Небольшое обучение способно стереть когнитивный разрыв между мужчинами и женщинами
Шерил Сорби [Sheryl Sorby], профессор инженерного дела в Университете штата Огайо, привыкла к отличным отметкам. Сколько она себя помнила, наука давалась ей легко. Она отлично разбиралась в математике и точных науках, но «я никогда не думала, что найдётся тема, об которую я споткнусь», — говорит она сухо.
Поступив в инженерную школу, она с удивлением обнаружила, что не справляется с курсом, который для большинства её сокурсников кажется лёгким: черчение [engineering graphics]. Это предмет для первого курса, и люди, не принадлежащие к инженерам, считают его чем-то вроде пафосного рисования.
Самое сложное — ортогональные проекции, основная задача инженера. Видя верхнюю, переднюю и боковую проекцию объекта, инженер должен суметь представить себе трёхмерный объёкт на основе двумерных изображений. Это довольно просто, если у вас хорошо получается то, что психологи называют «вращением в уме».
У Сорби это получалось плохо. К её удивлению и смущению, она поняла, что это выше её сил. «Впервые я не смогла сделать что-то в классе, — говорит она. — Я не знала, что у меня такие плохие пространственные навыки».
Сорби была далеко не одинока. Спустя десятилетия исследований, пространственное мышление назвали одной из областей, с которой женщины справляются хуже мужчин в таких задачах, как вращение в уме или поиск пути — ориентация в физическом пространстве. Эту разницу использовали для спорного объяснения полового дисбаланса в успеваемости по точным наукам [STEM — science, technology, engineering, math] [Casey, M.B., Nuttall, R., Pezaris, E., & Benbow, C.P. The influence of spatial ability on gender differences in mathematics college entrance test scores across diverse samples. Developmental Psychology 31, 697-705 (1995)]. В целом по США треть преподавателей институтов — это женщины, но при этом среди профессоров науки и инженерного дела женщин всего 20%.
Более свежие исследования, однако, уточнили информацию по разрыву в пространственном ориентировании. Эта разница по большей части была насаждена культурой, и её, по мнению учёных, можно устранить. Пластичность мозга позволяет женщинам улучшать и усиливать пространственные навыки, говорит Сорби — как только у них окажутся правильные инструменты. «Это может оказаться большим куском головоломки по привлечению большего количества женщин к инженерному делу», — говорит она.
Психологи давно принимали как данность фундаментальные различия мозга мужчин и женщин. Но в книге 1974 года, ставшей поворотным пунктом, специалисты по психологии развития из Стэнфорда Элеанор Маккоби и Кэрол Жаклин [Eleanor Maccoby, Carol Jacklin] изучили тысячи исследований и обнаружили нечто противоположное: не существует особенно много данных, поддерживающих это общепринятое мнение. Мозг мужчин больше, но у них и тела больше; кроме размера, нет никаких чётких физических характеристик, позволяющих однозначно отнести мозг к мужскому или женскому. Исследование от 2015 года, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, заключило, что «мозг человека не принадлежит к одной из двух явно различных категорий: мужской/женский».
Однако с годами исследователи документировали различия в когнитивных способностях у мужчин и женщин — Маккоби и Жаклин отметили это в 1974-м. Пространственные навыки, как утверждает Элизабет Кэшден, антрополог из Университета Юты, «наибольшее когнитивное половое различие из известных».
Возьмём проблемы с проекциями, с которыми Сорби боролась на курсе по черчению. Они используют способность человека посмотреть на форму и представить, как она будет выглядеть с других углов и перспектив. Мужчины гораздо лучше справляются с вращением в уме, особенно в трёх измерениях; они также значительно превосходят женщин в «прицеливании», что один из исследователей обозначил, как «способность метать предметы точно в определённую точку пространства».
Джордж Боднер, преподаватель химии из Университета Пердью, помогал разработать тест на пространственное мышление, в который входит и указанное на картинку упражнение, чтобы помочь студентам-химикам. «Тест хорошо измеряет возможности человека выполнять пространственные упражнения, требующие мышления об объектах целиком, а не аналитической работы мозга, которая обрабатывает по одной части объекта за раз», — говорит он.
Тест: вращение фигуры слева вверху приводит её в состояние, указанное справа вверху. В какое состояние такое же вращение приведёт фигуру в центре?
Маккоби и Жаклин также обнаружили разницу в способностях в математике и вербальных навыках. Полученные с тех пор данные демонстрируют, что пространственные навыки могут объяснять половой разрыв, измеренный психологами в области математических способностей. Высокие оценки на тестах вращения в уме соответствуют высоким оценкам по математическим тестам, куда входит геометрия и математические задачи, условие которых описывается словами в виде краткой истории. Также навыки пространственного мышления оказываются лучшим прогнозом успеха инженера, чем экзамены типа SAT или GRE.
Так чем же объяснить разрыв? Что важно, различия в пространственном мышлении распространены по всему миру. Они так сильно выделяются в таком многообразии культур, что их нельзя объяснить просто артефактом западного образования и воспитания.
«Если бы это была проблема культуры, то в разных культурах должны были наблюдаться различия. Это должен быть какой-то биологический фактор, связанный с гормонами или эволюцией, — говорит Сорби. — Возможно, всё начинается с небольших биологических различий, растущих из-за окружающей среды».
Психологи изучали девочек, рождённых с генетической особенностью, известной, как врождённая гиперплазия коры надпочечников (ВГКН), при которой ненормальные надпочечные железы вырабатывают очень большое количество таких гормонов, как тестостерон. И хотя это заболевание обычно лечат после рождения, женщин, подверженных высокому уровню тестостерона в утробе, изучают, как участников естественного эксперимента, помогающего понять, могут ли гормоны объяснить различия в когнитивных навыках. Оказывается, что женщины с мутацией ВГКН лучше справляются с тестами на вращение в уме, чем их сёстры без такой особенности — а это говорит о том, что даже если контролировать гормоны во время взросления, они могут стать фактором, влияющим на пространственные способности.
Однако причину и следствие трудно различить. Различия могут происходить из-за того, что тестостерон влияет на развитие гиппокампа, органа, сильнее всего связанного с пространственным мышлением. Но девочки с ВГКН демонстрируют склонности к мальчиковым игрушкам, вроде конструкторов. Возможно, гормоны подталкивают детей к предпочтениям, вырабатывающим их навыки в каких-то определённых областях, а затем это явление усиливается обществом.
Кэшден говорит, что у половых различий может существовать эволюционная основа. Она изучала культуры со всего мира, а также исследования поведений других видов, от воловьих птиц до каракатиц, и пришла к заключению, что самцы в среднем в жизни уходят дальше от мест обитания, чем самки, путешествуют дальше и заходят в менее знакомые места.
Её основным предположением стало то, что самцов эволюция подготовила к странствиям в поисках пищи и других самок для спаривания. У самцов, способных путешествовать больше и дальше, есть репродуктивное преимущество — как и у самок, остающихся ближе к дому, концентрирующихся на защите и воспитании потомства. Изучения традиционных и современных человеческих сообществ показали, что дальние путешествия соответствуют лучшим пространственным способностям, как во вращении в уме, так и в поисках пути — способности ориентироваться на местности.
Пока неясно, помогает ли предрасположенность к странствиям вырабатывать у мужчин лучшие пространственные навыки, или это лучшие пространственные навыки делают возможными их путешествия. «Нам неизвестно, что тут причина, а что — следствие», — говорит Кэшден. Ясно только, что культурные искажения вносят свою лепту. Осознанно или неосознанно, девушек отодвигают от занятий, которые могли бы помочь им развивать пространственные навыки с рождения. По мере взросления родители реагируют на интересы детей, быстро наращивая эффект от того, что могло начинаться в виде весьма малых отклонений.
«Родители очень увлекаются разницей полов, и любые различия между сыном и дочкой относятся на долю пола», — говорит Лайс Элиот, нейробиолог из Чикагской медицинской школы в Университете медицины и наук им. Розалинд Франклин, автор книги «Розовый мозг, голубой мозг: как небольшие различия вырастают в опасные разрывы, и что с этим можно сделать» [Pink Brain, Blue Brain: How Small Differences Grow into Troublesome Gaps, and What We Can Do About It].
Со временем «мальчиковые» игрушки усиливают навыки, влияние которых на развитие мозга уже доказано. Игры с LEGO и конструкторами, уроки труда в школе и время, потраченное на трёхмерные компьютерные игры — всё это увеличивает оценки в тестах на вращение в уме.
Шерил Сорби разработала курс, в который входит и указанный тест, помогающий женщинам догонять мужчин в тестах на пространственное мышление.
Тест: изображённые развёртки складываются в кубик, на гранях которого написано слово «CUBE» по кругу. Разместите на каждой из схем букву «B» в нужный квадрат в нужной ориентации.
В итоге, возможно и нельзя разделить природу и воспитание. Но Сорби и другие учёные, изучающие различия полов, говорят, что это может не иметь значение. Нора Ньюком, специалист по когнитивной психологии и психологии развития из Темплского университета, изучавшая различия полов в пространственном мышлении, раздражается при упоминании идеи о том, что недостаток женщин в науке происходит из-за какого-то биологического недостатка. «Я думаю, что какой-то биологический механизм может присутствовать, но в плане потенциала человека он не кажется таким уж важным, — говорит она. — Это больше похоже на отговорку». Отговорка, чтобы не заниматься тяжёлой работой, позволяющей достичь улучшений там, где вы недостаточно хороши.
Более того, если сравнение когнитивных возможностей мужчин и женщин и может дать измеряемые различия, сами по себе средние значения — это ещё не всё. «У многих женщин пространственные способности серьёзно превышают возможности многих мужчин, — объясняет Джордж Боднер, преподаватель химии в Университете Пердью, разработавший один из тестов, часто используемый для измерения пространственных навыков. Боднер подчёркивает, что важно не поддерживать миф о том, что разница полов означает превосходство всех мужчин над всеми женщинами в задачах, связанных с пространственным мышлением. Стереотипы о пространственных возможностях могут привести к неочевидным результатам. „Когда женщины слышат такие мифы, как “у мужчин пространственные способности лучше, чем у женщин», они часто верят, что это так и в их конкретном случае, хотя часто это не так", — говорит Боднер.
Была бы Сорби менее упорной, она бы вообще забросила инженерное дело. Вместо этого она продолжала работать, получила диплом бакалавра, а затем и докторскую степень в машиностроении в Мичиганском технологическом институте, а затем устроилась преподавателем. Чем больше инженерных курсов проходила Сорби, тем лучше у неё получалось выполнять задачи на пространственное мышление, пока она не стала сама преподавать черчение — тот самый курс, который чуть не остановил её обучение. «Мозг очень пластичен в плане пространственных задач, — говорит Сорби. — Я чрезвычайно улучшила мои способности во взрослом возрасте».
Но тот опыт её не оставляет. Будучи преподавателем, она замечает молодых талантливых девушек, испытывающих те же трудности. И она захотела найти решение этой проблемы. «Существование половых различий — это трудная задача, но не приговор, — говорит она. — Я знаю, что это можно исправить».
Со своим коллегой, Беверли Баартманс, она разработала курс пространственной визуализации, чтобы помочь её студентам разрабатывать пространственные навыки. 15-часовой курс — использующий конструктор, черчение, ПО, учебники с задачами — привлёк женщин, справляющихся с ним не хуже мужчин, судя по базовым тестам на пространственное мышление, и помог повысить процент учеников, остающихся до конца курса, на 20-30%. «Если в начале курса у вас учится 100 женщин, можно ожидать, что инженерами из них станут 50, — говорит Сорби. — Если мы даём им этот курс, то инженерами станут уже 80».
Упражнения, связывающие движения и жесты с визуализацией — к примеру, манипулирование блоками с целью нарисовать их с разных сторон — судя по всему, влияет больше всего, а только лишь компьютерные упражнения вообще ни на что не влияют. «Рисование помогает сильнее всего, — говорит Сорби. — Работа руками помогает с визуализацией».
Ньюком предполагает, что подобные курсы могут изменить то, как наш мозг работает на субклеточном уровне. «Пластичность зависит от функциональной связанности, или от того, как вы используете тот мозг, что у вас есть, — говорит она. — Отдельные нейроны могут выращивать или терять входы и входы, или химически меняться на уровне синапсов». Важный урок: реальность половых различий в пространственном мышлении не означает, что они зафиксированы. «Для большинства когнитивных способностей периоды сохранения пластичности довольно длинные — возможно, и бесконечные, — говорит Ньюком. — Каждый может их улучшить».
Каждый — значит, и мужчины тоже. К примеру, программа Сорби улучшает пространственные навыки и студентов мужского пола, что видно по оценкам за тесты. Поскольку у них есть фора по сравнению с женщинами, этот прирост часто выводит их вперёд и после окончания курса. Однако, как говорит Сорби, курс не так сильно улучшает способности у мужчин, как у женщин.
Сорби всё ещё не уверена, что именно происходит в мозге. Недавно она начала эксперимент с целью понять, приводит ли её программа к изменениям в мозге, если измерять их при помощи фМРТ. «Важно знать не только, что происходит, но и почему», — признаёт она. Но пока что ей нравится то, что она уже узнала. «У нас есть система, и она работает, — говорит она. — Мы знаем, что через 15 часов обучения девчонки с большей вероятностью закончат курс инженерного дела».
Дополнительная литература:
- Casey, M.B., Nuttall, R., Pezaris, E., & Benbow, C.P. The influence of spatial ability on gender differences in mathematics college entrance test scores across diverse samples. Developmental Psychology 31, 697-705 (1995).
- Cashdan, E. & Gaulin, S.J. Why go there? Evolution of mobility and spatial cognition in women and men: An introduction to the special issue. Human Nature (2016). Retrieved from doi: 10.1007/s12110-015-9253-4
- Humphreys, L.G., Lubinski, D., & Yao, G. Utility of predicting group membership and the role of spatial visualization in becoming an engineer, physical scientist, or artist. Journal of Applied Psychology 78, 250-161 (1993).
- Joel, D., et al. Sex beyond the genitalia: The human brain mosaic. Proceedings of the National Academy of Sciences 112, 15468-15473 (2015).
- Linn, M.C. & Petersen, A.C. Emergence and characterization of sex difference in spatial ability: A meta-analysis. Child Development 56, 1479-1498 (1985).
- Maccoby, E.E. & Jacklin, C.N. The Psychology of Sex Differences Stanford University Press, Palo Alto, CA (1974).
- Puts, D.A., McDaniel, M.A., Jordan, C.L., & Breedlove, S.M. Spatial ability and prenatal androgens: Meta-analysis of CAH and digit ratio studies. Archives of Sexual Behavior 37, 100-111 (2008).
- Voyer, Dd., Voyer, S., & Bryden, M.P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: A meta-analysis and consideration of critical variables. Psychological Bulletin 117, 250-270 (1995).
Комментарии (90)
nathanael
20.01.2018 12:41Мозг мужчин больше, но у них и тела больше; кроме размера, нет никаких чётких физических характеристик, позволяющих однозначно отнести мозг к мужскому или женскому
Меня вот всегда вводит в замешательство это – что там всё таки больше?
Где-то мельком я читал про то, что например у дельфинов (и других крупных обитателей особенно холодных вод) мозг физически большой если его извлечь из черепно коробки, однако количество как самих нейронов меньше чем у человека (на единицу объёма) и обуславливается наличием дополнительной ткани (похожей на жировую) которая помогает сохранять тепло в мозге.
Поэтому сам тезис списывающий разницу в весе мозга к разнице веса тела оставляет много недосказанности.
Разница в 10/20/30 килограмм между мужчиной и женщиной добавляет мозгу много работы по контролю за телом и поэтому можно заключить, что разницы в интеллектуальных (каких-либо) способностях нет никакой?
Как в эту схему вписываются субтильные мужчины и тучные фройлян?
Соотношение количества нейронов (и наверное синапсов) на единицу объёма оценивалось каким-либо образом?
Другими словами, количество самих нейронов не может служить той самой другой характеристикой?vassabi
20.01.2018 13:15насколько я понимаю — размер мозга связан с размером черепной коробки, т.е. — размерами скелета. Т.к. женские скелеты в среднем меньше мужских — то и размеры мозга тоже отличаются. А вот по количеству нейронов — "все сложно" (кмк, индивидуальная вариативность сильно выше половой или весовой или еще какой-то).
Alex_ME
20.01.2018 13:38Разница в 10/20/30 килограмм между мужчиной и женщиной добавляет мозгу много работы по контролю за телом
Но ведь количество исполнительных механизмов в теле не зависит от его габаритов и массы.
wych-elm
20.01.2018 15:58Зависит. Любой организм — это сверхсложная система. А чем больше элементов в любой системе тем ниже ее надежность. Но любой живой организм на порядки надежнее любой искусственной системы. Почему так получается? Ответ очень прост — дублирование. Природа довела этот принцип до совершенства. Возьмите любой орган, он состоит из миллионов и десятков миллионов элементов, каждый из которых выполняет одну и ту же функцию. Это дыхательные альвеолы в легких, микроканальцы в почках, отдельные клетки крови, волокна мускул. Все это требует отдельного управления, а значит чем больше этих элементов в организме, тем больше нервных связей нужно.
arheops
20.01.2018 16:03Количество нервов у людей весом 100кг и 60 не отличается практически(в среднем, вариации у отдельных индивидумов значительны). Это уже давно изучили. Чувстительность на миллиметр кожной поверхности падает просто.
de1m
20.01.2018 16:42Так как у мужчин больше тело, то соответсвенно и больше размеры органов, той же кожи к примеру и для этого надо больше всяких рецепторов, «сенсоров» и всего остального и для обработки всего этого надо больше мозга и связей.
worldmind
21.01.2018 12:00Более того — вопрос не в общем количестве нейронов, а в количестве нейронов коры, неокортекса. Ну и помимо количества нейронов важны связи между ними.
nouomen
21.01.2018 14:43Он больше в соотношении, а не из-за массы тела, так же отличаются размерами полей. Я не понимаю как они там в 70х изучали, но очевидно, что мозг отличается и сильно. Теперь когда есть мощные мрт и КТ, это трудно скрыть. Хотя в США видимо пытаются из-за боязни феминисток.
Keyten
20.01.2018 13:28+1«Впервые я не смогла сделать что-то в классе, — говорит она.
Если я всё правильно понимаю, class может переводиться не только класс, но как и занятие, лекция, урок. «Смочь сделать что-то в классе» звучит гиперстранно, но можно что-то делать на уроке или на занятии.
И нет, я не считаю, что это нужно в личку. Пусть остальные тоже видят частые ошибки и запоминают на будущее для себя. Мы же нахабргиктаймс не деградировать пришли, а учиться новому.natan555
20.01.2018 13:47+2сделать в «классе» звучит более чем не странно, если при мысли о классе вы видите комнату с доской, партами и пр., а если первой мыслью у вас функции, алгоритмы и пр. то Да — странно
Keyten
21.01.2018 23:58Уточните, вы говорите своё мнение, даёте экспертную оценку или пытаетесь высказать объективный факт?
Вот я считаю, что странно. И считаю, что это может претендовать на объективный факт. Потому что класс — это школа. В вузе вместо классов аудитории, вместо других классов группы, вместо уроков пары, а вместо учителей преподаватели. Не говорю, хорошо это или плохо — так уж сложилось, что мы так говорим, и классы ассоциируются со школой.
SLY_G Автор
20.01.2018 14:32+2То есть фраза «мы сегодня в классе изучали дроби» вас смущает?
Old_Chroft
20.01.2018 20:44Keyten, как и меня (и, думаю, еще пару сотен человек) смутило «в классе», исходящее от взрослой тётеньки, изучающей «engineering graphics». В русском языке «в классе» — устоявшееся выражение, относящееся к школе. Дроби в классе изучать — это нормально. А вот изучать в классе геном макаки и прочие черные дыры — ну… странно :-)
UJIb9I4AnJIbIrUH
21.01.2018 13:22Прежде всего, скажу, что меня запись не покоробила. Запись "в классе в школе и в аудитории в университете" слишком длинная для той информации, которую она несёт. Плюс речь о первом курсе, даже о его начале, вероятно, так что по сути подавляющая часть её образования происходила всё таки в классе в школе, если буквоедствовать.
seis
22.01.2018 23:45'Class' это занятие или лекция — достаточно погуглить 'take a class'. 'Classroom' это класс как помещение.
dfgwer
20.01.2018 13:48+1что самцы в среднем в жизни уходят дальше от мест обитания, чем самки, путешествуют дальше и заходят в менее знакомые места.
Причина в том что более рискованные стратегии у самцов, вознаграждаются лучше чем у самок.SLY_G Автор
20.01.2018 14:33+2Смотря что считать риском. Допустим, самец в дальнем плавании, а самка нашла самца поближе…
stigory
20.01.2018 15:05+1Так и самец не расслаблялся, по всем портовым кабакам мира ураганом прошёлся. Вернулся домой с сокровищами «Урки Де Лимы».
arheops
20.01.2018 16:01Если женщина не рискует, она почти с вероятностью 99% забеременеет(1% бесплодные).
А если мужчина не рискует, то детей не будет 90%. Ну так было раньше. Сейчас процент поменьше, ибо институт брака.
quakz
20.01.2018 14:33+1Ага, то-то у меня в университете на кафедре инженерной графики одни женщины были
worldmind
21.01.2018 12:03А разве половые дисбалансы на работе связаны со способностями?
Я думал что женщины преобладают там где ЗП небольшая и мужики там не задерживаются, а женщины могут позволить себе работать т.к. у них есть мужья.
RaphZak
20.01.2018 14:34У нас один из двух преподавателей по «инженерной графике» была женщина и вела предмет очень даже хорошо и объясняла все понятно. А вот девушек на нашем курсе было всего трое из сорока студентов.
Все же предмет «черчение» скорее обучает простым вещам и правильности оформления чертежных работ. Разлицные проекции больше изучают в «начертательной геометрии» или «инженерной графике», думаю правильно было бы назвение предмета перевести дословно.Marsikus
21.01.2018 09:22Так черчение это и есть обобщающее название для курсов начертательной геометрии и инженерной графики.
В школе было черчение, и на очень старых вузовских учебниках было написано «черчение», а у нас уже была начерталка и инженерка.
DrZlodberg
20.01.2018 14:54+3Сенсация! Женский мозг способен обучаться! Всё это было и так вполне очевидно. И то, что можно обучить, и то, что с детства есть изрядный дисбаланс в обучении, который не может не давать эффекта.
Тест с кубиком бестолковый совершенно. Достаточно пару раз сложить его в уме, чтобы понять принцип нахождения противоположной грани без складывания.
И они не затронули любопытный вопрос: не сохранится ли разница, если дополнительно обучать и мужчину.rvbglas
20.01.2018 15:51«К примеру, программа Сорби улучшает пространственные навыки и студентов мужского пола, что видно по оценкам за тесты. Поскольку у них есть фора по сравнению с женщинами, этот прирост часто выводит их вперёд и после окончания курса. Однако, как говорит Сорби, курс не так сильно улучшает способности у мужчин, как у женщин.»
arheops
20.01.2018 15:58Затронули. При обучении обоих женщина не догоняет мужчину. Но это как бы и раньше было известно. ВСРЕДНЕМ женщины в данной области хуже обучаются.
DeBovuar
20.01.2018 17:09-1Откуда такой вывод? В статье говорится о том, что при прохождении курса, улучшения выше у женщин, чем у мужчин. Т.е. обучаемость выше у женщин по данному курсу. И причина не известна. Нет выводов про итоговые результаты уровней, если только вы не проводили свое собственное исследование.
rvbglas
20.01.2018 17:37+1Из текста.
«К примеру, программа Сорби улучшает пространственные навыки и студентов мужского пола, что видно по оценкам за тесты. Поскольку у них есть фора по сравнению с женщинами, этот прирост часто выводит их вперёд и после окончания курса. Однако, как говорит Сорби, курс не так сильно улучшает способности у мужчин, как у женщин.»
Т.е. курс снижает разрыв, но не ликвидирует его полностью.Welran
22.01.2018 07:29Вопрос в том насколько это связано с физиологией и с воспитанием. Очевидно что 15 часовой курс вряд ли способен устранить разницу с многолетним воспитанием. Но то что он сильно повышает способности женщины указывает на большую степень роли обучения чем полового различия.
Solarfall
21.01.2018 14:44Я думаю в тесте с кубиком немного забыли про тот момент, что надо ещё и разворачивать букву, а не просто выбрать клетку, где она должна находиться.
DrZlodberg
21.01.2018 15:50Да, ниже уже написали. Но это на сложность влияет очень слабо, а в некоторых случаях настолько очевидно, что сразу выдаёт и место буквы.
muhaa
20.01.2018 15:02Разница не в возможностях мозга, не в воспитании и не в патриархальном обществе а в испытываемых желаниях. Разница в направлении развития мышления тоже обусловлена желаниями. Например, умный мужчина идет в инженеры или ученые, потому что ему нравится решать сложные проблемы, умная женщина идет в преподаватели, потому что ей нравиться социальное взаимодействие.
GreenGoblin
20.01.2018 17:19Не-а. Умная женщина тоже идет в инженеры или ученые. Просто их таких одна на тысячу =)
Error1024
21.01.2018 07:18Согласен, в преподавание, к сожалению, часто идут по принципу «куда бы пойти с этим дипломом?, я на настоящую работу не пройду собеседование… точно — препод»
muhaa
21.01.2018 15:07+1Это практика, образовавшаяся после общего развала науки в бывшем СССР, когда зарплата преподавателя стала смешной. Преподаватели старой школы, которым сейчас всем за 60, изначально были в десять раз круче любого среднего инженера.
sotnikdv
20.01.2018 17:39Очень интересно, с научной точки зрения, но, в сущности, бесполезно в практическом.
Ну да, out of the box у меня гораздо лучше пространственное воображение, ориентация в пространстве, чувство направления, чувство времени, чувство габаритов тела и машины и реакция, чем у моей жены. Да, мне это, формально, дает преимущество в путешествии, рукопашном и ножевом бою и вождении машины. И я офигенно чертил проекции. А еще я быстрее, агрессивнее и физически сильнее. Более того, эти скилы еще и выросли, в процессе тренировок и практики.
Вопрос только в том, «к чему эти понты в зоопарке», т.к.
— чертим мы в автокаде;
— в смартфоне навигаторы с оффлайновыми и онлайновыми картами;
— оружие у нас огнестрельное, да и один фиг побеждает самый тренированный и жестокий;
— машина наша напичкана феерическим количеством датчиков и детекторов, курсовыми и задними камерами и уже машинным зрением;
Поэтому, откровенно говоря, все мои преимущества перед моей женой, доставшиеся мне от далеких предков, необычайно интересны с научной точки зрения и просто как фан, но в реальности нивелируются разумом и продуктами, который этот разум создал. По всем фронтам. Поэтому да, показываю жене фокусы, типа мы пришли оттуда или сейчас два часа дня или я запаркую машину в одно движение, но мы оба понимаем, что это прикольно, но не важно.
Аргумент про «а вдруг ты окажешься на необитаемом острове голый и без связи» необычайно интересен, но не нов. Человек, как просто животное, вообще не самый сильный вид, но разум и способность творить инструменты делает его самым живучим и опасным на планете. А здесь я всегда был сторонником мнения, что разница в интеллекте и способностях — это культурная разница (воспитание и стереотипы), а не биологическая. И у меня куча примеров, подтверждающих эту точку зрения и коллег-женщин в инженерии.
Поэтому реакция реалиста на заметку будет — «ну да, и что с того?». Еще одно биологическое различие, такое же, как и половые признаки и работа гормональных систем. Да есть, нет, не значимо на текущем уровне развития человечества. И это хорошо.
ИМХОEldhenn
20.01.2018 20:23А вот навигаторы с онлайновыми картами это беда. Раньше надо было уметь всё-таки читать карту, и немного представлять её соотнесённость с местностью. Сейчас же только "через 200 метров возьмите правее".
Алсо,
tyomitch
21.01.2018 14:09На британских шоссе такие знаки расставлены повсеместно: задержка от изменения дорог до обновления прошивок навигаторов может достигать полгода-год.
geisha
21.01.2018 06:42Поэтому реакция реалиста на заметку будет — «ну да, и что с того?».
Штука есть такая: научный интерес. Вы, вот, ценность исследования не можете оценить, но если вас начать обучать, то разница между вами и
мужчинамиучеными будет меньше. В конце концов, эти ваши умные автомобили откуда-то появляются, да?
immaculate
21.01.2018 08:20Это уже философские вопросы. Ответ, по моему мнению, в том, что счастье не в том, чтобы быть «самым умным», «самым сильным» и т.п. — подобные эго-цели пусты и не приносят удовлетворения при достижении. Счастье в том, чтобы получать удовольствие от процесса.
Например, можно получать удовольствие от вождения авто (еще очевиднее удовольствие при вождении мотоцикла, для многих, во всяком случае). От автоматического авто нет никакого удовольствия.
Можно получать удовольствие от процесса тренировки тела, например, но если превратить это в эго-трип: «смотрите, какой я сильный», то это станет лишь источником разочарований.
Idot
22.01.2018 05:08Вопрос только в том, «к чему эти понты в зоопарке», т.к.
— в смартфоне навигаторы с оффлайновыми и онлайновыми картами;
— оружие у нас огнестрельное, да и один фиг побеждает самый тренированный и жестокий;
В стрелялках, и в реальной жизни тоже, побеждает, тот кто лучше ориентируется на местности, в том числе и незнакомой, а не заблудившись в трёх соснах тупо озирается по сторонам или пялится в навигатор не видя ничего вокруг, естественно ловя пулю.
Война это не дуэль Пушкина, тут можно и нужно — и кэмперить и заходить с тыла и с фланга. И обладатель географического идиотизма сколь бы он ни был отмороженным — труп.sotnikdv
22.01.2018 10:11Я по-доброму смеюсь над вашими познаниям об оружии и войне на уровне Counter Strike или максимум пейнтбола. Пусть оно так и остается, серьезно. Make love, not war и т.д.
Все, что касается гражданской самообороны — ориентирование там отсутствует, как класс, вместе с пространственным воображением, что пистолет, что дробовик.
Все, что касается войны, места любителям там нет. А профессионалам, вместе с тактикой пехотных подразделений, впечатают и ориентировку на местности и чтение карт. Как мне в свое время.
Welran
22.01.2018 07:34Вообще тут вопрос в том достались ли некоторые из преимуществ вам от предков или просто от того что вам давали в детстве играть конструктор, а вашей жене куклу.
EmmGold
20.01.2018 18:15Мужчины гораздо лучше справляются с вращением в уме, особенно в трёх измерениях; они также значительно превосходят женщин в «прицеливании», что один из исследователей обозначил, как «способность метать предметы точно в определённую точку пространства».
Не каждая женщина, живущая с мужчиной под одной крышей, с этим согласится…T_Sun
24.01.2018 11:31если поставить мужчину и женщину в одинаковые условия, то мужчина с прицеливанием справляется лучше, хоть стоя, хоть сидя.
Exchan-ge
20.01.2018 19:57У нас есть система, и она работает
Есть очень умные и толковые женщины, отличные специалисты в своем деле.
Есть ленивые, тупые и крайне бестолковые мужчины.
Причем их примерно столько же, сколько и аналогичных мужчин/женщин.
Но есть одно «но» — даже самая умная женщина, попадая в любую незнакомую ей ситуацию — сразу теряется и ждет помощи.
Если помощи нет — она начинает действовать сама, иногда очень успешно. Но не сразу (поплакала и принялась за дело).
Мужчины более активны и действуют практически сразу — иногда наобум и с плачевными последствиями — но сразу (хотя «тормоза» тоже встречаются).
Все бы хорошо, но при ДТП надо действовать быстро…
engine9
21.01.2018 01:12>даже самая умная женщина, попадая в любую незнакомую ей ситуацию — сразу теряется и ждет помощи.
На основании чего вы это так утверждаете?
Exchan-ge
21.01.2018 03:12На основании чего вы это так утверждаете?
На основании своего жизненного опыта. Наблюдение за несколькими сотнями женщин разного возраста.
Основные ситуации во время проведения наблюдения:
Женщина и компьютер.
Женщина и ПО.
Женщина и бытовая техника.
Женщина и автомобиль.
Женщина и ДТП.
Женщина и ориентация на местности.
и др.worldmind
21.01.2018 12:06+1Жизненный опыт это не доказательство, ибо когнитивные искажения, нужны научные исследования, причём не однократные, а воспроизведённые независимо.
Exchan-ge
21.01.2018 14:07-1нужны научные исследования, причём не однократные, а воспроизведённые независимо
Считайте этот опыт за научное исследование, позволяющее предсказывать факты и установить эмпирические закономерности.
Результаты этого исследования могут быть воспроизведены любым независимым исследователем.
Cast_iron
20.01.2018 21:00Краткая суть: человека можно научить многому несмотря на… (длинный список обстоятельств) было бы желание.
Cast_iron
21.01.2018 17:05Из примера: супруга наверно никогда кроме школы не пользовалась картами. В одной из поездок с навигатором я её попросил быть штурманом. И первое время (несколько часов) она постоянно крутила телефон в руках, чтобы направление авто всегда было вверх. Но, освоившись и с моей помощью, она перестала крутить телефон и уже мысленно «крутила» карту в голове. Так что в этом тоже нет ничего сложного. Просто необходима практика.
Eldhenn
21.01.2018 19:55В Москве появилось множество карт с обозначениями "север там". Причём это "там" может быть где угодно, слева внизу — без проблем.
SBKarr
20.01.2018 21:44Так чем же объяснить разрыв? Что важно, различия в пространственном мышлении распространены по всему миру. Они так сильно выделяются в таком многообразии культур, что их нельзя объяснить просто артефактом западного образования и воспитания.
Не совсем понятно, с какой стати западное образование и воспитание считается чем-то особенным. Социальная роль девочек по всему миру примерно одна. И эта социальная роль не предусматривает частого решения пространственных задач. Интересно было бы посмотреть на корреляцию с девочками, которым волею судьбы пришлось исполнять (хотя бы, частично) социальную роль мальчиков. Практически во всём мире мальчиков с малых лет привлекают к строительству, созданию всяких инженерных штуковин (да хоть граблей) своими руками, ориентированию на местности. Для девочек обычные задачи другие. Очевидно, что и способности к решению задач будут отличаться.
А вообще, для любого здравомыслящего человека должно быть очевидно, что в реальной деятельности 80% обучения и 20% таланта/предрасположенности. Значит, научиться можно чему угодно, и быть в этом, пусть не гением, но мастером точно.
Vilgelm
21.01.2018 00:34Заголовок — кликбейт, ибо:
К примеру, программа Сорби улучшает пространственные навыки и студентов мужского пола, что видно по оценкам за тесты. Поскольку у них есть фора по сравнению с женщинами, этот прирост часто выводит их вперёд и после окончания курса.
А вообще, то, что какие-то задачи решаются лучше мужчинами, а какие-то женщинами — это нормально и не надо всех под одну безликую гребенку грести.Welran
22.01.2018 07:40Ношение тяжестей? Потому что для пространственных задач не доказано что женщины справляются хуже из за того что они женщины, а не из за того что в детстве их этому не обучали. А вы уже гребете всех под безликую гребенку одним утверждением что некоторые задачи лучше решают мужчины, а другие женщины. Все мужчины и женщины разные и для любой задачи можно найти конкретную женщину которая сделает её лучше конкретного мужчины и наоборот.
Vilgelm
22.01.2018 08:08Кем доказано? Если вот в статье выше черным по белому написано, что обучение устраняет разрыв, но мужчины в среднем все равно справляются лучше после обучения.
для любой задачи можно найти конкретную женщину которая сделает её лучше конкретного мужчины и наоборот
Несомненно. Но речь то идет о среднем.Welran
22.01.2018 08:19Вот именно что никем. А вы уже говорите об этом как о свершившемся факте. А то что начальные знания + курс лучше чем просто курс это очевидно. Но не значит что женщины принципиально хуже чем мужчины. А то так и до шариата договориться можно.
Vilgelm
22.01.2018 08:57Мне кажется мы о разных вещах сейчас говорим. В статье сказано, что мужчины также имеют преимущество и после окончания курса (очевидно, в среднем). В заголовке сказано другое, я и отметил, что он желтый.
Но дело вообще не в этом. Я не говорю о том, что женщины хуже мужчин, геи хуже гетеросексуалов, Windows хуже Linux и так далее. Я говорю о том, что тот или иной пол, ориентация, ОС в среднем лучше в одних типах задач и хуже в других (в разных по разному). Ну то есть веб сервер лучше поднимать на Linux, а играть на Windows. Это не значит, что тот или иной пол, ориентация, ОС лучше или хуже в принципе, это лишь значит что в одних задачах одни получат преимущество, а в других другие.
И это нормально, если в случае с ОС есть какой-то резон для подтягивания всех функций до одного уровня (хотя это не очень то и нужно), то в случаи с людьми такого резона нет. Не нужна эта уравниловка, ничего хорошего из подобного никогда не выходило, коммунистические режимы подтверждают.
unalacuna
21.01.2018 00:38Скопировал картинку, сделал задание, поглядел в ответ, расстроился.
тут фишка в правильной ориентации буквы, а не только в угадывании клеточкиDonArmaturo
21.01.2018 12:45В "Солдате Джейн" армейская специальность героини — картография. Похоже, сразу авторы показывают — особо крепкая девчонка.
Насчёт математики удивлён: в школьных командах на олимпиадах по математике девочки были в большинстве.
Женщины, может, и уступают в стереометрии, но вот с разводкой печатных плат в старые времена справлялись идеально. Т.е. на плоскости все великолепно.zahmTOD
21.01.2018 14:16+2Вспомните вышивку. Женщины вышивают тысячелетиями по всему миру )
По сравнению со средней картинкой для вышивки, разводка плат — фигня )
avost
21.01.2018 13:19+1Любопытно. Сейчас подумал про соотношение полов среди известных мне людей, способных собрать кубик Рубика. Потом ещё раз подумал… В общем, среди знакомых мне барышень я не нашёл ни одной про которую я знаю, что она может собрать кубик. Более того, я не нашёл и ни одной, которая хотя бы проявляла интерес к этому бестолковому занятию ;). Это, конечно, ничего не говорит о том, что таковых нету и даже о том, что таковых нету среди знакомых мне дам… Но всё же, мужиков таких я знаю сильно белее десятка.
С другой стороны, в одной поездке по незнакомому мне маршруту моя пассажирка (с маршрутом знакомая, но тоже только пассажиркой) не только определила что в какой-то момент мы заблудились посреди ночи и посреди степей, но и успешно рулила мною и вывела к цели, когда я уже перестал воспринимать действительность и просто ехал куда покажут :). По бумажной карте и без нафигатора. Ну, правда барышня — пилот-любитель сверхмалой авиации, но полностью самоучка и образование у неё гуманитарное. Интересно, умеет ли она собирать кубик? ;)
Braveflyer
21.01.2018 14:43Исследование из серии «Если зайца долго бить он научится курить». А вообще такое впечатление, что учебники биологии зря печатают…
Krapiv
21.01.2018 14:43Любой водитель в большом городе знает, в чем разница между мужчиной и женщиной.
И пыжыться из последних сил доказать, что различий нет — глупо. Это наводит на мысль о комплексе неполноценности.
Да, женщины хуже ориентируются в пространстве.
Зато у женщин значительно лучше развиты социальные навыки.
И большой вопрос, что ценнее в современном мире, где уже не надо бегать по джунглям без карты за слоном.
Bugrim
21.01.2018 14:43После многочисленных карт уровней в видеоиграх, уже не сможешь мыслить плоско.
Xuxicheta
21.01.2018 14:43+1В таком случае зеркальная ситуация тоже возможна. Я бы хотел пройти такое обучение, чтобы перенять некоторые фишки жены. Мгновенный поиск предметов например.
WebSlave
21.01.2018 14:43Поразительно, до чего ж заголовок статьи, чисто по желопрессовому, перевирает текст… Ведь из самой статьи следует: Мужчина лучше ориентируется по карте, даже после того, как женщина пройдёт курс обучения. Феминистки политкорректность навели? Кто-то может возразить, что мужчина сохранит преимущество, только если тоже пройдёт аналогичный курс. Но мы же за равнопрпвие, разве нет? Если нет, то можно просто сравнивать, например, с мужчинами, никогда не видевшими карту, и все дела…
Главный смысл статьи-то простой. Есть прямая корреляция между пространственным мышлением и инженерными способностями. У женщин и с тем и с другим туговато. ВОЗМОЖНО, тренируя пространственное мышление, можно улучшить и инженерные навыки. И 90% текста — отмазки о "гендерном равенстве".
А вообще, конечно, можно рассматривать это как большое "открытие": Вау, женщины тоже обучаемы!
Вот же неймется людям… Ну вот, ещё: у мужчин масса тела больше, как в статье упомянуто. Проблема легко решаема — всем теткам жрать вдвое больше и дело в шляпе. Дальше: мужчины физически сильнее. Это тоже поправимо — всем девкам с детства качаться! С письками нынче тоже… всякого напридумывали… Но вот как со средним ростом быть?? Вот проблема, так проблема! Как феминисткам поправить статистику среднего роста? Может, курс обучения какой организовать? Хотя нет — проще мужиков укорачивать...Rikkitik
21.01.2018 17:56из самой статьи следует: Мужчина лучше ориентируется по карте, даже после того, как женщина пройдёт курс обучения.
Вы невнимательно читали, там написано, что мужчины справляются лучше женщин 1) при базовом курсе у обоих, 2) при базовом и «дополнительном» курсах у обоих. Результатов сравнения мужчин с базовым и женщин с базовым и «дополнительным» не приводится.
Основной упор в статье на то, что у женщин бывает худо с самыми простыми, «детсадовскими» навыками, и если студенткам дать ликбез, со сложными вещами (до которых без этого бы даже не добрались) они справляются хорошо.
arthin
21.01.2018 14:44+1У меня, видимо, аномальная выборка. Знаю двух людей, обладающих эпических масштабов способностями к пространственному воображению, и обе женщины.
opetrenko
24.01.2018 11:31Очень актуальная тема: имхо надо тренировать детей с детсада.
Да, мамонты вымерли; да, все с телефонами и навигаторами.
Но, наборот, требования возросли: посмотрите на малоинвазивную или роботизированую хирургию, на проектирование механизмов из сотен деталей, на топологию канализации, комп. сетей или функцинальных связей в организации. Аналит геометрию и матан на первом курсе просто по приколу читают? Как там без пространственного 3Д воображения? Уж молчу про теорфиз
Да нынче мамонт не опасен. Много профессий где все это — «понты в зоопарке», как сказали выше. Даже люди с ограниченными физическими или умственными способностями могут иметь счастливую жизнь ( и общество должно сделать все для этого )
Но, ведь для чего-то мы учим детей в школе не только сдачу мелочью считать?
У кого есть интересные ссылки по теме на упражнения для детей — буду пресного благодарен.
martin__marlen
24.01.2018 11:32Женщины вообще плохо строят модели. Особенно их раздражает, когда одну и ту же сущность можно отобразить разными моделями, сделанными с разными наборами ограничений.
Я склоняюсь к мысли, что основная разница обусловлена тем, что девочки в среднем на год раньше начинают говорить, задавать вопросы и получать ответы. Поэтому у них в мозгу появляется огромное количество неглубоких ассоциаций.
Мальчики же еще целый год молчат и исследуют реальность, строя модели в голове.
vassabi
реакция на заметку
ученик пту: ага, теперь всем понятно, почему она так тупила на черчении!
феминаци: ага, теперь всем понятно, что неравенство женщин — это потому что патриархальное общество не обучает их, и тем самым закрепляет гендерное неравенство еще с детства!
милонов: ага, теперь всем понятно, как эти социологи из америки из нормальных женщин делают мужикоподобных, а ведь так и до лесбиянок недолго!
и т.д.
UJIb9I4AnJIbIrUH
Ладно обыватели, что с них взять. Плохо то, что и учёные делают так же.
По сути, здесь позиция сотрудника хорошего университета сводится к тезису "Я психолог и тут явно дело в психологии". А потом гуглы хотят фифти/фифти и всё такое.
jkz_92
Вы имеете в виду, что ну их нафиг эти научные данные — всё равно никто не поймёт?:)