Представьте, что вы выбираете в магазине IKEA диван для свой новой квартиры. Вы нашли понравившийся вам двухместный диван винного цвета с большими мягкими подушками. Вы представляете себе, как он будет выглядеть совместно с той мебелью, что у вас уже есть, и решаете, что вам нужен именно этот диван. Продолжая слоняться по магазину, вы находите миленькую лампу индустриального стиля и кофейный столик, и пытаетесь представить, как они будут выглядеть вместе с диваном. Но представлять все три предмета вместе гораздо труднее, чем представлять один диван. Как вы думаете, сколько предметов мебели вы сможете обработать в уме? Есть ли ограничение того, что мы способны себе представить, или же наше воображение воистину безгранично?

Именно на этот вопрос недавно мы с моим куратором пытались получить ответ в лаборатории Университета Нового Южного Уэльса. Вместо мебели мы использовали простые формы, известные, как «пятна Габора», представляющие собой, по сути, круги с линиями. Также мы использовали зрительные иллюзии под названием «бинокулярная конкуренция». Бинокулярная конкуренция возникает, когда вам демонстрируют разные картинки для каждого глаза, и вместо того, чтобы видеть смесь двух изображений, вы видите одно из них — либо то, что даётся для левого глаза, либо то, что для правого. Предыдущие работы моего куратора Джоэла Пирсона показали, что если вы сначала будете представлять себе пятно Габора или же увидите его неяркое изображение, то вероятность того, что в последующем тесте на бинокулярную конкуренцию вы увидите именно это пятно, возрастает.

К примеру, если бы я попросил вас представить себе красное пятно Габора на несколько секунд, а затем выдал бы вам изображение с бинокулярной конкуренцией красного и зелёного пятен Габора, вы бы с гораздо большей вероятностью увидели красное изображение, а не зелёное. В психологии это известно, как фиксирование установки (прайминг), и часто измеряется в процентах (процент количества раз, когда человек видит изображение, которое он представлял раньше, по отношению к количеству всех изображений в тесте на бинокулярную конкуренцию). Поскольку такая задача изучалась только при помощи одного изображения, мы решили проверить, сколько разных вещей можно представить себе одновременно. Если бы мы были способны представлять себе неограниченное количество вещей, тогда уровень прайминга для одного или нескольких изображений должен был быть одинаковым.

Мы с энтузиазмом начали работу, предлагая участникам представлять себе изображения в любом количестве на выбор, но в диапазоне от одного до семи. Мы давали им подсказки, указывающие, сколько пятен Габора им нужно представлять, какого цвета и какой ориентации. Важно, что эти подсказки присутствовали всё время, пока участники представляли себе изображения, то есть, участники не путались и не забывали о том, сколько именно пятен им нужно представлять. Мы обнаружили, что наши испытуемые были ограничены в количестве изображений, которые они были способны представить, и их уровень прайминга опускался до статистически случайного, уже когда они пытались удержать в памяти от трёх до четырёх изображений. Затем мы проделали ещё несколько экспериментов, и обнаружили, что наши испытуемые отмечали воображаемые ими зрительные образы, как менее яркие, когда им приходилось воображать большее количество предметов, кроме того, точность представления предметов в уме уменьшалась, если их нужно было представлять себе в количестве, большем, чем один.

Так что на самом деле можно показать существование серьёзных ограничений у нашего визуального воображения. Почему так происходит? Скорее всего, ограничения на объём зрительных образов воображения появляются где-то в визуальной сети мозга, простирающейся через фронтальные и задние визуальные участки. Считается, что фронтальные участки отвечают за управление и создание зрительных образов через связи, работающие сверху вниз, подающие данные в сенсорные участки мозга. Эти связи манипулируют частотой срабатывания нейронов в визуальных участках мозга, что приводит к появлению ощущения зрительного образа. Эти работающие сверху вниз связи как бы создают карты изображений, которые мы себе представляем. Когда мы представляем себе несколько изображений, мы создаём несколько карт, и они соревнуются за пространство в мозге. Это соревнование и взаимодействие между картами, возможно, и выявляет наши ограничения.

Почему эти ограничения важны? Зрительные образы участвуют не только в покупке диванов и столов в IKEA. Возьмём лечение психических расстройств. Фобии обычно лечат путём показа изображений. Терапия работает через повторяющуюся демонстрацию человеку того, что заставляет его переживать, например, пауков, полётов на самолёте, публичных выступлений, высоты, и т.п., и эта повторяющаяся демонстрация ведёт к ослаблению реакции страха. По очевидным практическим соображениям может быть сложно ставить людей в эти ситуации, поэтому врачи используют вместо реальных ситуаций воображение. Пациент представляет себе вызывающих страх стимул, как можно детальнее, и это, как считается, работает почти так же, как встреча с настоящим стимулом.

Ещё одна форма лечения в клинической психологии, использующая зрительные образы — это мысленная перезапись, использующийся для лечения таких отклонений, как депрессия, беспокойство, обсессивно-компульсивное расстройство, и расстройства пищевого поведения. Мысленная перезапись подразумевает, что участники представляют себе, или симулируют сценарии из прошлого или будущего, вызывающие у них беспокойство или страх. Они представляют их как можно подробнее, а затем их просят представить альтернативный сценарий с более позитивным концом — они «перезаписывают» память или мысль. Их также учат, как менять мышление по направлению к этим сценариям.

Хотя было показано, что основанные на изображениях лечения, такие, как демонстрация изображений или перезапись, представляют собой одни из лучших вариантов лечения когнитивного поведения, они не на 100% эффективны. Возможно, что одним из факторов, влияющих на их работу, является то, что созданные в голове сценарии не совсем реальны, на что влияет как ограничения воображения, так и индивидуальные особенности людей в области создания таких сценариев.

Кроме терапии мы используем зрительные образы, когда вспоминаем прошлое и планируем будущее; когда мы задерживаем и обрабатываем визуальную информацию в рабочей памяти; они даже играют роль в моральных оценках и намерении помочь другим. Ограничения объёма зрительных образов, открытые нами, скорее всего повлияют на количество и качество информации, которую мы способны поддерживать и обрабатывать в любой из таких ситуаций. Эти ограничения могут сдерживать наши возможные достижения, как в повседневной жизни, так и в терапевтическом лечении.

Пока не совсем ясно, можно ли увеличить наши способности, касающиеся зрительных образов (над этим вопросом я сейчас и работаю). Но мы знаем, что изучая и создавая новые, объективные способы численной оценки ограничений наших зрительных образов, мы можем приблизиться к пониманию ограничений человеческого воображения и разума, и разработать новые способы для их преодоления.

Комментарии (21)


  1. uu_69
    03.01.2018 16:09

    Человеческий мозг вообще поразительно немногозадачен. Лучше не пытаться делать несколько дел одновременно.


    1. BigBeaver
      03.01.2018 18:17
      +1

      Лучше вообще не пытаться делать дела — человек рожден уставшим и живет чтобы отдыхать.


      1. velovich
        03.01.2018 22:38

        а ты хорош


      1. worldmind
        04.01.2018 11:13

        Это только первая из 10 черногорских заповедей.


      1. Ugrum
        06.01.2018 13:27

        Ну логично, же.
        "Вдруг война-а я уставший?"


    1. barbanel
      04.01.2018 12:28

      Странно, моей теще поразительно легко удается одновременно готовить, кушать, смотреть телевизор, болтать с женой, спорить со мной и клевать мне мозг.
      Всегда знал что она — рептилоид!


      1. BigBeaver
        04.01.2018 12:39

        И при этом ничего не делать?!)


      1. uu_69
        04.01.2018 14:40

        Я имею ввиду деятельность, требующую концентрации. А так-то быть Юлием Цезарем, сидя на очке, покуривая и читая газету, способен каждый.


  1. VT100
    03.01.2018 20:13

    В заголовке следует заменить «визуальных изображений» на «визуальных образов».

    Ну и, с какой поразительной лёгкостью бьются о предметы обстановки даже некоторые взрослые — в копилку австралийцев.


  1. DjSens
    03.01.2018 21:13

    Никола Тесла, по его словам, не мог отличить воображаемые предметы от реальных. Эдакая биологическая реализация дополненной реальности получается. Потом он этим стал пользоваться — свои приборы и механизмы проектировал в воображении, там же "включал", смотрел как работают, мысленно допиливал и изменял запчасти, а когда всё начинало работать идеально — тогда и изготавливал механизм или прибор в реальности.
    Не знаю есть ли на свете ещё такие люди. Думаю, хорошие художники умеют мысленно видеть картину с большим количеством деталей.


    1. boblenin
      03.01.2018 23:03

      А потом оказывалось, что он его так и не сделал в реальности. Так Эдисон и победил.


      1. Hardcoin
        04.01.2018 04:40

        Разве постоянный ток победил?


    1. TimsTims
      04.01.2018 14:59

      не мог отличить воображаемые предметы от реальных
      А как-же он тогда что-то реальное сделал? Значит, всё-же мог отличить?


      1. DjSens
        04.01.2018 15:19

        Ему приходилось запоминать какие из предметов он мысленно визуализировал


    1. snuk182
      04.01.2018 15:27
      +1

      Потому и не женился.


  1. proxy
    04.01.2018 01:29

    Есть состояния в которых количество одновременно представляемых элементов существенно увеличивается, например гипногогические и гипнопомпические состояния, т.е. перед засыпанием и сразу как проснулся.


  1. dron_k
    04.01.2018 02:03

    Весьма странная попытка увязать в одно целое интерпретацию изображения на входе (бинокулярная конкуренция) и оперирование уже сформированными образами.
    Это конечно связанные области но не думаю что настолько чтобы измерять одно посредством другого.
    Если у вас слабый интернет канал это еще не значит что у вас маленький жесткий диск.


    1. SADKO
      04.01.2018 18:59

      +100500 современная «типа наука» такая наука, дизайн экспериментов — нет нет слышали?


  1. arheops
    04.01.2018 04:55

    Похоже, данный эксперимент показывает, что человеку неинтересно держать в памяти больше трех-четырех ПЯТЕН.
    Ну действительно, зачем козе баян?

    Но совсем непонятно, как в свете показываемого исследования обьясняются дворцы памяти и другие сравнимые образные концепции.


    1. Rikkitik
      04.01.2018 18:01

      Вообще это дело тренировки. Я архитектор, и обычно во время работы держу в голове подробную 3D-модель здания с инженерными сетями внутри и даже отделкой, свободно эту модель мысленно верчу, перекрашиваю, разрезаю и произвожу всякие манипуляции, чтобы посмотреть на ожидаемый эффект.

      Помню, у меня в университете едва приняли одну работу по академическому рисунку из-за излишней детализации. Поставили табуретку и велели нарисовать на листе ватмана «насквозь, будто она прозрачная». А потом оказалось, что соединения шип-паз между деревяшками прорисовывать было не надо… непонятно, почему, я же их «вижу».


  1. Sormovich
    04.01.2018 13:59

    " Думаю, хорошие художники умеют мысленно видеть картину с большим количеством деталей."
    Подтверждаю: отец рассказывал, учась в художественной школе.
    Кладут карандаш на белый лист бумаги. Ученик смотрит, зажмуривает глаза. В это время убирают лист и карандаш. Ученику задание: нарисуй.
    Тот, кто нарисует наиболее точно, будет художником. Зрительная память у него лучше.
    Айвазовский свои маринистские полотна писал по памяти.