Допустим, вы решили съездить на машине на море, например, из Москвы в Сочи. Вам придёт в голову за день до отъезда перебрать двигатель в гараже или наконец поставить колёса-бигфуты и провести тотальный тюнинг, чтобы мчаться по трассе М-4 во всей новоявленной красе? Вряд ли. Это же вопрос комфорта, безопасности и трезвого мышления водителя.

А вот взять и автоматизировать компанию так, чтобы она завтра начала приносить сверхприбыли — это пожалуйста. «Что значит, невозможно? Вы же вендор! Я вам плачу.» Вам кажется, что вы можете прямо завтра внедрить CRM, ERP и другое ПО в компании, в которой вы работаете или которую вы возглавляете? Это ошибочное мнение. Любое ваше чаяние, начинание и внедрение с первого же поискового запроса до начала работы в новой ИТ-инфраструктуре будет сталкиваться с препятствиями. Некоторые из них свалятся откуда и не ждали — неожиданностей ровно столько, сколько их будет с бигфутами на М-4. И даже больше. Для более эффектного провала следуйте нашим вредным советам — мы их 11 лет потом и кровью собирали. Короче, внедренческий хардкор, местами хоррор и плохие четверостишия от нашей команды. Не стреляйте в программистов — сочиняем, как умеем.



Disclaimer
Немного о структуре статьи. Сперва мы хотели написать одни только вредные советы — с юмором, иронией и сарказмом. Но после составления первичного списка, наша команда как-то приуныла. Получилось, что мы по сути написали правду о положении дел во многих организациях малого и среднего бизнеса — нам ли это не знать, когда за плечами тысячи внедрений RegionSoft CRM. В общем, всё было бы смешно, если бы не было так грустно. Поэтому после каждого «доброго совета» мы добавили блок «Как на самом деле» — о том, что делать-то. Мало ли :-)



Одно звено в процессе может порушить всю систему

Завязывайте с бизнес-процессами


Не упрощайте бизнес-процессы. Вы же к ним привыкли, работаете с ними сто лет и даже не подозревали, что все эти согласования, действия и провал сроков называются «бизнес-процессом». Если ваша CRM/ERP/BPM требует настройки процессов, вносите как есть, вместе с устаревшими этапами, растянутыми сроками и путаницей в ответственных. Даёшь автоматизацию бардака!

Даже не пытайтесь собрать рабочую группу, нарисовать процесс на бумаге или флипчарте, вычеркнуть ненужное и включить нужное. Ведь тогда у вас станет гораздо больше свободного времени на работе и начальство непременно найдёт, чем вас занять. Поверьте, тянуть привычную жвачку гораздо прикольнее, чем прикладывать мозги к чему-то новому и пытаться заработать больше денег для компании (а значит, и для себя). Вам же платят столько, сколько вы просили, и наверняка даже добавили немножко.

И вообще, избегайте самого понятия бизнес-процесс. Если вы его реализуете в CRM-системе, то ваша работа станет понятной и прозрачной: начальник канцелярии уже не сможет забыть передать документы на подпись генеральному, а руководитель отдела продаж будет вынужден создать отгрузку, собрать документы и передать задачу в логистику в максимально сжатые сроки. Клиенту понравится такой подход, он приведёт ещё троих, а это прямой путь к увеличению объёма работы. А кому работать охота!

Как на самом деле


Последствия такого совета — потерянные клиенты и деньги, несогласованные процессы и как следствие рабочие конфликты между сотрудниками.

Сегодня сервис решает гораздо больше, чем цена и даже (о, ужас!) качество продукта. Даже на рынке CRM-систем промо и скорость привлечения клиентов позволяют некоторым не шибко продвинутым системам стремиться к лидерству. Это данность, и её нужно принять. Так вот, сегодня скорости принятия решения, реакции, выбора настолько велики, что без автоматизации на рынке делать нечего. Часто клиент выбирает именно вас как поставщика, разработчика, продавца, консультанта исключительно благодаря оперативности. Оперативным и внимательным к клиентам помогает быть, например, CRM-система.

Жизненный пример

Представьте себе, что компания продаёт китайские ноутбуки с классным апгрейдом. И таких компаний две. Одна делает мега круто: лазерная гравировка клавиш, настройка OS, расширение памяти, дополнительная гарантия от сервисной компании. Но вся она — два инженера, которые сами делают, сами звонят, сами рекламу в Директе делают. А другая компания фактически только переклеивает клавиши, но звонит клиенту и говорит: «Если вы закажете до 1 ноября, сможете провести повторную замену стёршихся наклеек бесплатно».  При этом они знают, что их дешёвые наклейки к июню точно сотрутся, и вот в июне они звонят и говорят: «Приходите, мы заждались». Человек приходит, а там ему уже предлагают и память расширить, и проверить на вирусы, и ещё вагон и маленькую тележку услуг. Впечатлённый сервисом и бесплатной заменой наклеек клиент покупает и другие услуги, попутно советуя компанию друзьям. Естественно, что все сроки замены, контакты и планы допродаж хранятся в CRM-системе, которая позволяет опережать первую компанию и «делать деньги на обороте».

И так везде — например, если через год после приёма вам звонят из стоматологии, интересуются, как ваш зуб и зовут на профилактический осмотр, — знайте, у клиники есть CRM-система (а также деньги на развитие и качественное оборудование).


Кроме этого, автоматизированные системы снимают нагрузку с команды продаж, маркетинга, поддержки и сервиса, тем самым позволяют увеличить время на работу с одним клиентом и степень его удовлетворенности. Не нужно думать о пропущенных звонках, встречах, делах, забытых документах, согласованиях, оповещении коллег — та же CRM-система возьмёт эту рутину на себя. Например, в RegionSoft CRM подобные схемы настраиваются внутри механизма бизнес-процессов.


Когда сэкономил на правильной интеграции. А чё, принципиально работает же!

Нет интеграциям


Если у вас есть действующие программы, которыми вы пользуетесь от раза к разу или постоянно, забудьте об интеграции. Допустим, у вас есть сайт, 1С, сервер телефонии и вдруг вы купили RegionSoft CRM. Не верьте вендору, не покупайте RegionSoft Application Server — зачем вам получение заявок с сайта прямо в CRM, обмен данными с 1С по расписанию или работа с телефонией, запись звонков и прочее? Ведь есть сотрудники на зарплате, которые могут открыть сайт или чат, забрать из админки заявки и руками внести их в CRM-систему. Интеграции — это всё фантазии вендра, он же компания-разработчик, они зациклены на автоматизации и выстраивании упорядоченной иерархии ПО в компании.

Если у вас нет интеграций, то по сути вы ничего не теряете. Даже единый информационный массив компании ни к чему: пусть у каждого подразделения будет своя аналитика. Если понадобится, пусть собираются и обмениваются данными.

Держите целый зоопарк ПО, не отказывайтесь от старых программ и ни в коем случае не переносите данные в новую систему. В конце концов, там могут остаться ценные старые данные, к которым нужно будет обратиться в будущем. А оплата… Ну подумаешь, 900 рублей за пользователя в месяц, нас всего-то 15 человек.  Дешевле оплаты обедов, можете себе позволить!

Ну, а уж если интегрироваться — так интегрироваться. Скажите вашему внедренцу, что в CRM-системе должны быть все данные из 1С, а в 1С все из CRM. Тогда вам не нужно будет даже задумываться, в какую систему войти, чтобы выставить счет или отгрузить товар. Ура! Это свобода разума!

Как на самом деле


Никто не говорит, что нужно заинтегрировать все системы автоматизации, однако определённые связки обязательны. Например, CRM-система должна быть каким-либо образом интегрирована с сайтом, с телефонией, обмениваться некоторыми (!) данными с 1С (например со стороны CRM в 1С передаются только контрагенты, по которым есть реализация, данные по реализованной номенклатуре и связанные объекты, а со стороны 1С в CRM входящие оплаты). Это позволяет создать сквозную автоматизацию, эффективность которой гораздо выше, чем сумма эффективностей разрозненного ПО.

И, тем более, интегрировать все сведения между 1С и CRM — это сродни бреду. Во-первых, это глупо, поскольку любое дублирование информации должно быть исключительно обоснованным, а обосновать содержание двух разных систем с одинаковыми данными обосновать фактически невозможно. Во-вторых, это технологически очень сложно, и из-за этого дорого. Только представьте себе сложность процесса интеграции, например, складского учёта в двух разных системах, чтобы при этом были идентичны все документы, движения по регистрам, остатки, себестоимость, партии и т.д. Эта история из фантастического фильма.

Ну и конечно, от старого ПО нужно избавляться — это дорогое удовольствие, можете посчитать.


Используйте самые мощные инструменты


Даже если вы совсем небольшая компания, вы сможете найти €150 на пользователя в месяц, чтобы купить почти топовую версию Salesforce. Конечно, вы не будете использовать больше 10% функций, зато ваша компания будет иметь крутой импортный инструмент с англоязычным интерфейсом (ух, западные технологии это круто!). Им можно хвастаться перед друзьями и партнёрами — что не говори, автоматизация европейского уровня!

Когда вы будете выбирать себе CRM-систему, непременно сформируйте запрос на передовые возможности: наличие искусственного интеллекта, машинного обучения, VR-технологии. Пусть нейросети обучаются на ваших данных — ведь 4000 записей это настоящая big data! Особое внимание уделите наличию OLAP-аналитики и поставщику СУБД — ваша клиентская база будет себя чувствовать уверенно минимум в Oracle. И не важно, что вендор гарантирует, что ваш объём данных прекрасно работает с опенсорсными СУБД — free не бывает good.


Используйте самые простые инструменты


Для тех, кто наоборот любит экономить. Зачем покупать мощную CRM-систему, когда вести список клиентов и сделок достаточно в простой CRM-системе, желательно бесплатной?  Да, там есть ограничения и нет бэкапов, но это не должно вас настораживать. Ограничения вас не коснутся, если удалять из базы уже закрытые сделки, а бэкапы делать ещё проще — можно, например, раз в три дня импортировать базу в Excel или текстовый файл и, чтобы не потерять, отправлять самому себе по почте. В случае проблем с базой вы просто зайдёте в ящик и вытащите актуальные данные. Правда, в бесплатных системах обычно запрещён импорт данных — но это не беда, можно вбить руками.

Простую CRM-систему не жалко перестать использовать, к новой можно опять же быстро привыкнуть. А главное преимущество в том, что вы будете избавлены от лишних и ненужных функций. Какие-то бизнес-процессы, записи звонков и т.д. Нафига вообще нужен встроенный в CRM почтовый клиент, если вы круто можете пользоваться бесплатными mail.ru или почтой Яндекса? Вполне хватит таблички с нужными данными, карточки клиентов, сделок и воронка продаж. А если говорить серьёзно, то самая лучшая CRM-система — это Excel.

Как на самом деле


Безусловно, любая система автоматизации должна отвечать не критериям дороговизны, крутости или престижности бренда, а конкретным требованиям компании. Как говорится, костюмчик по фигуре надо кроить. Поэтому перед внедрением стоит изучить потребности, собрать список вендоров и выбирать уже исходя из соответствия потребностей возможностям системы, а также удобства работы. При этом бывает так, что подходят 3-4 решения. Тогда нужно выбрать наиболее критичные для вас функции и посмотреть, как они у кого реализованы. Например, RegionSoft CRM совершенно никак не «дружит» с социальными сетями, но прокачана в плане автоматизации работы с b2b-сектором в виде наличия модулей складского учёта, многопередельного производства, управления проектами,  работы с телефонией и первичкой, планирования, бизнес-процессов, глубины информационного наполнения карточки клиента.

Как ни странно, слишком низкая или слишком высокая цена — это последнее, на что стоит ориентироваться при внедрении. Во-первых, нередко цена ставится с потолка («а давайте 19 990 за лицензию поставим»), во-вторых, дороговизна может быть обусловлена ненужными и невостребованными наворотами (например, формальным наличием AI в системе), в-третьих, слишком низкая цена или условная бесплатность чаще всего оказываются маркетинговой ловушкой. В общем «понты дороже денег» и «жадность фраера сгубила» не лучшие поговорки для автоматизации малого и среднего бизнеса.  


Не тратьтесь на безопасность


То тут, то там — утечки Fecebook, утечки Salesforce, утечки в крупных корпорациях. Оно и понятно — такие массивы данных привлекательны и для мошенников, и для целей дальнейшей продажи. А зачем кому-то данные малого бизнеса в России? Что можно выжать из коммерческой информации магазина, рекламного агентства или строительной фирмы? Зачем тогда переплачивать за безопасность: за бэкапы, разделение прав доступа, защиту информации? Ведь если этого не делать, можно добиться ощутимой экономии.

Никогда не делайте бэкапов базы, потому что этого все равно никто не замечает. Лучше высвободившееся пространство загрузить фотками или эротическими видео. А если база рухнет (что очень маловероятно) — можно просто быстренько из конторы уволиться, а проблемы восстановления данных переложить на нового сотрудника.

Выбирайте CRM в облаке, причём публичном, — так дешевле. Вы просто получаете свой фрагмент общего хранилища, и никто и ничто не сможет вам помешать им пользоваться. Да, у провайдера могут возникать проблемы, но он довольно быстро восстанавливает работоспособность серверов. К тому же системы в облаке в 99% случаев арендуются, и цена довольно небольшая — например, 990 р. за пользователя в месяц. И если у вас 20 человек в компании, это всего 19 800 р. в месяц — меньше зарплаты практически любого сотрудника.

Как на самом деле


Мы могли бы сейчас рассказать о том, что особенно о безопасности стоит заботиться разработчикам, ритейлерам, клиникам и т.д. Но нет — заботиться о безопасности клиентской базы и данных нужно всем. Нет ничего серьёзнее, чем информационная безопасность компании и в частности клиентской базы. Даже если вы крошечное агентство наружной рекламы или партнёр Директа, ваши данные будут как раз кстати конкурентам. Которые, вопреки вашим ожиданиям, не дремлют, а активно охотятся за вашими менеджерами с базой. А ещё есть обиженные сотрудники, мошенники, недобросовестные провайдеры без соблюдения SLA — и всё это кумулятивный риск для вас, вашего бизнеса, ваших денег.

Мы рассказываем вам всё на примере CRM-системы как наиболее универсально ПО, которое должно быть вообще в любой компании, но на самом деле угрозы безопасности есть в любом софте: можно точно так же повредить или украсть чертежи, код, аналитику, фото, схемы, логику бизнес-процессов, финансовые документы, списки поставщиков и многое другое. Даже в военных ведомствах, где вроде бы все устроено серьёзно с точки зрения безопасности, случаются инциденты типа передачи секретных данных третьим лицам.


Культиватор без ТЗ, как работает — ХЗ

Никогда не пишите ТЗ и не собирайте требования


Вы знаете, что вендор составляет техническое задание за дополнительную плату? Ни в коем случае не давайте ему заработать! Хороший вендор, как правило, внедрил программное обеспечение не одной сотне компаний, а значит должен быть опытным и навскидку знать, какая автоматизация нужна любому бизнесу. Профессиональный вендор — практически провидец, он знаком с любым типом бизнеса и способен решать проблемы любой компании на лету.  Конечно, вашему поставщику CRM, ERP, PLM и т.д. может сильно повезти, если у вас осталось ТЗ на программное обеспечение, оставленное предыдущим разработчиком лет 5 назад. Отдайте это техническое задание вендору, он будет счастлив.

Если вендор почему-то создал ТЗ и отдал вам его на подписание — ничего не читайте и не вникайте в суть документа, это же не договор, а просто бумажка для успокоения нервов инженеров вендора. Отказавшись от составления ТЗ, вы не просто сэкономите деньги — вы спасёте себя от контроля за каждым этапом внедрения — вы платите настоящим профи, зачем что-то ещё контролировать. Они обязаны вам предоставить софт, который будет четко соответствовать вашему глобальному требованию «Я подразумевал, что это должно было быть именно так».

Ну и конечно, ни в коем случае не собирайте требования со своих коллег. Вот представьте: нужно сформировать рабочую группу, пересмотреть процессы, опросить сотрудников, проанализировать информацию, выделить требования… И это в рабочее время! Ну сами посудите — что особенного может быть в продажах или производстве?

Как на самом деле


В жизни техническое задание лежит в основе успешного внедрения. Это документ, который создаёт разработчик, причём как правило делает это за отдельную плату, ведь для подготовки ТЗ требуется провести анализ требований клиента, погрузиться в его задачи, выбрать модель разработки, спроектировать и максимально детально описать работу создаваемых механизмов и функций, изложить все это в печатной форме и согласовать с заказчиком. Техническое задание подписывается наряду с договором, но в отличие от типового договора является индивидуальным документом, определяющим суть проекта. ТЗ гарантирует точность выполнения работ и сроки. Это абсолютно обязательный документ, если только вы не заказываете разработку студенту, а весь проект не стоит 5000 руб.


Откажитесь от доработок


Зачем вообще нужны какие-то доработки? В нормальном программном обеспечении все нужные вещи есть по умолчанию. В конце концов можно бесплатно подвести модель работы под ту, которая реализована в выбранной CRM-системе. Иначе потом будешь постоянно платить деньги за какие-то работы, которые никогда не закончатся.

Как на самом деле


Всё просто: если внедрение необходимо, его нужно реализовать. Но сделать это с умом, чтобы соблюсти баланс функциональности и стоимости внедрения, которое будет вам по карману и приведет к желаемому результату.

Для начала необходимо определить главные задачи, без которых вы работать не сможете. В процессе тестирования решения (обычно это демо-версия или тестовый ключ, который можно заказать у вендора) вы должны открыжить по каждой из этих задач, выполняет ли их система и на каком уровне (отлично / хорошо / удовлетворительно). Если какие-то главные задачи реализованы недостаточно — проведите переговоры с вендором и уточните, можно ли их адаптировать под ваши требования. У вас родится первый и самый важный список доработок.

Если вендор готов к необходимым доработкам, зафиксируйте их для себя и продолжайте дальше — составьте список недостающих возможностей, с которыми вы можете смириться, например, на первое время. Определите для себя период, за который вам нужно эти возможности реализовать. Переговорите с вендором, оцените техническую возможность, примерные сроки и стоимость.  Составляйте техническое задание.

Фактически, после этого вы будете иметь почти полное представление о том, подойдет ли вам данное решение или нет. Кроме того, у вас будет полный список необходимых доработок, оценка их стоимости и сроков реализации. Вы будете полностью вооружены и сможете принять взвешенное решение, в том числе при необходимости разбить внедрение на несколько этапов. Результат не заставит себя ждать.

Совет: При составлении требований не заставляйте вендора ломать структуру приложения так, чтобы требовалась глобальная переработка всей системы. Это всегда очень дорого и долго, а также не обеспечивает высокой стабильности полученного в итоге решения. Правильный путь — частично адаптироваться к базовым возможностям системы, а в местах, где адаптироваться невозможно — доработать ее под себя. Если такая двусторонняя адаптация невозможна — лучше поискать другую систему.

Держите развитие в узде, рост требует ресурсов


Не позволяйте компании расти. Рост — это новый набор персонала (та ещё адская история: опять эти собеседования, встречи, тесты...), закупки оргтехники и программного обеспечения, если вы разработчик — то это ещё и дорогие IDE, не дай бог ещё и офис расширять надо, с удалёнщиками ладить (эти вообще сплошь бездельники и кровопийцы).

Но с другой стороны, когда раньше был один продажник, а теперь восемь, из них один начальник отдела, моя работа не изменится — мне все равно надо контактировать с одним начальником. Нафига тогда CRM-система? И так все вопросы можно решить, как раньше.

Пусть за эффективность линейных сотрудников отвечает начальник отдела. Будут плохие продажи — не получит премию, сразу зашевелится.

Как на самом деле


В принципе, принудительное сдерживание роста компании не принесёт вам вреда — вы просто упускаете возможность занять больше места на рынке и больше зарабатывать. Опять же, есть риск оказаться неинтересным для сотрудников и потерять самых профессиональных и амбициозных. Масштабирование — это почти всегда благо, особенно, когда оно органичное, его не стоит упускать.

Быстрый темп роста без потери эффективности возможен только в случае готовности бизнеса. И готовить сани нужно летом, ну то есть все условия должны быть созданы заранее — не бывает так, чтобы в среду вы были небольшой компанией, а в четверг проснулись средней. А значит, должно быть реализовано несколько аспектов:

  • налажены и автоматизированы бизнес-процессы — так вы легко сможете масштабироваться и выдержать увеличение и усложнение задач;
  • должны быть автоматизированы все ключевые процессы и управление (как минимум, это CRM или ERP, остальной набор ПО зависит от сферы деятельности);
  • ваши сотрудники должны быть эффективными — то есть готовыми к нагрузке, изменениям, новым задачам.

Автоматизация решит большинство проблем, связанных с трудоёмкими процессами, рутинными задачами и вопросами, «разгребёт» часть документооборота. Кроме того, в определенный момент масштабирования бизнеса к руководителю приходит осознание того, что его головой начинают править цифры. Статистика. Разная. Для этого должны быть выстроены критерии, с помощью которых вы будете оценивать состояние вашего бизнеса, его точки роста или стагнации. А для их оценки необходимо иметь базовый элемент — сами измерения, без которых невозможно выполнить оценку.

Т.е. с ростом бизнеса меняется и подход к его пониманию и управлению, меняются бизнес-процессы. Следовательно и CRM-система должна быть «живой», реагируя на меняющиеся условия бизнес-окружения. Грамотный руководитель должен это учитывать, если хочет идти выше.


Делайте свой софт, это 100% круче


Начинается эта история всегда одинаково. CEO и главбух рассматривают список предложенных систем автоматизации (например, CRM), считают, что это всё дорого и заявляют на всю контору: «А чё это мы покупать будем? Запилим свою CRM на коленке!» В этот патетический момент технический директор щупает бутылку коньяка в столе, HR тихо ох…ет (охает) от перспективы искать группу программистов «fullstack и подешевле», вдумчивые сотрудники подсчитывают, сколько переработок им предстоит из-за заседаний рабочей группы. Конечно, это всё сплачивает коллектив и ведёт его к единой цели — своей собственной CRM-системе.   

Вы потратите всего 5-7 лет, зато получите вполне себе работающий релиз 1.0, в котором уже можно вести клиентов, строить воронку продаж, формировать простые отчёты и выдавать красивую панельку с данными для генерального. Разрабатывая свою CRM, вы в полной мере ощутите все прелести разработки, узнаете кое-что о дизайне, интерфейсах, бэкенде и безопасности. Это несомненный плюс, особенно для технологических компаний — действительно, если вы небольшой интернет-провайдер или продавец сельхозтехники, почему бы вам не подтвердить свою технологичность?

Как на самом деле


Разработка собственного программного обеспечения, особенно уровня энтерпрайз, дорогой и ресурсоёмкий проект. Вы вложите очень много сил, денег, времени, нервов и на выходе через несколько лет получите систему автоматизации самого базового уровня (это касается не только CRM, экспериментируют и с другими типами корпоративного ПО).

Нужно понимать, что CRM-система — это не просто планировщик задач. Это сложное сетевое инфраструктурное решение для коллективной работы команды людей. Те типовые решения, которые есть на рынке, создаются годами и развиваются десятилетиями, на их разработку тратятся десятки и сотни миллионов (и не всегда рублей). И если типовой продукт с кучей функционала можно купить в 1 день за 100 тыс. руб., а за пару месяцев и еще 100 тыс. руб. доработать то, чего в нем не хватает, то создавать подобную систему с нуля вам придется минимум 5 лет и совокупно потратить на это 10 млн руб. или более. И не факт, что к тому моменту ваша компания не вырастет/свернется изменит свой бизнес и ей потребуется другое решение.  


Сидите на деньгах и не двигайтесь


Если у вас в бизнесе дела идут не так, как хотелось бы, немедленно сокращайте затраты: увольняйте людей, откажитесь от бонусов, ДМС и обедов, непременно заморозьте все проекты автоматизации. После сокращения штата распределите задачи на оставшихся сотрудников, чтобы им было непосильно сложно. Это приведёт к дополнительной экономии, зато выжившие — ваша каменная стена, которая максимально к вам лояльна. Соберите все деньги, которыми располагает компания, и не вздумайте тратить ни рубля на развитие. Это отличный способ переждать кризис, санкции и экономическую стагнацию.

Экономьте на всём: на технике, оборудовании, интернете, и особенно — на серверах. Втройне экономьте, если вы не компания-разработчик, а работаете в любой другой сфере.

Впереди Новый год и целая серия праздников. Можно классно сэкономить, если 25 декабря уволить всех сотрудников, а 15 января набрать новых. Во-первых, почти целый месяц не надо платить зарплату и налоги с неё (все равно праздники, чё кормить этих дармоедов нахаляву), а во вторых, когда возьмете в январе новых — оформите с ними испытательный срок с уменьшенной зарплатой. Вот круто! Представляете, какая экономия!!!

Особенно опасайтесь внедрения систем автоматизации чего бы то ни было, например, CRM-систем. Неизвестно, когда такое вложение окупится. А тут придётся и штат сохранить, ведь кто-то в этой CRM должен будет работать. И вообще, чем больше компания, тем сложнее её содержать.

Как на самом деле


Отсутствие автоматизации в кризис может сыграть злую шутку: фактически компания теряет дополнительный мощный ресурс, который способен без устали работать и обеспечивать операционную деятельность. Перегруженные задачами и стрессом кризисного периода сотрудники могут чаще ошибаться, не справляться с объёмом работы. Например, CRM-система способна автоматизировать часть рутинных процессов, «взять на себя» напоминания, рассылки, сегментирование, контрольные сроки и т.д. Таким образом, у сотрудников появляется время и силы для манёвров.

Кроме того, если ваша клиентская база сегментирована и классифицирована, вы можете в период экономической стагнации проводить экономные, но высокоэффективные акции, нацеленные на конкретные клиентские сегменты, тем самым не давая вашим потенциальным клиентам забыть о вас и готовя их к активной работе, как только экономическая стагнация завершит свой временный период. И вы наверняка будете впереди тех ваших конкурентов, кто об этом не позаботился…


Работайте только руками и головой


Ручной труд — самый ценный и во многом самый дорогой в мире. Используйте его по-максимуму: вы наняли сотрудников с руками и головами, пусть они ими и работают, настоящему творцу и профессионалу инструмент не важен. Поэтому пусть весь документооборот и все дела фиксируются в GoogleDocs или OpenOffice (никакого MS Office — курс на экономию), наиболее важные задачи закиньте в какой-нибудь бесплатный облачный планировщик. Тем более, что контролировать этот зоопарк менеджеры и руководители не смогут, а значит в компании будет царить демократия. Если вы всё же не можете жить без модных вещей вроде CRM-систем, выбирайте бесплатное программное обеспечение — все эти ограничения на записи, пользователей, документы и особенно отсутствие бэкапов — мелочи жизни, не несущие никакой пользы. Тем более что автоматизация отвлечёт ваших сотрудников от работы на часть их времени — ведь нужно провести обучение, сделать настройку, внести данные.

Как на самом деле


Ручной ввод данных и ведение всей коммерческой информации в офисных редакторах приводит к высокой вероятности человеческих ошибок. А как известно, лечение всегда дороже профилактики и протекает гораздо сложнее.

Современные системы запрограммированы без ошибок, ориентированы на человека, призваны увеличить скорость завершения дел, производительность, эффективность. Соответственно, внедрение CRM, ERP или профильной системы автоматизации значительно сокращает вероятность ошибки и накладные расходы на её исправление. Автоматизация не заменяет человека, а фактически освобождает их от части рутинных задач и мелкой работы, которые отнимают большое количество времени, а также от главного человеческого фактора: забывчивости.

  • Нужно понимать все происходящие процессы, шаг за шагом. Если у вас звучат фразы типа «собираем план продаж по филиалам, Иванов формирует заказы, передаёт Петрову на склад, дальше чё-то там крутится у транспортников и в итоге происходит отгрузка», это не процесс, это процесс с чёрной дырой «чё-то там крутится у транспортников». А чёрная дыра может легко поглотить и остальные элементы цепочки.
  • Не стоит стремиться переделать и автоматизировать все бизнес-процессы разом. Чем более поступательным и продуманным будет процесс внедрения, тем быстрее вы ощутите эффект от автоматизации. За один день вы точно ничего не сделаете, даже если вы крохотный стартап.
  • Оценивайте результаты работы процессов (например, с помощью механизма KPI).
  • Если возникли проблемы и появились их изящные решения, немедленно вносите изменения в систему автоматизации — таким образом вы сможете оптимизировать работу на лету.


Главное в любом ПО — это дашборды


При выборе CRM или ERP-систем прежде всего обращайте внимание на рабочий стол программы. Это должны быть красивые графики, гистограммы и мелькающие цифры, ведь именно их очень любят руководители. Оперативные отчёты с кучей данных и срезы аналитики — это излишняя информация, которая перегружает интерфейс CRM-системы, откажитесь от них. Вас должны волновать только основные цифры: сколько продано, на сколько продано и сколько минут не доработали ваши сотрудники за день.

Дашборды — это ключевой инструмент бизнеса, альфа и омега правильной аналитики. Когда вы покупаете автомобиль, вам же не важно, как там шестерёнки крутятся, главное, чтобы выглядело всё премиально (ну или приемлемо). Так и с цифрами — несколько значений красноречиво говорят о состоянии дел, мелочи вас волновать не должны. Ну и главное преимущество: стоит взглянуть на дашборд и глаз выхватывает всё самое важное. Ещё хорошо любоваться столбиками и диаграммами и прокрастинировать — вроде и рабочие вопросы, а глаз не оторвать, какая красота!

Как на самом деле


Судить о корпоративном программном обеспечении по дизайну и анимации элементов управления интерфейса крайне опрометчиво. Интерфейс такого софта должен обладать рядом качеств:

  • быть удобным — под рукой должны быть все нужные функции
  • быть информативным — все необходимые данные должны собираться в считанные секунды или минуты
  • быть исчерпывающим — в системе должна собираться вся актуальная и необходимая информация по профилю ПО
  • быть настраиваемым — пользователю должен иметь возможность настроить наполнение интерфейса необходимыми ему в работе элементами
  • быть сдержанным — корпоративное ПО не место для дизайнерских экспериментов и рюшечек, главное внимание должно уделяться потребностям конечного пользователя.

К интерфейсу корпоративной системы пользователи привыкают довольно быстро — они же с ней работают по несколько раз в день, поэтому судить по первому впечатлению точно не стоит. Если есть сомнения, посмотрите на приборные панели сложных объектов или транспорта, это и есть рабочие интерфейсы, проверенные временем и опытом.
Ну и небольшая ремарка: руководителю стоит не на дашборды смотреть, а периодически выгружать или запрашивать подробные отчёты. Только глубокая аналитика и работа с данными могут лечь в основу стратегических решений. А яркие графики и цифры по результатам дня — это как на часы посмотреть, обычная оперативная деятельность. Не стоит на них зацикливаться.


Выбирайте систему по отзывам


В Интернете масса народу, кто уже пытался или реально внедрил CRM-систему или любой другой софт. Эти серьёзные, вдумчивые люди оставляют отзывы на сайтах типа Отзовик, Ответы Mail и других рекомендательных и рейтинговых сервисах. Не меньше они любят и социальные сети. Опыт простых людей — самое ценное, что можно найти. Руководствуйтесь такими откликам при выборе дорогостоящей системы автоматизации бизнеса.

Главное — верьте только негативным отзывам, позитивные или нейтральные гарантированно оставляют сами компании. А вот отрицательный опыт непременно повторится ещё раз, значит, стоит задуматься о выборе того или иного решения.

Как на самом деле


Отзывам верить не следует в принципе, тем более что есть старинное правило рекламщиков: хороший клиент уйдёт пользоваться и не расскажет, а обиженный напишет везде. В любом случае читать можно, а вот полагаться на мнения таких «экспертов» точно не стоит.

Как яркий пример можно рассмотреть отзывы об отелях на сайтах-агрегаторах. Не секрет, что многие туроператоры, публикуют вымышленные негативные отзывы об отелях, с которыми у них нет контрактов на размещение, а о «своих» отелях исключительно в позитивном стиле. Поэтому когда читаешь отзывы об одном и том же отеле, находишься в недоумении — один потребитель вещает, что в отеле тараканы, грязная посуда и некачественная пища, а другой — идеальная чистота, внимательные горничные и чистейшие пляжи.  


Не покупайте обучение у вендора


Ну вот скажите честно, что, вы и ваши сотрудники не разберётесь в интерфейсе и принципах работы программного обеспечения, связанного с вашей основной деятельностью? Документацию в руки — и вперёд, за пару дней разберётесь. Обучение вендора — штука скользкая: все сотрудники будут обучаться одновременно, но у каждого свой уровень владения ПК, свой комфортный режим усвоения новой информации. Получается, кто-то непременно останется недообученным. А отправить лишь некоторых сотрудников — странная затея для платной услуги, согласитесь.

Если вы всё же решились на обучение, собирайте как можно больше сотрудников — пусть они засыпают представителей вендора по максимуму. Причём соберите вместе производственников, продажников, маркетологов и системных администраторов. Если они будут слушать вопросы друг друга и ответы на них, то смогут не только обучиться работе с новым программным обеспечением, но и освоят принципы работы коллег.

Как на самом деле


Лучше вендора будущих пользователей программного обеспечения точно никто не научит — здесь и опыт, и тактика, и подход. Это не обязательно занятие в большом кабинете с кучей ПК, вполне хорошо заходит онлайновая практика. Более того, вот это самое аудиторное обучение уже давно показало себя малоэффективным и не особо-то актуально для нашего века с виртуальными расстояниями :-)  Плюс ко всему, разработчик всегда снабдит вас документацией, роликами, статьями и т.д.

Что касается проблемы разной квалификации сотрудников, всё решается довольно тривиально: обучаются внутренние эксперты, которые в свою очередь передают знания и навыки остальным коллегам, попутно консультируя их. Это удобный, выигрышный во всех смыслах подход.


Шаманы на службе пользователей ИТ-систем: угадают проблему без тимвьювера и общения, помогут по скриншоту.

Не пользуйтесь приоритетной техподдержкой


Никогда не покупайте пакет приоритетной технической поддержки. Если что-то случилось и вышло за грани бесплатного пакета, не паникуйте. Сперва поищите решение в интернете. Если на форумах ничего не нашлось, начинайте писать и звонить вендору без перерыва. Давите на жалость, угрожайте, звоните и пишите, пока у одного из сотрудников не выдержат нервы — тогда вы точно получите ответ на свой вопрос. Время простоя работы ваших сотрудников только во благо — они смогут отдохнуть, выпить чай и мысленно отблагодарят вас.

Вообще, ваш поставщик системы автоматизации не зря держит команду саппорта — поэтому беспокойте их по любому вопросу. Не читайте документацию, не используйте подсказки в интерфейсе, позвонить гораздо быстрее и удобнее. Вы не обязаны знать терминологию и название модуля, в котором что-то пошло не так, поэтому сообщайте так, как видите: «Голубое окошко повисло и не шевелится, внизу какая-то оранжевая линия».

Если вам предложили удалённо подключиться к вашему ПК, сопротивляйтесь. Это шпионаж чистой воды! Сотрудники технической поддержки скачают всю базу и будут её использовать для своих нужд. Или будут подглядывать за тем, как вы сидите ВКонтакте. В общем, лучше не рисковать.

Как на самом деле


Многое зависит от экспертного уровня ваших сотрудников: если в офисе есть сотрудники, готовые решать вопросы и оперативно реагировать на проблемы стороннего ПО, то и техническая поддержка вам необходима от случая к случаю. Если же софт дорогой, сложный или вы ранее не имели опыта обращения с подобным ПО, первое время лучше выбирать пакет приоритетной поддержки, чтобы избежать простоев в работе и серьёзных сбоев. Кроме того, пакет поддержки помогает сэкономить на содержании отдельного сотрудника, который работает с системами автоматизации. Если компания небольшая, такая экономия выглядит разумно и взвешенно.

Ну и главный вредный совет: не автоматизируйте ничего, живите, как жили — ведь и так компания на плаву. Пусть конкуренты тратятся на все эти программы, внедрения и эксплуатацию. Правда, глупо звучит? Вы даже не представляете, насколько.

Всем правильной и успешной автоматизации!



Если вам нужна CRM или гипер CRM (но ещё немножко не ERP), идёмте к нам на www.regionsoft.ru. У нас 17 лет опыта в ИТ, 11 лет разработки CRM-систем для малого и среднего бизнеса, тысячи внедрений. Мы умеем не только шутить про софт, но и очень серьёзно с ним работать.

Наш Telegram

Комментарии (61)


  1. Imrahil
    31.10.2018 15:20

    У нас 17 лет опыта в ИТ, 11 лет разработки CRM-систем для малого и среднего бизнеса, тысячи внедрений.

    сделайте уже красивый сайт. Верю что продается все и так, но блин я бы выбрал интегратора с витриной покрасивее)


    1. Ilha
      31.10.2018 15:23

      Выбирать интегратора по «витрине»? Да вы просто герой их статьи :-) Сайт как сайт, информативный, удобный и без вот этих «мы вам перезвоним» и рыжих девок в прыжке. Норм.


      1. cgnrat
        31.10.2018 20:51
        +1

        Ну это же «витрина» производителя софта.
        А сайт выглядит перегруженным и несовременным чтоли.
        Закрадывается невольное подозрение, что и продукт будет такой же.


        1. EireenK
          01.11.2018 02:54
          +2

          А сайт выглядит перегруженным и несовременным чтоли.

          Да, сайт слишком быстро грузится и слишком информативен — выглядит несовременно.


          1. nicholas_k
            01.11.2018 11:25

            Я думаю, что ваш собеседник имел в виду нечто иное.
            Сайт Хабра тоже прост, информативен и достаточно быстро грузится.

            При этом количество информации на единицу площади на Хабре значительно меньше, что позволяет задержаться на какой-либо информации чуть дольше и чуть комфортнее.


        1. aFanOfSwift
          01.11.2018 08:55

          И я про тоже. Соответственно. Если компания не может себе сделать нормальный сайт или заказать в хорошей фирме. То странно, что они могут в хорошую CRM, ведь это намного сложнее чем сайт.
          Понятно, что бывает и по другому. Когда сайт красив, современен и информативен одновременно, а продукт отстой. Надеюсь здесь наоборот.
          А так сразу понятно, что нет нормального маркетолога. И видно, что компания не понимает такого простого и рабочего принципа. Встречают по одежке.
          И не надо забывать вторую часть, что провожают по уму.
          А то наделают сайтов, вроде и красивый, а по факту не удобный, с запутанной навигацией.
          Регионсофт напоминает Apple на старте, а именно взаимоотношение Возняка и Джобса, хотя и очень отдаленно и с тем условием, что у них нет Джобса и это не Apple ;). Возняк хотел чтобы все просто работало и было функционально. И тут видимо они смогли(не проверял). А Джобс хотел чтобы это еще было красиво и удобно. Вот тут они не смогли(видно не «вооруженным» глазом).
          Надеюсь, что моя «землячная» компания одумается и наймет хорошего маркетолога и дизайнера.
          Всем добра!


          1. Axelus Автор
            01.11.2018 11:00
            -1

            У меня есть хороший знакомый, владелец и президент группы IT-компаний в Москве. Очень богатый человек — долларовый мультимиллионер. И вот у него сайт до сих пор выглядит реально устаревшим и очень простым с точки зрения дизайна. Но там есть вся необходимая информация и интерактивные механизмы, сервисы для клиентов и партнеров, которые работают в полную силу. И когда я его спрашивал, типа Дима, что же ты не проапгрейдишь интерфейс сайта своей крутой компании, ведь у тебя есть на это средства и все возможности, он мне ответил: "Мне не нужен сайт-визитка. Мне от сайта надо, чтобы мои клиенты и партнеры получали сервисы, за которые они платят деньги. Все необходимые сервисы у меня реализованы и работают как часы. Мне все равно, кто меня за это будет критиковать, поскольку я зарабатываю на том, за что меня критикуют, миллионы долларов."


            1. fukkit
              01.11.2018 11:34
              +1

              Тот классический Дима, который работает вне рынка, от клиентов своих не зависит, в силу монополизма или иных нерыночных способов продвижения, и которому на всех на*рать, по большому счету?

              Недавно общался с одним смешным «вице-президентом по продажам»(!) средней IT конторки, который ленивейшим образом в трусах и майке выходил на скайп-презентацию сказочно устаревшей поделки своей шарашки и через губу вещал как у них всё круто и схвачено везде, всем своим видом давая понять как же в этой жизни ему всё наскучило, особенно новые клиенты, особенно их вопросы, особенно конкретные и по делу.
              Проблема многих (далеко не всех, разумеется) компаний в том, что они повернуты лицом исключительно к деньгам, а к клиенту, при этом, совершенно другим местом. Хотя именно клиенты несут им те самые деньги.

              Это следствие еще более глобальной российской проблемы в культуре обслуживания. Наш средний человек слишком горд внутри, чтобы оказывать кому-то услуги действительно приятным образом. Тюремно-мужицкие понятия одних и бедные-но-гордые принципы других абсолютно не позволяют открыто и искренне общаться с незнакомыми людьми, обслуживать их, прогибаться под интересы клиента — это считается полным моветоном и ситуативным фейлом.


              1. Axelus Автор
                01.11.2018 12:25

                Во-первых, Дима работает абсолютно на рыночных принципах и продвигает коммерческие продукты, разработанные его командой, не имея никакого отношения к монопольному положению.


                Во-вторых, есть категории людей, которые посчитают себя оскорбленными, если в художественной галерее они увидят картину, которая не будет соответствовать их духу, и начнут поливать автора грязью, виня его в разных грехах. Это просто свойства отдельных личностей, жаждущих учить жить других людей.


                Я лично такого подхода не принимаю, поскольку считаю, что критиковать могут все, а вот создавать — единицы. Поэтому мой принцип прост — если мне не нравится чья-то картина — я прохожу мимо, а не устраиваю демонстрацию перед входом в галерею с лозунгами "Не ходите туда! На их картинах яблоки не круглые, а квадратные!". Мир становится всё более жестоким, теряя терпимость. Может не весь мир, а просто небольшая часть общества. Но тренд неприятный.


                А люди, которые что-то создают, всегда подвергаются нападкам, причём в основном со стороны тех, кто ничего не может. :)


      1. Areso
        01.11.2018 05:45
        +1

        Мне показалось, или я увидел 2 вставки на Adobe Flash на главной странице сайта в конце 2018 года?)


        1. ZAMnoTEX
          01.11.2018 10:08
          -1

          Когда я открыл сайт, прям ностальгия… Сразу вспомнил пищащий модем ))


      1. Imrahil
        01.11.2018 10:05
        -2

        Мне кажется вы себя очень сильно переоцениваете) в 99% люди ценят во «витрине».
        И да я обращаю внимание на витрину интегратора — чем современне тем лучше, а то прийдешь к ним на работу, а там тихий ужас в технологиях, их еще моя мама, когда на ЭВМ «Днепр» (или Днипро не помню точно) работала, использовала. А мне не 50, я еще молод)

        А с точки зрения заказчика — глянул… Эмм они мне в экселе макросы будут херачить (хотя тоже надо уметь, но если не ощибаюсь теперь там пайтон можно юзать значит опять современные технологии в плюсе) или все-таки это норм контора?))


      1. last_hp
        01.11.2018 11:19
        +1

        Это сарказм надеюсь? сайт просто ужасен нечитабелен, устарел морально и т.д.
        Может у них ко всему такой подход? Кто знает?


        1. gennayo
          01.11.2018 12:03

          Просто вы не их клиент, поэтому ваше мнение не имеет ни малейшей ценности.


          1. dimm_ddr
            01.11.2018 13:04
            +1

            Это именно тот подход, который нужен чтобы не найти новых клиентов и не получить еще немного работы. Кому дополнительная работа то нужна, правда?


            1. Axelus Автор
              01.11.2018 13:11

              web-дизайнерам, по видимому :)


            1. gennayo
              01.11.2018 13:54
              +1

              Люди ведут успешный бизнес, внедряют полезный клиентам софт. А тут вдруг им говорят, что их бизнес это случайность, и их бизнес сдохнет из-за сайта, который не нравится некоторым товарищам с улицы. Ну да…


    1. RegionSoft
      31.10.2018 15:25

      Друзья, призываю вас прекратить флуд и обсуждение тем, не имеющих отношения к публикации. Благодарю за понимание!


      1. balexa
        31.10.2018 15:52
        -2

        Вам следует нанять другого маркетолога отвечать на комментарии. Правда.


      1. aFanOfSwift
        31.10.2018 16:54
        -4

        Я могу посоветовать хорошую веб-студию. В Нижнем Новгороде. И даже не одну. Нет, я в ней не работаю. Пишите в личку. А то не я один уже заметил, что у вас есть потребность в новом сайте.


      1. thauquoo
        31.10.2018 23:51
        +4

        А вот это вот вы зря. Я вам за это котейку запощу:image


        1. RegionSoft
          01.11.2018 00:12
          -3

          Офис заядлых кошатников в восторге!


    1. divanus
      31.10.2018 23:42

      Если выбрать вендора решили,
      Выбирайте точно самый няшный сайт!
      Так вас точно одурачат
      И процесс пойдет назад!


    1. TimsTims
      01.11.2018 00:31
      +3

      Да дело не в сайте. Там вся программа примерно в том-же духе 2000-х сделана. Не скажу что это плохо, скажу наверное, что это сейчас «не современно». Однако хвалю за олдскулл — скорость работы и экономия ресурсов ПК это замечательно!


  1. dimkss
    31.10.2018 15:48

    Больше примеров из жизни, больше!
    А то без примеров выглядит как обычная маркетологическая статья.


    1. Axelus Автор
      31.10.2018 16:00

      Практически всё из жизни :)


  1. Daddy_Cool
    31.10.2018 16:34
    +1

    Краткое содержание статьи.
    Если хотите внедрить автоматизацию — внедряйте её хорошо, а плохо — не внедряйте.
    — — —
    Достаточно вот этого.
    должно быть — налажены и автоматизированы бизнес-процессы
    должны быть автоматизированы все ключевые процессы и управление
    ваши сотрудники должны быть эффективными.
    Какие процессы ключевые, а какие нет? Как это решить и на основании чего? Какого уровня-глубины должна быть автоматизация?
    Где взять эффективных сотрудников и куда деть неэффективных? И как проверить их эффективность заранее?
    Все это решается в каждом конкретном случае — и смысл тогда этих бла-бла-бла рекомендаций? Ах, да. Пиаррр.
    Если бы были рассмотрены конкретные кейсы с описанием людей и их ролей в организации — со всеми тайными мотивами — было бы интересно.


    1. Axelus Автор
      31.10.2018 17:07
      +2

      Если вы почитаете наш блог, то найдёте ответы на все озвученные в вашем комментарии вопросы. Мы пишем об автоматизации бизнеса. И пишем по-разному. Кому-то это может нравиться, кому-то нет. Дело вкуса :). Ваше мнение мы также уважаем!


    1. Fortisa
      31.10.2018 18:58
      +3

      Я полный профан в плане CRM (ну почти), но не могу пройти мимо как пиарщик, маркетолог, прочий лютый человек в ИТ с 10-летним стажем (кому интересно, исповедь здесь) и заодно, как оказалось, отчасти земляк компании-автора поста.

      Так вот, я сменила несколько ИТ-компаний, в том числе тех, от упоминания которых люди становятся вытянутее и уважительно кашляют. И любой, абсолютно любой контент, всегда обзывают рекламой и маркетингом: от дешёвого газетного пресс-релиза до книги директора компании, где название этой самой компании только в разделе «Об авторе». Бизнес несёт экспертизу, а офисные читатели закидываются конфеткой и пишут «атятя, маркетинг, уйуйуй, рекламка, я типа самый умный, я просёк, лайк мне в карму и за шиворот». Благо есть те, кто пишет благодарности — их в разы больше.

      1. Каждая статья, кроме ссылок на сайт или аппстор, несёт в себе ценность, особенно, если она так старательно пишется, как, например, в этом блоге. Парни могли бы просто написать обзор своей CRM, ERP или чего там ещё. И всё. Но они пишут лучшие посты про CRM в Рунете и — эксклюзивно — пишут их здесь, как я посмотрю.

      2. Кейсы конкретных компаний в ИТ ничего не стоят, кроме того, что их интересно почитать. Потому что каждая компания имеет массу своих шаблонов, процессов, самодурных или клёвых руководителей, горящих или не горящих делом сотрудников. И внедрения везде разные. Поэтому статьи интеграторов должны быть именно академично-универсальными. Мне не интересно, как зафакапилось внедрение в ООО «Рога», потому что у меня ООО «Копыта» и при всей схожести совсем другой тип управления и роли сотрудников тоже другие. Поэтому я не хочу читать стори и сказки про других, дайте совет и реализуйте сказку у меня. Ну или я, вооруженная вашими советами, куплю софт там, где мне это нужно/хочется/подходит.

      Поэтому советую либо самим попытаться писать статьи и осознать всю глубину, либо посмотреть, что такое маркетинг и осознать, что тут не о нём. Более того, такие статьи — риск — с каждой из них прокачиваются клиенты конкурентов и сами конкуренты. И нужно очень уверенно себя чувствовать на рынке, чтобы бесплатно сливать такой опыт (сорри, ещё платить за право его изложить).

      Так что к чёрту критику, даёшь конструктив.


      1. Daddy_Cool
        31.10.2018 19:39
        +2

        " нужно очень уверенно себя чувствовать на рынке, чтобы бесплатно сливать такой опыт"
        «Так что к чёрту критику, даёшь конструктив.»
        Я бы с радостью — я часто хвалю статью на Хабре, но… в этой статье нет ничего уникально-полезного или хотя бы неочевидного.
        "И внедрения везде разные. Поэтому статьи интеграторов должны быть именно академично-универсальными". Это означает, что результат внедрения будет определяться тем насколько конкретные сотрудники справятся с конкретными реалиями. И если сотрудники недостаточно умны/квалифицированы — то они могут благополучно всё провалить. И непонятно как им помогут общие рекомендации.
        А насчет пиара — ну… любая контора должна регулярно напоминать о себе, даже если в текущий момент сказать нечего. Да и вообще — пусть статьи журналисты пишут, а контора должна внедрять и зарабатывать. Т.е. в общем для конторы это непрофильное занятие, кроме как а) из любви к миру, б) ради рекламы.


        1. Fortisa
          31.10.2018 19:45

          в этой статье нет ничего уникально-полезного или хотя бы неочевидного
          Всё субъективно. У вас один уровень опыта, у меня — другой, у директора строительной фирмы Иванова, ищущего CRM, третий.
          непонятно как им помогут общие рекомендации
          Троллите что ли? А зачем тогда вообще инструкции, рекомендации, ГОСТы? «Мы наш, мы новый мир построим».
          пусть статьи журналисты пишут
          Если статьи о технике пишут журналисты, это, как правило, г***о. Пусть компании уж потратят своё время.


          1. Daddy_Cool
            31.10.2018 21:06
            +1

            «Троллите что ли? А зачем тогда вообще инструкции, рекомендации, ГОСТы?»
            Ни в коем разе.
            Ну писать статью переписывая инструкцию или ГОСТ — смысла нет. Объяснить почему например инструкция именно такая — если это неочевидно — уже было интересно.
            Проблемы начинаются когда ситуация не вписывается в инструкцию, вписывается на грани, инструкции нарушаются по разным причинам — от системных, до дурацких — и это всё надо решать живым людям.
            Вот ниже замечательный пример от Axelus про миллион.


        1. Axelus Автор
          31.10.2018 19:49

          Реклама присутствует во всём. Даже когда вы сидите в кафе с девушкой и дарите ей цветы — вы рекламируете себя.


      1. imanushin
        01.11.2018 10:43

        атятя, маркетинг, уйуйуй, рекламка, я типа самый умный, я просёк, лайк мне в карму и за шиворот

        Спасибо за правдивое отношение к читателям, которые критикуют Ваш материал.


        от упоминания которых люди становятся вытянутее и уважительно кашляют

        Назовите, пожалуйста, хотя бы одну. Мы проверим, будет ли аудитория хабра «вытягиваться и кашлять» Я бы ещё попросил доказательства вашей работы там, однако скорее всего вы спрячетесь за NDA или что-то в этом роде.


        И любой, абсолютно любой контент, всегда обзывают рекламой и маркетингом: от дешёвого газетного пресс-релиза до книги директора компании, где название этой самой компании только в разделе «Об авторе»

        Как Вы быстро до лжи скатились. Откройте отзывы фильма Большая игра на понижение. В нем много говорилось про Deutsche Bank. А много ли рецензентов обозвали его рекламой?


    1. 23derevo
      31.10.2018 23:50

      Ключевые процессы — те, которые участвуют в цепочке создания ценности (добавленной ценности) для клиента. Потому что за это добавленную ценность ваша фирма берет с клиента добавленную стоимость, то есть, зарабатывает деньги. В первую очередь полезно вычленять, анализировать и автоматизировать именно такие.


  1. DoctorMoriarty
    31.10.2018 17:55
    +1

    Поверьте, тянуть привычную жвачку гораздо прикольнее, чем прикладывать мозги к чему-то новому и пытаться заработать больше денег для компании (а значит, и для себя). Вам же платят столько, сколько вы просили, и наверняка даже добавили немножко.

    Если внедрение чего-то нового принесет компании больше денег — то сначала я хочу получить гарантии того, что это действительно принесет больше денег и лично мне, причем не просто абстрактно больше, а в количестве, окупающем мои усилия по внедрению. Это компания должна покупать преданность и энтузиазм сотрудников, а не сотрудники делать рискованные инвестиции своего труда и времени в компанию в надежде на то, что может быть, начальство всё же оценит их рвение.


    1. Axelus Автор
      31.10.2018 17:57

      Раз на раз не приходится — жизнь штука многогранная...


      1. DoctorMoriarty
        31.10.2018 19:31

        Да, например иногда приходится охлаждать горячие головы начальства, безоглядно кидающегося внедрять новомодные дорогостоящие штучки, про которые им нашёптывают из-за левого плеча хитрые пиарщики.


        1. Axelus Автор
          31.10.2018 19:43

          Говорю же — все люди разные. Вот вам пример из жизни. Однажды мы проиграли конкурс, связанный с автоматизацией одного предприятия. Вроде все шло хорошо, у нас было адекватное предложение, но победила другая фирма. По окончании конкурса, чтобы понять причину проигрыша, мы вышли на человека, с которым у нас был установлен адекватный контакт во время подготовительных мероприятий. На вопрос, почему выбрали не нас, он ответил:


          "Вы заложили слишком низкую стоимость внедрения. Генеральный сказал, что ему нужен проект не дешевле 1 млн. евро, поскольку иначе он будет выглядеть нелепо в своём окружении, когда будет рассказывать о стоимости автоматизации его бизнеса."

          Только из своего личного опыта я вспоминаю три похожих случая.


          1. gennayo
            31.10.2018 21:59
            +1

            А бывали случаи, когда в процессе внедрения руководство компании-клиента теряло интерес к проекту? И насколько часто и по каким причинам вы отказываетесь работать с потенциальными клиентами?


            1. Axelus Автор
              01.11.2018 09:56
              +1

              А бывали случаи, когда в процессе внедрения руководство компании-клиента теряло интерес к проекту?

              Да, бывало, как без этого. В основном это происходит в случаях, когда руководство изначально приходит с очень сложным проектом с крайне завышенными ожиданиями, предполагая некоторое "волшебство" по окончании его реализации. Однако сложные и тяжелые проекты требуют длительного времени разработки и внедрения, финансовых затрат, а также активного участия самого заказчика. Если заказчик к этому не был готов изначально, то он может постепенно остывать, или на каком-то этапе осознать, что изначально надо было делать по другому. Однако таких случаев мало, поскольку мы стараемся в подобные проекты не входить или переубеждаем заказчика делать их поступательно, значительно упрощая и разбивая на законченные этапы.


              И насколько часто и по каким причинам вы отказываетесь работать с потенциальными клиентами?

              По схожим причинам. Если мы понимаем, что требования заказчика неадекватны, если проект чрезмерно сложен и трудновыполним, если заказчик приходит с готовым ТЗ, написанным какими-то консалтерами, которое никакого отношения не имеет к нашей платформе, а заказчик не готов это ТЗ адаптировать к нашим условиям (по таким ТЗ мы вообще не работаем) и т.д.


              По практике могу сказать, что самые хорошие проекты случаются, когда есть адекватный заказчик, готовый к разумным компромиссам. И когда он нас слушает и слышит, особенно при подготовке ТЗ.


            1. Axelus Автор
              01.11.2018 10:17

              А бывали случаи, когда в процессе внедрения руководство компании-клиента теряло интерес к проекту?

              Могу привести опять-же пример из жизни, на мой взгляд довольно забавный. Подписала наша компания проект по автоматизации одного предприятия. Проект из недешёвых. В постановке задач принимал участие лично директор предприятия заказчика (он же один из учредителей) и его заместители. Идея исходила от самого директора.


              Проект оказался довольно интересный, реализовывали его наши специалисты с энтузиазмом, все было отлично, качественно и в срок. И вот настал момент сдачи проекта, провели предпусковые испытания, заказчик принимает результаты, подписывает акты.


              После приёмки стороны собрались обсудить постпроектное обслуживание, а заказчик и заявляет: "Вы знаете, всё, конечно, здорово, сейчас мы имеем именно то, что хотели, но, к сожалению, использовать мы это не будем!". Последовал вопрос: "Как же так? Почему?!!". А он отвечает: "У меня произошёл конфликт со вторым собственником, который заявил, что ему не нужна автоматизация по той модели, которую я реализовал. И если я её внедрю, нам придётся делить бизнес!".


              Вот так бывает...


    1. le9i0nx
      31.10.2018 22:58

      Ну не оценят и ладно. А опыт останется и в другом месте прегодится.


  1. exelens
    31.10.2018 19:55

    Большое Спасибо. Очень прикольно )))


  1. maxzh83
    31.10.2018 23:49
    +1

    Если падают продажи,
    И клиент воротит носом.
    Нужно сделать пост на Хабре
    Дальше все пойдет само.


    1. RegionSoft
      01.11.2018 00:08
      -2

      Пост, увы, не панацея,
      Не осыпет он деньгами.
      Для продаж важнее опыт
      Тот, который не пропьёшь.


    1. Axelus Автор
      01.11.2018 12:43

      maxzh83, ваш выпад принят :)
      Среднегодовой прирост объемов продаж компании за последние 4 года составляет 18,38%.


      1. imanushin
        01.11.2018 13:14

        Среднегодовой прирост объемов продаж компании за последние 4 года составляет 18,38%.

        А в какой валюте? Это с учетом инфляции?


        1. Axelus Автор
          01.11.2018 13:28

          Компания является резидентом РФ, поэтому в нашей оперативной работе вся валютная выручка приводится к Российским рублям. Я привел абсолютное значение среднегодовой динамики развития компании, отражающее объем реализации неисключительных прав и услуг, связанных с адаптацией, доработкой, развёртыванием и консалтингом в области реализуемых прав.


      1. maxzh83
        01.11.2018 15:30

        Да какой же это выпад, просто попытка шутить в вашем стиле.
        А если серьезно, то именно так показалось из настроения статьи. Ежели не так, то успехов в бизнесе.


  1. DmSting
    31.10.2018 23:55

    Всем вечер добрый.
    А какие вы посоветуете варианты автоматизации работы для моего случая?

    Компания занимается слаботочными системами: охранка/пожарка/видео/СКУД/автоматизация. Работаем преимущественно в строящихся зданиях, ещё на этапе бетона.
    Задача — вести учёт выполненных работ, расхода материалов и трудочасов, контролировать монтаж и настройку оборудования.
    От Заказчика поступает либо ТЗ на систему (и тогда проект мы делаем сами), либо более-менее готовый проект. К проекту есть спецификация оборудования и кабельный журнал, в 99% в табличном виде.
    Учёт у нас ведётся в excel, явно и напрямую отмечая выполненную часть. Иногда часто необходимо заменить на чертеже проектную трассу на реальную. Также необходимо формировать ежедневные и еженедельные отчёты по выполненным работам для заказчика (также в формате excel), раз в месяц формировать собственные КС на оплату, иногда — вести учёт серийных номеров установленного оборудования.
    Всё это, понятное дело, размазывается по паре десятков лежащих в разных местах документов, забывается и теряется.

    Я лично занимаюсь пуско-наладкой всего зоопарка, и в моменты когда приближается сдача объекта приходится попотеть…


    1. Axelus Автор
      01.11.2018 12:00

      Да, такая работа часто практикуется. Мы ее называем проектной. В рамках проекта можно объединять все документы и сведения, относящиеся к проекту, определять участников и их долю трудового участия, фиксировать счета, акты, учитывать затраты и рассчитывать рентабельность проекта в целом, сравнивая плановые и фактические показатели на любом этапе реализации.


      Поэтому я могу посоветовать смотреть именно в эту сторону. Кроме того, к проектам можно привязывать бизнес-процессы, задачи, вести историю взаимодействия с поставщиками, подрядчиками, заказчиком, управлять регламентом времени.


      Управление проектами реализовано, например, в RegionSoft CRM Enterprise.


      Для учета серийных номеров можно воспользоваться конструктором и создать свой журнал, в котором будут содержаться необходимые объекты учёта и их серийные номера. Эти объекты можно привязать к тому-же конкретному проекту или заказчику.


      Как то так… :)


  1. kakutuzov
    01.11.2018 06:03

    Непонятная ассоциация про поездку из Москвы в Сочи.
    Бизнес — это поездка без конца в большинстве случаев.
    А про настройку бизнес процессов — вы выехали из точки А на велосипеде и в процессе поездки пристально тюните его до теслы. Аккуратно колесо за колесом, деталька за деталькой.


    1. Navij
      01.11.2018 12:45

      Чаще бывает, что выезжаешь на чём-то лишь отдалённо напоминающем транспортное средство, принципиально не имеющем ничего общего с планируемой теслой, и тюнить потихоньку и методично не выйдет как раз ввиду фундаментальной несовместимости. При таком подходе будут у вас висящие в воздухе колёса, которые заржавеют, покуда достанут до земли. А когда достанут, начнут разворачивать весь пепелац, уводя его в кювет. Сколько раз так было, когда начальство говорит: мы не можем прямо сейчас весь процесс поменять, давайте как-нибудь прикрутим вот это и то, а потом о ужас, оно ведь по отдельности-то не работает, а только добавляет неразберихи. Понятно, что поменять все и сразу — тяжело, долго, затратно, страшно и рисково. Но когда раз за разом видишь, как бизнес выкидывает кучу денег и человеческого труда в мусор, обидно становится. Хотя бывают и случаи удачного постепенного апгрейда, когда руководство башковитое и может смотреть вперёд.


      1. Axelus Автор
        01.11.2018 12:47

        Это называется эволюцией. Череда вроде бы небольших и почти незаметных изменений, в итоге кардинально меняющих конечный результат.


  1. V-core
    01.11.2018 11:13

    Что бы уволить всех 25 декабря необходимо за два месяца (25 октября) об этом всех письменно предупредить или решив уволить всех одним днем придется выплатить им эти 2 месяца вперед.

    почему
    Это так по законам «Этой страны»


    1. Axelus Автор
      01.11.2018 12:55

      решив уволить всех одним днем придется выплатить им эти 2 месяца вперед

      Разные ситуации бывают у заказчиков — каждый изголяется по своему. Кстати, этот пример в статье, когда директор перед новым годом уволил весь персонал — не моя выдумка. Это из реальной жизни. Можно смеяться, можно нет...


      не беритесь автоматизировать бардак и не работайте с Мудаками, тогда и вредные советы писать не придется ;)

      Полностью солидарен :)


    1. Axelus Автор
      01.11.2018 13:01

      Были и другие случаи в моей практике, когда заказчик ликвидировал свое предприятие методом присоединения к другому юрлицу в один день и прямо вместе с персоналом. На следующий день созывал народ и говорил, типа я предприятие продал, больше я вам не начальник, а вы мне не сотрудники, так что ищите где то там своего теперешнего директора и решайте дальше все вопросы с ним… А вы говорите закон :)


      Понятно, что это экстрим и свинство, но так реально бывает.


  1. Mimus_spb
    01.11.2018 14:47
    -1

    влажно мечтаю о кнопочке «заблокировать компанию» типа как у Темы чтобы не видеть ваш горе-контент


    1. Analitik_Telecom
      01.11.2018 15:21

      Простите, напомнило. И главное, реально может исполнить определённые влажные мечты:

      Картинка для мечтателей блокировать


      1. Mimus_spb
        01.11.2018 15:45

        прощаю, великодушно