Введение


Сознание человека работает с пространственно-временными объемами довольно изысканным образом. Чтобы понять, в чем разница между веществом и потоком вещества, необходимо понимать, как но работает.


На первом шаге наше сознание строит эталонный ПВО. Цель этого построения — дать представление о своем положении в пространстве. Для создания эталонного ПВО субъект выбирает нечто, что считает стабильным, и привязывает к нему созданный эталонный ПВО. Например, находясь в комнате, субъект привязывает эталонный ПВО к комнате. С этого момента субъект принимает решение о том, что он находится в комнате. Когда человек окружен большим количеством реперов, к которым можно привязаться, ему довольно легко удается построить эталонный ПВО. Однако, когда вокруг пустота, человек теряется. Трудности с построением эталонного ПВО можно понять, представив себя в невесомости с закрытыми глазами (абсолютная депривация). Вы пытаетесь найти реперы но не находите их. Если вам сложно представить себе абсолютную депривацию, можете представить себе частичную. Для этого представьте себя стоящим на вершине столба высоко от поверхности земли. Посмотрите вверх и попробуйте в таком положении удержать равновесие. Вы легко его потеряете, и не потому, что положение неудобное, а потому что вам не за что зацепиться взглядом, чтобы построить эталонный ПВО. Глядя на плывущие облака, вы "поплывете" вместе с ними. И только тренированные люди могут связать эталонный ПВО с теми ощущениями, которые возникают у них в теле при попытке удержать равновесие. Этот опыт построения эталонного ПВО связан не со зрением, как мы привыкли делать, а с кинестетическим ощущением. Я сам тренировал это чувство много лет и могу сказать, что перевод управления с визуальной регистрации на кинестетическую дается мне очень трудно. Итак, на первом шаге субъект строит эталонный ПВО любым доступным ему способом.


В эталонном ПВО выделяются части, в которые вы помещаете окна наблюдения. Окно наблюдения — это тоже ПВО, но другое, отличное от эталонного. Оно необходимо для локального наблюдения за чем-то. Субъект осознает окно наблюдения как некую позицию, из которой он может детально изучить реальность. Для этого субъект удерживает в своем сознании относительное положение окна наблюдения относительно эталонного ПВО. Например, вы находитесь на детской площадке и наблюдаете детскую карусель. Эталонный ПВО строится на основе наблюдения за детской площадкой (субъект принимает решение, что он находится на детской площадке). Окно наблюдения связано с наблюдаемым объектом: с каруселью. Оно привязано к эталонному ПВО и ориентировано относительно него. В одной и той же части эталонного ПВО субъект может разместить несколько окон наблюдения, отличающиеся друг от друга ориентацией. Чтобы это понять, представьте себе, что окно наблюдения ориентировано относительно эталонного ПВО так же, как ваша голова ориентирована относительно вашего туловища. Представьте себе, что вы сидите неподвижно, но голова может вращаться. Вы связали эталонный ПВО с вашим туловищем, а ориентацию окна наблюдения с положением вашей головы. Представьте теперь, что вы наблюдаете карусель на детской площадке. Вы видите ее неподвижной. Но вот кто-то подошел к карусели и слегка повернул ее. Вместе с этим поворотом вы слегка повернули свою голову, а вместе с ней повернули и окно наблюдения. Карусель осталась неподвижной относительно окна наблюдения, но само окно повернулось относительно эталонного ПВО. Если кто-то начнет вращать карусель вокруг своей оси, вы не сможете бесконечно вращать окно наблюдения, потому что окно наблюдения каким-то невероятным образом связано с возможностью вашей головы совершать движения относительно вашего туловища. Чтобы следить за каруселью, вы прибегаете к хитрости. Как только окно наблюдения поворачивается на критический угол, вы создаете новое окно наблюдения и начинаете наблюдать за каруселью уже в нем. Старое окно наблюдения вы бросаете, связывая его с новым отношением: повернуто на 90 градусов. Таким образом, наблюдение за вращающейся каруселью выливается в построение множества окон наблюдения, связанных друг с другом поворотами. Если вы проследите внимательно за движением ваших глаз, вы заметите, что они совершают следующие движения: медленное движение туда и быстрое обратно. Медленное движение туда означает поворот окна наблюдения, быстрый скачек обратно — это момент создания нового окна наблюдения. Можно провести другой опыт. Представьте себе, что вы едете на поезде. Вы смотрите в окно на протекающее мимо вас пространство. Если вы понаблюдаете за движениями своих глаз, то увидите, что они двигаются туда и обратно. Когда они двигаются туда, вы поворачиваете окно наблюдения, когда обратно, вы создаете новое окно. В этом заключается хитрость наблюдения за большими динамическими процессами, осознать которые целиком вы не в силах.


Создание окна наблюдения мы связываем с понятием события. Новое окно — это новое событие. Поэтому создание новых окон наблюдения равносильно наблюдению большого числа событий. Это очень затратно для нашего сознания. Рано или поздно сознание устает. Как только это происходит, сознание переходит к другому способу наблюдения. Если вы едете на поезде и смотрите в окно, то ваши глаза останавливают свое движение туда-обратно. Если вы наблюдаете карусель, ваши глаза тоже останавливаются. С этого момента окно наблюдения одно, но внутри него мы наблюдаем не объекты, а поток, проносящийся мимо окна. И тогда останавливается процесс создания новых окон (читай событий), что сильно облегчает работу сознания.


Понятие потока напрямую связано с восприятием моделируемого ПВО. Когда-то меня учили Дзен-ходьбе. Это состояние, в котором ваши глаза при пешей прогулке перестают прыгать от одного объекта наблюдения к другому. Глаза останавливаются и вы видите окружающий вас мир как единый поток, плывущий мимо вас. Это и есть осознание мира как потока. В этом состоянии не происходит никаких событий, сознание успокаивается, мысли уходят. Вам больше нечем кормить ваш ум, потому что он кормится событиями, которых в этом состоянии нет. И ум умолкает.


Теперь попробуем сформулировать все это формальным образом.


  1. Вы создаете эталонный ПВО. Как правило, эталонный ПВО связан с каким-то пространством, наблюдаемым вами изнутри, например, с комнатой, в которой вы находитесь.


  2. В эталонном ПВО вы выбираете часть. Эта часть — окно наблюдения. Создание окна — это событие. В частном случае положение окна наблюдения ограничено ограничениями нашего тела, но в общем случае, если не ограничивать себя антропоморфными ограничениями, окно наблюдения может "двигаться" относительно эталонного ПВО как угодно. Термин "двигается" в данном контексте не означает, что один ПВО "движется" относительно другого, потому что ПВО не может "двигаться". "Движение" одного ПВО относительно другого — это относительное свойство двух ПВО, которое интерпретируется в нашем сознании как относительное движение двух пространств. Строгое определение этого свойства я оставлю желающим дать его. На мой взгляд, это не сложно, но в данном контексте будет не уместно.


  3. Окно наблюдения не обладает свойствами. Это лишь окно, через которое производится наблюдение моделируемых ПВО. Моделируемый ПВО не есть эталонный, хотя бы потому что моделируемый ПВО "движется" независимо от окна наблюдения и от эталонного ПВО. Окно наблюдения не есть эталонный ПВО, потому что они "двигаются" относительно друг друга. Результат наблюдения — это состояние.



Получается, что для досконального моделирования реальности нам необходимо моделировать три ПВО, каждый из которых выполняет свою функцию. Эталонный ПВО позволяет нам закрепить себя как наблюдателя относительно мира и выбрать эталон размеров и времени. Окно наблюдения позволяет начать наблюдение за моделируемым ПВО, свойства которого мы хотим описать. Каждый субъект делает это одним, свойственным только ему способом. Моделируемый ПВО наблюдается сквозь окно наблюдения и, в зависимости от взаимных с окном наблюдения свойств, может трактоваться разными способами. В одну и ту же часть эталонного ПВО можно поместить множество разных окон наблюдения, отличающихся друг от друга ориентацией. Через одно и то же окно наблюдения можно рассматривать множество разных моделируемых ПВО, отличающихся взаимным "движением". Каждый моделируемый ПВО может быть рассмотрен с разных точек зрения, например, когда мы говорим "белый объект", мы рассматриваем один и тот же моделируемый ПВО с двух разных точек зрения. И все же мы умеем договариваться. Для этого мы с детства учимся выделять окна наблюдения единым для одного коллектива людей образом. Если предпримем шаги к унификации наших представлений, мы потеряем разнообразие точек зрения, но приобретем возможность договариваться относительно модели мира. Именно этим мы и занимаемся при обучении детей: мы учим их унифицированному представлению. Если мы примем определенные правила моделирования, то сможем создать единую мета-модель. Если понадобится нарушить правила, мы сможем делать это осознанно.


В рамках данной статьи я не берусь сформулировать эти правила. Я лишь покажу на нескольких примерах, как наша работа с ПВО отражается в наших моделях.


Окно наблюдения можно представить как окно, сквозь которое происходит наблюдение за моделируемым ПВО. Если моделируемый ПВО неподвижен относительно окна наблюдения, мы говорим, что моделируемый ПВО жестко закреплен относительно окна наблюдения. Если моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения, мы говорим, что моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения. Еще раз напомню, что слова "жестко закреплен" и "движется" — это взаимные свойства ПВО, которые могут трактоваться как относительное движение пространств двух ПВО.


Объект


Моделируемый ПВО рассматривается снаружи. Он жестко закреплен относительно окна наблюдения. Свойство моделируемого ПВО гладкое во времени и не обязательно однородное в пространстве. Неоднородным в пространстве свойство может быть по причинам:


  1. Оно комплексное — состоит из множества однородных ПВО. Машина состоит из кузова, двигателя и ходовой части.
  2. Оно атомарное — звезда атомарное в пространстве свойство, потому что не имеет пространственных границ.

Однородный объект


Если к гладкости во времени добавить однородность в пространстве, мы будем иметь дело с однородным объектом. Однородный объект может быть гладким в пространстве, может быть регулярным. В первом случае речь идет об объекте из вещества, во втором — об объекте из композита.


Объект из вещества


Объект из вещества — это гладкое в пространстве свойство моделируемого ПВО, наблюдаемое снаружи. Стакан воды, литр нефти, стеклянный шар — все это объекты из вещества.


Объект из композита


Объект из композита — это регулярное в пространстве свойство моделируемого ПВО, наблюдаемое снаружи. Ткань, ковер, кусок дерева — все это объекты из композита. Про них можно сказать: ткань состоит из ячеек, ковер из ворсинок, кусок дерева из волокон.


Знание о том, что объект состоит из атомов, говорит в пользу того, что любой объект — тоже композит. Это так и есть, если разрешение приборов позволяют нам это увидеть. Таким же образом ковер перестанет быть объектом из композита, если разрешение прибора не позволит нам обнаружить ворс.


Среда


Все то же, что и для объекта, только моделируемое ПВО рассматривается изнутри.


Среда из вещества


Среда из вещества — это гладкое в пространстве свойство моделируемого ПВО, наблюдаемое изнутри. Вода, нефть, стекло — все это среды из вещества.


Среда из композита


Среда из композита — это регулярное в пространстве свойство моделируемого ПВО, наблюдаемое изнутри, например, древесина. Про нее можно сказать: древесина состоит из волокон. А волокна уже нельзя наблюдать изнутри. Поэтому наблюдение композита изнутри предполагает наблюдение его элементов снаружи.


Поток


Поток, наблюдаемый снаружи


Моделируемый ПВО рассматривается снаружи. Но теперь моделируемый ПВО "движется" относительно окна наблюдения.


Поток вещества, наблюдаемый снаружи


Моделируемый ПВО рассматривается снаружи. Моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения. Свойство моделируемого ПВО гладкое в пространстве. Поток воды в трубе — это пример потока вещества, наблюдаемый снаружи.


Поток композита, наблюдаемый снаружи


Моделируемый ПВО рассматривается снаружи. Моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения. Свойство моделируемого ПВО регулярное в пространстве. Поток шариков с трубке — это пример потока композита, наблюдаемый снаружи.


Поток, наблюдаемый изнутри


Поток вещества, наблюдаемый изнутри


Моделируемый ПВО рассматривается изнутри. Моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения. Свойство моделируемого ПВО непрерывное в пространстве. Ветер — это пример потока вещества, наблюдаемый изнутри.


Поток композита, наблюдаемый изнутри


Моделируемый ПВО рассматривается изнутри. Моделируемый ПВО движется относительно окна наблюдения. Свойство моделируемого ПВО регулярное в пространстве. Град — это пример потока композита, наблюдаемый изнутри.


Замечания


Когда я говорю о композите, способ моего изложения наталкивает вас на совершение ошибки. Например, когда я говорю о граде как о потоке композита, наблюдаемого изнутри, вы можете подумать, что этот поток состоит из градин. И вы ошибетесь, потому что помимо градин есть еще и пространство между ними, которое тоже есть часть потока. Поэтому, если делить поток на части, то надо говорить о типовом элементе потока как о градине с прилегающим к ней пространством. Это могут быть и более неожиданные элементы, например, две половинки градин, разделенные пространством. Я напомню, что типовым элементом может быть любой элемент с точностью до сдвига.


Допустим, что вы наблюдаете воронку вращающейся жидкости. Кто-то может сказать, что это объект, кто-то, что это поток. Все зависит от того, движется ли моделируемое ПВО относительно наблюдаемого или нет. Подробнее в следующей части:


Регулярная активность


Что произойдет, если взять определение объекта (свойство ПВО, гладкое во времени) и требование временной гладкости в нем заменить на требование регулярности. Регулярность связана с гладкостью методом генерализации (детализации), а это значит, что физический смысл при смене требования не изменится.


Точение болтов — регулярное во времени свойство ПВО. Похоже оно на объект? Не очень. Регулярность во времени моделирует регулярную активность, но не объект! Однако, следуя логике, получается, что регулярная активность и объект — это одно и то же! Их разделяет только одно: метод генерализации и детализации! Часто регулярную активность называют иначе: функция. С термином функция связано множество споров, поэтому его употребление может вызвать недопонимание. Но до определенного момента я буду употреблять его, чтобы избежать длинного: регулярная активность.


Проведем мысленный эксперимент. Допустим, что у вас есть быстро вращающаяся линейка со светодиодами. Если ее вращение быстрое, мы видим парящие в воздухе светящиеся цифры и прозрачный диск неопределенного цвета. Это моделируемое ПВО, трактуемое нами как часы, или как функция демонстрации времени. Часы и функция демонстрации времени — это разные трактовки одного и того же моделируемого ПВО. Это моделируемое ПВО неподвижно относительно наблюдаемого. Начнем замедлять вращение линейки. В какой-то момент мы заметим линейку и ее вращение. Сохраним неподвижность относительно наблюдаемого ПВО. Мы увидим регулярную активность. Измерения регулярной активности должны производиться на промежутках времени, больших мгновения однородности. То есть, говорить о свойствах этого ПВО на промежутке времени, меньшем множества оборотов линейки, нет смысла. Замедление вращения линейки приводит к увеличению длительности оборота, а, следовательно, к увеличению длительности измерения. Увеличение длительности измерения сохранит представление о часах даже, если нам кажется, что иллюзия часов исчезла.


Рассмотрим другой ПВО, жестко связанный с вращающейся линейкой. Он вращается относительно рамки наблюдаемого ПВО. По определению — это поток. Так и есть, это поток композита, состоящий из пространства в виде круга и линейки в нем.


Таким образом мы имеем два разных представления об одном и том же в зависимости от того, как моделируемое ПВО относится к рамке наблюдаемого ПВО:


  1. Представление в виде регулярной активности (рамка и моделируемое ПВО неподвижны относительно друг друга)
  2. Представление в виде регулярного потока (рамка и моделируемое ПВО движутся относительно друг друга)

Мы можем заметить переключение своего внимания с одного представления на другое, если будем внимательны к себе.


Мы можем продолжать строить бесчисленное количество моделируемых ПВО, связанных с часами. Рассмотренные два случая характерны тем, что в одном из них моделируемый ПВО неподвижен относительно моделируемого, а во втором неподвижна линейка. Но это строго не обязательно, поэтому можно рассматривать любые моделируемые ПВО с любым движением относительно наблюдаемого. Таким образом, в одну рамку могут быть вставлены разные моделируемые ПВО.


Пример с часами показывает, что часть наблюдаемого ПВО, представленная в виде потока, с одной стороны, может быть представлена в виде регулярной активности с другой. Иными словами, поток воды можно рассматривать и как поток, и как объект под названием, фонтан, например. Одно и то же может быть представлено разными способами в зависимости от способа выделения ПВО.


Рассмотрим регулярную активность по точению болтов. Возьмем для анализа моделируемое ПВО, неподвижное относительно наблюдаемого ПВО. Измерения, связанные с функцией точения, необходимо проводить на отрезках времени, которые больше мгновения однородности, например на отрезках времени больше суток. Мы устанавливаем время экспозиции сутки и смотрим, что у нас получилось. А получился у нас цех и в нем какие-то серые облака. Вы видите токаря? Облако вокруг станка — это он. Вы видите поток болтов, и поток деталей? Вот они: вот эти серые облака. Вы можете увидеть контуры токаря? Нет, потому что для данной экспозиции он слишком быстро двигается, а вот контуры цеха мы видим. Они меняются много медленнее.


Многозначность термина функция


Часы и функция демонстрации времени — это одно и то же, цех — это функция точения болтов. Но кто-то может сказать, что демонстрация времени — это функция линейки со светодиодами, а точение болтов — это функция токаря. В данных утверждениях термин функция выступает в ином смысле. Этот смысл требует отдельного пояснения.


Часто думают, что токарь является исполнителем операции по точению болта (исполнитель — это термин из теории деятельности), и тогда в глазах такого наблюдателя какая-то часть операции становится ее исполнителем. Деятельность — это трактовка активности, поэтому деятельность нужно моделировать поверх модели активности уже третьим уровнем. Исполнитель — это элемент модели третьего уровня.


Иногда под термином функция понимают понятие назначение. Это значит, что данный объект в будущем может стать исполнителем той или иной операции, или активности. Это — тоже третий уровень моделирования, но при этом касающийся воображаемого будущего.


Иногда под функцией понимают преобразование потоков. Это еще один смысл для третьего уровня модели.


Я провел вас по всем известным мне закоулкам, чтобы показать, что термин функция настолько же запутаный, как и термин процесс. На практике я предпочитаю говорить активность. Этот термин для создания моделей второго уровня имеет вполне определенное и точное значение. Если активность гладкая, мы имеем дело с объектами, если регулярная, — с регулярной активностью. Регулярную активность и объекты связывают методы генерализации и детализации.


Продолжение классификации


Точно тем же способом можно поступить в веществом, заменив гладкость во времени на регулярность. Это позволяет моделировать, например, работу конвейерной линии. Можно продолжить распространение идей на потоки, но в рамках текущей работы пока остановим свои исследования в этом направлении.

Комментарии (8)


  1. Hamper
    26.06.2018 13:36
    +3

    При чтении возникает стойкое ощущение, что эта статья была сгенерирована каким-то генератором научных статей.


    1. thatsme
      26.06.2018 14:26
      +1

      Я тоже статью не осилил. Очень похоже на описание теории фингербокса ...


      1. mammuthus
        26.06.2018 14:42
        +3

        Скорее на шизофазию.


  1. qbertych
    26.06.2018 16:25
    +2

    Борхес в рассказе-эссе «Аналитический язык Джона Уилкинса» привел странную классификацию животных в китайской энциклопедии под названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что животные делятся на:

    а) принадлежащих Императору,
    б) набальзамированных,
    в) прирученных,
    г) молочных поросят,
    д) сирен,
    е) сказочных,
    ж) бродячих собак,
    з) включённых в эту классификацию,
    и) бегающих как сумасшедшие,
    к) бесчисленных,
    л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
    м) прочих,
    н) разбивших цветочную вазу,
    о) похожих издали на мух.


  1. tvr
    26.06.2018 17:25

    Всё, бессонница мне больше не грозит.
    TTS, зациклить и минут пятнадцати — двадцати прослушивания хватит для погружения в глубочайший сон.


  1. DRVTiny
    26.06.2018 19:41
    +1

    Читал и плакал. Честно.
    Можно я буду цитировать ЭТО, не всегда приводя ссылки на Первоисточник?


  1. DRVTiny
    26.06.2018 20:13
    +1

    Уважаемый переводчик, скажите пожалуйста, а у нас завтра какая среда будет — та, что из вещества или та, что из композита?


  1. AlexLeonov
    26.06.2018 23:40

    >> звезда атомарное в пространстве свойство, потому что не имеет пространственных границ

    Автора надо познакомить с «писателем» ognennoe.ru
    Они найдут, что обсудить.