Вот уже несколько лет СМИ публикуют новости о летающих автомобилях, которые, возможно, станут городским транспортом следующего поколения. С течением времени обычные слухи превратились во вполне серьезные новости и статьи, основанные на реальных данных, а не предположениях. Больше всего обсуждали стартап Kitty Hawk, который финансируется сооснователем Google Ларри Пейджем. В прошлом году стартап представил тестовую машину, которая позиционировалась как летающее такси.

Но сейчас стало известно, что у стартапа есть нечто еще более интересное. А именно летательный аппарат Cora. Это электротранспорт, способный осуществлять вертикальный взлет и посадку. Более того, эта система работает в автоматическом режиме.

Транспортное средство нового типа — не просто концепт, это система, разработанная с определенной целью — начать работу в качестве аэротакси в Новой Зеландии. Согласно данным New York Times, компания подписала договор с правительством этой страны. Основное положение договора — разрешение регуляторов на полеты аэротакси.

Собственно, сам сервис компания планирует развернуть в течение трех лет. Руководство стартапа признает, что испытания аэротакси вряд ли можно было бы провести в США, поскольку у Федерального управления гражданской авиации США очень строгие правила. Это вовсе не означает, что аналогичный орган Новой Зеландии выполняет свои обязанности спустя рукава, вовсе нет. Но в Новой Зеландии — одно из самых демократичных законодательств в мире, чем сами новозеландцы очень довольны.

Но вернемся к сути поста. Дело в том, что система, представленная участниками команды разработчиков, совершенствовалась на протяжении пяти лет. Аккумуляторы, электродвигатели, программное обеспечение — все это тестировалось и проверялось сотни раз.


Как оказалось, электродвигатель, несмотря на свою мощность, более легкий, чем его топливный «коллега». Вместо двух тяжелых реактивных двигателей можно использовать несколько электромоторов, которые гораздо менее тяжелые. Причем их мощность такая же или даже выше, чем у современных авиационных движков. Правда, пока что речь не идет о полетах на дальние расстояния, ведь для того, чтобы «электросамолет» куда-то летел, требуются еще и аккумуляторы.

Самые емкие из них неспособны обеспечить полет самолета на дальние расстояния, так что придется довольствоваться перелетами между рядом находящимися городами или летать на самолетах, которые летают на обычном топливе. Пока что максимальное расстояние, которое может преодлеть электротакси составляет 100 км. Это не позволяет использовать транспортное средство для перемещения между городами, но внутри мегаполиса — как раз то, что нужно.

Надо признать, что это не первый такой проект. Сейчас компаний, которые разрабатывают летающие такси все больше. Одна из них, Joby Aviation, «подняла» $100 млн инвестиций в феврале этого года. Немецкая компания Lilium также получила $90 млн, они пойдут на создание еще одной модели электросамолета. Не только относительно небольшие стартапы входят в этот бизнес. В январе CEO Intel представил еще один аппарат с названием Volocopter. Анонс был сделан на CES.

Uber так и вообще собирается создать развернутую инфраструктуру летающих такси, причем уже в ближайшее время. Для этого компания занимается разработкой как собственных летательных аппаратов, так и выкупает их у других компаний.


Комментарии (53)


  1. vassabi
    16.03.2018 12:10

    физическая, технологическая и экономическая составляющая (т.е. могут ли и далеко ли) аэротакси уже видна.
    Непонятна их сертификация и решение задач безопасности (которые там стоят так же остро как и в IoT)…


  1. nehrung
    16.03.2018 12:38

    Из общих соображений можно предположить, что органами чувств этот аппарат должен быть снабжён не меньше робомобиля. Даже больше — ведь он и по земле выруливает, и в воздухе летает.
    Но на фото и видео всех этих «глаз и ушей» (хорошо заметных на любом робомобиле) не видно. Только штырёк ПВД — вот и все органы чувств. Или я что-то недопонимаю?


    1. artskep
      16.03.2018 12:51

      По дорогам ему не ездить, как я понял. Да тупо в габариты не впишется. Так что летать будет между заранее определенными площадками
      А это задача проще, чем в городе рулить, и система на самолетах уже отработана хорошо. Весьма вероятно, что хватит радара. Летают же самолеты без камер, и ничего.


    1. Hikkomori
      16.03.2018 12:55

      А собственно зачем они ему?
      По земле он передвигается только в рамках ВПП, в город такое не пустят, он же гигантский, как минимум не меньше сессны-172, у обоих размах крыльев 11 метров, а в воздухе визуальные органы чувств особо и не нужны


    1. Zmiy666
      16.03.2018 13:05

      да вообще-то датчиков там надо куда меньше чем у робомобиля. Летающему ненужны данные о светофорах, полосе движения, выпрыгивающих пешеходах, блондинках за рулями и тд. Объекты не возникают в воздухе из ничего, так что хватает и обычного рада чтоб отследить объекты вокруг и изменить свою траекторию в случае возникновения опасности столкновения (а радиус опасной зоны, в которую попадание объектов нежелательно, вокруг аэротакси заметно больше, чем у робомобиля и может быть десятки метров, это же не в пробке ездить). А садится эта штука будет скорее всего на специальные площадки, натыканные в каждом квартале, а не куда попало (на улицы и тд) значит ему надо просто убедится, что координаты соответствуют площадке, на ней нет людей и ее ничего не заграждает… там датчкиов надо совсем немного… к тому-же часть датчиков может быть на самой площадке… выходит, что тут у агрегата начинка куда проще, чем у робомобиля.


      1. Andrey_Epifantsev
        16.03.2018 15:05

        Интересно, а что произойдёт если площадка, куда нужно сесть уже занята и её не хотят освобождать?


        1. darthmaul
          16.03.2018 17:21

          Простой вариант: посадочная площадка представляет собой QR код, если он не читается — не садимся, вызываем диспетчера и летим куда укажут. Достаточно примитивной камеры.


          1. NeonMercury
            16.03.2018 19:12

            QR-код избыточен. Его можно частично загородить и он всё равно останется читаемым.


            1. DASM
              16.03.2018 19:16

              при обратной коррекции кода Рида Соломона (он там используется) легко выявить количество ошибок. Но вот если снег?


              1. rustavelli
                16.03.2018 21:14

                площадку можно сделать с подогревом, как тротуар перед мэрией на Тверской.


              1. arheops
                16.03.2018 22:52

                Если снег на площадке, то очевидно, не стоит на нее садится. Это значит, что за ней не следят. Мало ли чего там под снегом.


        1. artskep
          16.03.2018 22:32

          Площадки, я уверен, будут по типу вертолетных. Вполне низкотехнологичный забор (или замок на двери, если это площадка на крыше здания) решат большинство проблем.
          А если что-то не так, то охранника и полицейских никто пока роботами заменять не собирается. Прогнать чудаков с чужой собственности им труда не составит.


    1. selivanov_pavel
      16.03.2018 14:24

      В воздухе нет насыщенного трафика, управляемого не очень предсказуемыми людьми. Нет пешеходов, нет плотной разметки. Летать между заданными точками гораздо проще, чем ездить по городу.


      1. DASM
        16.03.2018 17:54

        я вот тут недавно читал о крупнейших авиакатастрофах, там на мое удивление, очень много случаев столкновения в воздухе. Вот не понимаю, вроде же небо большое, и пространство 3Д, а не 2Д на земле. Ну вот как так можно, если только не специально? Причем специально (имхо) — это совсем непросто угодить в другой самолет, когда оба на 850 км несутся встречно-поперечными курсами. И по правилам, емнип, 55 км — это уже у них опасная дистанция, которую избегают. 55 км! И они таки умудряются влететь друг в друга, когда сами то в длину менее 80 метров. А по высоте каждый из них и вовсе пару метров.


        1. DaylightIsBurning
          16.03.2018 18:12

          Возможно потому, что из всего этого 3Д лишь небольшая часть используется — «воздушные коридоры»


          1. DASM
            16.03.2018 18:16

            гм, сами себе ямы роют? Вики ничего разумительного не говорит, мол это для безопасности полетов (???)


            1. selivanov_pavel
              16.03.2018 23:02

              Думаю, это сильно упрощает управление трафиком. А в зонах плотного интенсивного движения — у аэропортов, например — это действительно повышает безопасность.


              1. DASM
                17.03.2018 00:03

                Странно это, если кто знающий расскажет то было бы хорошо. Мне кроме анекдота "сидит бомж на рельсе, подходит другой и говорит "подвинься" более ничего на ум не приходит. То ли артефакт старых времен (как например использование в авиации неэффективной АМ модуляции ) то ли еще что


                1. arheops
                  17.03.2018 02:37
                  +1

                  Все просто. В большинстве стран есть какое-то количество малой авиации, которая летает по принципу «лечу куда смотрю». Потому магистральная авиация летает только по коридорам и эшелонам. К тому же есть правила макс количества и расстояния по эшелонам.
                  Ну и в районе эеропорта все сильно усложняется, поскольку большие скорости, ограничения на макс и мин скорость и дугу разворотов достаточно существенные.


                  1. DASM
                    17.03.2018 04:54

                    А, тогда понятно, спасибо.


        1. Tarson
          16.03.2018 20:23

          Ну они же не равномерно летают по всему воздушному пространству. Даже в горизонтальном полете у них определенный эшелон и направление, по которому передвигается куча разных ЛА. Не говоря уже о том, что возле аэропортов все эти потоки сводятся в одну кучу, которую непрерывно разгребают диспетчеры. Там небо совсем маленькое.


          1. DASM
            17.03.2018 00:04

            Так вот и вопрос, кто им мешает более равномерно летать. А насчет тесного неба — так они ж на эшелонах сталкиваются, вот что странно. Совсем не на взлете посадке


            1. arheops
              17.03.2018 02:38

              Ну так не в зоне аеропорта вообще редко сталкиваются.


    1. numitus2
      17.03.2018 02:14
      -1

      К вашему сведенью первый авиа автопилот был где-то в начале 50-х годов и полностью аналоговым.


      1. nehrung
        17.03.2018 14:31

        Это ответ не мне. Вы не объяснили, причём тут автопилоты 50-х годов и их аналоговость.


  1. speakingfish
    16.03.2018 13:02

    Пока что никем не было продемонстрировано ни одного полёта пред-серийного электрического VTOL с человеком на борту. Что реально есть: DIY-разработки, Volocopter. Все остальные, заявляющие об успехах, не в состоянии продемонстрировать видео приличного качества без монтажа и склеек.


    1. Halt
      16.03.2018 17:15

      Показывали, давно уже.

      EHANG 184


  1. Caelwyn
    16.03.2018 13:16
    -2

    Интересно, почему именно самолёт, а не автожир. Там и безопасность повыше будет, длина взлётной полосы заметно меньше, вертикальна посадка.


    1. selivanov_pavel
      16.03.2018 14:25

      Нужен ещё вертикальный взлёт


      1. SHVV
        16.03.2018 22:53

        Некоторые автожиры (с автоматом перекоса) поддерживают вертикальный взлёт. Хотя, это всё равно весьма своеобразный взлёт.


        1. selivanov_pavel
          16.03.2018 22:56

          Интересно, не знал что такие бывают. Но это уже практически вертолёт получается, и по сложности и по стоимости


        1. arheops
          16.03.2018 23:04

          Не взлет, а прыжок ;) Раскручивается винт в нейтральном положении и за счет запасенной энергии делается прыжок при поворачивании лопастей. И там потом он сразу уходит в горизонтальный полет. Набор высоты на автожире сильно ограничен. А НЗ ни разу ни поля.


          1. SHVV
            16.03.2018 23:09

            Я и написал, «весьма своеобразный». В любом случае, взлётная полоса не нужна, только свободное пространство.


            1. arheops
              16.03.2018 23:45

              Ну, там необходим коридор достаточно большой, поскольку набор высоты у автожира даже меньше чем у самолета.
              + автожир в принципе не может вертикально сесть(режим с нулевой горизонтальной скоростью у него катострофический). Круто сесть — да. Развернутся на 50м на 180 градусов — да. А вот вертикально — нет.


              1. SHVV
                17.03.2018 01:18

                Вроде как изменяемый шаг должен помогать и сесть вертикально. Но по манёвренности ему с мультикоптером, конечно, тягаться бесполезно. А условиях города тем более.


                1. arheops
                  17.03.2018 01:23

                  Нет, там же раскручивание выполняется набегающим потоком. Он принципиально не может сесть вертикально. Более того, такой маневр и вообще любые маневры с отрицательной нагрузкой допускать нельзя.
                  Зависнуть на какие-то секунды — можно, но это потенциально аварийно ибо вы не можете посчитать энергию в несущем винте и насколько ее хватит. Тоесть это выполняется только если у вас задача — хоть както сесть. Штатно — запрещено.
                  Как только вы горизонтально замедляетесь до какой-то критической скорости(порядка 50кмчас) у вас есть 1-2 секунды на разгон или вы падаете. Уменьшение скорости ротора меньше N — падаете. В падении можно попытатся перейти на вертолетную авторотацию, но это надо МНОГО высоты. А учитывая компоновку при этом вы пойдете вперед, а не вертикально.
                  Вы не сможете уговорить контролирующие органы, что такой режим у вас штатный.


                1. arheops
                  17.03.2018 01:30

                  А вот, у него винт назад в норме. Короче, чтоб сесть вертикально на авторотации вам прийдется сделать и изменяемый шаг(в конце увеличить, чтоб сбросить скорость падения), и изменяемый наклон оси(чтоб падать ровно). Что как-то слишком сложно, проще тогда уже вертолет.
                  С маневренностью у него неплохо относительно(круг метров 50-100). Но задеть чтото винтом(10м) — все.


    1. saag
      16.03.2018 14:27

      здесь очевидно важен был вертикальный взлет, с крыши здания, где ВПП как то не очень предусмотрена, ну и ради экономии энергии использование подъемной силы крыла


    1. SHVV
      16.03.2018 22:54

      Автожир вроде как довольно шумная штука. Хотя, этот самолёт в живую мы тоже не слышали.


  1. DaylightIsBurning
    16.03.2018 14:46
    +1

    Вместо двух тяжелых реактивных двигателей можно использовать несколько электромоторов, которые гораздо менее тяжелые.

    Это же пропеллерный самолёт, при чём тут реактивные двигатели? Самолётные двс бывают до 150 кг, например en.wikipedia.org/wiki/Lycoming_O-360


    1. Popadanec
      16.03.2018 15:34
      +1

      с возможностью вертикального взлета/посадки. На ДВС такие строили. Но это сложная и тяжелая система синхронизации и высокие шансы на аварию, плюс инерционность и загрязнение выхлопом.
      Десяток электромоторов чуть ли не на порядок надежней десятка ДВС на аппарате.


      1. DaylightIsBurning
        16.03.2018 16:47

        Да, поэтому интересней было бы именно так и сравнивать: системы с несколькими ДВС против систем с несколькими электродвигателями + аккумуляторы. На малых скоростях пропеллерные самолёты намного эффективней реактивных, так что сравнение с ними не совсем уместно.


      1. Priapus
        16.03.2018 17:45

        Наверняка можно использовать комбинированую схему, что должно сильно увеличить дальность полета, кстати. Маршевый двигатель — ДВС, а пропеллевы вертикального взлета/посадки электрические.


        1. DaylightIsBurning
          16.03.2018 18:08

          Тоже любопытно, почему так не делают. И безопасность в порядке, достаточно иметь аккумуляторов на 5 минут для экстренной посадки.


          1. Popadanec
            16.03.2018 18:34

            Если планируется эксплуатация в городе, то решающим фактором может стать шум.


        1. vanxant
          16.03.2018 21:07

          Вариант: бензогенератор


  1. REPISOT
    16.03.2018 14:49

    Умные электрические роботакси
    Непонятно употребление термина «умные».
    То есть роботакси могут быть не умные? Без электроники? Без ПО?

    P.S. Кстати это относится ко многим устройствам. Уже вон и «умные» ключницы есть.


  1. agat000
    16.03.2018 16:20

    Согласно данным New York Times, компания подписала договор с правительством этой страны. Основное положение договора — разрешение регуляторов на полеты аэротакси.


    Вооот, правильные люди, начали с самого главного. Ну и страну для обкатки выбрали правильно — не бедную, с проблемой расстояний и минимальным воздушным трафиком.


    1. hippohood
      17.03.2018 08:58

      Проблемы расстояний это такси не решает, поскольку используется только внутри города. По идее решает проблемы пробок и плохой связности, которых в НЗ вроде нет. Ему в Дубаи надо


  1. Rusli
    16.03.2018 17:36

    Отличный пример, показывающий, что разумное законодательство — это бесценно. Самолетик разработан в США, а мог быть из любой другой страны. Главное, что летать будет в НЗ.
    Только вдумайтесь: даже если бы его разработали в России, то нам это не принесло бы никакой пользы, он все равно летал бы в Новой Зеландии!


    1. WoWtchik
      16.03.2018 18:15

      даже если бы его разработали в России, то нам это не принесло бы никакой пользы

      Почему? Экспортный контракт — налоги, престиж.


      1. DASM
        16.03.2018 18:17

        как потом объяснять, как плохо они там живут?


        1. Sonikelf
          16.03.2018 19:59

          А дальше всё просто. Громко запретить, а потом сделать свой: «Первый, лучший и не имеющий аналогов, со средней оценкой 2,9 как лучшей»