Стало известно о массовых случаях отключения бесплатных Legacy G Suite (ex.Google Apps) аккаунтов по всему миру начиная с декабря 2017 года. Чем это грозит и что делать в материале под катом.



Пруфлинки:
Мой аккаунт администратора G-Suite заблокирован. как и все почты, что привязаны к нему
My G Suite account is being closed in 15 days?!?!
G Suite Legacy account was disabled with unknown reason
Legacy free G suite account disabled for unknown reason
G-Suite Legacy Disabled
Help: My G Suite account is being closed in 15 days
I didn't acquire my g suite from an unauthorized reseller but I got an email from g suite that said.
Много других пользователей присоединяются в комментах в этих ветках саппорта.

Кого-то заблокировали без предупреждения, а кому-то дали 15 дней на сохранение данных.

Администраторам пришли письма вот такого содержания:
Hello Administrators,
It appears your G Suite account was acquired from an unauthorized reseller who provided these services in violation of Google’s Terms of Service. This means that we must close your existing account, and you will be required to register a new one to continue using G Suite.

To avoid future issues, you need to know:

  • We’re closing your existing G Suite account on 2017-12-14.
  • You can still save your data so that it will be available to you after your account is closed. You must migrate your data no later than 2017-12-10 or it will be deleted.
  • To continue using our services, you can register a new G Suite account and your first 14 days will be free, along with support for the duration of the subscription. If you have saved data from your old G Suite account prior to the deadline above, you will be able to migrate that data into your new account.

We apologize for any inconvenience.
Sincerely,
The G Suite Team?

Поскольку у Legacy-аккаунтов нет приоритетной поддержки, то всех отправляют на форум, где дается крайне скудное объяснение — Вы приобрели свой аккаунт у неавторизованного реселлера и поэтому Ваш домен нарушает правила пользования и будет отключен.

Немного истории


В далеком 2006 Google выпустил Google Apps for Your Domain и предлагал использовать их сервис компаниям любого размера бесплатно. Немногим позже, в феврале 2007 Google анонсировала версию Google Apps Premier Edition с приоритетной поддержкой за 50 долларов (между прочим за 11 лет цена не изменилась! в долларах, конечно, но все равно не многие вендоры могут похвастаться таким постоянством). В том же 2007 году Softline подписал партнерский договор c Google.

Позже Google ограничила число бесплатных учеток до 100, далее до 50, до 10, а в декабре 2012 и вовсе отменила бесплатные учетные записи для новых доменов. Но ранее подключенные аккаунты продолжали работать.

Так появился черный рынок Б/У доменов с подключенным Google Apps. Ссылок приводить не буду. Схема проста — покупатель получает ранее созданный домен с передачей прав у регистратора, и в консоли администратора Google меняет основной домен на свой основной. Либо, если был куплен домен второго уровня, добавляет свой нужный домен как Alias к бесплатной legacy подписке.

Вернемся же к проблеме отключения!

Возможные причины отключения (кто в зоне риска)


Пока нет четкого понимания как Google выловил нарушителей, но вот несколько вариантов, кто в зоне риска:

  • Была смена основного домена на Legacy Google Apps (G Suite)
  • У одного домена есть десятки доменов третьего уровня с подключенными Legacy подписками, особенно если каждая имеет алиасы.
  • Какой-то поставщик подарил вам бесплатную подписку на Legacy G Suite вместе со своим сервисом (см.вариант №1).
  • Домен подключен к G Suite for Education, но домен не относится к образовательному учреждению
  • Также Google предоставлял доступ к G Suite для разработчиков (не для повседневного использования)

* Если есть еще варианты — пишите в комментах — добавим.

Основной документ, регламентирующий действия пользователей — Acceptable Use Policy можно изучить тут.

Что делать, если меня отключили?


Если вас уже отключили без предупреждения, а данные нужно спасать — ваша задача любой ценой обратиться в Premier support и попросить их включить вашу подписку на несколько дней — можно попробовать обратиться либо через другой домен с платной подпиской, либо через реселлера, например, Softline — мы будем рады помочь. Пишите нам на google@softline.ru

Инструкция по переносу данных и сохранению основного домена


Согласно инструкции от Google вы должны сделать бэкап ваших данных вне G Suite до того как отключат, затем удалить свою подписку. Далее необходимо купить платную подписку на этот же домен и сделать миграцию данных обратно в G Suite.

Однако, как выяснилось, есть возможность обойтись более простой процедурой — мы подключили Legacy клиента к G Suite через консоль Softline и запросили поддержку не отключать домен, запрос прошел некий этап согласования и клиенту разрешили не удалять подписку. При этом поддержка оговаривается, что каждый случай уникальный и проходит отдельное согласование.

Если не согласовали простой вариант — остается только мигрировать данные. Вот подробная инструкция:

  1. Регистрируем новую подписку на G Suite, например new.domain.ru (можно через нас)
  2. Создаем таких же пользователей на новом домене
  3. Запускаем перенос данных почты средствами миграции данных от Google
  4. Переносим файлы пользователей
    — Через предоставление доступа и скрипт Drive Migrator (позволяет создавать копии файлов и вложенных папок со стороны пользователя). Права доступа к файлам нужно будет вручную прописывать заново.
    — Или с помощью платного сервиса Cloud Migrator — полный перенос данных с правами доступа ко всем файлам.
  5. Удаляем старую подписку в консоли — делаем по инструкции
  6. В течение 24 часов старый домен станет доступен и в новой консоли new.domain.ru нужно сменить основной домен на старое имя domain.ru

Есть еще один способ без удаления аккаунта и переноса данных.

Если не хочется испытывать судьбу!


Если отключение G Suite сулит потерями для бизнеса — рекомендуем переходить на платную версию — ни один из наших клиентов, ранее бывших на legacy такое письмо не получал, к платным аккаунтам обслуживаемым через авторизованного Premier реселлера претензий быть не может.

Здесь можно прочитать про различия между платными версиями G Suite.

По всем вопросам пишите нам на адрес google@softline.ru.

Комментарии (18)


  1. alexkuzko
    10.01.2018 14:34

    Отличный пример того во что вырождаются облачные услуги. Да, у Гугла много приятных плюшек, но почти всегда можно использовать свое решение, которое будет и дешевле и под вашим контролем. Не зря чуть ниже есть пост о том что много компаний не торопятся в облака.


    1. rub_ak
      10.01.2018 16:17

      А можно ссылку (или название), а то понять не могу о каком посте речь?


      1. alexkuzko
        10.01.2018 16:50

        Я про эту статью: «Внимание! пользователи бесплатных Legacy G Suite (ex. Google Apps) аккаунтов под угрозой блокировки».


      1. alexkuzko
        10.01.2018 18:08

        Сразу не понял что вы хотите ссылку на статью, где было написано про скепсис компаний насчет облаков, вот она:
        habrahabr.ru/company/lanit/blog/346302

        А вот цитата, жирным выделено мной:

        Но полной победы облаков в 2018, как и в последующие годы, ждать не стоит — бизнес, особенно средний и крупный, осмотрительно относится к хранению данных и клиентских баз в облаке. Согласно отчёту Dimensiondata, 55% опрошенных представителей компаний заявили, что главная причина, которая удерживает их от использования арендованных мощностей, — это вопрос безопасности. 46% самым сложным в облачной инфраструктуре считают управление затратами.


    1. Softliner Автор
      10.01.2018 17:12

      Нет, речь совсем о другом. Это скорее как с пиратским софтом – бесплатно, но все риски на твоей стороне.
      G Suite – это платный облачный сервис, который гарантированно работает по заявленному SLA.
      А свое решение почти всегда выйдет дороже – но это уже отдельная тема для разговора.


      1. alexkuzko
        10.01.2018 18:06
        +4

        Как раз об этом. Ведь вы очень красиво в сторону увели ;)

        А на самом деле надо (было) сравнивать «бесплатный» (много условий) G Suite и «бесплатное» (затраты на внедрение/поддержку) локальное (внутри офиса и/или на внешних серверах) решение. Вот те кто повелись на облачный хайп тех лет и страдают. И теперь им либо переходить на платный (стратегия «первая доза бесплатно») либо тратиться на внедрение локального (иного) решения (вариант «скупой платит дважды»).


      1. VolCh
        10.01.2018 18:07

        Это конкретный случай с повышенными рисками из-за нарушения соглашений, но в целом риски изменения политик, в том числе ценовых, провайдерами облачных сервисов, создающих проблемы для бизнеса, не нулевые. Я бы даже сказал проблемы гарантированы, вопрос только когда они возникнут и сколько будет стоить их решать. А уж если сервис эксклюзивный, то стоимость и скорость решения может оказаться неприемлемой.


  1. rkfg
    10.01.2018 18:40

    Там есть ещё одна проблема, с 25 мая 2018-го вступает в силу закон Евросоюза о защите данных, General Data Protection Regulation (GDPR). Всё бы ничего, но стало необходимо указать в профиле этих служб полное имя и телефон для связи с полномочным представителем, проживающим в EU (на случай, если ваша почта понадобится по запросу властей). Что будет, если его не указать, не знаю, но уже планирую переехать на свой сервер. Гугл рассылал сообщение об этих изменениях, если интересно, могу процитировать целиком. Возможно, это связано с тем, что мой сервер для домена расположен в Нидерландах, и это не коснётся тех, кто хостится в РФ (хотя непонятно, как связан www и почта, пусть даже на одном домене). Бодаться с поддержкой, чувствую, бесполезно.


    1. aivus
      10.01.2018 19:10

      Хм, ничего такого мне вроде не приходило.
      www ссылается тоже на Нидерланды


      1. rkfg
        10.01.2018 19:24

        Повезло, значит. У меня довольно старый аккаунт, домен зарегистрирован в 2006-м, примерно тогда же и GApps подключил, наверно. Письмо счастья выглядит вот так. Вспомнил, что, кажется, я ещё на один аккаунт подключал GApps, но письмо пришло только по поводу одного домена, так что не всё так плохо.


    1. Softliner Автор
      11.01.2018 10:58

      Какая же это «проблема»? это спасение от проблем!
      Если Вы не работаете с перс.данными жителей ЕС, то можете проигнорировать этот призыв и будете работать по-старым условиям. А если обрабатываете хоть в каком-то виде – тогда вам нужно соответствовать GDPR, даже если компания не находится на территории ЕС. С Google это просто – вы подаете заявку на новые правила работы – и все. Дальше Google за вас делает всю работу по соответствию закона.


      1. rkfg
        11.01.2018 11:00

        У меня компании вообще нет как таковой, пользуюсь только почтой, потому как для домена, и антиспам хороший. Значит, даже если я там ничего не заполню, то 25 мая аккаунт не прикроют «за несоответствие»?


        1. Softliner Автор
          11.01.2018 11:13

          Да, конечно. Везде пишут – если вам необходимо соответствовать GDPR– подайте заявку support.google.com/a/answer/7506641?hl=ru. Если не нужно – ничего не делаем!


  1. dpigo
    10.01.2018 18:40
    -1

    Нарушители SLA под угрозой? Туда им и дорога. Скупой платит дважды.


  1. aivus
    10.01.2018 18:51

    Интересно, как будут хендлится покупки в google play например, сделанные в G Suite аккаунтах при таких переносах.


    1. stychos
      10.01.2018 20:35

      Будет забавно, если никак — с их точки зрения это может быть аренда.


    1. Softliner Автор
      11.01.2018 10:58

      При переходе на платную подписку – для Google Play ничего не поменяется. Смена тарифа, метода оплаты никак не влияют на ваши покупки.
      А вот что будет с покупками тех, у кого подписку уже удалили – пока не понятно. Пробуем восстановить доступ через подтверждение правом владения домена – далее создадим платную подписку и создадим такой же ящик. На него, видимо, можно будет восстановить покупки Google Play.


  1. nApoBo3
    12.01.2018 16:54

    «обслуживаемым через авторизованного Premier реселлера претензий быть не может.»

    Вот это в сожалению без всяких гарантий. Лично сталкивался с проблемами с платными аккаунтами, которые в итоге пришлось закрыть и открыть новые, например у МС.