Изначально понятие человеческого фактора пришло в мир из военного дела и авиации — все мы знаем примеры его влияния на ход событий в мировой истории. Но всё чаще и чаще на расплывчатую формулировку «да это человеческий фактор» списывают косяки в бизнесе. Утечка данных? Человеческий фактор. Ошибка в тендере? Человеческий фактор. Упал софт у клиента на продакшене? Ну это вообще всегда человеческий фактор. Мы решили углубиться в проблему и понять, что это за явление, как оно влияет на бизнес и управление и что можно сделать для снижения влияния человеческого фактора. Ну не плыть же по течению, списывая всё на какую-то абстрактную сущность. В общем, поговорим о человеческих эксепшенах.


В каждом из них незримо живёт человеческий фактор: нельзя мини, будет декольте; нельзя рыбок, будет собака, директор вообще отморозился ну и т.д.

Прим. Для тех, кто не в разработке: эксепшен — это не ошибка, это исключительный случай работы в программе, неожиданное отклонение.

Откуда берётся человеческий фактор и почему он важен?


Любая ошибка стоит компании прибыли, ресурсов (человеческих, временных, производственных — да каких угодно) и, конечно же, нервов. Качество, безопасность, ИТ-инфраструктура, репутация — неполный список уязвимых аспектов, способных ощутимо пострадать от выключенного рубильника, бага в ПО, ошибки в таблицах Excel (кроме шуток, например, во время тендера или расчёта рентабельности тарифа, продукта и т.д.). Одна человеческая ошибка — и насмарку идут процессы, проекты и целые месяца работы. Но, как известно, человеку свойственно ошибаться и он рано или поздно ошибётся. Значит, остаётся одно — научиться минимизировать влияние человеческого фактора. Давайте прикинем, что можно сделать?

Например, исключить людей из процессов — тотальная автоматизация всего, что можно. Прекрасная идея, и, казалось бы мы, как разработчики CRM-системы и другого ПО для автоматизации бизнеса должны топить именно за неё и расписать постов на пять как круто, когда вкалывают роботы, счастлив человек, идёт прибыль и т.д. Но именно потому что мы опытные автоматизаторы (17 лет в IT-деле, 11 лет в CRM), мы никогда такого не скажем.

На самом деле человеческий фактор, как бы его красиво ни называли, это всего лишь обычный организационный риск, который нужно закладывать при разработке стратегий и постановке задач. Проще говоря, должна быть какая-то схема реагирования на инциденты и защиты от основных видов человеческих ошибок, которые, к слову, могут быть как непреднамеренные (задел плечом кнопку, споткнулся и выдернул провод, закинул в рассылку всех клиентов с открытым адресом почты, ошибся адресатом, оставил портфель с документами и флешкой в кафе), так и злонамеренные (взлом, кража, увод данных, хантинг команды на новое место и т.д.).
Так, человеческий фактор стоил агентству NASA 165,6 млн. $. В 1999 году команда инженеров, создающих софт для нового орбитального аппарата Mars Climate Orbiter, не смогла перевести единицы измерения из английской системы мер в метрическую. Данные в системе управления были перепутаны, и космический аппарат потерялся в космосе.

Ещё одна история. Британская клиника, занимающаяся лечением пациентов с ВИЧ, в 2015 году влетела на штраф 180 000 фунтов стерлингов в результате 100%-ной человеческой ошибки. Дело в том, что информационный бюллетень был отправлен 781 пациенту, а в поле «Кому» стояли все 781 адресов и имён-фамилий. Таким образом, получатели смогли легко узнать, кто ещё болен ВИЧ.

Human factor - трудности перевода и дикая находка топа выдачи
Когда мы пишем статьи, всегда стараемся посмотреть зарубежные источники на предмет исследований и крупных примеров из жизни известных корпораций. В этот раз мы ввели в поиск «human factor», но получили немного не то, что ожидали: больше о человек ориентированных компаниях и о коллективном влиянии, которое сотрудники оказывают на успешность компании. Оказалось, что нам был нужен термин «human reliability» (надёжность), и это очень правильное определение. Кстати, сравните:


Ну и вот, увы, русскоязычный бред  по запросу «человеческий фактор в бизнесе». Мы не стали гуглить эти векторы дальше, потом репутацию поисковых запросов не отмоешь, погуглили автора «концепции», вот думаем, как всё это развидеть. (Осторожно, ссылка может травмировать психику и вызвать неудержимый ржач).

Все человеческие факторы можно классифицировать по разным критериям, но мы предлагаем пока остановиться на двух.

Первая классификация, по степени умысла, наиболее общая, охватывающая все остальные группы двумя блоками.

  1. Непреднамеренные ошибки — ситуации, возникающие вне зависимости от желания сотрудника совершить неправильное действие. Обычно они возникают случайно или из-за воздействия третьей стороны, но тем не менее это не значит, что вины сотрудника нет: здесь играет роль фактор невнимательности, небрежности, непонимания и т.д.
    Пример. Несколько лет назад в интерфейсе Google Adwords при проставлении десятичного разделителя числа в виде русской запятой число принималось целиком, нужна была точка (сейчас этот баг обработан и появляется предупреждение). Менеджер по рекламе выставил ставку на топовое слово, равную 23,7$, которую Google обработал как 237$. За ночь было «съедено» более 25 000 долларов, по тем временам около 800 тыс. руб. Кто виноват? Вроде бы хочется обвинить Google. Но почему сотрудник не посмотрел на ставку после того, как её применил? Какая мера наказания должна быть?
  2. Преднамеренные ошибки — влияние человеческого фактора, обусловленное злым умыслом либо некачественным исполнением обязанностей. Сюда можно отнести все правонарушения против безопасности, нарушения трудовой дисциплины, конфликты, кражи и т.д. В этих случаях у человека есть вина, мотив, осознание действия и он, как правило, имеет чёткое представление о том, что произойдёт в случае обнаружения его ошибки. Или же он точно знает, что его лень, халатность, недопонимание рано или поздно приведут к ошибке.

Вторая классификация, важная именно для целей и задач бизнеса, разработки, производства — то есть коммерческой сферы, — это группировка по признаку-причине. Зададим два извечных вопроса: кто виноват и что делать.

Кто виноват?

Профессиональные ошибки — группа ошибок, которые совершает сотрудник в своей непосредственной деятельности. Их истоки могут крыться в излишней самоуверенности (не протестировал свой код), в плохом обучении, в непонимании предмета (новичок стесняется спрашивать и косячит), в замыленности глаза (инженер просматривает ошибку в чертежах, полагаясь на ранее безупречного коллегу), случайности и т.д.

Что делать?

  • Устанавливать правила работы, общие стандарты (например, code style), которые будут выполняться всеми в компании.
  • Проводить периодическое обучение, презентацию работы разных отделов и продуктов, обсуждать нововведения на совещаниях. Профессиональный уровень сотрудников не должен останавливаться в день заключения трудового договора, он должен расти.
  • Перераспределять задачи между сотрудниками, чтобы не снижать уровень внимания к деталям.
  • Бороться с микроменеджментом — стремлением отдельных сотрудников контролировать все процессы, а ещё лучше выполнять всю работу. Например, мы ставим задачи сотрудникам в нашей RegionSoft CRM и они всегда точно знают, что и в какое время должны выполнить именно они.

Кто виноват?

Материальная или иная выгода — ситуации, в которых человеческий фактор срабатывает из-за преднамеренных действий человека, желающего получить выгоду. Случайность здесь как правило исключена, все действия обдуманы, у сотрудника есть план достижения своей цели. Это та самая группа ситуаций, для исключения которых нужно предпринимать действия, предупреждающие нарушения.
Пример из жизни — простой, комплексный и впечатляющий по уровню распи… дурости. Софтверная компания. Все программисты, DevOps и системные администраторы заморочены на безопасности, поскольку несколько лет назад произошла крупная неприятность: код трёх продуктов был полностью украден сотрудником, и российский суд не оказал особого содействия истцу, все формулировки были расплывчаты, обошлось штрафом. Сотрудник внаглую внёс небольшие изменения и стал конкурентом. Соответственно, обжегшись на молоке, вся компания стала дуть на воду. Всё было нормально, пока не пришёл новый маркетолог-сеошник, с неплохой соображалкой. Он заметил, что старший маркетолог, женщина сильно за 40, рассеянная и неорганизованная, утром и в обед смотрит под клавиатуру. В очередной обед туда заглянул он. Думаю, все угадали, что там было написано маркером на столе? Он зашёл в аккаунт, слил всех клиентов и в тот же день уволился на испытательном сроке (без отработки). Думаю, почему он устроился, куда он ушёл и где до сих пор работает, все тоже угадали…

Что делать?

  • Исключить беспрепятственный и неконтролируемый доступ сотрудников к важным данным. И тут, несмотря на наш пример, айтишникам проще — код обычно хорошо защищён программно и охраняется патентным правом, чего не скажешь о коммерческой информации. Да, мы все подписываем бумажку о коммерческой тайне, но это не мешает сотням менеджеров покидать компанию и уводить клиентскую базу из Excel или облака. Десктопная CRM-система (например, RegionSoft CRM) видится более надёжным решением за счёт надёжного распределения прав доступа, возможности физической защиты, механизма приватных клиентов и тотального логирования выгрузки, формирования и печати отчётов (в том числе списков клиентов).
  • Проверять сотрудников в момент приёма на работу — как правило, опытный работник с «криминальным талантом» уже непременно где-то наследил и этот след можно обнаружить. Если нет ничего криминального, можно, например, выявить сотрудничество новичка с конкурентами.
  • Оценивать резкие изменения в поведении сотрудников — как правило, нарушение безопасности имеет свою мотивировку и готовится заранее. Обычно руководитель отдела может выявить такие маркеры на раннем этапе: особое внимание к внезапно долго болеющим сотрудникам, увольняющимся, тем, кто внезапно меняет модель поведения (например, прохладно относился к старшему менеджеру и вдруг стал закадычным другом).

Кто виноват?

Психоэмоциональное состояние сотрудника — огромная и сложная группа, про которую чаще всего говорят «человеческий фактор» и с которой реже всего работают. Если сотрудник резко меняет настроение, испытывает жизненные трудности или горе, он может оказаться никудышным работником, который будет ошибаться (реже — будет стремящейся к выгоранию супер эффективной машиной, реализующей задачу за задачей). В любом случае конечный исход — это ошибки, выгорание и заброшенная работа. Обычно это списывают на слабохарактерность в одном случае или трудоголизм в другом, но мало кто думает о том, что человек в таких состояниях находится под воздействием физиологических процессов (если теряется, грубит, меняет настроение и тупит — победила лимбическая система, если прёт как супер разумный робот-исполнитель — привет префронтальной коре головного мозга). Человек внутри такого дисбаланса не может работать по-настоящему продуктивно.

Что делать?

  • Первое и главное правило: если у сотрудника случилось горе, беда (развод, смерть, болезнь близкого, какой-то кратковременный стресс (плохие анализы, например)) не гоните его домой и не заставляйте работать. Обозначьте ему, что какое-то время он может работать немного меньше или, по желанию, не работать несколько дней без финансовых потерь. Так работник сам выберет: хочет он забыться работой и получить поддержку коллег или закрыться на три дня дома и пережить всё в одиночестве.
  • Не эскалируйте ситуацию, если возникает внезапный конфликт — мягко уйдите от темы, проконтролируйте, чтобы коллеги не обидели человека во время стресса.
  • Если у человека заметно снизилась работоспособность, на время исключите его из важных бизнес-процессов, поручите рутинную работу. Объясните, что это временная мера.
  • Коллектив обязательно должен транслировать работнику в стрессовой ситуации, что он нужен, важен и все ждут его обратно в строй.

Кажется, просто? На самом деле, иногда быть человеком — сложнее всего.

Кто виноват?

Физическое состояние сотрудника — ещё одна очень серьёзная группа, вызывающая влияние человеческого фактора на бизнес. С одной стороны, мы все знаем, как плохо думается с насморком, ангиной и температурой, поэтому решение лежит на поверхности: взял больничный и вернулся трудоспособным. Но существуют состояния, когда человек не готов взять больничный или он даже ему не положен — например, затяжные боли в спине. Он уже привык к ним, но для минимизации болевых ощущений принимает индометацин, который может снижать внимание и вызывать неприятную сонливость. Честно говоря, кодить или подсчитывать финансовый план в таком состоянии очень сложно. Кроме таких ситуаций, могут быть хронические заболевания, органические проблемы с органами чувств, беременность и т.д. Более того, причиной почти всех этих проблем и состояний может быть как раз работа.

Что делать?

  • Оплачивайте больничные и не используйте их как элемент шантажа.
  • Обеспечьте сотрудникам ДМС и мотивируйте их проходить обследование и лечение в нужном объёме (не путайте с дурацкими и неприятными профосмотрами, которые каким-то образом смогли пролезть в коммерческие компании).
  • Регулируйте график отпусков с учётом потребностей и возможностей человека (например, парню, практикующему дайвинг в Египте, не принципиально отдохнуть в июле, а девушке, отдыхающей с детьми на даче в Нижегородской области, отпуск в короткое жаркое время критичен).
  • Выгоняйте носителей ОРЗ и ОРВИ болеть дома — пусть выполняют свои задачи удалённо. Сейчас становится всё меньше должностей, требующих строгого присутствия в офисе — например, продажник или логист могут работать в системе RegionSoft CRM из дома, пользуясь всеми преимуществами: телефонией, базой, записью звонков, почтой и т.д.

Кто виноват?

Межличностные отношения общего плана ощутимо сказываются на работе. Дружба и вражда сотрудников и отделов, дружеские отношения руководителя с подчинённым, фаворитизм, разделение сотрудников по каким-то непрофессиональным признакам — настоящий бич современных офисов, особенно в малом и среднем бизнесе. Сотрудники могут мстить, пакостить или наоборот работать на зависть (и ненависть) всем только из-за нелюбви или любви к коллегам. В этих условиях возникают ошибки в работе, перекосы в качестве ведения проектов, нарушаются бизнес-процессы, в которые нельзя заложить межличностный фактор.

Что делать?

Можно написать целое сочинение про дружбу на работе, конфликты, типы взаимодействий. Но это точно не в рамках и так перегруженной темы. Совет универсальный: работайте, общайтесь, выстраивайте корпоративную культуру на идеологии общей цели, свободы и ответственности.

Кто виноват?

Межличностные отношения, связанные с семьёй и влечением. Это самая ужасная группа ситуаций, которая может привести компанию к серьёзным кадровым, интеллектуальным и репутационным потерям. Даже говорить о ней не будем — приведём пример.
Пример. В компанию устроилась девушка, в неё влюбился ведущий DevOps, на котором висели почти все билды на 4 страны мира (включая США). Девушка была не очень глубокого ума, и парень взялся приходить к ней и делать за неё её работу — писать рассылки и письма на английском языке. Замечания со стороны коллег пропускались мимо ушей. Постепенно от клиентов стали увеличиваться тикеты по багам установки и поддержки, количество незакрытых задач в Jira дошло до генерального. Он долго думал, что делать, но в итоге уволил девушку с отличной выплатой. Через 2 недели и 1 день ушёл парень, на прощание почистив ВСЕ виртуалки. Контора оправлялась месяц, нанимала нового три месяца. Потери были в среднем около 30 000 долларов. Сейчас они муж и жена, совет да любовь, конечно, но… дороговато любовь конторе встала, в общем. Скажете, та контора сама виновата, что замкнула столько процессов на одном человеке? Конечно. Опять же, человеческий фактор.
Что делать?

Это слишком щепетильная ситуация, чтобы что-то советовать. Однозначно не стоит брать на работу родственников (хотя тут с нами могут поспорить), чтобы не нести кадровые потери. Ну и наверное, нужно транслировать влюблённым, что офис — не притон и не семейное гнёздышко, а рабочее место. Иногда довольно жёстко.

Кто виноват?

Форс-мажорные обстоятельства — это уже настоящий бизнес-риск, внутри которого заложен человеческий фактор в силу того, что все люди по-разному ведут себя в экстремальных условиях. Сюда можно отнести технологические катастрофы, отраслевые проблемы, экономический кризис, валютный риск и т.д. Внутри этой группы возникают ситуации, в которых всегда нужно действовать максимально хладнокровно и пытаться сохранить минимально жизнеспособный бизнес, отладить и перестроить процессы исходя из возникших реалий.

Что делать?

  • Не создавайте панику: соберите сотрудников, закажите пиццу и пиво/лимонад и расскажите, что происходит и каков истинный масштаб проблемы, предложите свои пути решения и поинтересуйтесь видением сотрудников.
  • Не инициируйте сокращения до последнего.
  • Предотвратите слухи и домыслы, будьте открыты, выкладывайте информацию на портале, делайте рассылки, устраивайте небольшие стратегические совещания — почти как капитан корабля. Просто небольшой шторм :-)
  • Перестраивайте бизнес-процессы. Кстати, их гораздо проще перестроить, если они автоматизированы — например, созданы процессы в CRM-системе. Вам достаточно внести изменения в сам процесс или создать новый и запустить его.

Преступление и наказание


Итак, что-то произошло. Руководитель говорит заказчику, что error, sorry, но дальше нужно что-то делать — как минимум для того, чтобы такая история не повторилась вновь.

Компании предпочитают пост-реакцию и им гораздо проще заявить об издержках бизнеса, чем мотивированно вложиться в предотвращение рисков. Нужно исходить не из позиций слабости человека, а их позиций его надёжности и разумной силы. Но пока осознание этих вещей к бизнесу не пришло (вот даже мы, автоматизаторы, компания, которая ставит и себя и других на рельсы тесной работы с софтом, не берёмся заявить, что мы преодолели человеческий фактор), стоит озаботиться другими вещами, связанными с постреакцией.

Первая из них — санкции за нарушения. Это очень тонкий момент. Если наказать работника несоразмерно и неадекватно его ошибке и, главное, её мотивам и причинам, может возникнуть две степени непонимания: либо вас сочтут слабым и возникнет иллюзия вседозволенности, либо вы перегнёте палку и потеряете сотрудника. Какие меры могут быть приняты? (Конечно, в случае, если это не преднамеренное нарушение, а реально случайное влияние человеческого фактора).

  • Наказать виновного материально, например, снизить премию. Это не лучший вариант, потому что, во-первых, трудно оценить соразмерность вины и доли премии (ну например, сколько вычесть из премии у той, что проспала гугловскую ставку?), во-вторых, это довольно демонстративное и при этом мало мотивирующее наказание, которое скорее вызовет озлобленность, чем раскаяние и рост мастерства.
  • Провести обучение по мотивам совершённой ошибки, если это требуется, — более привлекательный и полезный вариант. Но это должна быть не какая-то демонстративная форма, а индивидуальная работа: разъяснение правил безопасности с глазу на глаз с объяснением возможных проблем, обучение по темам, где возникли пробелы. Вообще, в компании всегда должен быть человек (или несколько), кому можно задать вопросы и получить квалифицированный ответ. Если среди сотрудников отношения наставничества не складываются, ответственность должен взять на себя менеджер проекта, начальник отдела, руководитель.
  • Обсудить ошибки и выровнять стратегию командной работы — менее обидный способ. Если проблемы, вызванные человеческим фактором, не критичны, можно их зафиксировать и проанализировать в конце недели или месяца — тогда получится не разбор полётов, а спокойный и продуктивный мозговой штурм.
  • Создать внутри компании такие системы и подходы, чтобы избежать ошибки и снизить риски. Как вы видели в типологии рисков, многие из них можно избежать с помощью автоматизации бизнес-процессов, централизованного хранения данных, управления безопасностью и т.д. Дополнительные возможности для минимизации рисков дают инструкции, регламенты, напоминания — причём из этого процесса можно сделать что-то интересное и даже весёлое, а не скучные нудные фолианты на корпоративном портале.
  • Проработать аспекты нематериальной мотивации работников. Если сотрудник будет привязан к компании не только деньгами, но и интересным проектом, здоровым и комфортным климатом в коллективе, то он будет ценить своё место и включаться в задачи с большим вниманием и стремлением сделать круто.
  • Применить дисциплинарное наказание — худшее из того, что может случиться. Уволить, отправить в неоплачиваемый отпуск на три дня, понизить в должности, подключить систему контроля рабочего времени, попросить перевестись в другой отдел, написать молчаливую докладную генеральному, чтобы виновный получил выволочку «на ковре» и был унижен — это то, о чём стоить забыть, если вы стремитесь работать в компании, а не в пыточной. Особенно это касается менеджеров среднего звена, которые любят самоутвердиться на ошибках коллег.

Ошибиться может каждый, и это абсолютно нормально. Более того, отсутствие ошибок — верный признак отсутствия работы. Другое дело, насколько ошибка злонамеренна, убыточна, в который раз она воспроизводится одним и тем же человеком. Человеческий фактор был, есть и будет даже тогда, когда труд будет максимально автоматизирован. О нём нужно помнить и к нему нужно быть готовым. Поэтому не забывайте, что ничто человеческое никому из ваших сотрудников не чуждо, а самый главный человеческий фактор — это сам человек. Делегируйте, доверяйте, стройте человек ориентированную компанию и будьте начеку. Это здорово экономит нервы и деньги.


image У нас проходит новогодняя акция на всё программное обеспечение, разработанное нашей командой, так что если кому нужна мощная десктопная и функциональная RegionSoft CRM со скидкой до 15%, ловите момент, есть дополнительные плюшки.
P.P.S.: Заканчивая эту статью, мы поняли, что это просто галопом по европам, и тема человеческого фактора в управлении и бизнесе настолько актуальна для ИТ-сферы, что её стоит развить. Мы перечислим в опросе примерные темы и постепенно будем их раскрывать по мере величины интереса.

Комментарии (64)


  1. Cerium
    12.12.2018 17:02
    +2

    Да, правда, тема галопом, но обзор причин и последствий довольно полный. Я бы по каждому разделу закопался на отдельный пост. Но, конечно, самые важные спусковые крючки человеческого фактора это лень, стремление заработать незаконно (читай — воровство) и самоуверенность (кстати, одна из популярных версий причин Чернобыльской катастрофы). Всё остальное во многом производные.

    Что касается эмоционального состояния сотрудников — это в точку. Мы сейчас в таком мире живём, что крыша может ехать от пробок, проблем в семье, здоровья, умершей собаки, предавшей девушки, долгов, обид, зависти в интернете (!), а отражаться будет на отношениях с коллективом и работе. Мне иногда некоторых сотрудников, рьяно плюющих кипятком, хочется прижать головой к себе и пожалеть — столько отчаяния стоит за их агрессией. И вот с этим бороться реально сложно, потому что, как иронично, вскользь, но довольно верно отмечено

    если теряется, грубит, меняет настроение и тупит — победила лимбическая система, если прёт как супер разумный робот-исполнитель — привет префронтальной коре головного мозга
    Это психосоматическая проблема, в России практики борьбы с ними НЕТ и НЕ БУДЕТ лет 20 точно…


    1. Kutak
      13.12.2018 06:31

      в России практики борьбы с ними НЕТ и НЕ БУДЕТ лет 20 точно

      А где есть? Вот в Америке борются. Антидепрессантами. А толку? Народ подсаживается на рецептурные препараты. Профит тут только тем, кто эти препараты делает и продаёт.


      1. DocJester
        13.12.2018 07:45

        Хорошая знакомая пропивает антидепрессанты курсами, раз в несколько лет. По её опыту, могу сказать, что они реально помогают.
        И, нет, она не «подсела» на них, препараты выписывает врач и исключительно, когда у неё возникает стадия депрессии.


        1. Free_Mic_RS
          13.12.2018 13:10

          На одной из моих прошлых работ был весьма оригинальный шеф — в принципе, с устойчивым юмором (даже не нервами) удалось его протерпеть 4 года без вопросов. Но некоторые коллеги выходили и церемонно всей компашкой жрали Афобазол. Ну показуха же! Оно так не работает. И в большинстве случаев так. Комплексный подход к антидепрессантам — редкость. Да и, честно говоря, то, что мы принимаем за депрессию, далеко не всегда она.


      1. Free_Mic_RS
        13.12.2018 13:07

        Всё немного не так. Если пациент обращается в профессиональную клинику (а частных «мини-кабинетов» с лицензией там тоже хватает), не всегда лечат антидепрессантами, стараются делать органические исследования мозга, выяснять зональные проблемы и сперва направлять лечение на физиологию мозга. Иногда до антидепрессантов не доходит. Но масштаб употребления всё равно повальный, факт.


    1. Steed
      13.12.2018 11:35

      В России может и не будет, а в Москве очень даже есть.


      1. Free_Mic_RS
        13.12.2018 13:08

        Уже зашло? У нас в Нижнем люди зачастую даже стесняются признаться, что им нехорошо, что что-то тревожит — списывают на усталость или ещё что-то.


    1. nmrulin
      13.12.2018 21:43

      Так ведь водку можно купить везде. А попробуй купить антидепрессант. Я не призываю, конечно все антидепрессанты без рецепта давать, но всё же, всё же…


      1. Steed
        14.12.2018 10:17

        Не надо их самому пить, это я вам как муж невролога говорю. У них часто есть ограничения по времени приема или индивидуальные побочки, из-за которых приходится менять дозы и препараты. Ну и ситуацию, приведшую к депрессии, надо как правило с психологом прорабатывать параллельно с приемом лекарств.
        Подороже водки получается, конечно, но и результаты другие;)


  1. Igor_Shumilov
    12.12.2018 18:04
    +1

    В качестве подтипа «Физического состояния» я бы ещё отметил такое заболевание как алгоколизм.
    Коварность его в том, что подвержен ему абсолютно любой человек на любой должности (включая директора). И работник отличный и профессиональный, но пару-тройку раз в год может уходить в запой. На неделю или две. В случайный момент времени.
    Ни о какой удалённой работе речи нет, т.к. дееспособность в таком состоянии теряется полностью (хорошо, если из запоя он вернётся на работу, а не в больницу, попав под машину).
    И не уволить его, потому что специалист действительно может быть классный и приносит огромную пользу фирме, и от недуга сего не избавиться со 100% гарантией.


    1. Iremel
      13.12.2018 10:21

      Умеренный запой при сильном стрессе полезен. Он спасает от сердечно-сосудистых проблем. При стрессе в сосудах в местах «завихрений» очень быстро образуются бляшки и спирт, похоже, их растворяет, пока они имеют рыхлую структуру — у сильно пьющих обычно очень чистые сосуды.
      Так что надо смотреть — если запой уважительный, то лучше подождать немного, чтоб не потерять его позже от инфаркта.
      Конечно, лучше вместо запоя какой-то иной способ профилактики, но пока у нас при стрессе лечат только психологи, а должны бы наблюдать и кардиологи тоже.


      1. jar_ohty
        13.12.2018 13:04
        +1

        Ой уж эти алкогольные фантазии насчет «растворения бляшек» меня умиляют. Знаете, какая концентрация спирта в крови запойного алкоголика? Полпроцента — это максимум, что возможно у живого человека (дальше он если и живой, то ненадолго). Могу заверить, что липиды как были нерастворимыми, так и остаются при такой концентрации спирта, а спирт скорее наоборот, денатурирует белки, которые участвуют в удержании липидов в кровотоке в коллоидном состоянии.
        Народной легенде про «чистые сосуды алкоголиков» противостоят плакаты в поликлиниках, где атеросклероз значится одним из рисков алкоголизма. Кто прав — нужно, разумеется, изучать научные источники (а не бульварную прессу). Вот например статья [S. H. Rantakomi, J. A. Laukkanen, J. Sivenius, J. Kauhanen, S. Kurl. Hangover and the risk of stroke in middle-aged men. Acta Neurologica Scandinavica, 2013; 127 (3): 186] — у них риск атеросклероза у пьющих как раз больше.
        Источником мифа о «чистых сосудах алкоголиков» можно предположить то, что у тех, чьи сосуды плохи, алкоголизм не успевает далеко зайти — сердечно-сосудистая система просто не выдерживает.


        1. roscomtheend
          14.12.2018 13:04

          Ой уж эти алкогольные фантазии

          Мне тут другую рассказали — сосуды тренируются, т.к. сужаются-расширяются и бляшки отваливаются.


          1. Iremel
            14.12.2018 13:26

            Уж не знаю. Функционалисты все утверждают, что у пьющих обычно не по возрасту очень чистые сосуды. Хотя может это очередное «британское наблюдение», где перепутаны причина и следствие — уязвимые просто рано умирают еще в молодости, а выживают долго те алкоголики, кто от природы неуязвим к бляшкам. Или как раз такие и склонны к злоупотреблениям.


          1. perlestius
            15.12.2018 00:33

            Вот тут в деталях объяснено


        1. Iremel
          14.12.2018 13:19

          Это не байки. Это статистика функциональной диагностики.
          Мужики (МЧС и другие) после командировок проходят обследование. У многих, переживших сильный стресс, при УЗИ в том числе, наблюдаются проблемы с сердцем. Хотя буквально перед командировкой все было идеально. Т.е. отложения в сосудах сердца и изменения в картинке буквально свежие, еще не настолько четкие.
          В то же время у тех, кто несколько злоупотребляет — сосуды обычно идеальные.
          Скорее всего природа образования бляшек бывает разная. Есть стрессовая, при которой помогает спирт. Может он при других случаях не помогает, а напротив, способствует — скажем, при неправильном питании.


  1. JustDont
    12.12.2018 18:06

    Интересно — много людей считает автоматизацию способом борьбы с человеческим фактором, и на первый немедленный взгляд это вроде бы очевидно: нет человека, нет человеческого фактора.

    Однако ж не стоит забывать, что автоматизация проблему не решает. Она её переносит на уровень выше. Если у вас убираются теперь не люди, а роботы — от человеческого фактора в работе уборщиков вы застрахованы. А вот от человеческого фактора в обслуживании системы автоматизированной уборки — ну ой.


    1. Igor_Shumilov
      12.12.2018 18:14

      Уборщиков было десять, а обслуживает роботов только один человек. Так что полностью устранить риск не получится, а вот сильно уменьшить вполне себе. Правда цена ошибки этого одного тоже увеличивается.


      1. JustDont
        12.12.2018 18:24
        +2

        а вот сильно уменьшить вполне себе. Правда цена ошибки этого одного тоже увеличивается.

        Ну вот вы даже сами всё написали. Наоборот, проблема скорее будет увеличиваться, чем уменьшаться. Человеческий фактор среди большого N — будет проявляться почти постоянно (на некотором малом числе работников), но его влияние будет небольшим, его можно будет прогнозировать, и тэ дэ. Человеческий фактор среди малого N — гораздо менее предсказуем, и его влияние может быть крайне большим при малом N.


        1. Igor_Shumilov
          12.12.2018 18:31

          Не соглашусь.
          Следить за состоянием одного человека проще, чем за десятком людей. И поэтому предсказуемости тут больше. Обслуживать автоматы надо эпизодически, т.е. уменьшается временное окно для совершения ошибки, следовательно можно усилить контроль именно на это время.
          Люди же работают постоянно и ошибиться могут и через 20 минут после начала рабочего дня, и в его середине, и прямо перед уходом домой.


          1. JustDont
            12.12.2018 18:45

            Следить за состоянием одного человека проще, чем за десятком людей.

            Следить — да. А кто сказал, что нужно именно следить? Вы что, не знаете, как макдачные работают? Работник не работает (по любым причинам) — он не получает денег, и вместо него выходит кто-то другой. Работник косячит (и критерии этого четкие и выработанные) — он немедленно вылетает, желающих много.
            За тонким душевным миром работников на этом уровне никто не следит. Не требуется этого для управления рисками вот просто ну совсем.

            В то время как на более высоком уровне возможно потребуется именно следить. То есть для этого нужен будет разбирающийся человек (и у этого человека будет свой собственный человеческий фактор).


            1. Igor_Shumilov
              12.12.2018 19:02

              Давайте заменим работников Макдональдса (там своя атмосфера и свои бизнес-процессы, заточенные под дикую текучку кадров) на бухгалтерию предприятия. На одной чаше весов десять бухгалтеров, которые считают всё в табличках Excel, обмениваются этими табличками, сводят из нескольких маленьких одну большую, а потом из нескольких больших формируют итоговую. Данные вводят руками, просто перебивая их из условного «Банка-онлайн».
              На другой чаше весов автоматизированное ПО, которое само собирает данные из «Банка-онлайн», сводит в различные таблицы и готовит итоговую. Это ПО обслуживает один бухгалтер и один программист/представитель разработчика, который занимается тонкой подстройкой алгоритмов формирования этих табличек.

              В первом случае ошибка одного человека в «маленькой табличке» может очень сильно раскрутиться при прохождении через «большую табличку» в «итоговую таблицу». Во втором случае неправильно настроенный алгоритм тоже может привести к большой ошибке в «итоговой таблице».
              Но в каком случае более вероятна ошибка по причине человеческого фактора?
              В каком случае ошибку проще заметить?


              1. JustDont
                12.12.2018 19:07
                +1

                Но в каком случае более вероятна ошибка по причине человеческого фактора?
                В каком случае ошибку проще заметить?

                Ну вот и смотрите:
                1) Где более вероятна: при прочих равных — в первом. Больше людей, больше источников человеческих ошибок.
                2) Где проще заметить: а… тоже в первом. В первом случае ошибка проходит минимум через двух условных людей (одного кто формирует «маленькую таблицу», и второго, кто из этого собирает «большую»). Во втором — только через одного (других мы уволили). Алгоритмы не исправляют непредсказуемых ошибок, это только люди делают.

                И внезапно оказывается, что не всё так просто.


                1. Igor_Shumilov
                  12.12.2018 21:55

                  Да, всё не так просто. Надо посмотреть на нюансы процессов.
                  В первом случае есть процесс, более подверженный ошибкам. Много людей делают расчёты и готовят итоговую таблицу. Они могут допускать ошибки. И это справедливо для каждой подготовки таблицы.
                  Во втором случае процесс, как я говорил ранее, более ограничен во времени. Ошибку можно допустить лишь на этапе настройки алгоритмов ПО. Преимущество этой ошибки в том, что её можно найти на тестовых прогонах конкретного ПО в конкретном контексте предприятия и его задач. Плюс она повторяется, т.е. если на тестовых данных её не нашли, найдут и на первом «боевом» применении, и на втором. Ну а в качестве вишенки на торт, её нужно править только один раз. И всё. И алгоритмы будут работать и в первый раз, и в сотый. И до тех пор, пока не поменяется тип/источник входных данных, или не будет изменений в алгоритмах, всё будет гарантированно работать.
                  А вот с человеками такой стабильности нет. Они могут сделать 99 табличек идеально, а вот сотую запороть. А следующая ошибка будет уже через 35 таблиц, а следующая через 348.


                  1. JustDont
                    12.12.2018 22:06

                    И алгоритмы будут работать и в первый раз, и в сотый.

                    Вы делаете классическую ошибку программиста под названием «мой код работает прекрасно, проблема не в нём».
                    Вся соль в том, что никого не волнует, насколько прекрасно работает код, нужен правильный результат.
                    А вот повышение правильности результата автоматизация вовсе даже не гарантирует. Оно может произойти, а может и нет, и определяется это другими факторами, нежели отношение количества людей к количеству роботов/алгоритмов на процессе. Ибо, как я выше говорил, непредсказуемые ошибки люди могут исправлять, а алгоритмы — нет. И убирая из процесса людей мы во-первых повышаем уязвимость процесса к мусору во входных данных, а во-вторых — меняем «человеческий фактор» на фактор плохого алгоритма (баги и далее по списку), а вовсе не на ноль целых ноль десятых ошибок.


                    1. Igor_Shumilov
                      12.12.2018 22:17

                      Вся соль в том, что никого не волнует, насколько прекрасно работает код, нужен правильный результат.
                      Более точно будет «нужен правильный результат стабильно». И вот это «стабильно» гораздо лучше реализуется автоматом, нежели человеком.

                      непредсказуемые ошибки люди могут исправлять
                      Можно пример такой ошибки в обсуждаемом контексте?

                      И убирая из процесса людей мы во-первых повышаем уязвимость процесса к мусору во входных данных
                      Это как? В одном случае человек глазами смотрит на цифру, а руками перебивает её в Excel, во втором случае ПО само берёт цифру и использует её в расчётах.

                      а во-вторых — меняем «человеческий фактор» на фактор плохого алгоритма (баги и далее по списку)
                      Весь этот список в такой же степени относится к Excel из первого случая. Там тоже можно ошибиться в формуле, и результат может получиться не таким, какой ждёшь, из-за хитрой работы преобразований текста в числа и наоборот.


                    1. yukon39
                      13.12.2018 10:22

                      Вы делаете классическую ошибку программиста под названием «мой код работает прекрасно, проблема не в нём».

                      Простите, а о какой именно «ошибке», да еще классической идет речь. Есть как минимум два разных «код работает правильно»
                      1. Когда программист проверил и убедился, что код при исполнении
                      с заданными входными параметрами действительно должен возвращать такой результат. Что где-то там, внизу за 80-м слоем абстракции не вылетел эксепшн (таймаут и т.д. и т.п.) повлиявший на результат.
                      2. Когда после п.1 если пользователь продолжает настаивать, то программист смотрит ТЗ, сверяет его с кодом убеждается, что код работает правильно, т.е. именно так как просили.

                      И, в первом и во втором случае, программист не совершает никакой ошибки, он констатитрует:
                      1. Код отработал без неожиданностей
                      2. Код отработал так как требовали

                      Вся соль в том, что никого не волнует, насколько прекрасно работает код, нужен правильный результат.

                      И вот тут, после п.2 возникает вопрос к тому, кому нужен результат.
                      Он что не помнит, что именно он просил сделать для получения правильного результата?
                      Или он не в состоянии понять, что при заданных входных параметрах описанные им требования вернут именно такой результат?
                      Или он забыл заранее сообщить, что требования изменились, и сейчас с деланным удивлением заявляет — «ну вы же сами должны были мне сказать, а еще лучше сделать»?


                      1. roscomtheend
                        13.12.2018 12:02

                        > Когда программист проверил и убедился, что

                        1. Человеческий фактор, за который вы так ратуете, ошибка программиста.
                        2. Человеческий фактор — желание программиста переусложнить систему.

                        > Когда после п.1 если пользователь продолжает настаивать, то программист

                        Ничего не должен делать, т.к. есть отдел сопровождения и отдел тестирования, которые должны выявить проблему, а если вы работаете тыжпрограммистом в конторке, пописывая софт между сменами картриджей, то это ваше желание и один из источников проблем с человеческим фактором.


                        1. yukon39
                          13.12.2018 13:59

                          1. Человеческий фактор, за который вы так ратуете, ошибка программиста.

                          Т.е. если программа работает без сбоев, то это ошибка вызванная человеческим фактором?

                          2. Человеческий фактор — желание программиста переусложнить систему.

                          Если программист реализовал требования ТЗ в полной мере, то это переусложнение системы вследствие человеческого фактора?

                          Ничего не должен делать, т.к. есть отдел сопровождения и отдел тестирования

                          Частично соглашусь. Для того кто ставит требования, нет всего этого (разработки, тестирования, сопровождения и т.п.) — есть Программа, которая на определенные входные данные должна выдавать ожидаемые результаты.

                          Если, вдруг, поведение Программы отклонилось от ожидаемого, то причин, минимум, две:
                          1. Изменилось поведение — это ошибка программиста, вызванная или ошибкой разработки (п.2) или ошибкой исполнения (п.1). В этом случае, довод «код работает правильно» не подходит.
                          2. Изменились ожидания. С т.з. разработки, тестирования, сопровождения тезис «код работает правильно» верен. Это не их вина, что лицо ставящее требования не довело до них изменение своих ожиданий.

                          Человеческий фактор, он как раз в п.2 в полный рост. Особенно в Конторе (не конторке), где есть несколько коллективных уровней работы с ПО (разработка, тестирование, сопровождение), а лица выставляющие требование обычно индивидуализированы.

                          Естественно внутри коллективных уровней человеческий фактор все равно остается. При этом в каждом уровне он свой, и методы управления этим риском тоже разные.

                          И где в предоставленной схеме «классическая ошибка программиста»? В более менее крупной Конторе тезис «код работает правильно» за пределы «разработки тестирования, сопровождения» выйти в принципе не может. Разве что в результате глобального факапа, но тут уже точно дело будет не в человеческом факторе, а в системном сбое всего процесса управления.


                          1. roscomtheend
                            14.12.2018 12:57

                            > Если программист реализовал требования ТЗ в полной мере, то это переусложнение системы вследствие человеческого фактора?

                            В ТЗ практически никогда нет «устроить 5 уровней абстракции», в ТЗ обычно требуемый результат, переусложнение — желание программиста.

                            > Изменились ожидания.

                            А с человеками как? Изменились требования «теперь учитываем движение на другом счету» может так же не дойти до исполнителя, а может быть им и забыто.


                          1. Storm03
                            14.12.2018 17:27

                            Мне кажется, что вы оба слишком упрощаете. Идеальное решение — Человек + машина. И вопрос в долях участия.
                            Дело в том, что исходные данные на входе могут быть не идеальными. В качестве примера. Недавно один банк что-то «поколдовал» у себя и клиенту пришли выписки из банка с одним и тем же ИНН. Полностью автоматизированная система загрузки данных в программу, которая ищет контрагента по ИНН, загрузила бы всё в себя и произвела бы перерасчёт с контрагентами. Естественно, неверный. А вот бухгалтер, который визуально оценивал введённые данные, сразу определил, что не может такая сумма быть от этого контрагента.


                      1. JustDont
                        13.12.2018 17:50

                        Простите, а о какой именно «ошибке», да еще классической идет речь.

                        О той, что работа некоего алгоритма корректным (заранее определенным) образом как-то помогает обеспечению корректности некоего большого процесса, частью которого является этот алгоритм.

                        В зависимости от специфики конкретного случая — может и помогать, может и не помогать, и так далее. Это на редкость слабо относящиеся друг к другу вещи. И говорить о том, что мы внедрим в процесс некие алгоритмы и получим увеличение стабильности только потому, что наши алгоритмы корректно работают — в высшей степени наивно.


                        1. yukon39
                          14.12.2018 09:38

                          Давайте по порядку. Есть «большой» процесс, и есть его часть, за которую отвечает программист. Если произошел сбой в большом процессе, то нормально если проверяются его составляющие. Вот программист в рамках проверки докладывает «Мой код отработал по ТЗ». В чем именно его, программиста, «классическая ошибка»?

                          Классическую ошибку ответственного за организацию большого процесса я еще могу назвать — зная об изменении внешних условий не обеспечил заранее согласованное изменение малых частей. И это вполне себе человеческий фактор.

                          Ошибка, о которой говорит автор возможно при низкой управленческой и организационной культуре — когда организатор процесса делегирует свои обязанности по составлению требований программисту. И в этом случае, да, программист ошибается — он неверно выставил требования, и поэтому написанный им код, работая без сбоев не способен обеспечить работу «большого» процесса.

                          Т.е. «классическая ошибка» программиста возможна только в случае, если все остальные уровни принятия решений либо отсутствуют (см. «если вы работаете тыжпрограммистом в конторке») или человеческий фактор в них не минимизируется, а всячески культивируется. В этом случае «ошибка программиста» не вполне ошибка только программиста.


                1. Xander017
                  13.12.2018 00:15

                  Алгоритмы не исправляют непредсказуемых ошибок, это только люди делают.

                  Созданием непредсказуемых ошибок занимаются только люди.
                  Если отчет в Excel формируется по правильно заданному алгоритму помешать ему может только бухгалтер, введя неправильные данные.


                  1. JustDont
                    13.12.2018 00:37

                    Ну нет. В сферическом компьютере в вакууме — конечно. В несферическом — вездесущая физика алгоритмам еще как мешает. Проще говоря — компьютерное железо не идеально.


                1. roscomtheend
                  13.12.2018 11:54

                  > В первом случае ошибка проходит минимум через двух условных людей

                  Они её не заметят, они её сделают. Никто не проверяет других, просто переносят цифры. Не сошлось — пересчитаем (или забьём, или забудем перепроверить), автомат не забудет перепроверить. Автомат не устанет вбивать цифры, у него от количества вбитых не увеличится вероятность ошибки.

                  > Вся соль в том, что никого не волнует, насколько прекрасно работает код, нужен правильный результат.

                  У вас какое-то маркетологичесоке «лечим не человека, а болезнь». Все лечат человека и все понимают что нужен резальтат, но вы выдаёте большую вероятность рандомной ошибки за преимущество, как и хаотичность процессов (которые для человеков тоже дадут бОльшую вероятность ошибки — когда каждый раз всё разное, то забыть ещё легче).

                  Код может контролировать человека, человек может не контролировать код и человека, эта опциональность — ещё один источник ошибок.


                  1. JustDont
                    13.12.2018 17:42

                    Они её не заметят, они её сделают.

                    Могут и сделать. А могут и не сделать, а могут и заметить чужую. С какой стати вы отказываете людям в исправлении ошибок?

                    У вас какое-то маркетологичесоке «лечим не человека, а болезнь».

                    Нет, у меня всего лишь контраргумент к маркетологическому «нет человека — нет ошибок».


                    1. roscomtheend
                      14.12.2018 12:49

                      > С какой стати вы отказываете людям в исправлении ошибок?

                      Для исправления ошибок нужно эту ошибку видеть, если человек вбивает данные, то у него нет эталона, у них только вероятность эти данные исказить и нет контроля (тот самый try-catch со встроенным подавлением диагностики ошибок распознавания).

                      > нет человека — нет ошибок

                      А зачем вы тогда его придумываете?


      1. nmrulin
        13.12.2018 21:57

        При том, что в уборщики можно было взять любого дядю Петю, а обслуживать роботов в городе умеет только нерд Вася Пупкин, который уволился с трёх работ, потому, что не любил, когда его критиковали, Диана Метёлкина, которая ещё молода и может забеременить, и иногда любящий бухнуть мужик Егорий Колыванов. Раньше ещё был его собутыльник Сергей Потапов — но того вылечили от алкоголизма, и он уехал в Москву работать программистом. То есть чем выше уровнь автоматизации, тем более «привередливая» рабочая сила, которая требует к себе человеческого подхода, а не как обычно.


        1. Igor_Shumilov
          13.12.2018 22:30

          При таких вводных эти товарищи могут обеспечить качественное выполнение своей работы?
          И человеческий подход к одному человеку тоже проще обеспечить, чем к десятку.


    1. Free_Mic_RS
      12.12.2018 22:27
      +1

      Безусловно, автоматизация включает человеческий фактор, программы тоже люди пишут :-) Но в бизнесе есть важных «болевых точек»: сроки, точность, аккуратность, лояльность клиентам, отлаженность процесса. И тут уже автомат классно справляется.

      Опять же, в вашем примере. Условно, пусть была проблема: уборщица опаздывала, вторая пила, они забывали протереть углы, роняли бумаги, утаскивали что-нибудь со столов. Некая система уборки делает всё быстро, чётко, в срок. И её поломка уже «окупилась» эффектом.

      Ну и т.д. — то есть закрываем важные задачи, но подходим к новым проблемам, зато уже не столь критичным. Но, повторюсь, это про коммерческую сферу. Потому что в той же медицине ошибка на любом этапе может стать фатальной, и нельзя сказать: у нас тут аппарат ИВЛ клёвый, правда выключается на 2 минуты перезагрузиться…


      1. JustDont
        13.12.2018 03:52

        Да это-то всё понятно. Я про то, что проблему «человеческого фактора» это совсем не устраняет, а наоборот, в некотором приближении делает её очень страшной.

        Условные автоматические уборщики, поломанные плохим «патчем» — ну, допустим, офисы немного приведут в бардак, может даже что-то поломают. В масштабах (предположим, что некая контора патчит 33% всех автоуборщиков в стране) — может вылиться в неплохие экономические потери. Не очень страшно.
        А теперь перейдем к робомобилям. Предположим, завтра по причине человеческого фактора, в стране накрылось около 33% всех логистических мощностей. Это уже нехилый экономический и социальный коллапс. Это уже страшно.
        А теперь перейдем к чему-нибудь еще более интересному, типа пчёл из Black Mirror. И вот у вас «человеческий фактор» уже берет и устраивает национальный геноцид.

        Разумеется, у людей есть средства противостояния этому всему, всякая там бюрократия, контроль, тестирование, и тэ пэ. Но соль тут в том, что автоматизация скрывает то место, где внезапный «человеческий фактор» может вызвать масштабный коллапс — сегодня вы проверяете ваших разработчиков, а завтра недовольный компанией сисадмин Петя устраивает MITM-атаку, перехватывает ваш патч прямо на этапе раскатывания, и внедряет в него что-нибудь неприятное. Вы твёрдо знаете, что ваш водитель может как максимум напиться или разбить машину в ДТП, а вот кто и что может устроить в конторе, которая делает софт для трети всех робомобилей?


    1. Am0ralist
      12.12.2018 22:43
      +1

      А потом у вас заболевает или вообще увольняется незаменимая кладовщица и ваши ракеты начинают биться о небесный свод, ага.


    1. roscomtheend
      13.12.2018 11:44

      Она её решает, т.к. сбой вероятность сбоя 1 раз, а не каждый раз.


  1. Gokudera
    12.12.2018 20:11

    >>Какие причины имел человеческий фактор, с которым вы сталкивались?
    У меня всплыло 2 ассоциации с «Принцип единственной ответственности из SOLID» и «тыжпрограммист», хочется их объединить в причину…


    1. Free_Mic_RS
      12.12.2018 21:42

      Это интересная причина. Если мы вас правильно поняли, то она встречается в форме:

      • один отвечает за кучу задач, никто не хочет тянуть эту группу задачи, и в случае его ухода случается полный коллапс
      • история с тыжпрограммистом: человек имеет уникальную квалификацию, очерченный круг задач, но его из него выдёргивают непрерыввно волей коллег и начальства


  1. maslyaev
    12.12.2018 20:21
    +2

    Почему о человеческом факторе всегда говорят в негативном ключе?

    Вы только представьте себе, что этот самый ЧФ искоренён тотально отовсюду и навсегда. Это же тусклейшая безнадёжнейшая антиутопия — такая, до какой не хватило фантазии додуматься ни Оруэллу, ни Хаксли.

    Никогда разве не задумывались о том, что общество развивается во многом благодаря тому, что люди иногда не следуют принятым традициям, сценариям и инструкциям? Привносят в технологии и, так сказать, бизнет-процесс тот самый привычно проклинаемый человеческий фактор. В конце концов, изобретение колеса наверняка было грубейшим нарушением регламентов эксплуатации вьючных животных.


    1. Free_Mic_RS
      12.12.2018 22:19

      Нуууу, вот это нас сейчас в философию занесёт. Случайность может родить что-то гениальное, но тогда в дело включается теория вероятности. Колесо за историю человечества изобретено одно как формат, новых пока не возникало — всё вокруг да около. И какова вероятность, что эта гениальность произойдёт? А вот правонарушений на работе — сколько хочешь.

      Опять же, в посте специально стремились обойти тему инструкций и сценариев как таковых — потому что одно дело автоматизированный процесс, а другое — регламентация всего и вся, от цвета носков в офисе до порядка обеда в публичной столовой. Это, конечно, ни с чем не борется — в основном, тешит самодурство отдельных личностей.


      1. maslyaev
        12.12.2018 23:22

        И какова вероятность, что эта гениальность произойдёт?
        Каждый (без исключения) человек по своей природе — машинка невообразимой (неоцифровываемой) сложности, каждую секунду создающая своё собственное будущее. Если это создаваемое будущее кому-то [другому] не нравится, говорим о человеческом факторе в негативном ключе. Но если притормозить и трезво оглянуться, то весьма много создано тем ЧФ, который в положительном ключе. Этот сайт, например, дающий нам возможность потрепаться в удовольствие, создан человеческим фактором. Как и язык, на котором общаемся. Как и буквы, которыми пишем. Как и, чёрт возьми, мы сами, возникшие в результате смешного человеческого фактора наших родителей.

        Какая, говорите, вероятность того, что гениальность произойдёт? Да единица же. Она постоянно происходит, когда живых людей не превращают в винтиков системы, жёстко зажатых в рамки строго формализованного процесса.

        Хочешь превратить свой бизнес в УГ — формализуй все процессы. И как вишенку на торте введи KPI. Какое-то время оно в этом виде даже просуществует. Пока не сдохнет.

        одно дело автоматизированный процесс, а другое — регламентация всего и вся
        Можно регламентировать бумажкой, а можно регламентировать логикой системы автоматизации. Принципиальной разницы не вижу. Разве что по факту инфосистема, как правило, в этом деле эффективнее и жёстче. Можно написать в должностной инструкции «потребовать у клиента паспорт», а можно сделать поле «Номер паспорта» обязательным для заполнения.


    1. yokotoka
      13.12.2018 13:54

      Вы только представьте себе, что этот самый ЧФ искоренён тотально отовсюду и навсегда.

      Зачем представлять? У нас уже есть легендарная «техподдержка» Google.


  1. Newbilius
    13.12.2018 09:45

    Чудесная статья. А для полного счастья в жизни часто встречается адовая смесь этих ситуаций, а также смесь хороших и плохих решений. Например: сотрудник из-за жизненных проблем сорвался и нахамил другим, создал им проблем в работе, получил в ответ заслуженно негативное отношение. Сотрудника начальство поддержало, понимает же, что у человека проблемы… А тех кто, кто от его действий пострадал — наказало, ибо нефиг, у человека же проблемы в жизни. Вы о них не знали? Ну а это уже ваши проблемы, разбирайтесь сами.

    Межличностные отношения, связанные с семьёй и влечением

    Попытался посчитать, сколько у нас в СКБ Контуре сложилось пар в рамках одной команды, или как часто кто-то потом приводил сюда родных — сбился со счёта. Про вытекшие из этого негативные ситуации я пока что не слышал :)


    1. mapron
      13.12.2018 12:54
      +1

      сколько у нас в СКБ Контуре сложилось пар в рамках одной команды

      Что-то мне не кажется, что заведение личных отношений на работе сколько-то хорошая идея. У вас есть примеры знакомых, которые завели служебный роман и были после этого счастливы?
      По-моему, практика зачастую показывает обратное. Возможно у вас в фирме какой-то статистический выброс с исключениями)


      1. Free_Mic_RS
        13.12.2018 13:13

        Да-да, либо корпоративная политика говорить «у нас всё классно, мы большая семья», либо кто-то привирает. Личные романтические отношения на работе чаще всего именно источник проблем. И конец всегда один, просто иногда отложенный :-)


  1. SvetaH
    13.12.2018 10:44
    +1

    Я бы хотела отметить качество статьи с точки зрения ненавязчивой и тонко завуалированной рекламы :-). Будь она опубликована на ресурсе «для управленцев», все читалось бы с точки зрения «люди могут ошибаться, но вот вам система, которая поможет минимизировать ошибки» (нажми на ссылку и получи результат). Но, поскольку, тут публика больше с техническим уклоном и каждый вспомнил свое и обсуждение пошло именно в техническую сторону. И это, как ни забавно, тоже «человеческий фактор»


    1. Free_Mic_RS
      13.12.2018 13:16

      Мы знали, на что шли, уже 71-й пост на Хабре. Тема нуждается в раскрытии и мы будем копать и дальше, тем более, что в ИТ как в инженерной сфере человеческий фактор — определяющая штука. И да, мы нигде не написали, что нужно жать на ссылку и получать результат — читайте внимательнее ;-) А вот как пример автоматизации и защиты клиентской базы RegionSoft CRM очень даже ОК. Мы приветствуем обсуждение по теме — значит, нас поняли правильно.


      1. SvetaH
        13.12.2018 13:29

        Ощущение, что Вы восприняли мой комментарий как попытку критики, (причем негативной). Отнюдь. Я просто попыталась сказать, что контекст восприятия публикации может меняться в зависимости от аудитории. Если в тексте есть гиперссылка, то (ИМХО, конечно) нет необходимости специально писать, что на неё нужно/можно нажать.

        P/S в рекламе качественного продукта (тем более тонкой и качественной рекламе), тем более нет ничего плохого (опять же ИМХО) :-)


        1. mapron
          13.12.2018 16:23

          У них корпоративный блог, они имеют право вставлять рекламу в свои посты. Другое дело, что если она будет навязчивая, то там уже без разницы, качественный продукт или нет =)


          1. SvetaH
            13.12.2018 16:49

            Понимаете, я не про права на рекламу (и даже не про качество продукта). Я — про красоту связки: статья (обширная, со множеством примеров) на животрепещущую проблему (а объем статьи медленно и верно в эту проблему погружает) + аккуратные ссылочки на программу, которая (наверное), призвана эту проблему решить. Это же шикарнейший прием :-). Не удивлюсь, если у авторов в команде грамотные психологи и (даже) нейрофизиологи.


            1. Free_Mic_RS
              13.12.2018 17:39
              +1

              Светлана (да же?), ненене, вы нас неправильно поняли. Мы сразу оценили ваш комментарий как похвалу и как раз подчеркнули, что уже прониклись тем, какой она должна быть на Хабре! Спасибо вам огромное за отзыв, и автор, и редактор очень-очень польщены :-) С психологией и нейрофизиологией почти угадали ;-)


              1. SvetaH
                13.12.2018 17:56
                +1

                Ну и замечательно. Конфликты из-за недопонимания — это самые печальные конфликты. Как пишет Марк Гоулстон: «Проблемы коммуникации в том, что все думают, что она состоялась» :-)

                Кстати. Если вдруг Вам (или Вашим коллегам) не знаком этот автор, от всей души рекомендую. Его «Get Out From Your Own Way» (к сожалению, перевода, видимо, не будет) вообще шедевр. На русском тоже есть «Ментальные ловушки на работе» (разбор рабочих ситуаций с точки зрения исполнителя и руководителей двух уровней) и… (не совсем цензурно название, поэтому писать не буду, но найти не сложно).

                Всех благ.

                С уважением,

                Ходакова Светлана (Вы угадали :-)


  1. superyateam
    13.12.2018 14:21
    -2

    не совсем в тему, но все-таки…
    подумал, что статья, собственно, как и сайт фирмы оформлены в одном стиле… 1С из конца 90х.

    я не владелец бизнеса, и мое мнение по этому поводу наверно не стоит ничего, но я бы, будучи таковым, не стал бы покупать продукт у фирмы, у которой сайт так оформлен.


    1. Analitik_Telecom
      13.12.2018 15:11

      1С и щас такой — информативный сайт без хипстеров и картинок. Я вот руководитель компании, и мне глубоко не плевать на удобный прайс и гору информации, а вот на «не стал бы» и мнение какого-то программиста, не написавашего ни слова на Хабр, мне положить. Уж простите, современный вы наш.


      1. superyateam
        13.12.2018 17:58

        Да, я собственно и не рассчитывал, что вы будете прислушиваться к моему мнению. Я бы на вашем месте и сам не стал бы читать все комментарии.

        Это же просто мое мнение, которым я имею право поделиться.

        А вот про хипстеров зря вы так. 10 лет назад они сидели на LookAtMe, сейчас пишут js-фреймворки и пьют смуззи, а на западе уже запускают стартапы. А еще через 10 лет они будут выбирать CRM для своего бизнеса. Но вашу видимо не выберут… в силу изложенных выше причин.


  1. nmrulin
    13.12.2018 21:49
    -1

    Человеческий фактор всегда есть и будет, пока владелец один, а работают другие. Ведущему DevOps всегда любимая девушка будет ближе, чем хапуга, который за счёт его труда получал прибавочную стоимость.