arrested at a Houston nightclub. Homemade signs held up in the Astrodome by fans at the following night's game read «Don't Mets With Texas.»
                  Former U.S. President George W. Bush used the phrase in his acceptance speech at the 2000 Republican National Convention.
                  After the Texas Rangers Major League Baseball club lost the 2010 World Series to the San Francisco Giants, Gary Thomas, President and Executive Director of Dallas Area Rapid Transit (DART) lost his bet and had to fly to the San Francisco Bay Area and serenade patrons using the Bay Area Rapid Transit (BART). Thomas was quoted as saying, «You know there's a saying that goes, 'Don't mess with Texas. Well DART, don't mess with BART.»

                  Google показывает обилие переделок фразы, содержащие ключевой фрагмент «Don't mess with», и явно отсылающие к смыслу don’t mess with it
                  The Trashy Beginnings of “Don’t Mess With Texas”
                  But “Don’t mess with Texas” is a phrase that inspires Texans of all regions and all alma maters and incites mass derision from the rest of the country. Although this mark of Texas swagger is used to elicit Texas pride in a myriad of situations, it was, and continues to be, a relatively trashy call to arms. Literally.
                  ***
                  “Don’t mess with Texas” has, in the words of McClure, “ so reached into Texans’ DNA that I think they just feel like it’s been around forever.”


  1. suntexnik
    28.11.2017 06:43

    Есть и другая версия событий в Джонстауне.
    Как показывают последние годы, доверять официальным версиям, придуманным в цру, не стоит.


    1. w0lf
      28.11.2017 09:36

      Интересно, почему минусуют. С Джимом Джонсом и Peoples Temple вообще официальная версия крайне крайне мутная.


    1. geher
      28.11.2017 09:37

      Тут такое дело.
      С одной стороны химоружие Ирака, которое так и не нашли и все в том же духе.
      С другой стороны, история знает немало примеров массовых суицидов в различных сектах.
      А потому пример вполне себе годный в качестве иллюстрации тезисов, изложенных автором статьи.


    1. ClearAirTurbulence
      28.11.2017 11:26

      Вы таки хотите сказать, что всех потравила IRS?


    1. Kodath
      28.11.2017 13:54
      -1

      Минусование, я так понимаю, это один из примеров социального влияния и проявление стадного чувства. А? ;-)


      1. mayorovp
        28.11.2017 14:01

        Да-да, прямо-таки стадное чувство, аж две особи в стаде:

        Почему многие так любят обвинять тех кто минусовал комментарий во всяких нехороших вещах? Неужели так сложно предположить, что минус вам ставят те, кто счел ваш комментарий глупым, слабо обоснованным или неуместным, и у них могут быть свои причины так считать?


        1. imihajlov
          28.11.2017 15:25

          Ну, это же очевидно! Если кто-то счел мой комментарий глупым и неуместным, значит он сам глупый (ведь я считаю свой комментарий умным и уместным, иначе не писал бы его).


  1. cicatrix
    28.11.2017 11:58

    А чего далеко ходить за примерами. Взять GT — у комментария/поста с плюсом гораздо больше шансов получить ещё больше плюсов, равно как и с минусами. При этом заминусованные комментарии порой читать гораздо интереснее, чем заплюсованные.


    1. mayorovp
      28.11.2017 12:22

      Я видел как посты сначала набирали -5, а потом +20… Так что очевидность вашего наблюдения сомнительна. По крайней мере пока кто-то не соберет статистику.


      1. cicatrix
        28.11.2017 12:46

        Исключения встречаются, кто бы спорил.
        Исследования на эту тему проводились, в принципе, это подтверждают и примеры из данной публикации. Объективности ради, рейтинг того или иного поста или комментария следует показывать лишь после того, как сам проголосовал. Такой подход на многих ресурсах применяется.


        1. mayorovp
          28.11.2017 12:48

          В таком случае рейтинг перестанет выполнять свою главную функцию — показывать нечитавшим стоит ли читать комментарий или пост.


          1. cicatrix
            28.11.2017 12:59

            Описанное явление в простонародье именуется стадным чувством. И рейтинг, «накрученный» на эксплуатации этого стадного чувства точно так же не выполняет своей функции, ибо не объективен.
            И ведь согласитесь, случается же, что вы раскрываете сильно «заминусованный» комментарий, чтобы посмотреть, что же там такого было написано, хотя, казалось бы «миллионы мух не могут ошибаться» :)


            1. dimonoid
              29.11.2017 02:24

              Все элементарно! Показывать рейтинг комментариев по модулю! Людям интересно как глубоко позитивные так и отрицательные комментарии, хотя не все точно знают, как проголосуют.

              P.S. Хоть кто то заметил, что 99% людей(возможно рускоязычных) идут на поводу у других, и произносят(и пишут) Texas не как Тэ-ксас, а как Те-хас?
              Просто где-то несколько ошибок одновременно появились первыми.


    1. ReakTiVe-007
      28.11.2017 16:50

      «Не шутите с GT».


  1. EvilArcher
    28.11.2017 13:14

    Эта статья просто описывает некоторые из когнитивных искажений


  1. pulsatrix
    28.11.2017 13:29

    Сначала я хотел пошутить — стадное чувство, и это вы говорите нам, электроовцам?
    Но захотелось поспорить с общим посылом статьи.
    Во первых — про сектантов: они много лет несли деньги, свои тела и души какому-то мудиле. Вы скажете что одно дело деньги и время, а другое — жизнь. Я возражу — отдавать деньги мудиле для меня не менее противоестественно, чем жизнь, а время мое принадлежит интернету. Они изначально были остадованы. Подозреваю еще до всупления в секту, просто не имели до этого подходящего стада. А может и имели, но переметнулись.
    Во-вторых — про хабр: я заметил, что комментят статьи люди заинтересованные в данной теме. Если статья хвалителей айфонов, то читать ее будут хвалители, а ругатели избегать, предвидя результат своих возражений — ругателя заклюют и статью заплюсуют. Для ругательной статьи — с точностью до наоборот. Такая вот авторелевантность аудитории.
    В третьих —

    Часто люди считают, что популярность певца, книги, актера, музыканта или публикации на Хабре неизбежны с учетом таланта автора или участников, но это не так.

    Таки так. Просто если талант в том, чтобы понравиться хабру, публике в целом — успех обеспечен.


  1. SK0RN
    28.11.2017 13:54

    На эту тему есть хороший фильм — Я и другие


    1. SerJ_82
      29.11.2017 10:05

      Вот, как раз хотел привести пример эксперимента с детьми и пирамидками черного и белого цвета.


  1. ogost
    28.11.2017 13:54

    Так же рекомендую книгу Сципиона Сигеле «Преступная толпа». Издана более 100 лет назад, описывается жестокий и свирепый «характер» толпы, которая больше расположена к совершению злых поступков. Одна из проявлений «стадного инстинкта».