Ещё с прошлого месяца на Хабре, да и на других сайтах, стали появляться прогнозы о том, что нас ждёт в 2019 году: кто-то пишет про свои новые фичи, кто-то про тренды рынка, думается, что будет много итогов и споров о том, за какими технологиями окажется наступающий 2019-й. Конечно, все мечтатели и визионеры ждут прорывов в AI, VR, BigData, а реалисты — новых роботов от Boston Dynamics и сюрпризов от регуляторов. Мы тоже ждём роботов, уж очень они прикольные. А сегодняшний пост мы хотим посвятить тем вещам и принципам, которые должны переходить из года в год и никогда не исчезать из трендов (некоторые, увы, исчезают). Итак, наш непрогноз.
Источник. Просто у нас, как во всех порядочных IT-конторах, есть свой шаман (опционально — чукча), особенно, когда винды ёкхэрэ.
Наша компания RegionSoft Developer Studio занимается разработкой и внедрением программного обеспечения для бизнеса. Наша любимица, гордость и флагман — RegionSoft CRM, а ещё RegionSoft CRM Media, а ещё RegionSoft Application Server, а ещё… На самом деле, мы всё любим и выбрать не сможем. Суть в том, что в нашей команде нет красиво пишущих филологов, переводчиков, готовых генерить контент на основе источников, и даже маркетолога c МВА у нас нет. Мы тут почти все по образованию инженеры и прочие технари, ну и немного философы. Поэтому взгляд на тренды сугубо субъективен.
Ну что, поехали, вне трендов.
Профессионализм — высшая ценность в работе любой компании, которая тянет за собой и продуктивность, и результат, и хорошие продукты, и выручку и проч. Не важно, чем вы занимаетесь: разработкой, тестированием или кодингом на позиции джуниора, вы должны быть профессиональны в каждом конкретном промежутке времени. Не бывает профессионала в конце карьерного роста — бывают профессионалы на своём месте: профи это не только тимлид, но и парень-стажёр, выполняющий ручное тестирование (он должен знать эту сферу от и до). Только в таком ключе профессионализм нарастает и приносит пользу. Не бывает так, чтобы вы сидели-сидели, а потом — бац — и стали супер профессионалом. Только въедливость (но не в мозг коллег!), внимание к деталям и постоянное развитие приведут к стабильному росту.
Отношения внутри компании. Сегодня у нас с вами сложился век особых коммуникаций: большую часть времени мы общаемся онлайн, нередко пренебрегаем нормами поведения, а потом выходим в зону реального общения и транслируем часть шаблонов вовне. Да, нам тоже этот расклад не нравится, особенно с учётом того, что на тональность и вектор отношений влияют старые как мир факторы: усталость, личные проблемы, здоровье и проч. Реальность такова, что нужно аккуратно выстраивать отношения: увы, даже если вы ультра профессионал, но кому-то покажетесь некомфортным (мы избегаем слова токсичным, оно отвратительно), вы легко можете потерять работу. Поэтому старайтесь выстраивать линию сдержанного, уважительного поведения даже относительно коллег, которых хочется назвать чем-то неприличным. В конце концов, каждый делает своё дело.
Подход к подбору персонала. В каких-то регионах установился рынок работодателя и компании могут выбирать работников, в каких-то — рынок соискателя, и они выбирают работу мечты. Однако во всех случаях работает старый-престарый паттерн: разместить вакансии, собрать резюме, а потом вызывать по одному или по несколько и устраивать ничего не значащие испытания: психологические тесты, собеседования с HR-менеджером, второй этап уже по специальности, затем разговор на английском с HR, которая английский использовала только в инязе и на этих самых собеседованиях, ну и главная задача — пройти босса. Это привычно, но может отсеять профессионала по весьма субъективным причинам: например, ввиду нелюбви HR к интровертам.
Думается, стоит что-то менять: например, больше внимания на интервью уделять профессиональным навыкам, а HR-ам заниматься адаптацией и институтом наставничества. И главное, не составлять описания вакансий, где по ощущениям нужен старший инженер NASA, а на самом деле — специалист по ручному тестированию. Ещё момент: не забывайте о том, что вы написали в тексте вакансии. А то «заработная плата от 70 тыс. руб.» не равно «ну вот 45 000 до вычета НДФЛ и с выполненным KPI не ниже 97%. А 70 000 это после испытательного срока, в случае прохождения обучения и если на полнолуние по офису пролетит полярная сова».
Обучение и образование. Мы уже второй год подходим к этой теме на Хабре, и видим один и тот же тренд: «в IT образование не нужно». Нет, друзья, оно нужно — как минимум, высшее, как максимум — высшее профильное. Образование даёт навыки работы с источниками, критического мышления, адекватной коммуникации, базовое понимание очень многих вещей именно по специальности. Например, после месячного курса можно слабать простенький сайтик, а вот сделать его безопасным может только специалист с образованием и пониманием особенностей архитектуры и алгоритмов (конечно везде бывают исключения).
Очевидно, что образование по-прежнему определяет скорость карьерного роста — хотя бы потому, что вам не нужно никого догонять. Плюс ко всему, образование разработчика должно быть непрерывным: читайте книги, источники, разбирайтесь в спецификациях новых технологий. Только так можно держаться на гребне.
Использование стека разработки. На нижегородском GDG-2018 был замечательный доклад про server-side Swift. Он звучал реально вдохновляюще, и наш сотрудник стал участником разговора, где один разработчик горячечно доказывал, что это надо прямо завтра в продакшн и он непременно продавит эту идею. При этом у ребят всё на Java и довольно отлажено работает. Мотивировать причину своего резкого выбора он не мог ничем, кроме того, что «это же Swift и доклад — огонь». На самом деле, каждый месяц появляются новые технологии, пару раз в год обретают популярность старые или новые языки и фреймворки. Тащить всё это в свой стек технологий — это значит непрерывно осваивать и перестраивать. Задайтесь вопросом, что вам даст новая технология: сделает разработку более быстрой, сделает продукт лучше, снизит расходы на развитие продукта, позволит забрать лучших специалистов рынка?
Лучше всего протестировать, проанализировать, понять выгоды и потом уже осторожно переходить на новые рельсы. Менять технологии на лету — опасная история, даже если перед глазами есть чей-то позитивный опыт. И да, новая технология в старых кривых руках не станет волшебной таблеткой, она станет новым стеком для написания костылей и багов. Хотите улучшить проект? Для вас есть три слова: рефакторинг, оптимизация и тестирование.
Поставка клиенту. Мир IT покорён удобнейшими инструментами развёртывания ПО: контейнеры, DevOps и DevSecOps, которые перестали быть вау-темами на конференциях и стали обыденностью и т.д. Но тем не менее от клиентов даже очень крупных компаний возвращаются ужасные, а иногда и дурацкие баги, которые портят отношения с ними (например, одна компания продала софт за несколько миллионов, но у него… не было крестика в верхнем правом углу, чтобы закрыть окно — тестировщики пропустили это, а от клиента пришёл блокирующий тикет. Если что, это не мы :-)). Причин проблем на стороне клиента много: недобросовестное тестирование, кривая сборка, плохая работа технической поддержки, несоответствие инфраструктуры заказчика и требований ПО поставщика.
Не учитесь на клиентах, учитесь на тестовых версиях, обучайте инженеров и тщательно работайте над тест-планами. Иначе завтра клиенты уйдут к конкурентам, а это ваша зарплата (хотя виноваты будут, конечно, продажники).
Модель поставки ПО. Бум облаков пошёл на спад и все на рынке поняли, что и облачный, и десктопный софт имеют право на существование. Поэтому внимание нужно уделять не красивым презентациям с клипартными серверами на облачке, а работе с инфраструктурой клиента, особенно если на вас лежит задача её выстраивания. Да и вообще, в любом случае: меньше слов — больше дела.
Поддержка клиентов должна быть профессиональной. Да, многие грешат тем, что набирают саппорт либо по принципу знания языка (если продажи на весь мир), либо по принципу «студенты подешевле». В целом, ничего плохого в этом нет, но техподдержку нужно обучать, контролировать и периодически проверять на аттестации, иначе результат будет плачевным. Лучше всего, если вы сможете выделить человека/отдел (зависит от масштаба), который будет развивать службу поддержки и постоянно обновлять информацию о продуктах, проблемах, запросах, требованиях клиентов и т.д. Это та служба, которая без подпитки свежей информацией через полгода превращается в тыкву.
Не всегда первый вариант лучше, но всегда спокойнее :-)
Люди важнее, процессы — быстрее. Увы, бизнес так и не научился ценить людей — он ориентирован на порицание и обвинение больше, чем на возведение человека в ранг главного актива. Это с одной стороны. С другой стороны малый и средний бизнес очень медленно идёт к автоматизации бизнес-процессов, можно сказать, он почти даже не смотрит в их сторону. Не видите здесь противоречие: автоматизировать процессы я не буду, но и людей, которые вне автоматизации ценнее всего, ценить не собираюсь? Поэтому решение должно быть простым и надёжным: всю рутину загнать в алгоритмы и сделать автоматической, а людей перенаправить на решение сложных и коммуникационных задач. Кстати, абсолютно в любой компании есть процессы, которые нуждаются в автоматизации.
Автоматизация нужна не только процессам — она должна быть сквозной: производство, разработка, клиентский сервис, бухгалтерия, маркетинг, все подразделения нуждаются в программном обеспечении для того, чтобы упрощать выполнение задач и собирать данные, без которых бизнес скоро совсем не сможет. Никакой. Желательно, чтобы смежные подразделения имели общие программные узлы: например, CRM-систему, ERP, ECM и т.д. Решать эту задачу внутри инфраструктуры можно с помощью комплексных решений и/или интеграции.
KPI — вы можете их ненавидеть, вы можете их использовать, вы можете от них отказаться в принципе, но они необходимы. Прежде всего для того, чтобы оценить труд работников и вклад каждого в создание и реализацию продукта. Однако не стоит стремиться измерить то, что измерить нельзя: например, лучше трижды подумать прежде чем предложить систему KPI для программистов или проектировщиков. А вот в коммерческой службе KPI обязательны как инструмент мотивации и важная метрика продуктивности.
Идеи всюду: надо разработать новый софт — ищем идею, пора писать пост на Хабр — ищем идею, реклама, новые фичи внутри ПО, организация процесса разработки и технической поддержки — это всё идеи. Но они же опасная штука: вам кажется, что вы изобрели что-то гениальное, а таких приложений полный AppStore и Google Play. Поэтому для каждой идеи руководствуйтесь формулой: сперва формулируем идею и её атрибуты (причина, пользователи, методы разработки, примерные результаты), затем проводим эксперимент (выпускаем релиз или продукт, представляем услугу), наконец, адаптируем (меняем исходя из фидбэка клиентов и пользователей). Вот тогда идеям будет зелёный свет.
Перечисленные категории будут присутствовать в жизни каждого из нас очень долго, вне зависимости от того, куда дальше двинется прогресс. Потому, строя прогнозы, тренды, мечтая и вламываясь в амбиции, помните о них, учитывайте их и не забывайте, что пока живо человечество, будут живы схемы: человек — человек, машина — машина и человек — машина. А значит, нужно уметь выживать внутри этих систем — и не просто выживать, а активно работать и получать кайф от того, что вы делаете.
Ну а команда разработчиков RegionSoft CRM и другого ПО для автоматизации бизнеса поздравляет вас с наступающим новым годом! В 2018-м вы были с нами на протяжении 33 наших статей, люто минусовали и плюсовали, лихо комментировали, писали нам письма, критиковали и хвалили. Спасибо вам, друзья! Желаем вам успехов, крутых идей и реализаций, красивого и производительного кода, справедливых метрик, адекватных руководителей, порядочных сотрудников и, конечно, добра и здоровья. До встречи в 2019 году! Чин-чин.
Наши лучшие статьи за 2018 год:
Источник. Просто у нас, как во всех порядочных IT-конторах, есть свой шаман (опционально — чукча), особенно, когда винды ёкхэрэ.
Наша компания RegionSoft Developer Studio занимается разработкой и внедрением программного обеспечения для бизнеса. Наша любимица, гордость и флагман — RegionSoft CRM, а ещё RegionSoft CRM Media, а ещё RegionSoft Application Server, а ещё… На самом деле, мы всё любим и выбрать не сможем. Суть в том, что в нашей команде нет красиво пишущих филологов, переводчиков, готовых генерить контент на основе источников, и даже маркетолога c МВА у нас нет. Мы тут почти все по образованию инженеры и прочие технари, ну и немного философы. Поэтому взгляд на тренды сугубо субъективен.
Ну что, поехали, вне трендов.
Люди
Профессионализм — высшая ценность в работе любой компании, которая тянет за собой и продуктивность, и результат, и хорошие продукты, и выручку и проч. Не важно, чем вы занимаетесь: разработкой, тестированием или кодингом на позиции джуниора, вы должны быть профессиональны в каждом конкретном промежутке времени. Не бывает профессионала в конце карьерного роста — бывают профессионалы на своём месте: профи это не только тимлид, но и парень-стажёр, выполняющий ручное тестирование (он должен знать эту сферу от и до). Только в таком ключе профессионализм нарастает и приносит пользу. Не бывает так, чтобы вы сидели-сидели, а потом — бац — и стали супер профессионалом. Только въедливость (но не в мозг коллег!), внимание к деталям и постоянное развитие приведут к стабильному росту.
Отношения внутри компании. Сегодня у нас с вами сложился век особых коммуникаций: большую часть времени мы общаемся онлайн, нередко пренебрегаем нормами поведения, а потом выходим в зону реального общения и транслируем часть шаблонов вовне. Да, нам тоже этот расклад не нравится, особенно с учётом того, что на тональность и вектор отношений влияют старые как мир факторы: усталость, личные проблемы, здоровье и проч. Реальность такова, что нужно аккуратно выстраивать отношения: увы, даже если вы ультра профессионал, но кому-то покажетесь некомфортным (мы избегаем слова токсичным, оно отвратительно), вы легко можете потерять работу. Поэтому старайтесь выстраивать линию сдержанного, уважительного поведения даже относительно коллег, которых хочется назвать чем-то неприличным. В конце концов, каждый делает своё дело.
Подход к подбору персонала. В каких-то регионах установился рынок работодателя и компании могут выбирать работников, в каких-то — рынок соискателя, и они выбирают работу мечты. Однако во всех случаях работает старый-престарый паттерн: разместить вакансии, собрать резюме, а потом вызывать по одному или по несколько и устраивать ничего не значащие испытания: психологические тесты, собеседования с HR-менеджером, второй этап уже по специальности, затем разговор на английском с HR, которая английский использовала только в инязе и на этих самых собеседованиях, ну и главная задача — пройти босса. Это привычно, но может отсеять профессионала по весьма субъективным причинам: например, ввиду нелюбви HR к интровертам.
Думается, стоит что-то менять: например, больше внимания на интервью уделять профессиональным навыкам, а HR-ам заниматься адаптацией и институтом наставничества. И главное, не составлять описания вакансий, где по ощущениям нужен старший инженер NASA, а на самом деле — специалист по ручному тестированию. Ещё момент: не забывайте о том, что вы написали в тексте вакансии. А то «заработная плата от 70 тыс. руб.» не равно «ну вот 45 000 до вычета НДФЛ и с выполненным KPI не ниже 97%. А 70 000 это после испытательного срока, в случае прохождения обучения и если на полнолуние по офису пролетит полярная сова».
Обучение и образование. Мы уже второй год подходим к этой теме на Хабре, и видим один и тот же тренд: «в IT образование не нужно». Нет, друзья, оно нужно — как минимум, высшее, как максимум — высшее профильное. Образование даёт навыки работы с источниками, критического мышления, адекватной коммуникации, базовое понимание очень многих вещей именно по специальности. Например, после месячного курса можно слабать простенький сайтик, а вот сделать его безопасным может только специалист с образованием и пониманием особенностей архитектуры и алгоритмов (конечно везде бывают исключения).
Очевидно, что образование по-прежнему определяет скорость карьерного роста — хотя бы потому, что вам не нужно никого догонять. Плюс ко всему, образование разработчика должно быть непрерывным: читайте книги, источники, разбирайтесь в спецификациях новых технологий. Только так можно держаться на гребне.
Советы на новый год
- Обучайтесь: пройдите новый курс, прочитайте несколько профессиональных книг, заведите правило читать тематические посты на английском языке.
- Если выбираете курсы, попробуйте проходить их не онлайн, а выбрать вечернее обучение — это гораздо больше вдохновляет, а знания лучше усваиваются.
- Создайте хобби-проект и развивайте его: так вы сможете взглянуть на бизнес-процессы с разных сторон.
- Если нет системы адаптации и нематериальной мотивации в компании, разработайте и внедрите их.
- Заведите правило: пусть каждый месяц о продукте и о своём профессиональном подходе к нему рассказывают новые подразделения (митинги + вопрос-ответ).
Технологии
Использование стека разработки. На нижегородском GDG-2018 был замечательный доклад про server-side Swift. Он звучал реально вдохновляюще, и наш сотрудник стал участником разговора, где один разработчик горячечно доказывал, что это надо прямо завтра в продакшн и он непременно продавит эту идею. При этом у ребят всё на Java и довольно отлажено работает. Мотивировать причину своего резкого выбора он не мог ничем, кроме того, что «это же Swift и доклад — огонь». На самом деле, каждый месяц появляются новые технологии, пару раз в год обретают популярность старые или новые языки и фреймворки. Тащить всё это в свой стек технологий — это значит непрерывно осваивать и перестраивать. Задайтесь вопросом, что вам даст новая технология: сделает разработку более быстрой, сделает продукт лучше, снизит расходы на развитие продукта, позволит забрать лучших специалистов рынка?
Лучше всего протестировать, проанализировать, понять выгоды и потом уже осторожно переходить на новые рельсы. Менять технологии на лету — опасная история, даже если перед глазами есть чей-то позитивный опыт. И да, новая технология в старых кривых руках не станет волшебной таблеткой, она станет новым стеком для написания костылей и багов. Хотите улучшить проект? Для вас есть три слова: рефакторинг, оптимизация и тестирование.
Поставка клиенту. Мир IT покорён удобнейшими инструментами развёртывания ПО: контейнеры, DevOps и DevSecOps, которые перестали быть вау-темами на конференциях и стали обыденностью и т.д. Но тем не менее от клиентов даже очень крупных компаний возвращаются ужасные, а иногда и дурацкие баги, которые портят отношения с ними (например, одна компания продала софт за несколько миллионов, но у него… не было крестика в верхнем правом углу, чтобы закрыть окно — тестировщики пропустили это, а от клиента пришёл блокирующий тикет. Если что, это не мы :-)). Причин проблем на стороне клиента много: недобросовестное тестирование, кривая сборка, плохая работа технической поддержки, несоответствие инфраструктуры заказчика и требований ПО поставщика.
Не учитесь на клиентах, учитесь на тестовых версиях, обучайте инженеров и тщательно работайте над тест-планами. Иначе завтра клиенты уйдут к конкурентам, а это ваша зарплата (хотя виноваты будут, конечно, продажники).
Модель поставки ПО. Бум облаков пошёл на спад и все на рынке поняли, что и облачный, и десктопный софт имеют право на существование. Поэтому внимание нужно уделять не красивым презентациям с клипартными серверами на облачке, а работе с инфраструктурой клиента, особенно если на вас лежит задача её выстраивания. Да и вообще, в любом случае: меньше слов — больше дела.
Поддержка клиентов должна быть профессиональной. Да, многие грешат тем, что набирают саппорт либо по принципу знания языка (если продажи на весь мир), либо по принципу «студенты подешевле». В целом, ничего плохого в этом нет, но техподдержку нужно обучать, контролировать и периодически проверять на аттестации, иначе результат будет плачевным. Лучше всего, если вы сможете выделить человека/отдел (зависит от масштаба), который будет развивать службу поддержки и постоянно обновлять информацию о продуктах, проблемах, запросах, требованиях клиентов и т.д. Это та служба, которая без подпитки свежей информацией через полгода превращается в тыкву.
Советы на новый год
- Возьмите за правило тестировать и обсуждать новые технологии внутри команды.
- Участвуйте в отраслевых конференциях как слушатели и как спикеры (лучше как спикеры!).
- Проведите обучение и аттестацию службы поддержки.
- Переработайте тест-планы и учтите самые внезапные моменты.
- Если ещё не сделали, создайте и наполните базу знаний (по командам).
Бизнес
Не всегда первый вариант лучше, но всегда спокойнее :-)
Люди важнее, процессы — быстрее. Увы, бизнес так и не научился ценить людей — он ориентирован на порицание и обвинение больше, чем на возведение человека в ранг главного актива. Это с одной стороны. С другой стороны малый и средний бизнес очень медленно идёт к автоматизации бизнес-процессов, можно сказать, он почти даже не смотрит в их сторону. Не видите здесь противоречие: автоматизировать процессы я не буду, но и людей, которые вне автоматизации ценнее всего, ценить не собираюсь? Поэтому решение должно быть простым и надёжным: всю рутину загнать в алгоритмы и сделать автоматической, а людей перенаправить на решение сложных и коммуникационных задач. Кстати, абсолютно в любой компании есть процессы, которые нуждаются в автоматизации.
Автоматизация нужна не только процессам — она должна быть сквозной: производство, разработка, клиентский сервис, бухгалтерия, маркетинг, все подразделения нуждаются в программном обеспечении для того, чтобы упрощать выполнение задач и собирать данные, без которых бизнес скоро совсем не сможет. Никакой. Желательно, чтобы смежные подразделения имели общие программные узлы: например, CRM-систему, ERP, ECM и т.д. Решать эту задачу внутри инфраструктуры можно с помощью комплексных решений и/или интеграции.
KPI — вы можете их ненавидеть, вы можете их использовать, вы можете от них отказаться в принципе, но они необходимы. Прежде всего для того, чтобы оценить труд работников и вклад каждого в создание и реализацию продукта. Однако не стоит стремиться измерить то, что измерить нельзя: например, лучше трижды подумать прежде чем предложить систему KPI для программистов или проектировщиков. А вот в коммерческой службе KPI обязательны как инструмент мотивации и важная метрика продуктивности.
Идеи всюду: надо разработать новый софт — ищем идею, пора писать пост на Хабр — ищем идею, реклама, новые фичи внутри ПО, организация процесса разработки и технической поддержки — это всё идеи. Но они же опасная штука: вам кажется, что вы изобрели что-то гениальное, а таких приложений полный AppStore и Google Play. Поэтому для каждой идеи руководствуйтесь формулой: сперва формулируем идею и её атрибуты (причина, пользователи, методы разработки, примерные результаты), затем проводим эксперимент (выпускаем релиз или продукт, представляем услугу), наконец, адаптируем (меняем исходя из фидбэка клиентов и пользователей). Вот тогда идеям будет зелёный свет.
Советы на новый год
- Опишите процессы в компании, формализуйте их, нарисуйте схемы и попытайтесь автоматизировать.
- Внедрите хорошее программное обеспечение, чтобы облегчить свой труд.
- Переработайте систему мотивации и премирования, пересмотрите коэффициенты.
- Заведите чистую доску, куда вы будете писать или прикреплять свои идеи всей компанией, в конце месяца или квартала обсуждайте их (можно предлагать для всех подразделений).
Перечисленные категории будут присутствовать в жизни каждого из нас очень долго, вне зависимости от того, куда дальше двинется прогресс. Потому, строя прогнозы, тренды, мечтая и вламываясь в амбиции, помните о них, учитывайте их и не забывайте, что пока живо человечество, будут живы схемы: человек — человек, машина — машина и человек — машина. А значит, нужно уметь выживать внутри этих систем — и не просто выживать, а активно работать и получать кайф от того, что вы делаете.
Ну а команда разработчиков RegionSoft CRM и другого ПО для автоматизации бизнеса поздравляет вас с наступающим новым годом! В 2018-м вы были с нами на протяжении 33 наших статей, люто минусовали и плюсовали, лихо комментировали, писали нам письма, критиковали и хвалили. Спасибо вам, друзья! Желаем вам успехов, крутых идей и реализаций, красивого и производительного кода, справедливых метрик, адекватных руководителей, порядочных сотрудников и, конечно, добра и здоровья. До встречи в 2019 году! Чин-чин.
Наши лучшие статьи за 2018 год:
- Как задолбать всех коллег: собираем требования к CRM
- Не автоматизируй это: вредные советы бизнесу
- Первокурснику: Вуз.Инструкция 1.0
- Как я не стала вами: пост любви к сисадминам
- 40 «глупых» вопросов о CRM
- Менеджеру нужно уметь думать, а не программировать
- Хана котёнку. Почему сотрудники ненавидят CRM?
Комментарии (4)
Gribovod
26.12.2018 14:20Извиняюсь, что не по теме, но источник КДПВ всё-таки ближе этот: hiero.ru/2071091
tvr
26.12.2018 15:15источник КДПВ всё-таки ближе этот: hiero.ru/2071091
Ну вот зачем, зачем, я вас спрашиваю…
Работа встала, и не только у меня — разослал коллегам…
Такая красота залипательная.
Ilha
С наступающим! За автоматизацию, профессионализм и соединение без единого разрыва :-)