Привет, Гиктаймс Хабр! Предлагаю к прочтению перевод статьи The Guardian под названием «How green are electric cars?»



Норвегия, мировой лидер по переходу на электромобили, может похвастать экологичностью этих машин потому, что энергия для них добыта исключительно на гидроэлектростанциях. Но насколько экологичным окажется авто с электродвигателем, если электроэнергия для его зарядки будет выработана путём сжигания углеводородов?

Путём множественных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно они выбрасывают меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Европейские исследования, основанные на ожидаемом уровне производства на 2020 год, говорят о том, что электромобиль, который использует исключительно ту энергию, которая была добыта от сжигания углеводородов, нуждается в 2/3 энергии топлива, которую использует аналогичный автомобиль с ДВС для преодоления той же дистанции.

На каждые 100 километров, проёденных на бензиновом автомобиле…



Несмотря на тот факт, что энергия на передвижение обоих автомобилей добывается путём сжигания одного и того же топлива, электромобиль использует намного меньше. И несмотря на то, что в обоих случаях сжигание ископаемого топлива влечёт за собой выбросы парниковых газов и других загрязнений, лучше, когда эти выбросы происходят на электростанции вне города, а не прямо на дороге перед школой или жилым домом.

Есть много видов электромобилей


Переход от авто с ДВС к электрокару — это не скачок, а множество шагов, каждый из которых — это степень и характер использования бензиновой и электрической силовых установок, того, откуда берётся энергия и как она хранится.

Авто с ДВС. Классическая схема, в которой двигатель сжигает топливо и непосредственно приводит в движение колёса. Энергия торможения рассеивается в атмосферу в виде тепла.

Гибрид. Энергия торможения запасается в батареях при рекуперативном торможении, так же батареи заряжаются от ДВС в определённых режимах езды. Энергия, запасённая в батареях, используется для движения на низких скоростях, преимущественно в условиях города. Гибридные автомобили расходуют энергию эффективнее, несмотря на отсутствие возможности зарядки от сети.

Подключаемый (Plug-in) гибрид . Основным источником энергии по-прежнему является ДВС, однако появляется возможность зарядить батарею от электросети. Эффективность такого решения занимает промежуток между авто с ДВС и полноценным электромобилем, однако при этом максимальный пробег — аналогичный классическому авто. Объём ущерба экологии зависит от того, каким способом была выработана электроэнергия, которой заряжается батарея.

Электромобиль с увеличенным запасом хода. Некоторые модели электромобилей оснащаются ДВС, который предназначен исключительно для зарядки основной батареи автомобиля в том случае, если батарея села далеко от зарядной станции. Экологичность таких автомобилей зависит от экологичности источника электроэнергии, которой заряжена батарея.

Электромобиль. Энергия запасается в батареях от сети и при рекуперативном торможении, в движение автомобиль приводится только электромотором. Экологичность полностью зависит от источника энергии, которой заряжена батарея.





Энергию из каких источников использую я?



На практике, то, как добывается электроэнергия, зависит от страны, в которой Вы живёте. Владельцы электроавтомобилей в Норвегии заряжаются в основном электроэнергией от гидроэлектростанций (по европейской классификации они относятся к энергии ветра), во Франции — от ядерной энергии, в Германии и Великобритании — преимущественно от ископаемой энергии и энергии из возобновляемых источников (что и означает «смешанные источники). В США источники электроэнергии меняются в зависимости от штата: в Калифорнии широко используют возобновляемые источники, ближе к северу страны в основном используются ископаемые ресурсы, в том числе уголь.



А как же влияние на экологию процесса изготовления и сборки автомобиля?

Отчёт агенства Ricardo установил, что при производстве одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5.6 тонн эквивалента СО2 в атмосферу, в то же время для электромобиля эта цифра в среднем составляем 8.8 тонн, почти половина из которых вызваны процессом производства батарей. Несмотря на это, тот же отчёт говорит, что суммарные выбросы эквивалента СО2 при изготовлении и эксплуатации электромобиля в течении всего срока жизни его батарей составят около 80% от выбросов автомобиля с ДВС только в течении его эксплуатации, без учёта изготовления. В то же время недавно опубликованный анализ Financial Times ставит под вопрос экологичность электрокаров, в особенности грузовых моделей.

Источники


Основная информация взята из европейского исследования эффективности разных типов топлива и силовых установок в европейском контексте. Уровни выбросов СО2 взяты из отчёта Ricardo для Low Carbon Vehicle Partnership.

Комментарии (172)


  1. vassabi
    04.06.2018 19:28

    какая-то фигня на 2м графике: чисто бензиновый написано 125г, а у электического-с-зарядом-из-ископаемого-топлива — 102г, т.е. второй меньше первого, при этом визуально выглядит наоборот…

    во-вторых, непонятно почему не посчитали выбросы при изготовлении автомобилей с разбивкой по источникам энергии (если использовать ГЭС, то автозавод будет очень экологичный, даже с учетом сложности изготовления батареи (которая, как утверждается, дает 40% прироста выбросов СО2) )


    1. vassabi
      04.06.2018 19:36
      +2

      ну и по экологичности — конечно прикольно считать все в джоулях и прийти к выводу, что для изготовления телеги нужно тратить меньше джоулей. Но жители города, я уверен, сразу почувствуют разницу, между тем когда на светофоре 99% машин бензин-дизельных и тем, когда их там будет 20% или меньше…


      1. sevikl
        05.06.2018 10:55
        +1

        то-то и оно. никто из воинов-против-маска не хочет понимать того, что даже угольная электростанция не будет стоять на светофоре и дымить тебе прямо в легкие. она далеко, и в одной точке легче решать вопросы экологии.


        1. Igor_O
          05.06.2018 15:59
          +1

          На самом деле все гораздо хуже. Выхлоп автомобиля по большинству загрязнителей в среднем чище, чем типичный воздух типичного города. Причем это уже лет 25 так. Только СО2 в нем чуть больше и дизеля оксидов азота немного добавляют.
          Так что, аргумент про «в одной точке легче решать вопросы экологии» — он очень сильно опоздал. Да 30 лет назад — разница была заметна. Сейчас — уже только если рядом какая-нибудь шаха антикварная коптит.
          Но никто из воинов-за-маска не хочет понимать, что стоимость электроэнергии для «заправки» электромобилей, как только электромобилей станет заметное количество, станет такой, что экономии от электричек не будет. Уже сейчас кВт ч электроэнергии на «электрозаправках» в Англии может стоить под 2 фунта. (6.5 фунтов за 30 минут. Типичная мощность «быстрого» зарядника (если не рассматривать Тесла) — около 7 кВт, итого 1.8+ фунта за кВт ч). Т.е. уже сейчас, когда электромобилей меньше полутора процентов, кВт ч на «заправке» стоит дороже литра бензина. Только вот на кВт ч можно проехать хорошо если 5 км, а на литре бензина — плохо, если меньше 10 км.
          (и да, если ты «местный» и купил абонемент, да еще твой дом «подключен» к той же энергетической компании, то можно найти электрозаправки со стоимостью кВт ч в 20-35 пенсов, что все равно дороже обычной цены для розничных потребителей, которая около 15 пенсов).
          А еще воины-за-маска часто забывают, что, например, в Москве, чтобы владеть электромобилем, нужно за миллион рублей купить (или за 10+ к в месяц снять) место в паркинге, а потом еще выбить в этом паркинге электрическое подключение, которое тоже не бесплатно обходится. (Кстати, 10 тысяч рублей в месяц — это как раз сумма, которую я трачу на бензин, если приходится много ездить) Так еще и теряется половина смысла автомобиля — «вышел, сел, поехал» уже не получается. Уже вышел, дошел 10 минут до паркинга, поднялся на этаж (а около моего дома в паркинге что-то не так построили, уже два года лифт не работает), потом 10 минут из этого паркинга по его этажам выруливаешь…
          (и да, я бы с радостью владел электромобилем, но сначала нужно свой дом за городом и лишние 10 миллионов рублей, которые совсем не смог придумать, на что потратить)


          1. striver
            05.06.2018 16:05

            Выхлоп автомобиля по большинству загрязнителей в среднем чище, чем типичный воздух типичного города.
            Я вот перечитывал одну книгу, научная фантастика, так там в городах чистый воздух, потому что нефти там нет. Это наверное об этом идет речь, а не планете Земля.


            1. Igor_O
              05.06.2018 16:52

              Лень считать по всем показателям, но, например по CO в выхлопе автомобиля, соответствующего Евро 1 (введен с 1992 года) уровень CO в выхлопе в полтора раза ниже, чем ПДКсс по CO (т.е. концентрация, при которой человек может без проблем для здоровья жить всю жизнь). А начиная с Евро 4 — уже в 4 раза ниже ПДКсс.


              1. striver
                05.06.2018 16:58

                Именно поэтому у меня не трещит «башка» у бабушки в деревне, где 1 ТС в 10 минут проедет. А вот в городе — концентрация на 2-3 порядка выше, и эти нормы классные… если бы только 1 автомобиль делал выбросы, а вокруг росли деревья и трава.


      1. terek_ambrosovich
        05.06.2018 16:13

        В том-то дело. Загрязнения электромобилей централизуются и локализуются вне среды эксплуатации электромобилей.
        И именно это в них — главное в отношении экологии.


    1. andrewdrone
      04.06.2018 21:20
      +1

      Забыли еще посчитать влияние на экологию собственно добычу ресурсов, которые использует завод, который производит материалы, которые использованы при постройке ГЭС, которая питает завод, который производит аккумуляторы для машин, которые построил Маск.


    1. sevikl
      05.06.2018 10:53

      да это изначально пустой спор и дурацкий аргумент (что производство автомобилей и электричества — грязное дело). гораздо проще озаботиться задачей нейтрализации огромной тучи CO2\сажи\etc от одного завода, чем от миллиона автомобилей, которые снуют по всей планете.


    1. ainoneko
      06.06.2018 07:50

      какая-то фигня на 2м графике: чисто бензиновый написано 125г, а у электического-с-зарядом-из-ископаемого-топлива — 102г, т.е. второй меньше первого, при этом визуально выглядит наоборот…
      У меня вроде нормально (стрелки я дорисовал):
      Заголовок спойлера


  1. Yastreb1332
    04.06.2018 19:36
    -1

    если кратко, единственный плюс электромобиля по сравнению с автомобилем с ДВС это то, что дым где то там, а не здесь.


    1. andrew8712
      04.06.2018 19:40

      Где дым, если у меня под боком ГЭС?


      1. Yastreb1332
        04.06.2018 19:43

        а это куда ветер подует.
        вот например у меня под боком не ГЭС, а самая что ни на есть ТЭЦ, но она хотя бы на газу, а не на угле или мазуте.


      1. Vicking
        04.06.2018 22:56
        -2

        Ну ок, не хочешь дым, будет вонь от цветения водорослей в стоячей воде, которая находится в водохранилище, на котором установлена ГЭС.


        1. sith
          04.06.2018 23:05
          +3

          Осталось сравнить вред от «вони водорослей» (wtf???) и вред от выхлопа ДВС — особенно, в каком-нибудь городе в Китае, где невыносимый смог, люди ходят в респераторах и власти пытаются бороться с проблемой впуская в город автомобили только с определёнными цифрами в номерных знаках.


          1. Vicking
            05.06.2018 12:54
            +2

            Вода выглядит так image
            Это результат «цветения» синезеленых водорослей. И, поверьте, вонь ужасная. Все живое в воде задыхается в таких условиях, так что ГЭС тоже на экологию не лучшим образом влияют.


            1. Valery35
              05.06.2018 13:01
              +1

              Добавим затопленные территории.


            1. dkameleon
              05.06.2018 14:16
              +1

              это же съедобная биомасса! собирайте, фильтруйте, сушите и там на джемы, выпечку и т. п.
              ещё и куча дармового кислорода.


            1. 027
              06.06.2018 07:49

              И, поверьте, вонь ужасная.

              Не поверю. Я много лет ходил на маленькой парусной яхте по Волгоградскому водохранилищу с мая по октябрь от Волгограда до Саратова, В том числе и в пору цветения этой зеленки.
              В таких концентрациях она встречается довольно редко.
              Ничем она не воняет.


              1. Vicking
                06.06.2018 08:28

                Значит вам повезло больше. Возможно есть разные виды этих водорослей, но «наши» воняют неймоверно ( А концентрация, у берегов, иногда бывает такой, что камень брошеный в воду не тонет (


              1. sith
                06.06.2018 08:30

                Мне тоже сложно поверить. Я и жил в городе с плотиной (Иркутск), и был на множестве других плотин в России, Канаде и США. Нигде не наблюдал каких-то особых проблем с водорослями или запахом.


                1. HiMem-74
                  06.06.2018 08:59

                  Челябинск, Шершневское водохранилище. Между прочим, город из него пьет. Регулярно цветет, воняет, рыба дохнет, сумасшедшие купальщики получают дерматиты.
                  Говорят, причина в смывах удобрений с полей впадающими речками/ручьями и неочищенные стоки с коттеджных поселков. Когда это накладывается на теплую воду + солнечные дни — получаем взрывной рост синезеленых водорослей. В нормальном состоянии это взвесь в верхних 10 см воды, чтоб получить картинку Vicking нужен устойчивый ветер одного направления в течение нескольких дней. А Вам, 027, просто повезло.
                  И нет, dkameleon, кушать ЭТО нельзя.


                  1. 027
                    06.06.2018 09:18

                    чтоб получить картинку Vicking нужен устойчивый ветер одного направления в течение нескольких дней.
                    Ну там очевидно, ветром нагнало.

                    А Вам, 027, просто повезло.
                    Вот оно в чем дело! Полтора десятка лет сплошного везенья. :)

                    Говорят, причина в смывах удобрений с полей впадающими речками/ручьями и неочищенные стоки с коттеджных поселков.
                    Так может быть, в этом причина, а не в сине-зеленых? Ну или у вас какие-то специально обученные особо вонючие сине-зеленые.

                    Повторюсь, в нашем водохранилище ничего подобного не наблюдается. Ветер и волны иногда сбивают зеленку в узкие многокилометровые полосы такого вот «супа». Пересекаешь ее, будто по краске плывешь.

                    А в славном городе Камышине в штилевую погоду зеленка, хоть и не такой густой концентрации, как на фото, но она сплошняком покрывает акваторию пляжа. Люди в ней купаются толпами — другой-то воды нет. И ничего, пляж не закрывают, купаться не запрещают.


      1. paunch73
        05.06.2018 06:37

        ГЭС на равнинных реках очень неслабо меняют экологию. Да, выбросов СО2 в атмосферу нет, зато есть изменение климата и среды обитания фауны реки. Я несколько раз был на крупной ГЭС на Волге во время капитального ремонта гидроагрегатов, запах тухлой рыбы там порой просто невыносим, ибо в процессе работы её там шинкует в огромных количествах.


        1. aPiks
          05.06.2018 18:11
          +1

          А сети разве не должны стоять перед турбиной? А как там пахнет рыбой, если её должно просто выкидывать дальше по течению? Я был на ГЭС в Норвегии, там стоят 3 сетки, предусмотрен аварийный сброс воды от затопления, а перед тем, как строить плотину — плодородные слои почвы снимаются. На месте работают биологи, которые следят, чтобы ущерб был минимальным. Если все делать как должно быть, а не как в России, то и ущерб будет небольшим.


          1. paunch73
            05.06.2018 19:10

            А вы представляете какая там должна стоять сеть, чтобы отфильтровать всю рыбу и при этом обеспечить водой гидроагрегат на 110 мегаватт при расчетном напоре всего 20 метров? Там стоят сороудерживающие решетки, дабы всякие бревна и стальные трубы (а они таки плавают) в турбину не попали.


          1. MTyrz
            06.06.2018 03:31

            Я был на ГЭС в Норвегии, там...
            Видите ли, в чем беда. Есть такая статья в википедии, крупнейшие ГЭС в мире. Там приведено восемь российских ГЭС, три пакистанских, две иранских, двадцать семь китайских, Венесуэла, Парагвай, Ангола… И ни одной норвежской.
            И те условия, которые соблюдаются при строительстве относительно небольших ГЭС в Норвегии, в Китае, России, Анголе и Парагвае соблюдаться не будут практически по определению. Притом, что основной прирост ГЭС будет именно за счет развивающихся стран.


        1. HiMem-74
          06.06.2018 08:00

          Работал одно время на ГЭС, если интересно — на Волжской. «Рыбой» воняет не из-за бренных останков невинно убиенных рыб, а из-за того, что водовод (а так же лопатки и пр.) обильно зарастает моллюсками и при ремонте этих маленьких двустворчатых сапрофитов снимают тоннами. Оставшись без воды, всё это дохнет и тухнет, особенно летом.
          По поводу рыб — большинство рыб, особенно мелких (до полуметра), безопасно проходят через лопатки турбины (там их четыре, огромного размера, если остановить агрегат — между ними пройдут жигули). Ну и масса легенд про пьяных купальщиков, без царапины проплывших через турбину…
          Для тех рыб, кому не повезло — под нижним бьефом живут огромные сомы в количестве, которые активно доедают оглушенных братьев и сечку из неудачников. Таким образом жизнь идет своим чередом и берега ниже плотины не усыпаны трупами несчастных жертв.


          1. paunch73
            06.06.2018 08:33

            Ну, значит с рыбой всё не так плохо как казалось. А про купальщиков — фиг с ней, с турбиной, но неужели можно без повреждений пройти через спиральную камеру и направляющий аппарат?


    1. AllexIn
      05.06.2018 07:06

      Если кратко, то нет.


  1. nvshap
    04.06.2018 19:39
    +1

    Навскидку:

    при производстве одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5.6 тонн эквивалента СО2 в атмосферу, в то же время для электромобиля эта цифра в среднем составляем 8.8 тонн

    -> разница 3200 кг. в пользу ДВС.
    Из второго графика (Выбросы парниковых газов эквивалент СО2 на км) берём цифру для ДВС — 0.125 кг/км., для электрокара — 0 кг/км
    Делим (3200 кг)/(0.125 кг/км) = 25600 — расстояние, за которое ДВС «съест» разницу в экологичности производства (нижняя граница).
    Если взять для электрокара 0.091 кг/км, получим ~ 94000 км — верхняя граница «экологической окупаемости». Приемлемо.


    1. SyavaSyava
      04.06.2018 20:08

      Если взять для электрокара 0.091 кг/км, получим ~ 94000 км — верхняя граница «экологической окупаемости». Приемлемо.
      Я не знаю точных цифр, но тут нужно учесть, что аккумуляторы в электрокарах со временем теряют мощность. Погуглил эту тему, но видимо ввиду небольшого периода статистики мнению полярные — от данных производителя (Тесла) о менее 10% падения на 160K км. пробега до расчётов в 50% падения ёмкости за 4-5 лет эксплуатации.
      Истина видимо где-то посередине. И тут помимо пробега наверное следует учитывать и фактор времени — т.к. акки «стареют» и просто со временем…
      Я это к тому, что не исключено, что например на 200-300K пробега для электрокаров понадобится замена блока аккумуляторов, суммарные выбросы CO2 на производство которых составляют вроде как ок. половины выбросов производства всего электрокара.
      В этом случае, если выйти за гарантийный срок эксплуатации в 3-5 лет — суммарный объём выброса CO2 электрокаров будет сравним с таковым для автомобилей с ДВС.


      1. yarric
        04.06.2018 22:09
        +1

        В случае современных одноразовых малолитражек эконом-класса через 200-300к км пробега потребуется замена автомобиля...


        1. SyavaSyava
          04.06.2018 23:51

          Ну как бы та же Тесла, как и большинство анонсированных её конкурентов от других производителей — несколько из другого класса с ценой в десятки $$. А вот аналогов «одноразовых малолитражек», о покупке которых уже можно подумать действительно массовому покупателя — можно по пальцам одной руки пересчитать.
          И кстати да: интересно, в исследовании сравнивались одного класса автомобили? А то авто на ДВС может на сотню как 5 литров бензина сжечь, так и 15 )))


          1. 9660
            05.06.2018 08:44

            И кстати да: интересно, в исследовании сравнивались одного класса автомобили? А то авто на ДВС может на сотню как 5 литров бензина сжечь, так и 15 )))

            Может и 100 на сотню.


          1. chieftain_yu
            05.06.2018 09:17
            +1

            Энергоемкость бензина — порядка 43 мегаджоулей на килограмм (или 31 на литр).
            Если в расчетах показано 142 мегаджоуля на передвижение на 100 км, то это выходит 4,(54) л на сотню. Видимо, это смарт или что-то подобное.

            Емкость батареи Tesla Model S P100D — 100 киловатт*часов или примерно 360 мегаджоулей. И хватает это, если верить Вики, на 507 км. Отсюда расход энергии на сотню — порядка 71 мегаджоуля, что почти в два раза больше указанного на картинках.


            1. striver
              05.06.2018 10:17

              Ну так это стандартное сравнение самых мощных Тесл с малолитражками. Они бы взяли для примера Айоник или на крайняк Модел 3. Но, это получится не очень красиво для ТС с ДВС.


              1. chieftain_yu
                05.06.2018 10:28
                +1

                Да вот как раз для электрики расход энергии сильно занижен, на мой взгляд — это не самая мощная Тесла.


                1. striver
                  05.06.2018 11:03

                  Model S P100D — это самая мощная Тесла на сегодня… мы же не будем брать Родстер или Семи в расчет.


              1. Igor_O
                05.06.2018 16:34

                У дорогих «самых мощных» Тесл, за счет более дорогой комплектухи в преобразователях, очень высокая эффективность в расходовании электроэнергии на км пробега.
                Плюс печка не электрокалорифер, а тепловой насос, что сильно экономит электричество в холодное время года.
                Ну и 5 литров на сотню — достаточно типичный расход для современных дизельных легковушек, почти независимо от номинальной мощности двигателя. Например, дизельные Е-классы: 150-ти сильный потребляет 4.5 литра на сотню, а 340-сильный — 5.5 литров на сотню.


          1. striver
            05.06.2018 10:12

            В КНР есть очень много вариантов, мир электрокаров не застопорился на Тесле или Лифе.


          1. WayMax
            05.06.2018 10:33
            -2

            5 литров
            если только «овощить» со скоростью 40 км/ч на Приусе, который (ВНЕЗАНО!) гибрид


            1. sptor
              05.06.2018 10:41

              У меня в городе на дизеле (правда лето сейчас — тепло) пока получается 4,8 на сотню при езде по правилам, в смысле без превышения (сильного) скоростного лимита. На трассе, за городом, если ехать 80-90 вообще можно в до 4 вложиться. Машина не то чтобы малолитражка, октавия универсал с дизелем 1,6 литра. Кстати, вторая машина которая гибрид и малолитражка показывает похожий расход по городу на бензине летом — около 5 литров при обычном стиле езды — в смысле как большинство ездит, если напрягаться и ездить максимально экономично все равно сильно меньше 4 не выйдет, зимой так стабильно в районе 6 когда холодно.
              Но на самом деле расход что на ДВС, что на электрике во многом будет зависеть от стиля езды


          1. d-stream
            05.06.2018 10:35

            А все равно сейчас все ориентируются на 3 года, а потом новая мода, рестайл и т.п.
            То есть так или иначе сегодня авто позиционируется как одноразовый.


            1. SyavaSyava
              05.06.2018 10:50

              Что-то я не видел тех, кто через 3 года покупки отправлял своё авто на утилизацию со словами «Да уже вышла из моды, пора менять это одноразовое корыто» )))
              Продать на вторичке и выкинть/утилизовать через 3 года — это разные вещи. Проще говоря, через 3 года гарантии автомобиль никуда не девается, и продолжает выбрасывать CO2 прямо или косвенно. А что у него сменился владелец — да какая разница в данном контексте. Срок службы нынешних авто конечно меньше, чем лет 20 назад, но думаю минимум в лет 10 можно смело закладывать, что оно будет по дорогам бегать.


              1. d-stream
                05.06.2018 10:59

                А вот автопроизводители считают иначе и максимально стимулируют сменяемость авто каждые три года. И достаточно большая масса автовладельцев тем или иным способом меняют авто до истечения расширенной гарантии (чаще всего это как раз +2 года к 1 обязательному)… тем более что уже появился рестайл и т.п.
                Естественно вторичка не исчезает сразу и в нынешние не очень богатые времена многие бренды даже пытаются привлечь владельцев этого «немодного хлама» к себе в сервисы)

                Кстати давление идет не только со стороны автопроизводителей, но и со стороны экологов, ТО'шников и страховщиков: во многих странах экологические сборы выше для старья, то же самое касается ТО и страхования.
                То есть владелец 4-7 летнего авто уже в раздумьях…


                1. SyavaSyava
                  05.06.2018 11:23

                  То есть владелец 4-7 летнего авто уже в раздумьях…
                  Но согласитесь, что он в раздумьях как продать своё авто подороже, а не как найти рядом свалку подешевле. Сам такой, думаю продавать свою 5-летнюю ласточку, или ещё поездить…
                  Т.е. все описанные вами проблемы в целом сказываются только на цене б/у авто на вторичке, но пока не сильно — на общем его сроке службы. Он всё ещё в подавляющем большинстве случаев лимитируется техническим состоянием авто, а оно даже сегодня позволяет эксплуатировать его лет 10 без таких уж серьёзных проблем.
                  Касательно термина «старьё» для 10-летнего авто…
                  Тут то же много спорного при беспристрастном рассмотрении, как и с суммарными выбросами CO2 для ДВС и электрокаров в этой статье. Например что даст большую нагрузку на экологию: полная смена авто каждые 5 лет (с отправкой на свалку), либо эксплуатация одного авто 10 лет? Логично, что первый вариант даёт ровно в 2 раза большую нагрузку на экологию — ведь тот же уровень выбросов у нормально эксплуатируемого авто 2008 года будет не сильно отличатся от такового у авто 2018 года. Хотя конечно многое зависит от условий эксплуатации и общего пробега, согласен.
                  Но именно под флагом борьбы за экологию нас толкаю к первому варианту.
                  А если ещё вспомнить про реально убитые грузовики и автобусы времён раннего СССР, которых и сейчас ещё бегает по дорогам нашей страны предостаточно — так один из них способен заменить выхлоп десятков современных авто с ДВС. Самый атас в пробке — это застрять среди автобусов и грузовиков, среди легковушек — вообще пофиг )))


                  1. striver
                    05.06.2018 11:30

                    В китайском городе, на сколько я помню, Гуанджоу, заменили все текущие автобусы на электротягу, что-то в районе 11 тыс. единиц. Так в городе зафиксировано снижение выбросов СО2 и сравнимо с показателями 10-ти летней давности.


                  1. d-stream
                    05.06.2018 11:37

                    Сразу вопрос: а о какой стране речь?
                    Европы-америки зачастую тоталят машины, которые у нас «да ее и ремонтировать не нужно»… а потом они через аукционы к нам попадают)

                    p.s. в силу того что я «в теме» — сам являюсь убежденным сторонником 5-7 летних авто )


                    1. SyavaSyava
                      05.06.2018 12:01

                      Ну даже в Европах всё сильно по разному. Недавно тут на хабре чел (хотя вроде это девушка была) описывал опыт релокации в Финляндию на работу. Так там говорит очень много старых авто 10+ лет, т.к. новые покупать — очень дорого. Может финны смотрят на мир реально, а не через розовые очки «борьбы за экологию»?
                      «Америки» (если брать США) — то же очень сильно сомневаюсь, что всё б/у оттуда уходит к нам на аукционах. Из штатов вообще немного относительно до нас доходит — перевозка заметно на цене сказывается. Да и с их культом авто и дорог — там то же старья хватает, ещё похлеще нашего ))) И на выхлопы они до недавнего времени смотрели сквозь пальцы, да и сейчас далеки от фанатизма Европы в этом вопросе.
                      И опять же: аукцион — не утилизация. Просто перемещение источника выброса от себя любимого подальше ) Как и с электрокарами — выброс происходит не в городе, а в пригороде, где ТЭЦ стоит, ну и как бонус — несколько в меньшем объёме.
                      Тот же пресловутый китайский смог — лишь отчасти заслуга автомобилей. Они там просто уголь жгут не по детски, это у них основной источник электроэнергии. Причём жгут его в таких котельных, которые были за 50 лет до изобретения средств очистки спроектированы и построены.


                      1. striver
                        05.06.2018 12:31

                        Ну даже в Европах всё сильно по разному. Недавно тут на хабре чел (хотя вроде это девушка была) описывал опыт релокации в Финляндию на работу. Так там говорит очень много старых авто 10+ лет, т.к. новые покупать — очень дорого. Может финны смотрят на мир реально, а не через розовые очки «борьбы за экологию»?
                        Нууу, финны самые бедные среди скандинавских стран. К тому же, в ситуации, когда хочешь кушать, то про экологию думают в последнюю очередь, сначала экономика. А если говорить «о нас», то всё тем более плачевней с экологией.
                        «Америки» (если брать США) — то же очень сильно сомневаюсь, что всё б/у оттуда уходит к нам на аукционах. Из штатов вообще немного относительно до нас доходит — перевозка заметно на цене сказывается.
                        Значительная часть всех Тесл на украинском рынке — это битые с США. Ибо в наших краях купить Теслу за 35 тыс. долларов — не реально. Модел 3 чел пригнал за 78 тыс.!
                        там то же старья хватает, ещё похлеще нашего )))
                        Но в % соотношении — там значительно ниже.
                        Тот же пресловутый китайский смог — лишь отчасти заслуга автомобилей.
                        Нет. Основа.
                        А уголь они то жгут, даже растет процент использования, но и альтернатив у них овермного.


                        1. SyavaSyava
                          05.06.2018 13:01

                          Нууу, финны самые бедные среди скандинавских стран
                          Учитывая, что скандинавские страны в целом одни из самых богатых в Европе — то не так уж и зазорно )))
                          Да и даже среди них «бедные» — очень относительно. Вот тут есть данные за 2013 г., не свежак конечно, но в целом думаю мало что поменялось. Вполне на уровне остальных, исключая Норвегию, у которой лапки нефть и газ.
                          А по всяким рейтингам качества, уровня и прочих радостей жизни — финны обычно в первых рядах.
                          Так что не думаю, что финны сейчас на уровне, когда «хочется кушать» ))
                          К тому же как упоминалось в статье, на которую я ссылался — новые машины дорогие не потому, что финны бедные, а потому что на них там всякие пошлины, налоги и прочее накручено, по сравнению с соседями. Т.е. видно как раз желание властей заставить людей более рачительно использовать то, что есть. Ну а если хочется новую — то и плати )))


                          1. Igor_O
                            05.06.2018 17:02

                            Меня в свое время впечатлило в Бостоне. Одна из центральных улиц. Дома, в которых «однушка» стоит от миллиона долларов вверх. Парковка для жильцов: Джип «кирпич» Чероки 15-ти летний, тойота королла ржавая, форд торус 20 лет… и так далее. Из трех десятков машин — одна или две моложе 10 лет.


                            1. sith
                              05.06.2018 17:54

                              Автопарк в США и Канаде в разы новее и дороже, чем, например, в России (да и любой другой стране СНГ), что бы и кого-бы не впечатляло.


                              1. Igor_O
                                06.06.2018 11:15

                                Тут как бы так сказать… Живу я в относительно «бюджетной» новостройке. Ночью около домов машин старше 15 лет — на 12 домов — хорошо если десяток. Большая часть — 5 лет или новее.
                                И Бостон. Дома с квартирами от миллиона долларов в одном из самых крутых и престижных районов. Машин младше 10 лет — по пальцам пересчитать.
                                И да, «дороже» — очень условное понятие. Авомобили в США стоят бессовестно дешево (если не считать БМВ и Мерс, они стоят просто дешево).


                                1. sith
                                  06.06.2018 18:26

                                  Средняя стоимость нового автомобиля в США — 2,24 миллиона рублей рублей

                                  Средняя стоимость нового автомобиля в России — 1,34 миллиона рублей

                                  При этом, как Вы правильно заметили, в США тот же самый автомобиль будет стоить значительно дешевле, т.е. разница в качестве автопарка гораздо больше, чем просто разница в средней цене.

                                  Кроме того, на каждого американца приходится в 3 раза больше автомобилей, чем, например, на россиянина.


        1. roscomtheend
          05.06.2018 12:00

          Тогда уж и электромобиля тоже, потому как они не менее одноразовы. С ДВС я о замене только читаю.


      1. Iv38
        05.06.2018 01:36

        Ну та же Тесла постоянно бравирует низким износом своих батарей и стремится к миллиону км до замены батареи. Так что при окупаемости производства автомобиля по выбросам за 100 000 км, получается, остается значительный запас на экономию этих выбросов за оставшийся период даже при 300 000 км до замены.


      1. striver
        05.06.2018 10:05

        Погуглил эту тему, но видимо ввиду небольшого периода статистики мнению полярные — от данных производителя (Тесла) о менее 10% падения на 160K км. пробега до расчётов в 50% падения ёмкости за 4-5 лет эксплуатации.
        Истина видимо где-то посередине. И тут помимо пробега наверное следует учитывать и фактор времени — т.к. акки «стареют» и просто со временем…

        Совсем не так
        Я это к тому, что не исключено, что например на 200-300K пробега для электрокаров понадобится замена блока аккумуляторов, суммарные выбросы CO2 на производство которых составляют вроде как ок. половины выбросов производства всего электрокара.
        Есть примеры Теслы, где пробеги чуть ли не под полмиллиона, там деградация на уровне 80%. Но это касается Теслы… у Лифов очень плохие акки, просадка в 10-15% в год — легко.


  1. REPISOT
    04.06.2018 20:07

    Странные картинки. А что под белыми пятнами?
    Это в пайнте что ли сделано? Там же есть инструмент «пипетка».


    1. War23 Автор
      04.06.2018 20:18
      +1

      Пайнт, он, родимый.
      Про белые пятна — не понял.
      На сайте с оригинальной статьёй всё красиво подсвечивается от клика по интересующему типу авто, но чукча не дизайнер.


      1. REPISOT
        04.06.2018 21:13
        +1

        Вот такие:


        1. War23 Автор
          04.06.2018 22:09
          +1

          Мой монитор не отображает эти пятна — даже не понимаю, как это исправить. Посмотрел на телефоне — и правда есть. Чукча точно не дизайнер.


        1. War23 Автор
          04.06.2018 23:03

          Спасибо, что обратили внимание — настроил монитор, как надо, и сразу всё увидел!


  1. moonoviy
    04.06.2018 20:16

    Из верхнего графика, реально электромобили потребляют в 4 раза меньше энергии на передвижение?


    1. ukhegg
      04.06.2018 21:16

      КПД электродвигателей порядка 90-95%, у ДВС -20-25%. ДВС в процессе работы на 3/4 мощности подогревает атмосферу


      1. Bedal
        04.06.2018 22:20

        окститесь! КПД работающего на автомобиле электродвигателя не получается выше 90%. Много привходящих, в том числе обороты не максимальной эффективности.
        Есть ещё инвертор, это уже 95% (пусть, возьмём хорошие образцы, очень хорошие).
        И есть аккумулятор, 75% (увы, химию не перепрыгнешь).
        0,9*0,95*0,75 = 0,64125
        64% — вот это реальный КПД электромобиля. Лучше, конечно, чем у ДВС, но…


        1. ukhegg
          04.06.2018 22:24

          я и написал-электродвигатель и двс, но не электромобиль и автомобиль с двс. Конечно, везде есть побочные утечки. У двс тоже есть аккумулятор)Хотя и не такой большой, но тоже теплый и ламповый


          1. Bedal
            05.06.2018 04:01

            Ну, вольно Вам…


            1. ivanovlev
              05.06.2018 14:49

              еще коробку вспомни, вот где самая жесть потерь после цилиндров


        1. sith
          04.06.2018 23:09
          +2

          При этом всё равно не просто лучше, чем у ДВС, а лучше в разы.


        1. stardust1
          04.06.2018 23:43

          64% — вот это реальный КПД электромобиля.


          Здесь например указано, что от 65% до 80%. Т.е. 65% — это минимальный кпд.


          1. d-stream
            05.06.2018 10:39
            +3

            Ну человек доходчиво на пальцах оценил. Притом включая не всегда самые оптимальные обороты и режимы. И аж на 1% ошибся. Очень неплохая инженерная точность.


        1. Larick
          05.06.2018 09:32

          В случае ДВС 100% энергии уйдут в тепло, а у электрокаров есть рекуперация.
          В ДВС помимо КПД двигателя еще есть электрогенератор, у которого КПД тоже не 100%


          1. d-stream
            05.06.2018 10:40

            Генератор у ДВС выполняет вспомогательные функции.


            1. sith
              05.06.2018 17:59

              Ещё одна проблема ДВС — множество узлов и агрегатов, которые выполняют «вспомогательные функции» (начиная от бензонасоса, трансмиссии и заканчивая каталитическим нейтрализатором) и уменьшают общую надёжность и КПД.


              1. d-stream
                05.06.2018 18:06
                +1

                Правда что бензнасос, что катализатор, что подшипники-сальники — можно найти от альтернативных поставщиков или авто, а вот с инвертором например — не факт что там не заказные ключи)


                1. sith
                  05.06.2018 18:12

                  Часто видели поломанный инвертор, чтобы его нужно было менять?
                  Ещё один интересный момент — против всех этих бензонасосов, подшипников, сальников, катализаторов (я бы ещё добавил свечей, ремней, клапанов и список можно на десятки позиций растянуть) Вы смогли противопоставить только один инвертор.


                  1. d-stream
                    05.06.2018 18:18
                    +1

                    Непропорционально чаще соотношения электро/двс авто)


              1. Igor_O
                06.06.2018 11:23

                В электромобиле есть система охлаждения электродвигателей и силовой электроники с помпой, есть система охлаждения батарей, тоже с помпой, система подогрева батарей, кондиционер с компрессором, усилитель тормозов с электроприводом, электроусилитель руля, вентиляторы всякие и т.п. Трансмиссия — тоже есть, просто устроена попроще, но ШРУСы никто не отменял.
                Ну и да, зарядное устройство и контроллер заряда батарей, силовой инвертор для привода электродвигателей, в некоторых случаях может быть отдельный выпрямитель для режима рекуперации.
                На ДВС большая часть вспомогательных агрегатов просто навешивается на двигатель, приводится в движение ремнем от коленвала и не имеет отдельных электроприводов, каждый из которых может закиснуть, закоротить, развалиться, стоптать щетки и т.п…


    1. vmarunin
      04.06.2018 23:52

      Ну да. У электродвигателей хороший КПД на большом диапазоне оборотов. А ДВС хорошо работает в небольшом диапазоне оборотов, немного в сторону и привет КПД (и ресурс).

      Вы стоите в пробке, ДВС работает на холостом ходу (да, расход небольшой, пару литров в час, но у электродвигателя его нет).

      Трогание с места и вообще езда на первой-второй передаче совсем нехороший расход имеет.
      А электромобиль для таких режимов очень хорош, КПД электродвигателя в таких условиях высокий.


      1. sith
        04.06.2018 23:55
        +1

        Электромобиль «очень хорош», т.е. имеет в разы больший КПД на любых режимах работы.


        1. slonopotamus
          05.06.2018 09:43
          -1

          КПД в разы больше чем 65% — это сколько?


          1. vassabi
            05.06.2018 11:24

            имелось в виду «КПД 65-70+ % в разы больше КПД 20-25%»


      1. WebFlyer
        05.06.2018 07:13

        Вы стоите в пробке, ДВС работает на холостом ходу (да, расход небольшой, пару литров в час, но у электродвигателя его нет).

        У электродвигателя может и нет, но вот расход энергии на поддержание в активном состоянии бортовых систем электромобиля, как вспомогательных, так и основных, никуда не делся (Или вы думаете, что в момент остановки в электромобиле все обесточивается?). И стоит он в пробке или едет — энергию системы потребляют, особенно когда включен обогрев зимой (это без учета автоподогрева батарей при отрицательных температурах) или кондиционер летом.
        Точно так-же как и ДВС на холостом ходу поддерживает в рабочем состоянии те-же вспомогательные бортовые системы.


        1. sith
          05.06.2018 07:29
          +1

          Точно так-же как и ДВС на холостом ходу поддерживает в рабочем состоянии те-же вспомогательные бортовые системы

          Так активно поддерживает, что на многих современных автомобилях есть система Start Stop.


          1. vmarunin
            05.06.2018 16:58

            Есть то она есть, но если заряд аккумулятора просядет или в салоне станет тепло — заведётся и будет 100 киловаттный двигатель крутить 200 ваттный генератор или кондиционер (не знаю сколько в нём ватт).


        1. vmarunin
          05.06.2018 16:59

          А какие там особенно жручие системы? Фары, обогрев/кондиционирование, что там ещё может быть?
          Всё это на порядки меньше потребляет по сравнению с двигателем.


          1. chieftain_yu
            05.06.2018 17:14

            Кондиционирование условий батареи? Ну там подогрев или охлаждение…


      1. striver
        05.06.2018 10:35

        Полгода назад были сравнения по КПД электромобилей в США и, например, в Нью Йорке нужно чтоб автомобиль тратил 2л/100км, чтоб были соизмеримы затраты с электрокарами.


        1. vmarunin
          05.06.2018 17:00

          Не очень честное сравнение. Сейчас электромобили субсидируются явно или неявно (бесплатные стоянки для электромобилей, доступ на выделенную линию и т.д.)
          Учитывали ли эту субсидию?


          1. sith
            05.06.2018 18:03

            В США и Канаде для электромобилей субсидий в виде бесплатных стоянок и доступа на выделенную линию нет. Если в Северной Америке где-то и есть такое, то это исключение, а не правило.


            1. d-stream
              05.06.2018 18:14

              Есть другие: производителям в налогах, да и вроде покупателям тоже есть бонусы за эко.
              Ну и да, пока еще электроэнергия не столь дефицитна, но социальная норма потребления — это совсем не советско-российское изобретение…


              1. vmarunin
                05.06.2018 18:53

                яуВ той же Калифорнии крупные производители должны продавать 2% электрокаров. По закону.
                Те кто торгует автомобилями с ДВС покупает квоту у производителей электрокаров. Тоже субсидия от традиционных моделей к zero emission и очень немаленькая.


                1. d-stream
                  05.06.2018 18:57

                  1. striver
                    05.06.2018 19:42

                    По первой ссылке — не отменили. Для Теслы наступают времена, когда общие продажи в США перевалят за 200к, поэтому налоговые скидки будут снижаться поквартально. Это не прямые субсидии, цену нужно платить полную, а потом если будет нужное количество денег в отданных налогах, то как раз эту суму вернут покупателю. Тесла не получает за это бабло.
                    Есть статьи о том, как субсидируется добыча нефти и её переработка. Если убрать у всех субсидии, то ДВС очень сильно проиграет. Но этой столетней схеме сложно что-то противопоставить.


                    1. d-stream
                      06.06.2018 09:26

                      К сожалению специально не коллекционирую ссылки. Где-то попадалось и про льготы производствам.
                      Про возврат налогов aka снижение налогооблагаемой базы — ну это практически везде во всех сферах «вначале заплати, потом вычти» — тут как обычно.
                      С нефтью — размотать клубок будет непросто, ибо это уже давно не только продукт, но средство биржевой торговли (навара) со всеми вытекающими.


            1. vmarunin
              05.06.2018 18:46

              Ну я то помню carpool на 101 шоссе, и гибриды с ромбиком!
              И да ссылка
              Там и выделенные линии, и бесплатные места, и скидки на платные дороги.

              Калифорния, конечно. Но это 10% населения США и примерно равно населению Канады. Большое такое исключение.


              1. sith
                05.06.2018 20:14

                10% — это и есть исключение, которое, кстати, население Канады не касается.

                Выделенные линии для общественного транспорта и автомобилей, где есть пассажир, в Калифорнии (и не только), действительно есть, но обычно, они почти бесполезны — или свободно всё шоссе, или HOV забивается также быстро, как и остальные полосы и все всё равно едут вместе.
                С «бесплатными местами» для EV всё гораздо хуже. Они не во всей Калифорнии, а только в 4 относительно небольших городках. Бесплатны не все парковки, а некоторые из них, или, даже только некоторые места на некоторых парковках.

                Поймите меня правильно. Я за льготы для EV, тем более на этот переходный от ДВС период. Субсидии есть, самые разные и в Канаде и в США, включая даже бесплатные зарядные станции.
                Но если говорить именно про HOV и бесплатные парковки для EV, то это очень редкое исключение, которое никак не влияет на общую картину incentives.


      1. d-stream
        05.06.2018 10:45

        В принципе сейчас половина ДВС авто имеет «зеленые» режимы и автоматически глохнут на перекрестках и пробках. Оптимальная зона оборотов — вполне рихтуется многоступенчатыми или бесступенчатыми КПП.
        Ну а электроавто — все равно вынуждено тратить энергию в пробках и на перекрестках на согревание/охлаждение салона, аккумуляторной батареи и инвертора…

        Поэтому своего рода оптимумом получается гибридная схема. Особенно в вариантах реализации типа приуса/эскейпа, где действительно смешаны кучи плюсов и от электро и от двс


        1. HiMem-74
          05.06.2018 15:32

          Может быть это актуально для %default_city%, а, например, для замкадья более характерна картина с «уставшим» отечественным автопромом 10+ лет и недорогими иномарками типа Daewoo Nexia и Renault Logan.
          С нетерпением жду, когда же к нам привезут Baojun E100, «Белорусский проект» или выпустят какой-нить электро-Логан с range extender.


          1. d-stream
            05.06.2018 17:26

            А чего не подержанный приус или escape hybrid годов этак 2008-2009 по цене 2/3 новенького логана, но экономичных и ремонтабельных при наличии рук и головы из правильных мест?


        1. vmarunin
          05.06.2018 17:02

          Ну так и куча минусов. Вес двух агрегатов, стоимость двух силовых установок, сложное сопряжение ДВС и электро части.
          Ездил на гибридном приусе (пассажиром), не торкнуло.


          1. d-stream
            05.06.2018 17:54

            Еще и батарея весит… но только вот сопряжение двс и электро — наоборот изящнейшее своей простотой: тупо планетарка, которая безразрывно реализует суммирование.


        1. sith
          05.06.2018 18:09

          где действительно смешаны кучи плюсов и от электро и от двс

          Я бы даже сказал, где смешаны кучи минусов от электро и от ДВС — выхлоп, низкая надёжность, избыточная сложность, бОльший вес, шум, вибрация, обслуживание, замена ГСМ, очень маленький пробег на батарее, хуже пассивная безопасность, удвоенная опасность возгорания и т.д.


          1. d-stream
            05.06.2018 18:16

            Видимо мне проще согласится, чем пытаться...)


            1. HiMem-74
              06.06.2018 07:20

              Согласен с vmarunin и sith — гибриды избыточно сложны, плюс у приуса никель-кадмиевая батарея позапрошлого поколения со всеми недостатками (escape не смотрел, не в курсе что внутри).
              На переходный момент (пока инфраструктура отстает) рулит электромобиль с «экстендером».


              1. d-stream
                06.06.2018 09:39

                Escape в этом плане можно считать клоном приуса (лицензия). Сложность — тут достаточно натянутое понятие. Да, несколько посложнее радиоуправляемой машинки, но не более. Батарейки? Ну до сих пор катаются приусы первого поколения с родными батарейками. А это уже 3 прошло пожизненных гарантии на них. Так что о плохости батареек говорить сложно. Тем более в ключе той схемы гибрида, где самое страшное с батарейкой — это тратить бензин на катание совсем издохшей батарейки и не более)

                А с инфраструктурой — мне слабо видится перспектива например ночной зарядки авто в многоэтажных «муравейниках», когда во дворах припарковано несколько сотен авто и самым дефицитным ресурсом является место куда приткнуть машинку… В своем доме — давно уже от дома до гольф-площадке на заднем дворе народ катается на электромашинках…
                В варианте поездок к морю — в лично моем случае время в пути увеличилось бы вдвое за счет зарядок. Естественно если не считать реалий как на заправке — когда надо подождать 2-3 перед собой.


      1. Igor_O
        05.06.2018 17:25

        А ДВС хорошо работает в небольшом диапазоне оборотов, немного в сторону и привет КПД (и ресурс)

        Ваши данные устарели на 15-20 лет. КПД современных ДВС примерно одинаков в достаточно широком диапазоне оборотов.
        Современные автомобили с дизелем переводят в механическую энергию на колесе уже под 50% от тепловой энергии топлива. На холостых оборотах эффективность дошла до того, что приходится воздух в печке электрогрелкой подогревать.

        Вы стоите в пробке, ДВС работает на холостом ходу (да, расход небольшой, пару литров в час, но у электродвигателя его нет).

        Где вы такой ДВС найдете? Даже Камаз на ХХ кушает около полутора литров соляры в час. Большинство современных двигателей — расход на холостом ходу меньше литра в час.
        В то же время у той же Теслы S потребление просто если «включено зажигание» — под 300 Вт. Обогрев зеркал и заднего стекла — еще 300 Вт. Кондиционер, пока охлаждает внутренность, до 6.5 кВт. На поддержание температуры внутри — еще 350 Вт. Зимой — еще несколько киловатт уходит на подогрев аккумулятора. Летом в жару — что-то в районе киловатта уходит на охлаждение аккумулятора. И это все при выключенных дворниках и без музыки.


        1. vmarunin
          05.06.2018 19:06

          Про КПД 50% на колёсах на дизеле дайте ссылочку, пожалуйста.
          Потому что если есть такой КПД, то можно генераторы делать с КПД примерно 50%. А люди по старинке парогазовые турбины лепят, мучаются зачем-то.

          Про «КПД современных ДВС примерно одинаков в достаточно широком диапазоне оборотов» тоже дайте ссылку.
          А то автоматические коробки передач на 6 скоростей уже не редкость, а патент у Ford на 12 или 14 есть. Почему им не хватает 3-4 скоростей? Может не такой уж и широкий диапазон.

          Теперь про «всего литр в час». По вики теплотворная способность бензина 32,7 МДж/литр или примерно 9 кВт*час. Литр в час равно 9 киловаттам. То есть по вашим же данным получаем 1-2 киловатта в худшем случае, а не 9!
          Ну, кроме «Кондиционер, пока охлаждает внутренность, до 6.5 кВт» Как то это очень дофига, откуда данные? Просто квартирные кондиционеры охлаждают сильно больше и потребляют ну киловатт.

          Вот и выходит, что Тесла S (а это дорогой седан!) потребляет в пробке раз в 5 меньше бензинового собрата (если он работает)


          1. Igor_O
            06.06.2018 11:44
            -1

            Про КПД 50% на колёсах на дизеле дайте ссылочку, пожалуйста.

            Вам ссылку на учебник физики или ссылку на теплоту сгорания дизтоплива? Посчитайте КПД дизеля Мерс Е-класса при расходе 4.5 литра на 100 км.

            Ну, кроме «Кондиционер, пока охлаждает внутренность, до 6.5 кВт» Как то это очень дофига, откуда данные?

            Энергопотребление разных подогревов Теслы

            Теперь про «всего литр в час»

            Не «всего литр в час», а «меньше литра в час». Учитесь читать.
            В некоторых автомобилях — сильно меньше литра в час. Надеюсь вас в яндексе не забанили?
            Так что, не 9 кВт, а 4-5 кВт. Из которых до 3 кВт можно отдать в печку зимой. В Тесле тоже приходится 3-4 кВт отдавать в печку зимой. Просто при емкости батарей в 100 кВт ч на относительно коротких поездках создается иллюзия, что энергия на печку не расходуется.

            А то автоматические коробки передач на 6 скоростей уже не редкость

            На 90% — выпендреж. У меня в машине — 8 скоростей. Из которых 7 и 8 используются почти исключительно на трассе под горку или при движении накатом, а 1 и 2 почти исключительно, когда медленно ползешь в пробке. Итого, 90% времени в городе используется те самые 4 передачи. Ходят слухи, что 8 ступка позволяет экономить топливо в каких-то режимах, но лично я не заметил.


            1. vmarunin
              06.06.2018 16:35

              Вам ссылку на учебник физики или ссылку на теплоту сгорания дизтоплива? Посчитайте КПД дизеля Мерс Е-класса при расходе 4.5 литра на 100 км.

              На результаты измерения. Откуда я знаю сколько полезной работы производит Мерс Е-класса?
              Вики ссылается на довольно старые документы (2004-2008 год)
              Low speed diesel engine like the MAN S80ME-C7 have achieved an overall energy conversion efficiency of 54.4%, which is the highest conversion of fuel into power by any single-cycle internal or external combustion engine.[3][4][5] Engines in large diesel trucks, buses, and newer diesel cars can achieve peak efficiencies around 45%.

              Большие морские низкооборотистые двигатели развивают чуть больше 50% КПД. А «маленькие» (на грузовиках) уже 45%. И там есть зависимость КПД от размера, чем больше мощность, тем больше КПД.
              Так что вопрос про 50% на колёсах открыт. И давайте учтём потери в коробке и трансмиссии.

              Ссылка на Теслу не плоха, но там же написано, что 6,5 киловатт это врубить нагреватель по полной и быстро, очень быстро её прогреть.
              At one point, Kman turns on the heater to ‘HI’ (82F) – commonly used by owners when first entering a frigid car – and measures a staggering 16.8A, 6.4kW of power consumed, or 18+ miles of range lost per hour. Though running the heater at HI for an hour is an unlikely scenario, especially considering the fact that the cabin temperature quickly reached 108 degrees Fahrenheit (42C) within a short amount of time

              42 градуса в машине это перебор. Люди дома по 200 квадратов отапливают 5 киловаттами, а тут машина.


            1. vmarunin
              06.06.2018 16:39

              Не «всего литр в час», а «меньше литра в час». Учитесь читать.
              В некоторых автомобилях — сильно меньше литра в час. Надеюсь вас в яндексе не забанили?

              Давайте считать что забанили. Вас же не затруднит дать прямую ссылку на расход в поллитра в час.
              А то я формулу видел «объём двигателя пополам и кондиционер добавляет кучу».
              Аналогичная Тесле машина будет жрать литра полтора, получается. А пежо 107 может и выдаст поллитра то, если без фар и кондиционера.
              3-4 киловатта в печку тоже звучит очень много.


              1. Igor_O
                07.06.2018 15:00

                3-4 киловатта в печку тоже звучит очень много.

                Просто прикиньте тепловые потери только через стекла при -30 за бортом. 3-4 кВт — это примерно минимум, чтобы поддержать внутри плюсовую температуру.

                Вас же не затруднит дать прямую ссылку на расход в поллитра в час.

                Расход топлива на холостом ходу для разных классов ТС
                0,16 галлона — это 0,6 литра. 2-х литрового объема двигатель. Данные для 2015-го года, судя по всему, для американских автомобилей.
                Европейцы любят турбировать газонокосилки — 1.2-1.6 литра разгонять до 200 сил (например, мой 1.6 заменой прошивки со 130 л.с. поднимается до 200, причем, 200 в некоторых странах ). В американских форумах говорят про «правило буравчика» для расхода — 0.08 галлона (300 мл) на 1 литр объема двигателя на ХХ. Но тут дальше начинается интересное, т.к. в большого объема двигателях уже достаточно давно «отключают» часть цилиндров на холостом ходу, что позволяет 4-х литровому двигателю на холостых кушать те же 0.6 в час, которые потребляет 2-х литровый.


          1. moonoviy
            07.06.2018 14:40

            6 и более скоростей – это, в основном, дает плавность хода. На шестиступенчатой коробке практически не чувствуется рывков при переключении по сравнению с древними 4-ступенчатыми автоматами. Скорее всего, на 6-ступенчатой и расход будет меньше, так как коробка настраивается под определенный двигатель, чтобы работать на определенной передаче в рекомендуемых (максимально эффективных) диапазонах оборотов.


  1. swarggg
    04.06.2018 20:49

    лучше, когда эти выбросы происходят на электростанции вне города, а не прямо на дороге перед школой или жилым домом.


    самое большое преимущество электромобилей с точки зрения экологии.


    1. d-stream
      05.06.2018 10:46

      а так же троллейбусов, трамваев, метро, электричек — там те же принципы.


  1. kababok
    04.06.2018 21:03

    War23


    Слушайте, ну если уж вы взялись за переводы — переведите лучше вот, например, это:


    https://www.researchgate.net/publication/305398169_A_COMPARISON_OF_VEHICLE_SIMULATION_SOFTWARE_AND_DYNAMOMETER_RESULTS_FOR_BATTERY_ELECTRIC_VEHICLES&ved=2ahUKEwiV2Magy7rbAhXSL1AKHXm0Buo4ChAWMAV6BAgAEAE&usg=AOvVaw3NSjaBtLTC2K_ZffR6K7zf


    Всё гиковей будет. ;)


    Да, вы, часом, немецким не владеете?


    1. War23 Автор
      04.06.2018 22:17

      К сожалению, немецким владею слабо.
      Об электромобилях очень мало информации на русском языке, так что давно хотелось попробовать сделать перевод. Начать решил с чего-то общеобразовательного, так сказать, ради пробы.


  1. voxy2
    04.06.2018 21:32

    Езжу на гибриде около года — реально изменился стиль вождения. Благо в нашем городе везде ограничение 40 кМ\ч. И дело не в экономии топлива, хотя и приятно что меньше 5 л\100 кМ, просто здорово ехать в жилой зоне не «воняя»…


  1. bugdesigner
    04.06.2018 21:47

    Сколько читал подобных статей — везде в упрёк электромобилям ставят сжигание углеводородов на тепловых станциях. Но ведь электроэнергия может вырабатываться и на АЭС, и на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых станциях. Если взять потраченные автомобилем джоули, то в случае с бензино-дизелных ДВС — это 100% углеводороды, а электромобиль — всё же частично испльзует экологически чистую энергию. Поэтому — электромобиль однозначно экологичнее. К тому же, надеюсь, в будущем производство электроэнергии будет смещаться в сторону экологически чистых технологий, а у ДВС в этом смысле мало перспектив, кроме водорода, конечно.


    1. sith
      04.06.2018 23:15
      +1

      ДВС не имеет отношения к водороду. Водород — это чистый электромобиль, где вместо батарей используется водород, который, соединяясь с кислородом даёт электричество плюс воду. Проблема в относительно низком КПД преобразования вода -> водород -> вода.


      1. bugdesigner
        04.06.2018 23:22

        Я хотел сказать, что ДВС работающий на водороде — формально экологически чистый. Понятно, что получение водорода процес затратный.


        1. sith
          04.06.2018 23:52
          +1

          Sorry. Я имел в виду, что сейчас, когда говорят про водород, то говорят скорее про электромотор + водородные топливные элементы, а не про ДВС на водороде.


        1. vmarunin
          05.06.2018 04:39
          +1

          Нет. Экономичный ДВС не может быть чистым. :(

          Чем выше степень сжатия в цилиндрах и чем выше температура сгорания топлива, тем выше КПД.
          Но горит то воздух, а там ~80% азота, который почти инертный, но при высоком давлении и высокой температуре очень неплохо реагирует с кислородом и получается NO.

          Современные дизели на это наступили, им зажали выбросы NO и всё, нет дизелей EURO5.
          Водородный двигатель будет иметь те же проблемы

          PS Я читал про AdBlue, который нейтрализует NO, но оно же жидкое и на морозе замерзает.


          1. sptor
            05.06.2018 09:08

            нет дизелей EURO5.

            Правда? А ничего что все современные новые машины которые разрешены к эксплуатации в ЕС должны соответсвовать нормам EURO6 сентября 2014 года уже, то есть неполных 4 года.
            Дизеля
            Euro standard Date CO NOx PM
            Euro 6 September 2014 0.50 0.080 0.005
            Бензин
            Euro 6 September 2014 1.0 0.060 0.005


            1. d-stream
              05.06.2018 10:47

              Видимо это отсылка к «дизельгейту»


              1. sptor
                05.06.2018 11:09

                Дизельгейт конечно дизельгейтом, но все же стоит аккуратней формулировать, потому как чепуха получается и современных дизелей не существует, если принять это утверждение. На самом деле я тут изучал как-то таблицы по выбросам того же CO/CO2 у одного производителя, так зачастую, по паспортным данным дизеля даже лучше гибридов зачастую по этому показателю, уж не говоря о чистом бензине, по NOx и саже конечно они проигрывают, но тем не менее. В общем это хорошо демонстрирует, что везде есть свои минусы и плюсы.


                1. d-stream
                  05.06.2018 11:34

                  Про плюсы-минусы — совершенно согласен. Вот таблицам по выбросам — стоит доверять с оглядкой. Особенно после скандальчиков. То есть что будет с выбросами бензинки/дизеля при старте «на все деньги» и в регулярных преходных режимах с экодвижения на ускорение — сложно предсказать на основе штатных испытаний по короткому ряду условий…

                  Ну и еще один момент: чистый углерод в виде мелкодисперсной сажи — у шахтеров угольная пыль является источником всяких тяжелых заболеваний легких… у дизелей конечно есть DPF и т.п., но…


                  1. sptor
                    05.06.2018 11:55

                    Это все понятно, что даже из одних и тех же данных можно сделать разные выводы, в зависимости от того, какая цель ставится, я просто хотел сказать, что все же перед их оглаской стоит ознакомиться с реальной ситуацией. А то неловко получиться может.
                    Таблицы они как таблицы, это на самом деле требования к производителям если говорить про те что я привел — этим таблицам доверять как раз можно, потому как они только устанавливают критерии, с оглядкой стоит относиться к любым данным производителей, тут полностью согласен, которые они дают для соответсвия этим требованиям. Это как с паспортным расходом, который вроде как официальные данные, но при этом все прекрасно знают что в реальной эксплуатации такого расхода достичь практически невозможно. Так и тут, сильно подозреваю, что и дизель и бензин современный проходят синтетические тесты на соответсвие требованиям Евро 6, но по факту в реальной эксплуатации не все так радужно.


                    1. d-stream
                      05.06.2018 12:21

                      Да, именно это я имел в виду, что соответствие нормам — это всего лишь показатели при определенных условиях… которые отличаются от реальных. Весь скандал-то разгорелся именно в ключе «по тестам 0.0001, а при реальной эксплуатации 100500».


            1. vmarunin
              05.06.2018 17:10

              А эти дизели они с AdBlue или сами по себе?
              А с AdBlue как зимой ездить, если оно замерзает?

              Дизели достигают отличного КПД, но чем лучше КПД, тем больше NO в выхлопе и его надо улавливать. Методы есть, но это уже будет дизель с кучей наворотов.


              1. Igor_O
                05.06.2018 17:33

                А с AdBlue как зимой ездить, если оно замерзает?

                В википедии пишут, что температура замерзания -11.5. По этому, все автомобили оснащаются подогревом бачка и помпой, которая опорожняет магистрали, когда глушишь двигатель. При замораживании-размораживании свойства не ухудшаются.


              1. sptor
                05.06.2018 21:02

                А эти дизели они с AdBlue или сами по себе?

                Легковые кто как, но большинство без AdBlue, у меня так без него.
                А с AdBlue как зимой ездить, если оно замерзает?

                Коммерческий транспорт — читай магистральные тягачи, они все с AdBlue, просто потому что решение без него возможно, но для такого типа транспорта получается слишком дорого и в отличии от легковушек экономически невыгодно, вроде у Скании был/есть такой двигатель, ездят и зимой без особых проблем. По крайней мере новые тягачи при морозах «замерзают» даже рече чем старые, которые без того самого AdBlue


        1. chieftain_yu
          05.06.2018 09:23

          Ну, если этот водородный ДВС обходится без масла (которое, полагаю, все равно будет, как и в углеводородных ДВС, попадать в цилиндр и в ничтожных количествах гореть) и не образует окислов азота — то вполне возможно.

          Но водород-воздушная (или водород-кислородная) смесь — это не то, на чем хочется ездить, уж извините.


        1. GeekberryFinn
          06.06.2018 05:41

          ДВС работающий на водороде — формально экологически чистый

          Из-за потерь водорода улетучивающегося в космос — увы нет, и может привести ситуации «Откуда на Плюке моря? Из них давным-давно луц сделали.» © Кин-дза-дза


  1. red_andr
    04.06.2018 22:00

    А мне вот интересно откуда взялось 8,8 тонн СО2? Если из-за используемого при производстве электричества, то опять таки важно как он было произведено. Может батарея в Норвегии, Франции или Квебеке была сделана? Тогда очевидно, что будет заметно меньше.


    1. chieftain_yu
      05.06.2018 09:24

      Там очень напряженно с месторождениями лития.
      А перерабатывать руду удобнее неподалеку от места добычи.


      1. BlackMokona
        05.06.2018 10:18

        С месторождениями лития всё хорошо.
        "По оценкам[3], солончак Уюни содержит запас в 10 млрд т соли, из которых ежегодно добывается менее 25 тыс. т. Благодаря своей плоской поверхности солончак Уюни служит главным транспортным маршрутом в Альтиплано. Хлорид лития, находящийся здесь в огромных количествах[4][5], пригоден для добычи из него лития, что актуально для аккумуляторной индустрии. Около 100 миллионов тонн лития, или от 50 до 70 % мировых его запасов находится в этом озере.[6]"
        И если литий хорошо поискать, а до этого смысл искать его не было. Можно ещё дочертиков нацти


        1. chieftain_yu
          05.06.2018 10:57

          Мне кажется, Уюни — это Боливия, а не Норвегия, Франция или Канада. И мне пока не известны коммерчески разрабатываемые месторождения лития в этих странах.

          Нет, если возникнет дикая потребность в литии — его начнут делать много где. Но это возможно только совместно с заметным ростом цен на литий.


        1. kryvichh
          05.06.2018 12:12

          В соседнем Чили настроили столько солнечных электростанций, что энергию некуда девать. Почему не приспособить её в добыче лития?


    1. Zheleziaka
      05.06.2018 09:37

      Если сборку автомобиля можно сделать используя только «зеленое» электричество, то аккумулятор без химии не сделать. Вот наверно оттуда и берутся 8,8 тонн вместо 5,6.


  1. rayz_razko
    04.06.2018 22:53

    Интересно, а сколько теряется выработанной электроэнергии при доставке от момента генерации до момента потребления? Учитывают ли это в расчетах?


    1. sith
      04.06.2018 23:17
      +1

      Смотря что считать моментом потребления — доставка до розетки или до колёс.

      Если вы о передачи электричества по проводам, то потери совсем незначительные.


      1. Zheleziaka
        05.06.2018 09:45

        Смотря какие расстояния. Высоковольтные линии используют для того чтобы снизить потери. А это два преобразования — туда и обратно (рядом с потребителем). И КПД там далеко не 100 %


    1. vmarunin
      05.06.2018 00:04

      Бегло нагуглилось 8% ссылка
      Вот выдержка
      ПАО ""МРСК Центра и Приволжья"""
      Год 2017
      № п/п Показатель Единица измерения Значение показателя
      всего по уровням напряжения
      ВН СН1 СН2 НН
      4 Фактические (отчетные) потери электрической энергии в процентах от отпуска электрической энергии в сеть % 7.98% 2.44% 3.60% 7.54% 15.27%


      1. tankistua
        05.06.2018 07:16

        Не забывайте, что в потери списывают и ворованное, плюс к этому всему — электросеть уже есть, и с машинами или без, но она все равно нужна. Если автомобили перестанут заправляться топливом — исчезнут заправки. А электромобиль в основной своей массе заряжается ночью, когда электричество в избытке.


        1. chieftain_yu
          05.06.2018 09:27

          Как только электромобилей станет какое-то значимое количество — пик потребления сместится.
          Ну и ночью вряд ли работают солнечные электростанции, а ветряные, полагаю, снижают выработку. Так что ночью гнать энергию могут более традиционные тепловые, ядерные, гидро. И только последние из них условно нравятся зеленым.


          1. striver
            05.06.2018 11:18

            В США, как раз производители ЭЭ за развитие такого транспорта и стоят за отмену льгот на покупку электрокаров.


          1. vmarunin
            05.06.2018 17:20

            Пик освещения и пик потребления и так не очень то совпадают. Летом в 5 утра свет есть, а потребления ещё нет. А после заката потребление огого какое.

            ТЭС в неоптимальном режиме дают неоптимальный КПД, так что более ровное потребление (потребление ночью) это для них уже хорошо.


        1. vmarunin
          05.06.2018 17:16

          Да я просто циферки с сайта скопировал
          И может неправильно скопировал, может их надо складывать (я знаю, что не в лоб), чтобы получить потери до розетки.
          Но то что сеть уже есть — факт и вроде по расчётам её надо удвоить, чтобы перевести все автомобили на электричество. Вполне решаемая задача IMHO.

          Ну и возможность поиграть в балансировку сети автомобильными аккумуляторами очень заманчивая. Компьютеры есть, Internet есть, осталось владельцев как-то простимулировать и можно получить сглаживание пиков в течении дня.


  1. tankistua
    04.06.2018 23:45

    Электромобили находятся на старте своего пути, тогда как двс уже доведен практически до совершенства.
    Плюс не стоит забывать за логистическаю нагрузку бензина — грузовик везет цистерну с бензином, кассир на заправке едет на работу и прочее. Так же не надо забывать о ночной зарядке электромобиля, когда электричества в избытке и его надо куда то девать, потому что гес или тец можно приглушить, а аэс уже так просто не скинет мощность.


    1. Mesklin
      05.06.2018 01:12

      С приглушением ТЭС и ГЭС тоже не очень, они либо работают на стабильной мощности плюс-минус несколько процентов, либо глушатся. Не зря же единую энергетическую систему запилили в СССР.


      1. vmarunin
        05.06.2018 04:28

        ГЭС во всю меняют мощность.
        Почитайте про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Там именно начали гонять турбину на разных режимах (менять мощность), а она оказалась не готова к этому. А до этого гоняли Братскую ГЭС, но у них приключился пожар в системе управления и баллансировку передали на другую ГЭС.
        Если возможностей ГЭС не хватает, то меняют выработку на ТЭС/ТЭЦ. Им это тоже совсем не полезно, но куда деваться то?
        Переброска мощности по единой энергосистеме улучшает ситуацию, но не решает проблему полностью (это не считая отдельной системы Дальнего Востока и потерь на передачу энергии)


        1. Mesklin
          05.06.2018 07:04

          После более глубокого изучения вопроса возражение снимаю, был неправ.


        1. ainoneko
          06.06.2018 08:05

          ГЭС во всю меняют мощность.
          Почитайте про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Там именно начали гонять турбину на разных режимах (менять мощность), а она оказалась не готова к этому. А до этого гоняли Братскую ГЭС, но у них приключился пожар в системе управления и баллансировку передали на другую ГЭС.
          Вкратце: ГЭС могут менять мощность, но от этого ломаются?


    1. chieftain_yu
      05.06.2018 09:29

      Кассир на заправке не обязателен.
      У меня в СПб есть безоператорные АЗС. Там людей кроме посетителей нет в принципе.


  1. D3D9EX
    05.06.2018 08:11

    Глядя на таблицу используемых полезных ископаемых, у меня пришла идея: Россия может неплохо зарабатывать на поставке эл. энергии с плавучих и стационарных АЭС. Станция находится за пределами государства, организация, ремонт и обслуживание берёт на себя Росатом (или кто).


  1. VadimGuslistov
    05.06.2018 09:17

    Ни одна система очистки выхлопных газов автомобиля не сравнится с таковыми на электростанциях. Отсутствие масел и прочих технических жидкостей, а также других расходных элементов (фильтры, прокладки и т. д. и т. п.), присущих автомобилям с ДВС, делает простые электроавтомобили ещё более экологичными.


    1. Flann
      06.06.2018 11:16

      Каких-таких "прочих технических жидкостей"? В электрокарах нет ГУР и не используется тормозная жидкость? Фильтров тоже не дофига — масляный, воздушный и салонный (есть ещё и бензиновый, но он часто на весь срок службы авто) — первые два вычеркнем, останется салоныый. И далее всё в том же духе...


      1. sith
        06.06.2018 18:32

        В электрокарах нет ГУР

        Нет. Усилитель руля электрический.


        1. Flann
          06.06.2018 22:58

          Именно электрический или всё-таки ЭГУР? Лучше гидравлики для передачи усилия пока что ничего не придумали.


          1. moonoviy
            07.06.2018 14:55

            Вы не поверите, но лучше гидравлики придумали электричество. Считайте, грубо это электромотор, который прицеплен к рулю, и можно добавлять любую вспомогательную мощность для поворота руля просто подавая разное количество электричества этому моторчику. Например, при наборе скорости руль не должен легко крутиться и усилитель меньше помогает, а на больших скоростях и вовсе отключается. Теперь представьте, как это реализовать на гидравлике.


  1. DEM_dwg
    05.06.2018 09:27

    Странно, что как то совсем мало уделено исследованию, по тому сколько же все таки надо углеводородов с учетом потерь. Цифры даны и все, типа принимайте на веру.


  1. Kanut79
    05.06.2018 09:46

    Европейские исследования, основанные на ожидаемом уровне производства на 2020 год, говорят о том, что электромобиль, который использует исключительно ту энергию, которая была добыта от сжигания углеводородов, нуждается в 2/3 энергии топлива, которую использует аналогичный автомобиль с ДВС для преодоления той же дистанции.

    А мне вот интересно какие ДВС сравнивали с какими электромобилями. Последние самые экономичные модели в обоих случаях? Какие-то средние значения? Самые популярные модели?


  1. tim2018
    05.06.2018 13:41

    Извините, политика
    Рассуждения сагибов о экологичности, зелености и прочем. Парадигма колониализма никуда не делась. Максимум энергозатратного и грязного выведен за пределы золотого миллиарда. Поэтому можно поиграться с зелеными пузырями. Никто же не признается, что расист. На самом деле
    Однако для того, чтобы
    осуществить это регулирование, требуется нечто большее, чем простое
    познание. Для этого требуется полный переворот в нашем существующем до
    сего времени способе производства, и вместе с ним во всем нашем обществен-
    ном строе


    1. striver
      05.06.2018 13:53

      Я прошу прощения, но переход от лошади к автомобилю — было на много больнее. И ничего, цивилизация справилась. Мое мнение, что переход от левостороннего к правостороннего движения, усилий нужно приложить значительно больше, чем от ДВС к электротяге.


      1. vassabi
        05.06.2018 16:40

        переход от левостороннего к правостороннего движения, усилий нужно приложить значительно больше, чем от ДВС к электротяге.
        ну, не скажите


        1. striver
          05.06.2018 16:52

          Еще примеры? А вот переход на электротягу — вариантов более чем достаточно. Хочу увидеть, как Лондон станет правосторонним. Скорее будут летающие автомобили, чем правостороннее движение.


          1. vassabi
            05.06.2018 19:15

            Лондон? неее, там королева раньше отречется, чем на правостороннее движение перейдут…


  1. 027
    06.06.2018 08:37

    проёденных

    Проеханных (хотя и это звучит коряво). Лучше уж «пройденных» или «преодоленных».