Мы решили исправить ситуацию и рассказать о бизнес-процессах максимально просто — так, чтобы каждый смог понять, во благо они бизнесу или ну их, и так нормально сидели. Поэтому сегодня без нотаций, сложных схем и рекламных обзоров. Итак, вводные: «Всё есть процесс», «Процессы есть у всех», «Если вы не любите бизнес-процессы, вы просто не умеете их готовить». Поехали.
Pikabu.ru. Типичная организация процесса в компаниях любого уровня: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там».
На мысль об этой статье нас натолкнула собственная же статистика. Дело в том, что в RegionSoft CRM встроен модуль бизнес-процессов, которым мы гордимся: нативный графический + логический редактор, простое управление, возможность проектировать самые сложные процессы без знания программирования. Но нет.
Функциональностью бизнес-процессов пользуются около 12%-14% клиентов. Это мало, это непонятно, это странно — иметь надёжный и простой инструмент и игнорировать его.
За проверкой гипотезы (на самом деле, мы и так знаем ситуацию, но всё же) идём в Google Trends. Собственно, это всё, что нужно знать про интерес российского бизнеса к бизнес-процессам:
- зона интереса — крупные мегаполисы, где сосредоточены большие и продвинутые в ИТ-плане компании
- уточнение интереса (конкретные запросы) — скорее образовательные: «бизнес процесс пример», «бизнес процессы», «бизнес процесс это» и т.д.
- с 2008 года стабильное падение интереса (влияние кризиса).
Что такое бизнес-процессы?
Бизнес-процессы — это цепочки действий и событий, которые происходят в компании и приводят к конечному результату. Пример: приём на работу и адаптация сотрудника, закупка и запуск ПО, рассылка и т.д.
Процессы могут быть однократными (например, это разработка корпоративного сайта компании) и цикличными, повторяющимися (подготовка рассылки, производство продукции и т.д.). Также процессы могут быть укрупнёнными (проведение рекламной акции) и дробными (разработка дизайна баннеров). Дробные процессы могут входить в состав разовых проектов или разных процессов (например, разработка дизайна баннеров может быть для рассылки, для контекста, для оформления виджета на Хабре и т.д.).
Получается, что бизнес-процессы есть в каждой компании и часто они работают не так, как хотелось бы. В случае стихийных, неотлаженных и неавтоматизированных процессов, цель достигается довольно сложным путём, с проблемами и провалами в коммуникации. Реализация основной массы задач и этапов происходит непосредственно перед дедлайном.
Если в компании бизнес-процессы не отлажены, они приводят к потере средств, сил, нервов и в конечном итоге к проигранной конкурентной борьбе — просто потому что все негативные тенденции обязательно сказываются на отношениях с клиентами. Такие процессы могут быть:
- неэффективными — при больших трудозатратах приносить минимально приемлемый вариант, задействовать слишком много ресурсов;
- медленными — из-за несогласованности участников процесса и отсутствия чётко обозначенных этапов и сроков, отведённых на каждую задачу;
- ненадёжными — такие процессы приводят не к ожидаемому результату, а к его частичной реализации либо к полному отсутствию итогового результата;
- дублирующимися — не самый плохой вариант, однако такие процессы перегружают работников и потребляют больше ресурсов, чем это делает один оптимизированный процесс;
- избыточными — слишком большое количество этапов, задач и связей перегружают процесс, и в итоге достижение цели откладывается либо обходится слишком дорого;
- неработающими — без комментариев, это явно кризисное явление (такое происходит, например, в случае, когда подразделения не обмениваются информацией: технари разработали новый софт, маркетологи придумали продвижение, 15 октября всё выгрузили на сайт и в сторы, а продажники об этом даже не слышали, поэтому не могут отвечать на вопросы клиентов и работать в принципе);
- лишними — в компании сохраняются старые процессы или процессы, которые стали неактуальными в рамках текущей деятельности; худший вариант, когда такие цепочки обязательны к исполнению.
Откуда столько бед с бизнес-процессами?
Наверняка, дочитав до этого места, вы уже узнали хоть какие-то черты своей компании (иногда и сразу несколько). И так происходит со всеми — на бизнес-процессы оказывают влияние множество факторов, от технологических до психологических, поэтому тут всё, как по поговорке: абсолютно здоровых компаний не бывает, бывают недообследованные.
Первая причина кроется в том, что процессы включают в себя очень много человеческого труда. Если нет автоматизации, то почти всё делает человек: выписывает документы, совершает звонки, вносит или не вносит задачу в календарь, выполняет свою основную деятельность. У каждого сотрудника своя мера ответственности, пунктуальности, добросовестного отношения к работе и т.д. А поскольку в каждом процессе задействовано несколько человек, ошибки накапливаются и выливаются в сорванный процесс или в совсем не тот результат, который необходим.
Например, программное агентство работает в Казани. Заказчик из Владивостока просит доработку, допустим, CRM-системы в кратчайшие сроки, поскольку через неделю запускает новую линейку продукции. Доработка — сущая мелочь, нужны требования и подписанное ТЗ. Менеджер из Казани должна утром связаться с заказчиком, опросить его, согласовать детали и получить документы. Но она вспоминает об этом в 17:00. Всё, как минимум сутки простоя программистов по этому проекту обеспечены — им теперь нужно смещать проекты, перепланировать время, чтобы смочь взять проект в работу как только появятся конкретные требования. Процессы «поехали».
Вторая причина — плохой контроль. Мы уже сотню раз писали в своих статьях о том, что контролировать нужно не то, как работает человек, а то, какие показатели и какое качество он выдаёт. Сегодня пошла какая-то повальная мода следить за каждой секундой рабочего времени, а итог всё равно г****. Знаете, в чём причина? Люди а) боятся б) имитируют так, как угодно системе (вот я сижу за компом, у меня открыт очень важный документ и я уже 2 часа гоняю в нём пару строчек / пишу и переписываю код одной функции). Это плохой контроль. Хороший контроль — это умение так поставить задачи и увязать с ними мотивацию, чтобы сотрудник сам с радостью организовал своё рабочее время и выполнял задачи (тут как раз речь о делегировании, методологиях разработки и системе KPI, если речь идет о менеджерах и коммерсах).
Третья причина «болезней» бизнес-процессов — плохая циркуляция информации внутри компании. Нет ничего хуже, когда все решения директивно спускаются сверху, а отделы ведут междоусобные войны, чтобы доказать свою важность и вес. Информация в компании должна проходить свободно как по горизонтальной, так и по вертикальной иерархии, каждый сотрудник имеет право запросить необходимые для работы данные у соседнего отдела или руководителя и обязан предоставить данные по первому запросу коллег. Конечно, самый яркий пример таких отношений — это вечная, почти священная война маркетинга и продаж. Но бывают истории и похуже — например, когда воюют разработка и отдел тестирования.
Конечно, в зависимости от сферы деятельности и особенностей оргструктуры могут быть и другие причины сбоев в работе процессов, но эти три универсальны для всех: от рекламного агентства до центра управления полётами.
Что делать с бизнес-процессами?
Если вы бывали в разных сетях фастфуда, то наверняка заметили, что Макдональдс по скорости, качеству обслуживания, наличию всего ассортимента и точности выполнения заказа на голову обходит своих ближайших конкурентов. Хотя принцип всё тот же: франшиза, молодые сотрудники, над ними менеджеры, полуфабрикаты с высокой степенью готовности, автоматизированные кассы и отправка заказа на кухню (тут есть нюансы, но не для этой статьи). Причина простая — именно в Макдональдс процессы идеально отлажены и максимально автоматизированы. И задача менеджера не бежать на кассу отменять заказ, а поправить подчинённого при первой же оплошности, а не когда это заметил клиент. В итоге клиенты довольны, а работать легче, потому что часть ответственности лежит на самом процессе, ты всего лишь часть цепочки.
А если вы при этом были, например, на крупных фудкортах ТРЦ, то могли увидеть, как томящиеся ожиданием клиенты иногда меняют дислокацию в очереди на очередь к соседнему вендору и уже через считанные минуты удаляются на место с полученным заказом. Вот тут мы и подошли к главному. Бизнес-среда для большинства компаний — тот самый фудкорт, тесный закрытый рынок товаров и услуг. Если завтра сотрудники RegionSoft плохо обслужат клиента, желающего купить RegionSoft CRM, он не станет ждать, когда главный надаёт подзатыльников и решит вопрос — он уйдёт к конкурентам. И клиента не будет волновать, что мы безопасные, функциональные, мощные, недорогие и что наша система ультра скоростная. Его будет волновать, что процесс дал сбой и ему некомфортно.
Совершенствование бизнес-процессов — это ваша конкурентоспособность и залог выживаемости на рынке. Слабые, не выстроенные процессы, кроме недовольства клиентов, повлекут за собой увеличение затрат, снижение доходов и низкую мотивацию сотрудников (авралы, суета и ругань очень быстро демотивируют). Если хотите, бизнес-процесс — это своеобразная гибкая методология для всей компании, а не только для разработки (это пояснение для айтишников).
Итак, какие плюсы даёт автоматизация бизнес-процессов?
Формальная прописанная логика и чёткое исполнение. Автоматизированный процесс — это «запрограммированная» модель, доступные данные и логирование всех действий. За смену этапов, уведомления, документы, письма и ещё некоторые атрибуты отвечает программа — именно она от раза к разу запускает всё в нужные сроки и заданные интервалы времени (17 апреля запустить экземпляр процесса, 18-го отправить напоминание участникам А и Д, 19-го на основании работы А и Д сформировать счёт и отправить в оплату, отправить уведомления Е, напоминания Б, Ж, З, 22-го на основании всей выполненной работы сформировать отчёт и отправить Х).
Обоснованность решений. Бизнес-процессы пронизывают всю деятельность компании и, когда они автоматизированы, накапливается точная и актуальная информация о клиентах, сделках, ассортименте и т.д. То есть, допустим, если у вас BPM встроен в каком-либо виде в CRM-систему (как, например, это сделано в RegionSoft CRM), то все данные в течение реализации процесса разносятся по своим таблицам, а значит, появляется информационная база для анализа и обоснования принимаемых решений. Кстати, в «чистых BPM-системах» вся информация также накапливается, но не всегда в том разрезе, в каком она необходима для оперативной работы.
Быстрая и качественная работа команды. Поскольку в бизнес-процессе прописаны все этапы и ответственные, команда работает как единый механизм, передавая от сотрудника сотруднику эстафетную палочку. Каждый на своём месте знает, что необходимо делать и уверен, что вся предыдущая работа выполнена (иначе система не продолжит процесс, а уведомит о нарушениях одного из звеньев). Это очень удобно — опираться на формальную модель и делать реальную работу, то есть фактически действовать по чёткому плану для всей команды и для каждого звена в отдельности.
Рост производительности труда. Всё просто: часть работы перекладывается на программу, поэтому «вкалывают роботы, счастлив человек». Чаще всего автоматизируются именно рутинные процессы (то есть те, которые циклично повторяются и требуют однообразного труда, поддающегося формальному описанию), поэтому у сотрудников появляется больше времени для работы, нацеленной на общение с клиентами, развитие продукта и т.д.
Вот например, статья на Хабре или в Форбс в большой компании. Автор выбирает тему, списывается со всеми, согласует, потом пишет, всем пишет, что написал, все читают, вносят сто миллионов правок, он снова пишет, все читают и т.д., потом кто-то мастерски это дело верстает, ищет/рисует картинки и т.д. Море формальной переписки, которую можно заменить на оповещения по действию «Файл загружен». А высвободившееся время можно направить на более глубокую работу с текстом.
Гибкость компании по отношению к изменениям. Увы, в наше время изменения могут прилететь откуда угодно: уволились сотрудники, принят новый закон, наложили санкции на санкции и вот уже бизнес вынужден адаптироваться к изменениям. Даже если они очень хорошие, для компании это всегда стресс. Автоматизированные процессы легко изменяются и ориентируются под новые условия — бизнес быстро перестраивается на нужные рельсы. Сегодня гибкость и умение адаптироваться — залог успешной эволюции бизнеса на рынке. К сожалению, бюрократизированные неповоротливые динозавры вымрут.
Эффективность удалённых сотрудников, географически распределённых подразделений. Если вы хотите, чтобы все те, кто находится дальше, чем 1 км от вашего офиса и работают у вас в компании, были интегрированы в команду, а не выполняли свою монотонную работу как аутсорсеры, бизнес-процессы для вас важны. Включите сотрудников в процесс, распределите роли, назначьте контрольные точки, автоматизируйте их труд и в итоге все будут равно вовлечены в командную работу, вовремя проинформированы и, главное, результативны.
Года три назад в одной из зарубежных аналитических статей я прочитал хорошее разъяснение важности процессов на примере Википедии. Этот проект = мега распределённая команда (весь мир) + мега рутинные задачи (тексты, правки, фактчекинг) + мега отлаженный процесс с максимальной автоматизацией. В итоге за счёт постоянного улучшения регламентов, форм, коммуникаций так называемая «совместная анархия» обрела классную и полезную форму.
Снижение рисков и рост уровня информационной безопасности. Мы уже писали о том, что автоматизация сама по себе играет важную роль в укреплении информационной безопасности, но бизнес-процессы помогают контролировать каждую точку реализации задач внутри проекта, и в случае чего можно немедленно обнаружить проблему и приступить к снижению рисков наступления неблагоприятного исхода.
Открытость и прозрачность процесса для всех его участников — это как раз тот самый фактор безопасности. Каждый может видеть, кто на данный момент выступает владельцем процесса и на ком задача застряла. Когда в компании внедрено автоматизированное управление бизнес-процессами (например, в CRM-системе), человеческий фактор сводится почти к нулю, потому что перекладывать ответственность и по-партизански молчать о провале не имеет смысла, когда в интерфейсе программы видно, кто протянул время, упустил задачу и не выполнил работу в срок.
Полная субординация и согласованность внутри команды, поскольку все роли распределены внутри процесса и можно в два клика обратиться к любому участнику.
Защита непрерывности бизнеса от кадровых проблем. HR-проблемы случаются постоянно: болезни, отпуска, текучка кадров (особенно, среди продажников, телемаркетологов, менеджеров среднего звена и т.д.). Когда сотрудник выпадает из рабочего процесса, это всегда определённый кратковременный (или не очень) коллапс в зоне его ответственности. Автоматизированный бизнес-процесс легко перенастроить, назначив нового сотрудника — и всей команде сразу будет понятно, кто за что отвечает. Опять же, коллапс будет, но минимально короткий и без последствий со стороны организации процесса.
Ускоренная адаптация сотрудников. Вообще, новые сотрудники сегодня и лет 10 назад разительно отличаются. Если раньше даже самый блистательный сотрудник первое время включался в работу и никак себя не проявлял, то сегодня можно встретить таких, которые в первый день демонстрируют активность. Конечно, чаще всего такая активность — головная боль всей команды, но и руки отбивать этим ребятам не хочется. Включение новичка в бизнес-процесс, который он может видеть, помогает ему максимально быстро адаптироваться, а заодно не выйти за рамки своей ответственности. Субординация соблюдена, проект как на ладони, коммуникации с коллегами очевидны — можно спокойно работать. Тут же раскрывается ещё одна ценность процессов — аккумуляция и трансляция бизнес-знаний.
Развитие культуры работы и культуры взаимодействия. Опять же, повторюсь, что все сотрудники разные и особенно выделяются интроверты и экстраверты, которым трудно сойтись и начать работать на единый результат. Отлаженный процесс учит сотрудников культуре коммуникации и взаимодействия, делает отношения комфортными и прозрачными. Например, интроверту-тестировщику Васе не нужно в страхе спрашивать всех, кто отвечает за дизайн, чтобы спросить, кто из 7 удалёнщиков делал локализацию, потому что там в переводе интерфейса опечатка. Он открывает текущий процесс, смотрит, кто конкретно переводил и пишет в любом мессенджере своё замечание.
Измеримость и оценка результата. Автоматизированные процессы накапливают море информации, могут измеряться (отчёты, KPI), журналируют информацию и всегда красноречиво демонстрируют, достигнут результат или нет. В случае, если вам кажется, что причиной неудачи послужила неоптимальная архитектура процесса, её всегда можно исправить, перенастроив параметры в редакторе процессов.
А что такое BPM-системы и какую выбрать?
BPM-системы — это как CRM, только BPM. Шутка. Это программное обеспечение для моделирования и работы бизнес-процессов. BPM-системы правда чем-то похожи на CRM-системы и относятся к классу корпоративного ПО. В интерфейсе такой системы создаются модели процессов (чаще всего с помощью нотации BPMN 2.0 или в нативном редакторе), появляется графическое и логическое представление, сохраняется на сервере, потом запускаются экземпляры процессов на десктопе или в web-браузере. Сама по себе BPM-система, в отличие от CRM или ERP, не может обеспечить сквозную автоматизацию бизнеса, поэтому нередко требует интеграций (часто у вендоров есть сразу несколько систем). В конечном итоге BPM-системы довольно дороги, сложны в управлении и в чистом виде нужны компаниям с ну очень сложными процессами (промышленность, гос. закупки, экспорт, наукоёмкие производства и т.д.). Откровенно говоря, лучше, чем на картинке ниже, и не расскажешь, они зачастую реально античеловечные и монструозные:
Но и без бизнес-процессов в компании любого уровня совсем плохо, поэтому вендоры CRM-систем не растерялись и включили модули для моделирования и управления процессами в свои системы. Мы не будем называть конкретные бренды, но прямо скажем — получилось это у всех с разной степенью успешности: кто-то втащил себе BPMN 2.0, кто-то взял элементы нотации и превратил её в совершенно убогий интерфейс, а у некоторых вышло очень даже хорошо, внятно и по-деловому. И это оптимальный вариант для большинства компаний — универсальное решение без трудностей интеграции и обмена данными.
Мы ввели бизнес-процессы еще в релизе RegionSoft CRM 5.0, собрали данные и отзывы, сами поработали в системе, поняли свои промахи, оценили достижения и в версии RegionSoft CRM 6.0 провели глубокий рефакторинг модуля бизнес-процессов, который перекочевал и в более поздние версии. Опыт показывает, что в нашем редакторе можно настраивать и запускать максимально сложные процессы.
Итоговая модель готового процесса: слева список этапов, правила переходов и параметры, справа — наглядное графическое представление процесса (диаграмма процесса, она же workflow).
Настройка каждого этапа процесса включает в себя указание ответственных, автоматическое создание задач, управление контрольными сроками, возможность паузы внутри процесса, различные способы уведомлений пользователей и клиентов и т.д. Также каждому этапу присваивается приоритет.
Пример того, как выглядит окно настройки действий при просроченном завершении этапа — возможно уведомить любых заинтересованных лиц, сразу можно оценить причины проблемы и примерный сдвиг сроков.
Также можно создать пользовательские переменные и использовать их при моделировании процессов. Значения переменных могут быть инициализированы с помощью программных сценариев, написанных на открытом языке программирования PascalScript.
Все действия внутри экземпляров процессов и состояния процессов журналируются, в журналах можно посмотреть статус процесса, этап, открыть карточку с подробностями. Количество запущенных экземпляров процессов также отображается в панели «Ассистент» (в левой части интерфейса системы. Кстати, на этом скриншоте как раз можно видеть журнал, открытый поверх рабочего стола RegionSoft CRM.
Ну ок, система есть, что дальше, как проектировать бизнес-процессы?
Если речь идёт о небольшой компании с тривиальными процессами, моделирование реализуется довольно просто даже менеджерами, не имеющими навыков программирования. В общем случае моделирование бизнес-процессов можно представить в виде такой схемы:Сам по себе бизнес-процесс — это маршрут выполнения одной большой задачи, состоящей из нескольких этапов. Исходя из этого и нужно над ним работать.
- Проанализируйте существующие процессы, вычлените главное, исключите лишнее и попробуйте набросать схему на бумаге. Небольшой лайфхак: если вы не знаете, как подступиться к этой процедуре, записывайте сами и попросите сотрудников записывать всё, что они делают в течение дня — таким образом можно будет выявить рутинные задачи и приступить к их формальному описанию.
- Зафиксируйте цели процесса — обозначьте, зачем он нужен, какие задачи он решит и какую часть деятельности покроет. Подумайте, какие критерии успешного завершения у конкретного бизнес-процесса.
- Составьте план процесса — шаги, ведущие к результату. Выделите крупные этапы и детальные вехи внутри этих этапов. Пропишите ответственных, примерные сроки и промежуточные результаты для каждого этапа.
- Составьте на бумаге подробную схему со всеми параметрами, обсудите итоговый вариант с ответственными, внесите окончательные правки.
- Создайте модель бизнес-процесса в CRM или BPM-системе, сохраните.
- Запустите тестовый экземпляр процесса, прогоните его на тестовых данных, внесите исправления.
- Запустите процесс в реальном рабочем режиме.
- После того, как бизнес-процесс завершится, проанализируйте результат, ход, сроки, журналы процессов. При необходимости оптимизируйте модель.
- Запускайте экземпляры бизнес-процессов по мере рабочей необходимости.
- В случае изменений не бойтесь провести реинжиниринг всех существующих процессов.
Работая с бизнес-процессами, учтите пару важных моментов:
- Бизнес-процесс должен быть повторяющимся (цикличным) и конечным, то есть направленным на достижение результата. Отказ — это тоже результат. Моделировать бизнес-процесс для единоразового использования практически всегда нецелесообразно (в таких случаях лучше создавать проект).
- Каждый процесс должен иметь обязательный набор атрибутов: начальный и конечный этапы, человеческие (ответственные, звонки) и автоматические (добавить задачу в календарь, сформировать отчёт, отправить уведомление или напоминание) компоненты, сроки.
Когда начинать автоматизировать бизнес-процессы?
Ответ на этот вопрос лаконичный: сразу, даже если вы только что создали компанию. Давайте не будем лить воду, а посмотрим сразу на примере, какие процессы есть даже в самой молодой компании.
- Приём заказа покупателя и его обработка;
- Заказ товара у поставщиков; Работа с подрядчиками;
- Доставка заказа покупателю;
- Обработка обращения, сервис-деск, прием товара в гарантийный ремонт или сервис;
- Работа служб телемаркетинга и доведение клиента до сделки в холодных продажах;
- Согласование документов разными отделами или сотрудниками внутри компании;
- Процессы в информационных технологиях: ввод и обслуживание ПК, администрирование, инциденты и т.д.
Все перечисленные процессы цикличны, некоторые из них будут усложняться и развиваться, поэтому чем раньше вы начнёте, тем быстрее и проще окажется дальнейший реинжиниринг.
Ну и конечно, если у вас клубок устоявшихся процессов и вы не знаете, за что потянуть, тем более стоит посмотреть в сторону автоматизации.
Управление бизнес-процессами никогда не остаётся без эффекта. По данным исследования AIIM, компании, обратившиеся к BPM, получают до 41% роста ROI. 62% отмечают улучшение коммуникации между сотрудниками компании, 33% — сокращение бюрократии и уровней согласования, 42% — большую организационную гибкость.
Внедрить и автоматизировать бизнес-процессы — это значит перестать решать бизнес-задачи как задачи и перейти на уровень управления по целям, работать на результат. Это значит больше свободы рук и голов от рутины и суеты, меньше конфликтов и корпоративных войн. Бизнес-процессы — это не фишка для избранных и великих, не прерогатива Газпрома или Росатома, это прозрачный, удобный и доступный всем рабочий инструмент, значительно улучшающий дела в компании. Так что, если у вас есть CRM (или планируется к внедрению), не игнорируйте возможности — пользуйтесь ими. Будьте уверены: спустя короткий промежуток времени вы будете говорить «Процесс пошёл» и с удовольствием запускать очередной его экземпляр.
Наш сайт с абсолютно десктопным ПО для бизнеса и нашей флагманской RegionSoft CRM.
Наш пока живой Телеграм-канал BizBreeze. Всякое про CRM и бизнес, по уму, без копипаста и на 90% без рекламы. Подписывайтесь.
Комментарии (17)
reinvent
25.04.2018 14:20Спасибо за статью.
По данным исследования AIIM
Дайте, пожалуйста, ссылку на исследование.
Каково место бизнес-процесса в agile-командах?
RegionSoft
26.04.2018 17:20+1Ссылка на описание результатов исследования.
Что касается agile, то почему бы и нет? Разве там нет процессов, которые можно выделить, описать и автоматизировать? Более того, многие аджайл-команды сами стремятся создавать что-то вроде процессов и используют для этого специальный или доступный софт для управления проектами.
VolCh
26.04.2018 19:32+1Перевод статусов в джире — уже использование средств автоматизации бизнес-процессов :)
reinvent
27.04.2018 07:48В jira есть базовые бизнес-процессы, в trello их нет.
В agile-командах бизнес-процессы меняются в ходе реализации проекта, мало того, в рамках одной организации могут быть разные бизнес-процессы в зависимости от команды.VolCh
27.04.2018 09:42В trello вроде тоже есть перетаскивание задач из одного статуса в другой с уведомлением заинтересованных лиц.
Так никто не мешает в той джире создавать разные флоу для для разных проектов.команд и менять их под текущие потребности.
enjoykaz
25.04.2018 17:26-5А в каком году вы запускали продукт? Почему интерфейс продукта которым вы гордитесь выглядит мягко говоря устаревшим? Это рассчитано на целую аудиторию 1С что-ли?
Fortisa
25.04.2018 18:05+7Вот вы сейчас неоправданно саркастически высказались. Я посмотрела интерфейсы и мне они доступнее, понятнее и полнее, чем флэт и материал от модных хипстерских решений. Воротить дизайн в ущерб юзабилити — грех многих бизнес-разработчиков. В конкретном случае, как я поняла, мы имеем дело с весьма навороченной системой для работы больших серьезных компаний. Не знаю, как вам, а мне надо ехать, а не шашечки. Кстати, целевая аудитория 1С — весь российский бизнес так-то.
enjoykaz
25.04.2018 19:21Я бы может и промолчал, если бы не работал с BPMN и не знал о решениях от того же www.terrasoft.ru/crm/bpmn или www.bizagi.com/en/products/bpm-suite/studio
А если говорит о формах, то еще и airtable.comFortisa
25.04.2018 20:12+4Аха, я кстати, увидев ваш пост про эмиграцию, сразу просекла, что вы к Терасофту имели отношение. Ну что я скажу. Автор поста скромно как-то не упомянул конкурентов (видать, этика рынка), а я вот работала с Терасофт именно в части процессов bpm’online. Это понты, помноженные на бабло. Несчастные менеджеры имеют свой мозг нотацией, адски платная техподдержка предлагает «мы и пирожные за вас есть будем, ага, только платите». Плюс бесчеловечное разделение продукта. Десктопный Терасофт 3.0 был лучшим из того, что делала эта компания. А выглядел так себе, если вашими словами. Я прямо завтра обязуюсь скачать демку Регионсофт, сравнить с текущим терасофтом и выложить прям вам в комментарий.
enjoykaz
25.04.2018 20:16Никакого отношения к Терасофту никогда не имел, кроме того что знаком с этим продуктом ?\_(?)_/?
В том числе не знаю не одного человека, кто бы там работал.
Можете даже сделать обзор BPMN инструментов, мне так точно было бы интересно посмотретьSubrisk
25.04.2018 20:18Я давно-давно делал habr.com/post/245205 с участием обоих, девушка права в оценке. Хорошо бы обновить обзорчик! Даешь баттл!
VolCh
25.04.2018 21:12+1Сами сбиваетесь, говоря о внедрении бизнес-процессов :)
По-моему, многих бизнес-пользователей отпугивает сама формулировка терминов, начиная с самого «бизнес-процесса», его «экземпляров», «состояний», «акторов», «подпроцессов» и т. п.
Как мне кажется, простые «исконно русские» слова «регламент», «инструкция», «маршрутная карта», «исполнитель» куда больше способствовали формализации и автоматизации бизнес-процессов.
Возможно, куда большую эффективность имела бы схема введения во всё это через написание инструкций, а не графические схемы с непонятными элементами.
WHATrushka
26.04.2018 10:26+1Очень интересная статья, спасибо автору. Вот только в подписи первой картинки присутствует ошибка в домене стороннего портала. Не Cabu, а Kabu.
Mikuhairo
26.04.2018 16:26+1Написали замечательную статью, спасибо.
Но почему ваш сайт из глубокого прошлого?
TiesP
Интересно, особенно примеры. Такой вопрос возник — а реализовано ли у вас ветвление БП? Например когда из точки 1 запускается два процесса (например, разные сотрудники параллельно выполняют задачи) и например, к точке 4 эти два процесса должны быть оба выполнены, чтобы перейти к точке 5. Понятно, что это редкая ситуация, но всё же.
Axelus Автор
Да, в RegionSoft CRM могут порождаться дочерние бизнес-процессы, а на любом из этапов можно обеспечить режим ожидания какого-либо события, например завершения дочернего процесса, чтобы материнский смог двигаться дальше.
Можно также разработать бизнес-процесс, который будет двигаться по этапам вообще без каких-либо действий пользователей. Он будет отслеживать выполнение требований, и как только они будут выполнены, процесс будет автоматически переходить на соответствующие этапы, а нужные люди уведомляться об этом. Вообще создание бизнес-процессов — это интересная, хотя порой и довольно сложная с технической точки зрения задача. Зато когда это все начинает крутиться и работать — возникает просто магия :)