На сайте Госдумы опубликовано официальное заключение Правового управления Госдумы по законопроекту «права на забвение». Напомним, что законопроект предусматривает для граждан России возможность добиваться удаления ссылок на информацию, которая имеет отношение к гражданину, из поисковой выдачи, если такую ссылку гражданин считает недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. «Право на забвение» не распространяется на уголовно наказуемые деяния, сообщают «Ведомости». При этом в законопроекте указывается право на удаление таких ссылок без судебного решения. В суд гражданин обращается уже после того, как поисковый сервис отказал в удалении ссылки.
По мнению представителей Правового управления Госдумы, положения, указанные в законопроекте, необходимо соотнести со 152-й статьей Гражданского кодекса. Эта статья уже предусматривает право гражданина на удаление информации, а не ссылки на саму информацию. При этом аналогичным образом работает и механизм реализации такого права в суде, если гражданин может доказать несоответствие размещенной в Сети информации действительному положению вещей. «В связи с этим полагаем, что установление факта того, является ли распространяемая в сети интернет информация о гражданине достоверной или нет, относится к компетенции суда, а не оператора поисковой системы, и должно производиться в рамках иска к лицу, непосредственно распространяющему такую информацию», – говорится в заключении.
Правовое управление Госдумы указывает на то, что поисковые системы не могут определять наличие признаков уголовно наказуемых деяний в событиях, а также сроки привлечения к уголовной ответственности. Это — компетенция суда и правоохранительных органов.
Юристы управления отмечают и неясность понятия «неактуальная информация», которое содержится в законопроекте. «По нашему мнению, если информация утратила значение для заявителя, это не значит, что она утратила значение для других лиц и общества в целом, в связи с чем попытка ограничения свободного распространения такой информации может привести к нарушению конституционных прав других лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», – говорится в заключении.
Управление также считает, что основная цель ограничения доступа к незаконной информации — полное удаление из сети такой информации, а не ссылок на такую информацию из поисковой выдачи. Все замечания управления переданы в профильный комитет Госдумы по информполитике.
По мнению представителей Правового управления Госдумы, положения, указанные в законопроекте, необходимо соотнести со 152-й статьей Гражданского кодекса. Эта статья уже предусматривает право гражданина на удаление информации, а не ссылки на саму информацию. При этом аналогичным образом работает и механизм реализации такого права в суде, если гражданин может доказать несоответствие размещенной в Сети информации действительному положению вещей. «В связи с этим полагаем, что установление факта того, является ли распространяемая в сети интернет информация о гражданине достоверной или нет, относится к компетенции суда, а не оператора поисковой системы, и должно производиться в рамках иска к лицу, непосредственно распространяющему такую информацию», – говорится в заключении.
Правовое управление Госдумы указывает на то, что поисковые системы не могут определять наличие признаков уголовно наказуемых деяний в событиях, а также сроки привлечения к уголовной ответственности. Это — компетенция суда и правоохранительных органов.
Юристы управления отмечают и неясность понятия «неактуальная информация», которое содержится в законопроекте. «По нашему мнению, если информация утратила значение для заявителя, это не значит, что она утратила значение для других лиц и общества в целом, в связи с чем попытка ограничения свободного распространения такой информации может привести к нарушению конституционных прав других лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», – говорится в заключении.
Управление также считает, что основная цель ограничения доступа к незаконной информации — полное удаление из сети такой информации, а не ссылок на такую информацию из поисковой выдачи. Все замечания управления переданы в профильный комитет Госдумы по информполитике.
Комментарии (3)
ramntry
28.06.2015 13:07+1«Право на забвение» не распространяется на уголовно наказуемые деяния, сообщают «Ведомости».
Вроде это не совсем так: не распространяется на уголовно наказуемые деяния, ответственность за которые ещё не была полностью понесена.
yosemity
Неожиданно. У меня начало складываться впечатление, что адекватыне люди еще существуют.
foxin
Скорее уж как-то неочевидно задеты чьи-то интересы.